УДК 341.213.4
Манукян Гор Араратович
Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых, г. Владимир
ОПЫТ МЕЖДУНАРОДНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ ФЕДЕРАТИВНЫХ ГОСУДАРСТВ СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ
(на примере Канады)
Автор прослеживает становление международной деятельности провинций Канады в контексте эволюции территориально-государственного устройства. Формирование основ канадской государственности осуществлялось в условиях серьезной борьбы центра и регионов по отдельным аспектам функционирования федеративных отношений, в том числе и в сфере международной деятельности провинций. Тенденции на централизацию полномочий проявлялись на первоначальном этапе становления канадской государственности. Специфической чертой международной деятельности провинций Канады на данном этапе являлась их ранняя активность в международном пространстве, выражавшаяся в наличии связей, прежде всего с метрополией, в условиях отсутствуя надлежащей конституционной практики. Однако уже в начале XX века складывались предпосылки к постепенной децентрализации полномочий между центром и регионами, значительная роль в которой отводилась решениям высших судебных инстанций, что в конечном счете позволило канадским провинциям интенсивнее развивать свои международные контакты. Автором обобщается практический опыт, накопленный провинциями в данной сфере.
Ключевые слова: международная деятельность провинций Канады, субъекты федераций, федеративное государство, территориально-государственное устройство, субъекты международного права.
В условиях глобализации повышенная активность субъектов федеративных государств в международном сфере наблюдается во всех регионах земного шара, в том числе и в Северной Америке.
Особенностью североамериканских федераций с момента их возникновения является ранняя стадия активности будущих субъектов этих федераций в международной сфере. В связи с этим В.Е. Шило указывает на то, что «уже с первых лет существования федерации некоторые канадские провинции самым непосредственным образом участвовали в контактах на международной арене. Это объяснялось прежде всего тем фактом, что Доминион Канада возник на основе объединения бывших колоний Великобритании, каждая из которых в большем или меньше объеме поддерживала постоянные связи с метрополией, а также с некоторыми близлежащими штатами США» [17, с. 29].
К числу старейших, так называемых «классических», федераций мира относится и Канада. Практика формирования и реализация федеративных начал в этом государстве имеет давнюю историю, которая, безусловно, обладает специфическими чертами. Особенность развития федерализма в данной стране, как отмечает Е.С. Сафонова, заключается прежде всего в усилении центробежных тенденций в рамках федеративного государства, что оказывает заметное влияние на всю совокупность отношений центрального правительства и субъектов федерации [12, с. 3]. Наличие этой особенности, сформировавшейся в контексте исторического развития территориально-государственного устройства Канады и ее конституционно-правового регулирования, позволило выработать особые способы взаимодействия центра и провинций по различным отношениям, в том числе и по таким наиболее приоритетным направлениям канадского
федерализма, как вопрос об осуществлении международной деятельности провинциями. Все это, а также иные аспекты современного канадского федерализма представляют особый интерес для современных исследователей [6; 13].
Создание Канады как федеративного государства осуществлялось в менее напряженной обстановке, чем, к примеру, в США. Так, в соответствии с Актом о Британской Северной Америке 1867 г. (официальное название - Акт о Конституции 1867 г., а с 1982 г. - Конституционный акт 1867 г.), принятым парламентом Великобритании, было провозглашено создание Доминиона Канада на основе объединения в федеративный союз оставшихся после образования США колониальных владений Великобритании в Северной Америке.
На сегодняшний день канадская федерация представлена десятью провинциями: Альберта, Британская Колумбия, Квебек, Манитоба, Новая Шотландия, Ньюфаундленд и Лабрадор, Нью-Брансуик, Онтарио, Остров Принца Эдуарда, Са-скачеван, а также тремя регионами, выделившимися из северо-западных территорий: Нунавут, Северо-Западные территории, Юкон, которые вошли в её состав в разное время.
