Научная статья на тему 'Опыт исследования репродуктивного труда на этапе подготовки семьи к родительству'

Опыт исследования репродуктивного труда на этапе подготовки семьи к родительству Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
231
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕПРОДУКТИВНЫЙ ТРУД / РЕПРОДУКТИВНЫЕ УСТАНОВКИ / ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА / РЕГУЛИРОВАНИЕ РЕПРОДУКЦИИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шубат О.М., Шихова Е.П.

Демографический кризис в России и сокращение численности трудовых ресурсов страны актуализируют необходимость проведения всесторонних исследований в сфере репродуктивного труда. В статье рассмотрен междисциплинарный подход к исследованию начальной стадии репродуктивного труда. Исследование ориентирует на выработку совокупности государственных мер по стимулированию и поддержке рождаемости, формированию высокоценного человеческого капитала и сохранению здоровья нации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт исследования репродуктивного труда на этапе подготовки семьи к родительству»

опыт исследования репродуктивного труда на этапе подготовки семьи к родительству

О. М. шубат,

кандидат экономических наук,

доцент кафедры экономики

и управления качеством продукции

E-mail: o. shubat@yandex. ru

Уральский федеральный университет

им. первого Президента России Б. Н. Ельцина

е. п. шихова,

преподаватель кафедры психологии и педагогики E-mail: shihovka@mail. ru

Уральская государственная медицинская академия

Демографический кризис в России и сокращение численности трудовых ресурсов страны актуализируют необходимость проведения всесторонних исследований в сфере репродуктивного труда. В статье рассмотрен междисциплинарный подход к исследованию начальной стадии репродуктивного труда. Исследование ориентирует на выработку совокупности государственных мер по стимулированию и поддержке рождаемости, формированию высокоценного человеческого капитала и сохранению здоровья нации.

Ключевые слова: репродуктивный труд, репродуктивные установки, демографическая программа, регулирование репродукции.

Интерес и необходимость в проведении новых исследований, направленных на изучение стадий репродуктивного труда, обусловлены, прежде всего, двумя обстоятельствами.

Во-первых, непрекращающимся с середины 1990-х гг. демографическим кризисом в России, проявляющимся в общем сокращении численности населения, систематическом превышении смертности над рождаемостью, старением населения и трудовых ресурсов страны. Так, только за период с 2001 по 2009 г. численность населения в возрасте младше трудоспособного сократилась на 20,6

* Статья предоставлена Информационным центром Издательского дома «Финансы и Кредит» при Уральском государственном техническом университете — УПИ (УГТУ-УПИ).

1 Рассчитано по: Россия в цифрах, 2009: Крат. стат. сб. / Росстат. М., 2009.

Кроме того, по данным Росстата, среднегодовая численность детей в возрасте 7—17 лет только за 2009 г. уменьшилась на 3,8 %2. А ведь именно эти категории населения в ближайшем будущем будут формировать рабочую силу страны, определяя динамику ее основных макроэкономических показателей и статус страны как экономически сильной и конкурентоспособной державы. Очевидно, что для преодоления депопуляционных тенденций в стране и сохранения ее экономического и политического потенциала необходим рост человеческих ресурсов в количественно-качественном отношении, что актуализирует поиск соответствующих управленческих решений в этой области.

Во-вторьж, на сегодняшний момент наблюдается явное отставание организационно-методического и информационно-аналитического обеспечения требуемых управленческих решений в области демографической политики. Усредненный подход к стимулированию рождаемости для разных слоев населения; отсутствие территориальной дифференциации в предлагаемых мерах; описательность региональных целей этой политики и ее связей с социально-экономической политикой; недостаточная изученность факторов, оказывающих решающее влияние на репродуктивную ориентацию, неизученность внутрисемейной социокультурной атмосферы

2 Образование по итогам 2009 г.: оперативная информация Росстата. URL: http://www. gks. ru.

в период ожидания ребенка и, как следствие, неразвитость технологий активного воздействия на ее оптимизацию — все эти и другие недостатки современной российской демографической политики требуют проведения исследований в сфере репродукции.

Степень изученности проблемы. Репродуктивис-тика как наука в России имеет относительно недолгую историю. Новое научное направление сегодня стремительно завоевывает позиции: появляется множество работ, посвященных различным этапам репродуктивного труда и исследованию репродуктивной динамики, успешно защищаются докторские и кандидатские диссертации, посвященные теоретико-методологическим и прикладным вопросам репродуктивистики.

Следует отметить, что проблемы включения репродуктивного (родительского) труда в экономику, формирования будущего человеческого капитала и его оценки рассматривались еще лауреатами Нобелевской премии Г. С. Беккером [3] и Т. Шульцем [8]. В современной России новое научное направление активно развивают ученые А. М. Илышев [6], И. В. Лаврентьева [7], А. П. Ба-гирова [2] и ряд других исследователей.

