References
1. Maron A.E., Monahova L.Yu., Koroleva E.G. Proektirovanie obrazovatel'nyh marshrutov, soderzhaniya, form i tehnologij obschego i professional'nogo obrazovaniya vzroslyh. Chelovek i obrazovanie. 2015; 1.
2. Rezinkina L.V. Tehnologii formirovaniya kompetencij v shirokom spektre professional'noj deyatel'nosti lichnosti. Chelovek i obrazovanie. 2015; 3 (44).
3. Belogurov S.V. Didakticheskie usloviya formirovaniya informacionno-proektnoj kompetentnosti buduschih inzhenerov v tehnicheskom vuze. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Velikij Novgorod, 2016.
4. Belogurov S.V. Ob usloviyah formirovaniya informacionno-proektnoj kompetentnosti buduschih specialistov inzhenernogo profilya. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2015; 4.
5. Belogurov S.V. Didakticheskie usloviya razvitiya integrativnyh sposobnostej buduschih inzhenerov po ispol'zovaniyu informacionnyh tehnologij v proektnoj deyatel'nosti. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2016; 3. Available at: http://www.science-education.ru/ru/ article/view?id=24659
Статья поступила в редакцию 16.01.18
УДК 376
Betker L.M., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Department of Pedagogy and Psychology, Autonomous institution of additional professional education of Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug (Ugra), "Institute for the Development of Education" (Khanty-Mansiysk, Russia), E-mail: [email protected]
EXPERIENCE IN MODELING SPECIAL CONDITIONS FOR STUDENTS WITH HEALTH DISABILITIES. The article presents the experience of creating special conditions for the education of children with disabilities in the framework of the project of the network competence center of inclusive education of Ugra Khanty-Mansiysk Autonomous District - "Inclusversarium". The work reveals a set of organizational conditions for ensuring accessibility of the educational process, equal access to education for students of different nosological groups, taking into account the diversity of special educational needs and individual capacities. The subject of attention is the psychological and pedagogical support for students with disabilities through the implementation of specialized laboratories (offices of Psychology teacher, Speech Therapy teacher, Defectology teacher) of "Inclusversarium". The study presents a mechanism for the subsequent dissemination of this experience in Ugra through the development and implementation of an internship module for refresher courses.
Key words: inclusive education, special education conditions, students with disabilities, special educational needs, psychological and pedagogical support, internships, refresher courses, "Inclusversarium".
Л.М. Беткер, канд. психол. наук, доц. каф. пед. и психол. автономного учреждения дополнительного профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Институт развития образования», г. Ханты-Мансийск, E-mail: [email protected]
ОПЫТ МОДЕЛИРОВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
В статье представлен опыт создания специальных условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья на примере реализации проекта сетевого компетентностного центра инклюзивного образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Инклюверсариум». В статье описана совокупность материально-технических условий по обеспечению доступности образовательного процесса, равного доступа к образованию для обучающихся разных нозологических групп с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Предметом внимания является психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями через реализацию профильных лабораторий (кабинетов педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога) центра «Инклюверсариум». Представлен механизм последующего распространения данного опыта в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре через разработку и реализацию стажировочного модуля курсов повышения квалификации.
Ключевые слова: инклюзивное образование, специальные условия образования, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, особые образовательные потребности, психолого-педагогическое сопровождение, стажировка, курсы повышения квалификации, «Инклюверсариум».
Развитие инклюзивного образования является важной составляющей государственной политики многих стран мира. В настоящее время нормативная правовая база Российской Федерации в области инклюзивного образования приведена в соответствие международным нормам, регламентирующим обучение и воспитание детей с особыми образовательными потребностями. В тоже время наука и практика признаёт, что для лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) пока сохраняется значительное неравенство в обеспечении их прав на получение необходимого для успешной социализации образования [1].
Одна из основных проблем реализации права на качественное образование детей с ОВЗ - это проблема учёта разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей включаемых детей, неготовность образовательной системы образовательных организаций к собственному гибкому переструктурированию, адаптации образовательной среды к уникальным и неповторимым особенностям каждого ребёнка.
