Научная статья на тему 'Опыт организации мультидисциплинарного подхода абилитации детей с расстройством аутистического спектра'

Опыт организации мультидисциплинарного подхода абилитации детей с расстройством аутистического спектра Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
461
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медицина в Кузбассе
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДЕТИ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА / АУТИЗМ / МУЛЬТИДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД / АБИЛИТАЦИЯ / ШКОЛА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ / CHILDREN WITH ASD (AUTISTIC SPECTRUM DISORDER) / AUTISM / MULTI-DISCIPLINARY APPROACH / HABILITATION / SCHOOL FOR PARENTS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Панченко Татьяна Николаевна, Валуева Инна Владимировна, Лариков Андрей Викторович, Уланова Анна Константиновна, Кудревич Светлана Николаевна

Описание опыта организации специалистов медицинского и педагогического профилей, участвующих в оказании абилитационной помощи детям с расстройством аутистического спектра (РАС) в условиях санаторно-курортного учреждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Панченко Татьяна Николаевна, Валуева Инна Владимировна, Лариков Андрей Викторович, Уланова Анна Константиновна, Кудревич Светлана Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE IN ORGANISING A MULTI-DASCIPLINARY APPROACH TO THE ABILITATION OF CHILDREN AUTISTIC SPECTRUM DISODERS

Description of the experience of the organization of specialists in medical and pedagogical profiles involved in providing habilitation to children with autism spectrum disorder in conditions of a sanatorium resort institution.

Текст научной работы на тему «Опыт организации мультидисциплинарного подхода абилитации детей с расстройством аутистического спектра»

ОБМЕН ОПЫТОМ

Статья поступила в редакцию 8.10.2018 г.

Панченко Т.Н., Валуева И.В., Лариков А.В., Уланова А.К., Кудревич С.Н.

Новокузнецкий детский клинический психоневрологический санаторий,

г. Новокузнецк, Россия.

ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ МУЛЬТИДИСЦИПЛИНАРНОГО ПОДХОДА АБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

Описание опыта организации специалистов медицинского и педагогического профилей, участвующих в оказании аби-литационной помощи детям с расстройством аутистического спектра (РАС) в условиях санаторно-курортного учреждения.

Ключевые слова: дети с расстройством аутистического спектра; аутизм; мультидисциплинарный подход; абилитация; школа для родителей.

Panchenko T.N., Valueva I.V., Larikov A.V., Ulanova A.K., Kudrevich S.N.

Novokuznetsk Children's Clinical Psycho-neurological Sanatorium, Novokuznetsk, Russia EXPERIENCE IN ORGANISING A MULTI-DASCIPLINARY APPROACH TO THE ABILITATION OF CHILDREN AUTISTIC SPECTRUM DISODERS

Description of the experience of the organization of specialists in medical and pedagogical profiles involved in providing habilitation to children with autism spectrum disorder in conditions of a sanatorium resort institution.

Key words: children with ASD (Autistic Spectrum Disorder); autism; multi-disciplinary approach; habilitation; school for parents.

Одним из приоритетных направлений в государственной политике России в области поддержки детства, в соответствии с международными стандартами, является обеспечение прав детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья на полноценное участие в общественной жизни, получение качественного образования, квалифицированной медицинской помощи, на охрану здоровья и реабилитацию, социализацию, юридическую и социальную защиту, профессиональную подготовку, доступную среду [1-3].

Мировой опыт и отечественная практика показывают, что для максимальной реализации прав детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) необходим системный и комплексный подход в решении медицинских, социальных аспектов.

С целью оказания своевременной специализированной помощи детям раннего возраста с РАС в ГБУЗ КО НДКПНС с 2016 года организована работа с использованием мультидисциплинарного подхода к диагностике и реабилитации (абилитации).

Основными направлениями работы в организации медико-психолого-педагогической помощи детям с расстройствами аутистического спектра и их семьям были выбраны:

- возможно раннее выявление РАС у детей;

- разработка, затем реализация индивидуальных программ абилитации и лечения детей с РАС;

- поддержка семей, имеющих детей с РАС, помощь в преодолении их изолированности, повышение информированности родителей.

