Научная статья на тему 'ОПЫТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МУЗЕЕ ЭКОЛОГИИ И КРАЕВЕДЕНИЯ ГОРОДА ПУЩИНО'

ОПЫТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МУЗЕЕ ЭКОЛОГИИ И КРАЕВЕДЕНИЯ ГОРОДА ПУЩИНО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
71
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Жизнь Земли
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОЛЕВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ТРОПЫ / МИНЕРАЛЫ / РАСТЕНИЯ / КРАЕВЕДЕНИЕ / МУЗЕЙНАЯ ЭКСПОЗИЦИЯ / ENVIRONMENTAL EDUCATION / FIELD RESEARCH / GREEN PATHS / MINERALS / PLANTS / LOCAL HISTORY / MUSEUM EXPOSITION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шумовская Дарья Александровна

Рассмотрен пример формирования образовательной программы выходного дня, популяризующей основы минералогии, ботаники и краеведения местности, разработанной для учащихся начальной и средней школы. Разработка и внедрение программы проводились автором для Пущинского музея экологии и краеведения наукограда Пущино в 2018-19 гг. Показаны возможности первичного ознакомления с миром растений и минералов в рамках музейной экспозиции в сочетании с экскурсионной и самостоятельной деятельностью на экологической тропе города и в Зелёной зоне внутри города. Сделана тематическая подборка классической научно-популярной литературы для развития дальнейшего деятельного интереса к предмету. Программа по знакомству с местностью опробована на группах Татьянинской школы г. Москвы, учащихся летних лагерей общеобразовательных школ и учащихся экологического кружка «Живая река» г. Пущино.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шумовская Дарья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL ACTIVITY IN PUSHCHINO MUSEUM OF ECOLOGY AND LOCAL LORE

Formation of an educational weekend program popularizing the foundations of mineralogy, botany and local history of the area, developed for primary and secondary school students is considered. The program development and implementation was carrying out for the Pushchino Museum of Ecology and Local Lore in 2018-2019. Possibilities of initial acquaintance with the world of plants and minerals within the framework of the museum exposition in combination with both excursion and independent activity on the ecological path of the city and in the Green Zone are shown. A thematic selection of classical popular scientific literature has been made to develop further keen interest in the subject. The program of acquaintance with the area was tested on the groups of the Tatiana school in Moscow, students of summer camps from general education schools and students of the ecological circle “Living River” in Pushchino town.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МУЗЕЕ ЭКОЛОГИИ И КРАЕВЕДЕНИЯ ГОРОДА ПУЩИНО»

МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА

УДК 502.1:504.73

DOI 10.29003/m1775.0514-7468.2020_42_4/465-472

ОПЫТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МУЗЕЕ ЭКОЛОГИИ И КРАЕВЕДЕНИЯ ГОРОДА ПУЩИНО

Д.А. Шумовская1

Рассмотрен пример формирования образовательной программы выходного дня, популяризующей основы минералогии, ботаники и краеведения местности, разработанной для учащихся начальной и средней школы. Разработка и внедрение программы проводились автором для Пущинского музея экологии и краеведения наукограда Пущи-но в 2018-19 гг. Показаны возможности первичного ознакомления с миром растений и минералов в рамках музейной экспозиции в сочетании с экскурсионной и самостоятельной деятельностью на экологической тропе города и в Зелёной зоне внутри города. Сделана тематическая подборка классической научно-популярной литературы для развития дальнейшего деятельного интереса к предмету. Программа по знакомству с местностью опробована на группах Татьянинской школы г. Москвы, учащихся летних лагерей общеобразовательных школ и учащихся экологического кружка «Живая река» г. Пущино.

Ключевые слова: экологическое образование, полевые исследования, экологические тропы, минералы, растения, краеведение, музейная экспозиция.

Ссылка для цитирования: Шумовская Д.А. Опыт образовательной деятельности в музее экологии и краеведения города Пущино // Жизнь Земли. 2020. Т. 42, № 4. С. 465-472. DOI: 10.29003/m1775.0514-7468.2020_42_4/465-472.

