Научная статья на тему 'Опыт кодификации миграционного законодательства в странах Азиатско-Тихоокеанского региона и о необходимости его учета в российском законотворчестве'

Опыт кодификации миграционного законодательства в странах Азиатско-Тихоокеанского региона и о необходимости его учета в российском законотворчестве Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
221
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОТВОРЧЕСТВО / МИГРАЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / КОДИФИКАЦИЯ / ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ / ЮРИДИЧЕСКАЯ НАУКА И ПРАКТИКА / ЗАКОННОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кобец Петр Николаевич

Анализу законодательства стран АТР в XXI столетии, уделяется все большее внимание. Задачи правотворчества всегда стояли перед юридической наукой. Совершенствование законодательства должно происходить на подлинно научной основе с использованием положительного зарубежного опыта. Но для этого нужно иметь как теоретическую базу в виде научных концепций, так и действенный механизм внедрения в законодательную практику предложений, соответствующих общественному сознанию и отражающих реальные социальные потребности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт кодификации миграционного законодательства в странах Азиатско-Тихоокеанского региона и о необходимости его учета в российском законотворчестве»

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

2015 № 1

БОРЬБЫ С ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ

СРАВНИТЕЛЬНОЕ ПРАВОВЕДЕНИЕ

ОПЫТ КОДИФИКАЦИИ МИГРАЦИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СТРАНАХ АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОГО РЕГИОНА И О НЕОБХОДИМОСТИ ЕГО УЧЕТА В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОТВОРЧЕСТВЕ

КОБЕЦ Петр Николаевич

Аннотация. Анализу законодательства стран АТР в XXI столетии, уделяется все большее внимание. Задачи правотворчества всегда стояли перед юридической наукой. Совершенствование законодательства должно происходить на подлинно научной основе с использованием положительного зарубежного опыта. Но для этого нужно иметь как теоретическую базу в виде научных концепций, так и действенный механизм внедрения в законодательную практику предложений, соответствующих общественному сознанию и отражающих реальные социальные потребности.

Ключевые слова: правотворчество, миграционное законодательство, кодификация, зарубежный опыт, юридическая наука и практика, законность.

Проведем краткий анализ кодификации миграционного законодательства в ряде стран АТР, и начнем с Японии. В Уголовном кодексе Японии в рамках борьбы с незаконной миграцией предусмотрена ответственность за следующие преступления. Во-первых, это преступления, состоящие в подделке документов (глава 17): уголовно наказуемы деяния, заключающиеся в подделке, переделке официального документа (ст. 155), а также в использовании поддельных документов и покушении на совершение этого деяния. Помимо этого имеются ст. 226, 227: захват и увод с отправкой за границу и торговля людьми (для отправки за пределы Японского государства); пособничество в захвате и уводе, и прием захваченного или уведенного лица (уголовному наказанию подлежат те, кто принимал, скрывал, способствовал не обнаружению захваченного, уведенного, проданного лица, кто в корыстных целях или с целью разврата принимал захваченное, уведенное или проданное лицо).

Интересен опыт Китая, как одной из ведущих азиатских стран. Уголовный кодекс Китайской Народной Республики в рамках борьбы с незаконной миграцией и торговлей людьми УК КНР устанавливает уголовную ответственность за похищение женщины или ребенка, принуждение похищенной женщины к занятию проституцией, продажу ее третьему лицу, принуждающему ее к проституции, руководство группой, занимающейся похищением женщин и детей на продажу, продажа за гра-

ницу (ст. 240); предусматривает ответственность за покупку похищенных в целях продажи женщин или детей (ст. 241). В главе 6 (преступления против порядка общественного управления) выделен §3 (преступления против управления государственной границей). Данный параграф предусматривает ответственность за организацию нелегального пересечения государственной границы третьими лицами; руководство группой, организующей нелегальное пересечение; причинение последствий в виде тяжких увечий или смерти лиц, нелегальное пересечение границы которыми было подготовлено (ст. 318); осуществление мошеннических действий; получение обманным путем паспортов, виз и других выездных документов под видом экспорта рабочей силы или осуществления торгово-экономического обмена (ст. 319); нелегальную перевозку третьих лиц через государственную границу (ст. 321)1.

