Научная статья на тему 'ОПЫТ ИССЛЕДОВАНИЯ БИОГРАФИИ ДАГЕСТАНСКОГО АЛИМА (ТАЛХАТ-КАДИ ИЗ ИРИБА) ПО МЕСТНЫМ ПИСЬМЕННЫМ ИСТОЧНИКАМ'

ОПЫТ ИССЛЕДОВАНИЯ БИОГРАФИИ ДАГЕСТАНСКОГО АЛИМА (ТАЛХАТ-КАДИ ИЗ ИРИБА) ПО МЕСТНЫМ ПИСЬМЕННЫМ ИСТОЧНИКАМ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
60
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАЛХАТ-КАДИ / TALHAT-KADI / ИРИБ / IRIB / ГОЛОДА / АВАРЦЫ / AVARS / ГАЗИ / GAZI / АЛИМ / ALIM / GOLODA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Хапизов Ш.М., Шехмагомедов М.Г.

В статье собраны и проанализированы все источники, сообщающие об ученом и общественно-политическом деятеле Талхате-кади из сел. Ириб. Собранные из разных письменных источников, преданий и эпиграфики данные позволяют воссоздать основные вехи биографии алима ХVII в. и получить представление об уровне распространения в то время арабского языка, фикха и других наук в аварском регионе Тленсерух Юго-Западного Дагестана. Талхат-кади из сел. Ириб родился в первой половине XVII в. и погиб предположительно в 1695 г. Судя по обнаруженным сведениям, он являлся признанным специалистом в области исламского права, с чьим мнением считались ученые Дагестана даже через несколько десятков лет после его смерти. Он внес значительный вклад в становление «Джарской республики», также им составлен сборник законов Тленсеруха и других регионов южной Аварии. Одним из главных источников, сообщающих о его жизни, является повествование о событиях, происходивших в селе Ириб в 1666 г. Автором данного сочинения, составленного спустя два года в 1668 г., является односельчанин ученого Мухаммад, сын Умара. Кроме того, была обнаружена могила сына Талхат-кади Мухаммада, умершего в январе 1713 г. Надпись на надмогильной плите помогла установить, что Талхат-кади погиб в войне с «неверными». Эти и другие сведения помогли воссоздать историческую картину событий XVII в. в юго-западной части Дагестана. Учитывая отсутствие сколь-нибудь значимого исследования по истории Нагорного Дагестана данной эпохи, особенно основанного на местных письменных источниках, данная публикация является значительным вкладом в изучение истории средневекового Дагестана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Research experience of biography of Dagestan Alim (Talkhat-khadi from Irib) on local written sources

We have collected and analyzed all the sources that tell about the scientist and public activist Talhat-kadi of the villages Irib. The data collected from various written sources, traditions and epigraphics allow recreating the major facts of the alim biography. We get an idea of the spread of the Arabic language, Fiqh and other sciences in the Avarian Tlenseruh region (south-west of Dagestan) in the XVII century. Talhat-kadi was born in the middle of the first half of the XVII century. He died, presumably in 1695. He was a recognized expert in the field of Islamic law. He was venerated by Dagestan scientists even a few decades after his death. He made s significant contribution to the establishment of Avar state in the South Caucasus - the so-called "Djar republic" - as well as other regions of Southern Avaria. He is supposed to be the author of a collection of adats of the Tlenseruh. The main source of information about his life is an essay about the events that took place in his native village (Iribe) in 1666. The author of this narration, that was composed two years later in 1668, was a fellow villager scientist - Muhammad, the son of Umar. We also found the grave of his son - Muhammad, who died in January 1713. The inscription on gravestones helped establish that Talhat-kadi was killed in the war against the "Kuffar". These and other data have helped to recreate the historical picture of the events of the XVII century in the south-western part of Dagestan. Due to the lack of research on the history of Dagestan Highlands of this era, especially based on local written sources, this publication is a significant contribution to the study of the history of medieval Dagestan.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ ИССЛЕДОВАНИЯ БИОГРАФИИ ДАГЕСТАНСКОГО АЛИМА (ТАЛХАТ-КАДИ ИЗ ИРИБА) ПО МЕСТНЫМ ПИСЬМЕННЫМ ИСТОЧНИКАМ»

УДК 470.67

Ш.М. Хапизов, М.Г. Шехмагомедов

Опыт исследования биографии дагестанского алима (Талхат-кади из Ириба) по местным письменным источникам

Институт истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН; Россия, 367025, г. Махачкала, ул. М. Гаджиева, 45; hapiz80@mail.ru; shehmagomedov.magomed@yandex.ru

