КЛИНИЧЕСКАЯ ГЕРОНТОЛОГИЯ, 9-10, 2018
Сведения об авторах:
Кампос Ассоль Диеговна - кандидат философских наук, ассистент кафедры философии, гуманитарных наук и психологии Саратовского государственного медицинского университета им. В.И. Разумовского. г. Саратов 410012, ул. Большая Казачья, 112. Тел. 8 (8452) 22-72-35. E-mail: campos1985@mail.ru
Чебан Алексей Георгиевич - ассистент кафедры философии, гуманитарных наук и психологии Саратовского государственного медицинского университета им. В.И. Разумовского. Саратов, 410012, ул. Большая Казачья, 112. Тел. 8 (8452) 22-72-35. E-mail: cheban_ag@bk.ru
About the authors:
Campos Assol D. - Saratov State Medical University named after V.I. Razumovsky, Ph.D. in Philosophy Department of Philosophy humanitarian science and psychology Saratov, 410012, Bolshaya Kazachia st. 112. Tel. 8 (8452) 22-72-35. E-mail: campos1985@mail.ru.
Cheban Aleksei G. - assistant of the Department of philosophy Humanities and psychology of Saratov state medical University V.I. Razumovsky Saratov, 410012, Bolshaya Kazachya street, 112. Tel. 8 (8452) 22-72-35. E-mail: cheban_ag@bk.ru
ОПЫТ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО АНАЛИЗА ФЕНОМЕНА СУБКУЛЬТУРЫ СТАРЕНИЯ
А.Д. Кампос, А.Г. Чебан
ФГБОУ ВО Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского Минздрава РФ, Саратов
Цель исследования. Заключается в анализе геронтокультуры как формирующейся возрастной субкультуры.
Материал и методы. Структурно-функциональный метод и анализ научной литературы по данной тематике.
Результаты исследования. Изучение спектра субкультурных феноменов, синтезирующих группу в некое «мы», отличное от остальных общностей, предполагает не столько противостояние доминирующей культуре, сколько самоидентификацию пожилых.
Заключение. Междисциплинарные теоретические и эмпирические исследования субкультуры пожилых, направленные на поиск практических рекомендаций по формированию личностно ориентированных моделей старения, содержащих в себе как навыки преодоления возрастных стрессоров, так и коррекционные программы развития, раскрывают дифференцирующий потенциал самоидентифицирующейся геронтокультуры.
Ключевые слова: возрастная субкультура, старение, геронтокультура.
EXPERIENCE IN INTERDISCIPLINARY ANALYSIS OF THE PHENOMENON OF THE SUBCULTURE OF AGING
A.D. Campos, A.G. Cheban
Of the Saratov state medical University n. a. V.I. Razumovsky Ministry of health, Saratov, Russia
Objective. The purpose of the research is to analyze emerging gerontocracy age subculture.
Material and methods. Structural and functional method and analysis of scientific literature on the subject.
Results: The research of the spectrum of subcultural phenomena that synthesize a group into a «we», different from other communities, involves not so much the confrontation of the dominant culture, as the self-identification of the elderly.
Conclusion. Interdisciplinary theoretical and empirical studies of the subculture of the elderly, aimed at finding practical recommendations for the formation of personality-oriented models of aging, containing both the skills of overcoming age-related stress and corrective development programs, reveal the differentiating potential of self-identifying gerontoculture.
Key words: age subculture, aging, gerontology.
Демографическое постарение населения актуализирует внимание к проблеме возрастных субкультур. Философия, культурология, психология признают, что генеалогически субкультура - социологический и этнографический феномен. В тоже время возрастные субкультуры изучены неравномерно: наибольшее внимание, начиная с 20 века, уделялось культуре детства. На рубеже 20-21 веков под пристальным вниманием исследователей оказались молодежные неформальные субкультуры. Историческая обусловленность субкультур в условиях роста числа пожилых детерминирует динамику научного интереса к феномену субкультуры старения.
Цель исследования заключается в анализе геронтокультуры как формирующейся возрастной субкультуры.
МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ
Структурно-функциональный метод и изучение научной литературы по данной тематике.
Социологическая наука рассматривает субкультуру как совокупность ценностей и моделей поведения группы в рамках доминирующей культуры [1,308]. Культурологов интересуют аспекты локальности и «реактивности» генеалогии субкультур [2,601]. Философские же словари акцентируют внимание на дифференцирующем потенциале субкультур, умении «держать социокультурные признаки в определенной изоляции от «иного» культурного слоя» [3,687], коммуникативных аспектах взаимодействия представителей культурных общностей [4,651].
