Научная статья на тему 'ОПЫТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОРЮЧИМ АРМИИ США В ИРАКЕ И АФГАНИСТАНЕ'

ОПЫТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОРЮЧИМ АРМИИ США В ИРАКЕ И АФГАНИСТАНЕ Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
338
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРЮЧЕЕ / ОРГАНИЗАЦИЯ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ЛОГИСТИКА / ИРАК / АФГАНИСТАН / АРМИЯ / США / BULK PETROLEUM / BULK FUEL ORGANIZATION / SUPPLY / LOGISTICS / PETROLEUM STOCKS / THEATRE DISTRIBUTION / IRAQ / AFGANISTAN / USARMY

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Иванов Алексей Викторович

Рассмотрена деятельность формирований обеспечения горючим армии США в операциях в Ираке и Афганистане: планирование и организация поставок, создание запасов горючего, его распределение на указанных театрах военных действий (ТВД).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Иванов Алексей Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PRACTICE OF FUEL DELIVERY TO THE US ARMY IN IRAQ AND AFGHANISTAN

The activity of US Army logistics formationsin Iraq and Afganistan including planning and organization of bulk petroleum supply, accumulation of bulk petroleum stocks and fuel theatre distribution by pipelines and tank trucks have been examined.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОРЮЧИМ АРМИИ США В ИРАКЕ И АФГАНИСТАНЕ»

Опыт обеспечения горючим армии США в Ираке и Афганистане

Подполковник в отставке A.B. ИВАНОВ, кандидат технических наук

АННОТАЦИЯ

Рассмотрена деятельность формирований обеспечения горючим армии США в операциях в Ираке и Афганистане: планирование и организация поставок, создание запасов горючего, его распределение на указанных театрах военных действий (ТВД).

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Горючее, организация, обеспечение, логистика, Ирак, Афганистан, армия, США.

ABSTRACT

The activity of US Army logistics for-mationsin Iraq and Afganistan including planning and organization of bulk petroleum supply, accumulation of bulk petroleum stocks and fuel theatre distribution by pipelines and tank trucks have been examined.

KEYWORDS

Bulk petroleum, bulk fuel organization, supply, logistics, petroleum stocks, theatre distribution, Iraq, Afganistan, USArmy.

ПРАКТИКА применения действующей в настоящее время системы обеспечения армии США горючим1 показала свою эффективность в ходе подготовки и проведения боевых операций в исключительно сложных условиях горной местности и резко континентального (субтропического) климата стран Ближнего Востока (Ирак) и Южной Азии (Афганистан). В данной связи важное значение приобретает изучение полученного опыта.

Как известно, обеспечение горючим является одним из важнейших направлений материально-технического обеспечения войск (МТО). Анализ организации данного вида снабжения войск по опыту боевых действий в Ираке приведен в докладе национального исследовательского центра оборонных исследований «RAND Corporation» «Материально-техническое обеспечение операций армии США в Ираке» (2005)2, сделанного по заказу объединенного управления военно-технического образования, военного строительства и материально-технического обеспечения сухопутных войск — Combined

Arms Support Command (CASCOM). В докладе показано, что на фоне значительных недостатков материально-технического обеспечения армии в указанной кампании, опыт обеспечения горючим, наоборот, оказался вполне положительным. Отмеченные недостатки МТО были вызваны в основном отсутствием у министерства обороны видения того, как должна работать существовавшая в то время система поставок материально-технических средств, не было понимания, как должно функционировать то или иное звено в цепи логистики и участвующие в данном процессе отдельные никак не свя-

занные между собой формирования, неспособные по ряду причин (несоответствие организационных структур поставленным задачам, отсутствие взаимодействия внутри формирований и других) в полной мере соответствовать требованиям, предъявляемым к МТО экспедиционных операций, и темпам развертывания войск на Иракском ТВД. Значительные недочеты материально-технического обеспечения были вызваны также отсутствием должной подготовки самих войск и буквально провалом планирования операций логистики как в начальной стадии проведения операции, так и в ходе ее развития. Особенно страдало планирование распределения материальных средств на указанном ТВД, поскольку не разработали инструменты реализации принимаемых решений. Недостаточные инвестиции в разработку автоматизации процессов логистики и средств коммуникации наряду с ограниченными возможностями транспорта также сыграли отрицательную роль. В результате проблемы обеспечения войск всеми видами материально-технических средств превратились в хронические, за исключением обеспечения горючим. По-видимому, это явилось следствием осознания командованием того, что решающим фактором быстрого продвижения войск к столице Ирака Багдаду является полное и своевременное удовлетворение потребности их в горючем. В этих условиях усилия логистов были направлены на обеспечение адекватного складывающейся обстановке планирования операций поддержки действий войск горючим, четкую организацию распределения его на ТВД и правильное управление всеми имеющимися ресурсами. Огромным преимуществом было то, что армия США в Ираке имела практически неограниченные

ресурсы горючего, поставляемого от местных нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ). В целях обеспечения максимальной эффективности поставок горючего логисты стремились резервировать складское пространство только для горюче-смазочных материалов, технических средств нефтепродуктообеспечения и запасных частей, которые требовались немедленно или потребность в них была высокой постоянно.