В.И. Лубовский предостерегал педагогическую общественность от необдуманного поспешного перемещения обучающихся с ОВЗ в неподготовленную, агрессивную педагогическую среду. Так, учёный говорил: ...где бы ни обучался ребёнок с ограниченными возможностями здоровья - в специальном учреждении или в условиях интеграции - это должно быть специальное обуче-
ние. Только так можно добиться успешной адаптации ребёнка в школе и получения им образования, которое будет одним из условий его адаптации и интеграции в последующей взрослой жизни» [2].
Продолжая мысль учёного о специальном образовании, отметим, что организация обучения детей с ОВЗ требует, в первую очередь, создания специальных индивидуализированных условий обучения с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и возможностей. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» под специальными условиями образования обучающихся с ОВЗ понимается целостная система условий, от предельно общих, необходимых для всех категорий детей с ОВЗ, до индивидуальных, в соответствии с их особенностями и возможностями. Это, в соответствии со статьей 79 закона, «использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие.» [3].
Для создания и реализации специальных условий образования обучающихся с ОВЗ необходимо определить направления работы образовательной организации по обеспечению данных условий. С.В. Алехина, Е.Н. Кутепова, Е.В. Самсонова и др. специальные образовательные условия, необходимые для детей с ОВЗ всех категорий, подразделяют на следующие общие направления: организационное обеспечение, психолого-педагогическое обеспечение и кадровое обеспечение [4].
Создание необходимых условий образования, адекватных возможностям каждого ребёнка с ОВЗ и / или ребёнка-инвалида требует привлечения дополнительных ресурсов, зачастую отсутствующих в образовательных организациях - дидактическое насыщение образовательного пространства школы, материально-техническое и кадровое обеспечение. Фактическая неготовность большинства организаций к предоставлению всего арсенала организационных, материально-технических, методических услуг показывает, что создать необходимые и достаточные условия для организации совместного обучения и воспитания в каждой организации в короткие сроки довольно сложная задача. Для этого необходимо налаживание сетевого взаимодействия, расширение зоны социальных контактов в образовании.
Цель настоящей статьи - представить опыт по созданию специальных условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья в рамках реализации проекта сетевого компетентностного центра инклюзивного образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Инклю-версариум».
Для продвижения и поддержки образовательных инициатив в области инклюзивного образования, подготовки и повышения квалификации педагогов в 2016 году в АУ «Институт развития образования» разработан проект «Сетевой компетентностный центр инклюзивного образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Инклюверсариум», которому была оказана грандовая поддержка федерального уровня в размере 5 925 000 рублей по мероприятию «Поддержка инноваций в области развития и мониторинга системы образования» [5; 6].
Основная идея проекта - развитие непрерывного инклюзивного образования обучающихся с ОВЗ в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре.
Разработчиками проекта подчёркивается, что для осуществления непрерывности процесса инклюзивного образования необходимо создание единой системы образовательного пространства на всех возрастных этапах, начиная с ранней реабилитационной помощи. Поэтому в качестве основных направлений реализации проекта стали:
- информационная поддержка служб обеспечения ранней помощи детям с различными нарушениями в развитии;
- совершенствование деятельности центров и служб психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям с различными нарушениями в развитии;
- методическая помощь по формированию системы профессиональной ориентации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;
- совершенствование профессиональных компетенций педагогов и руководителей образовательных организаций в сфере инклюзивного образования;
- повышение уровня психолого-педагогических компетенций родителей (законных представителей) обучающихся образовательных организаций.
Цель проекта - создание инфраструктурной модели современной образовательной организации инклюзивного типа и последующее распространение данного опыта в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре и других регионах страны.
Площадкой по реализации проекта «Сетевой компетент-ностный центр инклюзивного образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Инклюверсариум» стала «Средняя общеобразовательная школа № 4». Цель деятельности созданного на её базе Центра - создание специальных условий (материально-технических, кадровых, методических и пр.) для внедрения и реализации новых технологий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.
