Научная статья на тему 'Опыт организации межкультурного диалога в молодежной среде этнографического лагеря'

Опыт организации межкультурного диалога в молодежной среде этнографического лагеря Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
155
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / АКТИВНОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНОСТЬ / ОБЩЕСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА / YOUTH / ACTIVITY / NATIONALITY / SOCIAL ASSOCIATION / SOCIAL MEDIUM

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Аванесова Елена Борисовна, Лихачёва Нина Александровна

Обсуждаются данные опроса отношения молодежи Костромской области к восприятию России как многонационального государства. Описан опыт организации межкультурного диалога в условиях молодежного этнографического лагеря.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The experience of organizing intercultural dialogue among youth in the conditions of an ethnographic camp

This article describes the attitude of Kostrome Region''s youth towards perception of Russia as a multinational state. Experience of organizing intercultural dialogue in the conditions of a youth ethnographic camp has been described.

Текст научной работы на тему «Опыт организации межкультурного диалога в молодежной среде этнографического лагеря»

ЮВЕНОЛОГИЯ

УДК 329.78

Аванесова Елена Борисовна Лихачева Нина Александровна

Департамент образования и науки Костромской области [email protected], [email protected]

ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ МЕЖКУЛЬТУРНОГО ДИАЛОГА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ ЭТНОГРАФИЧЕСКОГО ЛАГЕРЯ

Обсуждаются данные опроса отношения молодежи Костромской области к восприятию России как многонационального государства. Описан опыт организации межкультурного диалога в условиях молодежного этнографического лагеря.

Ключевые слова: молодежь, активность, национальность, общественное объединение, социальная среда.

Костромская область является субъектом Российской Федерации с полиэтничес-. ким составом населения, обладая при этом этнической (русской) и религиозной (православной) доминантами. Согласно переписи населения 2010 года на территории области проживали представители 114 национальностей. В области активно действуют 23 национальных общественных объединения, из них 7 - национально-культурных автономий.

Ключевыми проблемами в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений в молодежной среде являются:

- усиление негативного влияния внутренней миграции на состояние межэтнических и межрелигиозных отношений в регионе;

- слабое гражданское самосознание (гражданская идентичность) при всё большей значимости этнической и религиозной самоидентификации;

- недостаточная координация, как на региональном, так и на местном уровне использования ре-

сурсов в целях достижения гармонизации межэтнических, межконфессиональных отношений, этнокультурного развития народов Костромской области.

На фоне современных вызовов и угроз актуальной становится цель укрепления гражданского и духовного единства российской нации.

В целях изучения отношения молодежи Костромской области к восприятию России как многонационального государства нами проведено анкетирование 180 молодых людей и девушек в возрасте от 18 до 29 лет. Из них мужчин 90 чел. (50%), женщин 90 чел. (50%).

В ответах на вопросы анкеты мнения респондентов распределились следующим образом.

На вопрос анкеты «Что для Вас понятие Родина?» большинство респондентов ответили: «Место моего рождения» (57,3% респондентов). Среди ответов на этот вопрос также: «там, где хорошо», «место, где я вырос», «мои родители и другие родственники», «где мое сердце».

Мое Место моего Страна моих Место,где я Там,где я Другое

государство рождения предков прожил сейчас живу

большую часть жизни

% респондентов

Рис. 1. Распределение ответов на вопрос анкеты «Что для Вас понятие Родина?»

184

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20

© Аванесова Е.Б., Лихачева Н.А., 2014

51,8

33,6

Все языки Некоторые языки Только один язык Затрудняюсь должны иметь должны быть должен быть ответить

равные права главными главным

□ % Респондентов

Рис. 2. Ответы респондентов на вопрос о языках

Общее распределение ответов респондентов по данному вопросу представлено на рисунке 1.

Отношение молодежи к языковой политике на территории одного государства позволял выявить вопрос анкеты: «В России, помимо русского языка, говорят на разных языках. С какими суждениями вы согласны?»

Мнения респондентов распределилось следующим образом (рис. 2): «Только один язык должен быть главным» (51,8%), «Все языки должны иметь равные права» (33,6), «Некоторые языки должны быть главными» (23,6%). 7,2 % опрошенных затруднились с ответом на этот вопрос.

Подобное распределение мнений, на наш взгляд, объясняется тем, что современная молодежь, имеет четкое представление о том, что в многонациональном государстве, таком как Россия, при равенстве представителей всех культур, главенствующую роль все-таки занимает та, которая объединила и приняла на «своей территории» остальные культуры. В этой связи принятие молодыми людьми мнения о том, что один язык, среди других равных должен иметь приоритетную позицию, также является следствием проводимой в государстве национальной политики, которую транслирует подрастающее поколение.

Для того, чтобы определить 5 основных характеристик, наиболее значимых для человека в независимости от его национальной принадлежности, респондентам было предложено ответить на вопрос анкеты, который звучит так: «Что более всего важно в человеке?».