Проблемы семьи, связанные с рождаемостью, рассматриваются и в русле отечественной фами-листики такими учеными, как А. И. Антонов [1], А. Г. Вишневский [4], С. И. Голод [5] и др. Следует отметить, что единой позиции в оценках процессов, происходящих в современной семье, на сегодняшний день нет. Так, одни авторы расценивают их как кризис, другие — как адекватную динамике социума трансформацию, перестройку и обновление. Однако признание важности института семьи и существенность для современного общества ее репродуктивной функции характерно для абсолютного большинства ученых. Особое значение в актуальных практиках современности приобретает междисциплинарный подход.

Цель и задачи исследования. Целью исследования является идентификация этапа ожидания ребенка (пренатального) как самостоятельного и полноценного этапа в жизненном цикле семьи, как начальной стадии репродуктивного труда, во многом формирующей ход всего репродукционного процесса. Это позволяет выработать совокупность государственных мер по стимулированию и поддержке рождаемости, формированию высокоценного человеческого капитала и сохранению здоровья нации.

К основным задачам исследования отнесены:

1) разработка и апробация методики исследования репродуктивного труда на его пренатальной стадии;

16 -

2) выявление изменений в социально-экономическом и психологическом поведении супружеских пар в пренатальный период;

3) обнаружение факторов, оказывающих влияние на формирование репродуктивных установок семьи;

4) идентификация роли институтов дополнительного репродуктивного образования в формировании репродуктивной активности населения.

Объект и предмет исследования. В качестве объекта исследования рассматриваются супружеские пары, находящиеся на пренатальном этапе репродуктивного труда, т. е. ожидающие рождение ребенка (факт наличия или отсутствия официальной регистрации брака не учитывался при формировании выборки).

Предметом исследования являются репродуктивные установки и индикаторы, характеризующие поведенческие аспекты функционирования семьи в период ожидания ребенка.

Принципы исследования. Своеобразие объекта изучения, а также исходной информации требует выработки особых принципов анализа, наряду с общими принципами для любого научного исследования. К такому роду специфическим принципам целесообразно отнести:

1) принцип дифференцированного рассмотрения характера изучаемых процессов в двух группах обследуемых супружеских пар. Первую группу составили пары, не проходившие специальной медико-психологической подготовки по планированию и рождению ребенка (контрольная группа). Во вторую группу — группу «осознанного роди-тельства» — вошли пары, посещавшие школы и курсы медико-психологического сопровождения беременности, подготовки к рождению ребенка и освоения знаний культуры родительства (экспериментальная группа). Наличие данного принципа объясняется объективно существующими значительными различиями в характере репродуктивных установок в двух указанных группах;

2) принцип комбинированного применения количес-твенньх и качественньжметодов исследования в целях получения более достоверной и качественной информации об особенностях формирования репродуктивных установок, поведенческих реакций и стереотипов в период ожидания ребенка. В процессе анализа были использованы данные массового опроса (для выявления общих тенденций и закономерностей, количественного описания подгрупп респондентов и строгой проверки статистических гипотез о связи) и биографический метод, основанный на исследовании биографических дневников и мнений экспертов (для

получения детальных и мотивированных описаний выбранных поведенческих стратегий и сформированных репродуктивных установок);

3) принцип целесообразности дополнениярезуль-татов представленного обследования изучаемого объекта другими исследованиями сферы репродукции, проводимыми в рамках экономического, медицинского, демографического и социокультурного подходов. Соблюдение данного принципа представляется необходимым для четких и обоснованных семейно-ориентированных рекомендаций по выработке совокупности государственных мер стимулирования и поддержки рождаемости, формирования высокоценного человеческого капитала и сохранения здоровья нации, что особенно актуально в ситуации популяционного кризиса, переживаемого Россией в настоящее время.

Информационные источники. В процессе исследования были использованы три источника информации. Основным источником формирования базы данных для дальнейшего анализа послужили анкеты (опросники), заполняемые респондентами на добровольной основе. Анкета состоит из 40 вопросов, предполагающих альтернативный либо множественный выбор, а также открытых вопросов, предполагающих возможность выбора респондентом нестандартного ответа с детальным описанием выбора.

Анкеты заполнялись в период с ноября 2008 по март 2010 г. В экспериментальной группе заполнение анкет происходило во время посещения курсов по подготовке к родам при ФГУ «Уральский научно-исследовательский институт охраны материнства и младенчества», на которые, как правило, будущие родители ходили вместе. В контрольной группе анкеты заполнялись перспективными родителями, посещающими женские консультации в Чкаловском, Ленинском и Октябрьском районах г. Екатеринбурга. Таким образом, обследовались две группы респондентов: экспериментальная (супружеские пары, осознанно посещающие курсы по подготовке к родительству и родам) и контрольная (супружеские пары, не проходившие специальную подготовку к рождению ребенка). Всего было собрано 1 026 анкет (522 в контрольной группе и 504 в экспериментальной).

