Научная статья на тему 'Опыт нотирования "поющихся скотоводческих заговоров сут-хольских тувинцев"'

Опыт нотирования "поющихся скотоводческих заговоров сут-хольских тувинцев" Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
82
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУТ-ХОЛЬСКИЕ ТУВИНЦЫ / СКОТОВОДЧЕСКИЕ ЗАГОВОРЫ / НОТНЫЙ СБОРНИК / ПРИНЦИПЫ НОТАЦИИ / SUT-HOL'S TUVANS / CATTLE INCANTATIONS / MUSICAL COLLECTION / PRINCIPLES OF NOTATION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кондратьева Наталья Михайловна, Копытов Роман Борисович

В статье дается описание подготовленного к изданию нотного сборника, содержащего 57 образцов скотоводческих заговоров важного продуктивного обрядового жанра, репрезентирующих одну из малоизученных западно-тувинских локальных традиций. Характеризуется материал сборника, собранный в экспедициях 1984 и 2005 гг. Описывается многоэтапная процедура слуховой нотации с ее последующей компьютерной проверкой, осуществляемой с помощью программы Летнего института лингвистики Speech Analyzer. Обсуждаются принципы аналитической нотации сборника, включающие не только общепринятые подходы, известные по трудам Е. В. Гиппиуса и Э. Е. Алексеева, но и новые разработки H. М. Кондратьевой. Последние касаются фиксации значимых для сибирской музыки высотных контуров тонких звуковысотных изменений, происходящих на ступенях звукоряда. Оговариваются фиксация в нотировках наиболее ярких сегментных тембров однократной начальной и непредельной тремолирующей глоттализации в терминах артикуляционной классификации этномузыкальных тембров В. В. Мазепуса, а также использование в подтекстовке фонетической транскрипции пропеваемого текста знаков международного фонетического алфавита. В качестве примеров приводятся пять образцов сут-хольских заговоров три заговора козы зшку алзыр/чучуулаар, один заговор овцы хой алзыр/тоотпалаар и один заговор коровы инек алзыр, спетые четырьмя информантами 1929, 1933 и 1939 годов рождения, жительницами сел Суг-Аксы и Кызыл-Тайга Сут-Хольского района Республики Тыва.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Notation experience of singing pastoral cattle incantations by Sut-Khols Tuvas

The paper presents prepared for edition musical collection that contains 57 examples of the important productive ritualistic genre -cattle incantations, representing one of poorly explored local traditions in west Tuva. The material has been collected during expeditions in 1984 and 2005 years. The paper contains information about collectors, performers, villages where the incantations were recorded, and about distribution of the fixed incantations over types of animals. Multi-stage procedure of auditory notation is described together with its succeeding computer verification using the Speech Analyzer code of Summer Institute of Linguistic. The principles of analytical notations, based on the accepted approaches by E. V. Gippius and E. E. Alekseev as well as on the new workouts by N. M. Kondratieva, are discussed. The latter are related to revealing subtle changes of pitches that happens on the pitch scales. This is an important phenomenon of the pitch contours of Sibirian music... The paper presents prepared for edition musical collection that contains 57 examples of the important productive ritualistic genre -cattle incantations, representing one of poorly explored local traditions in west Tuva. The material has been collected during expeditions in 1984 and 2005 years. The paper contains information about collectors, performers, villages where the incantations were recorded, and about distribution of the fixed incantations over types of animals. Multi-stage procedure of auditory notation is described together with its succeeding computer verification using the Speech Analyzer code of Summer Institute of Linguistic. The principles of analytical notations, based on the accepted approaches by E. V. Gippius and E. E. Alekseev as well as on the new workouts by N. M. Kondratieva, are discussed. The latter are related to revealing subtle changes of pitches that happens on the pitch scales. This is an important phenomenon of the pitch contours of Sibirian music. The paper discuss fixation of the most bright segment timbres, which are the single initial and the incomplete tremolating glottalization in terms of articulatory classification of etnomusic timbres by V. V. Mazepus. The International Phonetic Alphabet is used for phonetic transcription of the singing text. As the examples, five samples of the Sut-Hol’s incantations are given namely, three incantations for a goat eoshku alzyr/ chuchuulaar, one incantation for a sheep hoi alzyr/toorpalaar and one cow incantation, inek alzyr sung by four informants, inhabitants by Sug-Aksy and Kyzyl-Taiga villages, Sut-Hol’s district, Tuva Republik. The performers were bom in 1929, 1933 and 1939 years. function show_eabstract() { $('#eabstract1').hide(); $('#eabstract2').show(); $('#eabstract_expand').hide(); } ▼Показать полностью