На момент подписания Акта о Конституции 1867 г. в первоначальный состав канадской федерации вошли четыре провинции: Квебек (франкоязычный), Нью-Брансуик, Новая Шотландия, Онтарио. Через четыре года (1871 г.) Акт о Конституции не только послужил подтверждением избранной формы государственного устройства, но и провозгласил, что «парламент Канады может время от времени учреждать новые провинции на любых территориях, образующих в данное время часть Доминиона Канада, но не включенных в какую-либо его провинцию...» [5, с. 15]. Впоследствии на основании и в соответствии с этим актом было
© Манукян Г.А., 2018
Вестник КГУ ^ № 2. 2018
289
санкционировано включение в состав доминиона других провинций: Манитобы (1870 г.), Британской Колумбии (1871 г.), Острова Принца Эдуарда (1873 г.), Ньюфаундленда (1949 г.). А в 1905 г. были образованы две новые провинции - Альберта и Саскачеван. Позже в состав также вошли три территории - Юкон, Северо-Западные территории, Нунавут.
Важно отметить еще один из немаловажных элементов канадского федерализма, каким является активная деятельность провинциального уровня в парламенте Канады. Благодаря данному фактору формирование взаимоотношений и взаимодействия между центром и провинциями по вопросам, касающимся сферы международных отношений, проходило поэтапно, что в конечном счете привело к укреплению позиций провинций и относительному сужению компетенций центральных органов власти.
Канадские провинции не суверенны. Это выражается, в частности, в отсутствии у них права выхода (сецессии) из состава федерации. Они имеют собственные конституции, а также высшие органы государственной власти.
Из всех конституционно-правовых документов, действующих в Канаде, именно Конституционный Акт 1867 г. (далее - Акт 1867 г.) выступает одним из двух центральных юридических документов, определяющих полномочие федерального центра и провинций.
Первоначальный этап распределения полномочий между центром и провинцией характеризовался высокой степенью централизации. Полномочия федерального центра согласно принятому Акту о Британской Северной Америке, по мнению В.Е. Сафонова, были достаточно обширны. К нему были отнесены: валютное обращение, федеральные налоги, мореплавание, рыболовство, лесное хозяйство, общеэкономические вопросы, таможенное дело, назначение и увольнение провинциальных лейтенант-губернаторов, а также сфера уголовного законодательства, политическая полиция и каторжные тюрьмы. В случаях расхождения провинциального законодательства с конституцией центральная власть вправе была аннулировать законы провинции, также она принимала законы, которые не были отнесены к провинциальным полномочиям [13, с. 301]. В целом же канадская федерация проделала путь от фактической конфедерации (до 1867 г.), затем сильного федеративного центра и слабых региональных правительств к более рациональному распределению властных полномочий [11, с. 126].
Конституционное положение об осуществлении международной деятельности провинциями Канады в Акте 1867 г. так и не было регламентировано. При этом прямое указание на то, что сфера внешнеполитической деятельности являлась ис-
ключительной прерогативой федерального правительства, отсутствовало, однако эта деятельность фактически ею осуществлялась.
Вопрос о выполнении иностранных договорных обязательств разрешался в соответствии со ст. 132 [8, с. 542-543]. Согласно данной норме, канадский федеральный парламент и правительство наделялись необходимыми полномочиями для выполнения по отношению к иностранным государствам обязательств, вытекающих из договоров, заключенных между Британской империей и этими иностранными государствами. В иных случаях, когда центром заключалось международное соглашение, затрагивавшее сферы, относящиеся по конституции к компетенции провинций, за их надлежащее исполнение отвечало непосредственно провинциальное правительство.
После принятия Вестминстерского статута в 1926 г. доминионы в Британской империи получили политическую независимость. Достижение Канадой значительных успехов в политической сфере позволило провинциям в 1920-1930-е гг. XX века активизировать деятельность по налаживанию международных связей за границей, прежде всего в сфере торговли. Им удалось образовать собственные министерства внешней торговли и, минуя центр и независимо друг от друга, выйти на мировой рынок, где провинции стремились заключить торговые и финансовые соглашения с иностранными державами. Вслед за канадскими посольствами в ряде государств - Великобритании, Соединенных Штатах, Франции, Японии, Австралии, Ирландии, Индии - появились экономические агентства канадских провинций. Раньше других это сделали Онтарио и Квебек. Затем по размаху зарубежной активности с ними сравнялись Британская Колумбия и Альберта [13, с. 302].
Несмотря на получение Канадой политической независимости, продолжали осуществляться поправки законодательства. Значимым событием для канадской государственности явилось принятие в 1982 г. Конституционного Акта (далее -Акт 1982 г.).
