Научная статья на тему '"ОПЫТ КОММУН" А.С. МАКАРЕНКО КАК ПЕДАГОГИКО -ПРАВОВОЙ ПРИМЕР ПРЕОДОЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ РУССКИХ РЕВОЛЮЦИЙ 1917 ГОДА, СВЯЗАННЫХ С ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕМ ДЕВИАНТНОГО И ДЕЛИНКВЕНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ'

"ОПЫТ КОММУН" А.С. МАКАРЕНКО КАК ПЕДАГОГИКО -ПРАВОВОЙ ПРИМЕР ПРЕОДОЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ РУССКИХ РЕВОЛЮЦИЙ 1917 ГОДА, СВЯЗАННЫХ С ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕМ ДЕВИАНТНОГО И ДЕЛИНКВЕНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
181
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Ключевые слова
КОММУНЫ МАКАРЕНКО / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ ПРАВОНАРУШИТЕЛИ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Федорова Е.В.

Работа посвящена воспитательным методам Антона Семёновича Макаренко, применяемых в отношении несовершеннолетних девиантов и делинквентов, отражена деятельность воспитательных учреждений, возглавлявшихся им в законодательстве постреволюционного периода. Кроме того, будет обозначена актуальность данных методов в условиях современной действительности. Новизна научного исследования состоит в привлечении не только законодательных источников и официальной статистики, но и воспоминаний современников, произведений художественной и публицистической литературы того периода. Целью настоящей статьи является выявление синтеза между методологией, разработанной Макарекно А.С. и законодательством постреволюционного периода. Проведенное исследование позволит восстановить портрет беспризорника времен Советов; выявить, как законодатель решает проблему бродяжничества; сравнить видение «законодательной машины» на урегулирование проблем, связанных с беспризорниками и малолетними правонарушителями, с видением одного из выдающихся педагогов - Антона Семёновича Макаренко.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «"ОПЫТ КОММУН" А.С. МАКАРЕНКО КАК ПЕДАГОГИКО -ПРАВОВОЙ ПРИМЕР ПРЕОДОЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ РУССКИХ РЕВОЛЮЦИЙ 1917 ГОДА, СВЯЗАННЫХ С ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕМ ДЕВИАНТНОГО И ДЕЛИНКВЕНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ»

УДК 34

Юридические науки

Федорова Е. В., магистрант Юридического института Иркутского государственного университета, Россия, г. Иркутск

«ОПЫТ КОММУН» А.С. МАКАРЕНКО КАК ПЕДАГОГИКО -ПРАВОВОЙ ПРИМЕР ПРЕОДОЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ РУССКИХ РЕВОЛЮЦИЙ 1917 ГОДА, СВЯЗАННЫХ С ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕМ ДЕВИАНТНОГО И ДЕЛИНКВЕНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ»

Аннотация: Работа посвящена воспитательным методам Антона Семёновича Макаренко, применяемых в отношении несовершеннолетних девиантов и делинквентов, отражена деятельность воспитательных учреждений, возглавлявшихся им в законодательстве постреволюционного периода. Кроме того, будет обозначена актуальность данных методов в условиях современной действительности.

Новизна научного исследования состоит в привлечении не только законодательных источников и официальной статистики, но и воспоминаний современников, произведений художественной и публицистической литературы того периода.

Целью настоящей статьи является выявление синтеза между методологией, разработанной Макарекно А.С. и законодательством постреволюционного периода.

Проведенное исследование позволит восстановить портрет беспризорника времен Советов; выявить, как законодатель решает проблему бродяжничества; сравнить видение «законодательной машины» на урегулирование проблем, связанных с беспризорниками и малолетними правонарушителями, с видением одного из выдающихся педагогов - Антона Семёновича Макаренко.

Ключевые слова: коммуны Макаренко, несовершеннолетние правонарушители.

