УДК 159.923.2
М.В. Крекова
ОПЫТ ИССЛЕДОВАНИЯ СУБЛИЧНОСТЕЙ У ЛЮДЕЙ С РАЗНОЙ СТЕПЕНЬЮ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ
Рассмотрены проблемы осознания, целостности и раскрытия внутреннего мира человека. На основе проведенного исследования выделяется восемь подклассов субличностей, описывается их основные характеристики, функции и названия, а также выдвигаются предположения об их возможных причинах проявления, о статусе в общей структуре личности и времени существования в сознании человека. Рассматриваются особенности в иерархии выделенных подклассов относительно гендерных особенностей респондентов и их уровня рефлексивности. Выдвинуты дальнейшие перспективы исследования данной проблематики.
Субличность; актуализация; внутренний мир; личность, осознание.
M.V. Krekova EXPERIENCE OF STUDYING THE SUBPERSONALITIES WITH DIFFERENT DEGREES OF SELF-ACTUALIZING
The article is devoted to the study of the person's inner world, its comprehension, intergity and revelation. Based on the accomplished research there are distinguished eight subclasses of subpersonalities, it is described their basic characteristics, functions and names, and also assumptions of their possible reasons of display, of the status in the general structure of the person and existence time in consciousness of the person are put forward. Features in hierarchy of the allocated subclasses concerning gender features of respondents and their level of reflexivity are considered. The further prospects of research of the given problematics are putforward.
Subpersonalities; actualizing; inner world, person; comprehension.
Современные условия жизни, связанные с увеличением ее темпа, тотальной информатизацией, а также меняющимися требованиями к условиям трудовой деятельности, способствуют тому, что человек, живущий в наше время, склонен все больше отдаляться от себя, терять чувство внутренней целостности, порождать новые личностные структуры - разделенные и стремящиеся к автономии, делая это порой неосознанно. В свою очередь это приводит к утрате чувства радости, росту депрессивных, тревожных, фобических расстройств, психосоматических и новых соматических заболеваний. Единственным выходом в сложившейся ситуации становится возвращение человека к себе через самопознание и самосознание. Познание человеком своего внутреннего мира помогает ему определить его слабые и сильные стороны, почувствовать скрытые до этого времени возможности и интуитивно предвидеть пути их раскрытия. Процесс осознания сопряжен с обретением целостности личностью и самоактуализацией внутреннего потенциала.
А. Маслоу, исследуя тему самоактуализации, определяет «Я» как основу человека - его вкусы, духовные ценности, жизненные цели. По мнению исследователя, для реализации самоактуализации человеку необходимо понять собственную природу и действовать в соответствии с ней [14]. Эта природа и заложена в истинном (высшем, трансперсональном) «Я» человека, которое объединяет и интегрирует все части вокруг себя, способствуя переживанию целостности как самого человека, так и достижению целостного восприятия мира и себя в нем. Об этом же пишет и Маргрет Руффлер. Работа с субличностями, по ее мнению, это процесс осознания, принятия и преобразования различных частей личности, посредством чего становится возможным реальное раскрытие личностного по-
тенциала. При таком подходе любая проблема рассматривается как возможность внутреннего роста, а работа над ней - как непосредственное участие в раскрытии внутреннего потенциала [11. С. 19].
В психологию понятие субличности было введено Роберто Ассаджиоли, которое рассматривалось им в теории психосинтеза. Личность каждого человека, по его мнению, содержит множество самостоятельно действующих и, зачастую, враждующих между собой субличностей. Он определяет субличности как динамические подструктуры, которые обладают относительно независимым существованием. Важным аспектом в психосинтезе является наличие уникального, неповторимого имени (названия) у каждой субличности. Приобретение субличностью своего имени способствует разотождествлению с ней самого человека и осознанию ее особенностей и функций в общей структуре личности [1, 3].
