Научная статья на тему 'Опыт организации и функционирования регионального центра трансфера технологий'

Опыт организации и функционирования регионального центра трансфера технологий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
170
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бузник Вячеслав Михайлович

Обсуждается опыт организации и деятельности Центра трансфера технологий Сибирского отделения РАН. Рассматриваются организационно-правовая форма центра и направления его деятельности. Предлагается возможная схема инновационной инфраструктуры РАН.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Experience of the organization and activity of the Center of a transfer of technologies of the Siberian branch of the Russian Academy of Science is discussed. The organizational-legal form of the center and direction of its activity are considered. The possible scheme of an innovative infrastructure of the RAS is offered.

Текст научной работы на тему «Опыт организации и функционирования регионального центра трансфера технологий»

ИННОВАЦИИ № 3 (80), 2005

Опыт организации и функционирования регионального Центра трансфера технологий

В. М. Бузник,

директор Центра трансфера технологий Сибирского отделения РАН,

г. Новосибирск

Обсуждается опыт организации и деятельности Центра трансфера технологий Сибирского отделения РАН. Рассматриваются организационно-правовая форма центра и направления его деятельности. Предлагается возможная схема инновационной инфраструктуры РАН.

Инновационная деятельность отличается большим риском. По статистике, не более 5% научно-технических разработок выходят на рынок, а 80% вновь организованных малых высокотехнологичных фирм разоряются. Чтобы избежать такого расточительства, используется система зонтичных структур (технопарки, инкубаторы, инновационно-технологические центры, и т. п.), которая предназначена улучшить условия создания и функционирования малых высокотехнологичных фирм. Перечисленные структуры рассчитаны на поддержку малых инновационных предприятий (МИП) и прямым образом не касаются исследователей, работающих в научных учреждениях, но стремящихся к инновационной деятельности без организации специальных предпринимательских структур. В то же время именно на этом этапе идет основная потеря научно-технических разработок. Для устранения этого пробела в 2003 году по инициативе и при финансовой поддержке Министерства промышленности, науки и технологий РФ было создано шесть Центров трансфера технологий (ЦТТ). Их основная задача — работа с исследовательскими организациями и разработчиками, в определенном отношении они должны стать интерфейсами между научным сообществом и рынком, которые в современной России существуют независимо друг от друга. Проект пилотный, и предполагалось, что он позволить отработать оптимальные организационные формы ЦТТ, определить конкретные задачи, которыми центры должны заниматься для того, чтобы повысить инновационную деятельность (ИД). В общественном сознании ИД является процессом, связанным с переводом результатов научно-технических исследований в хозяйственную практику. Зачастую забывается, что должно учитываться и получение отмеченных результатов, чем Российская академия наук, в основном, и занимается. В институтах РАН в силу жизненной необходимости осуществляется перевод знаний в товарные продукты, однако для этого процесса специфичны стихийность, отсутствие унифицированных действий и правил, сильный разброс институтов по активности, разнообразие форм.

íil

Experience of the organization and activity of the Center of a transfer of technologies of the Siberian branch of the Russian Academy of Science is discussed. The organizational-legal form of the center and direction of its activity are considered. The possible scheme of an innovative infrastructure of the RAS is offered.

Центры трансфера технологий были образованы в двух университетах (в Краснодаре, Нижнем Новгороде), в отраслевом научно-исследовательском институте — Государственном оптическом институте им. С. И. Вавилова в Санкт-Петербурге. Три центра организованы в РАН, при этом на разных уровнях академической иерархии: при академическом институте — Институте металлургии УрО РАН (г. Екатеринбург), при Научном центре РАН в Черноголовке (Московская область), при региональном отделении РАН (г. Новосибирск). Такой подбор центров позволил апробировать деятельность центров на каждом из отмеченных уровней, выявить оптимальную организационную форму для работы ЦТТ в академических учреждениях.