Игнорирование же специфики культуры пожилых людей с одной стороны указывает на признание их носителями доминирующей культуры, с другой стороны оборачивается отрицанием действительных потребностей людей третьего возраста. Подобное неконструктивное отношение к пожилым (в т. ч. и самоотношение) выражает неумение адаптироваться к демографическим вызовам 21 века.
Согласно ООН, население страны считается старым, если удельный вес жителей старше 60 лет составляет 12 % и выше; к 2050 г. число лиц пожилого и старческого возраста превысит 2 миллиарда. В связи с этим будет прогрессировать и «социальная сила» данной возрастной группы. Количественный же рост обернется качественными трансформациями. Возрастает объективная необходимость признания существования специфического мира - мира пожилого человека.
Геронтокультура формируется как геронтокультура личности (культура отдельного человека на заключительном этапе его жизни) и общества (законы, менталитет, межпоколенческие отношения, ценности).
Трансформация идентичности пожилого человека зачастую начинается с решения вопроса о продолжении или прекращении трудовой занятости. Огромное значение имеют внутренние и внешние ресурсы пожилого: состояние его здоровья и готовность общества предоставить пожилому необходимые ресурсы, средства поддержки. Здоровье как условие свободы человека коррелирует с привычным образом жизни. Эта пара ключевых параметров (профессиональная самореализация и состояние здоровья) образуют основу новой идентичности. На базе формирующейся новой идентичности складываются особый стиль поведения, образ жизни, специфическая система ценностей, формы межличностного общения.
Особенностью российских реалий является так называемое постарение общества «снизу», при котором социум стареет за счет низкой рождаемости, а не за счет увеличения продолжительности жизни пожилых людей. Драматичность ситуации, в которой стареющий человек не предполагает долгой жизни на пенсии, не смягчается тем фактом, что «возраст дожития» в России за время реформы продлили с 2002 г. по настоящее время с 12 до 20 лет соответственно. По данным ВОЗ и Росстата, средняя продолжительность жизни россиян составляет 70-72 года, следовательно, фактический «возраст дожития» россиянина составляет меньше 10 лет. Мы
XXIII МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
полагаем, что эти особенности российского социокультурного контекста добавляют остроты проблеме изучения формирующейся ге-ронтокультуры.
Нормативная неопределенность будущего пожилого человека («все зависит от самого человека, его планов, средств и заботы о себе») не снимает ответственности с общества и государства. Существующие российские аттитюды старения существенно отличаются от установок развитых стран. Российское общество все еще высоко стереотипизировано: прессинг геронтоярлыков, маркировка старости как исчерпанности становятся барьерами на пути формирования положительных социокультурных образов старения.
Существующие теории старения (социального освобождения, наименования, возрастной стратификации, активности, социального обмена, развития и непрерывности жизненного пути и пр.) весьма противоречиво трактуют данный феномен: от понимания старости как периода дистанцирования от общества до борьбы за сохранение среднего возраста.
Определенная принудительность активности в «теории активности» Р. Хавигхарста и Дж. Маддокса, реализуется как новый стереотип: пожилой должен быть бодр несмотря ни на что, находя в себе и вовне ресурсы для борьбы за свою пролонгированную активность. Мы же считаем, что недостатком данной трактовки старости является понимание ее как борьбы против естественных процессов, несмотря на провозглашаемые принципы самопринятия, адаптации и пр. Вариант старения как продления жизни в прежнем темпе может быть сугубо индивидуальным выбором, но никак не общей стратегией пожилого населения. Успешной ресоциализация пожилого человека становится при условии интеграции пройденных жизненных стадий. Не отрицание, а принятие и «проживание» наступающих трансформаций обеспечивает укоренение человека в новой возрастной идентичности. И как следствие - обретение новой для него ниши, освоение и включение в производство специфических ценностей, форм общения, моделей поведения в рамках данной возрастной субкультуры.
Умение выстроить диалог на базе межпоколенческой эмпатии с иными возрастными субкультурами, признавая специфику и правила каждой группы, перспективно в плане формирование продуктивной жизненной позиции. Не противопоставлять себя другим возрастным стратам, усугубляя психосоциальный кризис, а искать способы эмпатической рефлексии своего нового положения в обществе.
Острее вопроса об экономическом самообеспечении пожилых стоит вопрос о предоставлении им широкого спектра путей реализации себя с учетом естественных изменений физиологической, когнитивной, коммуникативной и пр. сфер. Мы разделяем позицию Е.М. Николаевой и Л.И. Дьяченко, утверждающих что «подлинная, плодотворная, здоровая старость связана с принятием своего жизненного пути и старости как новой культурной реальности со своим особым этосом, направленным на постепенное завершение, исчерпание задач жизненной экспансии» [5,130].