Из предложенных вариантов для ответа (честность, порядочность, обеспеченность, смелость, легкость в общении, уважение традиций, национальность, язык, религия, гражданин России, ум, профессиональные качества, образование, местный/не местный, другое) большинство участников

исследования определило в качестве 5 основных характеристик человека, следующие:

1) честность, порядочность (94,5%);

2) уважение традиций (62,7%);

3) легкость в общении (56,4%);

4) ум (47,3%);

5) смелость (38,2%).

Полученные результаты свидетельствуют, на наш взгляд о том, что современная молодежь ценит, прежде всего, те качества, которые позволяют человеку быть принятым в окружающем обществе, а значит, положительно скажутся на его социализации.

Необходимо отметить, что участники исследования дополнили предложенные варианты ответов, отметив как особо значимые такие качества человека как: «доброта», «добродушие», «дружелюбность», «целеустремленность», «вера», «мудрость», «чувство ответственности за свои поступки».

При этом, по результатам анкетирования можно отметить низкий уровень важности для респондентов отличия людей по таким признакам как «национальность» и «религия» (по 9%), «обеспеченность» (5,4%), «гражданство» (2,7%). Это свидетельствует о том, что принадлежность индивида к той или иной культуре или религии, не является в понимании молодежи, препятствием в становлении личности и ее будущем развитии.

Интересно мнение молодежи о возможности принадлежности человека одновременно к нескольким национальностям. На вопрос анкеты: «Может ли человек иметь две или более национальности?» выявлены категорическая позиция «Нет» (30,9%) и лояльная - «В некоторых случаях, да» (34,5%). Около двух процентов (1,8%) респондентов ответили «Такого не должно быть» (см. рис. 3).

В какой мере молодежь ощущает принадлежность к России? На соответствующий вопрос анке-

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ .№ 4

185

35 30 25 20 15 10 5 0

/- л

/—я

- V _

р

Да В некоторых Такого не

случаях, да должно быть

Нет

Затрудняюсь ответить

□ % Респондентов

Рис. 3. Мнение молодежи о возможности принадлежности человека одновременно к нескольким национальностям

Затрудняюсь ответить 11%

% респондентов

Не ощущаю принадлежност 12%

Г

Ощущаю принадлежность сильной степени 52%

Чувство принадлежности возникает в некоторых ситуациях 25%

Рис. 4. В какой мере молодежь ощущает принадлежность к России

0 5 10 15 20 25 30 35 40 45 Рис. 5. Факторы, влияющие на ощущение принадлежности к России

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20

ты участники опроса ответили: «Ощущаю в сильной степени» - 53%, «Чувство принадлежности возникает в некоторых ситуациях» - 24%, «не ощущаю принадлежности» - 12%, «Затрудняюсь сказать» - 11% (рис. 4).

Ответы участников исследования на вопрос анкеты: «Если вы ощущаете принадлежность к России, то почему?» позволили уточнить мнения о влияющих на это факторы (рис. 5). На первое место среди ответов респондентов вышло суждение «Я родился в этой стране» (38,2%). Пятая часть участников опроса отметили ответ: «Горжусь Россией» (21,8%). 15,4% указали «Чувствую ответственность за страну», еще 11,8% - «Регион, где я живу - часть России».

По мнению участников исследования, наиболее точно население России, как жителей многонационального государства, можно охарактеризовать «Народы России» (39% опрошенных). Среди ответов на вопрос анкеты: «Какое выражение вам кажется более правильным», были представлены также: «Российский народ» - 30,9%; «Верны выражения «Российский народ» и «Народы России» - 20%.

Необходимо отметить, что в круг общения большинства участников проводимого нами исследования входят люди разных национальностей (85,4% опрошенных дали положительный ответ на соответствующий вопрос).

Наши респонденты не видят для себя проблем «на почве межнациональных отношений». При этом 18,2 % опрошенных считают, что у жителей России больше сходства, чем различий. 52,7% полагают, что у жителей России больше сходства, чем различий во многих случаях.

60,9% опрошенных полагают, что национальность человека определяется языком, на котором он говорит и культурой, традиции которой он соблюдает и чтит. 65,4% опрошенных респондентов сошлись во мнении, что национальность человека

тесно связана с происхождением его родителей и предков.

Спрашивая участников опроса о характере отношений между представителями разных национальностей в нашем регионе в настоящее время, мы обнаружили мнение 59% опрошенных «Бывает по-разному», 32,7% - «Складываются в целом хорошо», 5,4% - «Складываются в целом плохо».

К сожалению, в нашей стране еще не редки случаи конфликтов с участием представителей различных национальностей. Однако, следует отметить, что в большинстве случаев подобные ситуации происходят не на межнациональной почве, а силу иных социально-экономических обстоятельств.