Образование ЦТТ в Сибирском отделении РАН закономерно, так как отделение изначально задумывалось как структура, нацеленная не только на фундаментальные исследования, но и на внедрение результатов научно-технической деятельности. Наряду с научными институтами была организована сеть конструкторских бюро и опытный завод, что создавало не только базу для внедрения, но и настраивало сотрудников на инновационную деятельность. В семидесятые годы в Академгородке была создана первая научно-производственная фирма «Факел» — прообраз современных инновационных структур. Разумеется, ныне ситуация изменилась, но нацеленность институтов и сотрудников на практическую реализацию разработок осталась высокой — выше, чем в целом по Академии наук. Подтверждением служит тот факт, что более 46% патентов РАН принадлежат Сибирскому отделению, это при 20% от общего кадрового состава и, соответственно, одной пятой финансирования. Другие инновационные параметры отделения так же высоки: полезные модели составляют 55%; товарные знаки — 26%; зарубежные патенты — 36% от общего количества в РАН. Значителен показатель коммерческой реализации патентов — 38% лицензионных соглашений. В Академгородке создано 45 малых высокотехнологичных фирм, выпуска-

ющих продукцию на сумму, соизмеримую с государственным финансированием отделения. В настоящее время СО РАН имеет 80 исследовательских и конструкторско-технологических институтов, в его составе девять научных центров, расположенных в тринадцати субъектах федерации на огромной территории.

Какой должна быть организационно-правовая форма Центров трансфера технологий? В созданных академических центрах использовались разные варианты, в Сибирском отделении центр образован как юридическое лицо, являющееся учреждением научного обслуживания, имеющее государственный статус. Такая форма привычнее для руководства отделения и позволяет более полно осуществлять административный контроль и управление центром. Как всякая форма, она имеет достоинства и недостатки. К первым следует отнести то, что такая форма облегчает получение материальной поддержки со стороны государственных структур, включая само отделение. Это проявилось в выделении СО РАН средств на реализацию инновационных проектов институтов в 2004 году при участии центра, однако в легитимной форме этот путь непростой, особенно для центра. Эта форма обеспечивает ощущение легкости передачи интеллектуальной собственности от институтов центру, поскольку оба взаимодействующих субъекта — государственные организации. К негативным факторам можно причислить сложность взаимоотношений с частным капиталом, поскольку в современной России частный капитал неохотно идет на взаимодействие с государственными структурами. Форма государственного учреждения автоматически приводит к жесткому контролю со стороны различных государственных структур, включая фискальные органы. Контроль полезен, но он может быть удушающим и, кроме того, приводит к ослаблению оперативности и самостоятельности центра, что, в свою очередь, снижает его продуктивность. По-видимому, наиболее удобной формой является некоммерческое партнерство, в котором учредителями были бы институты наряду с Президиумом СО РАН. К сожалению, изменения в законодательных документах осложняют участие государственных организаций в учредительстве некоммерческих партнерств.

Прежде чем обсуждать деятельность ЦТТ, разумно рассмотреть факторы, сдерживающие инновационную деятельность в научных организациях РАН, ибо они будут определять задачи и направления деятельности центров. Основными проблемами, по мнению автора, являются отсутствие унифицированных правил взаимоотношений в системе «разработчик — институт — производитель» по интеллектуальной собственности и разделу доходов, психологическая и профессиональная неготовность многих сотрудников академических институтов к занятию инновациями. Можно отметить недостаточную организационную, ментальную и экономическую заинтересованность сотрудников и институтов в ИД. Следующий фактор — слабость инновационных инфраструктур РАН, их разрозненность и бессистемность, а также слабое взаимодействие академических исследовательских организаций в вопросах ИД.

Помимо проблем, возникающих в самой академии и которые могут быть разрешены с помощью внутренних резервов, имеются и внешние. Важность их разрешения является неоспоримой, поскольку любые собственные действия системы не приведут к положительному результату. Внешние факторы можно разделить на организационно-бюрократические и экономические. При всем публичном декларировании приоритетности инновационной политики существующее законодательство затрудняет легитимное ведение ИД в государственных научных учреждениях. Существующие правила позволяют контролирующим органам относить инновационную деятельность в академии к неосновной, а используемые бюджетные средства считать нецелевыми. По мнению Минфина, термин «инновация» недопустим в сочетании с фундаментальными исследованиями, и по этой причине РФФИ вынужден инновационные проекты переименовать «в ориентированные фундаментальные исследования». Другой, более сложный для решения пример — запрет со стороны Бюджетного кодекса на внесение институтами учредительских взносов при организации малых производственных, некоммерческих структур даже из внебюджетных средств. Это резко ограничивает возможности и желания институтов организовывать отпочковавшиеся МИП, поскольку институт теряет возможность участвовать в управлении производством разработанного им продукта. На законодательном уровне не решен вопрос о правах на интеллектуальную собственность, полученную за средства госбюджета, а для разработчиков, институтов — это ключевой вопрос. Институты и особенно разработчики будут заниматься продвижением научных разработок независимо от решения отмеченных проблем, но если последние не будут решены, то формы реализации будут теневыми. Внешние экономические факторы связаны с отсутствием потребности государства, бизнеса, промышленности в отечественных высокотехнологических продуктах, технологиях, разработках. В первую очередь, это обусловлено малой емкостью отечественного рынка в нынешней социально-экономической ситуации. В этой ситуации не было потребности в принципиально новых наработках, которые вытекают из фундаментальных исследований. Для высокотехнологичного рынка характерна высокая конкуренция и сложность выхода на рынок, особенно на мировом уровне. Отечественный бизнес и промышленность нередко предпочитают зарубежные разработки, официально ссылаясь на экономическую целесообразность. К этому добавляется тот факт, что наши ученые не имеют опыта работы на рынке, потому необходим государственный протекционизм отечественных инновационных разработок и производимых высокотехнологичных продуктов.

