Б01: 10.15593/2224-9354/2020.2.7 УДК 659.441-047.37
Е.Ю. Бикметов, Л.Р. Амирханова
ОПЫТ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ВНУТРИОРГАНИЗАЦИОННОЙ КОММУНИКАЦИОННОЙ
ПОЛИТИКИ
Поиск ресурсов управления предприятиями в условиях неопределенности рыночной среды актуализирует необходимость исследования содержания коммуникационной политики в социально-экономических системах. Обосновывается методология междисциплинарного исследования информационных организационных процессов. Исследование внутриорганизационной коммуникационной политики осуществляется с позиции системного, процессного, ситуативного, экономического и социологического интерпретативного подхода. Использованы методы прикладного социологического исследования в изучении информационных потребностей работников на предприятии. Раскрываются организационные, экономические и социальные аспекты внутриорганизационной коммуникационной политики. Коммуникационная политика понимается как управленческая деятельность, включающая планирование, организацию и контроль коммуникативных связей между участниками организационных отношений, информационных процессов и ресурсов во внутренней и внешней среде, способствующая решению стратегических задач предприятия. Установлено, что владение и применение работниками информации зависит от степени ее упорядоченности применительно к организационному управлению. Упорядоченность ситуативна, т.е. она может быть эффективна в одной ситуации и совершенно неэффективна в другой. Упорядоченность должна быть адекватна внутренней ситуации в организации, ее внутренней среде (технологиям, культуре, состоянию и качеству человеческих ресурсов, организационной структуре) и внешним условиям. Разрабатываются подходы к совершенствованию принципов и методов коммуникационной политики предприятия, соответствующих требованиям современной информационной рыночной среды. Качество коммуникационной политики предприятия можно оценить показателем результативности коммуникаций как отношение объема правильно понятой информации к общему объему переданной информации. Чем меньше этот показатель, тем хуже происходит управление информационными ресурсами: происходит рост затрат на сбор, обработку и использование информации. Это ведет к снижению эффективности управления информационными ресурсами, а значит, к снижению эффективности управления предприятием в целом. Основной причиной неэффективного управления информационными ресурсами является низкая культура ее сбора, обработки и использования, что ведет к низкой культуре обслуживания субъектов коммуникаций информационными ресурсами, адекватными ситуации. Профессиональная самореализация работников возможна при условии создания каналов внутриорганизационной коммуникационной политики на основе принципа открытого субъект-субъектного информационного взаимодействия, способствующего удовлетворению информационных потребностей личности работника и менеджера, формальной (рабочей) и неформальной социальной группы. Информационное взаимодействие ориентировано на реализацию компетенций, раскрытие и приращение знаниевого потенциала участников управленческих отношений.
Ключевые слова: информация, знания, коммуникационная политика, информационные организационные процессы, упорядоченность информации, планирование и организация внутренней коммуникационной политики предприятия, подходы к эффективному управлению информационными ресурсами организации.
© Бикметов Е.Ю., Амирханова Л.Р., 2020
Бикметов Евгений Юрьевич - д-р социол. наук, профессор кафедры менеджмента и маркетинга ФГБОУ ВО «Уфимский государственный авиационный технический университет», е-mail: bicprof@mail.ru.
Амирханова Лилия Рифовна - д-р экон. наук, профессор кафедры менеджмента и маркетинга ФГБОУ ВО «Уфимский государственный авиационный технический университет», e-mail: nfs_kamil@mail.ru.
Актуальность настоящего исследования обусловлена необходимостью корректировки подходов, методов управления внутриорганизационными коммуникациями, адекватных требованиям и вызовам информационного общества, цифровой экономики, конкурентной рыночной среды. В менеджменте организации коммуникации выполняют интегрирующую роль. Сегодня коммуникации в организациях выступают объектом изучения и обсуждения в рамках разных областей научного знания (организационной психологии, социологии, экономики, теории управления и т.д.). Важная роль коммуникаций в повышении эффективности управления общепризнана [1-15]. По мнению авторов статьи, для мировоззренческого и методологического обоснования управления внутриорганизационными коммуникациями необходим междисциплинарный подход, позволяющий поставить и решить следующие задачи:
1) обосновать необходимость опоры на существующую методологическую базу сбора, обработки и использования информационных ресурсов организации: принципы, модели, подходы;
2) исследовать возможности междисциплинарного подхода, объединяющего социальные и экономические аспекты управления информационными процессами и ресурсами для повышения эффективности достижения целей организации.