Текст научной работы на тему «Опыт нотирования "поющихся скотоводческих заговоров сут-хольских тувинцев"»

УДК 781.24 : 784.4 : 398

Н. М. Кондратьева, Р. Б. Копытов

ОПЫТ НОТИРОВАНИЯ ПОЮЩИХСЯ СКОТОВОДЧЕСКИХ ЗАГОВОРОВ СУТ-ХОЛЬСКИХ ТУВИНЦЕВ

течение 2016-2017 гг. в процессе осуществления дипломного исследования1 нами был подготовлен нотный сборник «Поющиеся скотоводческие заговоры сут-хольских тувинцев», включающий 57 образцов этой локальной жанровой традиции.

Скотоводческие заговоры - один из важнейших обрядовых жанров, не утративший своей актуальности для современной традиционной культуры тувинцев Сут-Хольского района Республики Тыва, поскольку скотоводство имеет в ней приоритетное значение. Заговоры, направленные по своей культурной функции на сохранение приплода скота, исполняются во время обряда, проводящегося в случае отказа самки домашнего животного - овцы, козы, коровы, лошади - кормить своего детеныша, либо если необходимо заставить самку принять чужого детеныша, мать которого погибла.

Отметим, что в имеющихся публикациях образцы сут-хольских скотоводческих заговоров представлены только аудио- и видеопримерами. Речь идет об описании объекта нематериального культурного наследия народов России «Скотоводческие заговоры сут-хольских тувинцев», сделанном в 2013 г. Н. М. Кондратьевой и размещенном в 2014 г. на сайте культура.рф. Эта мультимедийная публикация включает 3 видео- и 12 аудиопримеров, содержащих 20 образцов заговоров, записанных в 2005 г. от семи знатоков сут-хольской традиции [4]. Нотировки же, репрезентирующие эту локальную традицию, до сих пор отсутствовали.

Материалом нашего сборника являются расшифровки полевых записей, © Н. М. Кондратьева, Р. Б. Копытов, 2017

осуществленных в ходе двух комплексных музыкально-этнографических экспедиций, которые проходили в Сут-Хольском районе Республики Тыва в 1984 и 2005 гг. и охватили шесть из семи населенных пунктов кожууна.

В 1984 г. во время комплексной экспедиции Института истории, филологии и философии СО АН СССР, Тувинского научно-исследовательского института языка, литературы и истории и Новосибирской государственной консерватории им. М. И. Глинки, осуществляемой под руководством заместителя главного редактора серии «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока» А. Б. Соктоева этномузыковедом Ю. И. Шейкиным и звукорежиссером фирмы «Мелодия» М. Л. Дидыком, от трех сут-хольских исполнителей 1930, 1931 и 1949 годов рождения были записаны 6 образцов скотоводческих заговоров: 3 заговора овцы, 2 - козы и 1 — коровы.

