Научная статья на тему 'Опыт изучения корпоративной культуры педагогического университета'

Опыт изучения корпоративной культуры педагогического университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
350
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА УНИВЕРСИТЕТА / ТИПЫ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / CORPORATE CULTURE OF THE UNIVERSITY / THE TYPES OF CORPORATE CULTURE / PEDAGOGICAL UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Койчева Татьяна Ивановна

Статья посвящена вопросам повышения эффективности деятельности университета в условиях конкурентной среды. Обсуждаются представления о корпоративной культуре университета, ее функциях, формах проявления. Определена роль корпоративной культуры в развитии университета. Описываются результаты исследования особенностей корпоративной культуры в современном педагогическом вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The experience of studying of corporate culture in Pedagogical University

The article is devoted to enhancing the effectiveness of the university in a competitive environment. The concept of corporate culture of the university, its functions, forms of manifestation are discussed. The role of corporate culture in the development of the university is defined in this article. The results of studies of the corporate culture in the modern pedagogical university are described.

Текст научной работы на тему «Опыт изучения корпоративной культуры педагогического университета»

Койчева Т. И. Опыт изучения корпоративной культуры педагогического университета // Концепт. -2013. - № 03 (март). - ART 13057. - 0,6 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13057.htm. - Гос. per. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.

Койчева Татьяна Ивановна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры прикладной математики и информатики ГУ «Южноукраинский национальный педагогический университет имени К. Д. Ушинского», г. Одесса kGvch0va@mail.ru

Опыт изучения корпоративной культуры педагогического университета

Аннотация. Статья посвящена вопросам повышения эффективности деятельности университета в условиях конкурентной среды. Обсуждаются представления о корпоративной культуре университета, ее функциях, формах проявления. Определена роль корпоративной культуры в развитии университета. Описываются результаты исследования особенностей корпоративной культуры в современном педагогическом вузе.

Ключевые слова: корпоративная культура университета, типы корпоративной культуры, педагогический университет.

В формировании общества знаний, в котором главным фактором и ресурсом развития выступает порождение знания, его обмен и использование, развитие системы высшего образования становится одним из наиболее важных ресурсов. К вызовам, которые стимулируют развитие современной высшей школы, относятся: информационная культура, которая формируется в обществе в условиях экономики, основанной на знаниях; академическая революция, вызванная включением предпринимательства в непосредственную деятельность вуза; конкурентная борьба на внутреннем и международном рынке научных и образовательных услуг [1, 2]. Создаваемое в университетах знание находит свое отражение в результатах исследований, их применении в социальной и коммерческой сферах, подготовке квалифицированных специалистов (выпускников), создании и внедрении академических программ, приносящих доход в виде оплаты за обучение и т. д. Благодаря этим и другим тенденциям, современный университет все более приобретает черты и свойства коммерческого предприятия.

Таким образом, сегодня университеты во всем мире и, в том числе, и в Украине, находятся в ситуации, которая принципиально отличается от ситуации Х1Х-ХХ веков, когда создавалась модель классического академического университета. Учитывая, что финансирование со стороны государства перестает быть основным источником обеспечения жизнедеятельности университетов на постсоветском пространстве, они все чаще становятся активными участниками рынка консультативных, экспертных, образовательных продуктов и услуг, научно-исследовательских разработок и инноваций.

Университеты начинают конкурировать между собой, с промышленными лабораториями, корпоративными университетами и учебными центрами. По аналогии с ведущими университетами мира, отечественные университеты все больше приобретают черты и свойства корпорации, которая производит и продает особую продукцию - образованность, знания, объекты интеллектуальной собственности, что требует особых рыночных компетенций и учета механизмов, способствующих повышению эффективности производства.

По мнению исследователей, в современных университетах осуществляется «производство» продуктов трех типов [3-5]. Первый - это собственно «серийное производство» или обучение студентов, работа с абитуриентами и другие процессы, которые

f\j ■Л f\j

http://e-koncept.ru/2013/13057.htm

Койчева Т. И. Опыт изучения корпоративной культуры педагогического университета // Концепт. -2013. - № 03 (март). - ART 13057. - 0,6 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13057.htm. - Гос. per. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.

