УДК 371 Б01: 10.18720/НиМ/К8К 2227-8591.31.02
С.Н. Погодин, М.А. Саблина
ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПРАКТИКИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ
ПОГОДИН Сергей Николаевич - доктор исторических наук, профессор Высшей школы международных отношений Гуманитарного института; Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого. ул. Политехническая, 29, Санкт-Петербург, 195251, Россия. e-mail: pogodin56@mail.ru
POGODIN Sergey N. - Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University; Politekhnicheskaya, 29, St. Petersburg, 195251, Russia. e-mail: pogodin56@mail.ru
САБЛИНА Марина Александровна - кандидат политических наук, доцент Высшей школы международных отношений Гуманитарного института; Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого. ул. Политехническая, 29, Санкт-Петербург, 195251, Россия. e-mail: marina.sablina2011@gmail.com
SABLINA Marina A. - Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University; Politekhnicheskaya, 29, St. Petersburg, 195251, Russia. e-mail: marina.sablina2011@gmail.com
Организация и проведение производственной (профессиональной) практики у иностранных студентов, в рамках проекта «Консультационные услуги: адаптация иностранных абитуриентов», является необходимым условием для получения базовых навыков и умений, при формировании профессиональных компетенций по образовательной программе бакалавриата «Зарубежное реги-оноведение». Высшая школа международных отношений Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, в рамках проектной деятельности, ставит следующие задачи: решить проблему с определением места практики для иностранных студентов; дать возможность получить опыт в поиске информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы; рассмотреть проектно-целевой подход для становления студента как личности, способной к самоопределению, самообразованию, саморегуляции, самоактуализации, конкурентоспособности на рынке труда; дать студенту позитивные стимулы к дальнейшему обучению и получению будущей профессии, осознавая ее актуальность и значимость. Для реализации поставленных задач был проведен эксперимент по объединению в единый процесс и одновременному решению нескольких специализированных задач в рамках проведения производственной профессиональной практики у иностранных студентов, а именно: соответствие цели и задач практики профессиональным задачам будущей профессии регионоведа; формирование у иностранных студентов профессиональных компетенций; подготовка и издание брошюры для иностранных абитуриентов о Гуманитарным институте Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого как месте их будущего обучения, способствующему адаптации иностранных студентов.
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ РОССИЙСКИХ ВУЗОВ; ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРАКТИКА; ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; АДАПТАЦИЯ ИНОСТРАННЫХ АБИТУРИЕНТОВ; ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ; ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА
Ссылка при цитировании: Погодин С.Н., Саблина М.А. Опыт организации и проведения профессионально-ориентированной практики иностранных студентов в техническом вузе // Вопросы методики преподавания в вузе. 2019. Т. 8. № 31. С. 23-33. Б01: 10.18720/НиМ/Б8М 2227-8591.31.02
Введение. Организация и проведение производственной (профессиональной) практики у иностранных студентов, обучающихся в Высшей школе международных отношений Гуманитарного института, Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (СПбПУ), в рамках проекта «Консультационные услуги: адаптация иностранных абитуриентов», исходила из необходимости получения базовых навыков и умений, формирования профессиональных компетенций бакалавра по программе «Зарубежное ре-гионоведение».
Работа в рамках проектной деятельности на базе Высшей школы международных отношений (ВШМО), помогает, во-первых, решить проблему с определением места практики для иностранных студентов. Не все организации охотно принимают иностранных студентов. Но те, которые принимают их: совместные предприятия, консульства и т. д., не всегда имеют возможность предоставить им место, ввиду ограничения мест. Во-вторых, работа в рамках проектной деятельности дает возможность получить опыт «... в поиске информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы» [1]. В-третьих, рассматривая проектно-целевой подход, академик РАО Г.В. Мухаметзянова отмечает, что в настоящее время «. стратегической целью образования провозглашается становление практической компетентности (социальной, интеллектуальной, профессиональной, этнокультурной, нравственной и др.) студента как личности, способной к
самоопределению, самообразованию, саморегуляции, самоактуализации, конкурентоспособности на рынке труда» [2: 104]. И, наконец, видя конечный результат своей проектной работы, студент получает дополнительные позитивные стимулы к дальнейшему обучению и получению будущей профессии, осознавая ее актуальность и значимость.