Реформирование конституционного законодательства, результатом которого явилось наделение Канадского доминиона возможностью осуществлять самостоятельные действия, в том числе и в области внешних сношений, никаким образом не подтверждалось ни конституционной практикой федерации, ни Актом 1867 г. или поправками к нему. В результате исполнительные полномочия Канады в области международных отношений юридически не подкреплялись законодательной инициативой в данной сфере, так как круг вопросов, очерченных ст. 92 Акта, оставался де-факто исключительной сферой юрисдикции провинций [9, с. 88-89]. Такая правовая конституционная неопределенность создавала угрозу основам территориально-государ-
ственного устройства и его устойчивому развитию. Тем не менее необходимо отметить, что спецификой канадского федерализма явилась способность разрешать внутренние противоречия мирным путем (в качестве иного примера можно привести опыт южного соседа - Гражданская война в США 1861-1865), при этом значительное место и роль по урегулированию подобных конфликтов отводилось таким судебным органам, как Судебный комитет Тайного совета и Верховный суд Канады. Этим судебными учреждениям не раз доводилось разрешать спорные вопросы, касающиеся прежде всего разграничения конституционных полномочий между центром и провинциями. Особые решения по вопросам, связанным с осуществлением провинциями международной деятельности, были приняты ими в 1920-1930-х гг., которые привели не только к перераспределению внутренних конституционных полномочий между центром и провинцией, результаты которого упрочили позиции провинций, но и, что особенно важно, оказали влияние на деятельность федерального правительства во внешнеполитической деятельности.
Так, к примеру, решение Верховного суда Канады от 1925 г. по делу об обращении Оттавы в 1924 г. в данный суд за получением разъяснений по вопросам, касающимся обязательств страны, вытекающих из международных конвенций (в частности посвященных международному регулированию труда) было вынесено в пользу провинций. Согласно данному решению, в случае если отнесение конвенций к юрисдикции того или иного уровня власти вызывает сомнения, то «соответствующими законодательными властями являются провинции, а не парламент Канады» [17, с. 42]. Это решение суда явилось первым прецедентом, который хотя и косвенно, но ограничивал действия федерального правительства и одновременно повышал роль провинций при заключении страной международных договоров и соглашений [17, с. 42].
Принятие в указанный период решений на различных уровнях судебной власти, в том числе Судебным комитетом Тайного совета, позволяют сделать вывод о том, что никакие международные обязательства, взятые на себя федеральным правительством на международной арене, не могут выступать достаточным основанием для осуществления вторжения федеральных органов власти в дела провинциальных правительств или иным образом ограничивать их юрисдикции.
Тем не менее, несмотря на официальную конфронтацию центра и провинций, Федеральное правительство Канады по вопросам разграничения компетенций в области внешних сношений занимало и продолжает занимать твердую и бескомпромиссную позицию. Оно считает, что внешние сношения являются исключительной прерогативой центра, и предоставление права участия в них
провинций, включая Квебек, резервирует за собой. При этом канадское правительство неоднократно разрешало провинциям участвовать во внешних сношениях, если предмет обсуждения входил в компетенцию провинций. К примеру, в декабре 1962 г. все провинциальные министры труда были приглашены участвовать в 47-й сессии Международной организации труда, проходившей в Женеве в июне 1963 г. В работе сессии в составе канадской делегации участвовали представители Новой Шотландии, Ньюфаундленда и Квебека. В практике центрального правительства принято, что если вопрос, затрагиваемый в международном документе, по мнению министра юстиции, частично относится к сфере федеральной, а частично - к сфере провинциальной юрисдикции, то в соответствии с обычной процедурой министр просит государственного секретаря послать текст документа лейтенант-губернатору каждой провинции с просьбой рассмотреть документ в компетентном законодательном органе [7, с. 317]. Такой сформированный механизм позволяет и по сей день достигать компромисса и находить приемлемое решение по этому вопросу между центром и провинцией, не нарушая при этом конституционные полномочия провинциальных правительств.
