Научная статья на тему 'Опыт культурно-образовательной деятельности экомузея-заповедника «Тюльберский городок» и воспитание традиций у школьников Кемеровского района'

Опыт культурно-образовательной деятельности экомузея-заповедника «Тюльберский городок» и воспитание традиций у школьников Кемеровского района Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
106
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СКАНСЕН / ЭКОМУЗЕЙ / ПЕДАГОГИКА / ПРИТОМЬЕ / ЭКОМУЗЕЙ–ЗАПОВЕДНИК «ТЮЛЬБЕРСКИЙ ГОРОДОК»

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Терентьев Владислав Игоревич

Статья рассматривает опыт культурно-образовательной деятельности экомузея-заповедника «Тюльберский городок». Анализируется роль реконструированных календарных праздников русских старожилов и аборигенов Притомья в образовательном процессе школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Experience of cultural and educational activities in the park museum Tulberskiy Gorodok and communication of traditions to schoolchildren in Kemerovo region

The article examines experience of cultural and educational activities in the park museum (ecomuseum) Tulberskiy Gorodok, Kemerovo district. There is described significance of autochthonal and Russian holidays’ reconstruction for scholars’ education in the museum.

Текст научной работы на тему «Опыт культурно-образовательной деятельности экомузея-заповедника «Тюльберский городок» и воспитание традиций у школьников Кемеровского района»

В,И* Терентьев, г. Кемерово

Опыт культурно-образовательной деятельности экомузея-заповедника «Тюльберскин городок» ti воспитание традиций у школьников Кемеровского района

)т по культурны ü смысл существования жомузея в качестве музея-скансена, музея-резервата заключается в сохранении н трансляции кулыурно-исторического наследия последующим поколениям путем их вовлечения в культурно-образовательную и экскурсионную деятельность, осуществляющуюся непосредственно н уникальной среде музея.

Экспозиция экомузея-заповедника «Тюльберскин городок» построена таким образом, что она знакомя i посетителя с культурой п бытом аборигенного населения Притомья, русскою казачьего населения н синтезом их взаимодействия (см. статью В.II Терентьева и Л.Х* Усепян в данном сборнике).

Известен опыт организации я проведения условно называемых культурно-массовых (в экомузее культурно-образовательных) мероприятий музеями под открытым небом (к примеру, в Кузбассе это историко- кулыурный музей-заповедник «Томская писаница»). Главной задачей проведения мероприятий такого типа должно стать образование населения и воспитание традиций у посетителей всех возрастов, поскольку деформированные в 1990- начале 2000-х гг духовно-нравственные ценности и историческую намять российского народа можно реанимировать только в псторико-кулыурной среде. Наиболее эффективным в этом плане считается экомузей* О методах и способах вовлечения главным образом подрастающего поколения в этнокультурное пространство peí иона и егравы в целом н сообщается в статье.

Территориально экомузей «Тюльберскин тродок» расположен на

-276-

правом береіу реки Томь, примерно в 70 км к юго-востоку от города Кемерово.

Волевым решением начальника Управления культури, спорта ti молодежной поли і ики Администрации Кемеровского муниципальною района, чьим подведомственным учреждением является МБУ «ЭМЗ Гюльберский городок». 01.09.2007 г. в штат эюомузея на должность научных сотрудников было переведено 11 И) коль пых учителей района, Помимо этого, нриклюм был определен порядок занесения экспозиционных предметов школьных музеев и основной фонд экомузея, а следовательно, п постановка их на государственный учет Несмотря на эгго, ш гат жомузея гак и не был расширен, возникли затруднения с вышиной заработной платы учителям. Это привело к систематическому увольнению всех сотрудников (последине 4 человека уволились 30.04.І0!2 г.).

