Научная статья на тему 'ОПЫТ ИЗУЧЕНИЯ ШУМОВОГО ФОНА СВЕРДЛОВСКА'

ОПЫТ ИЗУЧЕНИЯ ШУМОВОГО ФОНА СВЕРДЛОВСКА Текст научной статьи по специальности «Физика»

CC BY
17
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ ИЗУЧЕНИЯ ШУМОВОГО ФОНА СВЕРДЛОВСКА»

ОПЫТ ИЗУЧЕНИЯ ШУМОВОГО ФОНА СВЕРДЛОВСКА

Ассистент К■ М. Филиповская Из Свердловского медицинского института

Задачей нашего исследования являлось определение уровня звукового давления шума на улицах различного функционального назначения. Работа охватывает 37 пунктов города. Замеры шумов проводились с 8 часов утра до 22 часов вечера шумомером ШИ-1. Наряду с определением в точках наблюдения среднего и максимального уровня звукового давления шума давали характеристику отдельных видов транспорта, изучали влияние ширины улицы и этажности застройки на уровень звукового давления шума. Одновременно с замерами интенсивности шума проведен опрос жителей домов, расположенных на красной линии узкой улицы с интенсивным движением различных видов транспорта (рельсовый, легковые и грузовые автомашины).

Анализ данных 3197 замеров в 37 пунктах дает следующее распределение точек по степени шумности: ниже 55 дб — 2, 56—60 дб — 11, 61—65 дб — 7, 66—70 дб — 9, 71—75 дб — 3, 76—80 дб — 5Отнеся полученные данные к улицам различного назначения, мы получили отчетливую характеристику различий их в шумовом отношении (табл. 1).

Сравнение наших данных с данными работ И. Л. Карагодиной и Г. Л. Осипова по Москве и X. В. -Старощук по Львову устанавливает, что величины уровня звукового давления шума на магистралях Свердловска несколько ниже, чем в Москве и Львове. Так, по данным указанных авторов, средний уровень звукового давления шума на магистралях общегородского значения составляет по Москве 85 дб и по Львову — 81—90 дб. На магистралях районного значения — соответственно 78 и 71—80 дб. На улицах местного значения по Москве — 68 дб и по Львову — 61—70 дб. На жилых улицах этих городов уровень шума был меньше 60 дб.

Средний уровень звукового давления уличных шумов Свердловска в дневное время составляет 66 дб. В течение дня уровень звукового давления шума изменяется незначительно, снижаясь к вечеру лишь на 5—10 дб. Максимальные величины средних уровней шумов получены на магистральных улицах и особенно на пересечении их (на площадях при пересечении магистралей). Наиболее шумными в Свердловске являются отдельные участки улиц Свердлова, Первомайской, Либкнехта, Мамина-Сибиряка и др.

Измерение уровня звукового давления шума отдельных видов транспорта проводилось на кромке тротуара в 5—6 м от линии движения. Для каждого вида транспорта проводились замеры 30—40 единиц одного и того же вида.

Данные измерений приведены в табл. 2.

Из табл. 2 видно, что наиболее шумными видами городского транспорта являются двух- и трехвагонные травмаи и грузовые автомашины.

1 Приведенные автором величины, по-видимому, занижены, так как шумомгр ШИ-11 не является достаточно точным прибором. — Ред.

Таблица 1

Назначение улиц

Уровень звукового давления (в дб)

Жилые улицы........ Ниже 55

Улицы местного движения . . 56- -65

» районного движения . . 66- -70

» общегородского значения 71- -80

Уровень звукового давления

(в дб)

Вид городского транспорта

средний максимальный

Трамвай 3-вагонный 85 87

» 2-вагонный 84 85

» рижский или

чешский..... 75 81

Легковые автомашины 65 75

Грузовые » 80 95

Троллейбус ..... 66 70

Автобус...... 75 80

Мотоцикл...... 80 81

Таблица 3

Для выяснения влияния этажности застройки на интенсивность уровня шума были проведены замеры на двух участках улиц, одинаковых по ширине, но имеющих различную этажность застройки.

При этом установлено, что Таблица 2 с повышением этажности с 2—3 до 4—6 этажей отмечается увеличение средних уровней звукового давления на 4—5 дб.

Увеличение интенсивности шума по мере уменьшения ширины улицы даже при малоэтажной застройке 1—2-этажными зданиями и при меньшем движении транспорта, хорошо выражено при сравнении уровней шума на улице Ленина и улице 8 марта (табл. 3).

Как видно из табл. 3, средний уровень звукового давления на улице 8 марта почти на 10% выше, чем на улице Ленина, в то время как количество единиц транспорта, проходящего по этой улице в течение часа, меньше на 28%.

Шумовая характеристика узких улиц типа улицы 8 марта подчеркивает неблагоприятные условия для населения квартир, окна

которых выходят на такие улицы.

Опрос лиц, проживающих в домах, расположенных на красной линии узкой улицы с интенсивным движением городского транспорта, позволил установить неблагоприятное влияние шума на ус- Таблица 4 ловия жизни населения.

Шум отмечало подавляющее большинство опрошенных

(82,1%), беспокоящее действие шума — 35,8% опрошенных.

По характеру источников шум можно разделить на уличный и внутриквартальный. По нашим данным, беспокойство от шумов внутриквартального происхождения (в условиях зимнего периода наблюдения) было выражено в значительно меньшей степени, чем от уличного.

В табл. 4 приведены данные по реакции населения на те и другие шумы.

Одновременно с опросом населения проведен замер уровней звукового давления шума, проникающего (при двойных оконных рамах) в первые этажи зданий, выходящих на красную линию. Собственный шум изучаемых жилых помещений был ниже 55 дб. При движении городского транспорта отмечалось увеличение его уровня до 59—75 дб.

Количество Уровень

Ширина автомашин. звукового

Название улицы проходя- давления

(в м) щих за шума

- один час (в дб)

Улица 8 марта . . . 25 186 70

» Ленина .... 62 258 64

Результаты опроса

населения (в %)

Характер шума шумы ме-

шумы шумы

отме- беспо- шают нор-

чают коят мальному

сну

Уличным ..... 82,1 35,8 33,9

В нутрикиа ртал ьный 20 3,8 16,9

Выводы

1. Наиболее высокий уровень звукового давления шума отмечается на магистральных улицах общегородского значения.

2. Повышение этажности застройки и уменьшение ширины улицы повышают уровень шума.

3. Наиболее неблагоприятным является проживание населения в домах, расположенных на красных линиях улиц с развитым движением городского транспорта, где уличный шум беспокоит и мешает нормальному сну.

Поступила 8'Х 1959 г

<Г ^ <Г

(> Гигиена ■ санитария. М 9

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.