ЦТТ вынужден вести разнообразную деятельность в силу того, что разработки могут быть разной научной, производственной и рыночной направленности, разного характера и масштаба, кроме того, широк круг партнеров — от научных сотрудников и академических администраторов до представителей разных властных структур, инвесторов, промышлен-

ИННОВАЦИИ № 3 (80), 2005

ИННОВАЦИИ № 3 (80), 2005

ников и т. д. Это определяет широкий круг задач, которые центру приходится решать: консалтинг по различным вопросам инновационной деятельности; обучение; участие в разработке документов, регламентирующих действия сторон в инновационном процессе; создание баз данных по перспективным разработкам и высокотехнологичным продуктам; содействие инвестициям и продвижению проектов на рынок; содействие созданию отпочковавшихся МИП; поиск потенциальных инвесторов и т. д. Видение задач и целей центра со стороны исследователей-разработ-чиков, выявленное анкетным опросом, иное. Главной задачей они считают помощь при подготовке проектов для получения инвестиций, далее — формирование портфеля заказов на научные разработки со стороны промышленных и деловых кругов и создание электронной версии перспективных научно-технических разработок. Кроме того, отмечена необходимость разработки и адаптации типовых рекомендательных документов, регламентирующих инновационный процесс. Представителям институтов вопрос обучения научных сотрудников ИД не кажется важным, это подтвердили и акции обучения, проводившиеся центром. Однако обучение чрезвычайно важно, поскольку дает не только профессиональные навыки, но и меняет ментальность людей в отношении к инновационному процессу. Более того, мировой опыт показывает, что даже в высокотехнологичных странах с развитой инновационной инфраструктурой более половины разработок реализуется самими авторами, и только пятая часть идет через инфраструктурные организации. Следовательно, основные знания по инновационной деятельности необходимы всем исследователям. Как показал опыт акций, проведенных с участием ЦТТ СО РАН, ученые не воспринимают обучение в форме лекций, семинаров, публичных занятий. Более приемлемым считается самообразование с использованием специально подготовленных пособий, написанных практиками.

Можно привести примеры конкретных акций ЦТТ СО РАН.

Поскольку обучение научных сотрудников основам инновационной деятельности крайне важно, а сами сотрудники предпочитают самообразование, то центром было издано семь пособий, касающихся различных сторон инновационной деятельности: организационных, интеллектуальной собственности, юридических аспектов, бизнес-планирования, особенностей бухгалтерского учета и пр. Важно, что пособия написаны практиками, людьми, работающими в области инновационного менеджмента, а адаптированы для научных сотрудников, не имеющих специального экономического образования.

Совместно с Сибирским институтом интеллектуальной собственности и ГПНТБ СО РАН выпущен «Сборник нормативно-правовых документов Российской Федерации по вопросам интеллектуальной собственности», с ГПНТБ СО РАН организован периодический выпуск дайджестов публикаций по инновационной деятельности: «Рынок высоких технологий» — аннотированный указатель (2000-2003 гг.), «Инновационная деятельность: проблемы и перспек-

тивы» — указатель литературы (2000-2003 гг.), «Вопросы интеллектуальной собственности и рынки высоких технологий» — аннотированный указатель (2000-2004 гг.).