Но предметы теперь уже основного фонда экомузея па основании актов временною хранения по-прежнему находятся в экспозициях школьных музеев. В связи с увольнением сотрудников, изменением характера взаимоотношения с і мая текущего пода с М школами были перезаключены договоры о сотрудничестве і! совместной деятелыго-сти, на основании которых »комучей обязуется организовывать методическую помощь школам для обеспечения нормального функционирования размещенных там музеев,

Ряд пунктов лого договора определяет сотрудничество п области культурно-образовательной деятель мости. Одной in главных составляющих этой деятельности стала организация в эшмузее праздников ни. ich тарного Limeta аборигенов и русских старожилов Притомья, традиция провелешія которых сложилась еще до официального открытия экюмузея и 2003 п Часть мероприятий спя їана с именами православных святых, в честь которых н наш уз ее реконструированы четыре деревянных оборонительных пашни: проездная Борнео-Глебовская главный вход в эком узел и гри угловые (Никольская, Георгиевская и Александровская).

Открыто зимнею се юна в экомузее приурочено ко дню Спиридона-сол и поворота, справляемого ежегодно 25 декабря. По народному календарю с этого народно-православного праздника «солнце на лето, зима на мороз поворачивается» и после Спиридона «хоть на воробьиный скок, да прибудет денек». Fi hoi день открывается ледовый зим-

477-

ний путь в экомузей из поселка Шевели через реки Ушла и Томь, с эпохи бронзы служившим связующей магистралью для местных жителей, Также реконструируются обряды сдавления солнца и кликанья весны, гости и участники праздника водят хороводы у костра и вокруг снежной бабы, после разрушают ее в ознаменование приближающийся весны, катают с гор пару зажженных колес и сами катаются с юр. В заключение устраивается часшп не.

С 7 по 19 января сотрудники экомузея, студенты Кемеровскою юсу-ниверсигета и школьники района традиционно проводя í Рождественские святки. В первую очередь тго праздник молодежи. В уго время в экомузее студенты, ряженые в маски, вывернутые шубы, костюмы НС по размеру, проводят обряд «чалдонская коляда», проходя О'] Александровской башни через тесовые ворота в усадьбу воеводы и обсыпая всех зерном из туеса, а также обряд «водить коня». Воевода выходит из дома и угощает колядующих. После обходных обрядов, с наступлением ночи, девушки гадают на суженого.

Следующим календарным праздником является Сретенье Господне. Он проводится в селе Верхотомка Кемеровской) района, на месте Верхотомского острога, основанного в 1665 г.. первого поселення русских в Среднем 11ритомье (в память об этом неподалеку от острога установлен камень). Активное участие в празднике принимаю! школьники Верхотомскои общеобразовательной школы, Братство православных следопытов (организация молодежного отдела Кемеровской и Новокузнецкой епархии), казаки Кемеровской и Елыкаевской станиц, попечители экомузея, местные жители. Все участвуют в крестном ходе от здания школы до острога, где установлен крест. По православной традиции верхотомский священник Вознесенской церкви зажигает большую сретенскую свечу «громницу», oí которой гости праздника смогут зажечь свои свечи. Воевода вместе с казаками выставляет по углам снежной крепости, символизирующей острог, горящие свечи, а j юл у хите воевода передає] к чаше казачьему атаману для изготовления на следующим год новой сретенской свечи. Затем на площадке перед острогом проводится театрализованная реконструкция принятия подданства телеутским князем и сдача им первого ясака. В завершение школьники кличут весну, повернувшись лицом к реке и солнцу и подняв руки к небу.

В конце февраля - начале марта в экомузее проводится праздник всяречи несны у народов Кузбассу во время которого школьники знакомятся не только с весенними обрядами русских, но и во время участия в театрализованной экскурсии приобщаются к традициям празднования Нового года У аборигенных этносов Саяно-Ллтая. Па празднике демонстрируется Инсценировка казачъ£-телеутской свадьбы «той» и телеутскзого. весеннего обряда «С0СО» у главной проединой башни, шорского весеннего обряда «шачил» на берегу Томи, татарского весеннего праздника «эмле». Заканчивается все русской Масленицей у Александровской башни. В завершение праздника - штурм снежного городка и сжигание чучела зимы.

