DOI 10.24411/9999-001А-2018-10055 УДК: 725(571.51)
С.Ю. Слободчиков Институт архитектуры и дизайна, Сибирский федеральный университет (Красноярск)
sergsloboda@yandex.ru
Н.Г. Харитонова Лесосибирский педагогический институт - филиал СФУ (Лесосибирск)
Опыт линейного градостроительства в Сибири на примере города Лесосибирска
Аннотация
В статье делается попытка обратить внимание исследователей на разработки идеи линейного города. Его появление связано с периодом индустриализации и урбанизации. Линейный город стал предметом теоретических и практических разработок советских архитекторов в 1930-е гг. Рассматривается опыт реализации плана линейного города на примере г. Лесосибирска Красноярского края. Этапы формирования территории города совпадают с периодами бурного промышленного развития. Показаны черты Лесосибирска как линейного города: протяженность, наличие промышленной и жилой зон, роль водной коммуникации и т.д. Делается вывод о трансформации идеи линейного города на современном этапе в идею линейного поселения. Высказывается предположение о новых направлениях в развитии Лесосибирска.
Ключевые слова: индустриализация, урбанизация, линейный город, Сибирь, Лесосибирск
S.Y. Slobodchikov Institute of Architecture and Design of the Siberian Federal University (Krasnoyarsk) sergsloboda@yandex.ru
N.G. Kharitonova Lesosibirsk Pedagogical Institution, a brandi of the Siberian Federal University (Lesosibirsk)
Experience of a Linear Urban Planning in Siberia on the Example of the City of Lesosibirsk
Abstract
The article makes an attempt to draw the attention of researchers to the concept of a linear city. Its appearance is connected with the period of industrialization and urbanization. The linear city became the subject of theoretical and practical development of Soviet architects in the 1930s. The realization of concept of linear city on the example of Lesosibirsk in Krasnoyarsk region is considered. Stages of the city foundations coincide with periods of rapid industrial development. There are some features of Lesosibirsk as a linear city: expanse, availability of industrial and residential areas, role of water lines etc. A conclusion is drawn on the transformation of the concept of a linear city into the idea of a linear settlement in modern times. A suggestion is made about new directions in the development of Lesosibirsk.
Key words: industrialization, urbanization, linear city, Siberia, Lesosibirsk
Изучение города — одно из перспективных направлений в современной гуманитаристике. Находясь на пересечении социально-экономических, политических, культурных процессов, город притягивает к себе взгляды представителей разных научных направлений. Исследуя феномены городской жизни, географы, историки, социологи, психологи обращаются к вопросам градостроительства, осо-
бенностям внешней и внутренней структуры города.
Облик городских поселений начал интенсивно меняться на рубеже Х1Х—ХХ вв. под влиянием индустриализации и последовавшей за ней урбанизации. Капиталистический мир требовал новых градостроительных идей. Альтернативой центрической системы, воплощенной в концепции города-сада, стала линейная, эквивалент поточной организации,
родившейся в промышленности. Автором идеи индустриального города был Тони Гарнье (1869—1948) [Иконников, 2001, с. 203—204]. Впоследствии к идеям линейного города не раз обращались как зарубежные архитекторы (Ле Корбюзье, В. Гропиус, Л. Гильберсаймер), так и наши соотечественники (Н.А. Ладовский, И.И. Леонидов, М.Я. Гинзбург, А.Л. Пастернак). Можно выделить два значимых проекта, которые появились в период советской индустриализации в 1930 г. Первый представлен теоретической разработкой Н.А. Милютина, выпустившего совместно со специалистами Строительного комитета РСФСР широко известную книгу о планировании социалистических городов [Милютин, 1930]. Предложенный автором принцип планировки линейного города сводился к схеме из полос жилья и промышленных объектов, расположенных параллельно транспортным коммуникациям. При этом промышленная зона обслуживалась транспортом с двух сторон: автомобильным, со стороны жилой зоны, и железнодорожным, с противоположной. Река с прилегающей прибрежной зоной оставалась рекреационным объектом и как транспортная артерия подробно не рассматривалась (ил. 1).
Вторая (практическая) разработка — генеральный план Сталинграда — принадлежит группе архитекторов под руководством В.Н. Семенова. В представлении авторов проекта линейный город по плану состоял из разделенных лесопарками нескольких районов, каждый из которых, по сути, был самостоятельным городом [Семенов, 1935] (ил. 3).
Как видим, идея линейного города как типа поселения становится актуальной на этапе бурного развития промышленности и появления новых средств коммуникации. На современном этапе пространственного развития Сибири необходимо обратиться к опыту градостроительных проектов ХХ в. Примером реализации теоретических и практических разработок линейного города является Лесосибирск, расположенный в центральной группе районов Красноярского края. Протянувшись на 27 км вдоль левого берега Енисея, чуть севернее устья Ангары, он обладает многими признаками линейного города.
