Я • 7universum.com
Ж UNIVERSUM:
/уу\ ФИЛОЛОГИЯ И ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
ОПЫТ ИССЛЕДОВАНИЯ СВАДЕБНЫХ ТРАДИЦИЙ ПОЗДНЕПЕРЕСЕЛЕНЧЕСКИХ ГРУПП РУССКОГО НАСЕЛЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ СРЕДНЕГО ПРИКАМЬЯ
Болдырева Вера Геоленовна
доцент Удмуртского государственного университета, РФ, г. Ижевск
E-mail: [email protected]
EXPERIENCE OF RESEARCH IN WEDDING TRADITIONS OF GROUPS OF RUSSIAN POPULATION OF LATE RESETTLEMENT ON THE TERRITORY OF THE MIDDLE KAMA REGION
Boldyreva Vera
associate Professor of Udmurt State University,
Russia, Izhevsk
АННОТАЦИЯ
В статье рассматриваются особенности бытования русского свадебного обряда на территории Среднего Прикамья, связанные, прежде всего, с его историко-стадиальными характеристиками. Этнографические данные, а также музыкальный код обряда подтверждают неоднородность русской культуры исследуемой территории, а результаты анализа ритмических структур позволяют маркировать границы локальных зон. Исследование позволит обогатить наши представления о динамических процессах, происходивших на изучаемой территории.
ABSTRACT
The article considers the peculiarities of existence of the Russian wedding ceremony on the territory of the Middle Kama region, associated primarily with its
Болдырева В.Г. Опыт исследования свадебных традиций позднепереселенческих групп русского населения на территории Среднего Прикамья //
Universum: Филология и искусствоведение : электрон. научн. журн. 2015. № 1 (15) . URL: http://7universum.com/ru/philology/archive/item/1877
historical-phasic characteristics. Ethnographic data, as well as music code of the wedding rite confirms the heterogeneity of the Russian culture in the study area. The results of the analysis of rhythmic structures allow to mark the boundaries of local areas. The study will enrich our understanding of the dynamic processes occurring in the study area.
Ключевые слова: свадебный обряд, свадебные песни, тоническое и силлабическое стихосложение, ритмические типы, сегментированные и цезурированные построения.
Keywords: wedding ceremony, wedding songs, tonic and syllabic versification, rhythmic models, rhythmic types, segmented and caesural constructions.
В процессе расселения русского этноса на пространствах Евразии, русская традиционная культура приобретала локальные особенности, возникающие под воздействием множества внешних и внутренних факторов, и земли среднего течения реки Кама являются ярким тому подтверждением. «Это один из полиэтнических регионов России, на его территории проживают более чем 100 народов и этнических групп. С древнейших времен он являлся зоной этнокультурных контактов различных групп населения. Удмурты, представляющие на ранних этапах основную массу жителей, контактировали на юге с тюркским миром, на западе — со своими ближайшими родственниками по языку и культуре — коми-зырянами и коми-пермяками, на востоке — с обскими уграми. Более интенсивным этнокультурное взаимодействие становится с началом заселения и хозяйственного освоения этой территории представителями других этнических групп, среди которых ведущее место принадлежит русскому населению» [2, с. 3].
Анализ материалов известных археологических объектов и данные письменных источников указывают на три волны русских миграционных потоков.
Начало освоения территории Среднего Прикамья русскими началось после присоединения в 1489 г. Вятской земли к Московскому великому княжеству и завоевания Казанского ханства в 1552 г. Приток русского этноса начался одновременно с двух сторон: верховьев Камы из Перми Великой и Вятской земли. К началу XVII в. сформировался уже целый район сосредоточения русского населения с центром в Сарапуле, являющимся своеобразными «южными воротами» русской колонизации.
«К концу XVII в. русские в Прикамье стали расселяться значительно шире, заселяя район Сивы — одного из правых притоков Камы. По местам выхода, это были жители разных дворцовых волостей Казанского и Уфимского уездов, Сибирской, Архангельской и Нижегородской губерний» [2, с. 36], а также крестьяне камского побережья, устремляющиеся вглубь территории.