Для решения поставленных задач определимся с содержанием коммуникационной политики. Под коммуникационной политикой понимается управленческая деятельность, включающая планирование, организацию и контроль коммуникативных связей между участниками организационных отношений, информационных процессов и ресурсов во внутренней и внешней среде, способствующая решению стратегических задач предприятия, в том числе активизации адаптивности за счет самоорганизации и самоуправления, развития корпоративной культуры, включая рациональное использование знаниевого потенциала, устойчивого развития организации.
Сегодня внутриорганизационная коммуникационная политика на предприятиях характеризуется противоречивостью. С одной стороны, происходит информатизация всех бизнес-процессов с целью повышения эффективности принимаемых решений, с другой стороны, у работников наблюдается низкая степень владения информацией, необходимой для деятельности, и связанное с этим непонимание всей сути происходящих процессов, что ведет к их слабой включенности в организационные изменения. Обратимся к результатам исследования социальных проблем оптимизации кадрового потенциала предприятия, информационных процессов, проведенного на промышленном предприятии Республики Башкортостан в 2014 г. (метод полустандартизированного интервью, выборка стратифицированная в соответствии с организационной структурой предприятия; объем выборочной совокупности (V) - 350 чел.). Ряд выводов на основе данных этого исследования изложен в статье, посвященной
культурно-интеллектуальному потенциалу менеджера [16]. Полученные результаты показывают, что второе место по значимости среди мотивов работы занимают «возможность реализации знаний и опыта», «возможность общения с коллегами» и «возможность повышения уровня профессиональной компетентности». На недостаточное стимулирование указанных потребностей со стороны руководства предприятий указали около 12 % работников от числа ответивших. Более половины опрошенных работников предприятия отметили слабую обратную связь в вертикальных и горизонтальных информационных каналах, недостаточную информированность о решениях руководства, 40 % респондентов в качестве средства получения актуальной информации о проблемах предприятия указали на неформальную коммуникацию. Обратимся к вторичному анализу данных социологического исследования, проведенного в 2014-2015 гг. в г. Перми, задачей которого было выявить значимые качества и ключевые компетенции, присущие современному руководителю, обладающему лидерским потенциалом. При опросе работники дали низкие оценки таким качествам руководителя, как «информированность о деятельности, задачах и планах предприятия» и «способность позитивно реагировать на изменение ситуации» [17, с. 11]. Полученные нами данные коррелируют с результатами социологических исследований на российских предприятиях [18, 19]. На наш взгляд, использование информации работниками зависит от степени ее упорядоченности применительно к организационному управлению.
На решение проблемы неупорядоченности информации в управленческой деятельности влияют разные факторы. На наш взгляд, не учитывается фактор изменчивости внутренней и внешней среды организации как системы. Часто отсутствует адекватная реакция на изменения во внутренней и внешней организационной среде. Чем выше уровень управления, тем быстрее мобилизуются необходимые для решения задачи ресурсы, но тем дольше приходится собирать и анализировать релевантную информацию. Значительные затраты времени на решение задачи сопровождаются повышенным расходом ресурсов, что ведет к увеличению убытков, повышению непроизводительных затрат в процессе достижения поставленной цели, репутационных потерь, снижению качества человеческого капитала. По мнению Г. Саймона, проблема состоит «в отыскании оптимальной стратегии коммуникации в соответствии с величиной коммуникационных затрат и платежей» [20, с. 63].
Упорядоченность ситуативна, т.е. она может быть эффективна в одной ситуации и совершенно неэффективна в другой. Поэтому упорядоченность должна быть адекватна внутренней ситуации в организации, ее внутренней среде (технологиям, культуре, состоянию и качеству человеческих ресурсов, организационной структуре) и внешним условиям. Постоянное усложнение организационной структуры и функций ведет к экспоненциальному росту объема и качества требуемой информации, быстрота которого превосходит слож-
ность управляемой системы и вступает в противоречие с ней. Информация перестает быть упорядоченной и адаптированной под задачи и функции управления, что порождает проблемы искаженной информации, дезинформации, а также хранения, переработки и передачи сведений.
Коммуникационная политика строится на использовании информационных ресурсов организации в процессе принятия различных управленческих решений для достижения экономических и социальных целей. Эффективное использование информационных ресурсов обязательно требует их упорядочения. Это связано с необходимостью обрабатывать большие объемы информации из-за усложнения внутренней и внешней среды социально-экономической системы. Упорядоченная информация является фундаментом для принятия эффективных управленческих решений. Упорядочение информации должно производиться на основе экономического подхода. Качество коммуникационной политики предприятия можно оценить показателем результативности коммуникаций как отношение объема правильно понятой информации к общему объему переданной информации. Чем меньше этот показатель, тем хуже происходит управление информационными ресурсами: происходит рост затрат на сбор, обработку и использование информации. Это ведет к снижению эффективности управления информационными ресурсами, а значит, к снижению эффективности управления предприятием в целом. Основной причиной неэффективного управления информационными ресурсами является низкая культура ее сбора, обработки и использования, что ведет к низкой культуре обслуживания субъектов коммуникаций информационными ресурсами, адекватными ситуации.