Вторым источником информации выступили мнения 12 экспертов в сфере человеческой репродукции. Экспертами выступили специалисты, работающие непосредственно с семьей в период ожидания ребенка и в первые недели после рождения (врачи акушеры-гинекологи и педиатры-неонатологи со стажем работы не менее 15 лет, кандидаты и доктора медицинских наук). Сводная

характеристика экспертов, чьи мнения приведены в статье, представлена в таблице.

Характеристики экспертов, суждения которых отражены в статье

Эксперт Характеристика эксперта

Эксперт № 1 Кандидат медицинских наук, заведующая научной поликлиникой, стаж работы 18 лет

Эксперт № 2 Участковый акушер-гинеколог, врач высшей категории, стаж работы 17 лет

Эксперт № 3 Доктор медицинских наук, руководитель акушерского отдела, стаж работы 26 лет

Эксперт № 4 Врач высшей категории, заведующая женской консультацией, стаж работы 27 лет

В качестве третьего информационного источника использовались биографические дневники супружеских пар, которые заполнялись в период ожидания ребенка. Выборка авторов биографических дневников была случайной и добровольной. Было собрано 20 повествований об особенностях протекания пренатального периода. Дневники оформлялись свободным стилем, обыденным языком.

Инструментальные характеристики исследования. Для создания базы данных и дальнейшего анализа использовался пакет обработки и анализа статистической информации SPSS (версия 14.0).

Анализ данных проводился с помощью стандартных техник статистической сводки и группировки, создания подгрупп для анализа и выявления связи между признаками. При этом техника анализа различалась в зависимости от типов изучаемых признаков. Так, связь номинальных признаков изучалась с помощью построения и анализа таблиц сопряженности, критерия х2 и коэффициента Крамера.

Анализ связи интервальных и номинальных признаков основывался на сравнении средних значений интервального признака в подгруппах, образованных значениями номинального признака. Статистическая значимость различий средних показателей оценивалась с помощью непараметрических критериев (Манна-Уитни и Вилкоксона), являющихся аналогами ¿-критерия для независимых выборок. Было выявлено четыре основных результата исследования.

I. Пренатальный этап репродуктивного труда идентифицирован как самостоятельный и специфический период в жизненном цикле семьи.

По результатам анализа было обнаружено, что в период ожидания ребенка в семье происходят существенные изменения в эмоционально-поведенческих стратегиях обоих супругов. Причем изменения характерны как для контрольной, так и для экспериментальной групп, что подтверждает

- 17

универсальность и специфичность эмоционально-поведенческих трансформаций в семье, ожидающей ребенка.

Во-первых, в период ожидания семьей ребенка происходят существенные изменения в социоэмо-циональном фоне семьи. По результатам опроса было обнаружено, что известие о беременности чаще приносит положительные эмоции, связанные с радостью ожидания ребенка (свыше 90 % всех ответов респондентов). Старшее поколение (родители респондентов) так же, как правило, с радостью и пониманием воспринимают факт перспективного изменения семейного статуса детей.

Позитивный вектор направленности изменений эмоционального фона семьи в связи с ожиданием ребенка свидетельствует о позитивных же установках населения в отношении детности, о неутраченности базовых семейных ценностей в российском общественном сознании. Еще одним подтверждением сказанного могут служить ответы респондентов на вопрос об оптимальном числе детей в семье. Так, 92 % респондентов считают, что лучше всего для семьи иметь 2—3 детей. Ограничиться одним ребенком предполагают только 2,3 % опрошенных.

Это внушает определенный оптимизм и позволяет надеяться на эффективность государственных мер по стимулированию рождаемости, поскольку для их успешной реализации имеется благоприятная социокультурная среда. Данный факт чрезвычайно важен для оценки экономической эффективности государственных затрат в сфере репродукции. Возможность ориентации государственной стимулирующей политики на ценностно-идеологические установки сокращает ее затратность и позволяет ожидать существенной отдачи, даже при незначительном материальном стимулировании населения.

Таким образом, приоритетом в государственных программах поддержки рождаемости и сохранения здоровья нации должны быть меры, принятые с учетом реалий социально-экономической жизни семьи и нацеленные на духовно-нравственное воспитание, на поддержание и укрепление образа многодетной семьи в сознании молодежи.

Во-вторых, в семье принципиальным образом изменяются поведенческие реакции будущих родителей. В обеих группах респонденты отмечают, что в период ожидания ребенка их отношения изменились. Причем в подавляющем большинстве случаев отношения меняются в лучшую сторону — становятся терпимее, доверительнее, нежнее. Очень малый процент респондентов отмечают ухудшение отношений (не более 5 %). Однако сам факт выбора

18 -

респондентами такого варианта ответа свидетельствует о том, что период ожидания ребенка является серьезным ролевым испытанием для всей семьи, служит своеобразной провокацией всех поведенческих практик и эмоциональных связей.