Поступила 25.09.2020 / Принята к публикации 25.11.2020

EDUCATIONAL ACTIVITY IN PUSHCHINO MUSEUM OF ECOLOGY

AND LOCAL LORE

D.A. Shumovskaya, PhD Geography and Geophysics Department of All-Russian Institute for Scientific and Technical Information

(VINITIRAS)

Formation of an educational weekend program popularizing the foundations of mineralogy, botany and local history of the area, developed for primary and secondary

1 Шумовская Дарья Александровна - к.г.н., зав. Отделом научной информации по географии и геофизике

ВИНИТИ РАН, shumovskaya@mail.ru.

Жизнь Земли 42(4) 2020 465-472 465

school students is considered. The program development and implementation was carrying out for the Pushchino Museum of Ecology and Local Lore in 2018-2019. Possibilities of initial acquaintance with the world of plants and minerals within the framework of the museum exposition in combination with both excursion and independent activity on the ecological path of the city and in the Green Zone are shown. A thematic selection of classical popular scientific literature has been made to develop further keen interest in the subject. The program of acquaintance with the area was tested on the groups of the Ta-tiana school in Moscow, students of summer camps from general education schools and students of the ecological circle "Living River" in Pushchino town.

Keywords: environmental education, field research, green paths, minerals, plants, local history, museum exposition.

«День, проведённый среди лугов и дубрав, стоит многих недель сидения на школьной скамье, и даже хорошему педагогу трудно соперничать с воспитателем природой».

Константин Дмитриевич Ушинский

«Кто однажды узрел сокровенную красоту природы, никогда уже не сможет порвать с ней. Этот человек должен стать или поэтом, или натуралистом. И если глаз его точен и способность к наблюдению обострена, то он станет и тем, и другим».

Конрад Лоренц

Введение. Существуют различные подходы к экологическому воспитанию. Получение знаний о живой и неживой природе происходит в детских садах, школе, семье, кружках, университетах, музеях - в разных долях и сочетаниях для каждого учащегося. Воспитание интереса к природе, вырастающего в бережное отношение к ней - одна из важнейших целей экологического образования. Часть этих знаний заложена в государственных программах. Однако по оценке Колесовой Е.В. [6] в настоящее время в России существенен и растёт вклад неформального сектора, т. е. не определённого экологическими программами, в экологическое образование. Это указывает на общественный интерес к ним и обеспечивает более широкое распространение экологических знаний в самых разнообразных формах.

Музеи в этих условиях имеют определённое общественное преимущество, поскольку могут давать непрерывное и неформальное образование людям разных возрастных групп. Так, А.Ю. Коренева рассматривает место музея в структуре образования и характеризует его как социальный институт непрерывного и неформального образования для предоставления всем целевым аудиториям возможности получения знаний в доступной для них форме [7].

В рамках работы в Муниципальном бюджетном учреждении культуры (МБУК) «Пущинский музей экологии и краеведения» (Московская область) была поставлена цель - разработка учебной программы выходного дня для создания дополнительной посещаемости его учащимися младшего и среднего школьного возраста. Дети этих возрастных групп посещают Музей либо самостоятельно, либо в составе летних лагерей на базе одной из городских школ, и в структуре посетителей не являются основной возрастной группой. Среди посетителей Музея преобладают пенсионеры и дошкольники.

После выявления возрастной группы были поставлены следующие задачи: 1) выбрать оптимально сочетающиеся между собой формы преподавания; 2) наладить сотрудничество со школами; 3) провести серию занятий; 4) оценить результат.

Целью исследования стала эффективность передачи знаний, которая оценивалась по нескольким критериям: уровень интереса к знаниям на занятии, степень усвоения информации, количество школьников, продолживших интересоваться тематикой занятий.

При этом целью разработки программы было повышение качества образования и эффективности передачи знаний преподавателя учащимся с помощью нахождения оптимального сочетания средств передачи информации о местности.

