Научная статья на тему 'Опыт организации исследовательской деятельности школьников на базе особо охраняемой природной территории – заповедника «Полистовский»'

Опыт организации исследовательской деятельности школьников на базе особо охраняемой природной территории – заповедника «Полистовский» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
341
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Черевичко Анна Владимировна, Зайцева Зинаида Оттовна

Исследовательская деятельность на базе особо охраняемой территории имеет большой образовательный и воспитательный потенциал, позволяет привлекать детей к выполнению научноисследовательской и природоохранной работы. В статье описан опыт проведения сотрудниками заповедника «Полистовский» работы по экологическому просвещению, важной частью которой является организация учебно-исследовательской деятельности школьников в ежегодных экологических экспедициях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Черевичко Анна Владимировна, Зайцева Зинаида Оттовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт организации исследовательской деятельности школьников на базе особо охраняемой природной территории – заповедника «Полистовский»»

Экологическое образование

Опыт организации исследовательской деятельности школьников на базе особо охраняемой природной территории - заповедника «Полистовский»

Исследовательская деятельность на базе особо охраняемой территории имеет большой образовательный и воспитательный потенциал, позволяет привлекать детей к выполнению научно-исследовательской и природоохранной работы. В статье описан опыт проведения сотрудниками заповедника «Полистовский» работы по экологическому просвещению, важной частью которой является организация учебно-исследовательской деятельности школьников в ежегодных экологических экспедициях.

Черевичко

Анна Владимировна,

научный сотрудник «Государственный природный заповедник «Полистовский», п. Цевло Бежаницкого района Псковской области

Зайцева

Зинаида Оттовна,

методист отдела экопросвещения ФГУ «Государственный природный заповедник «Полистовский», п. Цевло Бежаницкого района Псковской области

Государственный природный заповедник «Полистовский» был создан в 1994 году. Он расположен в Бежаницком и Локнянском районах Псковской области, в пределах южно-таёжного комплекса Полистово-Ловатской болотной системы, состоящей из пятнадцати слившихся верховых сфагновых болотных массивов и являющейся крупнейшей на Европейском северо-западе. Антропогенное воздействие на экосистемы этой территории незначительно из-за отдалённости ее от населённых пунктов и относительной труднодоступности, поэтому здесь сохранились уникальные болотные комплексы, редкие виды растений и животных.

Эколого-просветительская деятельность - одна из основных в государственных природных заповедниках.

Ее главные задачи - обеспечение поддержки идей заповедного дела широкими слоями населения, разъяснение современной роли особо охраняемых природных территорий в сбережении биологического и ландшафтного разнообразия как основы биосферы, содействие решению региональных экологических проблем, участие в формировании экологического сознания и развитии экологической культуры общества.

Эколого-просветительская деятельность проводится сотрудниками заповедника со всеми слоями населения, но особое внимание уделяется экологическому просвещению школьников.

Специалистами отдела экологического просвещения организованы детские экологические кружки, разработана специальная

Черевичко Анна Владимировна, Зайцева Зинаида Оттовна

программа занятии, ориентированная на учеников разного возраста из малокомплектных сельских школ. На занятиях ребята узнают об уникальном растительном и животном мире верхового болота, о значении особо охраняемых природных территории, учатся любить родную природу. Регулярно для школьников проводятся мероприятия экологической направленности познавательного и развивающего характера. Это различные игры, конкурсы, викторины.

Ежегодно администрация заповедника организует детскую экологическую экспедицию для приобщения школьников к научно-исследовательскои деятельности, участию в посильных природоохранных мероприятиях, направленных на сохранение конкретных природных объектов. В ходе экспедиций ребята учатся ставить и решать проблемы, делать обоснованные заключения о состоянии

окружающей среды, а также становятся активными пропагандистами экологических знаний среди сверстников и всего населения.

Экспедиции можно считать вполне доступной и эффективной формой экологического образования, способствующего формированию экологической культуры школьников, живущих вблизи особо охраняемых природных территорий. В ее состав (15-20 человек) попадают самые активные члены экологических кружков из сельских и районных школ. Ребята уже имеют определенный запас знаний о заповеднике, у многих уже сформировался интерес к определенному направлению исследований, поэтому предлагаемая исследовательская деятельность является для них вполне доступной.