В состав мультидисциплинарной бригады санатория входят: врач-невролог, врач-психиатр-психотерапевт, медицинский психолог, психолог, логопед, педагог-воспитатель, инструктор по лечебной физкультуре (ЛФК). Командная работа специалистов позволяет выработать единый подход к комплексному решению задач абилитации ребенка.

На мультидисциплинарном консилиуме определяется актуальная область развития ребенка, разрабатывается индивидуальная программа абилитации. Акцент делается на стимуляцию речевого и социального развития ребёнка, контроль над дезадаптивным поведением.

Каждый сотрудник, взаимодействующий с ребенком, придерживается разработанной индивидуальной поведенческой программы.

Врач-невролог проводит первичный осмотр пациентов. С учетом жалоб родителей, данных анамнеза, а также результатов клинического осмотра, определяется объем медикаментозной терапии. Фармакотерапия используется для контроля симптомов: саморазрушающего поведения, агрессивности, расстройств сна, гиперактивности, проявлений энуреза [4].

Психолог и логопед оценивают степень развития когнитивных, бытовых и речевых навыков. На основании собранных данных определяется степень развития коммуникативных навыков и способностей ре-

Корреспонденцию адресовать:

ПАНЧЕНКО Татьяна Николаевна,

654041, г. Новокузнецк, ул. Циолковского, д. 36а,

ГБУЗ Новокузнецкий детский клинический

психоневрологический санаторий.

Тел.: 8 (3843) 71-37-42.

E-mail: [email protected]

^Медицина Medicine

в Кузбассе

T. 17 № 4 2018 69

ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ МУЛЬТИДИСЦИПЛИНАРНОГО ПОДХОДА АБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

бенка. Используемые методы диагностики, такие как: «Рейтинговая шкала аутизма у детей» (англ. Childhood Autism Rating Scale, CARS), «Интервью для диагностики аутизма» (англ. Autism Diagnostic Interview-Revised, ADI-R)», программа оценки навыков речи и социального взаимодействия VB-MAPP (The Verbal Behavior Milestones Assessment and Placement Program), клиническое интервью, позволяют обеспечить специалистов информацией, которая становится основой для разработки программы обучения речи, социальным навыкам [5-8]. Для формирования функциональных навыков и коррекции нежелательного поведения применяются бихевиоральные программы обучения ABA-терапия (Прикладной анализ поведения, англ. Applied be havior analysis) [9].

Данные наблюдений психолога и педагога-воспитателя являются дополнительным материалом для врача-психиатра в сборе информации о ребёнке с целью уточнения клинической картины. Кроме того, оказывается консультативная и психотерапевтическая помощь родителям пациента. Совместно с родственниками изыскиваются их ресурсные возможности, разрабатываются способы поддержания здоровой психологической обстановки в семье.

Инструктор ЛФК, применяя методики кинезите-рапии, способствует развитию пространственной ориентации, координации, ловкости, инициативности. Групповые упражнения и игры способствуют повышению социальной вовлеченности.

Педагог-воспитатель играет основную роль в становлении социального взаимодействия, используя поведенческий подход, вовлекает детей с РАС в групповые занятия.

Программа абилитации на базе санатория осуществляется курсами по 4-6 недель. По окончании курса лечения родители получают рекомендации по дальнейшему сопровождению ребенка, социальной адаптации.

В ГБУЗ КО «Новокузнецкий детский клинический психоневрологический санаторий» в период с 2016

по 2018 гг. (включительно) оказана помощь 29 детям с РАС в возрасте от 3 до 12 лет.

У большей части детей (65,5 %) после проведения терапии отмечалось улучшение, начал формироваться навык запроса у 13,8 %, улучшилось понимание обращенной речи — у 20,6 %, появился зрительный контакт — у 13,8 %, уменьшились негативные реакции — у 6,9 %, повысился навык моторной имитации - у 10,4 %.