Заблаговременно проведена большая работа по созданию запасов горючего и организации инфраструктуры распределения горючего на будущем ТВД. Так, 240-й квартир-мейстерский батальон еще до начала ввода войск в Ирак проложил ряд тактических сборно-разборных металлических трубопроводов системы Inland Petroleum Distribution System (IPDS) и развернул в десяти км (6 миль) к югу от границы Кувейта с Ираком тактический склад горючего — Tactical Petroleum Terminal (ТРТ) «Breach Point West» с целью накопления запасов авиационного керосина JP-8 — крупнейший за все время ведения боевых действий терминал горючего общей вместимостью 16,6 тыс. м3 (4,4 млн галлонов)3.

Также в январе 2003 года были созданы склады горючего в северном Кувейте и в Катаре, проложены трубопроводы системы IPDS из Кувейта в Катар, где располагался район хранения военных запасов материально-технических средств — Army Prepositioned Stocks (APS). Соединение тактического трубопровода системы IPDS и стационарного трубопровода национальной нефтяной компании Кувейта Kuwait National Oil Company позволило соединить НПЗ Кувейта напрямую со складами горючего. К началу боевой операции в Ираке инфраструктура системы обеспечения войск горючим могла содержать на хранении порядка 28 тыс. м3 го-

A.B. ИВАНОВ

рючего. Строительство всей этой инфраструктуры было завершено к марту 2004 года4. На рисунке 1 приведена схема тактических и стационарных коммерческих трубопроводов, выполняющих задачу обеспечения горючим войск армии США в Ираке. Тактический сборно-разборный трубопровод системы IPDS состоял из

трех участков: «Breach Point West» — LSA VIPER, LSA VIPER — LSA CEDAR и LSA CEDAR — LSA CEDAR II общей протяженностью 257 км. Параллельно ему морской пехотой был проложен «гибкий» трубопровод системы Hose Reel System (HRS) длиной 145 км на участке Breach Point West — LSA VIPER5.

CEDAR II TPT 3.5 M gallons

CEDAR TPT 3.5 M gallons

VIPER (USMC) 1.2 M gallons

Breach Point West TPT 4.4 M gallons

Udairi TPT 2 M gallons

-Щ Army TPT ♦ Pump station ■■■ Commercial pipeline IPDS pipeline trace

Camp Virginia TPT 3.5 M gallons

AI Ahmadi refinery

KUWAI

Mina Abdullah refinery

TPT — Тактический склад горючего; Pump station — насосная станция; Commercial pipeline — коммерческий трубопровод; IPDS pipeline trace — трасса сборно-разборного трубопровода IPDS; Al Ahmadi refinery, Mina Abdullah refinery — нефтеперерабатывающие заводы

Рис. 1. Схема тактических и коммерческих трубопроводов в Ираке

В данной связи войскам бесперебойно подавались огромные объемы горючего. Так, за первые четыре недели после начала боевых действий 240-й квартирмейстерский батальон проложил сборно-разборный трубопровод системы IPDS длиной 135 км (80 миль) от терминала «Breach Point West» к району дислокации войск, находящемуся в южной части Ирака, и обеспечил прокачку по нему порядка

300 тыс. м3 (80 млн галлонов) топлива за восемь месяцев (с февраля по сентябрь 2003 года). Под наблюдением указанного батальона уже имеющиеся стационарные коммерческие трубопроводы произвели поставку дополнительно 430 тыс. м3 (115 млн галлонов), а с применением автото-пливоцистерн поставлено дополнительно 150 тыс. м3 (40 млн галлонов) топлива. Всего в данный период вре-

мени батальон обеспечил подачу войскам порядка 900 тыс. м3 (235 млн галлонов) топлива6.

Поддержка действий войск горючим с использованием автотопливозаправщиков также была организована на высоком уровне. Например, 3-я пехотная дивизия еще до начала боевой операции получила дополнительное усиление в виде двух автомобильных рот подвоза горючего, имеющих на вооружении 170 автотопливоцистерн. Для того чтобы обеспечить маневренность боевых бригад и быстро организовать дозаправку их техники на марше, автото-пливоцистерны иногда передавались в боевые бригады непосредственно, минуя дивизии7.