Р. Ассаджиоли не ограничивается констатацией расщепленности, указывая на присутствие в человеке центростремительных сил, под воздействием которых происходит непрерывный процесс психосинтеза: объединения, интеграции частей в единое целое [1]. Согласно автору, целью работы с субличностями является не приумножение противоборствующих суб-«Я», а формирование или перестройка личности вокруг объединяющего центра (истинного Я). Стадии достижения истинного Я, по Р. Ассаджиоли, таковы [1]:
♦ глубокое познание своей личности;
♦ контроль над различными ее элементами;
♦ постижение своего истинного Я - выявление или создание объединяющего центра;
♦ психосинтез: формирование или перестройка личности вокруг нового центра.
Согласно психологам и психиатрам, занимающихся исследованием темы субличностей (Р. Ассаджиоли, П. Ферручи, В. Стюарт, М. Руффлер, Г. Сликер, К. Мериам, Х. и С. Стоуны, Л. Бурдо, А. Лизогуб, М.В. Папуш, С.Ю. Ключников, А. Подводный), процесс внутренней интеграции тесно связан с процессом самоактуализации. Однако вопросы о том, какие субличности характерны для людей с разной степенью самоактуализации, каковы особенности этих внутренних подструктур, остаются мало освещенными.
Целью проведенного исследования стало изучение субличностей у людей с разной степенью самоактуализации.
Было выдвинуто предположение о том, что люди с разной степенью самоактуализации будут иметь различия в своих субличностях, а именно в таких показателях, как их количество, содержательных характеристиках и времени существо-
вания. Были использованы следующие методы и методики:
1. Методика «Кто Я?» (М. Кун, Т. Макпартленд).
2. Методика «Круг субличностей» (по Дж. Рейнуотер).
3. Интервью.
4. «Самоактуализационный тест» (Э. Шостром).
5. «Определение уровня рефлексивности» (А.В. Карпов, В.В. Пономарева).
6. Контент-анализ.
7. Ранжирование.
8. Методы математической статистики (^критерий Стьюдента, X — крите-
рий Пирсона).
В исследовании приняли участие 70 студентов в возрасте от 18 до 23 лет. Из них 34 - юноши и 36 - девушек.
Распределение людей (юношей и девушек) с разной степенью самоактуализации является равномерным. Полученные результаты свидетельствует о том, что в данной выборке в равной степени представлены как девушки с разной степенью самоактуализации, так и юноши. Пол респондентов, таким образом, не является значимым показателем, определяющим степень самоактуализации. Можно предположить, что гендерные особенности влияют не на степень самоактуализации, а на особенности ее проявления.
В ходе эмпирического исследования субличностей у людей с разной степенью самоактуализации выявлены и классифицированы субличности, которые были разделены нами на восемь классов, три из которых содержат подклассы:
1. Любящее Я:
♦ любовь, направленная на ограниченный круг людей;
♦ любовь без границ.
2. Гедонистическое Я.
3. Деятельностное Я:
♦ способствующие деятельности;
♦ мешающие и тормозящие деятельность.
4. Уединенное Я:
♦ индивидуалистическое Я;
♦ закрытое Я.
5. Познающее Я.
6. Духовное Я.
7. Перспективное Я.
8. Контролирующее Я.
Основой для выделения классов стали частота описания той или иной субличности и характеристики самоактуализирующихся людей по А. Маслоу.
Таблица 1
Ранжирование результатов исследования по классам субличностей разных
подгрупп
Об- щая вы- бор- ка Группа с низкой самоак-туализа-цией Группа с высокой самоак-туализа-цией Девушки группы с низкой самоак-туализа-цией Юноши группы с низкой самоак-туализа-цией Девушки группы с высокой самоак-туализа-цией Юноши группы с высокой самоак-туализа-цией
Любящее Я 1 1 1 1 2 1 2
Г едони-стическое Я 2 2 2 2,5 1 2 3
Деятельностное Я 3 3 3 2,5 3 3 1
Уединенное Я 4 4,5 4 5 7,5 4 5,5
Познающее Я 5 8 5 6 7,5 5 5,5
Духовное Я 6 6,5 6 7,5 4 6 4
Перспективное Я 7 4,5 8 4 5,5 8 7,5
Контролирующее Я 8 6,5 7 7,5 5,5 7 7,5
Различия в подгруппах людей как по содержательным, так и по временным признакам касаются одного класса, названного нами «Гедонистическое Я». В следующих же классах и подклассах отличия касаются содержательных признаков: «Деятельностное Я»; «Любовь, направленная на ограниченный круг людей»; «Закрытое Я».