Специфика преподавания школьникам в небольшом музее. Преподавание в музее ведётся с помощью занятий, лекций и экскурсий. Экскурсия - особая форма общения в рамках стабильной пополняемой и дополняемой музейной экспозиции для посетителей разных возрастных категорий. При этом экскурсовод, разрабатывающий естественнонаучные занятия и экскурсии для младших школьников и подростков, сталкивается с тем, что представление материалов в здании музея ограничено экспозицией, запасниками и, в последнее время, интернет-роликами. Для достижения устойчивых знаний этого недостаточно, необходимы экскурсии по местности, с погружением в природную среду, когда задействуются разные виды запоминания информации.

Занятия по дополнительному образованию в городе Пущино ведутся в школах, кружках, детских центрах, частными преподавателями; посещения музеев не всегда заложены в программах и скорее держатся на энтузиазме конкретного учителя и музейного работника, хотя подобное сотрудничество есть и может быть весьма плодотворным как для музея, так и для школ, а самое главное - для школьников. Формы взаимодействия складываются самые разные и во многом зависят от так называемого «человеческого фактора». Кроме того, музей работает не только с местными жителями, но и с приезжими. Исходя из этого, автором разработана программа выходного дня для преподавания в форме экскурсий и небольших лекций-презентаций азов минералогии, ботаники и краеведения, знакомящих именно с уникальными чертами места, которую при небольшой корректировке под конкретную группу можно использовать и для местных, и для приезжающих в город детей. С помощью же рассылки программы по школам, специализирующимся на профильном преподавании географии, биологии и экологии, можно повысить приток групп школьников в город, увеличивая посещаемость музея и, возможно, способствовать формированию будущих исследователей.

Выстраивание образовательной программы на основе краеведения. В городе Пущино накоплен огромный многолетний опыт вовлечения школьников в научную деятельность. Программы «Экополис», «Человек и природа: первые шаги» [1, 10] - про исследование природы вместе с детьми, семейные занятия, дающие первую основу научного взгляда на мир, приучения к наблюдению. Они основаны на классических принципах педагогики И. Песталоцци и К.Д. Ушинского, построенных на основе здравого смысла, чтобы, используя естественный возрастной интерес ребёнка к познанию мира, вовремя давать ему знания об окружающей среде.

При разработке программы «Знакомство с местностью» был проведён опрос учителей географии двух общеобразовательных школ города Пущино: каких тем не хватает в преподавании школьного курса географии. Выяснилось, что это крае-

ведение и местные особенности территории, по сути - жизнь в данной местности с учётом её характерных черт.

Наукоград Пущино (город образован в 1966 г.) расположен в 116 км к югу от Москвы на высоком берегу р. Оки. Через город широкой полосой проходит Зелёная зона, ровесница города. В городе один музей и три общеобразовательные школы. По склону холма, на котором находится город, вдоль реки, проходит экологическая тропа, созданная в 1982 г. и включающая памятники природы (ООПТ) областного значения: участки «Карстовый», «Луговой» и «Степной», водопад, родники, купель, деревню Пущино, усадьбу Пущино. Общая длина тропы 3,7 км (рис. 1).

Рис. 1. Пущино-на-Оке - биологический центр РАН. Маршруты программы «Знакомство с местностью»: 1) участок экологической тропы от церкви до участка «Карстовый», длина маршрута 2,3 км; 2) участок экологической тропы по памятнику природы «Степной» с выходом на песчаную косу, длина маршрута 1,4 км; 3) участок дополнительного ботанического маршрута по Зелёной зоне, длина маршрута 1 км.

Fig. 1. Pushchino-on-Oka is the biological center of the Russian Academy of Sciences. Routes of the «Acquaintance with the Terrain» program are: 1. Section of the ecological path from the church to the section «Karstovy», the length of the route is 2.3 km; 2. Section of the ecological path along the natural monument «Stepnoy», with an exit to a sandy spit, the length of the route is 1.4 km; 3. Section of the botanical route in the Green Zone, the length of the route is 1 km.

Пущинский музей экологии и краеведения создан жителями наукограда; в его экспозиции отражены не только краеведческая история края, города, но и история науки. Хотя музей муниципальный, по своей структуре и составу научных коллекций он напоминает Музей землеведения МГУ им. М.В. Ломоносова в миниатюре, а многие витрины и коллекции могут использоваться для обучения, дополняя и обогащая школьные образовательные программы по окружающему миру, экологии, географии

и биологии. Выходы на природу вдоль берега р. Оки дополняют занятия полевым материалом и впечатлениями.