Annotation: The work is devoted to the methods of upbringing Anton Semenovich Makarenko, used in relation to juvenile offenders, reflects the activities of the educational institutions headed by him in the legislation of the post-revolutionary period. In addition, the relevance of these methods in the conditions of modern reality will be indicated.

The novelty of scientific research lies in attracting not only legislative sources and official statistics, but also the memoirs of contemporaries, works of fiction and journalistic literature of that period.

The purpose of this article is to identify the synthesis of the methodology developed by A.S. Makarekno. and post-revolutionary legislation.

The research carried out will make it possible to restore the portrait of a Soviet-era street child; to reveal how the legislator solves the problem of vagrancy; compare the vision of the "legislative machine" for solving the problems of street children and juvenile delinquents with the vision of one of the outstanding educators - Anton Semenovich Makarenko.

Keywords: communes Makarenko, juvenile delinquents.

...Вся власть Советам! — Это значит, В большой избе, где был трактир, Гость-фронтовик переиначит И переделает весь мир. И мальчуган о том услышал, И все решил проверить сам, И в тот же день из дома вышел Навстречу вольным голосам. Вошел в Совет, сказал солдату:

«Хочу в Москву». Тот посмотрел, Наверно, вспомнил, что когда-то Был сам таким же.

«Ишь пострел! Зачем в Москву?» — «Учиться». «Важно! Дойдешь?» — «Дойду». «Один?» — «Ага».

«Видать, ты паренек отважный, Хоть и не выше сапога. А есть родня в Москве?» —

«Откуда! Родных нигде нет у меня». «Вот это, брат, конечно, худо! Мы, впрочем, все теперь родня».

Павел Антокольсикй, «В переулке за Арбатом»

О последствиях революции 1917, в том числе правовых, можно говорить бесконечно долго и в самых разных аспектах: от конституционно-правовых до уголовно-правовых, но хотелось бы заострить внимание на проблеме, которая не потеряла свою актуальность и находит свое отражение в настоящее время. Таковой, в частности, является проблема построения коллектива среди несовершеннолетних правонарушителей и их адаптации к жизни в социуме.

Примечательно, что развитие учреждений, предназначенных для воспитания несовершеннолетних правонарушителей началось в Российской

Империи лишь в XIX веке. Ранее дети и подростки содержались в пенитенциарных учреждениях наравне со взрослыми, что не способствовало их перевоспитанию, а лишь усугубляло преступные наклонности. При создании специальных учреждений привлекались не только силы государства, но и духовенства, земств, обществ и частных лиц. 5 декабря 1866 года был принят Закон «Об исправительных приютах» [1]. Данный закон впервые устанавливает особый порядок и место содержания несовершеннолетних правонарушителей, что явилось прогрессом в создании условий перевоспитания лиц, не достигших совершеннолетия. Стоит отметить, что царский закон в ст. 8 закреплял обучение Закону Божьему, чтению, письму и арифметики, а также труду -ремеслу или земледелию. Надо полагать, что такие учреждения не появились в необходимом количестве одномоментно, и дети продолжали содержаться наравне со взрослыми, при этом рос уровень преступности среди первых и государство было не в состоянии создать необходимую базу для содержания несовершеннолетних. Отсутствие единой педагогической политики перевоспитания несовершеннолетних, отраженной в актах государственной власти, продолжалось вплоть до установления Советской власти.

Первая мировая война, революция 1917 года, гражданская война изменили криминальную обстановку в нашем государстве. Одним из наиболее весомых факторов разгула преступности, на наш взгляд, является указ Временного Правительства от 6 марта 1917 года об амнистии, в результате которого на свободе оказались не только политические и религиозные осужденные, но и лица, совершившие уголовные преступления. Также в этот период на улицах оказались миллионы несовершеннолетних бродяг, оставшихся без попечения родителей в связи с вышеупомянутыми событиями. Сопоставляя эти факты, можно сделать вывод о том, что несовершеннолетние дети легко могли попасть под влияние «авторитетных» старших товарищей и вовлекались в совершение общественно опасных деяний. В результате наблюдался скачок преступности по всей стране, поскольку на свободе оказались рецидивисты; лица, не приспособленные к нормальным условиям