Выявленные в исследовании различия затрагивают первые четыре класса и их подклассы (см. табл. 1). Как видно из таблицы 1 , для всех рассматриваемых подгрупп наиболее значимыми являются три класса («Любящее Я», «Гедонистическое Я», «Деятельностное Я»). Поскольку эти классы являются наиболее значимыми для всех подгрупп, опишем ряд выявленных их особенностей.
1. Любящее Я. Данный класс был разделен на два подкласса: a. Любовь, направленная на ограниченный круг людей.
Встречались следующие названия, описывающие этот подкласс субличностей: Матушка, Семьянин, Тотальный семьянин, Семьянин-романтик, Хороший семьянин, Солнышко, Совершенно секретная информация, Хранитель, Ласковый домашний зверек, Дом благополучия, Домашний очаг, Милаффки, Я и другие люди, Друг, Нянька, Отсутствие противоречий в душе, Вечно счастливы, Заботящаяся о близких и др.
Существенной характеристикой данного типа субличностей является стремление проявить заботу об ограниченном круге людей (о близких, родных и друзьях) и готовность ее принять от них. У респондентов с данной выраженной внутренней структурой наличествуют планы о будущем, связанные с созданием своей семьи, устойчивыми отношениями с супругом, рождением собственных детей. В некоторых случаях эти субличности выполняют защитную функцию для человека, что отражается в следующих девизах: «Мой дом - моя крепость», «Дом, семья, близкие - это моя пристань и моя крепость».
Временной критерий указывает на то, что выделенный подкласс «Любовь к ограниченному кругу людей» сформировался и оформился у участников исследования достаточно давно и существует уже продолжительный период времени. Этот тип субличностей важен для респондентов.
Согласно опросу, такие внутренние структуры возникают благодаря установлению эмоционально-доверительных связей с близкими, друзьями и родственниками. Эта часть личности проявляется чаще всего тогда, когда с человеком находятся значимые для него люди или напротив, когда он лишен возможности общения с ними по какой-либо причине (переезд, ссора, смерть и т.д).
Субличности этого подкласса помогают респондентам справляться с трудными жизненными ситуациями, радоваться жизни, становиться добрее к окружающим, помогать им, способствует развитию чувства ответственности.
В большинстве случаев данные внутренние структуры вызывают приятные эмоции, такие как: благодарность, радость, любовь, привязанность, взаимопонимание, надежда, уважение. Люди, у которых встречается этот подкласс субличностей, стремятся к тому, чтобы он проявлялся как можно чаще.
У самоактуализирующихся людей данный подкласс встречается чаще, чем в группе с низкой самоактуализацией. У респондентов с низкой самоактуализацией присутствует желание изменить эту субличность, себя в целом: одни хотят ее усилить, другие, напротив, научиться не принимать близко к сердцу все, что с ними происходит.
Ь. Любовь без границ.
В исследовании встречались следующие названия, описывающие второй подкласс субличностей: Душа нараспашку, Альтруистическое Я, Людофил, Мягкошерстная, Любовь прекрасна, Миротворец, Благородный, Говорящий с деревьями, Ангел-хранитель, Добродетельница и др.
Данный тип субличностей можно охарактеризовать как открытую, эмоциональную, искреннюю, любвеобильную часть человека. Она стремится помогать людям, принося им мир, спокойствие и радость.