Поскольку наиболее востребованными оказались краеведческие знания, решено было основной акцент сделать на особенностях местности. Программа называется «Знакомство с местностью» и состоит из двух разделов: 1) «Этюды по минералогии и палеонтологии г. Пущино»; 2) «Редкие растения нашего города».

Раздел «Этюды по минералогии и палеонтологии г. Пущино» (изучение минералогии на основе краеведения) состоит из двух занятий: теоретического и практического. Цель первого - познакомить учащихся с местными минералами и историей их использования, второго - закрепить полученные знания на местности. Занятия выстроены по принципу: что может предложить местность? Какие минералы и горные породы мы обязательно найдём, придя на берег Оки и немного посмотрев по сторонам? Это кремень, известняк, кварц и лимонит (бурый железняк), образцы которых есть в музее.

Первое занятие включает богато иллюстрированную лекцию-презентацию о геологическом строении местности, основных видах минералов, окаменелостях - не только остатков животных и растений, но и разных явлений природы: как выглядят окаменевшие следы дождя, молнии (фульгуриты), волн, ветра (свеи) и др. В процессе лекции, делая паузы, автор даёт время разглядеть, потрогать образцы практически всех окаменелостей и минералов, о которых рассказывает.

В качестве необходимого оборудования автором создано два учебных пособия. Первое основано на том, что кремнёвые породы местности содержат много примесей, поэтому для их лучшего запоминания создана цветовая шкала в виде линейки с приклеенными к ней разноцветными образцами цвета камней (бело-серого, жёлтого, оранжевого, красного, зеленоватого, светло- и тёмно-коричневого, чёрного) и указанием тех химических элементов, соединения которых дали камням такие цвета. Второе представляет собой коллекцию геологических образцов (23 шт.).

Второе занятие проводится как выход на местность по участку экологической тропы в сторону памятника природы «Степной» и косы р. Оки (на рис. 1 обозначен цифрой 2). Поскольку на местности есть выход известняковой толщи палеозойского времени, там легко найти окаменелости (известняковые или кремнёвые). В ходе занятия используется коллекция образцов первого занятия, но главной целью является самостоятельное нахождение учащимися образцов кремня, лимонита, известняка и кварца и чёткое запоминание их отличий.

Кроме того, на примере найденного материала, сложенного на берегу, определяются окаменелости, изучается то, о чём могут рассказать находки. Каждая находка обсуждается. Что это? Как она вписывается в историю местности? Что строили из известнякового мрамора? Как использовали кремни и окаменелости? Как мы можем увидеть следы времени на камнях? Занятие имеет элементы неожиданности. Для последующей самостоятельной работы, с определением окаменело-стей уже не в рамках занятия, рекомендуется пользоваться палеонтологическим порталом [9].

К занятиям в качестве дополнения (для закрепления и расширения пройдённо-го материала) через некоторое время могут быть добавлены экскурсии по Музею на темы «Занятия древнего населения Заочья: выплавка руды и белокаменное строительство», созданные по материалам Ю.В. Беспалова [3], экскурсии, разработанные директором музея Н.Н. Струевой, а также самостоятельное изучение витрин Музея

с палеонтологическими образцами и цветного буклета «Окаменелости Пермского времени», в котором собраны реконструкции внешности животных.

Использование тактильных ощущений с вовлечением в поиск на местности пробуждает интерес к истории, минералогии, палеонтологии, сбору геологических коллекций, истории края от каменного века до середины XIX в.

Раздел «Редкие растения нашего города» (изучение ботаники на основе краеведения) состоит из трёх занятий, их общая цель - познакомить учащихся с редкими растениями местности, объяснить, почему они стали такими.

Наличие на территории ООПТ, соединённых экологической тропой, близость к Приокско-Террасному заповеднику с участками степной «окской флоры» обусловливают занос редких видов на территорию города.