выстроены по принципу четко работающих механизмов и в значительной мере регулируются государством. Внутри этих процессов действует «культура исполнения», поскольку сотрудники работают согласно предписанным государством стандартам и регламентам, а управление сводится в основном к контролю за выполнением.

Второй - это производство уникальных продуктов типа НИР, инновационных проектов, консалтинговых и экспертных услуг. Для этого процесса оптимальной является «культура задачи», а подходящей организационной формой - проектные команды, гибкие и мобильные, создаваемые под конкретную задачу.

Третий - это деятельность научных школ, мастерских, творческих групп, объединенных вокруг выдающегося ученого или специалиста, носителя авторского подхода, и создающих или «производящих» новое знание. Для данного процесса органична «культура личности», которую трудно формализовать в виде структурных предписаний, процедур и норм поведения.

Указанные типы университетского «производства» позволяют его отнести к сложным организациям, в которых сосуществуют различные виды деятельности, сформированные на базе различных ценностей и принадлежащих к различным видам культур - естественно-научной, инженерно-технической и гуманитарной.

Как известно, влияние корпоративной культуры на эффективность управления организациями и персоналом стало исследоваться сравнительно недавно (А. Кребер, К. Клукхольм, Э. Шейн, Р. Рюттингер, Т. Питерс, Р. Уотермен, Т. Базаров, М. Магура, А. Огнев, В. Спивак и др.). Однако вопросы корпоративной культуры вуза только в последние годы стали привлекать внимание ученых в связи с продвижением отечественной системы образования в европейское образовательное пространство и разработкой единых стандартов качества образования (Н. Власова, Н. Яблонскене и др.).

Термин «корпоративная культура» имеет множество толкований. Среди них понимание корпоративной культуры как духа организации, того, чем организация обладает и отличается от других в нематериальном плане (нормы поведения, символы, ритуалы, мифы, ценности, понимаемые и разделяемые членами организации); корпоративная культура - это то, чем управление и взаимодействие в данной организации отличается от других, подобных организаций (какова миссия организации, как она реализуется организацией внутри и вне самой себя, модель и принципы системы управления организацией); корпоративная культура - это коллективное программирование мышления сотрудников, отличающее членов данной организации от другой [6].

Рассматривая особенности корпоративной культуры педагогического университета, следует принять во внимание, что классические академические ценности высшего образования формировались вместе с классической моделью университета [7]. Сегодня к традиционным академическим ценностям относят критическое мышление, неприкладную науку, академическую (интеллектуальную) свободу, преданность интересам подлинного знания и автономию, признание научным сообществом, публикации в авторитетных изданиях и т. д. Эти ценности присущи не только отдельным нациям и регионам, конкретным университетам, а носят универсальный характер.

Объясняется это тем, что университеты изначально формировались как свободные ассоциации мыслителей, исследователей и студентов и черты корпоративности присутствовали уже в первых европейских университетах, возникших в XI столетии как «студенческие корпорации». Позднее университеты приобрели черты корпорации преподавателей. Но сама идея корпоративности лежала в основе европейских университетов и ее аналогами являлись цеховая корпоративность, монастырская корпоративность, корпоративность рыцарского ордена, каждая из которых имела свое четкое со-

пи пи

http://e-koncept.ru/2013/13057.htm

Койчева Т. И. Опыт изучения корпоративной культуры педагогического университета // Концепт. -2013. - № 03 (март). - ART 13057. - 0,6 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13057.htm. - Гос. per. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.

циальное предназначение, нормы деятельности и поведения (устав, традиционные церемонии и др.). Именно в этом контексте корпоративная культура понимается как система материальных и духовных ценностей, совокупность установок, норм и правил поведения, принимаемых и поддерживаемых членами организации и отражающих характер ее внутреннего и внешнего взаимодействия [8, 9].

Классический университет как корпорация существенно отличался от преобладавших в индустриальную эпоху организаций в промышленности и сфере услуг. Основу его корпоративности составляли принципы и традиции, которые создавались в процессе непосредственной жизнедеяльности его членов и регулировали их внутренние отношения и отношения с внешней социальной средой. В педагогическом университете эти характерные особенности усиливаются в силу его ориентированности на монопроизводство - подготовку педагогических кадров для системы образования, что накладывает особый отпечаток на традиции и ценности, доминирующие в среде преподавателей.