Отвечая на вопросы анкеты, респонденты также указали, какие именно изменения произошли в их семейных взаимоотношениях в период беременности. Чаще всего респонденты отмечали, что они стали больше проводить вместе свободное время, больше читать о детях, расспрашивать родственников и знакомых об их родительском опыте.

Также в ответах респондентов четко фиксируется факт изменения отношения мужчины к женщине, ожидающей ребенка. Более 90 % респондентов в обеих группах отметили, что муж стал более внимательным и активно приспосабливается к новой ситуации. С другой стороны, в период ожидания ребенка изменились и сексуальные отношения между супругами. Так, около 30 % респондентов указали, что сексуальные отношения приобрели другие формы, и приблизительно 30 % респондентов указали, что в период беременности сексуальные отношения были совсем прекращены по разным причинам.

Можно отметить и еще одно существенное изменение. Уже в период ожидания ребенка в семье появляется новый субъект отношений — подавляющая часть опрошенных общаются с будущим ребенком вслух или про себя.

В каждом пятом случае респонденты фиксируют, что так или иначе изменились и заботы о материальном положении семьи в период беременности: будущим отцам пришлось сменить работу или искать дополнительные источники заработка.

Данные массового опроса подтверждаются и выдержками из автобиографических дневников. Так, Анна Д.(28 лет) отмечает, что в период беременности «появилось больше доверия и теплоты друг к другу, даже несмотря на то, что у меня появилась раздражительность к запахам продуктов, еды, духов и т. д. К этим переменам все относятся с пониманием и максимально стараются помочь мне во всем. Все подстраиваются под меня, даже рацион питания изменился у всех... Муж все узнал, где нужно на учет вставать, где будем рожать, и записал меня к врачу. На консультацию поехали вместе, любимый со мной рядышком, и мы с малышкой так увереннее себя чувствуем...».

Светлана Е. (27 лет) пишет: «узнав о беременности, муж сразу поменял ко мне отношение, появилась трепетность, беспокойность. Особенно, когда меня положили на следующий день в больницу на сохранение, он очень переживал».

Таким образом, на основании представленных данных можно вполне обоснованно констатировать существенные изменения в образе жизни семьи в период ожидания ребенка. Принципиальные изменения в эмоциональном фоне и поведенческих реакциях супругов позволяют идентифицировать период ожидания семьей ребенка как полноценный и самостоятельный этап жизненного цикла семьи, как начальную стадию репродуктивного труда, во многом формирующую ход дальнейшего репродукционного процесса.

Этот период недостаточно изучен представителями научного сообщества. Отсутствие полномасштабных исследований и крайняя скудность информации о пренатальном этапе репродуктивного труда делает невозможным активное воздействие на его оптимизацию и выработку активной государственной стратегии регулирования сферы репродукции. Этот факт подкрепляется мнениями экспертов (врачи акушеры-гинекологи и педиатры-неонатологи со стажем работы не менее 15 лет, кандидаты и доктора медицинских наук), отмечающих взаимосвязь исследований перинатального этапа в жизни семьи и управленческой практики в сфере продуктивного и репродуктивного труда.

Так, эксперт № 1 отмечает: «Вообще, было бы очень интересно увидеть связь между исследованиями социологов и политикой государства. Интересно, социально и экономически значимо. Что такое семья, ожидающая ребенка, с социологических позиций ? Это благодатный материал, который позволяет прогнозировать потребности в образовательных, лечебных, учебных нуждах семьи. Определяет перспективу на 10—15 лет. Изучая семью, ожидающую ребенка, можно предположить экономический спрос. А если правильно формировать запросы семьи, эти спрос и предложения правильно направить, были бы колоссальные прибыли как в моральном, так и в экономическом плане. Уже не говоря о правильном формировании мироощущения семьи и семейных отношений. В какой садик ходить, что купить, когда и куда запланировать отдых, какие развлечения... Жизнь семьи, так или иначе, вращается вокруг этого момента на стадии ожидания ребенка, и от успеха этого периода зависит очень много жизненно важных обслуживающих и экономических функций страны в целом».

Интересна точки зрения эксперта № 2: «На этот период нужно обращать внимание даже больше, чем на другие этапы жизненного цикла. Обязательно эти знания нужно увязывать с интересом и потребностями работодателей. Мне кажется, нужно учитывать потребности не только будущих мам, но и будущих отцов. Нужно больше развивать

доступную социально-психологическую службу для семьи в этот период.

Даже в работе врачей акушеров-гинекологов нужно что-то менять, на сегодняшний день врач на участке может уделить беременной женщине 12 минут!Хотелось бы больше! Если пересмотрят нормативы, и качество обслуживания будет лучше. Будет время пообщаться с женщиной, а не только на осмотр и необходимые назначения».