Первое занятие начинается ещё в походе за минералами и окаменелостями по маршруту (см. рис. 1), поскольку дорога туда идёт по территории памятника природы «Степной». Длина маршрута 1,4 км. Охраняемые растения показываются, обсуждаются имеющиеся научные гипотезы их появления здесь, на берегу Оки, рассказывается, что такое памятник природы и зачем он нужен. Цель занятия - знакомство и запоминание степных видов травянистых растений (3 вида).

Второе занятие - иллюстрированная лекция-презентация «Редкие и уязвимые виды растений нашего города». Лекция содержит информацию об истории создания Красной книги и охраняемых территорий города Пущино, об уникальности флоры местности, труде составителей Красной книги Московской области по мониторингу охраняемых растений на территории городского округа, о том, как мы можем помочь авторам Красной книги. Цель лекции - показать важность сохранения биоразнообразия и привить навык, как это сделать. Занятие полностью лекционное с ответами на вопросы.

Третье занятие позволяет познакомиться с большинством видов редких растений, произрастающих на территории города. Его цель - знакомство с растениями Красной книги Московской области, растущими в городе. Так, в Зелёной зоне, протянувшейся полосой между институтами и жилыми кварталами, сформировалась интересная травянистая растительность, что позволяет знакомить детей с редкими видами (в настоящее время установлено произрастание 9 видов - рис. 2), не выходя далеко в маршруты и не вытаптывая растительность, передвигаясь по уже имеющейся дорожно-тропиночной сети (см. рис. 1, маршрут 3) длиной 1 км. Занятие проходит так: подход группы к участку произрастания цветка, показ редкого вида на фотографии цветного буклета, самостоятельное нахождение его на местности. Использован приём «мы пришли в гости к растению» (с рассказом о том, как оно долго прорастает, выращивает семена и живёт) на примере орхидных и колокольчиков. Приём позволяет заинтересовать, начать формировать уважение к растению как к малоподвижному, но действительно живому существу.

Кроме того, занятия могут быть дополнены экскурсией соответствующей тематики по экологической тропе (см. рис. 1, маршрут 1, длина 2,3 км) и полной ботанической экскурсией по редким видам травянистых растений «Тайны Зелёной зоны», маршрут которой проходит по всей Зелёной зоне.

По материалам второго и третьего занятий была сделана передача на канале «ТВС Пущино».

В конце учебной программы каждому участнику рекомендуется список научно-популярных книг для дополнительного чтения (табл. 1). 470

Рис. 2. Фрагмент из учебного буклета «Редкие и уязвимые растения нашего города». Fig. 2. A fragment from the "Rare and vulnerable plants from our city" educational booklet.

Таблица 1. Рекомендуемый перечень научно-популярных книг по темам занятий Table 1. Recommended list of popular scientific books according to lesson topics

№ Название книги Тематика занятий или области интересов

1 Асланиди К.Б., Малярова М.А., Потапова Т.В., Рыбальский Н.Г., Цитцер О.Ю. Экологическая азбука для детей и подростков. М.: Изд-во МНЭПУ, 1995. 164 с. Экология

2 Бэккер Р. Краснокожая хищница. М.: Изд-во Армада, 1997. 332 с. Зоология, поведение животных (этология), палеонтология, история

3 Беспалов Ю.В. Земля Вятичей. М.: Московия, 2007. 279 с. История, краеведение Заочья

4 Ефремов И.А. Тень минувшего // Тень минувшего. М.: Наука, 1944. С. 335-377 Палеонтология (научная фантастика)

5 Ефремов И.А. Дорога ветров (гобийские заметки). СПб: Азбука, 2019. 544 с. Палеонтология, экспедиции

6 Лебединский В.И. В удивительном мире камня. М.: Недра, 1985. 224 с. Геология: петрография, происхождение горных пород, следы на камнях

7 Ферсман А.Е. Рассказы о самоцветах. М.: Изд-во АН СССР, 1961. 262 с. Геология: минералогия, история человека и камней

8 Шанцер И.А. Растения средней полосы Европейской части России. Полевой атлас. М: Товарищество научных изданий КМК, 2007. 471 с. Ботаника (растения сгруппированы по простейшему признаку - окраске цветка)

Заключение. Программа «Знакомство с местностью», разработанная для учащихся начальной и средней школы, успешно апробировалась автором статьи в течение нескольких лет в наукограде Пущино. На основе полученного опыта проведён первичный анализ эффективности передачи знаний. Наибольший и живой интерес вызвали практические занятия по геологии и ботанике, произошло запоминание названий и внешнего вида минералов, растений; несколько человек, прошедших программу, по собственной инициативе сделали в течение года работы по темам занятий.