Следует отметить, что заповедник «Полистовский» расположен вдали от больших городов. Наш основной контингент - это дети из сельских школ. В условиях отсутствии специального оборудования и средств практически невозможно организовать узконаправленный кружок, например, орнитологов, гидробиологов и т.п. Следовательно, в наши задачи не входит формирование

у школьников глубоких научных знаний, профессиональной ориентации (подготовка будущих ученых и т.п.). Свою образовательную задачу мы видим в формировании общих понятий о природных процессах, явлениях и их закономерностях, а также знаний о конкретных природных объектах и природе родного края в целом.

Не меньшее значение мы уделяем воспитательной работе. Сформировать у ребят чувство ответственности за родную природу, любовь к ней, дать понять каждому, что его небольшая научно-исследовательская и практическая природоохранная работа является вкладом в общее дело сохранения и изучения природы заповедника - вот наша важнейшая задача. Главное, чтобы сегодняшний школьник вырос сознательным защитником родной природы, понимающим значение особо охраняемой территории и соблюдающим заповедный режим.

Особенностью нашей экспедиции является также то, что деятельность школьников по охране и изучению природы - это реальный вклад в работу заповедника. Собранный ими материал, их научно-исследовательские работы используются сотрудниками научного отдела при составлении ежегодных отчетов. А участие в акциях по уборке территорий в охранной зоне, обновление аншлагов, подготовка информационных щитов - настоящая помощь инспекторам заповедника.

Обобщая вышеизложенное, можно сформулировать основные принципы организации учебно-исследовательской деятельности школьников в экологической экспедиции, проводимой заповедником:

- доступность объектов и методов исследования;

- осознание школьниками уникальности природы заповедника и важности своей работы;

- необходимость данной исследовательской и природоохранной работы, приносящей реальную пользу заповеднику.

Черевичко Анна Владимировна, Зайцева Зинаида Оттовна

Каждый год лагерь детского экологического отряда «Родник» меняет место своего расположения и работает в той «горячей точке», где его помощь наиболее необходима. При этом все члены отряда выполняют индивидуальные исследовательские работы, творческие задания и участвуют в общих посильных природоохранных и эколого-просветительских мероприятиях. Лагерь работает 10-14 дней, и за этот небольшой срок с намеченным объемом работ удается справиться благодаря точному плану и режиму дня.

Например, в последние годы ребята, согласно поставленным целям и задачам, выполнили следующую работу (см. таблицу).

Программа и результаты работы детской экологической экспедиции в ГПЗ «1 1олистовский»

2006 2007

Цель экспедиции Оценка экологического состояния озера Полисто - памятника природы Псковской области Разработка и оборудование учебной экологической тропы в охранной зоне заповедника

Место расположения лагеря Бежаницкий район, деревня Ручьи (на берегу озера Полисто) Локнянский район, деревня Оболонье (на берегу реки Хлавица)

Задачи экспедиции - изучить биоразнообразие(флору и фауну) водоема; - изучить некоторые гидрологические и гидрохимические характеристики озера; - оценить качество воды по гидрохимическим и гидробиологическим показателям; - провести посильные природоохранные и эколого-просветительские мероприятия - выбрать маршрут для экологической тропы; - составить карту-схему маршрута, определить ключевые точки тропы и их познавательную и экологическую ценность; - изучить флору и фауну экологического маршрута; - подготовить информационные плакаты и текст экскурсии по экологической тропе; - провести посильные природоохранные и эколого-просветительские мероприятия

ТГ

Экологическое образование

2006 2007

Методы научных исследований - анализ литературы (изучение общей характеристики водоема); - маршрутный (инвентаризация прибрежной флоры и фауны); - стационарных станций (сбор проб воды на водоеме); - закладка профилей и пробных площадок (изучение высшей водной растительности); - анализ размерно-видового состава рыб из уловов местных рыбаков; - посильные гидрохимические и гидробиологические методы (оценка качества воды); - опросы и анкетирование местных жителей - анализ литературы (изучение общей характеристики района исследований); - картирование, использование спутниковой системы навигации GPS (закладка маршрута); - маршрутный (инвентаризация флоры и фауны тропы); - закладка пробных геоботанических площадок (изучение растительности); - описание и фотографирование следов жизнедеятельности крупных млекопитающих; - посильные гидрохимические и гидробиологические исследования (характеристика реки Хлавица); - опросы и анкетирование местных жителей

Темы индивидуальных научно-исследовательских работ «Макробеспозвоночные животные озера Полисто как индикаторы качества воды». «Рыбы озера Полисто». «Высшая водная и прибрежно-водная растительность озера Полисто». «Околоводные и водоплавающие птицы озера Полисто». «Деревня Ручьи, ее прошлое, настоящее и будущее» «Растительность и флора экологической тропы «Путь моховиков». «Комплексная характеристика реки Хлавица». «Животные экологической тропы, их местообитания и следы жизнедеятельности». «Деревни вдоль реки Хлавица: их прошлое, настоящее и будущее»

