Научная статья на тему 'Опыт изучения ориентационных систем афанасьевской культурно-исторической общности'

Опыт изучения ориентационных систем афанасьевской культурно-исторической общности Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
211
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт изучения ориентационных систем афанасьевской культурно-исторической общности»

X. Крупные куски горной породы - эффузивы и фрагменты кварцитовых галек со следами искусственного расщепления и обработки.

XI. Мелкие кластические осколки - продукты процесса ударного расщепления горных пород.

Формы изделий в коллекции археологического материала имеют хорошо выраженный количественный баланс законченных форм изделий к составу находок, обычно именуемых археологами «техническими отходами». Соотношение «законченных» форм изделий к общему числу всех артефактов близко соответствует пропорции 1:10. Техноморфология изделий оригинальна. Некоторые формы изделий, зафиксированные в раскопе, - уникальны либо не встречены в других ансамблях каменного инвентаря, либо не были встречены в подобном сочетании, либо не имели стратиграфического и планиграфического обеспечения ранее.

В списке отдельных индексных форм числится 20 артефактов, отражающих наиболее яркие особенности техноморфологии каменного ансамбля Костомахи (рис. 2, 3). Подавляющая масса каменных изделий несет на искусственно обработанной поверхности выраженные следы пескоструйного воздействия пустынных обстановок. Судя по всему, этот материал пережил эпоху развития в Байкальской Сибири и в целом во всей Северной Азии, пустынной обстановки 90-70 тыс. лет от наших дней. Небольшое количество артефактов из кварцита, не имеющих на поверхности выраженных следов эолового воздействия, принадлежит стратиграфическим отделам рыхлой толщи наиболее глубокого погружения. Эти вещи могли попасть в определенные условия геологической «запеча-танности» и не быть подвергнуты внешнему воздействию пустыни. В последние годы подобные ситуации были зафиксированы на объектах, имеющих обеспеченность надежным абсолютным датированием и убедительной геостратиграфией (Черемушник-1).

Собранный археологический ансамбль не имеет прямых аналогов в техномор-фологических показателях уже известных местонахождений. Основой для культурно-исторических сравнений может служить комплекс Макарово-1У на р. Лене близ пос. Качуг и его «дочерние» проявления у пос. Жигалово и Знаменка. Костомаха, возможно, была особой фацией древнего «макаровского пласта» во времени, в географии и в литотехнологиях. В этом отношении местонахождение Костомаха документирует новую геоархеологическую версию палеокультурного развития в околобайкальском пространстве начала верхнего плейстоцена.

Научный руководитель - д.им., профессор Г.И. Медведев (ИГУ)

Е.А. Тюрина

Алтайский государственный университет, Барнаул ОПЫТ ИЗУЧЕНИЯ ОРИЕНТАЦИОННЫХ СИСТЕМ АФАНАСЬЕВСКОЙ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЙ ОБЩНОСТИ

Историография вопроса

Ориентация умерших по сторонам света часто является одним из важнейших культуродиагностирующих или хронологических признаков. Несомненно, она отражает представления древних о потустороннем, загробном мире, а следовательно, является

важным источником для мировоззренческих реконструкций. Характеристика погребального обряда немыслима без фиксации особенностей ориентации, ведь в большинстве случаев она предусматривалась каноном (Генинг В.В., Генинг В.Ф., 1985, с. 136).

Отдельного изучения ориентационных систем населения афанасьевской культурно-исторической общности (далее по тексту - КИО) не проводилось. Анализ ориентации осуществлялся в рамках формирования общего представления об афанасьевской археологической культуре. С.А. Теплоухов (1927, с. 74-75; 1929, с. 42) в своих первых работах, посвященных интерпретации материалов Батеневского археологического микрорайона, сообщал, что «афанасьевцы» «покойников погребали... головой на ЮЗ». Однако довольно скоро выяснилось, что юго-западный сектор не был единственным направлением в афанасьевских захоронениях (Киселев С.В., 1948, с. 174-175; 1949, с. 28; 1951, с. 32). Увеличение числа изученных комплексов позволило выявить несколько тенденций в ориентации умерших на разных территориях распространения культуры. Материалы среднеенисейских могил по сравнению с алтайскими имели более унифицированные черты: большинство погребенных в Минусинской котловине уложено головой на юго-запад, в то время как ориентации костяков в захоронениях Алтая свойственна значительная вариабельность (Киселев С.В., 1948, с. 174-175; 1949, с. 28; 1951, с. 32).