Актуальность. Укрепление и повышение конкурентоспособности российского высшего образования на международном и внутреннем рынке образовательных услуг является одной из стратегических задач государства. Президент Российской Федерации В.В. Путин в своем Послании Федеральному собранию отметил: "Предлагаю создать максимально удобные, привлекательные условия для того, чтобы талантливая молодежь из других стран приезжала учиться в наши университеты. Они приезжают, но нам нужно создать условия, чтобы лучшие иностранные выпускники наших вузов оставались работать в России . " [3]. В рамках государственной программы «Развитие образования» [4] осуществляется приоритетный проект «Развитие экспортного потенциала российской системы образования», ключевая цель которого - «повысить привлекательность и конкурентоспособность российского образования на международном рынке образовательных услуг и таким образом нарастить не сырьевой экспорт Российской Федерации» [5]. В государственном приоритетном проекте «Экспорт образования» предусмотрено увеличение числа ино-
странных граждан, обучающихся в высших учебных заведениях России до 425 тыс. человек к 2024 году [6].
В 2019 году в российских университетах по различным программам обучалось 241 тыс. иностранных граждан [6]. В Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого в 2019 году по различным программам прошли обучение 7500 иностранных студентов из 118 стран мира [7]. Следует отметить, что такое количество иностранных студентов - показатель эффективной работы международных служб университета.
Способность вузов России по привлечению иностранных граждан для получения высшего образования во многом зависит от доступности информации для будущего студента о образовательном учреждении в своей родной стране. Такие данные, как местонахождение вуза, направления подготовки, условия приема, проживания, - все это поможет легче адаптироваться студенту в новую иноязычную среду. От этого будет зависеть не только привлекательность высшего учебного заведения, но и России в целом.
Методы. При подготовке работы были использованы методы сбора и анализа официальных документов в области российского образования, научной литературы по вопросу адаптации иностранных студентов в иноязычной среде, так как успешная адаптация способствует понять и принять новые реалии как социокультурного, так и психологического характера. Проблема адаптации иностранных студентов в иноязычной среде является одной из важнейших тем социальных и гуманитарных наук на протяжении нескольких десятилетий. Она получила широкое изучение в научном сообществе [8; 9; 10; 11; 12; 13; 14; 15; 16; 17] и тесно связана с возросшей интенсификацией международных контактов,
особенно в образовательной сфере [18;19]. В монографии «Социально-психологические и физиологические проблемы адаптации иностранных студентов» авторы определяют развитие двух тенденций в сфере высшего образования: «. интернационализация в связи с созданием международного образовательного пространства и интенсификация на базе современных информационных технологий» [20]. Анализу развития данных тенденций посвящены исследования: «Адаптация иностранных студентов в социально-образовательном пространстве вуза» [21], «Социокультурная адаптация иностранных студентов с помощью методов интерактивного обучения в условиях интернационализации образовательной среды вуза» [22], «Некоторые аспекты социально-культурной адаптации иностранных студентов к процессу обучения в России» [23] и ряд др.
Используя современные информационные технологии, многие выпускники зарубежных средних или высших учебных заведений, желающие получить или продолжить свое образование за рубежом, имеют возможность оперативно получить информацию о высшем учебном заведении. От того, насколько полна и подробна будет эта информация, зависит их выбор. По нашему мнению, оказать помощь иностранному абитуриенту в знакомстве с местом учебы, условиями проживания, с социокультурными традициями будущей страны обучения, следует начинать заранее. В этом отношении большая роль отводится российским международным службам высших учебных заведений. Они должны создать отличные страницы web-сайтов своих университетов на английском языке, а по возможности - на языке страны потенциальных абитуриентов.
Теоретической основой по проблеме социально-психологической адаптации иностранных студентов является исследование
М.А. Ивановой «Социально-психологическая адаптация иностранных студентов к высшей школе России» [24]. Работа обобщила многолетний труд сотрудников и профессорско-преподавательского состава СПбПУ по адаптации иностранных студентов к обучению в России. На основании детального исследования автор пришла к следующему выводу: для обучение иностранных студентов, в процессе их адаптации в новой среде, необходимо, во-первых, использовать прошлый этно-социо-культурный опыт студента, во-вторых, учитывать дифференцированные национально-психологические особенности личности студента. Все это будет способствовать выработке механизмов успешной адаптации в российских высших учебных заведениях. С данными выводов М.А. Ивановой мы полностью согласны, и использовали их в своей практической деятельности.
В практическом плане, на наш взгляд, заслуживает внимания методическое пособие «Практика набора и обучения иностранных абитуриентов в вузах России» [25], рассматривающее проблему адаптации иностранных абитуриентов. Данная коллективная работа, содержит справочно-методические материалы по приему иностранных граждан в российские высшие учебные заведения и практические рекомендации для реализации социально-культурной адаптации иностранных студентов.