повседневной жизни, не прошедшие реабилитацию и отрицательно влияющие на неокрепших ребят. Стоит отметить, что отнюдь не все дети оказавшиеся волей судьбы на улице присоединились к криминальным элементам. Сердца многих из них горели революционными событиями, они стремились внести посильный вклад в события 1917 года. Молчаливыми, но в то же время такими красноречивыми источниками тому являются произведения таких авторов как А. Гайдар, П. Бляхин, П. Петров, И. Уткин и многих других, которые возвращают нас в события Великой Октябрьской революции и заставляют вздрагивать от подвигов юных революционеров.

Итак, в строящемся государстве назрела необходимость урегулирования и контроля за несовершеннолетними беспризорниками, ведь первые шаги в новое общество и государство у многих из них начинались на улице [2].

Декретом СНК РСФСР от 14.01.1918 «О комиссиях для несовершеннолетних» создаются комиссии для несовершеннолетних, теперь каждый конкретный случай рассматривается комиссией - суды и тюремное заключение отменяется. Открывались реформатории и земледельческие колонии, задачами которых был перевод несовершеннолетних лиц, содержащихся в тюрьмах, в данные заведения. Широкие полномочия по созданию мест лишений свободы отдавались местным органам власти, в связи с чем в разных регионах страны возникали колонии. Поскольку опыта содержания и управления учреждениями, направленными на перевоспитание несовершеннолетних в Российском государстве было откровенно мало, то система неоднократно подлежала корректировкам: например, со временем реформатории перестали существовать из-за отсутствия квалифицированных педагогов и экономической нерентабельности, на смену им появились трудовые дома.

Необходимо отметить общую тенденцию стремления законодателя революционного периода сделать акцент на труде, а именно это прослеживается в различных нормативно-правовых актах:

- П. «е» ст. 3 главы 2 Конституции РСФСР 1918г.: «в целях уничтожения паразитических слоев общества и организации хозяйства вводится всеобщая трудовая повинность»;

- Ст. 28 главы 3 Конституции УССР 1919г.: « У.С.С.Р. признает труд обязанностью всех трудящихся Республики и провозглашает лозунг: «Не трудящийся да не ест»;

- Ст. 9 Руководящих начал по уголовному праву СССР 1919г. говорит о том, что обезопасить общественный порядок от будущих преступных действий лица, уже совершившего преступление, можно или приспособлением его к данному общественному порядку, или, если он не поддается приспособлению, изоляцией его и, в исключительных случаях, физическим уничтожением его - таким образом подчеркивая право лица на реабилитацию без изъятия из общества;

- Ст. 8 Уголовный Кодекс РСФСР 1922г. Подтверждает и развивает положения Руководящих начал 1919: «Наказание и другие меры социальной защиты применяются с целью: а) общего предупреждения новых нарушений как со стороны нарушителя, так и со стороны других неустойчивых элементов общества; б) приспособления нарушителя к условиям общежития путем исправительно-трудового воздействия; в) лишение преступника возможности совершения дальнейших преступлений», дублирует это положение и Криминальный кодекс УССР 1922 года [3].

Анализируя представленные нормативно-правовые акты, можно прийти к выводу о том, что в приоритет ставилось «перевоспитание» правонарушителей, приспособление их к новым условиям жизни общества, в том числе путем трудового воздействия на них.

Позже это отразилось и в других законодательных актах, например, Исправительно-трудовом Кодексе РСФСР 1924, целью которого было провозглашено воздействие на неустойчивые элементы общества, предупреждение преступлений и дальнейших посягательств, при помощи мер исправительно-трудового воздействия [4]. Годом позже был принят

Исправительно-трудовой кодекс УССР 1925 года, в ст. 198 которого закреплено положение о несовершеннолетних правонарушителях и поставлены задачи научить их квалифицированному труду, расширить их умственный кругозор путем общего и специального образования, воспитать из них активных и сознающих свои права граждан.