С 1970-х гг. изучение ориентационных систем «афанасьевцев» проводилось в рамках двух основных подходов. Один из них отражен в работах ленинградских исследователей и связан с интерпретацией данных, полученных в ходе раскопок енисейских памятников (Грязнов М.П., Вадецкая Э.Б., 1968, с. 161; Иванова Л.А., 1970, с. 6; Вадец-кая Э.Б., 1980, с. 83; 1986, с. 17). По мнению М.П. Грязнова и его учениц Э.Б. Вадецкой, Л.А. Ивановой, ориентация погребенных афанасьевской культуры связана с культом, почитанием солнца. Умершего укладывали лицом к восходу. Отклонения в южный и северный сектор объяснялись временем года, в которое совершалось захоронение. «.. .Основная масса захоронений, производимых в основных могилах, падает на летние месяцы (ЮЗ и ЗЮЗ), значительное число на август и до октября (запад). Зимняя ориентация (на ЗСЗ и СЗ) составляет немногочисленную серию и касается в основном дополнительных могил» (Вадецкая Э.Б., 1980, с. 89-90). Подробно остановившись на западной ориентации погребенных, Э.Б. Вадецкая не затронула восточное направление. Это объясняется тем, что ее изыскания основывались на материалах Минусинской котловины, где восточная ориентация представлена слабо. Необходимо отметить, что также не получили объяснения случаи, когда покойники укладывались головой на юг или север.

Несколько иной подход, базирующийся на анализе комплексов Горного Алтая, отражен в статьях М.Д. Хлобыстиной (1975, с. 19—30) и ряда барнаульских исследователей (Цыб С.В., 1980, с. 38-51; 1984, с. 11; 1988, с. 163; Степанова Н.Ф., 1991, с. 50; и др.). В нем реализуется попытка объяснить вариабельность ориентации хронологическими причинами. С точки зрения исследователей, положение костяка головой на восток характерно для ранних комплексов, а на запад - для поздних. Приведенная схема соответствовала представлению о синхронности минусинских афанасьевских объектов последнему этапу алтайского варианта культуры. Описываемая концепция была особенно популярна в 1980-е гг. (Суразаков А.С., 1987, с. 7-8; Абдулганеев М.Т., Ларин О.В., 1994, с. 27), но уже с начала 1990-х гг. начался ее пересмотр, вызванный фиксацией сочетания «ранних» и «поздних» черт в одних сооружениях (Кубарев В.Д., Киреев С.М., Черемисин Д.В., 1990, с. 86-87; Степанова Н.Ф., 1991, с. 50). Необходимо

отметить, что четкие признаки для хронологического деления афанасьевских памятников не сформулированы до сих пор, как и не прослежена явная взаимосвязь восточной ориентации погребенных и ранних периодов Афанасьевской КИО (Абдулганеев М.Т., Посредников ВА., Степанова Н.Ф., 1997, с. 84; Фрибус А.В., 1998, с. 13; 2002, с. 149).

Для большинства современных работ, в которых затрагивается рассматриваемый нами вопрос, характерно лишь приведение процентного соотношения могил с разной ориентацией и обозначение юго-западного направления в качестве преобладающей тенденции, прослеживаемой на всей территории проживания «афанасьевцев» (Владимиров В.Н., Мамадаков Ю.Т., Цыб С.В., Степанова Н.Ф., 1999, с. 34; Молодин В.И., 2002, с. 106; Фрибус А.В., 2005, с. 64; Степанова Н.Ф., 2005, с. 123). Между тем в ходе изучения отдельных комплексов сделаны наблюдения, которые могут способствовать интерпретации накопленных данных. Так, на памятнике Сальдяр-1 прослежена закономерность в расположении детских могил относительно захоронений взрослых: «.. .у основной массы объектов, где костяки уложены черепом в западном направлении, детские захоронения осуществлены с востока, то в погребении №2, где покойный был ориентирован головой на восток, ребенок погребен с западного направления...» (Ларин О.В., 2005, с. 36).

Таким образом, ориентационные системы «афанасьевцев» рассматривались в рамках двух основных направлений. На современном этапе результаты исследований ориентации сведены к описанию и фиксации тех или иных характеристик. Однако значительный объем материала позволяет перейти на интерпретационный уровень его изучения.