II. Уровень вовлеченности государственных и других институциональных структур в регулирование репродуктивного труда на его пренатальной стадии в современных условиях не может считаться удовлетворительным и отвечающим реальным потребностям населения.

По мнению подавляющего большинства респондентов в обеих обследуемых группах, государство должно оказывать материальную, финансовую помощь семье, ожидающей ребенка. Лишь 2 % опрошенных не считают, что государство должно занимать активную позицию в материальном стимулировании репродуктивного труда. Между тем надеются на помощь государства в период ожидания ребенка немногим больше 40 % респондентов. На «материнский капитал», которому государство отводит существенную роль в процессе стимулирования репродуктивной активности населения, надеются 42,5 % опрошенных.

Таким образом, оценки реальной роли государства в процессе стимулирования репродуктивной активности населения явно отстают от ожиданий относительно его участия в этом процессе. Между тем отсутствие уверенности семей в экономической помощи государства в период ожидания ими ребенка может подавлять активность населения в сфере репродукции.

Немаловажную роль в осознании возможности государства оказать какую-либо помощь семьям в пренатальный период играет уровень информированности населения и, следовательно, государственная политика в сфере распространения информации. Так, проведенный корреляционный анализ показал, что сомнения относительно возможной помощи государства гораздо реже возникают у тех респондентов, которые так или иначе информированы о существовании такой помощи: процент таких скептически настроенных лиц в группе «информированных» респондентов практически в 2,5 раза меньше. Данная связь может считаться умеренной (У„ = 0,416) и статистически значимой

* х Крамера ' 7

с вероятностью ошибки менее 0,1 %.

При разработке мер государственной политики стимулирования и поддержки рождаемости следует

- 19

обращать внимание и на наиболее предпочитаемые респондентами каналы получения информации. Несмотря на достаточно низкий в целом по стране уровень информационной культуры населения (приблизительно 85 % респондентов предпочитают получать информацию «по-старинке», советуясь с родителями, родственниками и друзьями), достаточно представительная часть респондентов (40 %) получают информацию из современных источников — сети Интернет. Телевидение и радио являются аутсайдерами в этом вопросе, демонстрируя довольно низкие показатели в пределах 4 %. Таким образом, в целях повышения информированности населения о различных аспектах репродукции государственные и социальные институты должны активнее размещать информацию во «всемирной паутине».

Необходимо отметить, что роль информационных сетей у людей молодого поколения возрастает, а материалы, касающиеся различных социальных аспектов, все более востребованы. Это может стать дополнительным источником компетентной се-мейно-центрированной информации.

Эти выводы подкрепляются мнениями экспертов. Так, эксперт № 3 отмечает: «Позитивные изменения, безусловно, наиболее ярко проявляются в период ожидания ребенка и в связи с широким внедрением в повседневную жизнь информационных технологий. Сейчас нет женщин, которые не использовали бы ресурсы Интернет-сайтов и не владели бы компьютером. В связи с этим работать стало, с одной стороны, легче — многие вопросы информационного плана женщины решают самостоятельно. И некоторые информационные моменты женщины черпают из Интернета. Очень многие женщины с помощью информационных средств общаются друг с другом и обмениваются знаниями, мнениями с такими же беременными женщинами.

С другой стороны, есть перекосы в извлеченной информации, их приходится расхлебывать и ликвидировать. Есть информация, которая запугивает, хотя в целом современные женщины более грамотно относятся к беременности...».

III. Этап ожидания ребенка не может считаться сугубо приватным делом, поскольку имеет непосредственные связи с продуктивным трудом и, следовательно, нуждается в активном государственном вмешательстве.

Взаимообусловленность продуктивного и репродуктивного труда особенно ярко проявляется в периоды экономической нестабильности, в кризисные периоды. Так, некоторые респонденты рассматривают беременность как способ решения проблем трудоустройства.

20 -

Как отмечает эксперт № 1, «мы столкнулись с тем, что часть женщин забеременели специально, сознательно, чтобы решить свои социальные проблемы. В частности, будучи беременными, они гарантированно защищены от увольнения на предприятиях, более защищены социально и, соответственно, для них это — возможность относительно спокойно пережить кризисные, тяжелые годы. Пережить достаточно спокойно, в более комфортном, чем другие, психологическом и социальном состоянии».

В этом же аспекте рассматривает период своей беременности в биографическом дневнике Юлия С.(30 лет): «На момент того, когда я забеременела, но еще не знала об этом, я работала руководителем одного из офисов в нашей большой туристической компании. В связи с кризисом начались сокращения.., приняли решение о закрытии нескольких офисов, в число которых входил и тот, в котором я работала. Мне позвонил директор, объяснил ситуацию... я очень разволновалась. И тут я узнаю новость о том, что буду мамой! Все разрешилось! И все печали по этому поводу уходят на второй план, сами собой. Мне было предложено перейти работать в любой из действующих офисов, в той же должности, с тем же окладом... Мне нужно вытягивать ежемесячный план продаж».