Частью работы в рамках мультидисциплинарно-го подхода является проведение «Школы для родителей детей с РАС». Целью проведения школы является повышение информированности родителей о проявлениях расстройства и методах коррекции, повышение родительской вовлеченности в абилитаци-онный процесс, а также стимулирование родителей к созданию ими общественной организации. С учетом обратной связи (от родителей) формируются темы докладов, тренингов и мастер-классов. В рамках работы Школы были проведены тренинги для родителей по использованию альтернативных средств коммуникации и методам коррекции нежелательного поведения [10].

В период 2016-2018 гг. проведено 7 школ, в мероприятиях участвовали 90 родители детей с РАС. В ходе проведения школ родители получили возможность обмена личным опытом.

ВЫВОДЫ

Использование мультидисциплинарного, системно-интегративного подхода повышает точность диагностики особенностей нарушений, что позволяет индивидуализировать абилитационную программу, целостно «видеть» ребенка, не ограничиваясь областью знаний одного специалиста, качественно повысить уровень взаимодействия всех участников абилитации. При взаимодействии специалистов устраняется проблема использования общей терминологии, вырабатывается единый словарь. Обмен знаниями и опытом между

Сведения об авторах:

ПАНЧЕНКО Татьяна Николаевна, врач-невролог, главный врач, ГБУЗ КО НДКПНС, г. Новокузнецк, Россия. E-mail: [email protected]

ВАЛУЕВА Инна Владимировна, врач-невролог, зав. отделением, ГБУЗ КО НДКПНС, г. Новокузнецк, Россия. ЛАРИКОВ Андрей Викторович, медицинский психолог, ГБУЗ КО НДКПНС, г. Новокузнецк, Россия. КУДРЕВИЧ Светлана Николаевна, врач-психотерапевт, психиатр, ГБУЗ КО НДКПНС, г. Новокузнецк, Россия. УЛАНОВА Анна Константиновна, логопед, ГБУЗ КО НДКПНС й, г. Новокузнецк, Россия.

Information about authors:

PANCHENKO Tatyana Nikolaevna, neurologist, head physician, Novokuznetsk Children's Clinical Psychoneurological Sanatorium, Novokuznetsk, Russia. E-mail: [email protected]

VALUEVA Inna Vladimirovna, neurologist, head of the department, Novokuznetsk Children's Clinical Psychoneurological Sanatorium, Novokuznetsk, Russia.

LARIKOV Andrey Viktorovich, medical psychologist, Novokuznetsk Children's Clinical Psychoneurological Sanatorium, Novokuznetsk, Russia.

KUDREVICH Svetlana Nikolaevna, psychotherapist, psychiatrist, Novokuznetsk Children's Clinical Psychoneurological Sanatorium, Novokuznetsk, Russia.

ULANOVA Anna Konstantinovna, speech therapist, Novokuznetsk Children's Clinical Psychoneurological Sanatorium, Novokuznetsk, Russia.

70 T. 17 № 4 2018 MedicLn^« ОМ£шта

inKuzbass вКузбассе

ОБМЕН ОПЫТОМ

участниками бригады повышает личную компетенцию каждого специалиста, создает условия для профессионального роста. Постоянный контакт между специалистами способствует поддержанию единого поведенческого подхода при взаимодействии с ребенком, что позволяет эффективно достигать поставленных целей. Вовлеченность родителей в абилитационный процесс создает благоприятную среду для снижения социальной дезадаптации ребенка, повышает информированность родителей об особенностях течения расстройства.

ЛИТЕРАТУРА / REFERENCES:

Информация о финансировании и конфликте интересов

Исследование не имело спонсорской поддержки. Авторы декларируют отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов, связанных с публикацией настоящей статьи.

Авторы выражают признательность за помощь в подготовке публикации Евгении Чульжановой, АВА-ана-литику, г. Новосибирск.

1. Complex medical-social and psychological-pedagogical assistens to children with autism spectrum disorders / Informational-methodological collection /ed. Gordeeva MV, Alekhina SV, Anokhina NV, Bakhareva EV, Volzhina OI, Efremova SA et al. S.: Smolensk city printing house, 2016. 168 p. Russian (Комплексная медико-социальная и психолого-педагогическая помощь детям с расстройствами аутистического спектра /Информационно-методический сборник /под ред. Гордеева М.В., Алехина С.В., Анохина Н.В., Бахарева Е.В., Волжина О.И., Ефремова С.А. и др. С.: Смоленская городская типография, 2016. 168 с.)