Активизация международной деятельности канадских провинций приходится на послевоенный период. Начиная с 1960-х гг. деятельность канадских провинций на международной арене приобретает глобальный характер. Первоначально наиболее экономически развитые провинции, такие как Квебек и Онтарио, устремились в международное пространство, а позже к ним присоединились Британская Колумбия и Альберта. Развитие международных связей осуществлялось по различным направлениям - от заключения международных соглашений и проведения встреч делегаций до открытия представительств на территориях иностранных государств по всему миру.
Для реализации полномочий в данной сфере провинции учредили свои специализированные структуры, отвечающие за международные связи. В 1967 г. создается Министерство межправительственных дел Квебека, в 1968 г. - Министерство торговли и развития Онтарио, в 1971 г. - отдел по международным отношениям в Министерстве торговли Британской Колумбии, в 1973 г. - Министерство федеральных и межправительственных дел Альберта.
Важность контроля таких отношений понимали и в федеральном центре. Поэтому для координации подобной деятельности в 1967 г. в структуре Министерства межправительственных дел Канады был образован специальный федерально-провинциальный координационный отдел. Целями и задачами созданного федерального отдела является поддержание и оказание содействия
Вестник КГУ ^ № 2. 2018
291
провинциям в вопросах развития международных и внешнеэкономических связей, которые в конечном счете соответствовали бы общим целям внешней политики Канады.
Особым успехом у провинций пользовалась такая форма международной деятельности, как открытие представительств за рубежом.
Представительства способствовали интенсификации международных связей в части торговли, поиску рынка сбыта продукции, привлечению как инвестиций, так и иностранной квалифицированной рабочей силы. Все это содействовало укреплению экономического и финансового потенциала провинций внутри самой федераций.
Размещение провинциальных представительств за рубежом осуществлялось главным образом в городах США и Западной Европы. Вместе с тем с конца 1960-1970-х гг. география размещения провинциальных представительств стала существенно расширяться, охватив Японию, страны Карибского бассейна, Африку, Ближний Восток, а также Латинскую Америку и Юго-Восточную Азию (учитывая и специальных представителей провинций в аппарате посольств Канады в этих государствах) [17, с. 68].
К числу основных задач и направлений деятельности провинциальных представительств Канады можно отнести: а) консультирование, защиту и продвижение ключевых интересов канадских провинций за рубежом по различным сферам (транспорт, сельское хозяйство, экономика, культура, энергетика, а также вопросы безопасности); б) участие в мониторинге и анализе законодательных актов, принятых на территории иностранных государств и касающихся или затрагивающих, как правило, интересы провинций Канады; в) подготовку необходимых отчетов, аналитических справок, статистических данных, информационных брошюр, а также обеспечение информационной доступности посредством использования различных интернет-ресурсов о деятельности представительств за рубежом; г) разработку и принятие стратегических программ, направленных на установление ключевых контактов с законодательными и исполнительными органами власти на территории пребывания представительства, в том числе с организациями и ассоциациями; д) организацию и прием официальных и неофициальных делегаций в месте пребывания представительств.
По состоянию на 2018 г. провинциями открыто следующее количество провинциальных представительств: Квебек - 27 [14], Онтарио - 20 [15], Альберта - 12 [10], Британская Колумбия - 16 [16].
Передовой провинцией, а именно «локомотивом» в данной сфере, выступал и продолжает выступать Квебек. Обладая собственным провинциальным органом, Министерством международных отношений, ей удалось добиться значительных
успехов. Так, к 2018 г. открыто 27 зарубежных представительств на пяти континентах [14]. В настоящее время действует около 300 договоров и соглашений, заключенных Квебеком с зарубежными государствами и негосударственными территориальным акторами (в том числе российско-квебекское соглашение и Протокол о намерениях по сотрудничеству между Квебеком и Республикой Татарстан), а всего за последние 40 лет их было подписано более 550 [2, с. 127]. Квебек также является участником постоянной делегации Канады при ЮНЕСКО [14].
Необходимо отметить, что международная деятельность провинций осуществляется как непосредственно в рамках своих провинциальных полномочий, так и опосредованно через соответствующие федеральные органы, как правило отвечающие за внешнеполитическую функцию государства (МИД Канады). Последнее, выступая в качестве законного представителя на международной арене, периодически предлагало своим провинциям участвовать в работе международных организаций и конференций. Так, в подготовительном совещании к Стокгольмской конференции по вопросам охраны окружающей среды 1971 г. в составе канадской делегации было 18 представителей провинций [13, с. 315].