Система ориентации по сторонам света в погребальных комплексах «афанасьевцев» Южной Сибири

Стороны света являлись важнейшими координатами для ориентирования человека в окружающем пространстве. Две противоположные точки (восток и запад) были опорой для построения системы ориентации, которая использовалась как в быту, так и в ритуальной практике (Подосинов А.В., 1999, с. 19). Особенности движения солнца по небосводу повлияли на восприятие направлений: восток ассоциировался с рождением, новой жизнью; запад - со смертью. Анализ этого типа ориентационных систем является неотъемлемой частью изучения погребального обряда древних обществ. Мы остановимся на особенностях ориентации погребений и погребенных афанасьевской КИО. Материалы поселений в проводимом исследовании не использовались по причине их малочисленности и непредставительности. В общей сложности нами проанализированы данные 284 могил (известна ориентация 246 из них*), содержащих останки более чем 350 человек (достоверно зафиксирована ориентация 352 умерших). Исследуемые объекты происходят из различных районов Южной Сибири: 154 - с Алтая; 81 - из Минусинской котловины; 4 - с Тывы; 1 - из Казахстана; 6 - из Монголии. Территориально численность учтенных костяков распределилась следующим образом: 192 - с Алтая; 146 - из Минусинской котловины; 7 - с Тывы; 1 - из Казахстана; 6 - из Монголии. Алтайские комплексы изучались отдельно от среднеенисейских, объекты из остальных регионов использовались для сравнения.

Анализируя особенности ориентации афанасьевских захоронений и умерших, мы исходили из положения, что на нее оказывал влияние сезонный фактор. Схематичное описание данного воздействия приведено в статье Э.Б. Вадецкой (1980, с. 89-90). Она

* Не учитывалась ориентация могильных ям, в которых не удалось зафиксировать положение костяка. -Е.Т.

полагала, что погребения, ориентированные на юго-запад и запад-юго-запад сооружены летом, на запад - осенью, северо-запад и запад-северо-запад - зимой. Исследовательница не останавливалась на проблеме определения древними сторон горизонта. Между тем различные способы установления сторон света дают несхожие результаты (Кирюшин Ю.Ф., Тишкин А.А., 1997, с. 50-51; Тишкин А.А., Дашковский П.К., 2003, с. 138-139, 306). С помощью методики, разработанной В.В. и В.Ф. Генингами (1985, с. 136-152), мы попытались реконструировать приемы нахождения «афанасьевцами» точек горизонта. Таблицы 1 и 2 показывают распределение имеющихся выборок по сезонам. Известно, что наибольшая смертность фиксировалась зимой и весной. Если придерживаться положения, что покойных предавали земле сразу после их смерти, то максимальное число захоронений также должно отмечаться в данные времена года. Следуя этой логике, «афанасьевцы» хоронили головой в западный сектор, определяя стороны света по закату*. Данная ситуация кажется нам маловероятной. Самое большое количество погребений приходится на начало зимы (26% от общего числа алтайских объектов и 44% - от среднеенисейских), но устройство зимних могил связано со «сложностью выкапывания ямы в промерзшем грунте» неметаллическими орудиями (Вадецкая Э.Б., 1980, с. 89-90). Не исключено, что время похорон разнилось со временем смерти. Тем более, что на ряде памятников зафиксирован вторичный характер захоронений (Карасук-Ш, курган №2, м. 1; курган №13, м. 1; курган №14; Афанасьева Гора, м. 15). Ярким примером этому является могила-1 ограды №2 комплекса Кара-сук-Ш, где обнаружены скелеты, на останках которых фиксировались следы зубов животных (Грязнов М.П., 1999, с. 47). Вероятно, недостача некоторых костей или нарушенный анатомический порядок костяка могут объясняться не только деятельностью грызунов, но и тем, что тело погребали не сразу. Возможно, его клали на кору деревьев или оборачивали в саван (их следы иногда прослеживаются в могиле) и оставляли до срока совершения похорон, предусмотренного обычаем. Имели место и случаи расчленения трупа (Урускин Лог-П, курган №3).