Однако есть и отрицательные моменты связи репродуктивной активности с экономическими реалиями беременной женщины. Так, Екатерина К.(27 лет) пишет в биографическом дневнике: «На каждый визит в женскую консультацию меня вынуждали писать заявление на «день без содержания», хотя должны были бы отпускать без «всяких» вопросов... Частная лавочка — что с них возьмешь».

Эксперт № 4 замечает: « Совершенно невозможно уговорить женщину на госпитализацию. Если раньше врач объяснял ситуацию и женщины в большинстве своем понимали и соглашались лечь в больницу, то сейчас ни в какую. Им это не выгодно. Они не хотят уходить с работы, боясь ее потерять. И чаще думают не о своем здоровье и здоровье малыша, а о том, что и как она заработает, как она обеспечит семью.».

Таким образом, влияние кризисных ситуаций на отношения работодателя и беременной женщины чаще всего оказывается негативным — обостряются конфликты на работе, возникает угроза увольнения, и зачастую ситуация моделируется таким образом, чтобы беременной женщине самой было выгодно уйти с работы. В этой ситуации необходимо активное вмешательство государства. Это касается и вопросов стимулирования тех работодателей, которые осознают важность репродуктивного труда и создают режим максимального благоприятствования для беременных женщин и

женщин с маленькими детьми, а также вопросов контроля за недобросовестными работодателями.

IV. Социальные службы дополнительного образования (школы и курсы подготовки к родитель-ству и родам) способны оказывать существенное влияние на формирование репродуктивных установок и, следовательно, выполнять регулирующую функцию в сфере репродуктивного труда.

По результатам анализа были обнаружены существенные (статистически значимые) отличия двух обследуемых групп респондентов по ряду критериев.

1. Эмоциональная реакция на известие о беременности. Респонденты контрольной и экспериментальной групп по-разному оценивают некоторые изменения своего эмоционального состояния в этот период, а также изменения эмоционального состояния своих родителей. В целом более позитивно восприняли информацию о беременности те респонденты (и родители тех респондентов), которые осознанно посещали курсы по подготовке к родительству и родам.

Так, в экспериментальной группе радость от известия о беременности ощутили большее число респондентов, чем в контрольной группе (67 % против 49,8 %). И одновременно для респондентов контрольной группы характерна большая тревожность в связи с ожиданием ребенка (50,7 % против 38 % в экспериментальной группе).

Родители респондентов экспериментальной группы чаще воспринимают известие об ожидаемом ребенке позитивно, с радостью (85 % против 70 % в контрольной группе). В то же время родители респондентов контрольной группы чаще предлагали свою помощь как в период ожидания ребенка, так и после его рождения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Можно отметить еще одно существенное различие. Респондентам экспериментальной группы родители ни разу не предложили прервать беременность, а респондентам контрольной группы родители все же предлагали такой выход в 2 % случаев.

2. Поведенческие реакции в период ожидания ребенка. Как уже было отмечено, в обеих группах респонденты указывают на то, что в период ожидания ребенка отношения меняются в лучшую сторону — становятся терпимее, доверительнее, нежнее. Однако некоторое расхождение в ответах респондентов все же наблюдается. Так, в экспериментальной группе вариант ответа «отношения остались прежними, ничего не изменилось» выбирают в два раза чаще. Очевидно, это связано с тем, что у респондентов из группы «осознанного родительства» и до периода беременности в семье была доброжелательная атмосфера, прекрасные взаимоотношения.

Интересны различия респондентов при выборе варианта ответа, фиксирующего их отказ от вредных привычек. Так, по результатам обследования было обнаружено, что мужчины контрольной группы в 4,5 раза чаще отказываются от вредных привычек в период ожидания ребенка, чем мужчины экспериментальной группы. Аналогичным образом женщины контрольной группы почти в 2 раза чаще отказываются от вредных привычек, чем женщины экспериментальной группы. Очевидно, это связано с тем, что в группе «осознанного родительства» отказ от вредных привычек произошел гораздо раньше, еще до наступления беременности.

Обнаруженные отличия позволяют сделать следующий вывод: поскольку в группе «осознанного родительства» изменение эмоционального фона и отказ от вредных привычек произошли еще до этапа наступления беременности, это может способствовать формированию более здорового и полноценного как в физическом, так и психоэмоциональном плане будущего человеческого капитала.

На сегодняшний день у специалистов медицинского профиля уже не вызывает сомнения тот факт, что социально-психологическое состояние родителей на момент планирования и вынашивания ребенка играет значительную роль в формировании человеческого капитала. А с внедрением инновационных технологий уже невозможно провести грань между соматическими (телесными) и психосоциальными феноменами — это единая энергоинформационная система с обоюдным влиянием и взаимозависимостью.