Важным направлением развития в 1980-е годы XX века для отдельных канадских провинций стало установление официальных контактов с советским республиками. Такое положение дел, по мнению В.Е. Шило, определялось общностью формы государственного устройства (федерация) между Канадой и СССР (несмотря на коренные различия их социально-экономических систем) и известной самостоятельностью провинций на международной арене, что открывало дополнительные возможности для развития отношений между двумя странами [17]. К примеру, в последние годы СССР неоднократно посещали правительственные делегации провинций - Альберты, Квебека, Саскаче-ван, Манитобы, а также Северо-Западных территорий. В мае - июне 1985 г. советские делегации посетили провинции Альберта и Квебек, в ходе встречи обсуждались возможности развития сотрудничества в широком круге отраслей [4, с. 4].
Таким образом, исследуемая нами практика международной деятельности субъектов Канады позволяет говорить о следующих особенностях, которые продиктованы прежде всего специфичностью эволюции самого канадского федерализма:
1. Практика осуществления канадскими провинциями международной деятельности имеет давнюю историю.
2. Международная деятельность провинций характеризуется особыми сложившимися отношениями и связями со штатами, прямыми контактами провинций с метрополией на ранних стадиях формирования основ канадской государственности.
3. Механизм осуществления такой деятельности провинциями на протяжении всей канадской истории никаким образом не подкреплялся конституционной практикой, что при определенных обстоятельствах создавало угрозу целостности самой федерации.
4. На сегодняшний день существующие механизмы в Канаде (к примеру, созданный на уровне специального федерально-провинциального координационного отдела при главном внешнеполитическом органе Канады), позволяет центру и провинциям разрешать проблемы в данной сфере.
5. Особая роль в стабилизации федерального законодательства по вопросам распределения полномочий между центром и провинцией принадлежит Судебному комитету Тайного совета Великобритании и Верховному суду Канады.
Библиографический список
1. Акимов Ю.Г. Внешнеполитическая деятельность субъектов федерации // Труды кафедры истории Нового и новейшего времени. - 2014. - № 12. - С. 97-107.
2. Акимов Ю.Г. Канадские провинции на международной арене в конце ХХ - начале XXI в. (новые направления и тенденции) // Вестник Санкт-Петербургского университета. - 2006. -№ 2. - С. 125-136.
3. Акимов Ю.Г. Квебекская парадипломатия и позиция федерального правительства Канады: от конфликта к компромиссу // Вестник Санкт-Петербургского университета. - 2011. - № 4. -С. 48-56.
4. Данилов С.Ю., Черкасов А.И. Двенадцать лиц Канады. - М.: Мысль, 1987. - 302 с.
5. Данилов С.Ю., Шило В.Е. Политико-государственный механизм современной Канады: Сравнительно-историческое исследование. - М.: Наука, 1991. - 136 с.
6. Ерёмина М.А. Конституционно-правовые основы внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации и провинций Канады: дис. ... канд. юрид. наук. - Саратов, 2010. - 228 с.
7. Качанов К.А. Участие канадских провинций в международных соглашениях и организациях // Советский ежегодник международного права, 1969. - М.: Наука, 1970. - С. 315-320.
8. Маклаков В.В. Конституции зарубежных государств. - М.: Изд-во БЕК, 1997. - 584 с.
9. Надирадзе Н.А. Федеративное устройство государств: международная правосубъектность субъектов Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2000. - 176 с.
10. Международные офисы провинции Альберта [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://economic.alberta.ca/933.asp (дата обращения: 14.01.2018).
11. Миронюк М.Г. Современный федерализм: Сравнительный анализ. - М.: МГИМО (Универси-
тет) МИД России: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2008. - 279 с.
12. Сафонова Е.С. Внешнеполитическая деятельность канадских провинций в конце двадцатого века: 1990-е гг.: дис. ... канд. ист. наук. - СПб., 2005. - 194 с.
13. Сафонов В.Е. Государственное единство и территориальная целостность в судебных решениях: международные и конституционно-правовые аспекты. - М.: Российская академия правосудия, 2008. - 400 с.