Мы считаем, что «афанасьевцы» определяли стороны света по восходу солнца. Доля зимних захоронений была незначительна. Для подтверждения справедливости данного суждения нами проведен сравнительный анализ глубин ям. Выяснилось, что максимальная глубина предположительно летних захоронений на Алтае составляет 2,2 м, а на Среднем Енисее - 1,7 м; осенних и весенних - соответственно 1,9 и 1,6 м; и зимних - 1,6 и 1,4 м.

Так как время сооружения могилы могло не совпадать с моментом захоронения, то в первую очередь мы рассмотрим особенности ориентации погребальных камер. Учет процентного соотношения могил с различной направленностью показал следующие результаты. 85% погребений, раскопанных на Алтае, сооружено в летне-осенний период и лишь 8% - в зимний. Для Минусинской котловины данные показатели равны сообразно 75 и 18%.

Особо следует остановиться на объектах, длинная ось которых пролегает по линиям Ю-С (Ело-П, курган №1; Первый Межелик, курган №8; Сальдяр-1, ограда №29), ЮЮВ-ССЗ (Восточное, курган №1, м. 2; пещера Каминная) и ЮЮЗ-ССВ (Айрыдаш-1,

* Максимальное значение столбца «количество погребенных зимой и весной» в таблицах 1 и 2 соответствует западному направлению головы погребенных при определении сторон света по закату солнца.

ю

оо

Направление положения головы погребенных Определение сторон горизонта по заходу солнца Общее количество погребенных Определение сторон горизонта по восходу солнца

Магнитная ориентация погребенных Количество погребенных зимой и весной Количество погребенных зимой и весной Магнитная ориентация погребенных

начало лета конец лета начало осени конец осени начало зимы конец зимы начало весны конец весны начало лета конец лета начало осени конец осени начало зимы конец зимы начало весны конец весны

О, 0) СВ ссв с ССЗ СЗ ССЗ с ссв СЗ ССЗ с ссв СВ ссв с ССЗ

оа 10 27 19

и 17 — і і 8 і 1 8 1 1 — 17 — 1 і

н о ЮВ ВЮВ в ВСВ СВ ВСВ в ВЮВ СВ ВСВ в ВЮВ ЮВ ВЮВ в ВСВ

о 40 42 25

о СО 2 3 17 3 17 3 17 3 17 3 17 3 2 3 17 3

ЮЗ ЮЮЗ Ю ююв ЮВ ююв ю ЮЮЗ ЮВ ююв Ю ЮЮЗ ЮЗ ЮЮЗ ю ююв

2 9 60 58

51 3 4 — 2 — 4 3 2 — 4 3 51 3 4 —

3 СЗ ЗСЗ 3 ЗЮЗ ЮЗ ЗЮЗ 3 ЗСЗ ЮЗ ЗЮЗ 3 ЗСЗ СЗ ЗСЗ 3 ЗЮЗ

с 133 141 90

го 8 7 49 26 51 26 49 7 51 26 49 7 8 7 49 26

Исходные данные по ориентации:

СВ - 17; ВСВ - 3; В - 17; ВЮВ - 3; ЮВ - 2; Ю - 4; ЮЮЗ - 3; ЮЗ - 51; ЗЮЗ - 26; 3 - 49; ЗСЗ - 7; СЗ - 8; ССЗ - 1; С -1

О ё к 2 и Р

О Н

о X о

й

о |ТЗ

п>

я

к

о

о

я

я

к

оз X

и л

О ^3 03

-Н й

оз Ы Я в

д к

2 о ы "О й 8

Л Я ►в- 3

и я

03

о я

0 я

1 ■з

X о\

К

я

я

о

§

2

я

и

о

я

о

о Я

я Е

й 3

О Ы Я П) > » и Я

Н О 03 03

М рз X О 2

Н

03

Я

я

оз

£

к

ж

а

Ьа

►к

О

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5

СГ

I

■С

то

з:

§

к

то

ж

а

к

о

*

Ї

сг

X

то

к

то

2

ГЪ

курган №15; Афанасьева Гора, м. 28 и 38; Карасук-Ш, курган №3, м. 3 и курган №4, м. 3; Нижний Тюмечин-1, курган №15; Нижний Тюмечин-1У, курган №2; Семисарт-1, курган №1; Сыда-1, курган №5, м. 2; Усть-Куюм, м. 14 (восточная), м. 14 (западная); Хайыракан, курган №3; Чепош, курганы №2 и 2а). Вероятно, их направление не было случайным и объясняется несколькими причинами. Одна из них - ориентация умершего на юг и север, причины которой мы рассмотрим позже.