Результаты учебно-исследовательской работы Дана общая характеристика озера; определены некоторых гидрохимические показатели (рН, растворенный кислород, прозрачность, цветность и т. п.); определен видовой состав водной растительности, доминирующие виды, их распределение и степень зарастания водоема; обнаружено около 50 видов макробеспозвоночных животных; определен видовой состав рыб, дана размерно-возрастная характеристика массовых видов рыб; дана оценка качества воды по стандартным шкалам; выявлены места обитания редких и охраняемых видов водоплавающих и околоводных птиц; на основании полученных данных подтверждена уникальность памятника природы и необходимость его охраны Разработана и частично оформлена учебная экологическая тропа «Путь моховиков» в охранной зоне заповедника; составлена карта-схема тропы; подготовлен проект буклета для посетителей; определены состав флоры тропы и распределение растительных сообществ по маршруту; выявлены места обитания крупных млекопитающих (медведь, лось, кабан, косуля и др.) в пределах исследованной территории; дана комплексная характеристика реки Хлавица - одной из ключевых точек маршрута (гидроморфология, флора, фауна, качество воды)

Черевичко Анна Владимировна, Зайцева Зинаида Оттовна

2006 2007

Природоохранные и эколого-просветительские мероприятия, поведенные за время экспедиции Проведена акция «Чистый берег» в районе деревни Ручьи; проведен социологический опрос местных жителей на тему: «Нужна ли охрана озеру Полисто?»; подготовлено выступление агитбригады для районных и сельских школ Проведена акция «Чистый берег» в районе деревни Оболонье; проведена расчистка завалов на маршруте экотропы; подготовлены и установлены информационные плакаты и маркировочные знаки на экологической тропе; подготовлено выступление агитбригады для районных и сельских школ

Экспедиция работает в несколько этапов. Подготовка места для лагеря и частичное его оборудование осуществляется сотрудниками заповедника еще до заезда детей.

В первый день экспедиции ребят знакомят с целью и задачами, которые поставил для них заповедник, обязательно в этот же день они слушают обзорную лекцию на тему: «Общая характеристика района работ (рельеф, флора и фауна)» и имеют возможность ознакомиться с литературой, которая будет полезна им в работе. Затем каждый выбирает направление исследования. Это может быть ботаника, зоология, гидробиология, краеведение и др. Здесь практически нет ограничений, т.к. круг объектов изучения очень широк на любой территории. Каждый из последующих рабочих дней включает:

- обзорную лекцию или экскурсию, которую проводят научные сотрудники заповедника или привлеченные специалисты: работники сельской библиотеки, лесхоза и др.;

- обязательное время для индивидуальной научно-исследовательской работы, которая осуществляется под руководством научных сотрудников заповедника; если возникает необходимость в проведении работ далеко от лагеря, небольшие группы школьников обязательно сопровождают государственные инспектора заповедника;

- вечернюю творческую программу (игры, конкурсы, номера художественной самодеятельности и т.п.), проводимую специалистами отдела экологического просвещения. Такая форма работы позволяет школьникам не только выполнить индивидуальные научно-исследовательские работы, но и получить общие экологические и краеведческие знания на обзорных лекциях и экскурсиях, а также проявить свои творческие способности и общую эрудицию, участвуя в вечерней программе.

В работе экологической экспедиции участвуют практически все сотрудники заповедника начиная с директора, который присутствует на открытии экспедиции и ставит перед ребятами цели и задачи, а на закрытии (отчетной конференции) принимает отчет о результатах работы. Специалисты научного отдела и отдела экологического просвещения осуществляют постоянное

руководство работой школьников. Большую помощь оказывают инспектора отдела охраны, которые помогают в организации быта в полевых условиях, а также обеспечивают доставку детей до места назначения, их охрану и безопасность в малонаселенных труднодоступных районах.

Таким образом, организация исследовательской деятельности школьников на базе особо охраняемой природной территории имеет свои преимущества: она позволяет одновременно успешно решать образовательные и воспитательные задачи и привлекать детей и подростков к выполнению конкретной посильной научно-исследовательской и природоохранной работы. Положительные результаты такой деятельности достигаются благодаря согласованной совместной работе научных специалистов, охраны, специалистов по экологическому просвещению Государственного природного заповедника. WR

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.