Научная статья на тему 'Опыт международного сотрудничества при реализации магистерских программ'

Опыт международного сотрудничества при реализации магистерских программ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
114
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт международного сотрудничества при реализации магистерских программ»

О. ТРОФИМЕНКО, доцент

Кафедра мировой экономики имеет репутацию подразделения СПбГУ, в котором активно развивается международное сотрудничество. Она стремится упрочить свои позиции на мировом рынке образовательных услуг, а также в научной сфере. Уже сейчас преподаватели приглашаются в иностранные вузы для чтения лекций, активно участвуют в международных конференциях и семинарах. Список зарубежных организаций-партнеров, с которыми регулярно проводятся совместные мероприятия, достаточно велик. Среди них хотелось бы выделить две основные группы. Во-первых, это вузы и научно-исследовательские институты, имеющие сходные научные и образовательные интересы. Во-вторых, международные экономические организации и те их подразделения, которые могут внести существенный вклад в реализацию учебных проектов.

В данной статье освещаются вопросы деятельности кафедры мировой экономики СПбГУ в сфере разработки и реализации авторской магистерской программы «Международная торговая система» как важнейшего направления развития международных проектов. Эта программа рассчитана на студентов, заинтересованных в изучении особенностей функционирования международной торговой системы и проведения эффективной торговой политики. Особое внимание уделяется анализу деятельности ВТО и последствий участия России в данной организации.

Программа «Международная торговая система» была разработана и запущена в 2004 г. как результат сотрудничества с Центром торговой по-

Опыт международного сотрудничества при реализации магистерских программ

литики и права - ЦТПП (Оттава, Канада). Этот центр является одним из ведущих в Северной Америке в сфере изучения вопросов международной торговой политики. Здесь прошли подготовку многие преподаватели нашей кафедры. Разработанные ими новые учебные курсы и легли в основу дисциплин специализации по данной магистерской программе.

К сожалению, в последнее время из-за снижения финансирования ЦТПП ее крупнейшим донором - Канадским агентством международного развития - интенсивность сотрудничества может уменьшиться. Однако годы совместной работы помогли заложить прочный фундамент для будущих контактов.

Канадский партнер продолжает оказывать поддержку данной магистерской программе, предоставляя свои информационные ресурсы, включающие учебные материалы, кейсы, мно-

гочисленные ссылки на полезные и интересные сайты, позволяющие нашим студентам улучшить знания в сфере международной торговой политики. Кроме того, специалисты центра активно участвовали в конференциях кафедры, а также предоставляли научную и финансовую помощь в подготовке научных и учебных изданий кафедры по профилю магистерской программы. В частности, они принимали финансовое участие в публикации книги «ВТО: механизм взаимодействия национальных экономик» под редакцией заведующего кафедрой С.Ф. Суты-рина. Данная коллективная монография является серьезным вкладом в разработку учебных пособий по проблематике Всемирной торговой организации, так как в ней не только рассматриваются нормы и правила ВТО, но и анализируются последствия участия различных групп стран в деятельности этой организации.

Среди международных экономических организаций, с которыми удалось наладить сотрудничество на постоянной основе, можно выделить следующие: Всемирная торговая организация (ВТО), Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Международный торговый центр (МТЦ), Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС) и другие. Стоит отметить, что данные организации имеют в своем составе подразделения, ответственные за реализацию собственных или совместных образовательных программ, поэтому они также заинтересованы в поиске компетентных партнеров в различных регионах планеты.

Отдельно следует упомянуть участие кафедры в работе Виртуального института ЮНКТАД, объединяющего ведущие университеты мира, которые занимаются вопросами международной торговой политики. В апреле 2007 г. экономическому факультету

СПбГУ было предложено присоединиться к этому «клубу». В настоящее время Виртуальный институт ЮНК-ТАД оказывает поддержку кафедре мировой экономики в самых различных формах: помощь в организации учебно-ознакомительной практики в Женеве, регулярное обеспечение новейшими изданиями ООН, организация видеоконференций по актуальным вопросам развития мировой экономики. Так, в декабре 2007 г. состоялась первая видеоконференция, посвященная презентации нового выпуска Доклада о мировых инвестициях ЮНК-ТАД. Перед студентами выступили авторы этого издания; студенты, в свою очередь, имели возможность задать им свои вопросы, зачастую довольно острые. В конце 2008 г. планируется проведение еще двух видеоконференций. Первая, как и в прошлом году, будет приурочена к новому выпуску Доклада о мировых инвестициях, а вторая - к Докладу о торговле и развитии.

Учебно-ознакомительная практика в Женеве - важная ступенька для магистрантов программы «Международная торговая система» в получении своей квалификации. ЮНКТАД и ВТО оказывают кафедре поддержку в ее организации. При этом в ходе практики студенты имеют возможность ознакомиться с результатами деятельности и других международных организаций, базирующихся в Женеве, таких как Всемирная организация интеллектуальной собственности, Международный торговый центр и др. Большой интерес вызывает также посещение постоянной миссии Российской Федерации. С лекциями и презентациями выступают ведущие специалисты этих организаций, а проводимые деловые игры позволяют студентам глубже понять особенности межгосударственного регулирования международной торговой системы. Практика успешно проводилась в течение двух лет, и в

дальнейшем кафедра планирует продолжить организацию таких мероприятий. К сожалению, из-за высокой стоимости поездки, которую СПбГУ не может финансировать, а студенты вынуждены оплачивать самостоятельно, данный вид практики официально не включен в учебный план и предлагается факультативно. Несмотря на это, проект пользуется большой популярностью среди студентов.