В статье собраны и проанализированы все источники, сообщающие об ученом и общественно-политическом деятеле Талхате-кади из сел. Ириб. Собранные из разных письменных источников, преданий и эпиграфики данные позволяют воссоздать основные вехи биографии алима XVII в. и получить представление об уровне распространения в то время арабского языка, фикха и других наук в аварском регионе Тленсерух Юго-Западного Дагестана. Талхат-кади из сел. Ириб родился в первой половине XVII в. и погиб предположительно в 1695 г. Судя по обнаруженным сведениям, он являлся признанным специалистом в области исламского права, с чьим мнением считались ученые Дагестана даже через несколько десятков лет после его смерти. Он внес значительный вклад в становление «Джарской республики», также им составлен сборник законов Тленсеруха и других регионов южной Аварии. Одним из главных источников, сообщающих о его жизни, является повествование о событиях, происходивших в селе Ириб в 1666 г. Автором данного сочинения, составленного спустя два года в 1668 г., является односельчанин ученого Мухаммад, сын Умара. Кроме того, была обнаружена могила сына Талхат-кади Мухаммада, умершего в январе 1713 г. Надпись на надмогильной плите помогла установить, что Талхат-кади погиб в войне с «неверными». Эти и другие сведения помогли воссоздать историческую картину событий XVII в. в юго-западной части Дагестана. Учитывая отсутствие сколь-нибудь значимого исследования по истории Нагорного Дагестана данной эпохи, особенно основанного на местных письменных источниках, данная публикация является значительным вкладом в изучение истории средневекового Дагестана.

Ключевые слова: Талхат-кади, Ириб, Голода, аварцы, гази, алим.

В книжной коллекции крупного дагестанского ученого Магомед-Саида Саидова (1902-1985 гг.), переданной после его смерти Институту истории, археологии и этнографии, имеется интересная запись о происшедших во второй половине XVII в. событиях. Как пишут авторы-составители каталога арабских рукописей фонда М.-С. Саидова, в рукописи содержатся «фантастические рассказы о событиях, произошедших в селении Ириб (ныне Чародинского района), о джиннах в этом селении, о встречах "ученого джиннов" с "ученым людей". События датированы 1076/1665-66 г.» [1, с. 173174]. Стоит отметить, что в фонде сохранилась лишь копия (вариант Б), переписанная во второй половине XIX в. неизвестным лицом. Записи составлены почерком насх, черными чернилами на белой фабричной бумаге (пагинация отсутствует, кустоды), а сама рукопись не имеет переплета. Автором она названа следующим образом: «Это -записка, содержащая удивительный рассказ о том, что произошло в Дагестане, в селении Ириб, в тысяча семьдесят шестом (1665/66) году» («Рисала фи хикайа аджиба вакат фи-д-Дагистан фи карйат Ириб»).

После первоначального получения информации о данной рукописи авторы статьи предприняли поиски других списков сочинения, что привело к обнаружению еще трех его вариантов. Наиболее старый из них был обнаружен в сборной рукописи XVIII в., хранившейся в библиотеке ныне покойного имама Чародинского района Нукушиса Рахманил Исмаила (вариант А). Более поздние копии хранятся в библиотеках известно-

го алима ХХ в. Али Каяева (вариант В) и покойного ныне дибира сел. Ириб Чародин-ского района Мухамадмирзал Ахмада (вариант Г). Последняя, видимо, переписана с варианта А, поскольку обе копии в текстовом отношении идентичны, а Мухамадмирзал Ахмад и Рахманил Исмаил являлись друзьями и коллегами. Из чего логично предположить, что первый переписал данное сочинение с рукописи XVIII в., хранившейся у его друга. Вариант В переписан самим Али Каяевым в начале XX в. с рукописи, принадлежавшей известному ученому XVIII в. Абубакару из сел. Аймаки. Вариант Б, хранящийся в рукописном фонде ИИАЭ, наименее информативен, поскольку не содержит даже имени автора сочинения, которое имеется во всех остальных вариантах.