С одной стороны, принятие решения при планировании и реализации коммуникационной политики должно быть основано на системном, процессном и ситуационном подходах. Сами по себе эти подходы не реализуются, если отсутствует соответствующее ситуации информационное обеспечение, нет механизмов их реализации. При этом эти подходы должны использоваться в триединстве, обеспечивая синергетический эффект реализации управленческих решений. С другой стороны, эти же подходы позволяют получить упорядоченную информацию для принятия управленческих решений.
Планирование и организация коммуникационной политики предполагает такие процедуры, как анализ ситуации во внешней и внутренней организационной среде, потребностей в информации целевых групп, определение целей коммуникации, путей их достижения, разработку контента распространяемой для различных целевых аудиторий информации, разработка механизма обратной связи, корректирование управленческой деятельности по результатам коммуникации.
Всеобъемлющим является системный подход к планированию и организации коммуникационной политики организации. В структурном плане в коммуникационной политике выделяют два уровня управленческих связей:
1) системный уровень, в рамках которого высшими управленческими структурами разрабатывается программа, стратегия, тактика, базовые инструменты осуществления коммуникационной политики, информационного обмена;
2) уровень структурных подразделений, принимающих оперативные решения об использовании комплекса коммуникационных инструментов в рамках принятой программы интегрированной информационно-коммуникационной деятельности.
Реализация системного подхода требует выделения объекта и субъекта управления (подсистем), наличия каналов коммуникации между этими подсистемами; на основе цели, поставленной объекту управления, требуется разработка различных параметров состояния объекта управления, наличие механизма обратной связи, по коммуникационным каналам которой субъект управления осваивает информацию и на основе которой снова осуществляется поиск новой информации о причинах возникновения проблем. В арсенале субъекта управления должна быть база данных по принятым решениям в отношении рутинных проблем, а также генерироваться и аккумулироваться оригинальная информация для решения уникальных проблем. При этом для принятия решения собранная информация не всегда должна быть релевантна проблеме. Этим фактом, вероятно, можно объяснить долгие сроки сбора информации о быстрых и рискованных решениях молодых руководителей опытными менеджерами [21, с. 45].
Каждый раз при решении проблем необходимо использовать ситуационный подход, позволяющий формировать решения с учетом всех факторов, действующих в текущий момент. Исследователи указывают на возрастающую роль указанного подхода в менеджменте организаций (в том числе виртуальных), исходящего из того, что «организационное наполнение предприятия в большей степени определяется под воздействием внешней среды» [22, с. 125]. После выбора субъектом определенной альтернативы, представляющей собой управленческий проект, необходимо разработать технологию его реализации, что предполагает решение следующих вопросов:
• какие подсистемы в реализации решения будут участвовать;
• какова их последовательность в получении и обработке информации;
• что должно быть на входе каждой подсистемы и что на выходе и далее;
• какая подсистема это должна принять;
• как переработать и кому передать дальше;
• каковы сроки обработки информации;
• с помощью каких средств и сотрудников (подразделений) будет реализо-вываться информационное взаимодействие.
В зависимости от ситуации, а ситуация это - задачи, которые необходимо решить, чтобы достичь поставленной цели, необходимо определить, как перерабатывать информацию. От характера задачи зависит, как информацию для ее
решения будут перерабатывать, хранить и передавать. Существуют определенные принципы хранения, передачи и распределения. Например, в работе Н.К. Зайнашева [23, с. 17-19] предложены свойства иерархии, согласно которым определяются правила распределения задач, а значит, и информации для их решения по уровням иерархии системы управления. На любом уровне информационное взаимодействие должно строиться в соответствии с той целью, для которой подсистема предназначена.
