DOI 10.47576/2712-7559_2022_6_28 УДК 339.74
Голубев Артем Петрович,
аспирант Департамента мировых финансов, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, Россия, е-mail: [email protected]
ОПЫТ КИТАЯ В ПРОВЕДЕНИИ ПОЛИТИКИ ВАЛЮТНОГО КУРСА В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОТИВОСТОЯНИЯ С США
В статье исследуется проводимая Китаем политика валютного курса на фоне экономического противостояния с США. Особое внимание уделено анализу используемых правительством Китая инструментов регулирования курса юаня в целях создания условий для устойчивого развития национальной экономики и в ответ на проводимую США политику сдерживания КНР. Определены тенденции проводимой Китаем политики валютного курса и ключевые направления ее развития, а также обоснована роль курса юаня как важнейшего инструмента поддержания экономического роста.
Ключевые слова: политика валютного курса; экономический конфликт; центральный банк; юань; доллар; торговый баланс; международные финансовые организации.
UDC 339.74
Golubev Artem Petrovich,
postgraduate student of the Department of World Finance, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia,
e-mail: [email protected]
CHINA'S EXPERIENCE IN PURSUING AN EXCHANGE RATE POLICY IN THE FACE OF ECONOMIC CONFRONTATION WITH THE UNITED STATES
The article examines the exchange rate policy pursued by China against the backdrop of an economic confrontation with the United States. Particular attention is paid to the analysis of the tools used by the Chinese government to regulate the yuan exchange rate in order to create conditions for the sustainable development of the national economy and in response to the US policy of containment of the PRC. The trends of China's exchange rate policy and the key directions of its development are determined, and the role of the yuan exchange rate as the most important tool for supporting economic growth is substantiated.
Keywords: exchange rate policy; economic conflict; central bank; yuan; dollar; trade balance; international financial organizations.
Обменный курс между китайским юанем и долларом США является показателем относительной экономической силы, а также оказывает прямое воздействие на экономику каждой страны, влияя на стоимость импорта и экспорта. В целом более сильный обменный курс делает экспорт страны более дорогим, что может снизить спрос на него. При этом более сильный обменный курс удешевляет импорт, потенциально увеличивая спрос в долгосрочной перспективе и помогая
сдерживать внутреннюю инфляцию в краткосрочной перспективе.
Таким образом, более слабый юань по отношению к доллару обычно делает китайские товары, экспортируемые в США, более дешевыми, увеличивая спрос, в то время как экспорт в Китай становится более дорогим, снижая спрос. В результате дефицит торгового баланса США увеличится. Укрепление юаня по отношению к доллару имело бы противоположный эффект. Поскольку поло-
жительное сальдо торгового баланса Китая с США достигло 396 миллиардов в 2021 г., его обменный курс стал яблоком раздора [2]. США в течение ряда лет заявляли, что обменный курс юаня слишком слаб, что снижает стоимость китайского экспорта в США и усиливает торговый дисбаланс. Кроме того, Китай использует заниженный курс юаня, чтобы частично компенсировать влияние торговых тарифов Штатов, удешевив покупку китайских товаров.
Обменный курс между китайским юанем и долларом США, как и в случае с другими валютными парами, представляет собой стоимость одной валюты по отношению к другой. Доллар свободно конвертируется в валюты всех развитых стран без ограничений, и его торгово-взвешенная стоимость, выраженная индексом доллара (DXY), влияет на его стоимость по отношению к китайскому юаню, обменный курс которого регулируется правительством Китая.
В случае с Китаем более низкий показатель обменного курса юаня фактически указывает на более сильную китайскую валюту, поскольку это означает, что для покупки одного доллара требуется меньше юаней. Точно так же нисходящий график обменного курса доллара США к китайскому юаню отражает траекторию повышения стоимости юаня, а восходящий график отражает обесценение юаня.
В течение десяти лет, начиная с 1995 г., Пекин поддерживал «привязку к твердой валюте» на уровне 8,38 по отношению к доллару США на фоне экспортного бума в стране, что вызвало критику со стороны правительства США за то, что Китай искусственно сдерживал стоимость юаня посредством валютных интервенций, чтобы его экспортеры получали конкурентное преимущество на мировом рынке. Но в июле 2005 г. Народный банк Китая (НБК) ревальвировал юань на 2,1 % и объявил о переходе к «мягкой привязке», которая позволила валюте более свободно торговаться в рамках режима управляемого обменного курса. Огромное расширение экономических связей между США и Китаем, которое ускорилось после вступления Китая во Всемирную торговую организацию в 2001 г., привлекло внимание к обменному курсу юаня по отношению к доллару [6].
