Научная статья на тему 'Опыт организации федерального казенного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть № 13 Федеральной службы исполнения наказаний"'

Опыт организации федерального казенного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть № 13 Федеральной службы исполнения наказаний" Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
227
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт организации федерального казенного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть № 13 Федеральной службы исполнения наказаний"»

#

А. А. ПАРЫШЕВ заместитель начальника ФКУЗ МСЧ-13 ФСИН России

полковник внутренней службы

Опыт организации федерального казенного учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть № 13 Федеральной службы исполнения наказаний»

Охрана здоровья населения, доступность и качество оказания медицинской помощи являются сегодня приоритетными направлениями социально-экономической политики государства.

Система медико-санитарного обеспечения уголовно-исполнительной системы (далее - УИС) - единая система учреждений и подразделений, призванная обеспечить доступность, своевременность, качество и преемственность оказания медицинской помощи личному составу УИС и лицам, содержащимся в учреждениях УИС.

Вместе с тем сложности социально-экономического характера, наблюдавшиеся в последнее десятилетие в стране, имели негативные последствия для развития медицинской службы УИС. Отсутствие адекватного финансирования привело к тому, что материально-техническая база большинства учреждений оказалась морально и физически изношенной, а низкий уровень внедрения в практику современных мировых и отечественных медицинских технологий существенно снизил их эффективность. Серьезным недостатком развития пенитенциарного здравоохранения стал также отказ от прогрессивной системы финансирования отрасли - обязательного медицинского страхования.

При этом состояние здоровья лиц, содержащихся в учреждениях УИС, характеризуется негативными тенденциями: высоким уров-

нем показателей общей заболеваемости и заболеваемости социально значимыми болезнями (туберкулез, ВИЧ и др.).

Действовавшая система медицинского обслуживания не устраивала ни нас, ни тех, кому оно предоставлялось. В соответствии с поручением Президента Российской Федерации был проведен комплекс дополнительных мероприятий, направленных на совершенствование системы оказания медицинской помощи осужденным и лицам, заключенным под стражу. Разработана модель внутрисистемного совершенствования организационно-структурного построения медицинской службы УИС, которая предполагает централизацию управления медико-санитарным обеспечением с выведением медицинских учреждений и подразделений из подчинения следственным изоляторам и учреждениям, исполняющим наказания, а также одноканальное финансирование медучреждений.

В рамках пилотного проекта в 2010 году эта модель была внедрена в Санкт-Петербурге и Твери.

В 2012 году было принято решение о создании медико-санитарных частей еще в семи регионах. На основании приказа ФСИН России от 20.12.2012 № 609 «О переименовании федерального казенного учреждения...» ФКУ БсП УФСИН России по Республике Мордовия переименовано во ФКУЗ МСЧ-13 ФСИН России. Благодаря слаженной работе в крат-

31 Ведомости уголовно-исполнительной системы № 4/2014

пошег_4_2014.таа 31 +©} 27.03.2014 15:16:29

ОРГАНИЗАЦИЯ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

чайшие сроки был утвержден Устав федерального казенного учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть № 13 Федеральной службы исполнения наказаний», разработаны и утверждены Положения о филиалах ФКУЗ МСЧ-13 ФСИН России, получена лицензия на медицинскую и фармацевтическую деятельность.

На основании приказа ФСИН России от 29.05.2013 № 276 «О мероприятиях по обеспечению деятельности медико-санитарных частей ФСИН России или их филиалов и организации их взаимодействия с учреждениями, непосредственно подчиненными ФСИН России, территориальными органами ФСИН России», осуществлена передача ФКУЗ МСЧ-13 ФСИН России зданий и помещений медицинских частей подразделений УФСИН России по Республике Мордовия на основании договоров безвозмездного пользования, между ФКУЗ МСЧ-13 ФСИН России и УФСИН России по Республике Мордовия заключено соглашение о взаимодействии, регламентирующее вопросы разграничения полномочий при обеспечении деятельности медико-санитарной части, конкретизирующее мероприятия, находящиеся в сфере организации медико-санитарного и противоэпидемического обеспечения, оказания медицинской помощи сотрудникам уголовно-исполнительной системы, лицам, содержащимся под стражей, и осужденным.

Таким образом, к 1 июля 2013 года сформировалась и начала функционировать новая организация ФКУЗ МСЧ-13 ФСИН России, имеющая в своем составе больницу № 1 для личного состава на 90 коек, больницу № 2 для осужденных на 510 коек, 17 медицинских частей, здравпункт, дом ребенка на 70 детей.

Штатная численность должностей медицинской службы составила 777 единиц, в том числе 88 аттестованных и 689 вольнонаемных.

При формировании новой структуры возникла необходимость в оптимизации коечного фонда филиалов. Проведено сокращение коек с 214 до 162 (снижение на 24,3 %), причем 70 % составили койки дневного стационара, а 30 % -круглосуточные койки. Сокращение коечного фонда не коснулось больницы № 2, в этом учреждении проведено перераспределение коек между отделениями.