Третья волна русского переселения была связана с промышленным освоением края. В XVIII в., в связи со строительством крупных государственных железоделательных заводов на р. Вотка (1759) и р. Иж (1760), литейного завода на р. Камбарка, принадлежавшего П. Демидову (1767) и других, более мелких предприятий, начался процесс массового переселения крестьян из центральных областей России. Однако только с начала XIX в. русское крестьянство начало «...осваивать пространства, достаточно плотно заселенные нерусскими жителями» [2, с. 45].
Вышеперечисленные исторические процессы обусловили неоднородность традиционной культуры русских Среднего Прикамья, что подтверждается данными исследований музыкально-этнографического материала, собранного студентами и преподавателями РМК и УдГУ за последние тридцать лет. Так, нами были выделены следующие зоны: Сарапульская, начало формирования которой относится к XVI в., Воткинская — XVII—XVIII вв. и условно названная нами Вятской зона чересполосного проживания русских в традиционно удмуртских районах — конец XVIII — начала XIX вв.
Проследим общность и различие выделенных зон на примере свадебного обряда и его музыкального наполнения.
Русская свадебная традиция среднего течения р. Кама складывалась как многосоставное явление, интегрирующее разнородные элементы. Подобно другим системам позднего расселения русских (Среднее и Нижнее Поволжье, Урал, Сибирь), среднеприкамская традиция вмещает в себя несколько традиций, локальные особенности которых сгладились (или законсервировались) в результате длительных контактов.
По имеющимся данным, свадьба представляла собой развернутое действо, начинающееся со сватовства и заканчивающееся вождением невесты по новой родне. В драматургии ритуала развиваются две линии — инициационная, связанная с переходом девушки в половозрастную группу молодых женщин, и линия ее территориального перехода, с которой связан план контактов двух родов.
При соблюдении общего драматургического плана, некоторые действия свадьбы в локальных версиях обряда могут отсутствовать, менять свой порядок или оказываться совмещенными. Модификации обряда мы также видим в изменениях темпорального, предметного и персонажного кодов свадебного обряда Среднего Прикамья.
Анализируя коды обряда, мы приходим к выводу, что в сарапульской традиции доминирует контактно-коммуникативная линия. Обряд очень четко сформирован и устойчиво повторяется во всех локальных версиях. В воткинской традиции наблюдается усиление линии инициации невесты. Вятская традиция, демонстрирует нам существование нескольких свадебных комплексов, рознящихся с сарапульской и воткинской традициями.
Записанные образцы песенного фольклора подтверждают данные этнографического порядка. Сохранность текстов свадебных песен проявляется на исследуемой территории по-разному. Наиболее полные, цельные тексты записаны в селах, находящихся вдали от магистралей и крупных населенных пунктов. Необходимо подчеркнуть, что знающим свадебные песни носителям традиции сейчас далеко за 80 лет.
В сарапульской традиции практически во всех поселениях фиксируется устойчивый песенный комплекс, обслуживающий ядро свадебного обряда.
На других территориях песнями наполнялся практически весь свадебный обряд. Так, у исполнителей с. Кварса Воткинского района сохранились воспоминания, что начинали петь песни уже на пропивушках и так до конца свадьбы.
Народные исполнители дифференцируют песни на величальные и тут плачут, что проявляется на уровне звукового поведения. Таким образом, в традиции присутствует принятое разделение жанров свадебных песен на две группы: прощальные песни и величания, к которым примыкают так называемые комментирующие песни, характерные для традиции Среднего Прикамья.
Песенные тексты косвенным образом свидетельствуют о местах выхода миграционных потоков на территорию Среднего Прикамья, поскольку можно констатировать присутствие как традиционно северорусских текстов («Не было ветров», «Как по сеням, по сеничкам»), так и текстов, стабильно фиксируемых в средней и южной России: «Во саду ли виноград растет», «На ком кудерцы», «Долина, долинушка» и др.