Что касается захоронений, вытянутых по оси ЮЮЗ-ССВ, то основной причиной их появления, по нашему мнению, была погрешность при выкапывании ямы. В половине этих могил погребенные лежали головой на юго-запад, что соответствует нормальной летней ориентировке. Чем объясняются особенности ориентации могил и костяков в таких объектах, как Нижний Тюмечпн-1У, курган №2; Карасук-Ш, курган №3, м. 3; Айрыдаш-1, курган №15; Чепош-Ш, курганы 2 и 2а; Сыда-1, курган №5, м. 3; Афанасьева Гора, м. 38; Хайыракан, курган №3, еще предстоит решить.

Прежде чем перейти к анализу ориентирования умерших, необходимо заметить, что могилы могли устраиваться раньше, чем совершалось погребение. Известен 51 случай, когда ориентация костяка не совпадала с длинной осью ямы, из них 41 зафиксирован в одиночных захоронениях и групповых могилах, где костяки лежали в одном направлении. Несовпадение ориентации скелетов в коллективных (разнонаправленных) захоронениях не связано с сезонным фактором, а объясняется стремлением соплеменников подчеркнуть зависимый или жертвенный статус одних умерших по отношению к другим или желанием обособить в границах могилы различные типологические группы погребений (Тюрина Е.А., 2008, с. 104-105).

Отдельно остановимся на анализе ориентации умерших. Мы уже выяснили, что «афанасьевцы» определяли стороны света по восходу солнца. Население Алтая хоронило покойных как летом, так и весной (либо осенью), в то время как большинство минусинских объектов устраивалось в летний период. Среди ориентировок по основным и промежуточным сторонам света на Алтае преобладает западное направление (72%), но достаточно заметную долю составляют объекты, где погребенные ориентированы на восток (22%). Эти могилы, по нашему мнению, отражают факт противоречия распространенным обычаям. Погребения с восточной и западной ориентировками встречены в границах одних и тех же комплексов. На памятниках Бике-11, Ело-1, Ка-ра-Коба-1, Кызык-Телань-1, Покровка-ГУ, Сальдяр-1, Тогусхан-ГУ объекты с восточной ориентацией включены в общую микроцепочку с оградами, где костяки направлены на запад. Обособление погребения, где умерший лежит головой на восток, от основного скопления объектов встречено только на Усть-Куюме. Данная особенность расположения может быть связана с обстоятельствами смерти похороненного мужчины: на это указывает его поза - на животе, лицом вниз. На могильнике Бике-1 курганы с восточной ориентацией занимали восточную часть могильника, а с западной - западную. На Среднем Енисее традиции ориентации покойных носят более унифицированный характер: там доминирует западный сектор (83%).

Иногда умерших хоронили головой в северный или южный секторы. Большая часть погребенных на юг - дети. Отмечены случаи, когда костяки, ориентированные в указанные стороны, лежали в ногах остальных погребенных. Южное или северное направление некоторых захоронений было связано с тем, что умершие были уложены перпендикулярно ориентациям, преобладающим на могильнике, в микроцепочке курганов

и)

о

X 3 Определение сторон горизонта по заходу солнца Определение сторон горизонта по восходу солнца

к к V ю Магнитная ориентация погребенных >я X 3 X X V ю (и >к о Магнитная ориентация погребенных

<1> & о с 3 К О (и са к « к о (и са к «

о ч р о § к со [-4 о с § к го

(Я 8 я а> к о § с а> 8 Я а> ч и са & С са Я начало лета конец лета начало осени конец осени начало зимы конец зимы начало весны конец весны X 3 х X Ь) ю 0) & о с о са н о (и о са н о & ЇҐ К Ч § а> 3 ю О X 3 X X V ю (и Он 1-Н о с о са н о начало лета конец лета начало осени конец осени начало зимы конец зимы начало весны конец весны

ЕҐ к 1 ЇҐ к і

Север СВ 1 ССВ 3 с ССЗ 3 СЗ 14 ССЗ 3 с ССВ 3 20 21 4 СЗ 14 ССЗ 3 с ССВ 3 СВ 1 ССВ 3 с ССЗ 3

Восток ЮВ 8 вюв в ВСВ 1 СВ і ВСВ 1 в вюв 2 10 9 СВ 1 ВСВ 1 в вюв ЮВ 8 вюв в ВСВ 1