Формирование его территории прошло несколько этапов (ил. 2,4,5).
С 1640 г. до начала XX в. развивалась основа будущего города — деревня Маклакова [Сибирская советская..., 1932, с. 268—269], которая в 1960-е гг. становится поселком городского типа Маклаково, в это же время происходит образование еще одного поселка — Новомаклаково. Их слияние в 1975 г. приводит к появлению нового населенного пункта — города Лесосибирска. В 1989 г. к нему был присоединен пос. Новоенисейск. Трансформации территории говорят о бурном промышленном развитии Красноярского края в этот период.
Данный регион с конца 1940-х гг. был вовлечен в знаменитый Ангаро-Енисейский проект, предполагающий использование гидроресурсов, полезных ископаемых, леса. В Красноярском крае основное внимание уделялось строительству железнодорожных линий, в том числе Ачинск-Абалаково, имеющей длину 280 км (вместе с 22-километровой подъездной веткой до Маклаково, с перспективой до Енисейска). Линия была запроектирована как однопутная
дорога и давала выход ангарскому лесу на Транссибирскую магистраль. Ее сооружение стимулировало организацию крупных лесозаготовок в районе тяготения к самой линии, а также создание крупного комплекса деревообрабатывающих предприятий [Долголюк, 2000, с. 68—70]. Планы стали активно реализовываться, начиная с середины 1950-х гг. С тех пор регион вышел на ведущие позиции в России по развитию лесного хозяйства, лесозаготовительной, деревообрабатывающей, целлюлозо-бумажной, гидролизной и лесохимической промышленности.
Таким образом, планировка пос. Маклаково, Но-вомаклаково, Новоенисейска выстраивается вокруг основных градообразующих предприятий. Присутствуют все формальные элементы линейного поселения, к которым, помимо протяженности, можно отнести формирование и четкое разграничение жилой и промышленной зоны и ввод в эксплуатацию в послевоенный период железной дороги. Значение в городе всегда имеет речной порт, без которого центры лесодеревообработки не могли существовать.
Нужно отметить, что в силу сложившихся обстоятельств планировка Лесосибирска тяготеет к много-центричной схеме. В городе до сих пор четко видны отдельные центры, в том числе и в названиях районов. Они имеют свою планировочную иерархию, оставшуюся от поселков, привязанных к лесокомбинатам, прочитываются «зеленые клинья», некогда разделявшие поселения.
Специфика города — в его ориентированности на лесную промышленность, для которой река важнее автомобильной и железной дорог. Основа экономики — лесокомбинаты, и река исправно поставляет сырье для переработки и позволяет отгружать готовую продукцию. Нужно отметить, что лесопереработка в городе успешно функционировала почти 50 лет до появления железной дороги, полагаясь только на речные пути13.
Автомобильные дороги на протяженных территориях с немногочисленным населением прокладывать достаточно сложно, и транспортную роль в лесном хозяйстве они играют сравнительно небольшую. Тем более что регулярное автомобильное сообщение заканчивается в Енисейске, расположенном в 30 км ниже по реке. Автомобильное сообщение с территориями севернее Енисейска ведется только в холодный период года по «зимникам», когда замерзают многочисленные водоемы и становится возможным проложить дороги к населенным пунктам, летом доступным лишь по воде.
Железная дорога к северным районам, как уже отмечалось выше, была проложена довольно поздно и входила в уже сложившуюся планировку Лесосибирска, ограничив его территорию с запада, хотя, несомненно, она играет важную роль в экономике города.
Возвращаясь к планировочным идеям Милютина, видим, что промышленная часть Лесосибирска также получила транспортное обслуживание с двух сторон, но только роль железной дороги на себя взяла река. Она органично входит в структуру города и яв-
13 Первый лесозавод был основан еще в 1916 г. норвежским консулом в Красноярске, крупным предпринимателем Йонасом Лидом.
ляется не просто зоной отдыха, как в архитектурных утопиях Милютина. В то же время Енисей и не был отрезан от города железной дорогой, как Волга в сегодняшнем Волгограде. В Сибири река — это и рекреация, и главный транспортный путь, и средство связи с внешним миром.
При ближайшем рассмотрении кроме очевидных преимуществ городов-лент нельзя не отметить присущие им проблемы:
— во-первых, растянутость коммуникаций, что влечет повышенные расходы на транспорт;
— во-вторых, растягивание системы общественного и культурно-бытового обслуживания;
— в-третьих, проблема с размещением крупных образований, как то: вузовские городки, больничные комплексы, административный центр и т.д.