2. Federal Law No. 273-FZ of December 29, 2012 «On Education in the Russian Federation». Available at: http://kremlin.ru/acts/bank/36698 (accessed 26.07. 2018) Russian (Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Доступно на: http://krem-lin.ru/acts/bank/36698 (дата обращения 26.07.2018.))

3. The State Program of the Russian Federation «Accessible Environment for 2011-2020». Available at: http://base.garant.ru/71265834 (accesed 26.07.2018). Russian (Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда на 2011-2020 годы». Доступно на: http://base.ga-rant.ru/71265834 (дата обращения: 26.07.2018.))

4. Popov YuV, Vid VD. Modern clinical psychiatry. SPb.: Open Company Publishing house «Rech», 2002. 402 p. Russian (Попов Ю.В., Вид В.Д. Современная клиническая психиатрия. СПб.: ООО Изд-во «Речь», 2002. 402 с.)

5. Sandberg M. VB-MAPP, Evaluation Program for Milestones in Developing Verbal Behavior and Building an Individual Intervention Plan: Guidance and Protocol. Medial, 2013. Russian (Сандберг М. VB-MAPP, Программа оценки вех развития вербального поведения и построения индивидуального плана вмешательства: Руководство и Протокол. Медиал, 2013.)

6. Marunova LA. Using the CARS scale (scale of quantitative evaluation of children's autism) for the diagnosis of children of the RAS group in the process of correctional and rehabilitation work //Psychology and pedagogy: methods and problems of practical application: Collection of materials of the LVI International Scientific and Practical Conference. Novosibirsk: LLC «Center for the Development of Scientific Cooperation», 2017. P. 88-95. Russian (Марунова Л.А. Использование шкалы CARS (шкала количественной оценки детского аутизма) с целью диагностики детей группы РАС в процессе коррекционно-реабилитационной работы //Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения: Сб. матер. LVI Междунар. науч.-практ. конф. Новосибирск: ООО «Центр развития научного сотрудничества», 2017. С. 88-95.)

7. Ivanchenko AV. Methods of clinical psychodiagnostics of children with autism spectrum disorders //Special education: experience and perspectives of development: materials of the II republican scientific and practical conference. Mogilev, 2017. P. 79-83. Russian (Иванченко А.В. Методы клинической психодиагностики детей с расстройствами аутистического спектра //Специальное образование: опыт и перспективы развития: матер. II респ. науч.-практ. конф. Могилев, 2017. С. 79-83.)

8. Childhood Autism Rating Scale, CARS, Schopler E, Reichler RJ, DeVellis RF, Daly K. Перевод и адаптация Морозова Т.Ю., Довбня С.В. М.: Теревинф, 2011.

9. Meleshkevich O, Erts Yu. Special children. Introduction to Applied Behavior Analysis (ABA): principles for correcting problem behavior and strategies for teaching children with autism spectrum disorders and other developmental features. Samara: Bahrakh-M, 2014. 208 p. Russian (Мелешкевич О., Эрц Ю. Особые дети. Введение в прикладной анализ поведения (АВА): принципы коррекции проблемного поведения и стратегии обучения детей с расстройствами аутистического спектра и другими особенностями развития. Самара: Бахрах-М, 2014. 208 с.)

10. Leaf R, McEken D. Strategies of working with behavior. Curriculum of intensive behavioral research in autism. Translation from English /Under the editorship Tolkachev LL. M.: IP Tolkachev, 2016. 608 p. Russian (Лиф Р., Макэкен Д. Стратегии работы с поведением. Учебный план интенсивного поведенческого вмешательства при аутизме /Под ред. Толкачева Л.Л. М.: ИП Толкачев, 2016. 608 с.)

СМедицина Medicine

в Кузбассе

T. 17 № 4 2018 71

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.