Для сокращения периода адаптации иностранных студентов, поступивших на первый курс, на наш взгляд, представляется целесообразным привлекать иностранных студентов старших курсов в помощь своим соотечественникам. Накопленный ими опыт обучения в России, бесспорно, будет служить хорошим примером. Использование этого опыта, по нашему мнению, возможно в виде профессиональной практики. Практика является одним из ви-
дов учебной деятельности основной образовательной программы Высшей школы международных отношений. Она направлена на развитие профессиональных умений и навыков, на формирование ключевых профессиональных компетенций.
В Высшей школе международных отношений Гуманитарного института СПбПУ обучаются иностранные студенты по направлению подготовки «Зарубежное регионоведение», профиль подготовки -«Российская Федерация». Во время учебной практики, которая проходит во 2-м семестре бакалавриата, часть иностранных студентов проходят ее в международных отделах СПбПУ. Студенты знакомятся со структурой этих отделов, направления деятельности, а также с основными документами, особенностями документооборота и т. п. Другая часть студентов проходит практику, в городских организациях, связанных с международной деятельностью, или на совместных предприятиях. Во время практики все задания студенты выполняют под контролем руководителя практики.
Во время производственной практики, которая проходит в 4-м семестре, студенты выполняют задачи, поставленные руководителем практики и самостоятельно планируют ход ее работы от начала до конца. Во время прохождения практики особое внимание уделяется работе по формированию профессиональных навыков специалиста по зарубежным регионам, а именно «предоставление информационных, коммуникационных, аналитических, консультационных и иных услуг промышленным организациям и частным лицам, нуждающимся в комплексной систематизированной информации о зарубежных странах и регионах» [26].
Используемый в настоящей статье термин «Проект» - в данном контексте предлагает творческую коллективную работу. Она состоит из взаимосвязанных и взаимо-
зависимых действий, целью которой является получение конечного практического результата за определенный период времени. Работа над проектом «Консультационные услуги: адаптация иностранных абитуриентов», выполнялась самостоятельно во время проведения профессиональной производственной практики в 4 -м семестре, в 2018-2019 уч. году, одной из групп иностранных студентов 2-го курса, обучающихся по направлению подготовки «Зарубежное регионоведение».
Основная цель проекта была сформулирована на основе профессионально-ориентированно подхода - разработать «дорожную карту» в помощь иностранным гражданам, имеющим желание поступить в Гуманитарный институт СПбПУ, для успешной адаптации в иноязычной среде.
Были определены задачи проекта для самостоятельной работы студентов:
- самостоятельно ознакомиться с теоретическим материалом, предложенным руководителем практики от университета;
- определить методы работы;
- определить задачи и функции каждого участника проекта в своей подгруппе;
- определить ход работы в каждой подгруппе и сроки выполнения поставленных задач каждого участника проекта в своей подгруппе;
- найти, проанализировать, обработать и систематизировать нужную информацию;
- подготовить результаты работы для отчета и публикации;
- совершенствовать умения свободно ориентироваться в русскоязычном интернет-пространстве;
- получить навыки командной работы.
Работа по осуществлению поставленных задач состояла из двух этапов. Цель первого этапа - подбор необходимой информации с российских сайтов и ее публикация в виде брошюры, на русском языке. Цель второго этапа - перевод полученной
информации участниками проекта на родные языки и размещение ее в интернете.
Необходимость именно в данном проекте возникла вследствие того, что иностранные студенты столкнулись с проблемой получения необходимой им информации в интернете, с российских сайтов. Полная информация представлена, как правило, не на одном сайте, а на многих, что создает определенную трудность для иностранных студентов, не всегда хорошо еще владеющими русским языком. По мнению самих иностранных студентов, столкнувшимися с данной проблемой, существует потребность в информации, содержащую весь маршрут действий «от А до Я». Исходя из этого положения, был разработан следующий план работы.
Методика и ход работы. В первый день практики было проведено общее собрание группы, участвующей в проекте. Группа состояла из 18 студентов, граждан Китая, Узбекистана, Киргизии, Экваториальной Гвинеи. Возраст участников от 19 до 36 лет. Уровень владения русским языком -от В1 до С1.
