>3
1
О
6
о
о %
2
Ü
ГО §
О &
<0
О §
§ £
УДК 343.85 ББК 67.51(4) З-34
Z.S. ZARIPOV*, D.V. GORBAS**
EXPERIENCE OF SOME EUROPEAN UNION COUNTRIES CONCERNING CRIME PREVENTION IN POSTPENITENTIARY PERIOD
Аннотация: в статье рассматривается опыт некоторых стран Европейского союза по предупреждению преступлений в постпенитенциарный период
Ключевые слова: предупреждениепреступлений, постпенитенциарный период, Европейский союз.
ЗАРИП САИДОВИЧ ЗАРИПОВ*, ДМИТРИЙ ВИКТОРОВИЧ ГОРБАСЬ**
ОПЫТ НЕКОТОРЫХ СТРАН ЕВРОСОЮЗА В ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В ПОСТПЕНИТЕНЦИАРНЫЙ
ПЕРИОД
Annotation: the article deals with experience of some European Union countries concerning crime prevention in postpenitentiary period.
Key words: crime prevention, the European Union.
Страны Европейского содружестванакопили достаточный опыт по предупреждению преступлений в постпенитенциарный период. Этот опыт позволит сэкономить время и избежать ошибок в перестройке деятельности учреждений, исполняющих уголовные наказания, учесть местные условия и разработать, возможно, более эффективную российскую систему предупреждения преступлений в постпенитенциарный период.
В европейских странах с 60-х годов ХХ столетия значительное развитие получили социально-терапевтические пенитенциарные учреждения и разнопрофильные заведения постпенитенциарной помощи лицам, отбывшим наказание. Так, в Великобритании стал развертываться институт попечительского надзора, который к началу 90-х годов насчитывал в своем составе около 6 тыс. специалистов, 1600 вспомогательных работников, способных проводить широкие научные обследования, а также непосредственно помогать судам выносить приговоры, вести целенаправленную работу с теми, кто получил отсрочку исполнения наказания, был приговорен к общественно полезным работам, осуществлять воспитательно-реабилитирующую деятельность с условно-досрочно освобожденными.
Задачей работников социальной сферы (попечителей - социальных работников) является подбор места работы и организация трудоустройства для лиц, которым отсрочено исполнение наказания, а также освободившимся из мест лишения свободы. Под контролем службы попечительского надзора можно пройти курсы, на которых их обучают правильно использовать время, рационально обращаться с день-
* Доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры криминологии и организации профилактики преступлений( Академия ФСИН России) E-mail: [email protected].
** Адъюнкт кафедры криминологии и организации профилактики преступлений
(Академия ФСИН России)
E-mail: [email protected].
гами и деловым временем, пополняют знания, необходимые для выработки законопослушного образа жизни.
В ведении попечительскогонадзора находятся учреждения, обеспечивающие возможность получения жилья. Для размещения используютсядома временного содержания, в которых предоставляется жилье лицам, вышедшим из исправительных учреждений и не имеющим ни семьи, ни дома.
Помощь бывшим осужденным в подыскании работы и жилья оказывает Национальная ассоциация попечительства и трудоустройства финансируемая как из госбюджета, так и из средств местных органов власти, а также частных лиц, занимающихся благотворительностью. Ассоциация организует общежития для временного проживания освобожденных, имеет специальные центры по профессиональной подготовке, выделяет средства для оказания материальной помощи этим лицам1.
В УК Швеции нет отдельной статьи, которая указывала бы на цели наказания, однако в ст. 15 гл. 26 Кодекса предусмотрено оказание помощи и поддержки (решение вопроса места жительства, занятости, медицинской помощи и т. п.) со стороны Службы тюрем и пробации освободившихся из тюремного заключения2.
По мнению 66 % шведского населения (по результатам исследования, проведенногов 2003 г.), в Швеции постпенитенциарная адаптация является важной задачей тюремной и пробационной службы (далее - ТПС)3.
В данной стране применяется «принцип обычности». Это означает, что шведская ТПС призвана максимально использовать возможности служб социального обеспечения, уже существующих в обществе, то есть не дублировать работу этих служб (за исключением особых случаев), поскольку такое дублирование еще в большей степени подчеркивает социальную изоляцию осужденных.