Таким образом, проводя анализ полученных результатов анкетирования, можно говорить о том, что в настоящее время в молодежной среде наметилась тенденция к выстраиванию межнациональных молодежных контактов и организации совместной деятельности. Однако, в большинстве случаев, этот процесс протекает медленно. На сегодняшний день существует очень мало источников информации, отсутствуют широкомасштабные молодежные события, мероприятия, пропагандирующие наш регион и страну в целом, как Родину многих народов, проживающих на ее территории.

В целях детального и углубленного изучения молодежью особенностей культуры народов, проживающих в регионах России, формирования межкультурного диалога в молодежной среде, а также в целях совершенствования взаимодействия органов государственной власти и институтов гражданского общества по вопросам реализации государственной национальной политики на территории региона, департаментом образования и науки Костромской области была организована смена молодежного этнографического лагеря «Регион содружества».

Важными задачами лагеря являлись: создание условий для повышения уровня межнациональной

3,6 3,6

% %

10,9

%

65,4 %

16,3

%

60,9

%

Значилось в паспорте гражданина СССР

Гражданство

Место рождения

Язык,культура

Происхождение по родителям и предкам Затрудняюсь ответить

% Респондентов

Рис. 6. Ответы на вопрос «Что такое национальность и каково ее происхождение?»

и межконфессиональной толерантности и формирование межкультурного диалога молодежной среде.

Работа лагеря была построена на следующих принципах:

1. Принцип самореализации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Принцип включенности в социально значимые отношения.

3. Принцип динамичности (постоянной смены видов деятельности).

4. Принцип единства тематического содержания.

Основными организаторами смены лагеря являлись: департамент образования и науки Костромской области; областное государственное бюджетное учреждение «Молодежный центр «Кострома»; институт педагогики и психологии Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова.

Участниками лагеря стали 180 представителей 12 народностей, проживающих на территории Костромской области. Все участники лагеря были распределены по отрядам, сформированным по возрастному признаку. Данное условие было направлено на достижение цели лагеря - формирование межкультурного диалога среди молодежи, ежедневно находящейся в тесном взаимодействии.

В рамках программы были использованы следующие формы работы:

мастер-классы, конкурсные программы, экскурсии, спортивные соревнования, маршрутные игры, малые формы работы, дискуссии, ярмарки, учебные занятия (лекции), тренинги. Кроме того, ежедневно участники лагеря встречались с представителями национально-культурных объединений, исполнительных органов государственной власти, известными спортсменами, культурными и общественными деятелями нашего региона.

Необходимо отметить, что наибольшей популярностью среди участников пользовались дискуссионные формы проведения мероприятий как внутри отрядов, так и на общелагерном уровне.

Одной из особенностей организации мероприятий в рамках программы лагеря стало участие национально-культурных объединений, представители которых входили в состав участников лагеря и выступали в качестве организаторов определенных общелагерных мероприятий.

Программа смены включала организацию 6 тематических дней, направленных на знакомство и изучение участниками лагеря истории, культуры народов, проживающих на территории Костромского области.

Итоговыми мероприятиями смены стали: закладка аллеи Содружества и «Капсулы дружбы» (в которой хранятся послания от каждого отряда будущим участникам лагеря «Регион содружества» о межнациональной дружбе, мире и согласии), выставка-ярмарка «Аллея мастеров «Многонацио-

нальное братство» (на которой были презентованы блюда национальной кухни, предметы домашнего быта, прикладного творчества, национальные костюмы). В рамках выставки-ярмарки для всех желающих были проведены национальные игры. Продемонстрировать свои творческие способности участники лагеря смогли в рамках фестиваля национальных культур «Национальная палитра Костромской земли».

Основными результатами реализации программы молодежного этнографического лагеря «Регион содружества» стали:

1) обмен опытом работы молодежных общественных организаций Костромской области, молодежных советов профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования Костромской области для создания в 2014-2015 учебном году межнациональных молодежных советов при образовательных организациях области;

2) приобретение участниками лагеря навыков социального сотрудничества, конструктивного взаимодействия с людьми и группами различных национальностей;

3) создание сообщества участников молодежного этнографического лагеря «Регион содружества» в социальной сети «Вконтакте»;

4) планирование мероприятий студенческого форума Центрального федерального округа «Межнациональный мир», который состоится в октябре-ноябре 2014 года в Костромской области.

Таким образом, проведенная нами работа способствовала выстраиванию межнациональных молодежных контактов и организации совместной деятельности молодежи различных национальностей, проведению широкомасштабных молодежных событий и мероприятий, пропагандирующих наш регион и в целом страну, как Родину для всех народов, проживающих на ее территории.

Библиографический список

1. Государственная программа Костромской области «Гармонизация межэтнических, межконфессиональных отношений и этнокультурное развитие народов в Костромской области на 20142020 годы». - Кострома, 2013. - 47 с.

2. Ведомственная целевая программа «Молодежь Костромской области» на 2014-2016 годы. -Кострома, 2013. - 24 с.

3. Королева Н.Е. Измерение уровня кросс-культурной компетентности потенциальных участников межкультурного взаимодействия // Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. -2014. - Т. 20. - № 2. - С. 28-31.

188

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.