Никак не обойтись без рассмотрения опыта США, который наиболее интересен из всех представленных стран. Одну из немногих попыток, осуществить анализ правовых мер борьбы с незаконной миграцией и торговлей людьми, в США предприняла профессор Салли Стокер. Она отмечает, что «общим» федеральным законом, регламентирующим торговлю людьми в Соединенных Штатах, является закон о белом рабстве (“Mann Act/White Slave

1 Уголовный кодекс Китайской Народной Республики : пер. с кит./ под ред. А.И. Коробеева. Владивосток : Изд-во Дальневосточного университета, 1999.

50

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

2015 № 1

______________БОРЬБЫ С ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ

Act”). Данный закон применяется к любому (независимо от достижения совершеннолетия), кто сознательно перемещает другое лицо через границу штата или государства с целью вовлечения в проституцию или совершение иных правонарушений сексуального характера. Проститутка в данном случае является жертвой, и ее согласие не смягчает вину. Наказывается такое деяние лишением свободы на срок до 10 лет2. Заметим, что данный закон входит в Свод Законов США и включен в главу 117 раздела 18. Самой известной и чаще всего применяемой статьей является ст. 2421, однако используются и другие его статьи: 2422, 2423.

28 октября 2000 г. Президент США подписал Закон о защите жертв торговли («Trafficking Victims Protection Act of 2000»), который позволит преследовать перевозчиков и посредников, ввозящих женщин и детей в страну в целях эксплуатации, а также защитить и проводить реабилитационные процедуры в отношении жертв таких преступлений3. Закон о трэффике развивает положения Акта о белом рабстве, внося изменения в главу 77 раздела 18 Свода законов США и ужесточая ответственность за содержание в рабских условиях, похищение, завлечение для последующей продажи в рабство и прочих деяний, так или иначе связанных с рабским статусом или институтами, сходными с рабством. Глава 77 раздела 18 была дополнена шестью новыми статьями (1589-1594). Статья 1590 определяет как преступное деяние торговлю в целях шпионажа, рабства, рабского или принудительного труда, рассматривая в данном случае торговлю как рекрутирование, укрывательство, транспортирование, обеспечение или получение труда или услуг. Статья 1591 определяет как преступление торговлю детьми в целях сексуальной эксплуатации или торговлю людьми путем применения силы, обмана или принуждения, а также получение любых доходов от участия в акте торговли.

В отдельную статью 2251А4 главы 1105, находящуюся вне рамок «Mann Act» и «Protection Act», вынесена торговля детьми в целях последующего вовлечения в поведение откровенно сексуального характера с последующим запечат-

2 См.: Стокер С. Торговля людьми как одна из форм проявления организованной преступности // Транснациональная организованная преступность: дефиниции и реальность : монография. Владивосток : Изд-во Дальневосточного университета, 2001. С. 202-205.

3 Там же. С. 202.

4 Введена Pub. L. 100-690, title VII, Sec. 7512 (a), Nov. 18, 1988, 102 Stat. 4486.

5 Глава посвящена сексуальной эксплуатации и иным зло-

употреблениям в отношении детей.

лением на визуальных носителях. Непременным условием привлечения к ответственности является перемещение несовершеннолетнего или преступника между штатами или государствами, распространение или перевозка материалов любыми способами через границы штатов или государств, в том числе по почте и Интернету.