Основными формами их взаимодействия являются: неформальные контакты и встречи; сети различных учреждений; постоянные отделы взаимодействия; контактные лица; проекты, программы, осуществляемые совместно или отдельно каким-либо учреждением; обучение (подготовка) внутри организации.
Для заключенных на длительные сроки важно хорошо организованное и успешно осуществленное «постепенное освобождение». Шведская модель может быть описана следующим образом:
- определенные тюрьмы, разбросанные по всей стране, имеют специальные отделения для «постепенного освобождения»;
- за 2 года до освобождения заключенного помещают в отделение «постепенного освобождения», где он может вести нормальный образ жизни без опеки;
- заключенный должен принимать участие в планировании всех мероприятий на период после освобождения.
Помимо специалиста из службы пробации, у каждого заключенного, по возможности, должен быть общественный опекун. В соответствии со статистическими данными за 2002 г. среднее число лиц, находящихся под опекой, составило 12 000. Из них приблизительно 5300 были условно освобождены и чуть более 2000 имели общественного опекуна. Общественный опекун присутствует в момент освобождения, оказывает поддержку и контролируетзаключен-ных после освобождения. В соответствии с законом о социальных службах 1980 г. по окончании срока осуждения в случае возникновения проблем опекун продолжает работать с опекаемым в качестве контактного лица.
Во время пребывания в отделении «постепенного освобождения» ставится цель создать окружение из людей, которые важны для заключенного (семья, друзья, соседи) и которые будут приглашены для участия в работе с ним после освобождения.
Устанавливаются связи со службой занятости, исследуются возможности подыскания мест стажеров (учеников), предполагающие обучение совместно с работой. По всей Швеции создаются специальные группы посещения, предлагающие различные формы досуга в тюрьме и за ее пределами.
Имеется давняя традиция работы с неправительственными общественными организациями в качестве дополнительных мер к работе государственной власти. Неправительственные общественные объединения характеризуются та -кими чертами, как общность идей и интересов; общественный характер и определенная организационная структура; создание или роспуск без какого-либо решения органов государственной власти; организация на принципе добровольности и членства в той или иной форме; осуществление только той деятельности, которая выгодна всем; открытость для людей, разделяющих их цели и подчиняющихся их правилам; использование доходов для покрытия расходов, связанных с общественной деятельностью.
В Финляндии вопросами социальной адаптации освобождающихся осужденных занимаются социальные работники тюрьмы. По просьбе заключенного они контактируют с органами
I
с §
с
I §
о
О)
S
с §
0
■е-§
ш
1
с §
1
(D
0
1
(D I С Сс
>3
1
О
6
о
о %
2
Ü
ГО §
О &
§
<0
О §
§ £
социального обеспечения и занятости местного муниципалитета и другими органами. Важной целью этой деятельности является сохранение или получение места для проживания после освобождения. Социальный работник старается организовать вместе с местными органами занятости место обучения или работу, а также помогает в вопросах, связанных с семьей заключенного, особенно с детьми4.
Уголовный кодекс ФРГ закрепляет применение к осужденным мер исправления и безопасности. Так, § 66 УК ФРГ оговаривает возможность применения превентивного заключения5 (лишение свободы лица не в качестве наказания за совершенное им преступление, а в качестве средства предупредить возможное совершение этим лицом уголовно наказуемых деяний на какой-то срок) как одной из мер исправления и безопасности по отношению к лицу, которое осуждается за совершение умышленного уголовно наказуемого деяния, если ранее оно уже дважды осуждалось к лишению свободы на срок не менее одного года; за одно или несколько этих деяний до совершения нового деяния отбыло наказание в виде лишения свободы на срок не менее двух лет либо к нему применялась мера исправления или безопасности; признается «преступником по склонности», то есть лицом, общая оценка личности и деяний которого доказывает, что он вследствие склонности к уголовно наказуемым деяниям значительной тяжести опасен для общества.
Опыт Германии по оказанию помощи освобождающимся из заключения включает в себя две составляющие: помощь со стороны государства и помощь со стороны частных организаций и лиц. Согласно ст. 154 (2) Федерального закона Германии «О пенитенциарной системе» сотрудники пенитенциарной системы должны сотрудничать с частными лицами и организациями, которые имеют желание и возможность оказывать положительное влияние на реабилитацию бывших осужденных.