Центром был организован и проведен ряд научно-практических семинаров, целью которых было установление контактов между академическими исследователями и представителями отраслевой науки и промышленности. В частности, совместно с ФГУП «ВИАМ» были проведены семинары «Вопросы материаловедения для авиакосмической техники» в Новосибирском и Томском научных центрах СО РАН, совместно с «:Ох£оЫ-тпоуа1юп» проведен семинар «Опыт инновационной деятельности Оксфордского университета», совместно с Администрацией Новосибирской области и ИТЦ «Кольцо-во» проведен семинар «Значение технологического аудита для продвижения инновационных проектов» для представителей инновационных фирм и подразделений Новосибирского научного центра с привлечением зарубежных специалистов в области трансфера технологий, проведен двухдневный семинар в Томском научном центре «Вопросы инновационной деятельности в академических организациях», совместно с Институтом катализа СО РАН проведена I Всероссийская конференция «Химия для автомобильного транспорта» в Новосибирске.

Деятельность ЦТТ СО РАН была направлена на установление эффективной, деловой взаимосвязи академических институтов с головными отраслевыми институтами, поскольку одна из форм ИД заключается в инновационных контактах академических институтов с отраслевыми научными организациями. В качестве партнера был выбран Всероссийский институт авиационных материалов (ФГУП «ВИАМ»). Были организованы заезды специалистов этого института в институты отделения для ознакомления, проведены тематические семинары. Результатом этих действий явилось выявление общих исследовательских интересов, заключение хоздоговоров объемом 1,2 млн рублей и подключение сибирских институтов к государственным программам в качестве соисполнителей. Стратегическое партнерство выгодно обеим сторонам: отраслевикам оно позволяет решить насущные научно-технические проблемы; академическим исследователям обеспечивает приобщение к решению нужных проблем и, тем самым, делает их работу востребованной. В настоящее время формируются совместные исследовательские лаборатории и инновационные структуры отраслевых и академических организаций.

На сегодняшний день в деятельности крупных высокотехнологических транснациональных компаний стали проявляться тенденции привлечения зарубежных ученых, включая российских, к проведению научно-технических разработок. Естественно, что центр работал и в этом направлении. В частности, он содействовал подписанию договора о сотрудничестве между Сибирским отделением и компанией «Шлюмберже», организации Инжинирингового центра компании в Академгородке. Совместно с компанией организован и проведен семинар «Химиче-

ские аспекты нефтедобычи», что позволило выявить точки взаимного интереса компании и химиков-ис-следователей отделения.

Важной формой инновационной деятельности центра могло быть создание МИП для практической реализации инновационных проектов. Однако это направление связано с рядом сложностей, которые не преодолимы силами центра. Во-первых, реально отсутствуют свободные менеджеры, которые могли бы реализовать проект, — их очень мало, и, как правило, они уже ведут свой бизнес. Во-вторых, не отработаны легитимные способы мотивации участия этих менеджеров в продвижении проектов. Деятельность центра в этом направлении фактически свелась к активному участию в проведении программы «СТАРТ» в Сибирском федеральном округе, проводимой Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.

В то же время центр активно сотрудничал с уже существующими МИП. В частности, совместно с Некоммерческим Партнерством «Сибирский аналитический и инжиниринговый центр «РЕГИОН-РАЗВИТИЕ» проведены технологические аудиты ряда научно-технических разработок институтов отделения, позволившие выявить инновационные возможности и пути инновационной реализации разработок.

Для центра на каждом из отмеченных выше уровней характерны свои позитивные и негативные факторы. В центре при региональном отделении к позитивным следует отнести значительное число разработок, поскольку отделение — масштабная, многопрофильная структура, разработки которой позволяют охватить широкий сегмент рынка. Организация центра при региональном отделении имеет политический позитивный фактор, состоящий в масштабности мероприятия, создающей у сотрудников понимание того, что инновационная деятельность — стратегическая задача всего отделения. Появляется возможность систематизировать и унифицировать правила ИД во всех подразделениях отделения. Негативный фактор, или сложность деятельности такого центра, — неглубокая специализация сотрудников центра по конкретным сегментам рынка, поскольку приходится работать по многим разным направлениям. Деятельность одного общего центра, даже расположенного в столице федерального округа, затруднена в других субъектах в силу разного состояния науки и научных организаций в них, разного отношения к ней со стороны местных властей. Другим негативным фактором является то, что центр такого уровня должен заниматься стратегическими вопросами организации ИД, зачастую бюрократического характера и одновременно практической деятельностью — реализацией конкретных инновационных проектов. На военном языке это означает сочетание в одном подразделении и штабной, и боевой единиц, что вряд ли может быть эффективным.

Если говорить о центре при академическом институте, то у него может быть небольшое число потенциально перспективных проектов, что сужает сегмент рынка, на котором центр будет действовать. Для него характерен субъективный подход в инноваци-

онной деятельности из-за сильной привязки к конкретному институту, что снижает профессиональные возможности сотрудников центра. Достоинством является возможность сотрудников сосредоточиться на реализации конкретных проектов без бюрократических отвлечений, характерных для центров регионального отделения.