Переработка информации осуществляется по определенному алгоритму, реализация которого требует процессного подхода. На входе первой подсистемы всего процесса имеется исходная информация. После ее трансформации в первой подсистеме она поступает на вход второй подсистемы и т.д., пока на выходе всего процесса не появится готовый продукт. При этом схема процесса может быть последовательной, а может быть веерной: параллельно несколько подсистем одновременно обрабатывают одну и ту же информацию, но формируют разные по содержанию продукты (документы). В любом случае структура документационного обеспечения должна быть стандартизированной, а информация, содержащаяся в документации, адекватной поставленной цели. При этом в соответствии с системным подходом, предполагающим принцип оптимизации, для достижения назначенного пункта к информационным потокам предъявляются следующие требования: оперативность, отсутствие дублирования, лишних возвратных перемещений, прохождение всех иерархических уровней, содержание сообщений должно быть понятным участникам всего процесса. Необходимо отработать тезаурус процесса. Единый тезаурус позволяет избежать проблем нестыковки разных работ, выполняемых последовательно в подсистемах. Например, процессно-ориентированный подход или многоуровневый подход в современном образовательном процессе может быть не состыкован на этапах «бакалавриат-магистратура» или «магистратура-аспирантура», если не продумано информационное содержание дисциплин, учебных планов бакалавриата и магистратуры. Программы магистратуры опираются на информацию предыдущего уровня обучения для углубления освоения компетенций, наращивания знаний студентов на последующем уровне.
На уровне процессной реализации обработки информации необходимо придерживаться принципа пропорциональности, т.е. соответствия подсистем по мощности обработки информации, чтобы обеспечить оперативность ее передачи. Это обеспечивается нормированием трудоемкости обработки информации, обоснованным выбором вида и количества технических средств переработки и передачи информации. При веерной организации обработки информации особенно актуальным становится принцип одновременности поступления информации на параллельно работающие подсистемы. Для успешной реализации системного, ситуационного и процессного подходов в обеспечении информационного организационного взаимодействия важная роль отводится положительным нормам организационной культуры, поддер-
живающих эффективное использование информации для достижения целей организации. А для поддержания процессов работы с новой информацией следует переходить на использование адаптивных структур управления. Здесь укажем на такой показатель качества информации в управленческом процессе, как соответствие компетенциям его участников.
Информация имеет свою стоимость, жизненный цикл. Всегда актуальна задача использования базы данных, в которых информация классифицируется и упорядочивается по изменчивости. Следует выделять постоянную, т.е. редко изменяющуюся информацию; быстро устаревающую и информацию для будущего. Одновременно решить вопрос о новой и рутинной информации и для этого должны быть созданы соответствующие базы данных для типовой, т.е. рутинной информации, и новой, т. е. уникальной информации, побуждающей ставить стратегические задачи, чтобы своевременно принять решение о создании проектных структур. При этом должен быть обеспечен доступ к базам данных при обоснованном использовании принципов централизации и децентрализации.
Существует оптимальная ступень в управленческой иерархии, на которой временные потери от сбора, анализа информации и формирования ресурсов будут минимальны, а значит, будут минимальными потери от простоев используемых ресурсов [24]. В связи с этим доступ к базам данных для подсистем необходимо обеспечить на основе оценки количественного значения критерия минимума суммы убытков из-за временных потерь от сбора, анализа информации и убытков при формировании ресурсов, необходимых для решения поставленных задач.
Ранее было отмечено, что необходимо выделять организационные факторы внутренней и внешней природы. В основе управления внешними связями организации лежит создание двустороннего потока объективной информации о состоянии и изменении внешней среды и ее влиянии на принятие решений. Внешнее информационное взаимодействие обеспечивает поддержку комплекса функций менеджмента (хозяйственных, социальных, маркетинговых). Однако все они нацелены на постоянную параметрическую и структурную адаптацию организации к изменяющимся условиям и требованиям внешней среды.
Социологический интерпретативный подход к коммуникационной политике позволяет понять природу сильного бренда организации (внешнего и внутреннего), основу которого составляют корпоративный дух («гармония, единение персонала предприятия» А. Файоль), корпоративная идентичность, ценности, позитивная мотивация и инновационные формы поведения. В организационных отношениях, имеющих как формализованную, так и неформальную структуру, происходит не только обмен идеями, сообщениями для удовлетворения информационных потребностей личности работника, подразделения, но и реализуется знаниевый, ценностно обусловленный потенциал объекта управления, способствующий координации, контролю взаимодейст-
вий, а значит, вовлечению его в управленческий процесс, повышению информационной культуры управления. При этом необходимо оценивать и согласовывать коммуникационные возможности, ценностные ориентации субъектов в реализации управленческих решений [25, с. 150]. Согласно социологическому интерпретативному подходу управление информационным взаимодействием связано с пониманием и знанием, где элементы корпоративного знания (в отличие от информации) взаимодействуют между собой более интенсивным образом, чем в информационном пространстве и времени, где информация искажается от точки к точке пространства, а стремление человека обеспечить свое взаимодействие с действительностью поддается конструированию.