В Германии существуюттри большие общественные организации, которые оказывают помощь осужденным, а также их родственникам, если они в том нуждаются: организация немецкой Римско-католической церкви (КАРИТАС); организация немецких протестантских церквей «Дьяконишес Верк»; организация немецких профсоюзов «Аббайттерволфарт». В этих организациях занято большое число социальных работников по всей Германии. Указанные организации являются собственниками большого количества жилых домов и общежитий, где
бывшие осужденные могут найти новый дом после освобождения. Например, в организации «Дьяконишес Верк» работа сосредоточивается в Центральном переходном доме «Макс-Плентер Хаус». Если в нем не хватает мест, то для бывших осужденных нанимаются ближайшие квартиры. Переходный дом предназначен только для лиц мужского пола, женщины размещаются в нанимаемых квартирах. Приему в данное учреждение подлежат лица, не имеющие жилья, и те, кто не в состоянии самостоятельно преодолеть возникшие после освобождения жизненные проблемы, то есть на которых распространяется действие § 72 Закона ФРГ «О социальной помощи лицам с особыми социальными проблемами». Цель данных благотворительных организаций - помочь процессу ресоциализации бывших осужденных, содержащихся в этом доме не более 18 месяцев. Расходы по этой работе берет на себя, как правило, вышестоящий носитель социальной помощи в рамках своей компетенции в соответствии с законом.
Социальную помощь оплачивает и местное учреждение социальной помощи. Отдельной статьей покрываются расходы, связанные с уходом за клиентами. Кроме того, лицам, у которых есть свои источники доходов, размер квартплаты снижается до уровня остальных.
Во всех общественных организациях профессиональные консультации и курсы подготовки предоставляются всем лицам, которые оказывают помощь осужденным, в том числе бывшим осужденным. Организации субсидируются землями и местными муниципалитетами, религиозными организациями либо получают пожертвования от частных лиц. Необходимо отметить, что, как минимум, 10 тыс. частных лиц трудятся в качестве добровольцев в 220 немецких тюрьмах. В основном они работают с теми осужденными, которые остаются после освобождения в Германии. Во всех землях есть ассоциации организаций социальной помощи.
Федеральные органы трудоустройства Германии стараются помочь осужденным найти работу после освобождения. От 5 до 8 тыс. осужденных мужчин и около 800 женщин проходят профессиональную подготовку во время отбытия срока наказания. Не все осужденные, а их в Германии около 82 тыс. (что составляет 99 осужденных на 100 тыс. жителей) могут воспользоваться этой возможностью. Обычно не пользуются такой привилегией лица на стадии предварительного заключения (около 30 % всех осужденных), а также осужденные-иностран-
цы, которые должны будутпокинуть Германию по освобождении (около 35 % осужденных).
В организации профессиональной подготовки в пенитенциарной системе также участвует Министерство труда. Частично профессиональная подготовка организуется профсоюзами и субсидируется государством6.
В 70-х годах ХХ столетия в Германии начали создаваться частные организации, целью которых стало оказание помощи в реабилитации осужденных. Хорошим примером является группа «Шайдевег», что означает «перекресток», которую возглавляет Аким Хальфман. Ей принадлежит несколько зданий. Основано несколько так называемых профессиональных фирм (садовый центр, ландшафтный дизайн, цех по производству металлопродукции), где бывшие осужденные находят работу и получают профессиональную подготовку. Открыты международные отделения в Монголии, Восточной и Западной Африке. Более 300 добровольцев работают в 15 тюрьмах по всей Германии. В «Больших семьях» живут более 200 бывших преступников.
У «Шайдевег» есть специальная программа по привлечению волонтеров. Контактная группа людей посещает тюрьмы один раз в неделю или дважды в месяц. Волонтерами могут быть разные люди: пожилые (в возрасте до 82 лет), молодежь, начиная с 16 лет и старше. В течение последних 20 лет администрация мест лишения свободы и группа «Шайдевег» плодотворно сотрудничают.