В 2005 г. экспедицией Новосибирской государственной консерватории им. М. И. Глинки в составе Н. М. Кондратьевой (руководитель), О. В. Новиковой, М. В. Петруниной и М. М. Бадыргы (научного сотрудника международного центра «Хоомей») от 16 исполнителей 1919-1958 годов рождения, большинство которых являются профессиональными чабанами, было зафиксировано 56 образцов заговоров: 18 - для овцы, 16 - для козы, 14 - для коровы и 8 - для лошади. Однако пять заговоров лошади были исполнены с применением исключительно сигнального (по терминологии В. В. Мазепуса [5]) типа интонирования, и по этой причине они не были включены в сборник.

Таким образом, сборник содержит довольно большое количество образцов,

В

представляющих заговоры всем четырем основным животным. Эти образцы записаны от 19 исполнителей — мужчин и женщин, которые проживают в селах района, являются знатоками традиции, представителями нескольких поколений, и в некоторых случаях, членами одной семьи. То есть материал сборника можно считать вполне репрезентативным.

Йотирование заговоров происходило в несколько этапов: слуховая нотация Р. Б. Копытова, слуховая редакция H. М. Кондратьевой, обсуждение расхождений и компьютерная проверка полученного слухового результата с помощью программы Speech Analyser, созданной Летним институтом лингвистики и выложенной разработчиком в свободный доступ [8].

При записи музыкального текста использовались широко распространенные в музыкальной фольклористике принципы аналитической нотации, провозглашенные Е. В. Гиппиусом [6] и подробно изложенные в классическом труде Э. Е. Алексеева [1]. Кроме того, применялись и новые разработки И. М. Кондратьевой, связанные с отражением тонких звуковысотных процессов, происходящих на ступенях звукоряда -высотных контуров, имеющих принципиальное значение для традиционной музыки коренных сибирских этносов [2].

Архитектоническое строение заговоров отражено с помощью синтаксического ранжирования. Каждая строка, выделяемая в большинстве случаев по музыкальным признакам - мелодическому и/или ритмическому параллелизму и дыхательным паузам, помещена на отдельном нотоносце, сходные элементы разных строк размещены друг под другом по вертикали. Начало образца и мелострофы показывается сдвигом ключа вправо. Границе строки соответствует обычная тактовая черта, полустроки - прерывистая тактовая черта, границе мелострофы - тактовая черта, выходящая за пределы нотоносца.

При фиксации ритмических структур незначительные сокращения и удлинения основных длительностей показывались

с помощью знаков микрофермат. В тех случаях, когда отдельные строки завершались сверхдолгими паузами, их точные длительности не фиксировались и не включались в хронометраж строки. В таких случаях использовался знак целой паузы, взятой в круглые скобки. Темп устанавливался для каждой строки в секундах и метрономическом показателе.

Звукоряд каждого заговора в связи с ярко проявляющейся широкой зоннос-тью ступеней, свойственной многим сибирским этническим традициям и тувинской в частности [3], определялся на основе системных соображений. Все высотные варианты одной ступени нетемперированного звукоряда отождествлялись. Знаки микроальтерации и альтерации использовались только в случаях особо сильных отклонений от соседних реализаций тех же ступеней. Высотные сдвиги шкалы на границах строк в записи не отражались.

Особое внимание было уделено фиксации высотных контуров как стабилизированных, так и скользящих. Стабилизированные, т. е. содержащие неизменный по высоте участок звучания, сегменты представлены в сут-хольских заговорах разнообразными по направлению высотных изменений входящими, исходящими, мордентами, трелями, виб-рированными и ровными контурами; скользящие сегменты, высота которых изменяется на всем протяжении их звучания, - восходящими и нисходящими наклонными, дугами и зигзагами [2].

Если в заговорах, наряду с вокальным, применялся сигнальный тип интонирования, то для записи последнего использовались ноты с мелкими головками, перечеркнутые косой чертой (в случаях с определенной высотой звучания) и штили без головок с косой чертой вверху (в случаях с неопределенной высотой звучания).