Преобразование классического академического университета в инновационный (предпринимательский) неизбежно требует преобразования его корпоративной культуры. Университет может стать инновационным, если будет притягивать и удерживать тех сотрудников и те команды, которые способны выдвигать инициативы, запускать проекты, строить партнерские отношения с предприятиями. Университетская среда должна быть благоприятна для деятельности таких инициативных групп. Однако сегодня университеты в большинстве случаев являются бюрократическими организациями, сложными для разворачивания деятельности инициативных групп и проектных команд.

Современными исследованиями в области менеджмента организаций доказано, что корпоративная культура в управлении университетом выполняет ряд важных функций. По мнению ученых к ним относятся:

- нормативно-регулирующая, поскольку корпоративная культура делает поведение подразделений и отдельных сотрудников университета предсказуемым и управляемым;

- мотивирующая, т. к. принадлежность к сильной организации, причастность к ее целям является мощным стимулом для эффективной работы;

- стабилизационная - объединяет все структуры университета как части организации, способствует согласию и стабильности в их взаимодействии;

- охранная - действует как барьер для проникновения в университет нежелательных тенденций и отрицательных ценностей, характерных для внешней среды;

- заменяющая - развитые «неписаные правила» позволяют университету как организации применять минимум формальных правил и регламентов;

- адаптивная - обеспечивает и ускоряет приспособление работников к требованиям университета как организации, а самого университета - к внешней среде;

- инновационная - помогает ставить и решать задачи развития университета [10].

По мнению А. Беляева, корпоративная культура любого образовательного учреждения имеет двойственную природу: с одной стороны, это культура достижения интересов на рынке образовательных услуг - культура конкурентной борьбы, с другой -это традиционная академическая культура, основанная на сохранении и приращении общепринятых педагогических ценностей - обучения и воспитания [11]. Важным в понимании корпоративной культуры университета является то, что она не является механической суммой культур, носителями которых выступают отдельные сотрудники. Влияние сотрудников на формирование корпоративной культуры университета различно, что обусловлено силой их личности, формальным статусом в организации.

http://e-koncept.ru/2013/13057.htm

Койчева Т. И. Опыт изучения корпоративной культуры педагогического университета // Концепт. -2013. - № 03 (март). - ART 13057. - 0,6 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13057.htm. - Гос. per. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.

Однако корпоративная культура современного вуза далеко не всегда соответствует потребностям развития в новых условиях внешней среды. Сегодня она во многом связана с опытом предшествующих лет, при котором культурные ценности организации и работающих в ней людей складывались в другом по своей природе социуме, ориентированном на другие социальные ценности и приоритеты. Как следствие, «культурный разрыв», обусловленный различиями между желаемыми и фактическими культурными нормами и ценностями, негативно влияет на процессы адаптации вуза к вызовам современного общества, его прогрессивного развития [12].

Причины сопротивления изменениям в организациях концентрируются вокруг трех основных противоречий: изменения конфликтуют с личными интересами сотрудников; сотрудники не понимают и не принимают необходимости/неизбежности изменений, боятся их и/или не доверяют руководству; в коллективе сложилось негативное отношение к любым изменениям со стороны руководства, обусловленное действием психологических установок и ценностей, под влиянием которых отдельные сотрудники и группы взаимодействуют друг с другом. Как правило, наибольшая степень сопротивления отмечается в организациях с низкой вовлеченностью сотрудников. Для того чтобы выяснить, способствует или препятствует культура организации внедрению необходимых изменений, необходимо определить ее тип и измерить вовлеченность сотрудников [13, 14].

С целью выявления особенностей корпоративной культуры педагогического университета в Южноукраинском национальном педагогическом университете имени К. Д. Ушинского (г.Одесса) проводилось исследование, в котором приняли участие 346 представителей профессорско-преподавательского состава. Выборка включала 28 докторов, 171 кандидатов наук, 128 преподавателей без степени, которые непосредственно участвуют в научно-исследовательской и учебно-воспитательной деятельности университета. По возрастному параметру в выборку входили сотрудники от 25 до 35 лет (83 человека), от 36 до 50 лет (121 человек) и более 50 лет (123 человека). 19 преподавателей предпочли остаться анонимными.