Этот же принцип нашел отражение в методе, выработанным А.С. Макаренко, который в течение своей педагогической деятельности стремился найти наиболее оптимальный способ воздействия на малолетних правонарушителей и беспризорников. Как следует из его многочисленных трудов, в частности, «Педагогическая поэма», способ этот заключается, в том числе, в трудовой дисциплине и неизолированности несовершеннолетних правонарушителей от внешнего мира.

Ф.М. Достоевский писал: «Итак, самое сильное средство перевоспитания, переделки оскорбленной и опороченной души в ясную и честную есть труд».

Реализация принципа трудового воспитания в коммунах строилась на командной работе и высокой производительности, вот как вспоминает об этом воспитанник коммуны им. Ф.Э. Дзержинского И.Д. Токарев: « Когда Антон Семенович принял Коммуну им. Дзержинского, он сразу же стал заботиться о строительстве производственных мастерских. Коммунары строили мастерские своими руками. Сначала выпускались набалдашники для металлических кроватей, масленки. Но затем Макаренко добился, чтобы мастерские были оснащены самым передовым по тому времени оборудованием. И бывшие коммунары по праву гордятся тем, что на заводе им. Дзержинского были изготовлены первые отечественные электродрели, а также знаменитые фотоаппараты «ФЭД».

Можете себе представить, с каким удовольствием работали «дзержинцы», зная, что их труд необходим Родине. И понятно, что самым тяжким наказанием считалось отстранение от работы».

Отражение принципа трудового воспитания прослеживается и в современном российском законодательстве, так Уголовно-исполнительный

кодекс РФ в ст. 9 закрепляет одним из аспектов исправления осужденных -уважительное отношение к труду, также в данном кодексе устанавливается право осужденных на трудовое устройство и трудовая дисциплина, при этом устанавливается добросовестное отношение к труду. За исполнение требований, установленных к труду и учебе, могут применяться поощрительные меры, за нарушение - взыскания. Положения о труде лейтмотивом протекают по всему Кодексу. Именно на труде делается акцент, что означает актуальность перевоспитания трудом и по сей день. Наравне с трудом имеет значение и учебная деятельность. Говоря о целях перевоспитания - интегрировать несовершеннолетних в социальную среду, - важно помнить, что образованному человеку будет легче найти «общий язык» с внешним миром и стать полноценной его частью. Речь даже не о первичном образовании, которое дает школа, колледж, университет, а о самообразовании, стремлении к саморазвитию [5]. В «Педагогической поэме» Макаренко описывает, как коммунары вечерами собирались и читали вслух Горького, также в колонии имелась своя библиотека, музыкальный кружок.

В труде, учебе и других начинаниях колонистов наблюдалась дисциплина, однако она являлась не средством воспитания, а ее результатом. В воспоминаниях современников и трудах Макаренко А.С. нет прямых указаний на жесткое соблюдение дисциплины, скорее, воспитанники сами привили себе это качество в результате самоорганизации и «подтягивали» друг друга в этой части. Так, был создан комендантский отряд, которых тщательно следил за гигиеной среди колонистов; в обязанности отряда входили: уборка помещений, чистка рабочих мест и мест досуга, обход колоний с целью выявления нарушителей порядка и применения к ним санкций.

Важным аспектом воспитания оказалось и самоуправление, которое также нашло и законодательное отражение - ст. 188 Исправительно-трудового кодекса РСФСР 1924 года: «В целях воспитания общественных навыков и социального перевоспитания несовершеннолетних, в трудовых домах для несовершеннолетних организуются самоуправления...»