В текстах свадебных песен представлены три основных формы народного стихосложения (тонический, силлабический и сегментированный силлабический), которые в традиции Среднего Прикамья имеют ряд особенностей, в основном продиктованных закономерностями музыкального порядка.
По доле участия в ритуале и степени выраженности в традиции мы подразделяем свадебные песни на две основные группы. Первую группу составляют песни с групповым прикреплением поэтических текстов, являющиеся обязательными для свадебного обряда. Это 5 напевов, соответствующих 5 основным ритмическим типам традиции.
Первые два ритмических типа принадлежат к классу неравномерно сегментированных форм, стойко проявляющихся на исследованной территории.
В процентном соотношении они составляют 29 % от общего числа свадебных песен (таблица 1, 1—2 РТ).
Таблица 1.
Ритмические типы неравномерно сегментированных форм
Ритмический тип Форма стиха Композиционная единица поэтического текста Музыкально-ритмическая форма
РТ 1 2.2.2 АВ а д ^ Вы-во-дил су-дарь ба-тюш-ка ^^ За пра-ву-ю за ру-чень-ку
РТ 2 2.3.2 АВ ^ ^ А Ог-ста-ва-ла ле-бедь бе -ла- я, А а^А Ь 1 Что от ста-да ле-бе-ди- но- го
3 и 4 ритмические типы представляют класс равномерно сегментированных форм. Песни данных типов доминируют в традиции, составляя 51 %. Равномерно сегментированные формы имеют ряд модификаций. 4 РТ особой композиции «Не было ветров» имеет 4 модификации, рассмотрение которых выводит нас на понимание основных принципов формирования песенной традиции Среднего Прикамья (таблица 2, 3—4 РТ).
Ритмические типы равномерно сегментированных форм
Ритмический тип Форма стиха Композиционная единица поэтического текста Музыкально-ритмическая форма
РТ3.1 56+43 ab,b ^д ьщ .! Что у ты сяц-ко- го да бо -род -ка, да бо-род - ка.
РТ 3.2 56-9+4З ab,b И-ще ся-ла на-ша Лю-доч-ка вы-ше всех, J вы-ше всех.
РТ 4.1 45-7+54-7 AB ^ д | Не бы-ло вет- ров * д ^ ь д J д | Не бы-ло вет-ров вдруг на-вя-ну-ли /> > д J д вдруг на-вя- ну-ли
РТ 4.2 * 45-7+54-7 AB ^ ;> д Не бы-ло вет- ру, не бы- ло вет-ру на- ду- ну- ло, ^д м г вдруг на- ду- ну- ло
РТ4.3 45_7+54-7 AB Ой,не бы-ло вет-ров, ой, не бы -ло вет- ров, вдруг на-ве- я- ли,вдруг на- ве- я- ли .
5 РТ — цезурированная форма в координации со стихом 5+5 включается в обязательный набор песен Сарапульской традиции и представлена двумя песенными текстами: «На ком платьице» и «На ком кудерцы» (таблица 3, 5 РТ).
Ритмический тип цезурированной формы
Ритмический тип Форма стиха Композиционная единица поэтического текста Музыкально-ритмическая форма
РТ 5 5+5 аЬ; гЬ А А Л А А А J А А |' На ком плать-и-со, на ком свет—ло-е А А J А А |]> А J А А |" Ай лю-ли, лю-ли, на ком свет -ло -е.
Песенные причеты, являясь в воткинской и вятской традициях политекстовыми (2 РТ), в сарапульской имеют вид лишь короткой всплачки «Я не выйду, не выступлю» (1 РТ) (таблица 4, 1—2 РТ).
Таблица 4.
Ритмические типы песенных причетов
Ритмический тип Форма стиха Композиционная единица поэтического текста Музыкально-ритмическая форма
РТ 1 2.3.2 А J д J г Я не вый-ду, я не выс - туп - лю.
РТ2 2.З4.2 А J J J J \}} ¡о о 1 При-сту-пись ро-ди... ма-я ма - монь- ка.