Анализ проведённой работы выявил возможность дальнейшего использования данной программы, а использованные при её составлении подходы и сочетания форм подачи информации могут быть рекомендованы как опыт применения в музеях других наукоградов для использования в воспитании натуралистов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Асланиди К.Б., Малярова М.А., Потапова Т.В., Рыбальский Н.Г., Цитцер О.Ю. Экологическая азбука для детей и подростков. М.: Изд-во МНЭПУ, 1995. 164 с.

2. Бэккер Р. Краснокожая хищница. М.: Изд-во Армада, 1997. 332 с.

3. Беспалов Ю.В. Земля Вятичей. М.: Московия, 2007. 279 с.

4. Ефремов И.А. Тень минувшего // Тень минувшего. М.: Наука, 1944. С. 335-377.

5. Ефремов И.А. Дорога ветров (гобийские заметки). СПб: Азбука, 2019. 544 с.

6. Колесова Е.В. Экологическое образование в России: вклад неформального сектора // Жизнь Земли. 2017. T. 39 (4). С. 411-415.

7. Коренева А.Ю. Музей как институт непрерывного и неформального образования // Вестник Кемеровского государственного университета. 2015. №1 (61). С. 216-220.

8. Лебединский В.И. В удивительном мире камня. М.: Недра, 1985. 224 с.

9. Палеонтологический портал «Аммонит ру» (https://www.ammonit.ru).

10. Потапова Т.В. Человек и природа: первые шаги. Научно-практические рекомендации. М.: Изд-во МГУ, 2020. 176 с.

11. Ферсман А.Е. Рассказы о самоцветах. М.: Изд-во АН СССР, 1961. 262 с.

12. Шанцер И.А. Растения средней полосы Европейской части России. Полевой атлас. М: Товарищество научных изданий КМК, 2007. 471 с.

REFERENCES

1. Aslanidi K.B., Malyarova M.A., Potapova T.V., Rybalsky N.G., Tsitzer O.Yu. Ecological alphabet for children and adolescents. 164 p. (Moscow: MNEPU, 1995) (in Russian).

2. Becker R. Raptor Red. 332 p. (Moscow: Armada, 1997) (in Russian).

3. Bespalov Yu.V. Land of the Vyatichi. 279 p. (Moscow: Moskoviya, 2007) (in Russian).

4. Efremov I.A. Shadow of the Past. Shadow of the past. P. 335-377 (Moscow: Nauka, 1944) (in Russian).

5. Efremov I.A. Road of the Winds (Gobi Notes). 544 p. (S.-Petersburg: ABC, 2019) (in Russian).

6. Kolesova E.V. Environmental education in Russia: the contribution of the informal sector. Zhizn'Zemli [Life of the Earth]. 39 (4), 411-415 (2017) (in Russian).

7. Koreneva A.Yu. Museum as an institute of continuous and non-formal education. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta. o State University. 1 (61), 216-220 (2015) (in Russian).

8. Lebedinsky V.I. In the wonderful world of stone. 224 p. (Moscow: Nedra, 1985) (in Russian).

9. Paleontological portal «Ammonit ru» (https://www.ammonit.ru) (in Russian).

10. Potapova T.V. Man and nature: first steps. Scientific and practical recommendations. 176 p. (Moscow: MGU, 2020) (in Russian).

11. Fersman A.E. Stories about gems. 262 p. (Moscow: Izdatel'stvo AN SSSR, 1961) (in Russian).

12. Shantser I.A. Plants of the middle zone of the European part of Russia. Field Atlas. 471 p. (Moscow: KMK, 2007) (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.