Ежегодно 6 мая в экомузее отмечается день великомученика Георгия Победоносца (Еюрий Вешний), в котором активно участвуют военно-спортивные и военно-исторические клубы области. В этот день чествуется слава русской армии, проводится театрализованный обряд распахивали я перво й борозды.

Оі крыше летнею сезона ежегодно происходи ] во Всемирный день эколога и в День общецерковного прославления святого великого князя Александра Невского 5 июня* В этот день, радуясь пришедшему лету, принесшему тепло, совершается обряд моления духам на ткшьберском городище (рис. 1) и специально приглашенный священник отслуживает молебен по Александру 1 їевсному у одноименной башни, освященной 5 июня 2003 г.

Справляемый 19 августа православный двунадесятый праздник Про-ображення Господня приурочен ко дню оснащения закладного камня Преображенской часовни экомузея. Часовня воссоздается по аналогу часовни изд. Кашира, реставрированной в Новгородском музее народного деревянного зодчества «Витославицы». В этот день совершается крестный ход по острогу.

Закрытие леї нею сезона обычно происходит 12 Сентября праздником святого великого князя Александра Невского.

Главной составляющей подобных мероприятий являются театрализованные экскурсии, проводимые научными сотрудниками экомузея, во время которых гость праздника пребывает не сторонним свидетелем, асам становится непосредственным действующим лицом.

18 мая 2007 г. между администрацией Кемеровского района, Кемеровским госунинерситетом и Кемеровской и Новокузнецкой епархией Русской Православной ! Церкви был заключен трехсторонний договор с

-279-

целью сохранения историко-культурного и природною наследия народов Кемеровской области, духовно-нравственного воспитания молодежи в духе православных традиций, совершенствования культурно-образова-ie.i]hnoini природно-рекреационной деятельности эком\ к1Я'-заповедника «Ткхльберский городок». Также стороны договори,шсь в рамках совместной деятельности создавать экспозицию экомузея согласно его генераль-Iюму плану и оказывать поддержку в его деятельностп.

В рамках комплекса мероприятий, посвященных 85-летнему юбилею района, 24 апреля 2009 г, в Верхотомской общеобразовательной школе прошла районная научно-практическая конференция с участием ученых Кем ГУ, клириков Кемеровской и Новокузнецкой епархии, заведующих школьными музеями, студентов и школьников. Была открыта выставка и сделана презентация рукописи «Очерки истории Кемеровскою района», написанной сотрудниками экомузея-заповедника и заведующими школьными му тями. Этим была положена фадиция проведения в апреле ежегодных Школьных районных краеведческих конференций попеременно на базе разных школ. Тематика работ обширна это и доклады-биографии, и социологические исследования, и краеведческие описания. Проведение данной конференции позволяет привлечь внимание молодежи района к изучению истории своего края, чувство любви и уважения к односельчанам. Участниками становятся школьники всех возрастов.

Помимо этого, в экомузее ежегодно проводится военно-патриотическое мероприятие «Школа выживания» с участием подростков из шкаль i-интерната села Березово Кемеровского района, одной из целен которого является приобщение подростков к историко-культурному наследию региона и страны в целом.

Складывание тесных связей жомузея-заповедника «Тюльберский городок» с рядом организаций способствуем развитию и укрупнению культурно-образовательной деятельности, привлечению более широких масс людей к познанию иегорико-кулыурного и природного наследия родного края. Продуманные кулыурно-обраювагельные программы, адаптированные к школьникам различных возрастных групп, позволяют выработать пе только проявление интереса к этнокультурному многообразию* по и гармонично сформировать знания о материальных и духовных памятниках истории п культуры различных этносов Притом ья.

‘2S0-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.