Юг ЮЗ 64 ЮЮЗ 2 ю 8 ююв ЮВ 8 ююв ю 8 ЮЮЗ 2 18 82 74 ЮВ 8 ююв ю 8 ЮЮЗ 2 ЮЗ 64 ЮЮЗ 2 ю 8 ююв

Запад СЗ 14 ЗСЗ 10 3 19 ЗЮЗ 13 ЮЗ 64 ЗЮЗ 13 3 19 ЗСЗ 10 111 120 56 ЮЗ 64 ЗЮЗ 13 3 19 ЗСЗ 10 СЗ 14 ЗСЗ 10 3 19 ЗЮЗ 13

Исходные данные по ориентации:

СВ - 1; ВСВ - 1; ЮВ - 8; Ю - 8; ЮЮЗ - 2; ЮЗ - 64; ЗЮЗ - 13; 3 - 19; ЗСЗ - 10; СЗ - 14; ССЗ - 3; ССВ - 3

и

о

и о

о а

Й 'З

^ П)

ы

о

о

й

я

с

р

я

о

із >тз

р и

д 53

ь4 х

К Р м й р К ►в- С р к

Д КС 8 °

и 2 о д

«

к

§

н р с к к и

О) ^ РІ 01 О СП

о и

2

к

о к м о К'

Й И ° о Кс °

Я

«

Е

X

Й

§

О)

§

° 'к! И ^

К

а

Сґ

н

р

к

с

р

ы

£

к

ж

а

Ьа

►к

О

5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

СГ

I

Л

ТО

Ж

§

к

то

Ї

а

к

о

*

Ї

сг

X

то

к

то

2

ГЪ

или внутри ограды. Так, костяк мужчины, обнаруженный в м. 2 кургана №1 памятника Восточное, обращен головой на юг, в то время как скелеты взрослых в основной могиле - на запад-юго-запад. Ограда №8 могильника Первый Межелик, где погребенный ориентирован на юг, находится в одной микроцепочке с объектами №6 и 7, в которых зафиксированы останки детей, направленные в сторону юго-запада и запада-юго-запада.

Ориентация в данные сектора может сочетаться с нетрадиционной позой погребенного, как это отмечено в пещере Каминной, где женщина, лежавшая на левом боку, ориентирована головой на север-северо-запад. Ее лицо обращено к востоку-се-веро-востоку. Покойная тяжело болела при жизни, на костяке зафиксированы многочисленные наросты - следствия остеохондроза, туберкулеза (Ефремов С.А., 2006, с. 44-47). Не исключено, что поза и ориентация указывали на неполноценный статус умершего человека.

Проведенный анализ особенностей ориентации погребений и погребенных афанасьевской КИО позволяет сделать следующие выводы. Обряд перехода умершего из реального в потусторонний мир занимал продолжительный срок. Время совершения захоронений было определено обычаем: лето или весна (осень?). Зимой похороны проходили редко. В установлении сторон света важную роль играл восход солнца. Могильные ямы могли выкапываться раньше и некоторое время находиться пустыми. В афанасьевских комплексах преобладает ориентация покойников головой на запад, но среди алтайских объектов фиксируется направление в восточный сектор. Оба вида ориентации сосуществовали в рамках единой культурной традиции. Осевая линия «восток-запад» в ориентировке погребенных тесно связана с идеями смерти и возрождения. Положение костяка головой на запад можно трактовать и как «лицом к востоку» (и, наоборот, в случае, если покойник направлен головой в восточный сектор), на это указывают дополнительные конструктивные элементы погребальной камеры, фиксировавшие голову покойного в приподнятом состоянии (ступеньки, подсыпки, подушечки) (Шульга П.П., 2006, с. 49, 65, 67). Отмечены случаи ориентации умерших головой на юг или север, что, вероятно, объясняется их подчиненным положением в социуме.