Сотрудничество с другими международными организациями носит не такой всесторонний характер, однако представляется не менее важным. Всемирная организация интеллектуальной собственности в своей структуре имеет Всемирную академию ВОИС, занимающуюся научными исследованиями и образовательными программами в сфере защиты прав интеллектуальной собственности. Ее специалисты также приглашаются для участия в учебно-ознакомительной практике в Женеве.

Сотрудничество с Всемирной торговой организацией пока еще не обрело прочную институциональную основу. Несмотря на это, ее структурное подразделение - Институт образования и технической поддержки - объявил о своем содействии реализации магистерской программе кафедры. Специалисты Института регулярно участвуют в проекте, давая студентам возможность «из первых рук» познакомиться с различными аспектами деятельности организации.

Среди направлений развития магистерской программы стоит отметить следующие:

• переход на преподавание на английском языке;

• расширение экспорта образовательных услуг;

• увеличение числа студентов, обучающихся на коммерческой основе (в том числе иностранных).

Первое из направлений - переход

на преподавание на английском языке - может серьезно помочь кафедре в достижении поставленных задач. Во-первых, это должно повысить ее престиж. Во-вторых, студенты получат возможность углубленного изучения иностранного языка, что позволит им в будущем свободно участвовать в реализации международных проектов. В-третьих, это будет привлекать иностранных студентов (в том числе и на коммерческой основе), желающих учиться в России, но недостаточно хорошо владеющих русским языком.

Вместе с тем такой переход связан с некоторыми проблемами. Во-первых, повышаются требования к будущим студентам. Чтобы иметь возможность полностью воспринимать лекции, полноценно работать на семинарских занятиях и т.д., уровень владения языком должен быть весьма высоким. В связи с этим уже на стадии вступительных испытаний абитуриенты проходят собеседование на английском языке по профилю магистерской программы. Во-вторых, повышаются требования к преподавателям, вовлеченным в реализацию программы. Их знание языка должно быть на таком высоком уровне, чтобы они могли читать лекции и организовывать другие виды учебной работы без потери качества. Это существенно увеличивает нагрузку на преподавателей. В-третьих, в процессе подготовки перехода к преподаванию на английском языке проявилось следующее обстоятельство. Если специальные дисциплины, читаемые преподавателями кафедры мировой экономики, удалось трансформировать довольно быстро, так как у многих преподавателей уже есть серьезный опыт преподавания на английском языке, то с дисциплинами федерального компонента, которые реализуются кафедрами, имеющими более скромный опыт, возникли проблемы.

Среди дальнейших мер, направлен-

ных на повышение успеха магистерской программы, можно выделить следующие:

• разработка стратегий, направленных на маркетинг программы (как в России, так и за рубежом);

• повышение квалификации преподавателей, вовлеченных в реализацию программы;

• расширение спектра научных исследований по тематике программы, публикация их результатов в отечественной и зарубежной литературе, более активное использование в исследованиях экономико-математических моделей.

Грамотное применение инструментов маркетинга, в том числе международного, позволит увеличить количество иностранных студентов. В этой связи хочется обратить внимание на то, что русскоязычному преподавателю и русскоязычным студентам психологически может быть довольно сложно вести занятие/воспринимать материал на английском языке. Возникает соблазн переходить на родной язык при обсуждении ряда вопросов. Однако если в группе присутствует хотя бы один иностранный студент, данная проблема снимается. Не следует также оставлять за рамками финансовую сторону вопроса: увеличение числа коммерческих студентов из-за рубежа позволит часть средств направить на компенсацию дополнительных расходов преподавателей на разработку курсов и их реализацию.

Повышению квалификации преподавателей всегда нужно уделять много внимания. В нашем случае существенный вклад в подготовку кадров вносят зарубежные партнеры, организуя семинары, тренинги, конферен-

ции, стажировки. Это также должно отразиться на повышении качества образовательных услуг, предоставляемых кафедрой.

Немаловажным направлением развития кафедры является реализация научно-исследовательских проектов. Современная реальность такова, что невозможно зарекомендовать себя в качестве ведущего международного центра или специалиста в какой-либо области, осуществляя исключительно образовательную деятельность. Совместные исследования позволяют кафедре и всему факультету еще не один раз громко заявить о себе на международной арене. Активное использование экономико-математических методов будет выводить их на уровень, достигнутый в большинстве ведущих университетов, научно-исследовательских институтов и исследовательских отделов международных экономических организаций. Такая деятельность также связана с дополнительными и очень серьезными усилиями. Но, как говорится, дорогу осилит идущий. Нельзя сказать, что в процессе реализации магистерской программы не были совершены определенные просчеты. Однако не ошибается только тот, кто ничего не делает.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.