Также в настоящее время действуют §1328 Свода законов США, устанавливающий уголовную ответственность за импорт в США иностранцев с целью проституции или в иных аморальных целях, §1541 за подделку паспортов и виз, а также §1583 за обращение в рабство путем похищения или увоза какого-либо лица с намерениями продажи его в подневольную службу или содержания его в качестве раба. Наказанию также подлежит тот, кто склоняет, убеждает, принуждает лицо подняться на борт судна или пойти в другое место с целью обращения его в рабство или вывоза из страны для обращения в рабство, кто сознательно и по собственной воле продает или привозит в Соединенные Штаты любых лиц с целью подневольного порабощения (§1584)6. Свод законов США предусматривает наказания за так называемые мисдиминоры. Согласно §1306 наказанию подлежит иностранец за умышленный отказ от подачи заявления для регистрации или от прохождения дактилоскопирования, за не предоставление письменного уведомления о смене места жительства, за умышленное предоставление ложной информации при регистрации. Уголовный кодекс штата Калифорния, дополняя федеральное законодательство, устанавливает ответственность за похищение человека (§207а, b). Виновным в данном преступлении считается лицо, которое насильно или любым другим способом, вселяющим страх, похитит, задержит, удерживает любое лицо в данном штате либо перевезет его в другую страну; лицо, которое уговаривает, завлекает фальшивыми обещаниями ребенка до 14 лет выехать из страны.

Как видим, уголовное право США, Японии, и даже Китая несколько более полно регламентирует вопросы борьбы с незаконной миграцией. Введены статьи, устанавливающие уголовную ответственность за насильственное перемещение людей через границу, торговлю людьми (УК Японии), похищение женщин и детей, продажу их за границу; организацию нелегального пересечения государственной границы и нелегальную перевозку третьих лиц

6 Уголовное право США : сб. норм. актов / сост., ред. И.Д. Козочкин. М. : Изд-во РУДН, 1985.

51

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

2015 № 1

______________БОРЬБЫ С ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ

через государственную границу (УК КНР). Что касается американского законодательства, то в части норм, криминализирующих торговлю людьми, оно в большей мере соответствует международному праву, в частности, Протоколу ООН против торговли людьми 2000 г., чем национальное законодательство иных стран.

Отсутствие комплексного регулирования миграционных проблем на федеральном уровне -свидетельство слабости федерального законода-тельства7. Пожалуй, это главная причина того, что в субъектах Российской Федерации вопросы миграции часто не решаются как в интересах самого субъекта Федерации, так и в интересах мигрантов с целью их скорейшей и безболезненной интеграции в социально-экономическую и демографическую среду8. Основная опасность внешней миграции как нерегулируемого передвижения миллионных масс населения заключается

7 См.: Кобец П.Н. О проблеме предупреждения преступности незаконных мигрантов и необходимости совершенствования миграционного законодательства современной России // Россия: тенденции и перспективы развития. Ежегодник. Вып. 9. Ч. 1. / РАН. ИНИОН. Отд. науч. сотрудничества и международных связей ; отв. ред. Ю.С. Пивоваров. М., 2014. С. 221.

8 Кобец П.Н. Противодействие миграционной преступности в Российской Федерации : монография. М. : НУ ОАОУ, 2013. С. 37.

52

именно в самих миграционных потоках, оказывающих негативное комплексное воздействие на многие стороны жизни России9.

Следует отметить, что необходимо не только совершенствовать действующее законодательство Российской Федерации, но и принимать новые законы. Нужен Федеральный закон «О миграции», «Миграционный кодекс Российской Федерации», Федеральный Закон «О регистрационном учете населения в Российской Федерации»10.

Данные законы ограничивали бы свободу передвижения в пограничных зонах, закрытых территориальных образованиях, территориях, где введено чрезвычайное и военное положение, в зонах проведения контртеррористических операций, в тех регионах, где миграционная ситуация создает угрозу для безопасности населения Российской Федерации.

9 Кобец П.Н. О социально-экономических последствиях криминальной миграции // Социально-экономические проблемы современного общества : материалы III международной научнопрактической конференции, 1-2 июня 2013 г. Прага : Vedecko vydavatelske centrum «Sociosfera-CZ», 2013. С. 18.

10 Кобец П.Н. С. О незаконной внешней миграции в России середины второго десятилетия XXI столетия // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире : материалы VI Международной научно-практической конференции (17 июня 2014 г., г. Санкт-Петербург). Т. 3. СПб. : Информационно-издательский учебно-научный центр «Стратегия будущего», 2014. 68.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.