Подкласс «Любовь без границ» встречается реже у респондентов, чем предыдущий подкласс «Любовь к ограниченному кругу людей», при этом чаще встречается у подгруппы с низкой самоактуализацией. Это может связано с тем, что само-актуализирующиеся люди, по А. Маслоу, больше склонны к уединению и установлению близких отношений с теми людьми, кто обладает сходным характером, талантом и способностями, поэтому, как правило, круг их близких друзей невелик. Кроме того, желание помогать другим может быть хорошим внутренним предлогом уходить от себя и решения своих собственных проблем (как это может быть в ситуации с респондентами с низкой самоактуализацией).
2. Гедонистическое Я.
В классе «Гедонистическое Я» встретились следующие названия: Великий хочуха, Чревоугодник, Самец, Человек-животное, Похотливый монетчик, Ням-нямыч, Стадо, Загребенька, Корыстная тварь, Великий я, Пуп Земли, Жаждущая роскоши, Обыватель, Богатенький Ричи, Потребительница, Раскатай губу, Требовательная мадам и др.
Данный класс встречается достаточно часто у участников исследования. Это свидетельствует о том, что потребительское общество опирается, в том числе, и на соответствующие внутренние структуры людей, его составляющих, ведь «Гедонистическое Я» управляется принципом удовольствия и стремиться к удовлетворению подчас сиюминутных желаний. Для людей, имеющих в структуре своей личности этот подкласс, характерна потребность в пище, размножении, финансовом благополучии и ухоженной привлекательной внешности, ненасытности, игнорирование чужих интересов.
Субличности, вошедшие в этот подкласс, имеют разную значимость для исследуемых. Чаще встречаются субличности, имеющие высокий статус среди описываемых субличностей. Этот класс субличностей проявляется при дефиците материальных благ или при непосредственном их созерцании. Одинаково часто встречается в двух подгруппах.
Для респондентов с высокой самоактуализацией данный класс субличностей воспринимается как отрицательная и отвергаемая часть. В этой группе присутствует сложность в выделении времени существования данной субличности. Возможно, эта часть осознается людьми как необходимая в нашем материалистическом обществе, но отвергается как часть себя; этим и объясняется сложность установления времени ее появления.
У группы с низкой самоактуализацией встречается более терпимое отношение к субличностям, вошедшим в данный класс. Практически отсутствуют проблемы в определении временных границ возникновения данных внутренних структур. Время их возникновения варьирует от появления на момент обследования до достаточно долгого существования. Для респондентов данной подгруппы «Гедонистическое Я» стало их частью, с которой они сосуществуют; в некоторых ситуациях опираются на нее и идентифицируют с ней.
3. Деятельностное Я. Этот класс можно разделить на два подкласса:
a. Способствующие деятельности.
В исследовании использовались следующие названия, описывающие этот подкласс субличностей: Устремленный, Реализатор, Трудяжка, Планировщик, Целеустремленный, Изобретатель, Невозможное возможно, Невтерпеж, Лидер-инициатор, Должная, Человек-компьютер, Идущий на таран, Толкач и др.
Характерными чертами выделенных внутренних структур являются трудолюбие, целеустремленность, находчивость, исполнительность, оригинальность, планирование, настойчивость, самоутверждение в учебной деятельности и видимый результат предпринимаемых действий.
Данный тип субличностей является значимым для участников исследования и имеет длительный стаж существования в их сознании.
В группе с высокой самоактуализацией эти внутренние структуры вызывают разнообразные, а порой и противоречивые чувства: от принятия до неудовлетворенности и разочарованности. Это может быть связано, во-первых, с тем, что деятельность сама по себе не является для людей этой группы самоцелью, они больше ориентированы на ее смысл. Во-вторых, сложно представить самоактуализирую-щего человека, остановившегося на достигнутом. То, что вчера его устраивало в своей работе, учебе, сегодня уже требует пересмотра, а завтра все усилия будут направлены на поиск дальнейших путей развития и самосовершенствования. Людям, стремящимся к совершенствованию, порой сложно хорошо относиться к выполненной уже деятельности.