Исследование проводилось по методике диагностики организационной культуры К. Камерона и Р. Куинна ОСА1 (Organization Culture Assessment Instrument) [10]. В соответствии с измерениями по критериям «гибкость или индивидуальность» - «стабильность или контроль» и «ориентация на внешнюю или внутреннюю среду» авторы выделяют четыре типа организационных культур.

Иерархическая культура проявляется в том, что организация сосредоточена на внутренних проблемах, стабильности, управляемости, контроле. Деятельность структурирована и формализована. Целостность организации поддерживается формальными правилами. Процедуры, правила, инструкции диктуют людям, что нужно делать. Лидеры гордятся тем, что они хорошие организаторы и умеют анализировать и предсказывать эффективность решений.

Адхократическая культура («по случаю», т. е. временная целевая команда, созданная для выполнения определенной задачи) характеризует динамичную, предпринимательскую и творческую организацию. Отличительными чертами лидеров организации являются умение предвидеть, новаторство, ориентация на риск. Базовые ценности организации заключаются в готовности отвечать на вызовы времени и внешней среды, к экспериментированию и новаторству, постоянной деятельности на переднем рубеже знаний. Для данной культуры характерны динамичные, творческие, поощряющие предприимчивость и индивидуальные результаты условия работы. Люди склонны к инициативе и риску.

гм yj nj

http://e-koncept.ru/2013/13057.htm

Койчева Т. И. Опыт изучения корпоративной культуры педагогического университета // Концепт. -2013. - № 03 (март). - ART 13057. - 0,6 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13057.htm. - Гос. per. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.

Семейная или клановая культура воспроизводит организацию, как большую семью с пожизненным наймом, недостаточно иерархичной структурой, неформальным подходом к работе и акцентом на управленческих командах. Организация сосредоточена на внутренних проблемах и для нее характерны гибкость, забота о людях. Лидер организации воспринимается как отец семейства, с неограниченными правами и ответственностью. Целостность организации поддерживается традициями и лояльностью к семейным ценностям. Большое значение придается развитию человеческих ресурсов, сплоченности, моральному климату.

Рыночная культура отличает организацию, ориентированную на результаты. Лидеры организации являются жесткими руководителями внутри коллектива и жесткими конкурентами во внешней среде. Основная цель коллектива - стремление побеждать. Успех организации определяется опережением конкурентов и лидерством на рынке. Стиль организации - жесткая конкуренция внутри и снаружи.

Респондентам необходимо было оценить настоящее и желаемое состояние корпоративной культуры университета, распределив баллы 10-балльной (или 100балльной) шкалы между четырьмя альтернативными ответами к каждой характеристике в том весовом соотношении, которое по их мнению в наибольшей степени соответствует действительности. Полученные данные интерпретировались по трем направлениям. Первое, - это определение доминирующего типа культуры в настоящий период функционирования университета. Второе было связано с выявлением различий между нынешней и предпочитаемой будущей культурой, которые дают информацию о направлении изменений. Третье - это определение силы доминирующего типа культуры.

Результаты исследования корпоративной культуры преподавателей педагогического университета в настоящем времени представлены в виде диаграмм на рис. 1 и 2. Согласно интерпретации данных по методике К. Камерона, Р. Куинна параметр «А» соответствует клановой (семейной) культуре, «В» - адхократической (инновационной), «С» - рыночной и <^» - иерархической (бюрократической).

Полученные результаты свидетельствуют, что преподаватели университета в целом и каждая выборка в отдельности оценивают существующую корпоративную культуру преимущественно как иерархическую (бюрократическую) - тип D. По отдельным выборкам ее вес составил: у докторов наук - на уровне 28,6%; кандидатов наук - 28,0%, преподавателей без научной степени - 26,7%, ниже всех оценили наличие в университете этого типа культуры преподаватели, которые предпочли остаться анонимами - 25,7%.

Следующим типом корпоративной культуры, которым по оценке преподавателей характеризуется педагогический университет, является клановый (семейный) -тип A. По отдельным группам она оценивалась: докторами наук - на уровне 25,5%, кандидатами наук - 25,6%, преподавателями без степени - 26,4%. Анонимы оценили типичность для университета клановой корпоративной культуры на уровне 26,0%.