При планировании распределения горючего на ТВД всегда учитывались два важных обстоятельства. Во-первых, это увеличение доли поставок топлива одного вида (например, только авиационного керосина), и во-вторых, поставка определенных групп и марок горюче-смазочных материалов (ГСМ) с конкретной целью только адресатам после предварительного сообщения им сведений о таре и номере транспорта. В результате принятия данных мер качество функционирования всей цепочки поставок ГСМ войскам стало соответствовать ожиданиям командования.

Практика обеспечения группировки войск США в Ираке показала важность и эффективность поставок горючего по контрактам с местными поставщиками. Так, в Ираке агентство логистики энергетических ресурсов министерства обороны США Defense Logistics Agency Energy (агентство DLA Energy) использовало коммерческие автотопливоцистерны по контрактам для поставки 7,6 тыс. м3 горючего (2 млн галлонов) в сутки из Турции, Иордании и Кувейта вплоть до накопительно-распределительных узлов

материально-технических средств ТВД. Выполнение данной задачи силами сухопутных войск потребовало бы привлечь дополнительно по крайней мере одну квартирмейстерскую группу горючего в составе 12 автомобильных батальонов подвоза горючего (46 рот подвоза горючего) и одного квартирмейстерского батальона поддержки войск горючим — всего 9103 человека личного состава и 2760 автотопливоцистерн вместимостью 28 м3 (7500 галлонов) каждая8.

Республика Афганистан так же, как и Ирак, находится в зоне ответственности центрального единого боевого территориального командования США CENTCOM. Систематические сведения об организации обеспечения войск горючим армии США и войск коалиции стран НАТО в Афганистане в литературе до настоящего время отсутствовали. Авторы технического отчета института военной экополитики США (Агту Environmental Policy Institute) обращают внимание на то, что Афганистан — страна, где нет своего сырья и нефтеперерабатывающих заводов, это горная страна с исключительно сложной и плохо развитой инфраструктурой. Поэтому на первом этапе пополнение запасов горючего в Афганистане осуществлялось от стратегических источников (в 2006—2007 годах это были Кувейт, Турция, Пакистан) и составляло в среднем от 12 до 30 дней. Горючее поступало по железной дороге и сливалось в резервуары хранилищ, расположенных примерно в 6 км от границы с Афганистаном, а в дальнейшем доставлялось войскам автотопливоцистернами по горным дорогам, где конвои подвергались нападениям противника и воздействию плохих погодных условий (рис. 2). Для доставки горючего от Пакистанского НПЗ войскам армии США в Афганистане ежедневно требовалось 2000 автотопливоцистерн. Всего

А.В. ИВАНОВ

Convoy of Fuel and Other Supplies, Afghanistan

fflSS&lSt —■ * ^ • ■

я ' SSbi»' Hftal

' . • .r *..•;*. . ■ •

V v_: 4 ¥ A

it»- '

i *3Sfc/5

Рис. 2. Конвой с горючим и водой в Афганистане

же объем поставок горючего в то время составлял 7,6 тыс. м3 (2 млн галлонов) в день9.

Принятыми мерами по совершенствованию поставок горючего и в результате своевременного пополнения его стратегических и коммерческих запасов удалось исключить перебои в поставке горючего войскам. Например, начиная с 2002 года Центральное командование CENTCOM с участием стратегических партнеров (агентство DLA Energy с 2002 года и альянс NATO с 2007 года) постоянно наращивало объемы хранения горючего с 400 м3 (100 тыс. галлонов) до 113,5 тыс. м3 (30 млн галлонов) с целью удовлетворения потребности войск в размере 150 м3 (40 тыс. галлонов) в сутки в 2002 году до 4,2 тыс. м3 (1,1 млн галлонов) в сутки в 2009 году. При этом до 45,5 тыс. м3 (12 млн галлонов) горючего хранилось в стальных резервуарах коммерческих структур10.

В 2009 году агентству DLA Energy удалось увеличить стратегические

запасы горючего в районе Кабула с 7,6 тыс. м3 (2 млн галлонов) до 19 тыс. м3 (5 млн галлонов). По инициативе поставщиков горючего агентство DLA Energy проложило трубопровод длиной 22 км до военных складов горючего оперативного назначения Defense Fuel Supply Points (DFSP), которые стали получать авиационный керосин, доставлявшийся в район операций от коммерческих танкеров по договорам с региональными поставщиками. При этом средняя вместимость одного танкера составляла примерно 45,5 тыс. м3 (12 млн галлонов). Введение в строй указанного трубопровода позволило увеличить количество поступающего ранее только автотопливоцистер-нами горючего с 3800 м3 (1 млн галлонов) до 5700 м3 (1,5 млн галлонов) в сутки11.