В последние годы НБК прекратил свое обычное вмешательство на валютном рынке, оставив обменный курс юаня в большей степени определяемым силами покупателей и продавцов на валютном рынке. Тем не менее Пекин использовал другие инструменты, чтобы продолжать управлять юанем, при этом введение строгого контроля за движением капитала до сих пор было наиболее эффективным инструментом в сдерживании падения юаня.
НБК устанавливает дневной базовый курс юаня по отношению к доллару США, который формирует центр его допустимого торгового диапазона в течение дня и отражает его намерения в отношении валюты. Курс юаня может расти или падать на 2 % в обе стороны от дневного паритета, который НБК часто использует, чтобы сигнализировать рынку о своей позиции в отношении валюты. Время от времени НБК также включал так называемый «контрциклический фактор» в формулу, используемую для расчета дневного паритетного курса юаня. Он использовал его для поддержания относительной стабильности юаня по отношению к доллару США перед лицом сильного обесценивающего давления на свою валюту.
Министерство финансов США объявило Китай валютным манипулятором в августе 2019 г. после того, как юань впервые за более чем десятилетие ослаб ниже ключевого психологического порога в 7 % к доллару в ответ на угрозу США ввести новый 10-процентный тариф на китайский импорт стоимостью 300 миллиардов долларов США, еще не облагаемый тарифами, что добавило бы рисков для экономики Китая [10].
В рамках первой фазы торговой сделки, подписанной в январе 2020 г., Китай пообещал не участвовать в конкурентной девальвации валюты. Китай также согласился опубликовать соответствующую информацию, касающуюся обменных курсов и внешних балансов. В пятой главе соглашения, озаглавленной «Макроэкономическая политика, вопросы обменного курса и прозрачность», пункт четвертый общих положений гласит, что стороны должны соблюдать связанные с валютой обязательства, взятые каждой из них в коммюнике G20, в том числе воздерживаться от конкурентной девальвации и тар-гетирования обменных курсов в конкурент-
ных целях. В статье 5.2 сделки, касающейся практики обменного курса, также говорится, что каждая сторона подтверждает, что в соответствии со статьями соглашения МВФ она обязана избегать манипулирования обменными курсами или международной валютной системой с целью предотвращения эффективной корректировки платежного баланса или получить несправедливое конкурентное преимущество [3].
В рамках вышеуказанного в 2020 г. НБК отказался от использования контрциклического фактора, доверив установку дневного паритета юаня рыночным механизмам. Тем не менее власти Китая переходят к более жесткой политике обменного курса, чтобы помочь внутреннему потреблению в ответ на вероятность сохранения напряженности между США и Китаем в ближайшие годы.
В целом укрепление юаня с 2020 г. по 1 квартал 2022 г. можно обосновать ослаблением курса доллара США, сильным экспортным потенциалом страны и исчезновением ожиданий снижения нормы обязательных резервов банков. Укрепление юаня может увеличить шансы на приток большего количества иностранного капитала на рынки облигаций и акций страны.
В настоящее время Китай делает ставку на «гибкий» обменный курс юаня и стабильную экономику в экономическом противостоянии с США. Китайское правительство считает, что экономическая политика, в том числе ставка на «гибкость» обменного курса юаня, справляется с давлением от проводимой Федеральной резервной системой США (ФРС) более жесткой монетарной политики «сужения» [4]. Развитая экономика Китая и гибкость обменного курса юаня, которая может в будущем играть более важную роль в его саморегулировании, создают ему хорошие возможности для того, чтобы нивелировать шоки от ужесточения политики ФРС, включая отток «горячих» денег из страны. Так, активность Государственного валютного управления Китая (SAFE) проявляется по мере того, как ФРС прибегает к сокращению ежемесячных покупок активов и, возможно, в 2023 г. к повышению процентных ставок.
Перспектива ужесточения денежно-кредитной политики США напоминает о политических шагах ФРС в 2013 г., которые привели к бегству инвесторов с развивающихся
рынков и обесцениванию юаня. При этом влияние проводимой ФРС политики можно контролировать благодаря прочным экономическим основам, положительному платежному балансу и инструментам макропруден-циальной корректировки.
НБК готов оказывать меньшее влияние на валютный рынок, что способствует большей волатильности. Китайские власти уже заявили о готовности смириться с большей вола-тильностью юаня [7]. Таким образом, с 2020 по 2022 г. юань стал более волатильным. Однако, как и прежде, курс юаня может расти или падать на 2 % в обе стороны от дневного паритета, который НБК часто использует, чтобы сигнализировать рынку о своей позиции в отношении валюты.
При этом китайские регулирующие органы ведут борьбу с манипулированием валютным рынком, предупредив экспортеров, что они должны оставаться нейтральными к валютному риску. Так SAFE призвало китайские компании лучше управлять своими валютными рисками и использовать инструменты хеджирования, а также усилило ма-кропруденциальную оценку трансграничных потоков капитала и внимательно следит за операциями с иностранной валютой.