Еще ниже оценивается наличие в университете рыночной культуры - тип С. Доктора наук оценивают ее наличие в университете на уровне 23,8%, кандидаты наук - на уровне 24,1%, преподаватели без степени - 23,9%. Анонимы оценили наличие этого типа корпоративной культуры на уровне 24,9%.

Наименее типичной для корпоративной культуры университета была признана адхократическая (инновационная) культура (тип В). Доктора наук оценили ее присутствие на уровне 22,1%, кандидаты наук - 22,3%, преподаватели без научной степени - 23,0%. Анонимы ее оценили - 23,4%.

http://e-koncept.ru/2013/13057.htm

КОНТ TF.TTT

Койчева Т. И. Опыт изучения корпоративной культуры педагогического университета // Концепт. -2013. - № 03 (март). - ART 13057. - 0,6 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13057.htm. - Гос. рег.

научно-методический электронный журнал Эл № ФС 77-49965. ISSN 2304-120X.

ART 13057 УДК 370.711:378.175

за*-

25,525,6,

И доктора наук У к ан дн даты наук U без степени В анонимы

А В С й

Рис. 1. Оценка преподавателями типов корпоративной культуры педагогического университета в настоящем времени (стратификация по ученой степени)

А В С 0

Рис. 2. Оценка преподавателями типов корпоративной культуры педагогического университета

в настоящем времени (стратификация по возрасту)

Результаты оценивания типов существующей корпоративной культуры преподавателями в зависимости от их возраста показали иную картину. Наиболее высокую оценку получил иерархический тип культуры (тип D): у преподавателей от 36 до 50 лет (28,6%); до 35 лет (27,5%). Старше 50 лет - оценили ее на уровне 26,5%. Ниже всех оценивают наличие в университете этого типа культуры преподаватели, которые предпочли остаться анонимами - 25,7%.

6 '

http://e-koncept.ru/2013/13057.htm

КОНТ ТЕПТ

Койчева Т. И. Опыт изучения корпоративной культуры педагогического университета // Концепт. -2013. - № 03 (март). - ART 13057. - 0,6 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13057.htm. - Гос. рег.

научно-методический электронный журнал Эл № ФС 77-49965. ISSN 2304-120X.

ART 13057 УДК 370.711:378.175

Клановая культура (тип А) является следующим по значимости типом культуры,

которая оценивалась в возрастных группах. Как наиболее типичную ее отметили: до 35 лет - 25,8%, от 36 до 50 лет - 25,7%, старше 50 лет - 26,2% и анонимы ее оценили на уровне 26%.

Рыночная культура (тип С) по возрастным группам получила следующие результаты: до 35 лет - на уровне 24,2%, от 36 до 50 лет - 24,1% и старше 50 лет - 23,9%. Анонимы оценили наличие этого типа корпоративной культуры на уровне 24,9%.

Наименее типичной для корпоративной культуры университета была признана адхократическая (тип В). В возрастной группе до 35 лет наличие адхократического типа корпоративной культуры оценили на уровне 22,5%, от 36 до 50 лет - 21,7% и старше 50 лет - 23,4%. Анонимы ее оценили также - 23,4%.

В целом данные, полученные по результатам изучения особенностей корпоративной культуры университета в том виде, в котором она существует в настоящее время, свидетельствуют, что в ней почти в равной мере присутствуют все типы: различие между наиболее и наименее выраженным типом составляет всего лишь 4,2%. Отсутствие существенных различий в типах корпоративной культуры позволяет говорить об определенной «инфальтивности» преподавателей к тем культурным нормам, которые существуют сегодня в университете и определяют характер их взаимодействия в достижении целей деятельности. При этом каждый тип корпоративной культуры по уровню своего проявления лишь незначительно отличается в ту или иную сторону от 25%, которые свидетельствуют об их равной представленности и взаимной нейтрализации.

Некоторая динамика в предпочитаемых преподавателями университета типах корпоративной культуры можно проследить по оценке их желательности в будущем времени. Эти результаты представлены в диаграммах на рис. 3 и 4.