Руководитель практики провел установочное занятие, где руководитель практики, предложил иностранным студентам разделиться на три подгруппы по желанию. В каждой подгруппе был назначен куратор из состава российского контингента студентов, также проходивших производственную практику в четвертом семестре. Назначение куратора определялось необходимостью для координации взаимодействий в подгруппе и для связи с руководителем практики.
Следует отметить, что в группе преобладали студенты из Китайской Народной Республики (КНР). В этой связи было принято решение ориентировать работу этой подгруппы на китайскую аудиторию. Было предложено задание: первое, собрать адресную информацию об аккредитованных
в Российской Федерации и в Китайской Народной Республике дипломатических представительств на уровне посольств и консульств. Второе, перевести на китайский язык весь пакет необходимых документов для регистрации в России и сопутствующих документов. Третье, подготовить с детальным объяснением маршруты передвижения по территории университета, с обозначением основных учебных корпусов. Этот вариант задания будет распространен на студентов из других стран.
В работе иностранных студентов были использованы следующие методы исследования: анализа и синтеза, методы сравнения и фотографирования.
Были оценены риски и определены решения по их преодолению при выполнении поставленных задач:
1. Риск - неорганизованность, не готовность выполнения задач к намеченному сроку. Решение данного риска решалось следующим образом: на установочном занятии было уделено особое внимание на взаимосвязанность, взаимозависимость действий и ответственность каждого участника перед коллективом.
2. Риск - разные уровни владения русским языком. Недостаточное владение русским языком для сбора и анализа информации в русскоязычном интернете, что могло привести к проявлению пассивности в работе. Решение проблемы назначение кураторов из российских студентов в каждую подгруппу, для оказания помощи в сборе, анализе, систематизации необходимой информации и подготовке отчетов.
3. Риск - отсутствие инициативности из-за стеснения высказывать собственные предложения, показаться некомпетентным. Решение - формировать подгруппы по желанию.
Студентами были определены рамки исследования каждой подгруппы. Первая подгруппа собирала материал - информацию
об Санкт-Петербургском политехническом университете, о Гуманитарном институте и его структуре до прибытия в Санкт-Петербург, вторая подгруппа - от прибытия в Санкт-Петербург до сдачи вступительных экзаменов и третья подгруппа - от срока зачисления до начала занятий.
Каждая подгруппа самостоятельно определила задачи.
Первая подгруппа:
- перечислить документы, необходимые для поступления в СПбПУ;
- изучить типовую структуру международных служб СПбПУ;
- предоставить программы гуманитарного направления, существующие в СПбПУ;
- предоставить адрес посольства/консульства страны в РФ;
- проинформировать абитуриентов о контактах, используемых для получения помощи;
- предоставить фотографии документов (бланки и примеры их заполнения);
- указать сайт, на котором можно проверить предоставленную информацию.
Вторая подгруппа:
- как добраться до университета от аэропорта (указать №№ маршрутов/ст. метро);
- предоставить карту маршрута конечного пункта с отметкой;
- предоставить информацию об оформлении пребывания, куда обращаться;
- предоставить информацию о документах;
- указать адрес и пункты подачи документы, где это находится;
- дать несколько полезных советов по организации быта (например, магазины и их адреса и т. д.);
Третья подгруппа:
- предоставить информацию об оформлении в студенческом общежитии;
- предоставить информацию о документах, необходимых для получения учебной визы;
- предоставить информацию о порядке оформления студенческого билета, о льготах;
- предоставить информацию об университетской библиотеке (адрес, время работы, сайт, телефон);
- предоставить информацию о городских библиотеках, музеях Санкт-Петербурга (адрес, время работы, сайт, телефон);
- исследовать и отобрать часто задаваемые вопросы, относящиеся к блоку исследования.
Текущие результаты работы каждая подгруппа предоставляла руководителю практики от университета один раз в три дня. Следует отметить, что при каждой встрече велось активное обсуждение собранного материала, в том числе и фотографий, сделанных самими участниками. Студенты обосновывали необходимость той или иной информации, опираясь на собственный опыт, последовательность ее размещения, корректное оформление авторского материала.
За два дня до окончания практики был подготовлен макет брошюры для публикации. Следует отметить, что в процессе работы над проектом обучающиеся готовили
и отчет по практике, фиксируя ход работы, поэтому к зачету были готовы и отчеты.