В Горьковской колонии сложилась система отрядов, о которой Макаренко пишет в своем труде «Педагогическая поэма»: «Система сводных отрядов делала жизнь в колонии очень напряженной и полной интереса, чередования рабочих и организационных функций, упражнений в командовании и в подчинении, движений коллективных и личных». При этой системе педагоги не вмешивались и не имели права отменять решения, принятые на «совете командиров», таким образом, у воспитанников вырабатывались управленческие навыки, возникало чувство ответственности за принятые решения перед коллективом, а также осознание своего «Я», весомости и необходимости вклада в жизнь колонии. Все эти навыки помогали ребятам стать всесторонне развитыми, готовыми к жизненным реалиям и делали из них полноценных членов общества.

Как упоминалось ранее, особенностью таких трудовых колоний было то, что они не были изолированы от внешней среды и находились в постоянном взаимодействии с местными жителями. Согласно ст. 4 Исправительно-трудового кодекса РСФСР 1924 года исправительно-трудовые дома должны были устраиваться преимущественно вне городов. Однако данное положение кодекса не исключает обустройство данных учреждений вблизи населенных пунктов, что также согласуется с видением Антона Семеновича на воспитательный процесс. Безусловно, контакты с внешнем миром были ограничены распорядком дня, обязанностями колонистов по выполнению работ в колонии и взысканиями в виде ограничения увеселительных мероприятий и выхода за пределы колонии, иначе бы чем отличалось учреждение подобного типа от обыкновенного летнего лагеря, где царит вседозволенность и безнаказанность.

Первой была открыта коммуна им. М. Горького в селе Ковалёвка под Полтавой (Украинская ССР) в 1920 году по решению Полтавского отдела народного образования и колонисты непосредственно контактировали с населением, что на первых этапах, конечно же, приводило к новым правонарушениям, но спустя время были налажены отношения между селянами

и воспитанниками коммун. В целом, это дало положительный результат: во-первых, колонисты адаптировались к реальным социальным условиям, учились жить в обществе, взаимодействовать, во-вторых, сами местные жители обращались в колонии за помощью, ведь ребята вели свое хозяйство, развивали ремесло. «Сделалось обыкновенным, что за каждым нашим сводным обязательно увязывался приятель с хутора, который приносил с собою тайком взятую в клуне сапку или лопату. Эти ребята и по вечерам наполняли колонбию и незаметно для нас сделались ее непременной принадлежностью. По их глазам было видно, что сделаться колонистом становилось для них мечтой жизни. Некоторым это потом удавалось, когда внутрисемейные, бытовые и религиозные конфликты выталкивали их из отцовских объятий. И наконец, разложение хутора увенчалось самым сильным, что есть на свете: не могли устоять хуторские девчата против обаяния голоногого, подтянутого, веселого и образованного колониста». Таким образом, происходило взаимовыгодное взаимодействие, которое позволяло ребятам жить среди селян и изучать законы поведения в обществе [5].

Стоит отметить важность взаимодействия не только с миром за границами коммун, но и отношений внутри нее, особенно касательно отношений между воспитателями и воспитанниками. Поскольку дети в принципе очень чуткие и чувствуют отношение к себе на глубоком эмоциональном уровне, а дети, оказавшиеся в тяжелой жизненной ситуации, еще более восприимчивы и насторожены, необходимо приложить большие усилия, чтобы завоевать расположение подростка, потерявшего доверие к взрослым, ощетинившегося на окружающий мир. Воспитателям колонии необходимо быть с «открытой душой» и не слепо выполнять свои должностные обязанности, а любить свое дело, отдаваться ему полностью: быть внимательным и искренним. На этот счет писал еще один выдающийся педагог Василий Александрович Сухомлинский, чья педагогическая концепция заключалась в приоритете личности воспитанника и способствовании всеми способами развитию его потенциала: «Воспитанник чувствует, что педагог

придумал свой фокус с доверием только для того, чтобы усилить контроль» [6]. Исправительно-трудовой кодекс РСФСР от 1924г. в ст. 88 отражает данный принцип таким образом, что за каждым учителем-воспитателем закреплены группы заключенных ребят, и он изучает личность и характер подопечных, наблюдает за их поведением как в стремлении к занятиям, так и во взаимоотношениях между собой. Данные наблюдения заносились в листки-характеристики и журналы и, на основании личностных качеств и характера преступления, определялся курс воспитательно-исправительной работы с заключенным. Как мы видим, законодателем уделено внимание и порядку работы воспитателей и акцентируется внимание на индивидуальной работе и развитии личности, о чем говорит учение Макаренко [7].