Заметим, что монолитность черт погребального обряда - одна из отличительных характеристик афанасьевской культуры Минусинской котловины в сравнении с афанасьевской культурой Алтая. Специфика афанасьевских комплексов прочих районов Южной Сибири пока только определяется, что связано с малым числом изученных объектов на территории Тывы, Западной Монголии, Восточного Казахстана. В целом традиции ориентировки «афанасьевцев» указанных регионов схожи с алтайскими. Преобладают направления умерших на восток и запад (т.е. весенние или осенние). В Тыве раскопано одно зимнее погребение (Хайыракан, курган №5), где покойник уложен головой в северо-западный сектор. Могила в описанном случае, видимо, сооружалась раньше захоронения, в конце осени, и ориентирована по линии ЗСЗ-ВЮВ. Более подробный анализ территориальной специфики афанасьевских памятников будет возможен при расширении источниковой базы.

Библиографический список

Абдулганеев М.Т., Ларин О.В. Афанасьевские памятники Бойтыгема // Археология Горного Алтая. Барнаул, 1994. С. 24-26.

Абдулганеев М.Т., Посредников В.А., Степанова Н.Ф. Афанасьевские могильники на р. Ело // Источники по истории Республики Алтай. Горно-Алтайск, 1997. С. 69-90.

Вадецкая Э.Б. Первые скотоводы Сибири //Археология Прииртышья. Томск, 1980. С. 79-93.

Вадецкая Э.Б. Археологические памятники в степях Среднего Енисея. Л., 1986. 179 с.

Владимиров В.Н., Мамадаков Ю.Т., Цыб С.В., Степанова Н.Ф. Раскопки афанасьевского могильника Первый Межелик-I в Онгудайском районе // Древности Алтая. Горно-Алтайск, 1999. №4. С. 32 41.

Генинг В.В., Генинг В.Ф. Метод определения древних традиций ориентировок погребенных по сторонам горизонта //Археология и методы исторических реконструкций. Киев, 1985. С. 136-152.

Грязнов М.П., Вадецкая Э.Б. Афанасьевская культура // История Сибири. Т. 1: Древняя Сибирь. Л., 1968. С. 159-165.

Грязнов М.П. Афанасьевская культура на Енисее. СПб., 1999. 136 с.

Ефремов С.А. Погребение афанасьевского времени в пещере Каминная // Погребальные и поселенческие комплексы эпохи бронзы Горного Алтая. Барнаул, 2006. С. 44-47.

Иванова Л.А. Опыт выделения и палеоэтнографической характеристики афанасьевской культуры Среднего Енисея: Автореф. дис. ... канд. ист. наук. Л., 1970. 15 с.

Кирюшин Ю.Ф., Тишкин А.А. Скифская эпоха Горного Алтая. Ч. 1: Культура населения в раннескифское время. Барнаул, 1997. 232 с.

Киселев С.В. К вопросу о культуре древнейшего европеоидного населения Сибири // ВДИ. 1948. №1(2). С. 228-243.

Киселев С.В. Древняя история Южной Сибири // МИА. 1949. № 9. 364 с.

Киселев С.В. Древняя история Южной Сибири. М., 1951. 643 с.

Кубарев В.Д., Киреев С.М., Черемисин Д.В. Курганы урочища Бике // Археологические исследования на Катуни. Новосибирск, 1990. С. 43-95.

Ларин О.В. Афанасьевская культура Горного Алтая: могильник Сальдяр-1. Барнаул, 2005. 208 с.

Молодин В.И. Горный Алтай в эпоху бронзы // История Республики Алтай. Горно-Алтайск, 2002. С. 97-125.

Подосинов А.В. Ex oriente lux! Ориентация по сторонам света в архаических культурах Евразии. М., 1999. 720 с.

Степанова Н.Ф. К вопросу об относительной хронологии памятников афанасьевской культуры Горного Алтая // Проблемы хронологии и периодизации археологических памятников Южной Сибири. Барнаул, 1991. С. 50-53.

Степанова Н.Ф. Некоторые итоги статистического анализа признаков погребального обряда афанасьевской культуры Горного Алтая // Западная и Южная Сибирь в древности. Барнаул, 2005. С. 121-125.

Суразаков А.С. Афанасьевские памятники Горного Алтая // Проблемы истории Горного Алтая. Горно-Алтайск, 1987. С. 3-22.

Теплоухов С.А. Древние погребения в Минусинском крае // Материалы по этнографии. Л., 1927. Вып. 2. С. 57-112.

Теплоухов С.А. Опыт классификации древних металлических культур Минусинского края // Материалы по этнографии. Л., 1929. Т. 4, вып. 2. С. 41-62.