Вывод. Особая ценность и инноваци-онность данной работы в рамках профессиональной практики состоит в полной самостоятельности студентов при выборе и формулировании задач по стратегии реализации проекта. Это позволило учесть мнения студентов, которые сами прошли процесс выбора высшего учебного заведения и поступления, а также оценить достаточность информации о практических аспектах поступления. Работа выполнялась иностранными студентами на русском языке, что позволило повысить его уровень. Многоплановость и многоаспектность поставленных задач в рамках проекта способствовали формированию у студентов не только профессиональных, но и совершенствовать социокультурные, коммуникативные компетенции. Выполненная иностранными студентами работа отвечает всем современным требованиям и соответствует профессионально-ориентированному подходу в области высшего образования.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Василенко А.В., Соханов И.И. Возможности организации проектно-исследователь-ской деятельности, направленной на развитие пространственного мышления учащихся // Современные проблемы науки и образования. 2016. №5. С.260 elSSN: 2070-7428
2. Мухаметзянова Г.В. Проектно-целевой подход - императив формирования профессиональной компетенции // Высшее образование в России. 2008. №8, С.104-110. ISSN 0869-3617
3. Послание Владимира Путина Федеральному собранию. Март 2018 г. Онлайн-репортаж. - [Электронный ресурс]. - URL: https://ria.ru/20180301/1515523927.html (дата обр.: 31.08.2019)
4. Постановление Правительства РФ "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования"
№1642 26.12.2017. [Электронный ресурс]. -URL: http://dop.edu.ru/article/5990/postanovlenie-pravitelstva-rf-ob-utverzhdenii-gosudarstvennoi-pro grammy-rossiiskoi-federatsii (дата обр.: 30.10.2019)
5. Утверждён паспорт приоритетного проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования» от 8 июня 2017 -[Электронный ресурс]. - URL: http://government. ru/projects/selection/653/28013/ (дата обращения: 05.09.2019)
6. Паспорт федерального проекта «Экспорт образования». [Электронный ресурс]. - URL: http://www.pnzreg.ru/upload/iblock/8a8/8a8f57ae c5a4e4f13735b7cc243519c4.pdf (дата обращения: 05.09.2019)
7. СПбПУ Петра Великого. Международная деятельность в цифрах. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.spbstu.ru/inte rnation-
al-cooperation/general-information/international-activity-in-figure/ (дата обращения: 20.12.2019)
8. Витковская М.И., Троцук И.В. Адаптация иностранных студентов к условиям жизни и учебы в России (на примере РУДН) // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2004. № 1(6-7). С.267-283. ISSN: 2313-2272eISSN: 2408-8897
9. Дорожкин Ю.Н., Мазитова Л.Т. Проблемы социальной адаптации иностранных студентов // Социологические исследования. 2007. № 3(275). С.73-77. ISSN: 0132-1625
10. Киящук Т.В., Киящук А.А. Виды адаптации иностранных студентов к условиям обучения и проживания в России // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2010. № 1. С. 25-30. ISSN: 2313-1683eISSN: 2313-1705.
11. Алмазова Н.И. Формирование межкультурной компетентности при обучении иностранному языку в экономическом вузе // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И Герцена. 2003. Т.3. №6. С.194-204. ISSN 1992-6464
12. Серева Д.О., Андонова А.Н. Об адаптации иностранных студентов к поликультурной образовательной среде вуза // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2016. № 3. С. 72-82. eISSN: 2303-9744.
13. Сунь Сяопэн. Основные проблемы социокультурной адаптации студентов из Китайской Народной Республики в условиях российской системы высшего образования // Научно-педагогическое обозрение. 2017. № 1 (15). С.153-162. DOI: 10.23951/2307-6127-2017-1153-162
14. Сурыгин А.И. Основы теории обучения на неродном для учащихся языке: монография. - СПб.: Златоуст, 2015. ISBN: 978-586547-908-6 - 230 с.
15. Сурыгин А.И. Педагогическое проектирование системы предвузовской подготовки иностранных студентов: моногр. - СПб.: Златоуст, 2008. ISBN: 978-5-86547-902-4 - 129 с.
16. Одинокая М.А., Шередекина О. А. Проблемы адаптации иностранных студентов в условиях российского вуза // Вопросы методики преподавания в вузе. 2019. №30. Т.8. №30. С.20-27 DOI: 10.18720/HUM/ISSN2227-8591.30.02.
17. Одинокая М.А., Карпович И.А. Современное состояние проблем адаптации российских преподавателей на начальном этапе работы в вузе // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019.Т.8. №1 (26). С.211-214. DOI: 10.26140/anip-2019-0801-0053
18. Odinokaya M., Krepkaya T., Shere-dekina O., Bernavskaya M. The culture of professional self-realization as a fundamental factor of students' internet communication in the modern educational environment of higher education // Education Sciences. 2019. №9 (3). pp. 187. D0I:10.3390/educsci9030187.