Ь. Мешающие и тормозящие ее (деятельность).
Для описания этого подкласса были использованы следующие названия: По-фигистка, Саботажник, Г лупая черепаха, Мг. Лень, Червячок и др.
Субличности, входящие в этот подкласс, имеют разный статус для респондентов. Для самоактуализирующихся людей характерно понимание того, что только в них самих присутствуют сдерживающие силы их саморазвития, и они это не только понимают, но и готовы предпринимать различные действия для устранения препятствий.
Респонденты с низкой самоактуализацией понимают, что препятствия на пути их деятельности могут быть связаны с ними самими, но не готовы что-то делать, чтобы изменить существующее положение дел.
Первые три класса субличностей («Любящее Я», «Деятельностное Я», «Гедонистическое Я») практически не имеют различий по выраженности их значимости для исследуемой выборки.
Для людей, вошедших в разные подгруппы по степени самоактуализации, существуют различия в значимости двух классов «Познающее Я», «Перспективное Я».
У самоактуализирующихся людей чаще встречаются субличности, направленные на познание, нежели чем на перспективу будущих свершений, что помогает им реализовывать свой путь развития, существенными особенностями которого являются гибкость и адаптивность к смене текущей ситуации.
Для людей с низкой самоактуализацией чаще встречаются субличности, которые направлены на построение жизненных планов, без познания реальности, ее изменений и внутренних волнений в самой личности. Респондентам данной подгруппы характерно жить будущим, мечтать о лучшем, но не свойственно предпринимать что-либо для его реализации.
Были выделены гендерные отличия, наблюдаемые у респондентов разных групп самоактуализации. У девушек с низкой самоактуализацией больше выражен класс «Перспективное Я», чем у девушек другой подгруппы, а также больше выражен класс «Уединенное Я», чем у юношей этой же подгруппы. Можно предположить, что девушки с низкой самоактуализацией прежде чем что-то делать, нуждаются в упорядочивании своих планов и приобретении некоторой внутренней опоры для дальнейшей деятельности, уходя в этот момент от контакта с окружающими людьми.
У юношей с низкой самоактуализацией менее выражена значимость классов «Уединенное Я» и «Познающее Я», чем у самоактуализирующихся юношей и де-
вушек этой же подгруппы. У данных юношей больше выражена значимость класса субличностей «Духовное Я», чем у девушек этой подгруппы, а также больше выражена значимость класса «Перспективное Я», чем для юношей другой подгруппы. Юношей с низкой самоактуализацией можно охарактеризовать как открытых, зависимых от чужих взглядов, мнений и имеющих потребность в самопознании, саморазвитии, в духовном поиске и нуждающихся в предварительном планировании собственных действий.
В ходе проведенного исследования не было выявлено значимых различий по количеству субличностей у людей с высокой и низкой самоактуализацией. В целом, количество субличностей в обеих подгруппах относительно одинаково, а вот степень их интегрированности различна.
Выводы. Обзор психологической литературы по теме «субличность» свидетельствует о существовании большого количества разнообразных точек зрения на определение данного понятия, причины их (субличностей) возникновения, их типы и виды. Анализ проблемы диагностики субличностей показал, что в их исследовании используются субъективные методы, реализуемые в практике психологического консультирования и психотерапии.
В настоящее время наблюдается повышение интереса психологов-исследователей к данной теме (М. Папуш, С.М. Колкова и др.), изучение проблемы субличностей стало осуществляться и в русле эмпирических исследований. М. Папуш выделяет два направления движения научной мысли на пути исследования темы субличностей. Одно из них акцентирует интерсубъективное направление (т.е. в разнообразных социальных ситуациях участвует часто не «человек-как-целое», а различные его субличности), другое - интрасубъективное направление (т.е. исследуются взаимоотношения субличностей «внутри» человека) [9].