Установленная обратная связь в коммуникации обеспечивает новый уровень организационного, группового и личностного развития, прирост кооперативного эффекта от такого взаимодействия. Обратная связь выступает важным принципом управления, связанным с результативным использованием информационного ресурса. Когда информационное взаимодействие построено в соответствии с принципом одновременности достижения информации от субъекта к субъекту или от субъекта к субъектам, а также принципом стандартности обработки полученной информации, тогда наблюдается положительный эффект, способствующий повышению экономической эффективности функционирования организации. Часто экономическая эффективность функционирования организации снижается из-за отсутствия формализованных процедур передачи информации в соответствии с принципом одновременности, стандартности обработки и представления как текущей, так и новой информации, что ведет к владению различной по содержанию и актуальности информацией. Риск может быть связан с качеством, объемом имеющейся у руководства информации, знаний. В сложившейся ситуации происходит увеличение затрат материальных, социальных и духовных ресурсов на координацию совместных и индивидуальных действий участников управленческих отношений. Это ведет к снижению степени доверия и сотрудничества между субъектами и, как следствие, к снижению уровня управляемости.
Исходя из анализа результатов проведенного теоретического и эмпирического исследования, выделим управленческие факторы, определяющие социальную результативность коммуникационной политики:
• создание постоянных, ориентированных на решение производственных проблем каналов коммуникации менеджеров с сотрудниками на всех уровнях управленческой иерархии (включая информационный портал, корпоративную социальную сеть);
• оперативное информирование сотрудников о наиболее важных начинаниях и решениях;
• создание каналов ретрансляции и обмена корпоративными знаниями, включающими развитие и обучение персонала с целью использования знаниевого потенциала и активного участия в изменениях;
• формирование определяемой корпоративным стандартом коммуникативной компетенции;
• культивирование творческого, инновационного корпоративного духа;
• внедрение цифровых технологий в управление организацией.
Заметим, что коммуникативная компетенция является одним из инструментов развития культуры отношения к ресурсам и процессам на предприятии, формирует модель, по которой оценивается результативность работников с точки зрения стиля выполнения трудовых функций, умения эффективно взаимодействовать с другими, работать с информацией. Исследователи указывают на наличие тесной связи организационных и индивидуальных компетенций [26, с. 271-272].
Таким образом, профессиональная самореализация работников возможна при условии создания каналов внутриорганизационной коммуникационной политики на основе принципа открытого субъект-субъектного информационного взаимодействия, способствующего удовлетворению информационных потребностей личности работника и менеджера, формальной (рабочей) и неформальной социальной группы; формированию и реализации компетенций, раскрытию и приращению знаниевого потенциала участников управленческих отношений; пониманию общих целей, интересов, сближению позиций участников в отношении достижения стратегических и тактических целей организации.
В заключение укажем, что для формирования внутриорганизационной коммуникационной политики необходим междисциплинарный подход к управлению информационными ресурсами для повышения эффективности достижения цели организации. Междисциплинарный подход заключается в использовании системного, ситуационного, процессного, экономического и социологического интерпретативного подходов; моделей распространения информации (последовательное, параллельное (веерное) и т.д.); методов сбора, обработки, передачи и хранения информации (централизации/децентрализации, стандартизации, пропорциональности и т.д.). Рассмотрение коммуникационной политики, внутриорганизационного информационного обмена с позиции системного, процессного, ситуативного, экономического, а также социологического интерпретативного подходов позволяет повысить гибкость и адаптивность в принятии стратегических и тактических решений в отношении сотрудников, других групп стейкхолдеров; оптимизировать информационные бизнес-процессы; поддерживать организационные изменения; формировать конкурентные преимущества (в том числе репутационные активы); разрабатывать стратегии долгосрочных партнерских отношений участников; осуществлять подбор компетентных сотрудников в рабочую группу и их оценку; активизировать потенциал саморазвития личности и организации.
Список литературы
1. Валиев Ш.З., Шайхисламов Р.Б. Коммуникационный менеджмент: сущность и типы // Экономика и управление. - 2006. - № 1 (26). - С. 91-93.
2. Вишневецкий Е.Г. Системный подход к анализу организационных коммуникаций // Наука и школа. - 2011. - № 4. - С. 98-101.
3. Городецкая О.А. Исследование организационных коммуникаций: социологический контекст // Вестник Омского университета. Социология. -2011. - № 1-2. - С. 38-43.
4. Громов А.О., Марамохина Е.В. Понятие деловых коммуникаций. Внут-рикоммуникативные связи в интегрированных структурах // Вестник НГТУ им. Р.Е. Алексеева. Управление в социальных системах. Коммуникативные технологии. - 2016. - № 2. - С. 66-71.