14. Представительства провинции Квебек за рубежом [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https : //www. international. gouv. qc. ca/fr/ accueil#representations-qc (дата обращения: 14.01.2018).
15. Торговые представительства Онтарио за рубежом [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.ontario.ca/page/grow-your-business-through-exporting (дата обращения: 14.01.2018).
16. Торговое и инвестиционное представительство провинции Британской Колумбии за рубежом [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// www.britishcolumbia.ca/global/trade-and-investment-representatives/ (дата обращения: 14.01.2018).
17. Шило В.Е. Канадский федерализм и международные отношения. - М.: Наука, 1985. - 192 с.
References
1. Akimov YU.G. Vneshnepoliticheskaya deyatel'nost' sub"ektov federacii // Trudy kafedry istorii Novogo i novejshego vremeni. - 2014. -№ 12. - S. 97-107.
2. Akimov YU.G. Kanadskie provincii na mezhdunarodnoj arene v konce HKH - nachale XXI v. (novye napravleniya i tendencii) // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. - 2006. - № 2. -S. 125-136.
3. Akimov YU.G. Kvebekskaya paradiplomatiya i poziciya federal'nogo pravitel'stva Kanady: ot konflikta k kompromissu // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. - 2011. - № 4. - S. 48-56.
4. Danilov S.YU., CHerkasov A.I. Dvenadcat' lic Kanady. - M.: Mysl', 1987. - 302 s.
5. Danilov S.YU., SHilo V.E. Politiko-gosudarstvennyj mekhanizm sovremennoj Kanady: Sravnitel'no-istoricheskoe issledovanie. - M.: Nauka, 1991. - 136 c.
6. Eryomina M.A. Konstitucionno-pravovye osnovy vneshneehkonomicheskih svyazej sub"ektov Rossijskoj Federacii i provincij Kanady: dis. ... kand. yurid. nauk. - Saratov, 2010. - 228 s.
7. Kachanov K.A. Uchastie kanadskih provincij v mezhdunarodnyh soglasheniyah i organizaciyah // Sovetskij ezhegodnik mezhdunarodnogo prava, 1969. - M.: Nauka, 1970. - S. 315-320.
8. Maklakov VV. Konstitucii zarubezhnyh gosudarstv. - M.: Izd-vo BEK, 1997. - 584 c.
Вестник КГУ _J № 2. 2018
293
9. Nadiradze N.A. Federativnoe ustrojstvo gosudarstv: mezhdunarodnaya pravosub"ektnost' sub"ektov Federacii: dis. ... kand. yurid. nauk. - M., 2000. - 176 c.
10. Mezhdunarodnye ofisy provincii Al'berta [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http:// economic.alberta.ca/933.asp (data obrashcheniya: 14.01.2018).
11. Mironyuk M.G. Sovremennyj federalizm: Sravnitel'nyj analiz. - M.: MGIMO (Universitet) MID Rossii: Rossijskaya politicheskaya ehnciklopediya (ROSSPEHN), 2008. - 279 s.
12. Safonova E.S. Vneshnepoliticheskaya deyatel'nost' kanadskih provincij v konce dvadcatogo veka: 1990-e gg.: dis. ... kand. ist. nauk. - SPb., 2005. - 194 s.
13. Safonov VE. Gosudarstvennoe edinstvo i territorial'naya celostnost' v sudebnyh resheniyah: mezhdunarodnye i konstitucionno-pravovye aspekty. -
M.: Rossijskaya akademiya pravosudiya, 2008. -400 c.
14. Predstavitel'stva provincii Kvebek za rubezhom [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://www. international.gouv.qc.ca/fr/accueil#representations-qc (data obrashcheniya: 14.01.2018).
15. Torgovye predstavitel'stva Ontario za rubezhom [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https:// www.ontario.ca/page/grow-your-business-through-exporting (data obrashcheniya: 14.01.2018).
16. Torgovoe i investicionnoe predstavitel'stvo provincii Britanskoj Kolumbii za rubezhom [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https:// www.britishcolumbia.ca/global/trade-and-investment-representatives/ (data obrashcheniya: 14.01.2018).
17. SHilo VE. Kanadskij federalizm i mezhdunarodnye otnosheniya. - M.: Nauka, 1985. -192 s.
Вестник КГУ ^ № 2. 2018
294