Проведенное эмпирическое исследование темы субличностей у людей с разной степенью самоактуализации позволило выделить и описать восемь классов субличностей, три из которых имеют по два подкласса.
Выдвинутая нами гипотеза подтвердилась частично.
1. По количеству субличностей, встречающихся у людей подгрупп с разной степенью самоактуализации, не было выявлено различий.
2. Были выявлены и описаны три класса субличностей, которые («Любящее Я», «Деятельностное Я», «Гедонистическое Я») имеют самые высокие позиции при ранжировании для всех трех подгрупп.
3. Проведенный контен-анализ показал, что по содержательным характеристикам различия касаются следующих классов и подклассов: «Деятельностное Я», «Гедонистическое Я», «Закрытое Я», «Любовь направленная на ограниченный круг людей», - а по времени существования субличностей различия касаются класса «Гедонистическое Я».
4. Были выявлены и описаны пять классов субличностей (Уединенное Я, Познающее Я, Духовное Я, Перспективное Я, Контролирующее Я), которые имеют различия в определении позиции того или иного класса, касающиеся как в целом подгрупп с разной степенью самоактуализации, так и девушек и юношей, вошедших в подгруппы с разной степенью самоактуализации в частности.
Таким образом, в проведенном исследовании были выделены несколько классов субличностей. Их характер, специфика и место в иерархии варьировались в зависимости от степени самоактуализации человека. Это дает возможность утверждать о наличии различий в структуре личности, связанных со степенью самоактуализации человека.
По количеству субличностей, встречающихся у людей с разной степенью самоактуализации, не было выявлено различий. Вероятно, это связано с тем, что интегрированность структуры личности не связана со степенью самоактуализации человека. Однако этот вывод нуждается в дальнейшей проверке и изучении, которые могут быть реализованы при детальном анализе индивидуальных случаев людей с разной степенью самоактуализации.
Респонденты, вошедшие в подгруппу с низкой самоактуализацией и имеющие при этом высокий уровень рефлексивности, существенно отличаются от людей с низким ее уровнем. Бесспорно, рефлексивность помогает им в процессе познания своего внутреннего мира, его своеобразия, помогает оценивать сложившиеся отношения с другими людьми. При этом можно предположить, что респонденты, вошедшие в эту группу, излишне много времени уделяют самокопанию в ущерб собственной деятельности. Они опасаются рисковать, стараясь взвесить всю имеющуюся у них информацию до принятия решения, отдавая предпочтения уже имеющимся способам поведения, последствия которых уже можно спрогнозировать. Для людей с высокой рефлексивностью и низкой самоактуализацией характерно постоянно прибывать во внутриличностном конфликте, где с одной стороны, выступает потребность в раскрытии своей аутентичности, а с другой стороны, страх перед изменениями и новыми формами поведения.
В нашем исследовании не было выявлено подгруппы самоактуализирующих-ся людей с высоким уровнем рефлексивности. Возможно, это связано с возрастными особенностями нашей выборки. В период молодости самоактуализация начинает набирать свою силу, но максимальный период ее раскрытия (акме) принято относить к зрелости. Зрелая личность способна отдавать отчет о том, что с ней происходит, не бояться взять на себя ответственность за изменения в своей жизни.
Таким образом, степень самоактуализации влияет на структуру личности человека, внося в нее свои изменения. Дополнительного исследования требует вопрос влияния внутренней целостности и интегрированности личности на процесс самоактуализации человека.
Возможны следующие перспективы в исследовании:
♦ рассмотреть субличности для людей разных возрастных категорий, поскольку наше исследование затрагивало только период молодости;
♦ сравнить субличности людей разной профессиональной направленности.
Можно предположить, что для людей разных профессий будет характерен
свой набор субличностей, помогающих им самоактуализироваться.