5. Кверк Б. Создавая связи. Внутрикорпоративные коммуникации в бизнес-стратегии / пер. с англ. под ред. А.Л. Разумовской. - М.: Вершина, 2006. - 416 с.
6. Лопатина И.Ю., Мартиросов Р.Г. Совершенствование управления общественными отношениями на основе развития организационных коммуникаций // Terra Economicus. - 2011. - Т. 9, № 4-3. - С. 102-107.
7. Луценко Е.Л., Малькова О.А. Влияние процесса коммуникации на эффективность управления организацией // В мире научных открытий. - 2015. -№ 1-2 (61). - С. 1096-1104.
8. Магулаева А. А. Роль организационных коммуникаций в эффективности управления предприятием // Мир науки, культуры, образования. - 2015. -№ 5 (54). - С. 291-292.
9. Муромцев В.В. Новая парадигма управления в сложных организационных системах (введение в информационный менеджмент) // Экономический журнал. - 2013. - № 4 (32). - С. 143-150.
10. Мюллер А., Кизер А. Организационная коммуникация: структуры и практики. - Харьков: Гуманитарный центр, 2005. - 436 с.
11. Орлов A.C. Введение в коммуникационный менеджмент. - М.: Гарда-рики, 2005. - 368 с.
12. De Ridder J. Organizational Соттишсайоп and Supportive Employees // Human Resource Management Journal. - 2003. - Vol. 4 (4). - P. 1-10.
13. Haney W.V. Communication and Interpersonal Relations: text and cases. -Homewood, Ill.: Irwin, 1992. - 622 p.
14. Miller V.D., Jablin F.M. Information Seeking During Organizational Entry: Influences, Tactics, and a Model of the Process // Academy of Management Review. - 1991. - Vol. 16, no. 1. - P. 92-120.
15. Roberts K.H., O'Reilly C.A., Bretton G.E., Porter L.W. Organizational Theory and Organizational Communication: A Communication Failure? // Human Relations. - 1974. - Vol. 27. - P. 501-524.
16. Бикметов Е.Ю., Кунгурцева Г.Ф. Методологические аспекты активизации культурно-интеллектуального потенциала современного менеджера // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. - 2018. - № 1. - С. 23-36.
17. Стегний В.Н., Севастьянова И.Г. Социологический анализ статусных характеристик современного руководителя // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. - 2017. - № 1. - С. 8-18.
18. Блинов А.О., Захаров В.Я., Захаров И.В. Опыт исследования внутренних коммуникаций предприятия // Социологические исследования. - 2008. -№ 11. - С. 34-39.
19. Захаров В.Я., Воронин Г.Л., Захаров И.В. Социальные проблемы трансформации промышленных предприятий // Социологические исследования. - 2014. - № 2. - С. 25-36.
20. Саймон Г.А. Теория принятия решений в экономической теории и науке о поведении // Вехи экономической мысли: в 3 т. - Т. 2. Теория фирмы / под ред. В.М. Гальперина. - СПб.: Экономическая школа, 1999. - С. 54-72.
21. Бекарев А.М., Пак Г.С. Рефлексивность versus равновесие: практика принятия управленческих решений // Личность. Культура. Общество. - 2016. Т. 18, № 1-2 (89-90). - С. 42-48.
22. Рушева А.В. Реальное управление виртуальными организациями // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Социальные науки. - 2019. - № 2 (54). - С. 120-126.
23. Зайнашев Н.К. Производственный менеджмент. Экономико-математические модели. - М.: Машиностроение, 2006. - 140 с.
24. Амирханова Л.Р. Обеспечение устойчивости и экономичности производственной деятельности предприятия. - М.: Изд-во МАИ, 2005. - 182 с.
25. Бикметов Е.Ю., Шайхисламов Р.Б., Минниахметова Е.А. Принципы и условия построения внутриорганизационной коммуникации в современном менеджменте // Социально-гуманитарные знания. - 2019. - № 10. - С. 148-155.
26. Гилева Т.А. Компетенции организации: инструменты анализа и оценки // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. - 2018. - № 3. - С. 266-276.
References
1. Valiev Sh.Z., Shaikhislamov R.B. Kommunikatsionnyi menedzhment: sushchnost' i tipy [Communication management: Essence and types]. Ekonomika i upravlenie, 2006, no. 1(26), pp. 91-93.
2. Vishnevetskii E.G. Sistemnyi podkhod k analizu organizatsionnykh kommunikatsii [System approach to analyzing organizational communications]. Nauka i shkola, 2011, no. 4, pp. 98-101.