Антон Семенович Макаренко относился к педагогам с большой буквы. Из воспоминаний Алексея Землянского - бывшего воспитанника колонии - следует, что Макаренко активно устраивал беспризорников, найденных в подземельях и трущобах в коммуны; других приводил в порядок и отправлял в детские колонии. Этот вклад в борьбе с беспризорностью может показаться незначительным в масштабах государства, но он показателен, ведь этот человек делал все, что в его силах, направлял и отдавал свою энергию общественно-полезному делу, завоевывая все большую благодарность и признание со стороны спасенных ребят. Такие поступки А.С. Макаренко свидетельствуют лишь о широте души и стопроцентной отдаче своей профессии, что в идеале и требуется от каждого педагога.

Хочется подытожить вышесказанное мыслями Ф.М. Достоевского: «Гуманное и до тонкости предупредительное обращение с мальчиками воспитателей (хотя, впрочем, они и умеют быть строгими, когда надо), — мне кажется, не совсем достигает в некоторых случаях до сердца этих мальчиков и, уж конечно, и до их понятия. Им говорят вы, даже самым маленьким. Это вы показалось мне здесь несколько как бы натянутым, немного как бы чем-то излишним. Может быть, мальчики, попав сюда, сочтут это лишь за господскую затею. Одним словом, это вы, может быть, ошибка и даже

несколько серьезная. Мне кажется, что оно как бы отдаляет от детей воспитателя; в вы заключается как бы нечто формальное и казенное, и нехорошо, если иной мальчик примет его за нечто как бы к нему презрительное. [8] Ведь не поверит же он в самом деле, что он, видевший такие непомерные виды и выслушивавший самую неестественную брань, наконец, проворовавшийся до потери удержу, так вдруг заслужил такое господское обращение. Одним словом, ты, по-моему, было бы более похожим на реальную правду в настоящем случае, а тут как бы все немного притворяются. Ведь гораздо же лучше, если дети наконец осмыслят, что воспитатели их не гувернеры, а отцы их, а что сами они — всего только лишь дурные дети, которых надобно исправлять. Впрочем, может быть, это вы и не испортит мальчика; а если его и скорчит потом от ты или даже от брани, которую он услышит опять неминуемо, в тот же самый день, как его выпустят из заведения, то еще с большим умилением вздохнет по своей колонии» [9].

Анализируя вышесказанное, можно сделать вывод, что вся воспитательная система Макаренко базировалась на началах единого коллектива: ученического, воспитательного, бытового, рабочего и других его формах. Коллектив как единое целое служит здоровой средой для развития личности, при этом, будучи отлаженным механизмом, коллектив не подавляет индивидуальность, а развивает чувство социальной ответственности перед другими. Ведь многие бродяги привыкли выживать, заботясь только о себе и не получая помощи от других, что не приведет к нормальному сосуществованию в обществе. Антон Семенович вывел следующий закон существования коллектива: движение - форма жизни коллектива, остановка - его смерть, то есть необходим постоянный прогресс каждого члена коллектива для поступательного развития самого коллектива и на выходе из полноценного коллектива мы получаем состоявшуюся, зрелую личность.

В настоящее время популярно выражение: «В слове "команда" нет буквы "Я"», однако с этим высказыванием можно поспорить, обратив внимание на выпускников коммун, которые из оборванных бродяг и правонарушителей

вырастали в уважаемых граждан, высококвалифицированных специалистов. Человек существо социальное и так или иначе создает окружение вокруг себя, формируя «команду» - это неизбежно, а чтобы быть в гармонии со своей командой необходимо прилагать усилия всем ее членам, на что и направлено учение Антона Семеновича.