Несмотря ни на что, китайская экономика остается привлекательной для инвестиций после того, как она успешно сдержала первоначальную вспышку коронавируса, а промышленный сектор быстро восстановил свою роль основного производителя потребительских товаров в мире. Китай привлек более 120 млрд долларов США прямых иностранных инвестиций за 2021 г., что на 3 % больше, чем годом ранее. Между тем иностранные инвесторы увеличивали свои вложения в китайские облигации в течение 36 месяцев подряд по сравнению с тем же периодом на 88 млрд юаней больше (13,7 млрд долларов США) до 3,47 трлн юаней к концу 2021 г. [8]
Также следует отметить, что Китай в рамках проводимой им политики валютного курса настроен на интернационализацию юаня, чтобы избежать возможных санкций со стороны США. Данная проблема приобрела особенно острый характер после того, как США запретили системно значимым российским банкам доступ к межбанковской системе обмена сообщениями SWIFT, постаравшись
изолировать Россию от международных трансграничных расчетных платежей.
Одним из инструментов в достижении цели интернационализации юаня является повышение его авторитета и усиление позиций в рамках Международного валютного фонда (МВФ). Китайский юань впервые был включен в корзину специальных прав заимствования (СДР) в 2016 г., закрепив усилия страны по легитимации своей валюты на международном уровне. СДР служат международными резервными активами, дополняющими существующие валютные резервы стран-членов МВФ. СДР не являются валютой, а скорее служат «расчетной единицей» для МВФ и других международных органов и могут быть обменены на включенные валюты. СДР пересматриваются и обновляются каждые пять лет. Чтобы быть включенной в корзину СДР, валюта должна соответствовать критериям экспорта и свободного использования. Критерий экспорта считается выполненным, если страна-эмитент является членом МВФ, а валюта входит в пятерку крупнейших мировых активов. Другой критерий соблюдается, если валюта широко используется для платежей и торгуется на основных рынках.
МВФ в мае 2022 г. повысил веса доллара и юаня в корзине СДР, что говорит о возросшем влиянии китайской валюты на глобальные финансы. Таким образом, вес доллара вырос до 43,38 % с 41,7 %, а юаня поднялся до 12,28 % с 10,92 %. И наоборот, удельный вес евро упал до 29,31 % с 30,93 %, иены упал до 7,59 % с 8,33 %, а вес британского фунта стерлингов упал до 7,44 % с 8,09 %. При этом МВФ заявил, что обновленные веса были определены изменениями в торговле и финансовом рынке с 2017 по 2021 г. [5]
В июне 2022 г. НБК заявил, что создаст резервный пул ликвидности в юанях в сотрудничестве с Банком международных расчетов (BIS) и пятью другими регулирующими органами, чтобы обеспечить валютный якорь в Азиатско-Тихоокеанском регионе [9]. План создания резерва ликвидности в юанях появился вследствие обеспокоенности Пекина доминированием доллара США.
Пекин работает с BIS, Индонезией, Малайзией, Гонконгом, Сингапуром и Чили над пулом резервов ликвидности, и каждая организация внесет минимум 15 млрд юаней (2,2
млрд долларов). Средствами будет управлять BIS, а механизм ликвидности в юанях обеспечит страховку в периоды волатильно-сти рынка в будущем.
Одна из главных функцией резервного пула ликвидности в юанях заключается в том, что при необходимости участвующие центральные банки смогут не только использовать свои взносы, но также получат доступ к дополнительному финансированию через окно обеспеченной ликвидности.
Китай стремится увеличить глобальное использование юаня и подписал двусторонние валютные свопы с 40 странами. Некоторые из крупнейших включают по 400 млрд юаней с Гонконгом и Южной Кореей, по 350 млрд юаней с Банком Англии и Европейским центральным банком, 300 млрд юаней с Сингапуром и еще 150 млрд юаней с Россией [1].
Пекин также разработал Систему трансграничных межбанковских платежей (CIPS), альтернативу SWIFT, а также изучает возможность использования цифрового юаня для трансграничных платежей.
Все это указывает на то, что НБК прилагает огромные усилия для содействия созданию институциональной инфраструктуры международных платежей, не зависящих от действий США.
Список литературы
1. China's move banks on greater use of yuan // South China Morning Post - 2022. URL: https://www.scmp.com/ comment/opinion/article/3183917/china-move-banks-greater-use-yuan?module=perpetual_scroll_0&pgtype=ar ticle&campaign=3183917 (дата обращения: 01.10.2022).
2. China's Total Export & Import Values by Country/ Region, December 2021 (in USD) // Официальный сайт Главного таможенного управления Китайской Народной Республики. 2022. URL: http://english.customs.gov. cn/Statics/46bdb268-260d-46a1-adde-e3cebcaf6817.html (дата обращения: 01.10.2022).