С учётом предварительной оценки потребностей образовательной организации, контингента обучающихся с ОВЗ оснащены и оборудованы профильные лаборатории:
- лаборатория интегративных педагогических технологий инклюзивного образования;
- лаборатория дефектологического сопровождения;
- лаборатория психологического сопровождения;
- лаборатория логопедического сопровождения;
- лаборатория консультирования родителей.
Основными направлениями деятельности лаборатории интегративных педагогических технологий инклюзивного образования являются обеспечение доступности образовательного процесса для различных категорий обучающихся с ОВЗ. Работа ведется по апробации инновационного оборудования для обучающихся с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата.
Так, в учебных кабинетах для детей с особыми образовательными потребностями установлено специальное оборудование:
- специальный видеоувеличитель для удовлетворения образовательной потребности ребёнка с нарушения зрения при чтении;
- машина, сканирующая и читающая текст для детей с нарушениями зрения;
- нагреватель с термобумагой для создания тактильных изображений (рисунки, диаграммы, карты, схемы и т. д.) для незрячих и слабовидящих детей;
- FM- приёмник с индукционной петлей и слуховой тренажер для удовлетворения особых образовательных потребностей слабослышащих обучающихся при передаче звука на слуховые аппараты;
- столы на колесах и стулья-опоры, накладки на клавиатуру и джойстик, выполняющий функцию компьютерной мышки для удовлетворения образовательных потребностей детей с детским церебральным параличом или с другими нарушениями опорно-двигательного аппарата при организации рабочего пространства во время уроков и пр.
- сенсорный терминал с программным обеспечением, преобразующим информацию для лиц с нарушениями слуха, зрения и опорно-двигательного аппарата в доступную для них форму.
Проектирование образовательного процесса, построение индивидуального образовательного маршрута для ребёнка с ОВЗ - достаточно сложная задача для одного учителя инклюзивного класса. Необходимо привлечение к этой работе специалистов сопровождения.
Целевые ориентиры лабораторий психологического, логопедического и дефектологического сопровождения - организация полифункциональной интерактивной среды для дифференцированной многопрофильной помощи, эффективной коррекцион-но-развивающей работы. Структурная организация лабораторий педагога-психолога, учителя-дефектолога и учителя-логопеда представляет собой взаимосвязанные и достаточно самостоятельные направления. В каждом из них выдвигаются специальные задачи.
В лаборатории психологического сопровождения оборудованы темная и светлая «сенсорные комнаты», установлена интерактивная панель, предназначенные для решения задач познавательного развития, стимуляции сенсорных процессов, преодоление нарушений в эмоционально-волевой сфере, коррекции высших корковых функций, психологической релаксации.
В лаборатории учителя-логопеда активно используется специальное программное обеспечение для комплексной многосторонней диагностики (В.А. Акименко), коррекции устной речи учащихся («Речевой калейдоскоп» Л.П. Назарова). Различные модули, используемые на логопедических занятиях с целью развития всех компонентов речи, сенсомоторных навыков, пространственной ориентации обучающихся, способствуют положительной динамике в коррекционно-образовательном процессе.
В работе учителя-дефектолога применяется дидактический инструментарий: декоративно-развивающие панели; развивающие конструкторы, массажёры, игры для визуального восприятия (комплект игрушек, игр), что помогает развивать визуально-концентрационные навыки, наглядно показывать ребёнку принцип «причина-следствие» и пр. Основной упор дефекто-лога - развитие познавательной деятельности, исправление недостатков психофизического развития и устранение трудностей в обучении.
Особое значение имеет работа с родителями. Родители всех детей с особыми образовательными потребностями, поступающих в школу, имеют возможность посетить классные кабинеты, увидеть рабочие места, посмотреть в деле оборудование специальных кабинетов. Всеми специалистами проводятся многочисленные консультации, показывающие преимущества специального оборудования, результаты его использования.