♦ проведенное исследование показало необходимость разработки коррекционной программы для людей, вошедших в подгруппу с низким уровнем самоактуализации, но имеющих при этом высокий уровень развития рефлексивности. Полученные результаты исследования могут дополнить эту программу.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Ассаджиоли Р. Психосинтез. Часть первая: принципы // Психосинтез: Теория и практика. / Сост. и пер. В.Данченко. 2-е изд. испр. и доп. - Киев: PSYLIB, 2002.
2. БурбоЛ. Пять травм, которые мешают быть самим собой / Пер. В. Трилиса. - М.: Гели-ос, 2001.
3. Гроф С. За пределами мозга: рождение, смерть и трансценденция в психотерапии. - М., 1994.
4. Гуань-Инь А. Наследие Плеяд. Пробуждение энергии Ка / Пер. с англ. С. Тригуб // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://polbu.ru/guanin_awakening/ ch43_all.html.
5. Журавлева Л. Создание субличности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www/nlp-ekb.ru/article.html.
6. Ключников С.Ю. ПУТЬ К СЕБЕ: О.бретение духовной силы. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Беловодье, 2003. - 608 с.
7. Колкова С.М. Формирование безусловного самопринятия студентов - будущих психологов // Психология. - Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, 2006. - С. 117-121.
8. Лизогуб А. Сценарий жизни счастливой личности. - Киев, 2005.
9. Папуш М. Психотехника экзистенциального выбора. - М.: Институт общегуманитарных исследований,2001.
10. Подводный А. Человек многоликий. Библиотека Лотоса, 2003. - 85 с.
11. Руффлер М. Игры внутри нас / Пер. с англ. Т. Чхеидзе. - М.: Изд-во Института психотерапии, 1998. - 208 с.
12. Уилбер К. Проект Атман: Трансперсональный взгляд на человеческое развитие / К. Уилбер Пер. с англ. под ред. А. Киселева. - М: ООО «Издательство ACT» и др., 2004. - 314 с.
13. Феруччи П. Кем мы можем быть // Психосинтез: Теория и практика / Сост. и пер.
В. Данченко. 2-е изд. испр. и доп. - Киев: PSYLIB, 2002.
14. Фрейджер Р., Фейдимен Дж. Личность. Теории, эксперименты, упражнения. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001.
15. Харриман У. Субличности и отношения. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: // community .livejournal. com/ru_integral_psy/12630 .html.
Статью рекомендовал к опубликованию д.м.н., доцент Б.И. Марченко.
Крекова Мария Владимировна
Технологический институт федерального государственного автономного
образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южный
федеральный университет» в г. Таганроге.
E-mail: [email protected].
347922, г. Таганрог, уд. Чехова, 2.
Тел.: +78634312016
Кафедра психологии и безопасности жизнедеятельности; магистрант.
Krekova Mary Vladimirovna
Taganrog Institute of Technology - Federal State-Owned Autonomy Educational
Establishment of Higher Vocational Education “Southern Federal University”.
E-mail: [email protected].
2, Chekhov Street, Taganrog, 347922, Russia.
Phone: +78634312016.
The Department of Psychology and Safety of Existence; Cand. for Master's Degree.
УДК 159.9.316.6
И.В. Крылова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ КАК АСПЕКТ ЗАДАЧИ УПРАВЛЕНИЯ
Рассматривается процесс социализации личности в современном обществе. Показано, что процесс социализации является неотъемлемой частью более общей задачи - задачи управления и самоуправления личности и человека в целом. Проблема управления личностью рассматривается в плане её социализации применительно к человеку, у которого состояние субъектности не латентно полностью, а уже находится, хотя бы частично, в области рефлексии. В связи с этим в работе рассматриваются основные управляющие факторы социализации личности в контексте теории нейрологических контуров сознания и их базовых импринтов, определяющих основные пути социализации личности и возможные результаты этого процесса.
Личность; социализация; управление; нейрологический контур; импринт; восприятие; развитие; модели мира.