3. Economic and Trade Agreement Between the Government of the United States and the Government of the People's Republic of China. 2020. P. 50-52.
4. Foreign Exchange Receipts and Payments Data for the First Half of 2022 // Официальный сайт Государственного валютного управления Китайской Народной Республики. 2022. URL: https://www.safe.gov.cn/ en/2022/0722/1982.html (дата обращения: 01.10.2022).
5. IMF Executive Board Concludes Quinquennial SDR Valuation Review and Determines New Currency Weights for SDR Valuation Basket // Официальный сайт Международного валютного фонда. 2022. URL: https:// www.imf.org/en/News/Articles/2022/05/14/pr22153-imf-board-concludes-sdr-valuation-review (дата обращения: 01.10.2022).
6. IMF Working Paper: China's Evolving Exchange Rate Regime / S. Das // Официальный сайт Международного валютного фонда. 2019. URL: https://www. imf.org/en/Publications/WP/Issues/2019/03/07/Chinas-Evolving-Exchange-Rate-Regime-46649 (дата обращения: 01.10.2022).
7. Publicity Department of CPC Central Committee Holds Press Conference on Reform and Development of Financial Sector Since 18th CPC National Congress // Официальный сайт Государственного валютного управления Китайской Народной Республики. 2022. URL: https://www.safe.gov.cn/en/2022/0623/1980.html (дата обращения: 01.10.2022).
8. Statistical Communique of the People's Republic of China on the 2021 National Economic and Social Development // Официальный сайт Национального бюро статистики Китая. 2022. URL: http://www.stats.gov. cn/english/PressRelease/202202/t20220227_1827963. html (дата обращения: 01.10.2022).
9. The PBOC joined the BIS Renminbi Liquidity Arrangement // Официальный сайт Народного банка Китая. 2022. URL: http://www.pbc.gov.cn/en/3688110Z3 688172/4437084/4586998/index.html (дата обращения: 01.10.2022).
10. Treasury Designates China as a Currency Manipulator // Официальный сайт Министерства финансов США. 2019. URL: https://home.treasury.gov/news/ press-releases/sm751 (дата обращения: 01.10.2022).
References
1. The transition of Chinese banks to a wider use of the yuan. South China Morning Post. 2022. URL: https://www. scmp.com/comment/opinion/article/3183917/china-move-banks-greater-use-yuan?module=perpetual_scroll_0&pg type=article&campaign=3183917 (accessed: 01.10.2022).
2. Total value of China's exports and imports by country/ region, December 2021 (in US dollars). Official website of the General Customs Administration of the People's Republic of China. 2022. URL: http://english.customs.gov. cn/Statics/46bdb268-260d-46a1-adde-e3cebcaf6817.html (accessed: 01.10.2022).
3. Economic and Trade Agreement between the Government of the United States and the Government of the People's Republic of China. 2020. Pp. 50-52.
4. Data on receipts and payments in foreign currency for the first half of 2022. Official website of the State Monetary Administration of the People's Republic of China. 2022. URL: https://www.safe.gov.cn/en/2022/0722/1982.html (accessed: 01.10.2022).
5. The IMF Executive Board completes a five-year review of the SDR assessment and determines new currency weights for the SDR assessment basket. Official website of the International Monetary Fund. 2022. URL: https://www. imf.org/en/News/Articles/2022/05/14/pr22153-imf-board-concludes-sdr-valuation-review (accessed: 01.10.2022).
6. IMF Working Paper: China's Evolving Exchange Rate Regime / S. Das. Official website of the International Monetary Fund. 2019. URL: https://www.imf.org/en/ Publications/WP/Issues/2019/03/07/Chinas-Evolving-Exchange-Rate-Regime-46649 (accessed: 01.10.2022).
7. The Public Relations Department of the CPC Central Committee holds a press conference dedicated to the reform and development of the financial sector after the 18th National Congress of the CPC. Official website of the State Monetary Administration of the People's Republic of China. 2022. URL: https://www.safe.gov.cn/en/2022/0623/1980. html (accessed: 01.10.2022).
8. Statistical Communique of the People's Republic of China on National Economic and Social Development for 2021. Official website of the National Bureau of Statistics of China. 2022. URL: http://www.stats.gov.cn/ english/PressRelease/202202/t20220227_1827963.html (accessed: 01.10.2022).
9. The People's Bank of China has joined the Agreement on Liquidity in Yuan of the BIS. Official website of the People's Bank of China. 2022. URL: http://www.pbc.gov. cn/en/3688110/3688172/4437084/4586998/index.html (accessed: 01.10.2022).
10. Treasury calls China a currency manipulator. Official website of the US Treasury Department. 2019. URL: https://home.treasury.gov/news/press-releases/sm751 (accessed: 01.10.2022).