В до к тор а наук н кандидаты наук и без степени У анонимы

А В С О

Рис. 3. Оценка преподавателями типов корпоративной культуры педагогического университета в будущем времени (стратификация по ученой степени)

Представленные данные показывают, что преподаватели университета в целом и каждая выборка в отдельности желают существующую иерархическую корпоративную культуру (бюрократическую) изменить на клановую (семейную).

pu "7 fu

http://e-koncept.ru/2013/13057.htm

КОНТ TF.TTT

Койчева Т. И. Опыт изучения корпоративной культуры педагогического университета // Концепт. -2013. - № 03 (март). - ART 13057. - 0,6 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13057.htm. - Гос. per.

научно-методический электронный журнал Эл № 77_49965- ISSN 2304-120Х.

ART 13057 УДК 370.711:378.175

Среди докторов наук желательность клановой культуры (тип А) оценивается на уровне 25,0%; кандидатов наук - 25,7%, преподавателей без научной степени -27,3%. Наиболее высоко оценивают желательность в университете этого типа культуры преподаватели, которые предпочли остаться анонимами - 27,7%

Следующим типом корпоративной культуры, желательным по оценке преподавателей педагогического университета в будущем, был адхократический или инновационный (тип В). По отдельным группам она оценивалась: докторами наук - на уровне 25,3%, кандидатами наук - 25,2%, преподавателями без степени - 25,4%. Анонимы оценили ее желательность для университета на уровне 25,0%.

Еще ниже оценивается желательность в университете иерархической (бюрократической) корпоративной культуры (тип D). Доктора наук оценивают ее желательность на уровне 25,1%, кандидаты наук - на уровне 25,2%, преподаватели без степени - 24,3%. Анонимы оценили желательность этого типа корпоративной культуры на уровне 23,9%.

Наименее предпочтительной для корпоративной культуры университета признана рыночная (тип С). Доктора наук оценили ее на уровне 24,6%, кандидаты наук -23,9% преподаватели без научной степени - 23,0%. Анонимы оценили желательность данного типа корпоративной культуры на уровне 23,4%.

Рис. 4. Оценка преподавателями типов корпоративной культуры педагогического университета

в будущем времени (стратификация по возрасту)

В возрастных группах высокую оценку клановая культура (тип А) получила у преподавателей старше 50 лет (27,0%) и до 35 лет (26,3%). Преподаватели в возрасте от 36 и до 50 лет оценили ее на уровне 25,5%. Наиболее высоко оценивают желательность в университете этого типа культуры преподаватели, которые предпочли остаться анонимами - 27,7%.

Следующий тип корпоративной культуры - адхократический (тип В) - по оценке преподавателей был желательным в возрастных группах: до 35 лет - 25,1%, от 36 до 50 лет - 25,4% и старше 50 лет - 25,2%. Анонимы оценили его желательность для университета на уровне 25,0%.

Еще ниже оценили желательность в университете иерархической (тип й) кор-

IV! 0 IV!

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

http://e-koncept.ru/2013/13057.htm

Койчева Т. И. Опыт изучения корпоративной культуры педагогического университета // Концепт. -2013. - № 03 (март). - ART 13057. - 0,6 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13057.htm. - Гос. per. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.

поративной культуры. По возрастным группам ее оценка была представлена следующим образом: до 35 лет желательность этого типа корпоративной культуры оценили на уровне 24,7%, до 50 лет - 25,6% и старше 50 лет - 24,3%. Анонимы оценили желательность этого типа корпоративной культуры на уровне 23,9%.

Наименее предпочтительной для корпоративной культуры университета признан рыночный тип (тип С). В возрастной группе до 35 лет наличие рыночного типа корпоративной культуры было предпочтительным на уровне 23,9%, от 36 до 50 лет и старше 50 лет - 23,5%. Анонимы оценили желательность данного типа корпоративной культуры на уровне 23,4%.

Как видим, результаты изучения особенностей корпоративной культуры университета в том виде, в котором она видится преподавателям в будущем, дают основание говорить о желательности ее изменения с иерархического типа на клановый. Примечательно, что вторым по желательности был отмечен адхократический тип корпоративной культуры, который наиболее отвечает идее инновационного развития университета. Как в настоящем, так и в будущем, предпочтения преподавателей почти равномерно распределяются по всем типам корпоративной культуры и различие между наиболее и наименее желательным ее типом сокращается до 2,7%.