В нотировках была также предпринята попытка отразить наиболее яркие тембры. К ним относятся, в терминах артикуляционной классификации этномузы-кальных тембров В. В. Мазепуса [5], сегментная однократная начальная глот-

тализация и сегментная непредельная тремолирующая глоттализация. Эти тембры обозначены над нотным текстом специальными знаками: " и латинской буквой G соответственно.

Пропеваемый вербальный текст заговоров, состоящий преимущественно из звукосимволических слов, закрепленных за каждым видом животных, фиксировался в подтекстовке, главным образом, с помощью знаков международного фонетического алфавита [7]. Например,

tX'etJ'u/tX'etp uga — слово-символ козы, hou - коровы, qru/kru - слово-символ лошади. Исключение составляет обозначение в подтекстовке глухого и/или полузвонкого губно-губного вибранта, для которого использовался фонетический знак в виде греческой буквы пси, предложенный в классификации Л. В. Щербы. Этот вибрант является начальным звуком в слове-символе овцы - уо/\|Я)¥о.

В случаях, когда вербальный текст заговоров состоит из строк, содержащих исключительно слова-символы, нормативный вербальный текст и его перевод

под котированными образцами не дается. Если в заговорах используются вербальные строки других типов, содержащие знаменательные слова, под нотным текстом приводится их нормативная запись с переводом на русский язык. Квадратными скобками в нормативном тексте показываются звуки и/или слоги, редуцированные исполнителем при пропевании.

Каждый образец заговора публикуется с этническим названием, данным исполнителем. В комментариях к сборнику помещены сведения об исполнителях заговоров, а также информация о местах хранения экспедиционных материалов.

В качестве примеров приведем пять образцов сборника, репрезентирующие заговоры козы вшку алзыр/чучуулаар (примеры 1, 3, 4), овцы хой алзыр/тоот-палаар (пример 2) и коровы инек алзыр (пример 5) в исполнении четырех знатоков сут-хольской традиции - Ондар Он-даровны Оргежик, Сендей Ортун-оолов-ны Ондар, Чимит-Серен Быйымбаевны Ондар, и Чайлан Качыгаевны Сат.

Пример 1

Заговор козы вшку алзыр/чучуулаар (2005, К1-002(3)) Исп. О. О. Оргежик, 1933 г. р., с. Суг-Аксы

Пример 2

Заговор овцы хой алзыр/тоотпалаар (2005, К1-003) Исп. О. О. Оргежик, 1933 г. р., с. Суг-Аксы

9 -УО #> -\о л> ^ а- № £ а. К и. с »-__С

д««^ 7 90 го г* ? : е-

-уа. о

Кс^^и/т

уо о. ^Сс £ о.

Пример 3

Заговор козы чечуулаар (2005, К1-120) Исп. С. О.-о. Ондар, 1939 г. р., с. Кызыл-Тайга

><\ и л

да. уо- & 1уо ^ ^ " 6/Р

%о,гчеЦ5о

* -<4 ^^ ф. V0 ¥ У0 ц и

' ¿р. Ц«- V». ^ ^ ^ ^ ^ и.

Г.^Ус /Л50

' ф Ци. г ^е-у'« ко. <1* Ч'о ^ ^ <&<- «- £

<)ч -(Со и- <Ь -Ц'оМ 4г.

Пример 4

Заговор козы чечуулаар (2005, К1-126) Исп. Ч.-С. Б. Ондар, 1929 г. р., с. Кызыл-Тайга

Пример 5

Заговор коровы инек алзыр (2005, К1-144) Исп. Ч. К. Сат, 1939 г. р., с. Кызыл-Тайга

Примечание

1 Копытов Р. Б. Традиция поющихся скотовод- консерватория. Науч. рук. Н. М. Кондратьева, ческих заговоров в культуре сут-хольских ту- Рукопись. Новосибирск, 2017. 88 с. винцев: Дипл. работа / Новосибирская гос.