Нужно признать, что пренатальная стадия жизни является своеобразным экологическим стартом человеческого существования. И от того, насколько качественной будет окружающая социальная среда, зависит качество новой жизни. Современная наука накопила большое количество наблюдений о том, что личность формируется цепью факторов риска и/или событий, которые нередко начинаются до зачатия и продолжаются в течение всей жизни, поскольку каждый биологический процесс имеет психосоциальный коррелят.

3. Репродуктивные установки. Особого внимания заслуживают ответы респондентов разных групп на вопрос об оптимальном количестве детей в семье. По результатам анализа было выявлено, что респонденты экспериментальной группы проявляют большую репродуктивную активность: ни один респондент не указал, что оптимальным для семьи является один ребенок (в контрольной группе таких респондентов 4,4 %). Более того, в экспериментальной группе 67,3 % респондентов указали,

- 21

что при всех необходимых условиях они выбрали бы для себя трехдетную модель семьи (в контрольной группе — 35 % респондентов).

4. Уровень образования и информационной культуры. Респонденты группы «осознанного роди-тельства» имеют более высокий уровень образования по сравнению с респондентами контрольной группы. Так, в контрольной группе высшее и неоконченное высшее образование имеют 59,7 % респондентов, а в экспериментальной — 80 % респондентов. И, наоборот, в контрольной группе респондентов, имеющих только среднее и среднее специальное образование в 2,5 раза больше, чем в экспериментальной группе.

Уровень образования, очевидно, оказывает влияние и на уровень информационной культуры: респонденты экспериментальной группы пользуются более современными средствами и способами получения информации по различным вопросам, связанным с беременностью. Так, к Интернет-источникам респонденты группы «осознанного роди-тельства» прибегали почти в 2,4 раза чаще, а к более традиционным способам получения информации (разговоры с родителями и родными) на 25—26 % реже, чем респонденты контрольной группы. Аналогично, Интернет-магазины для будущих мам и детей гораздо более интересны представителям экспериментальной группы (36 % против 21,5 %).

Обращает на себя внимание тот факт, что только 28 % респондентов в обеих группах обращались за необходимой информацией к специалистам. Хотя в контрольной группе на 60—70 % чаще респонденты обозначают свою потребность в психологических и социальных консультациях.

Безусловно, важным фактором здесь может выступать и уровень материального обеспечения семьи. Так, эксперт № 1 отмечает: «В целом повышается интерес к перспективномуродительству. Но это—удел крупных городов, это удел людей с высшим образованием, интеллектом. Это удел супружеских пар, широко пользующихся Интернетом. Доступ к сети Интернет, форумам «Мать и дитя» позволил женщинам не только свои собственные мысли озвучить, но и получить информацию о том, что и другие такие же. О том, что у других и мужья участвуют в процессе вынашивания беременности. Это все приводит к изменению внутрисемейной атмосферы. Женщина ориентирует собственного мужа на заботу о ней и ребенке во время беременности. И удельный вес таких женщин и семей становится все больше и больше, но, повторюсь, что это прерогатива крупных городов. Это удел образованных людей и семей с определенным уровнем достатка, когда дома есть ком-

22

пьютер и Интернет. В селе Полуночном Ивдельского района этого нет, и пока еще долго не будет».

Действительно, респонденты из экспериментальной группы имеют больше институциональных возможностей для самореализации в экспертном знании в период беременности. А малообеспеченные и лишенные дополнительных информационных ресурсов будущие родители вынуждены пользоваться родственно-дружественными контактами для поиска ответа на вопросы, возникающие в период ожидания ребенка, что не всегда положительно сказывается и на атмосфере семьи, и на результатах процесса ожидания ребенка.

Отметим еще один немаловажный факт. Как отмечают женщины, использующие Интернет-ресурсы в период беременности, возможность получить в любой момент нужную информацию, почувствовать свою причастность к какой-то социальной группе («такие же будущие мамочки») способствует более спокойному протеканию беременности и не формирует ощущения «потерянности», «выключенности из жизни». Таким образом, доступ к Интернет-ресурсам снижает некоторые негативные реакции респондентов, возникающие в период ожидания ребенка.

Обнаруженные различия в двух обследуемых группах респондентов позволяют сделать следующие выводы. Во-первых, дополнительное образование в сфере репродуктивного труда (школы и курсы подготовки к родительству и родам) способствует формированию более прогрессивных, социально-экономически значимых репродуктивных установок населения, созданию более благоприятной внутрисемейной атмосферы в пренатальный период, что позитивно сказывается на качестве формируемого человеческого капитала в последующие периоды.

Во-вторых, учитывая значимую роль институтов дополнительного репродуктивного образования в преодолении депопуляции и имеющийся положительный опыт, федеральным и региональным органам власти следует расширять сеть и увеличивать финансирование этих институтов в целях охвата их деятельностью наибольшего числа лиц репродуктивного возраста.