Коммуны часто посещали иностранные делегации, так в 1933 году французский посол Альфан и Эдуард Эррио стали гостями детской трудовой коммуны им. Дзержинского. Они были поражены чистотой и порядком, отличающими коммуну. Однако имелись и вопросы спорного характера, например, Эррио искренне не понимал, как под одной крышей содержатся простые беспризорные подростки и те, кто имеет профессионально-уголовные навыки. Макаренко отвечал, что советская педагогика не признает врожденной преступности и что основными методами воздействия являются дисциплина коллектива и коллективный труд, а также объяснил, что «нормальных» детей надо научить сопротивляться вредному влиянию, от него нельзя изолировать, где-нибудь, когда-нибудь «нормальный» ребенок с ним столкнется. Пусть столкнется, но должен устоять.

Методы воспитания Макаренко безусловно применимы в настоящее время, но с определенными корректировками, ведь научно-технический прогресс познакомил общество с новыми технологиями и информационно-телекоммуникационными сетями, некоторая часть жизни современного человека переместилась в «on-line», что открывает как многие перспективы, так и создает дополнительные проблемы. Однако теория воспитания, разработанная Антоном Семёновичем - базовая и не потеряет своей актуальности, а современность лишь обязывает нас внести прогрессивные изменения. Одним из ярких последователей методики Макаренко А.С. был Игорь Петрович Иванов, который создал на базе учения Макаренко концепцию социально-педагогического движения, которая получила название «Коммунарское движение». По настоящее время в России действуют коммунарские коллективы - Межрегиональная общественная организация

«Движение коммунаров в России», Архангельский городской штаб имения Гайдара и другие организации, успешно воплощающие теорию Антона Семеновича о построении идеального коллектива.

Дети — это живые жизни, и жизни прекрасные, и поэтому нужно относиться к ним, как к товарищам и гражданам, нужно видеть и уважать их права и обязанности — право на радость и обязанность ответственности1.

Весь мир насилья мы разрушим До основанья, а затем Мы наш, мы новый мир построим, — Кто был ничем, тот станет всем.

Библиографический список:

1. Полное Собрание Законов Российской Империи: Собрание второе: [С 12.12.1825 по 28.02.1881]: [В 55-ти т. с указ.]. - СПб., с. 1830-1885.

2. История Советской Конституции в документах. - М., 1957. - 1046

с.

3. Достоевский Ф.М. Содержание [Том 13] // Достоевский Ф.М. Собрание сочинений в 15 томах. СПб.: Наука, 1994. Т. 13. С. 538—541.

4. Кондрашин В.В. Голод в СССР 1929-1934 в 3томах. - Том 3. Лето 1933 - 1934 гг./отв. ред. В.В. Кондрашин. - М.: МФД, 2011. С. 545-546.

5. Макаренко, А.С. Флаги на башнях// А.С. Макаренко. - М.: Директ-Медиа, 2014, - Т.6. -527с.

6. Макаренко, А.С. Педагогическая поэма// Восточно-Сибирское книжное издательство. 1981 . - 624 с.

7. Остроменцкая, Н.Ф. Навстречу жизни. Колония им. Горького/ Н.Ф. Остромецкая/ Народный учитель. - 1928. - 1,2 (янв.фев.). - С. 42-77.

1 Макаренко, А.С. Флаги на башнях// А.С. Макаренко. - М.: Директ-Медиа, 2014, - Т.6. -143с.

8. Сухомлинский, В.А. Этюды о В.А. Сухомлинском. Педагогически апокрифы//Акта-издание. 2008. - 563с.

9. Фонотов, М.С Времена Антона. Судьба и педагогика А.С. Макаренко. Свободные размышления// Издательство Игоря Розина. 2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.