Литература

1. Алексеев Э. Е. Нотная запись народной музы- 2. Кондратьева Н. М. К понятию звуковысотной ки: Теория и практика. - М.: Сов. компози- организации традиционной музыки: Новые тор, 1990. - 168 с. теоретические и технологические подходы //

Первый Всероссийский конгресс фольклористов. - М., 2006. - Т. 2. - С. 31-41.

3. Кондратьева Н. М. Статистический анализ звукорядов западно-тувинских кожамык-тар // Отечественная этномузыкология: История науки, методы исследования, перспективы развития: Материалы Междунар. науч. конф., 30 сент. - 3 окт. 2010 г. - СПб.: Университет. образоват. округ Санкт-Петербурга и Ленинград, обл., 2011. - Т. 1. - С. 349-364.

4. Кондратьева Н. М. Скотоводческие заговоры сут-хольских тувинцев. - URL: http:// www.culture.ru/objects/390 (дата обращения: 04.03.2015).

5. Мазепус В. В. Артикуляционная классификация и принципы нотации тембров музыкального фольклора // Фольклор. Комплексная текстология. - М., 1998. - С. 24-51.

6. Осетинские народные песни. Собранные Б. А. Галаевым в звукозаписях, нотированных совместно Б. А. Галаевым и Е. В. Гиппиусом / Под ред. и с предисл. Е. В. Гиппиуса. - М.: Музыка, 1964. - 250 с.

7. IPA Help. - URL: http://www-01.sil.org/ computlng/ipahelp/index.htm (Дата обращения: 06. 04. 2011).

8. Speech Analyzer. - URL: http:// software.sil.org/speech-analyzer/ (дата обращения: 11.03.2016).

References

1. Alekseev E. E. Notnaya zapis narodnoj muzyki: Teoriya i praktika [Musical notation of folk music: theory and practice], Moscow, 1990. 168 p.

2. Kondratieva N. M. To the concept of pitch organization of traditional music: theoretical and technological approaches. Pervyj Vserossijskij kongress folkloristov [First All-Russian Congress of Folklorists]. Moscow, 2006, vol. 6, pp. 31-41.

3. Kondratieva N. M. Statistical analysis of the pitch scales in west-Tuva kozhamyktar. Otechestvennaya etnomuzykologiya: istoriya nauki, metody issledovaniya, perspektivy razvitiya: materialy mezhdunarodnoj nauchnoj konferentsii, 30.09.2010-3.10.2010 [Domestic ethnomusicology:history of science, research methods, progress perspectives: Proceedings of the International Conference, 30.09.2010-3.10.2010]. Saint Petersburg, 2011, pp. 349-364.

4. Kondratieva N. M. Skotovodcheskie zagovory sut-kholskikh tuvintsev [Cattle incantations of sut-khol Tuvans], Available at: http:// www.culture.ru/objects/390 (Accessed 04 March 2015).

5. Mazepus V. V. Articulatory classification and principles of folklore music timbres notation. Folklor: kompleksnaya tekstologiya [Folklor: complex textology]. Moscow,1998, pp. 24-51.

6. Osetinskie narodnye pesni. Sobrannye B. A. Galaevym v zvukozapisyakh, noti-rovannykh sovmestno B. A. Galaevym i E. V. Gippiusom [Ossetian Folk Songs. Collection of B. A. Galaev sound recordings and notations together with E. V. Gippius]. Moscow, 1964. 250 p.

7. IPA Help. Available at: http://www-01.sil.org/ computlng/ipahelp/index.htm (Accessed 06 April 2011).

8. Speech Analyzer. Available at: http:// software.sil.org/speech-analyzer/ (Accessed 11 March 2016).

Опыт вотирования поющихся скотоводческих заговоров сут-хольских тувинцев

В статье дается описание подготовленного к изданию нотного сборника, содержащего 57 образцов скотоводческих заговоров - важного продуктивного обрядового жанра, репрезентирующих одну из малоизученных западно-тувинских локальных традиций. Характеризуется материал сборника, собранный в экспедициях 1984 и 2005 гг.