Мы полагаем, что полученные результаты дают основание говорить об определенной культурной «инфальтивности» преподавателей, отсутствии у них интереса к культурным нормам, которыми могут регулироваться их отношения и способы взаимодействия в университете в будущем. При отсутствии убедительно выраженного типа корпоративной культуры, к построению которого могут быть направлены усилия всего коллектива преподавателей университета, стремление к переменам наиболее присуще преподавателям без степени, тем, кто старше 50 лет, и тем, кто предпочли сохранить свою анонимность.

Можно предположить, что дальнейшее более глубокое исследование этой выборки статистическими методами позволит выявить факторы, определяющие ее заинтересованность в изменении типа корпоративной культуры. Но уже сегодня очевидно, что в отличие от промышленных организаций, в педагогическом университете отсутствует отчетливо выраженная корпоративная культура, которая позволяет выстраивать стратегию и тактику эффективного развития вуза в условиях рыночной экономики и вызовов современного общества. Педагогический университет в большей мере, нежели другие организации, несет на себе отпечаток того времени, когда человеческий фактор не рассматривался в качестве стратегического ресурса эффективного управления. Выявление механизмов и условий преодоления этого феномена определяет цель и задачи нашего дальнейшего исследования.

Ссылки на источники

1. Тюнников Ю., Мазниченко М. Корпоративная культура как фактор конкурентоспособности вуза // Высшее образование в России. - 2005. - № 10. - С. 69.

2. Кимберг А. Н. Университеты: противоречия развития // Высшее образование в России. - 2003. -№ 1. - С. 30-35.

3. Беляев А. Корпоративная культура университета: от теории к практике // Высшее образование в России. - 2007. - № 11. - С. 62.

4. Яблонскене Н. Л. Корпоративная культура современного университета // Университетское управление. - 2006. - № 2 (42). - С. 8.

5. Погодина А. В., Крылова С. Д. Модели корпоративной культуры вузов // Психологическая наука и образование. - 2008. - № 5. - С. 93.

6. Корпоративная культура и управление изменениями [Пол Леви, Билл Мунк, Дебра Мейерсон, Дональд Сулл и др.]. - М. : Альпина Бизнес Букс, 2007. - 192 с.

pu Q fu

http://e-koncept.ru/2013/13057.htm

Койчева Т. И. Опыт изучения корпоративной культуры педагогического университета // Концепт. -2013. - № 03 (март). - ART 13057. - 0,6 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13057.htm. - Гос. per. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.

7. Кузьминов Я. И., Юдкевич М. М. Академическая свобода и стандарты поведения // Вопросы экономики. - 2007. - № 6. - С. 80-93.

8. Беляев А. Указ. соч.

9. Корпоративная культура. Указ. соч.

10. Макаркин Н. П., Томилин О. Б., Бритов А. В. Роль организационной культуры в эффективном менеджменте высшего учебного заведения // Университетское управление: практика и анализ. -

2004. - № 3. - С. 152-162.

11. Беляев А. Указ. соч.

12. Погодина А. В., Крылова С. Д. Указ. соч.

13. Макаркин Н. П. и др. Указ. соч.

14. Грошев И. В., Юрьев В. М. Менеджмент организационной культуры. - М., Воронеж, 2010. Koycheva Tatyana,

Candidate of Pedagogical sciences, associate professor of applied mathematics and computer science department, State institution "South Ukrainian National Pedagogical University named after K. D. Ushynsky", City of Odessa koycheva@mail.ru

The experience of studying of corporate culture in Pedagogical University

Abstract. The article is devoted to enhancing the effectiveness of the university in issn 2304-120X

a competitive environment. The concept of corporate culture of the university, its

functions, forms of manifestation are discussed. The role of corporate culture in

the development of the university is defined in this article. The results of studies of

the corporate culture in the modern pedagogical university are described.

Keywords: corporate culture of the University, the types of corporate culture, 9 772304 q20135 Pedagogical University.

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

977230412013503

http://e-koncept.ru/2013/13057.htm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.