Научная статья на тему 'Опыт организации и содержание научно-творческой деятельности студентов на кафедре анатомии человека'

Опыт организации и содержание научно-творческой деятельности студентов на кафедре анатомии человека Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
73
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кацук Л.Н., Каргалова Е.П., Ларюшкина А.В., Немков Ю.К.

Some interactive methods have been introduced at the department of human anatomy to develop creative virtues, analytical potentiality and manual skills of students studying there in hours of self-instruction. These methods imply prepara-tion of different systems of human organism and the follow-up analysis of the results, as well as work on term papers.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кацук Л.Н., Каргалова Е.П., Ларюшкина А.В., Немков Ю.К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARRANGEMENT AND MATTER OF SCIENTIFIC ACTIVITY OF STUDENTS OF THE HUMAN ANATOMY DEPARTMENT

Some interactive methods have been introduced at the department of human anatomy to develop creative virtues, analytical potentiality and manual skills of students studying there in hours of self-instruction. These methods imply prepara-tion of different systems of human organism and the follow-up analysis of the results, as well as work on term papers.

Текст научной работы на тему «Опыт организации и содержание научно-творческой деятельности студентов на кафедре анатомии человека»

94

ПЕДАГОГИКА

УДК 611:378.147(571.63)

Л.Н. Кацук, Е.П. Каргалова, А.В. Ларюшкина, Ю.К. Немков

ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ И СОДЕРЖАНИЕ НАУЧНО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ НА КАФЕДРЕ АНАТОМИИ ЧЕЛОВЕКА

Владивостокский государственный медицинский университет

Ключевые слова: мотивация обучения, познавательная активность, учебно-исследовательская работа.

Профессиональное образование направлено на формирование определенных социальных установок личности: профессиональной этики, профессиональной конкурентоспособности, стремления к научному совершенствованию. Уходит в прошлое основная функция образования — пассивная передача профессионального опыта в форме некой завершенной системы знаний, умений и навыков, заменяясь инновационным обучением [4]. Однако в практике медицинских вузов на доклиническом этапе и в настоящее время господствует традиционный (когнитивно-центрированный) подход, основанный на информационной модели.

Несомненно, значение оправдавших себя традиционных методов обучения в связи со спецификой предмета анатомии умалять не следует, и ведущим на практических занятиях есть и в ближайшие годы будет демонстрация и изучение натуральных анатомических препаратов [2, 5]. Вместе с тем очевидно, что при информационной модели обучения, несмотря на постоянное совершенствование методической инфраструктуры, происходит снижение познавательной активности, мотивации и эффективности обучения [3].

Учитывая вышеизложенное и в связи с наметившейся тенденцией к снижению учебных часов, отводимых на изучение анатомии, и к уменьшению нагрузки студентов обязательными аудиторными занятиями для высвобождения времени на самоподготовку, необходимо максимальное использование в самостоятельной работе студентов различных методов инновационной системы обучения. В настоящем сообщении затронуты некоторые аспекты активизации познавательной деятельности при изучении анатомии человека через научно-творческую работу студентов.

На кафедре анатомии человека Владивостокского государственного медицинского университета одной из форм самостоятельной работы студентов являются занятия в секции препарирования. Главная цель этого направления работы — развитие как мануальных навыков, так и творческих качеств будущего специалиста. Под руководством преподавателя студенты

осваивают методику анатомического препарирования, выявляют индивидуальные особенности в строении организма, что в дальнейшем способствует приобретению навыков индивидуального подхода к каждому больному. В отличие от устоявшихся методов механического заучивания анатомических образований анализ результатов собственных исследований, полученных в ходе препарирования, способствует познавательной активности и развитию клинического мышления.

По итогам выполненной работы студенты делают реферативные сообщения с демонстрацией изготовленных препаратов. Раскрывая спорные положения и различия взглядов на развитие, функцию и строение органа, они учатся выделять главное из большого объема материала и отстаивать свое мнение. В результате такой работы студенты приобретают профессиональные знания и умения, а изготовленные ими препараты пополняют фонд учебных и музейных экспонатов кафедры (рис. 1).

Студенты с высокой мотивацией обучения под руководством доцентов или старших преподавателей продолжают свои исследования, носящие научно-прикладной характер, которые оформляются в виде курсовых работ. Характерно, что на этом этапе учебно-познавательной деятельности происходит переориентировка преподавателя на сильных, одаренных студентов, в то время как на практических занятиях большее время следует уделять работе с отстающими студентами.

О нашем опыте подготовки курсовых работ на лечебном, педиатрическом и медико-профилактическом факультетах сообщалось ранее [6]. В настоящей статье приведены материалы по выполнению их на стоматологическом факультете.

На первой вводной лекции, рассказывая слушателям об организации учебного процесса на кафедре, лектор упоминает о видах креативной деятельности и возможности выполнения курсовых работ студентами, хорошо зарекомендовавшими себя в процессе обучения.

Рис. 1. Музейные препараты, изготовленные студентами в процессе подготовки курсовых работ.