3. Gorodetskaia O.A. Issledovanie organizatsionnykh kommunikatsii: sotsiologicheskii kontekst [Study of organizational communication: Sociological context]. Vestnik Omskogo universiteta. Sotsiologiia, 2011, no. 1-2, pp. 38-43.
4. Gromov A.O., Maramokhina E.V. Poniatie delovykh kommunikatsii. Vnutrikommunikativnye sviazi v integrirovannykh strukturakh [The concept of business communications. Intracommunicative relations in integrated structures]. Vestnik NGTU im. R.E. Alekseeva. Upravlenie v sotsial'nykh sistemakh. Kommunikativnye tekhnologii, 2016, no. 2, pp. 66-71.
5. Quirke B. Making the connections (Russ. ed.: Kverk B. Sozdavaia sviazi. Vnutrikorporativnye kommunikatsii v biznes-strategii. Moscow, Vershina, 2006, 416 p.).
6. Lopatina I.Iu., Martirosov R.G. Sovershenstvovanie upravleniia obshchestvennymi otnosheniiami na osnove razvitiia organizatsionnykh kommunikatsii [Improvement of public relations on the basis of organizational communication]. Terra Economicus, 2011, vol. 9, no. 4-3, pp. 102-107.
7. Lutsenko E.L., Mal'kova O.A. Vliianie protsessa kommunikatsii na effektivnost' upravleniia organizatsiei [Influence of communication process on the effectiveness of organization management]. Vmire nauchnykh otkrytii, 2015, no. 1-2(61), pp. 1096-1104.
8. Magulaeva A.A. Rol' organizatsionnykh kommunikatsii v effektivnosti upravleniia predpriiatiem [The role of organizational communications in the effectiveness of an enterprize management]. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniia, 2015, no. 5(54), pp. 291-292.
9. Muromtsev V.V. Novaia paradigma upravleniia v slozhnykh organizatsionnykh sistemakh (vvedenie v informatsionnyi menedzhment) [A new paradigm of management in complex organisational systems (Introduction into information management)]. Ekonomicheskii zhurnal, 2013, no. 4(32), pp. 143-150.
10. Müller A.P., Kieser A. Communication in organizations: Structures and practices (Russ. ed.: Miuller A., Kizer A. Organizatsionnaia kommunikatsiia: struktury i praktiki. Kharkiv, Gumanitarnyi tsentr, 2005, 436 p.).
11. Orlov A.C. Vvedenie v kommunikatsionnyi menedzhment [Introduction to communication management]. Moscow, Gardariki, 2005, 368 p.
12. De Ridder J. Organizational communication and supportive employees. Human Resource Management Journal, 2003, vol. 4(4), p. 1-10.
13. Haney W.V. Communication and interpersonal relations: text and cases. Homewood, Ill.: Irwin, 1992, 622 p.
14. Miller V.D., Jablin F.M. Information seeking during organizational entry: Influences, tactics, and a model of the process. Academy of Management Review, 1991, vol. 16, no. 1, pp. 92-120.
15. Roberts K.H., O'Reilly C.A., Bretton G.E., Porter L.W. Organizational theory and organizational communication: A communication failure? Human Relations, 1974, vol. 27, pp. 501-524.
16. Bikmetov E.Iu., Kungurtseva G.F. Metodologicheskie aspekty aktivizatsii kul'turno-intellektual'nogo potentsiala sovremennogo menedzhera [Methodological aspects of activating cultural and intellectual potential of a modern manager]. PNRPU Sociology and Economics Bulletin, 2018, no. i, pp. 23-36.
17. Stegnii V.N., Sevast'ianova I.G. Sotsiologicheskii analiz statusnykh kharakteristik sovremennogo rukovoditelia [Sociological analysis of the status characteristics of the modern leader]. PNRPU Sociology and Economics Bulletin, 2017, no. 1, pp. 8-iS.
18. Blinov A.O., Zakharov V.Ia., Zakharov I.V. Opyt issledovaniia vnutrennikh kommunikatsii predpriiatiia [Experience in the study of internal communications of an enterprise]. Sotsiologicheskie issledovaniia, 200S, no. 11, pp. 34-39.
19. Zakharov V.Ia., Voronin G.L., Zakharov I.V. Sotsial'nye problemy transformatsii promyshlennykh predpriiatii [Social problems of industrial enterprises' transformation]. Sotsiologicheskie issledovaniia, 2014, no. 2, pp. 25-36.