Описывается многоэтапная процедура слуховой нотации с ее последующей компьютерной проверкой, осуществляемой с помощью

Notation experience of singing pastoral cattle incantations by Sut-Khols Tuvas The paper presents prepared for edition musical collection that contains 57 examples of the important productive ritualistic genre -cattle incantations, representing one of poorly explored local traditions in west Tuva. The material has been collected during expeditions in 1984 and 2005 years. The paper contains information about collectors, performers, villages where the incantations were recorded, and about distribution of the fixed incantations over types of animals.

программы Летнего института лингвистики Speech Analyzer. Обсуждаются принципы аналитической нотации сборника, включающие не только общепринятые подходы, известные по трудам Е. В. Гиппиуса и Э. Е. Алексеева, но и новые разработки Н. М. Кондратьевой. Последние касаются фиксации значимых для сибирской музыки высотных контуров - тонких звуковысотных изменений, происходящих на ступенях звукоряда.

Оговариваются фиксация в нотировках наиболее ярких сегментных тембров - однократной начальной и непредельной тремолирующей глоттализации в терминах артикуляционной классификации этномузыкальных тембров В. В. Мазепуса, а также использование в подтекстовке - фонетической транскрипции пропеваемого текста - знаков международного фонетического алфавита.

В качестве примеров приводятся пять образцов сут-хольских заговоров - три заговора козы siutcy алзыр/чучуулаар, один заговор овцы хой алзыр/тоотпалаар и один заговор коровы инек алзыр, спетые четырьмя информантами 1929, 1933 и 1939 годов рождения, жительницами сел Суг-Аксы и Кызыл-Тайга Сут-Хольского района Республики Тыва.

Ключевые слова: сут-хольские тувинцы, скотоводческие заговоры, нотный сборник, принципы нотации.

Multi-stage procedure of auditory notation is described together with its succeeding computer verification using the Speech Analyzer code of Summer Institute of Linguistic. The principles of analytical notations, based on the accepted approaches by E. V. Gippius and E. E. Alekseev as well as on the new workouts by N. M. Kondratieva, are discussed. The latter are related to revealing subtle changes of pitches that happens on the pitch scales. This is an important phenomenon of the pitch contours of Sibirian music.

The paper discuss fixation of the most bright segment timbres, which are the single initial and the incomplete tremolating glottalization in terms of articulatory classification of etnomusic timbres by V. V. Mazepus. The International Phonetic Alphabet is used for phonetic transcription of the singing text.

As the examples, five samples of the Sut-Hol's incantations are given namely, three incantations for a goat eoshku alzyr/ chuchuulaar, one incantation for a sheep hoi alzyr/toorpalaar and one cow incantation, inek alzyr sung by four informants, inhabitants by Sug-Aksy and Kyzyl-Taiga villages, Sut-Hol's district, Tuva Republik. The performers were born in 1929, 1933 and 1939 years.

Key words: Sut-Hol's Tuvans, cattle incantations, musical collection, principles of notation.

Кондратьева Наталья Михайловна, кандидат искусствоведения, доцент кафедры этно-музыкознания Новосибирской государственной консерватории имени М. И. Глинки E-mail: nmkondratyeva@mail.ru

Копытов Роман Борисович, студент V курса теоретико-композиторского факультета Новосибирской государственной консерватории имени М. И. Глинки

E-mail: kopitov-mirniy@mail.ru

Kondratieva Natalya Mikhailovna,

Candidate of Art Criticism, Associate Professor at the Department of Ethnomusicology, Glinka Novosibirsk State Conservatoire E-mail: nmkondratyeva@mail.ru

Kopytov Roman Borisovich, V-year student of the Theoretical and Composition Department, Glinka Novosibirsk State Conservatoire E-mail: kopitov-mirniy@mail.ru

Получено 05.07.2017 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.