Крупнейшим потребителем горючего в северной и центральной части Афганистана являлась американская авиабаза Баграм, ежесуточные потребности которой к середине

2010 года оценивались в 1,9 тыс. м3 (500 тыс. галлонов) авиационного керосина. В 2007 году агентство DLA Energy организовало коммерческие терминалы горючего недалеко от этой авиабазы, проложив к ним трубопровод длиной 5,6 км, что значительно снизило нагрузку на автото-пливоцистерны. С указанной целью агентство DLA Energy организовало прямую доставку горючего на склады ряда баз передового развертывания — Forward Operation Bases (FOBs): Fenty (Фенти, Джелалабад), Sharana (Шарана, пров. Пактика) и Shank (Шэнк, пров. Логар). С 2007 по 2012 год планировалось заменить эластичные резервуары полевых складов горючего в районе авиабазы Баграм на стальные резервуары и превратить их в стационарные

нефтебазы общей вместимостью 45,5 тыс. м3 (12 млн галлонов), оборудованные современным топливным оборудованием. Также в 2009—2010 годах агентство DLA Energy запросило дополнительно 3,8 тыс. м3 (10 млн галлонов) горючего для обеспечения регионального командования «Восток» (Regional Command «East») и других региональных командований.

В 2007 году на военной базе Шарана (пров. Пактика) развернули крупнейший в армии США и в мировой практике полевой склад горючего Fuel System Supply Point (FSSP), который стал основным узлом обеспечения горючим регионального командования «Восток»12. Элемент этого полевого склада горючего показан на рисунке 3.

Рис. 3. Резервуары полевого склада горючего на базе Шарана

Все эти мероприятия увеличили возможности создания запасов горючего в районе объединенных операций Combined Joint Operational Area (C/OA), где базировались войска США и стран НАТО. В 2013 году поставщики горючего стран НАТО имели в целом пять пунктов пересечения границы с Афганистаном — Border Crossing Points (BSPs): три на севере (через них горючее поступало из стран Европы) и две на юге (через

эти пункты горючее поступало только автотопливоцистернами из Пакистана, стран ОПЕК и Европы). Схема поставок горючего для войск США в Афганистане представлена на рисунке 4. Следует отметить, что, кроме США, такие объемы поставок горючего не в состоянии организовать ни одна страна в мире, а только коалиция нескольких государств13.

В качестве основных причин несвоевременных поставок горю-

A.B. ИВАНОВ

I Supply

MapPpinf

Route from Russia and Estonia | j;V"?iJ Supply Route -^-^iiforgj from Russia

Supply route from Europe, Turkmenistan and Russia

70%

fv^neb

bojnOrd

Shir Khan Bander

Heraton

Torkham

Towraghundi

lnternaf\ distribution

'D/ySHT-E llO-r

IRAN

Kermin

Цл h oro Lùdhiflnn

Supply route from Karachi 10-12 days

\ ^Moorút "pelhi

AI War

A oro

30%

•V-ndiJra;-

„Nawabshàb

s т j Supply route from Karachi 7-10 days

^Hyderabad'

ï м Ь

Border Crossing Points

Supply route from Middle East (Diesel)

Current Supply

Supply route from Europe (Aviation gasoline)

Рис. 4. Схема поставок горючего для войск США в Афганистане

чего войскам США и стран НАТО в Афганистане и его распределение на театре военных действий следует отметить14: ошибки в контрактах поставок; постоянные задержки поставок горючего из-за длительного оформления таможенных документов на границе; необоснованные запреты правительства на деятельность частных компаний-поставщиков горючего; коррупция, воровство и поборы местных властей; приоритет местных интересов над обязательствами поставок горючего войскам; нападения на конвои; сложные погодные условия; путаница из-за одновременного использования устаревших и новых технических средств нефтепродуктообеспечения; стремительный рост количества новых технических средств нефтепродуктообеспечения; растущие потребности войск союзников.

Кроме того, все возрастающее количество различных подрядчиков и подразделений союзников на базах передового развертывания Forward Operation Base (FOB) не только увеличивало потребность в горючем, но и

делало невозможным реализовывать принцип «единого топлива», усиливало напряженность работы всей системы обеспечения войск горючим15.