20. Simon H.A. Theories of decision-making in economics and behavioral science (Russ. ed.: Saimon G.A. Teoriia priniatiia reshenii v ekonomicheskoi teorii i nauke o povedenii. Vekhi ekonomicheskoi mysli: v 3 t. T. 2. Teoriia firmy. Ed. V.M. Gal'perin. St. Petersburg, Ekonomicheskaia shkola, 1999, pp. 54-72).
21. Bekarev A.M., Pak G.S. Refleksivnost' versus ravnovesie: praktika priniatiia upravlencheskikh reshenii [Reflexivity versus balance: Practice of making managerial decisions]. Lichnost'. Kul'tura. Obshchestvo, 2016, vol. 18, no. 1-2 (S9-90), pp. 42-4S.
22. Rusheva A.V. Real'noe upravlenie virtual'nymi organizatsiiami [Real management of virtual organizations]. Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo. Sotsial'nye nauki, 2019, no. 2(54), pp. 120-126.
23. Zainashev N.K. Proizvodstvennyi menedzhment. Ekonomiko-matema-ticheskie modeli [Production management. Economic-mathematical models]. Moscow, Mashinostroenie, 2006, i40 p.
24. Amirkhanova L.R. Obespechenie ustoichivosti i ekonomichnosti proizvodstvennoi deiatel'nosti predpriiatiia [Ensuring the sustainability and cost-effectiveness of production activities of an enterprise]. Moscow, MAI, 2005, 182 p.
25. Bikmetov E.Iu., Shaikhislamov R.B., Minniakhmetova E.A. Printsipy i usloviia postroeniia vnutriorganizatsionnoi kommunikatsii v sovremennom menedzhmente [Principles and conditions for building intra-organizational communication in modern management]. Sotsial'no-gumanitarnye znaniia, 2019, no. 10, pp.148-155.
26. Gileva T.A. Kompetentsii organizatsii: instrumenty analiza i otsenki [Organization competencies: Analysis and assessment tools]. PNRPU Sociology and Economics Bulletin, 2018, no 3, pp. 266-276.
Оригинальность 83 %
Получено 06.02.2020 Принято 10.03.2020 Опубликовано 29.06.2020
E.Yu. Bikmetov, L.R. Amirkhanova
THE EXPERIENCE IN INTERDISCIPLINARY RESEARCH OF INTRA-ORGANIZATIONAL COMMUNICATION POLICY
The search for enterprise management resources in the uncertain market environment raises a need to study the content of communication policy in socio-economic systems. The methodology of interdisciplinary research of information organizational processes is substantiated. The study of intra-organizational communication policy is carried out from the position of the system, process, situational, economic and sociological interpretive approaches. Applied sociological research methods were used to study the information needs of employees at the enterprise. Organizational, economic and social aspects of intra-organizational communication policy are revealed. Communication policy is understood as a management activity that includes planning, organization and control of communication links between participants in organizational relationships, information processes and resources in the internal and external environment, contributing to the solution of strategic objectives of the enterprise. It is established that the possession and use of information by employees depends on the degree of its orderliness in relation to organizational management. Orderliness is situational, that is it can be effective in one situation and completely ineffective in another. Orderliness should be adequate to the internal situation in the organization, its internal environment (technology, culture, state and quality of human resources, organizational structure) and external conditions. Approaches are being developed to improve the principles and methods of the company's communication policy that meet the requirements of the modern information market environment. The quality of the company's communication policy can be assessed by the communication performance indicator as the ratio of the amount of correctly understood information to the total amount of the information transmitted. The lower this indicator is, the worse the management of information resources is: there is an increase in the cost of collecting, processing and using information. This leads to a decrease in the efficiency of information resources management, and therefore to a decrease in the efficiency of enterprise management as a whole. The main reason for inefficient management of information resources is the low culture of its collection, processing and use, which leads to a low culture of serving the subjects of communications with information resources that are adequate to the situation. Professional self-realization of employees is possible if internal organizational communication policy channels are created, based on the principle of open subject-subject information interaction, which helps to meet the information needs of the employee and manager, formal (working) and informal social groups. Information interaction is focused on the implementation of competencies, disclosure and increment of the knowledge potential of participants in management relations.
Keywords: information, knowledge, communication policy, information organizational processes, information ordering, planning and organization of internal communication policy of the enterprise, approaches to effective management of information resources of the organization.
Evgeny Yu. Bikmetov - Doctor of Sociology, Professor, Department of Management and Marketing, Ufa State Aviation Technical University, e-mail: bicprof@mail.ru.
Liliya R. Amirkhanova - Doctor of Economics, Professor, Department of Management and Marketing, Ufa State Aviation Technical University, e-mail: nfs_kamil@mail.ru.
Received 06.02.2020 Accepted 10.03.2020 Published 29.06.2020