Во вторую группу входят песни, роль которых в свадебном обряде менее значительна. Чаще всего это монотекстовые напевы, характерные для отдельно взятых традиций. В основном они представлены цезурированными ритмическими типами и цезурированными временниками, которые в подавляющем своем большинстве принадлежат жанру хоровода (таблица 5).
Ритмические типы монотекстовых напевов
РТ 1 5+5; 5+6 АЯ Кто у нас хо-ро-ший, кто у нас при-го-жий } £ ^ > ^ ^ ^ } } }> Ро - зан мой, ро-зан, ви-ног-рад зе-лё-ный
РТ 2 4+3+3 АВ 1' Во го-рен-ке во но - вой, во но - вой, I" Сто-ял сто-лик кед-ро-вой,кед-ро-вой.
РТЗ 7б,8+7б,8 аЬ; гЬ До-ли-на до-ли-ну-ша, раз-доль-е ши-ро-ко-е Ай, ли, ай лю-ли, раз-доль-е ши-ро-ко-е
РТ4 (5-7)+(5-7) аЬ; сс 8^ + 8^ ^ Л Как у ча - роч - ки, у се- реб - ря - но- ю Зо-лот че-ре-шо - чек, зо-лот че-ре-шо - чек
Прослеживая распространение ритмических типов традиции, нужно отметить, что Сарапульская зона демонстрирует повторяющийся набор основных ритмических типов при минимальной доле периферийных.
Боткинская зона выделяется своей пестротой. Основные песенные типы представлены прежде всего модифицированными моделями, а вкрапления периферийных типов заметно увеличено.
Распространение ритмических типов на территории вятской традиции еще предстоит изучить, но уже те точечные замеры, которые удалось зафиксировать, позволяют говорить об их иначе сформированном наборе.
Анализ мелодических типов, а также особенности исполнительских традиций в целом подтверждают наметившуюся дифференциацию традиций.
Таким образом, в Сарапульской зоне наметилось определенное единство материала с точки зрения драматургии свадебного обряда, содержания
вербальных текстов свадебных песен, их поэтики и структуры и корпуса обрядовых напевов. Можно говорить о том, что в результате интегративно-консолидационных процессов произошло формирование новой этнокультурной общности, черты которой имеют аналоги как в северорусской, так и в средне-и южнорусской зонах.
На территории Воткинской зоны, заселенной русскими почти на два века позднее, стилевое единство проявляется лишь на уровне отдельных очагов.
В районах, которые были освоены в конце XVIII — начале XIX в. (вятская традиция), мы наблюдаем существование узколокальных песенных типов, свидетельствующих о консервации традиции. При этом мы предполагаем, что стабилизирующим фактором в этом процессе оказалось воздействие финно-угорской среды на русскую фольклорную традицию. Традиция не только лучше сохраняется в пограничье проживания, но, кроме того, иногда некоторые фольклорные явления, исчезнув у русских, продолжают жить в удмуртской среде.
Предлагаемые в настоящей работе границы традиций являются условными. Уже в настоящее время, благодаря публикациям («Куединская свадьба» Елены Борисовны Вершининой [1] и «Свадебные песни Перми Великой» Надежды Николаевны Терехиной [3]), нам известно, что выявленный нами песенный комплекс русской свадьбы полностью или частично присутствует на землях, расположенных как в непосредственной близости к этим границам, так и на более или менее значительных расстояниях от них.
Возможно, что, изучив его ареалы на сопредельных землях, мы сможем уточнить данные по истории заселения края русскими.
Список литературы:
1. Вершинина Е.Б., Черных А.В. Куединская свадьба. — Пермь, 2007.
2. Гришкина М.В., Берестова Е.М. Колонизационные процессы и расселение этнических групп в Вятско-Камском междуречье в XVI — первой половине XVIII века. — Ижевск, 2006.
3. Терехина Н.Н. Свадебные песни Перми Великой: монография / под общ. ред. А.В. Черных., науч. ред. М.А. Енговатова. — Пермь, 2011.