19. Odinokaya M., Krepkaya T., Karpovich I., Ivanova T. Self-regulation as a basic element of the professional culture of engineers // Education sciences. 2019.Т.9. №3. pp. 200.D0I: 10.3390/educsci9030200
20. Арсеньев Д.Г., Зинковский А.В., Иванова М.А. Социально-психологические и физиологические проблемы адаптации иностранных студентов. [Электронный ресурс]. -URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-psihologicheskie-i-fiziologicheskie-problemy-adaptatsii-inostrannyh-studentov/viewer (дата обр.: 12.11.2019)
21. Конюхова Т.В., Конюхова Е.Т. Адаптация иностранных студентов в социально-образовательном пространстве вуза // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 6. С. 237. elSSN: 2070-7428
22. Вершинина Т.С., Кочева О.Л. Социокультурная адаптация иностранных студентов с помощью методов интерактивного обучения в условиях интернационализации образовательной среды вуза // Педагогическое образование в России.2016. № 5. С.153-159. ISSN: 2079-8717
23. Унежева М.К. Некоторые аспекты социально-культурной адаптации иностранных студентов к процессу обучения в России // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. № 10-2 (64). С. 208-211. ISSN: 1997-2911
24. Иванова М.А. Социально-психологическая адаптация иностранных студентов к высшей школе России: автореф. дис. ... д-ра психол. наук: 19.00.05 / Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. - Санкт-Петербург, 2001.
25. Практика набора и обучения иностранных абитуриентов в вузах России: метод. пос. / науч. ред. Л.А. Вербицкая; авт.-сост. Т.В. Васильева, А.А. Жидикин, А.В. Коротышев и др. - СПб.: РОПРЯЛ, 2019. ISBN 978-5-9500626-7-4 - 190 с.
26. СУОС высшего образования СПбПУ по направлению подготовки 41.03.01 «Зарубежное регионоведение», утв. решением Ученого Совета СПбПУ от 26.06.2017, протокол № 6.
REFERENCES
1. Vasilenko A.V., Sohanov I.I. Vozmozhnosti organizacii proektno-issledovatel'skoj dejatel'nosti, napravlennoj na razvitie prostranstvennogo myshlenija uchashhihsja [Possibilities of organizing design and research activities aimed at the development of spatial thinking of students]. Jelektronnyj nauchnyj zhurnal Sovremennye problemy nauki i obrazovanija [Electronic scientific journal Modern problems of science and education], 2016, no. 5. Available at: https://science-education.ru/ru/article /view?id=25366 (Accessed 12 November 2019).
2. Muhametzjanova G.V. Proektno-celevoj podhod - imperativ formirovanija professional'noj kompetencii [The design-targeted approach is an imperative for the formation of professional competence] Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher education in Russia], 2008, no. 8, pp. 104-110.
3. Poslanie Vladimira Putina Federal'nomu sobraniju. Mart 2018 g. Onlajn-reportazh [Message from Vladimir Putin to the Federal Assembly. March 2018 Online Report]. Available at: https://ria.ru/20180301/1515523927.html (Accessed 31 August 2019).
4. Postanovlenie Pravitel'stva RF "Ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmy Rossijskoj Federacii "Razvitie obrazovanija" №1642 26.12.2017 [Decree of the Government of the Russian Federation "On approval of the state program of the Russian Federation" Development of education "No. 1642 12/26/2017. Available at: http://dop.edu.ru/article/5990/postanovlenie-pravitelstva-rf-ob-utverzhdenii-gosudarstvennoi-programmy-rossiiskoi-federatsii (30 October 2019).
5. Utverzhdjon pasport prioritetnogo proekta «Razvitie jeksportnogo potenciala rossijskoj sistemy obrazovanija» ot 8 ijunja 2017 [The passport of the priority project "Development of the export potential of the Russian education system" of June 8, 2017 was approved]. Available at: http://government.ru/projects/selection/653/28013/ (Accessed 5 September 2019)
6. Pasport federal'nogo proekta «Jeksport obrazovanija» [Passport of the federal project "Export of education"]. Available at: http: // www. pnzreg.ru/upload/iblock/8a8/8a8f57aec5 a4e4f1373 5b7cc243519c4.pdf (Acc. 5 Sept. 2019)
7. SPbPU Petra Velikogo. Mezhdunarodnaja dejatel'nost' v cifrah.[SPbPU Peter the Great. International activities in numbers]. Available at: https://www.spbstu.ru/international-cooperation/gen eral-information/international-activity-in-figure/ (Acc. 20 December 2019)
8. Vitkovskaja M.I., Trocuk I.V. Adaptacija inostrannyh studentov k uslovijam zhizni i ucheby v Rossii (na primere RUDN) [Adaptation of foreign students to living and studying in Russia (by the example of RUDN University)] Vestnik RUDN [Vestnik RUDN], 2004, no. 6-7, pp.267-283.