Перед посещением колонии данная группа контактирует с сотрудником, отвечающим за связь с общественностью. Он знакомит осужденных с членами контактной группы. Осужденные сами решают, общаться или нет с добровольцами. Обычно 15 членов группы встречаются с 15 осужденными. Один волонтер работает с одним осужденным. Если возникает какая-либо проблема, осужденный может поменять волонтера, выбрать другого человека для общения. Это означает, что, если волонтер уходит из группы по какой-либо причине, всегда найдется кто-либо другой, кто может заменить его. В группе есть ответственный, к которому можно обратиться с каким-нибудь вопросом или за помощью в трудной ситуации. Этот человек обычно работает в тесном кон-
такте с администрацией тюрьмы. Для подготовки волонтеров проводят специальные семинары с участием директоров тюрем, судей, полицейских, психологов, теологов и собственного персонала. Учебный курс занимает примерно 100 часов. Волонтеры знакомятся с тюремными правилами, ситуацией, учатся, как начать разговор, и т. п.7
Участие волонтеров напоминает установление шефской работы в ИУ, о которой говорили еще в советские времена. Основная функция шефской работы состоит в оказании помощи администрации в исправлении и перевоспитании осужденных путем непосредственного участия в проведении воспитательных мероприятий некарательного характера8.
Разрабатывается много программ по работе с общественностью. Группа «Шайдевег» убеждена, что возвращение бывших осужденных в общество невозможно без участия самого общества.
В Германии существуеттак называемая Гражданская служба. Молодые люди, которые не идут в армию, некоторое время сотрудничают с администрацией. Они делят комнату с человеком, который был недавно освобожден из тюрьмы, или с другими волонтерами, живущими в этой семье. Очень важно, чтобы не создавалась в таких семьях субкультура Это достигается путем смешения разных молодых людей в одной семье. Такие семьи получают поддержку извне. Например, если возникает конфликт, они не остаются одни, потому что есть другие люди, которые вмешаются и помогут разрешить конфликт: Молодые люди не остаются в семьях целый день. Бывшие осужденные живут в таких семьях примерно 3-5 лет. Освобожденным предлагают бесплатное консультирование, особенно по проблемам долгов, по вопросам наркомании и оказания медицинской помощи9.
Нет необходимости объяснять, насколько сложнее становится уголовная политика в результате придания ей такого воспитательного характера, каких затрат времени, людских и материальных ресурсов требует работа, основанная на психологическомконтакте и индивидуализации обращения. Но выбор курса на профилактику, а не на карательное возмездие - единственно верное решение, если целью действительно является благо народа.
I
С §
С
I §
о
О)
S
с §
0
■е-§
ш
1
с §
1
(D
0
1
(D I С Сс
1 См.: КузнецовМ.И., КазанцевВ.Н., ИвашинД.В. Социальная работа в пенитенциарныхсистемах зарубежных стран. Рязань, 2004. С. 53.
2 См.: УголовныйкодексШвеции / науч. ред. Н.Ф. Кузнецова С.С. Беляев; пер. с швед. С.С. Беляева. СПб., 2001. С. 212-213.
3 См.: ОстердальБ. Шведский опыт привлечения общества к помощи заключенным и их последующей адаптации // В защиту прав и свобод в уголовно-исполнительной системе: сб. материалов 16-го заседания Руководящейгруппы Совета Европы по реформированию УИС России / под общ. ред. Ю.И. Калинина. М., 2003. С. 69.
4 См.: ТюймоЮ. Актуальные проблемы Тюремной службы Финляндии // Социальные и правовые проблемы зарубежной пенитенциарной науки и практики: материалы Междунар. науч-практ. конф. «Актуальные проблемы пенитенциарнойнауки и практики». М., 2004. С. 68-69.
5 См.: Юридический словарь 2010 г. // ЦЯЬ: http://dic.academic.ru/dic.nsf/lower/17421.
6 См.: Кепсель К. Германский опыт привлечения общества к помощи заключенным и их последующей адаптации // В защиту прав и свобод в уголовно-исполнительнойсистеме. С. 66-68.
7 См.: ХальфманИ. Реабилитация заключенных - миссия «Шайдевег» // В защиту прав и свобод в уголовно-исполнительнойсистеме. С. 92.
8 См.: РеменсонА.Л. Вопросы повышения роли общественности в исправлении и перевоспитании осужденных, отбывающих наказание в ИТУ // Актуальные вопросы государстваи права на современном этапе. Томск; 1983. С. 175.
9 См.: Хальфман И. Указ. соч. С. 94.