а — ветви тройничного нерва; б — лицевой нерв и кожные ветви шейного сплетения

ГОГИКА

95

На первом практическом занятии преподаватели знакомят учащихся с перечнем работ, которые предлагаются в текущем учебном году, основными правилами их написания, оформления и защиты. В анатомическом музее демонстрируют препараты, изготовленные в ходе выполнения курсовых работ. Студенты, изъявившие желание включиться в эту работу, занимаются в секциях препарирования и музейного дела, где изучают методики изготовления, фиксации, монтажа, маркировки и аннотирования музейных препаратов. На заседании кафедры каждого из этих студентов характеризуют ведущий преподаватель и руководитель секции препарирования. При положительной оценке успеваемости и практических навыков ему утверждается выбранная в соответствии с профилем конкретного факультета тема курсовой работы.

Говоря о тематике, следует отметить, что стоматология — относительно молодая медицинская дисциплина, появившаяся в двадцатые годы прошлого столетия в результате слияния зубоврачевания с челюстной хирургией. Она строится на изучении механизмов взаимодействия органов полости рта с внутренними органами и другими системами организма в норме и патологии. Поэтому в тематические планы по стоматологической анатомии включены все системы организма с последующим углубленным изучением области головы и шеи.

Наиболее актуальными в учебно-исследовательском плане темами курсовых работ на этом факультете являются вариационная анатомия органов головы и шеи и влияние экологических факторов среды на состояние зубочелюстного аппарата. Особый интерес вызывает изучение этих вопросов в возрастном аспекте. В частности, результаты исследования, выполненного студентами стоматологического факультета, свидетельствуют, что лишь 30% подростков г. Владивостока имеют физиологические прикусы [1]. Было показано, что загрязнение окружающей среды приводит к увеличению генетического груза и повышению частоты врожденных аномалий, прежде всего расщелин губ и неба. В курсовых исследованиях студентов отражено увеличение частоты рождения детей с врожденными дефектами лица, родители которых проживают в экологически неблагоприятных населенных пунктах Приморского края.

Выбрав тему курсовой работы, студент под руководством преподавателя составляет план работы, определяет ее объем, перечень и количество музейных и учебных препаратов, таблиц, схем и рисунков, которые предполагается изготовить в процессе выполнения.

К середине 2-го семестра студенты заканчивают сбор и обработку литературы по теме курсовой работы, завершают изготовление и монтаж музейных препаратов и иллюстративного материала, а также статистическую обработку результатов проведенного исследования.

На кафедральных совещаниях неоднократно обсуждается ход выполнения курсовых работ, их иллюстративность и сроки защиты.

Оформление курсовой работы для студентов I курса нередко представляет большую сложность, так как это едва ли не первая попытка подытожить свою самостоятельную исследовательскую деятельность. Поэтому от руководителя на этом этапе работы требуется не только научная квалификация и педагогическое мастерство, но и такт, умение подбодрить и поддержать студента. Курсовая работа ограничивается 25-30 страницами и традиционно состоит из введения, цели и задач исследования, обзора литературы, собственных данных, заключения и выводов.

Защита курсовых работ проводится за 10 дней до экзаменационной сессии в лекционном зале кафедры. Приглашаются деканы и студенты всех курсов. После выступления автора курсовой работы разворачивается тематическая дискуссия с участием преподавателей и студентов. Заканчивается обсуждение курсовых работ выступлением председателя экзаменационной комиссии, который после критического анализа работ, представленных к защите, объявляет оценки.

Накопленный нами 15-летний опыт защиты курсовых работ свидетельствует о том, что инновационный подход к обучению студентов развивает креативные свойства личности, аналитические способности, расширяет кругозор, показывает возможности научной методологии в познании предмета.

Литература

1. Гиль М.Н. //Актуальные проблемы экспериментальной, профилактической и клинической медицины. — Владивосток, 2002. — С. 17.

2. Иоффе А.Ю. // Вопросы преподавания. — 1995. — № 3. — С. 84-85.

3. Кириченко М.Н. // Морфология. — 1994. — № 1. — С. 174-178.

4. Попова А.С. // Вестник высшей школы. — 2002. — № 8. — С. 19-20.

5. Ревазов В.С. // Вопросы преподавания. — 1998. — № 2. — С. 112-114.

6. Черток В.М., Кацук Л.Н. // Морфология. — 2000. — № 6. — С. 80-82.

Поступила в редакцию 07.05.04.

ARRANGEMENT AND MATTER OF SCIENTIFIC ACTIVITY OF STUDENTS OF THE HUMAN ANATOMY DEPARTMENT

L.N. Katsuk, E.P. Kargalova, A.V. Laryushkina, Yu.K. Nemkov Vladivostok State Medical University

Summary — Some interactive methods have been introduced at the department of human anatomy to develop creative virtues, analytical potentiality and manual skills of students studying there in hours of self-instruction. These methods imply preparation of different systems of human organism and the follow-up analysis of the results, as well as work on term papers.

Pacific Medical Journal, 2004, No. 4, p. 94-95.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.