Новые требования, предъявляемые к организации работы лабораторной службы, приве-

ли к необходимости пересмотра ее организационно-штатной структуры. На первом этапе реорганизации были определены учреждения, в которых введены штатные должности врачей-лаборантов и фельдшеров-лаборантов, с учетом их географического положения и предполагаемой нагрузки. На втором этапе проведены мероприятия, направленные на укрепление материально-технической базы, - приобретены биохимические и клинические автоматические анализаторы. В результате за счет снижения трудоемкости выполнения анализов повысилась производительность труда. Ранее на выполнение одного биохимического исследования ручным способом требовалось 14-17 минут. При использовании автоматического анализатора это время сократилось более чем в два раза. Появилась возможность определения щелочной фосфатазы, лактатдегидрогеназы, липопротеидов высокой и низкой плотности, триглицеридов и других показателей, крайне важных в диагностике и мониторинге лечебного процесса.

Высокая производительность (более 200 исследований в час) и наличие системы контроля качества способствовали высвобождению четырех должностей сотрудников клинико-диагностической лаборатории для последующей оптимизации штатной структуры МСЧ-13.

В связи с отдаленностью государственных учреждений здравоохранения, имеющих в своем составе скорую медицинскую помощь, а также необходимостью исполнения Программы государственных гарантий по оказанию гражданам скорой медицинской помощи на базе больницы № 2 сформирована выездная бригада, которая укомплектована четырьмя высококвалифицированными фельдшерами, прошедшими специальную подготовку и имеющими соответствующие сертификаты. Разработано Положение о скорой медицинской помощи.

Приобретен реанимобиль, оснащенный всем необходимым медицинским оборудованием. Это позволило в кратчайшие сроки проводить диагностику и оказывать неотложную помощь в любое время суток.

В целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 № 1466 «Об утверждении Правил оказания лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, медицинской помощи в медицинских органи-

vedomosti.fsin@list.ru www.orfsin.ru 32

потег_4_2014.таа 32 +©} 27.03.2014 15:16:30

#

зациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, а также приглашения для проведения консультаций врачей-специалистов указанных медицинских организаций при невозможности оказания медицинской помощи в учреждениях уголовно-исполнительной системы» подписано соглашение с министерством здравоохранения Республики Мордовия о взаимодействии с указанием перечня медицинских организаций государственной системы здравоохранения, осуществляющих оказание медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, заключены государственные контракты с этими учреждениями. В 2013 году более 100 осужденных получили специализированную медицинскую помощь в учреждениях министерства здравоохранения Республики Мордовия, одному осужденному была оказана высокотехнологичная медицинская помощь в институте им. Бакулева (г. Москва).

В рамках подготовки мероприятий по страхованию осужденных и лиц, находящихся под стражей, по согласованию со страховой медицинской организацией на базе ФКУЗ МСЧ-13 ФСИН России открыто страховое окно для оформления медицинских полисов, проводится формирование единой базы данных по застрахованным лицам.

В рамках исполнения требований постановления Правительства РФ от 12.11.2012 № 1152 «Об утверждении Положения о государственном контроле качества и безопасности медицинской деятельности» разработан пакет документов, регламентирующих внутренний контроль качества медицинской помощи, утвержден состав центральной врачебной комиссии и подкомиссий. Организован и проведен выездной цикл обучения работе по контролю качества медицинской помощи (обучено 23 врача).

На основании санитарно-эпидемиологической характеристики учреждений, подведомственных УФСИН России по Республике Мордовия, была разработана и принята совместная с УФСИН России по Республике Мордовия

«Программа профилактики инфекционных заболеваний», включающая в себя научно обоснованную систему эпидемиологического надзора и комплекс эффективных профилактических и противоэпидемических мероприятий.

Итоги работы за 2013 год показали, что мероприятия, проведенные нами в рамках реформирования медицинской службы, принесли положительные результаты:

значительно повысилось качество диагностики;

на 18,2 % уменьшился процент расхождения клинических диагнозов и диагнозов, установленных при направлении на лечение;

на 13,6 % снизилась смертность от заболеваний в течение первых суток госпитализации в больницу;

на 5,4 % снизилось количество послеоперационных осложнений;

на 9,8 % увеличилось число лиц, получивших специализированную (включая высокотехнологичную) медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

На сегодняшний день ФКУЗ МСЧ-13 ФСИН России практически готово к оказанию медицинской помощи осужденным в рамках ОМС, поскольку имеется большой опыт работы в данном направлении больницы № 1.

В перспективе предстоит огромная работа по организации медицинской помощи в соответствии с требованиями стандартов и порядков, по дальнейшему снижению заболеваемости, смертности и инвалидизации лиц, содержащихся в исправительных учреждениях УФСИН России по Республике Мордовия, укреплению материально-технической базы филиалов ФКУЗ МСЧ-13 ФСИН России, созданию соответствующих социально-экономических условий для закрепления квалифицированных медицинских кадров, расширению связей по взаимодействию с региональными и федеральными структурами, формированию навыков здорового образа жизни у наших подопечных, повышению качества медицинской и социальной реабилитации осужденных. ^

33

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 4/2014

пошег_4_2014.1паа 33 ШЬ 27.03.2014 15:16:30

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.