По-видимому, оптимальным является создание ЦТТ при научных центрах и специализированных отделениях РАН.

Исходя из сказанного, следует предположить, что в РАН система инновационных структур должна быть многоуровневой. Пользуясь военной терминологией, эти уровни должны решать стратегические, оперативно-тактические и тактические вопросы.

Первый уровень (тактический) должен осуществляться институтами в рамках специального подразделения, таковым может быть инновационный, коммерческий, патентный или другой отдел. Без этого уровня исключена результативная инновационная деятельность, поскольку именно на нем ведется работа с конкретными проектами, более того, институты являются фактическими и юридическими владельцами результатов научно-технической деятельности. Объектами деятельности инновационных организаций этого уровня являются: патентование научно-технических результатов; управление интеллектуальной собственностью; менеджерское и консалтинговое сопровождение проектов; организация малых инновационных предприятий; маркетинг и продвижение продуктов на рынок; взаимодействие с внешними контрагентами. Соответствующие элементы должны быть структурными подразделениями институтов. Можно привести в качестве успешного примера инновационную структуру, созданную в Институте катализа им. Г. К. Борескова СО РАН.

Второй (оперативно-тактический) уровень реализуется силами структур, образованных при специализированных региональных отделениях и научных центрах. На этом уровне решаются задачи создания инновационного пояса из малых инновационных предприятий, создание баз данных по разработкам и портфелям заказов на НИОКР от промышленности и бизнеса. Должны проводиться обучение и консалтинг инновационной деятельности научных работников. Структуры этого уровня должны принимать участие в организации и функционировании академического инновационного пространства, содействовать продвижению инновационных продуктов на рынок, оказывать содействие в привлечении инвесторов и партнеров. Элементы структуры должны быть юридическими лицами, желательно в форме некоммерческого партнерства, что облегчает работу с рынком. Скорее всего, структура должна быть в форме Центра трансфера технологий.

Третий (стратегический) уровень носит общеакадемический характер. Он связан с решением общих задач: разработка и культивирование унифицированных «правил игры» в инновационной деятельности; создание благоприятного организационного и ментального климата для инновационной деятельности; создание академического инновационного простран-

ИННОВАЦИИ № 3 (80), 2005

ИННОВАЦИИ № 3 (80), 2005

ства; взаимодействие со сторонними инновационными организациями; содействие инвестированию инновационной деятельности; координация работы академических инновационных структур; создание положительного инновационного имиджа РАН. Элементы этого уровня также должны быть юридическими лицами в форме инновационных центров.

Разумеется, что уровни должны тесно взаимодействовать, но не должно быть административной вертикали в системе.

Следует отметить, что у исследователей и представителей академических организаций сложился ряд предубеждений в отношении инновационных структур. Первое состоит в том, что инновационные структуры должны решать все инновационные проблемы, начиная от усовершенствования законодательства и привлечения финансов частного сектора в инновационную деятельность и заканчивая организацией производства конкретного продукта и его продвижением на рынке. Второе — в том, что инновационные структуры предназначены для перевода научно-технических разработок в денежные средства, а потому в них не надо вкладывать даже на начальном

этапе. Примером может быть тот факт, что Сибирское отделение не смогло предоставить центру требуемое помещение, и он ютится на площадях одного из институтов. Третье предубеждение состоит в том, что инновационные структуры должны работать только с рискованными проектами, а проекты с явной перспективностью могут быть реализованы самими разработчиками. Еще одним негативным фактором является стремление жесткого административного регулирования деятельности центра со стороны отделения. Следует помнить, что центр функционирует не только в рамках академического пространства, но и с рынком, на котором работают лишь экономические рычаги, отсутствующие у академической администрации.

Несмотря на отмеченные предубеждения и на то, что ряд замыслов по деятельности ЦТТ не был реализован, эксперимент по организации центра был полезным — он позволил выявить реальные возможности участия центра в инновационной деятельности академических организаций, выявить направления деятельности и существующие возможности, определить отношение разработчиков и представителей институтов к инновационным структурам.

Г.Воронеж, ул.Свободы 73, оф.406 Центрально-Европейская ТПП, тел/факс (0732) 77-62-67; 77-99-98

Директор выставки Культа Любовь Викторовна e-mail: kulsha@tpp.vrn.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.