9. Dorozhkin Ju.N., Mazitova L.T. Problemy social'noj adaptacii inostrannyh studentov [Problems of social adaptation of foreign students] Sociol. issled. [Sociol. Expl.], March 2007, no. 3, pp.73-77.
10. Kijashhuk T.V., Kijashhuk A.A. Vidy adaptacii inostrannyh studentov k uslovijam obuchenija i prozhivanija v Rossii [Types of adaptation of foreign students to the conditions of study and residence in Russia]. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/vidy-adaptatsii-inost rannyh-studentov-k-usloviyam-obucheniya-i-prozh ivaniya-v-rossii (Accessed 12 November 2019).
11. Almazova N.I. Formirovaniye mezhkul'turnoy kompetentnosti pri obuchenii inostrannomu yazyku v ekonomicheskom vuze [The formation of intercultural competence in teaching a foreign language at an economic university] // Izvestiya Rossiyskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gertsena [Bulletin of the Russian State Pedagogical University named after A.I. Herzen]. 2003. vol. 3, no. 6, pp. 194-204.
12. Sereva D.O., Andonova A.N. Ob adaptacii inostrannyh studentov k polikul'turnoj obrazovatel'noj
srede vuza [On the adaptation of foreign students to the multicultural educational environment of the university]. Available at: https://cyberleninka.ru/ article/n/ob-adaptatsii-inostrannyh-studentov-k-poli kulturnoy-obrazovatelnoy-srede-vuza (Accessed 12 November 2019).
13. Sun' Sjaopjen. Osnovnye problemy sociokul'turnoj adaptacii studentov iz Kitajskoj Narodnoj Respubliki v uslovijah rossijskoj sistsocio-cultural adaptation of students from the People's Republic of China in the Russian system of higher education]. Nauchno-pedagogicheskoe obozrenie [Scientific and pedagogical review], 2017, no. 1(15), pp. 153- 162.
14. Surygin A.I. Osnovy teorii obuchenija na nerodnom dlja uchashhihsja jazyke [Fundamentals of the theory of learning in a language that is not native to students]. Saint-Petersburg, Zlatoust Publ., 2000, 230 p.
15. Surygin A.I. Pedagogicheskoe proektirovanie sistemy predvuzovskoj podgotovki inostrannyh studentov: [monografija] [Pedagogical design of the system of pre-university training of foreign students: [monograph]]. Saint-Petersburg, Zlatoust Publ., 2008, 129 p.
16. Odinokaya M.A., Sheredekina O.A. Information and communication processes and their effect on the adaptation of foreign students under the conditions of the Russian higher education institution. Teaching Methodology in Higher Education. 2019. Vol. 8. No 30. P. 20-27. DOI: 10.18720/HUM/ISSN 2227-8591.30.02
17. Odinokaja M.A., Karpovich I.A. Sovremennoe sostojanie problem adaptacii rossijskih prepodavatelej na nachal'nom jetape raboty v vuze // ANI: pedagogika i psihologija. 2019. №1 (26). pp.211-214. DOI: 10.26140/anip-2019-0801-0053
18. Odinokaya M., Krepkaya T., Sheredekina O., Bernavskaya M. The culture of professional self-realization as a fundamental factor of students' internet communication in the modern educational environment of higher education // Education Sciences. 2019. №9 (3). p. 187.
19. Krepkaya T., Karpovich I., Ivanova T., Odinokaya M. Self-regulation as a basic element of the professional culture of engineers // Education sciences. 2019. C. 200.
20. Arsen'ev D.G., Zinkovskij A.V., Ivanova MA
Social'no-psihologicheskie i fiziologicheskie problemy adaptacii inostrannyh studentov [Socio-psychological and physiological problems of adaptation of foreign students]. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-psihologi cheskie-i-fiziologicheskie-problemy-adaptatsii-inost rannyh-studentov/viewer (Accessed 12 November 2019).