В-третьих, учитывая возрастающую роль СМИ (особенно таких современных форм, как сеть Интернет) в процессе реализации репродуктивного труда, государство должно акцентировать свое внимание на регулировании деятельности СМИ в этой области. Такое регулирование может означать, во-первых, стимулирование более широкого распространения самой сети Интернет среди населения репродуктивного возраста; а во-вторых, оказание содействия медицинским, социальным,

психологическим службам в процессе распространения достоверной и позитивной информации о пренатальном и последующих периодах репродуктивного труда в самой сети.

Таким образом, проведенный анализ позволяет сделать следующие выводы:

1) разработанная и апробированная методика исследования репродуктивного труда на его прена-тальной стадии, сочетающая в себе количественные и качественные способы сбора и анализа информации, позволила получить новые, непротиворечивые и согласующиеся с логикой общественного развития результаты, что позволяет использовать ее в дальнейших исследованиях при мониторинге репродуктивной ситуации;

2) в российском общественном сознании еще не утрачены базовые семейные ценности и преобладают позитивные установки в отношении детности;

3) государственная стимулирующая политика в сфере репродукции может быть ориентирована в значительной мере на ценностно-идеологические установки населения, что сокращает ее затратность и позволяет ожидать существенной отдачи даже при незначительном материальном стимулировании населения;

4) период ожидания семьей ребенка (прена-тальный период) является полноценным и самостоятельным этапом жизненного цикла семьи, начальной стадией репродуктивного труда, во многом формирующей ход дальнейшего репродукционного процесса;

5) отсутствие полномасштабных исследований и крайняя скудность информации о пренатальном этапе репродуктивного труда крайне затрудняет активное воздействие на его оптимизацию и выработку активной государственной политики по регулированию сферы репродукции;

6) оценки респондентами реальной роли государства в процессе стимулирования рождаемости в общественном сознании явно отстают от ожиданий относительно его участия в этом процессе. Отсутствие уверенности семей в экономической помощи государства в период ожидания ими ребенка снижает активность населения в сфере репродукции;

7) активное участие государства становится особенно актуальным в периоды экономических кризисов, когда обостряется диссонанс целей репродуктивной и продуктивной активности населения. Регулирующая роль государства может касаться как вопросов стимулирования тех работодателей, которые осознают важность репродуктивного труда и создают режим максимального благоприятствования для беременных женщин и женщин

с маленькими детьми, так и вопросов контроля за недобросовестными работодателями;

8) институт дополнительного образования в сфере репродукции (школы и курсы подготовки к родительству и родам) способствует формированию более прогрессивных, социально-экономически значимых репродуктивных установок населения, что позитивно сказывается на качестве формируемого человеческого капитала;

9) учитывая значимую роль институтов дополнительного репродуктивного образования в преодолении депопуляции и имеющийся положительный опыт, федеральным и региональным органам власти следует расширять сеть и увеличивать финансирование этих институтов в целях охвата их деятельностью наибольшего числа лиц репродуктивного возраста;

10) учитывая возрастающую роль СМИ (особенно таких современных форм, как сеть Интернет) в процессе реализации репродуктивного труда, государство должно акцентировать свое внимание на регулировании деятельности СМИ в этой области. Такое регулирование может означать, во-первых, стимулирование более широкого распространения самой сети Интернет среди населения репродуктивного возраста; а во-вторых, оказание содействия медицинским, социальным, психологическим службам в процессе распространения достоверной и позитивной информации о пренатальном и последующих периодах репродуктивного труда в самой сети.

Список литературы

1. Антонов А. И. Судьба семьи в России XXI: Размышление о семейной политике, о возможности противодействия упадку семьи и депопуляции / А. И. Антонов, С.А. Сорокин. М.: Грааль, 2000. С. 416.

2. Багирова А. П. Теоретико-методологические проблемы управления репродуктивной активностью. Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2009. С. 219.

3. Беккер Г. С. Человеческое поведение. Экономический подход. М.: ГУ-ВШЭ, 2003. С. 672.

4. Вишневский А. Г. Это ключ от другого замка // Общественные науки и современность. 2005. № 2. С. 150—155.

5. Голод С. И. Социально-демографический анализ состояния и эволюции семьи // Социологические исследования. 2008. № 1. С. 40—49.

6. Илышев А. М. Введение в репродуктивистику. Становление науки о воспроизводстве человека: Монография / А. М. Илышев, А. П. Багирова. М.: Финансы и статистика, 2009. С. 304.

7. Лаврентьева И. В. Стратегия включения репродуктивного труда в экономику России: Монография / А. М. Илышев, И. В. Лаврентьева. М.: ИД «Финансы и кредит», 2005. С. 368.

8. Schultz Т. Investment in Human Capital. N. Y., 1971.

- 23

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.