Тишкин А.А., Дашковский П.К. Социальная структура и система мировоззрений населения Алтая скифской эпохи. Барнаул, 2003. 430 с.

Тюрина Е.А. Половозрастной состав афанасьевских погребений // Этнокультурная история Евразии: современные исследования и опыт реконструкций. Барнаул, 2008. С. 104-105.

Фрибус А.В. Происхождение афанасьевской культуры: Автореф. дис. ... канд. ист. наук. Кемерово, 1998. 26 с.

Фрибус А.В. Погребальный обряд и относительная хронология афанасьевских памятников Алтая // Первобытная археология. Человек и искусство. Новосибирск, 2002. С. 147-150.

Фрибус А.В. Некоторые локальные особенности афанасьевского погребального обряда // Археология Южной Сибири: идеи, методы, открытия. Красноярск, 2005. С. 63-66.

Хлобыстина М. Д. Древнейшие могильники Горного Алтая // СА. 1975. №1. С. 17-53.

Цыб С.В. Ранняя группа афанасьевских памятников и вопрос о происхождении афанасьевской культуры // Древняя история Алтая. Барнаул, 1980. С. 38-51.

Цыб С.В. Афанасьевская культура Алтая: Автореф. дис. ... канд. ист. наук. Кемерово, 1984. 19 с.

Цыб С.В. Относительная хронология погребальных памятников афанасьевской культуры Южной Сибири // Хронология и культурная принадлежность памятников каменного и бронзового веков Южной Сибири. Барнаул, 1988. С. 162-164.

Шульга П.И. Погребения эпохи энеолита - бронзы в долине Сентелека // Погребальные и поселенческие комплексы эпохи бронзы Горного Алтая. Барнаул, 2006. С. 47-72.

Научный руководитель - д.и.н., профессор Ю.Ф. Кирюшин (АлтГУ)

Н.А. Сутягина

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ПАМЯТНИКОВ КУЛЬТУРЫ ШАЦЗИН

(провинция Ганьсу, КНР)

Изучение археологических памятников Северо-Западного Китая началось более ста лет назад. На протяжении XX столетия исследования этого региона проводили представители разных стран, менялись цели и задачи, методика полевых исследований. Процесс познания истории и культуры этого региона представляет собой интересный материал и требует специального изучения. Отдельные вехи этого процесса можно проследить на примере культуры Шацзин.

Начало полевым исследованиям памятников культуры Шацзин было положено шведским ученым И.Г. Андерссоном. В 1923 г. экспедиция под его руководством проводила археологические исследования на северо-западе Китая, в Монголии и Тибете (Апёегзэоп 1.0., 1943, с. 12—15). Перед исследователем стояла задача: найти и раскопать на западе Китая памятники, аналогичные Яншао. Такие находки подтвердили бы предположение ученого о контактах населения северных территорий Китая с населением Ближнего Востока (Апёегзэоп 1.0., 1943, с. 9-14). Во время поездки одного из сотрудников экспедиции Пэй Вэньчжуна в Ланьчжоу поступила информация о находках керамики и других предметов в районе оазиса Чжэньфань (совр. уезд Миньцинь). Он посетил деревню Шацзин с целью лично ознакомиться с обнаруженными вещами. Найденные предметы относились к широкому временному промежутку от периода правления династии Хань до династии Сун. В следующем 1924 г. на этой территории были проведены археологические исследования нескольких памятников, в том числе форта Люхутун и могильников Шацзин 8 (южный) и Шацзин Е (восточный). На основании полученных материалов был выделен одноименный этап (Шацзин) в развитии традиции изготовления керамики на территории провинции Ганьсу (так называемый ганьсуский вариант Яншао). Одновременно исследования проводились в уезде Юнчан (Апёегзэоп .Ш., 1943, с. 197-215).

Первые результаты исследований П.Г. Андерссона были опубликованы уже в 1925 г. (Апёегзэоп 1.0., 1925). Основное внимание исследователь уделил вопросам хронологии и периодизации открытых им памятников. Анализ собранных материалов позволил ему выделить шесть этапов в развитии данного региона от поздненеолитического до раннего бронзового века. Основными критериями в определении культурной принадлежности памятников были топография, характерные особенности изготовления керамики, элементы погребального обряда, наличие металлических изделий. Сопоставление исследованных памятников с известными культурами Греции

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.