21. Konjuhova T.V., Konjuhova E.T. Adaptacija inostrannyh studentov v social'no-obrazovatel'nom prostranstve VUZa [Adaptation of foreign students in the socio-educational space of the university] Sovremennye problemy nauki i obrazovanija [Modern problems of science and education], 2017, no. 6. Available at: http://www. science-education.ru/iu/article/view?id=27338 (Accessed 20 November 2019).
22. Vershinina T.S., Kocheva O.L. Sociokul'turnaja adaptacija inostrannyh studentov s pomoshh'ju metodov interaktivnogo obuchenija v uslovijah internacionalizacii obrazovatel'noj sredy VUZa [Sociocultural adaptation of foreign students using interactive learning methods in the context of internationalization of the educational environment of the university] Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. [Teacher Education in Russia], 2016, no 5, pp. 153 - 159.
23. Unezheva M.K. Nekotorye aspekty social'no-kul'turnoj adaptacii inostrannyh studentov k processu obuchenija v Rossii [Some aspects of the socio-cultural adaptation of foreign students to the learning process in Russia] Filologicheskie nauki: Gramota [Philology: Diploma], 2016, vol. 3-h ch, ch. 2, no. 10(64), pp. 208-211.
24. Ivanova M.A. Social'no-psihologicheskaja adaptacija inostrannyh studentov k vysshej shkole Rossii [Socio-psychological adaptation of foreign students to higher education in Russia]. [Jelektronnyj resurs]. Available at: https://www. dissercat.com/content/sotsialno-psikhologicheska ya-adaptatsiya-inostrannykh-studentov-k-vysshei-shkole-rossii (Accessed 20 November 2019).
25. Vasil'eva T.V., Zhidikin A.A., Korotyshev A.V. i dr. Praktika nabora i obuchenija inostrannyh abiturientov v vuzah Rossii: metodicheskoe posobie [The practice of recruiting and training foreign applicants in Russian universities: a methodological manual]
Nauch. red. L A. Verbickaja, SPb.: ROPRJaL, 2019, 190 p.
26. SUOS vysshego obrazovanija SPbPU po napravleniju podgotovki 41.03.01 «Zarubezhnoe regionovedenie», utverzhdennym resheniem Uchenogo Soveta SPbPU ot 26.06.2017, protokol M
6. [Specialized Management System for Higher Education of St. Petersburg Politechnic University in the direction of preparation 41.03.01."Regional Studies in the Region", approved by the decision of the Scientific Council of St. Petersburg Polytechnic University of 06.26.2017, protocol No. 6].
Pogodin S.N., Sablina M.A. Experience of organizing and carrying out the professionally-oriented practice of foreign students in a technical university. Organization and carrying out professional internship for foreign students within the framework of the project "Consulting Services: Adaptation of Foreign Applicants" is a prerequisite for obtaining basic skills in building professional competencies in the bachelor's curriculum "Regional Studies". The Higher School of International Relations, at St. Petersburg Peter the Great Polytechnic University, poses the following tasks in the framework of project activities: solving the problem of determining the place of practice for international students; providing an opportunity to gain experience in finding information that will be processed, comprehended and presented by the participants of the project team; considering the project-targeted approach, developing a student as a person capable of self-determination, self-education, self-regulation, self-actualization, competitiveness in the labor market; providing students with positive incentives for further training and the future profession, recognizing its relevance and importance. To achieve the objectives, an experiment was conducted to combine into a single process and simultaneously solve several specialized tasks in the framework of professional practice for foreign students, namely: compliance of the goals and objectives of the practice with the professional tasks of the future profession of regional specialist; building professional competencies among foreign students; preparation and publication of a brochure for foreign applicants about the Humanitarian Institute, St. Petersburg Peter the Great Polytechnic University as a place for their future training, contributing to the adaptation of foreign students.
COMPETITIVENESS OF RUSSIAN UNIVERSITIES; PROFESSIONAL PRACTICE; PROJECT ACTIVITIES; ADAPTATION OF FOREIGN APPLICANTS; PROFESSIONAL COMPETENCE; STATE PROGRAM
Citation: Pogodin S.N., Sablina M.A. Experience of organizing and carrying out the professionally-oriented practice of foreign students in a technical University. Teaching Methodology in Higher Education. 2019. Vol. 8. No 31. P. 23-33. DOI: 10.18720/HUM/ISSN 2227-8591.31.02
© Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 2019