Альтернативой такому конструктивному самоотношению может быть одна из трех описанных моделей: зависимая, защитная или враждебная - утверждают геронтопсихологи [6,250]. Данные модели соответственно описывают три группы пожилых: неуверенных в себе, отрицающих свою старость и чувствующих себя неудачниками пожилых.
К.С. Пигров условно делит пожилых на подлинных стариков и стариков-симулякров, указывая на неконструктивность старения последних [7,5]. Экзистенциальную девальвацию пожилых можно объяснить недостаточностью социальных условий для развития. Однако опыт развитых зарубежных стран показывает, что прямой зависимости здесь нет. Следовательно, при всей своей принципиальной важности грамотное социальное сопровождение пожилого не становится залогом конструктивности его модели старения.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ
Конструктивная модель старения подразумевает использование резервов диалогичности возрастных субкультур. Объективная событийная разреженность преклонных лет уравновешивается выработкой особого образа жизни, основанного на селекции целей (в процессе переоценки ценностей в пространстве осваиваемой субкультуры) и оптимизации доступных средств.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Ценности и нормы субкультуры старения закрепляются в особых чертах поведения людей, сознания, языка, изучаемых психологами, культурологами, социологами, философами с различных методологических и теоретических позиций. Дальнейшее междисциплинарное исследование аксиологического, нормативного компонентов субкультуры старения будет способствовать успешной возрастной идентификации пожилых, и, следовательно, - росту качества их жизни.
ЛИТЕРАТУРА
1. Большой толковый социологический словарь (Collins): в 2 т. Т. 2. М., 1999. 528 с.
2. Садохин А.П. Культурология. Словарь терминов, понятий, имен. М., 2014. 646 с.
3. Новейший философский словарь. Мн., 1999. 1280 с.
4. Новая философская энциклопедия: В 4 т. Т. 3. М., 2010. 692 с.
5. Николаева Е.М., Дьяченко Л.И. Личностная геронтологическая идентификация в современном обществе (синергетический дискурс). Вестник
экономики, права и социологии. 2010; 2: 127-131.
6. Зобов Р.А., Келасьев В.А. Человекознание. Самореализация человека. Спб., 2008. 461 с.
7. Пигров К.С. Экзистенциальный смысл настоящей старости. Философия старости: геронтософия. СПб., 2002. С. 3-6.
REFERENCES
1. The big explanatory sociological dictionary (Collins): in 2 v. V. 2. M., 1999. 528 p.
2. Sadokhin A.P. Cultural Studies. Dictionary of terms, concepts, names. M., 2014. 646 p.
3. The newest philosophical dictionary. Minsk, 1999. 1280 p.
4. New philosophical encyclopedia: in 4 v. V. 3. M., 2010. 692 p.
5. Nikolaeva Е., Dyachenko L. Personal Gerontological Identification in Modern Society (Synergetic Discourse). Bulletin of еconomics, law and sociology.
2010; 2: 127-131.
6. Zobov R.A., Kelasiev V.A. Human consciousness. Human self-realization. SPb., 2008. 461 p.
7. Pigrov K.S. The existential meaning of the real old age. Philosophy of old age: gerontologia. SPb., 2002. P. 3-6.
Сведения об авторах:
Кампос Ассоль Диеговна - кандидат философских наук, ассистент кафедры философии, гуманитарных наук и психологии Саратовского государственного медицинского университета им. В.И. Разумовского. г. Саратов 410012, ул. Большая Казачья, 112. Тел. 8 (8452) 22-72-35. E-mail: campos1985@mail.ru
Чебан Алексей Георгиевич - ассистент кафедры философии, гуманитарных наук и психологии Саратовского государственного медицинского университета им. В.И. Разумовского. Саратов, 410012, ул. Большая Казачья, 112. Тел. 8 (8452) 22-72-35. E-mail: cheban_ag@bk.ru
About the authors:
Campos Assol D. - Saratov State Medical University named after V.I. Razumovsky, Ph.D. in Philosophy Department of Philosophy humanitarian science and psychology Saratov, 410012, Bolshaya Kazachia st. 112. Tel. 8 (8452) 22-72-35. E-mail: campos1985@mail.ru.
Cheban Aleksei G. - assistant of the Department of philosophy Humanities and psychology of Saratov state medical University V.I. Razumovsky. Saratov, 410012, Bolshaya Kazachya street, 112. Tel. 8 (8452) 22-72-35. E-mail: cheban_ag@bk.ru