По данным управления учебных заведений и строительства сухопутных войск — the Army Training and Doctrine Command (TRADOC), армия США в Ираке и Афганистане в 2009 году применяла 6 различных марок топлив, в том числе смесь дизельного топлива и авиационного керосина (табл.)16.

Дизельное топливо с ультранизким содержанием серы — Ultra Low Sulphur Diesel ( ULSD) использовалось в незначительных объемах и только военно-воздушными силами. Такое большое количество различных марок топлив не только усложняло реализацию концепции применения «единого топлива»*, но и обусловило дополнительные требования к логистике и прежде всего к организации хранения различных групп топлива, его количеству, необходимому для создания мобильных запасов и транспорта (автотопливоцистерн) для доставки горючего.

Таблица

Объем потребления топлив по маркам в операциях армии США в Ираке и Афганистане в 2009 году

Группа горючего Количество, тыс. м3 Доля, %

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Авиационный керосин JP-8 1762 74

Автомобильный бензин 95 4

Авиационный керосин ТС-1 (эквивалент Jet А) 63,5 2,9

Дизельное топливо DF2 436 18

Смесь DF/JP 50/50 (зимняя) 28 1

Авиационный бензин 2,3 0,1

Всего 2386,8 100

Таким образом, формирования обеспечения горючим армии США, несмотря на определенные трудности, успешно справились с задачами

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Иванов А.В. Организация обеспечения горючим армии США // Военная Мысль. 2019. № 3. С. 138—153.

2 Pettz Е, Robbins М., Girardini К. Sustainment of Army Forces in Operation Iraqi Freedom: Rand Corporation. 2009.153 p. http://www.rand.org/pubs/monographs/ MG342.html (дата обращения: 22.11.2014).

3 Pettz E, Robbins M.y Girardini K. Sustainment of Army Forces in Operation Iraqi Freedom.: Rand Corporation. 2009. 153 p. http://www.rand.org/pubs/ monographs/MG342.html. (дата обращения: 30.01.20015).

4 Oaks D.M.y Stafford M.y Wilson B. «The Value and Impact of Alternative Fuel Distribution Concepts: Assessing the Army's Future Needs for Temporary Fuel Pipelines». Technical Report: Rand Arroyo Center,

2009. http://www.rand.org/content/dam/ rand/pubs/technical_reports/2009/RAND_ TR652.pdf (дата обращения: 16.03.2013).

5 Там же.

6 Там же.

7 Pettz F.y Robbins М.у Girardini К. Sustainment of Army Forces in Operation Iraqi Freedom.: Rand Corporation. 2009. 153 p. http://www.rand.org/pubs/monographs/ MG342.html (дата обращения: 12.05.2014).

8 Carra J.B., Ray D. Evolution of Petroleum Support in the U.S. Central Command Area of Responsibility. Army Sustainment.

2010, September-October, 17—19 p.

9 Sustain the mission Project: Casualty Factors for Fuel and Water Resupply

планирования и организации поставок, создания и накопления запасов горючего, а также его распределения на ТВД.

Convoys. AEPIFinal Technical Report, 17.09.2009. 21 p. www.Aepi.army.mil (дата обращения: 21.04.2014).

10 Pettz E, Robbins M., Girardini K. Sustainment of Army Forces in Operation Iraqi Freedom: Rand Corporation. 2009. 153 p. URL: http://www.rand.org/pubs/ monographs/MG342.html (дата обращения: 12.05.2014).

11 Там же.

12 Porchia P.J. A Fuei Operation in Afganistan. Quartermaster Proffessional Bulletin., Washington, D.C.: Winter 2008. P. 25—26.

13 Allied Joint Force Command Headquarters. M. Chalopin. «Update on Fuel Supply to ISAF», Petroleum Handling Equipment Working Group AC/112 PHEWG, October 19, Bad Kirkheim, 2011.

14Там же.

15 Joint Chiefs of Staff, Joint Publication 4-03, Joint Bulk Petroleum and Water Doctrine, Washington, D.C.: 09.12.2010. 116 p. http://www.dtic.mil/doctrine/new_pubs/ jp4_03.pdf (дата обращения: 25.10.2017).

16 Final Draft Tactical Fuel and Energy Strategy for the Future Modular Force. DRS Technical Services, Richmond, Virginia.: 18.05.2009.

* Реализация концепции «единого топлива» Single Fuel Policy (SFP) — система мер, принимаемых командованием армии США с целью обеспечения применения в авиационных, газотурбинных и дизельных двигателях военной техники только одной марки топлива, а именно авиационного керосина JP-8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.