Причиной появления всех этих трудностей является то, что прямолинейный поточно-конвейерный график хорош только для производственных предприятий, а человек в этой системе выступает лишь как обслуживающее звено. Если на этапе активного промышленного освоения в советский период на это закрывали глаза, то в настоящее время эти проблемы отчетливо видны. Город оказался разделенным на части промышленными объектами, что затрудняет развитие общественно-рекреационного пространства Лесосибирска, окруженного заболоченной территорией.
Классическая линейная застройка в чистом виде встречается достаточно редко, чаще всего в виде фрагментов и отдельных городских районов, пример Лесосибирска — скорее исключение, чем правило. Появление такого города — следствие действия совокупности факторов, связанных с особым ландшафтом, географическими и природными условиями, специализацией производства.
Снижение роли промышленных предприятий как градообразующих элементов по сравнению с периодом индустриализации ставит под вопрос появления новых линейных городов. Но возможна трансформация идеи линейного города в идею линейного расселения в противовес системе городских агломераций. Возникает параллель с идеей развития цепи поселений вдоль путей сообщения. Знаменитая «Парабола Ладовского» предполагала развитие Москвы на се-
веро-запад, создавая систему расселения в направлении Ленинграда [Хан-Магомедов, 2001, с. 244].
На малоосвоенных пространствах Сибири является перспективным путь освоения территорий вдоль коммуникаций — речных, автомобильных, железнодорожных, линий магистральных трубопроводов. Жизнеспособность этой идеи хорошо видна на примере Транссиба, вдохнувшего жизнь в пространства за Уралом, Байкало-Амурской магистрали, оживившей Забайкальский регион.
Можно прогнозировать появление в будущем прибрежного поселения линейного типа Абалаково-Лесосибирск-Верхнепашино-Енисейск как последнего крупного населенного пункта на пути в низовья Енисея. Требуется поддержка интереса государства к северным территориям. Это позволит продлить железную дорогу до Енисейска и восстановить местное авиасообщение. Вполне вероятно, что основой этого поселения, кроме промышленности, станет экологический туризм, рекреационные, культурно-исторические и сакральные составляющие.
Список литературы
1. Долголюк А.А. Корректировка программы хозяйственного освоения Ангаро-Енисейского региона в 1940—1950-е гг. // Сибирь: проекты XX века (начинания и реальность). —Новосибирск: Ин-т истории СО РАН, 2000. — Вып. 2. — С. 47—79.
2. Иконников А.В. Архитектура ХХ века. Утопии и реальность. В 2 т. Т. 1. — М.: Прогресс-Традиция, 2001. — 656 с.
3. Милютин Н.А. Соцгород: Проблема строительства социалистических городов: Основные вопросы рациональной планировки и строительства населенных мест СССР. — М.-Л.: Гос. изд-во, 1930. — 81 с.
4. Семенов В.Н. Вопросы планировки // Академия архитектуры. — 1935. — № 4. — С. 39—43.
5. Сибирская советская энциклопедия. В 4 т. Т. 3. — Новосибирск: Зап.-Сиб. отд-ние ОГИЗ, 1932. — 432 с.
6. Хан-Магомедов С.О. Архитектура советского авангарда: социальные проблемы. В 2 кн. Кн. 2. Социальные проблемы. — М.: Стройиздат, 2001. — 712 с.
Ил. 1. Схема планировки поселка при Сталинградском тракторном заводе по функционально-поточной системе [Милютин, 1930, URL: http://famous.totalarch.com/files/milutin/milutin_02.jpg]
Ил. 2. Фрагмент карты Енисейской губернии 1889 г. с указанием месторасположения г. Енисейска (URL: http://www.krasplace.ru/wpcontent/uploads/2009/06/eniseyskaya_karta_1889.jpg)
U) Ol
SA --2-? ---'
anAANB
СЩННГРААЕНОГО
%ш ПРИМЫШЛЕННОГО
^ РАЙОНА
I1 maluitas v ешиа
R -
t .yi
U-C EHolF ЭНАИИ:
СП QJ
ь
QJ I
ь s
Ил. 3. План Сталинградского промышленного района 1932 г. (Шереметьева И. Архитектурная летопись: Царицын-Сталинград-Волгоград.
URL: https://sl3.stc.all.kpcdn.net/share/i/12/8845898/wxl080.jpg)
Ил. 4. Фрагмент топографической карты Енисейского района Красноярского края, 1967 г. (масштаб 1:500 000)
(URL: http://mapo46.narod.ru/map5/indexa.html)
Ил. 5. Фрагмент топографической карты Енисейского района Красноярского края, 1981 г. (масштаб 1:200 000)
(URL: http://mapo46.narod.ru/map2/io4615.html)