Из-за объема сочинения дать его полный перевод не представляется возможным, потому мы даем лишь те отрывки, которые проливают свет на биографию Талхата-кади. После обычного вступления автор приступает к изложению сути своего сочинения: «Это рассказ об удивительном случае, который однажды произошел с джиннами в дагестанском селении Ириб в 1076 году (1665/66 гг.). Так, джинны время от времени повадились запугивать одного мутаалима, а иногда они даже валили его на землю, наносили ему побои, тем самым наводя на него ужас. В том же селении жил один ученый, обладавший глубокими познаниями во всех областях науки». Далее идет повествование о диалоге между данным ученым и джиннами, с последующим избавлением мутаалима от них. В частности, интересен сюжет о том, что «в тот день джинны ушли, а на следующий день явились вместе со своим ученым. И заговорил ученый джиннов: «Дайте мне вашего красноречивого Талхата (имя того ученого). Все перешли в пятничную (главную) мечеть, где на одной половине устроился ученый людей (инс) со своими учениками, а с другой стороны - ученый джинн со своим народом». Автор сообщает и конкретное время, когда произошла эта встреча: «Дело было ближе к предзакатному времени и наступала первая ночь месяца Рамазан 1076 года». Это уточнение позволяет точно датировать событие 4 февраля 1666 года.

Интересна также персонификация ученого джиннов: «Мое имя Хасан. Родился я в Шаме1. На три года я поселился в селении Ругъжаб2 и сейчас хочу вернуться обратно на родину в Шам. Моя религия ислам, мой пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует. Его отцом является Абдуллах, а матерью Аминат. Родился он в Мекке и похоронен в Медине. Я придерживаюсь мазхаба имама аш-Шафии».

Еще один информативный отрывок автор сочинения передает от собственного имени как очевидца этих событий: «Также ученый Талхат рассказал мне со слов Дар-виш-Мухаммада, брата известного ученого Абдулкадыра, который дружил и общался с джиннами, что самым трудным для них3 являются аяты из Корана, повествующие о карах Всевышнего. Также о правдивости слов того мутаалима свидетельствует то, что он однажды ночью рассказал своим товарищам о том, что Талхат однажды освободил от джиннов одну женщину по имени Зайнаб в селении ГьочотНа4. Те спросили об этом самого ученого, и он подтвердил слова мутаалима. Также он рассказал от них вышеупомянутый случай с Али ибн Басри».

Заканчивается сочинение следующим повествованием: «Затем, о тот, кто читает эти строки, ты знай, что все сказанное выше было передано тем мутаалимом из уст джиннов, включая слова их ученого и короля. Каждый раз, когда ученый людей обра-

1 Шам - регион, включающий в себя Сирию, Ливан, Иорданию и Палестину (иногда просто Сирию).

2 Ругъжаб - аварское название сел. Ругуджа Гунибского района.

3 То есть действенным против джиннов.

4 Гьочот1а - аварское селение Кусур Рутульского района.

щался к джиннам с каким-либо вопросом, то получал немедля ответ от них через уста мутаалима, хотя сам [Талхат] не мог ни слышать, ни видеть их из-за той преграды, которая стоит между джиннами и людьми. А видеть джиннов могли только тот больной мутаалим и мальчик. Случай этот произошел в 1076 (1665/66) году, а записан был в 1078 (1667/68) году». В конце автор называет и себя: «Мухаммад бину Умар ал-Дагистани, ал-Ири», т. е. это односельчанин ученого, житель сел. Ириб Чародинского района.

Комментируя рассказ о событиях, происшедших главным образом 4 февраля 1666 г., отметим, что сам факт существования упомянутых в нем личностей, а также датировка указанных событий сомнения не вызывают, поскольку об этом говорят и другие заслуживающие доверия источники. Так, авторы на кладбище селения Ириб, в его верхней части, нашли могилу сына упомянутого в рассказе ученого Талхата. Тут на огороженной каменной стеной территории, согласно рассказам местных старожилов, находятся могилы четырех родственников. Это: К1удияв Т1алх1ат, Т1инав Т1алх1ат, Т1алх1атил Мух1амад и Т1алх1атил Х1ажияв1. Здесь на самом деле имеются четыре намогильные плиты, однако очевидно, что, по крайней мере, две из них принадлежат другим людям (Магди-Мухаммад сын Мухаммада, сына Давуда, а также Айшат дочь Али) и производят впечатление памятников XVIII в. Еще одна плита крупных размеров не имеет никакой надписи.

Только четвертую могилу можно четко идентифицировать с одним из персонажей устных преданий. Это могила Мухаммада, сына Талхата, умершего, согласно эпитафии, в 1713 г. Ниже даем перевод надписи на арабском языке, вырезанной насхом с элементами насталика на его надмогильной плите: «Он умер в первую ночь четверга, месяца зу-л-хиджжа тысяча сто двадцать четвертого (5 января 1713) года. Это - могила ученого кади, которого называли Мухаммад хваленый, ставшего преемником того, кто обрел ранее известность: своими знаниями, кротостью характера, трудами и приверженностью религии. Этот Мухаммад был сыном выдающегося ученого, бывшего опорой для других ученых, гази Талхата - ставшего шахидом. Да помилует их обоих Всевышний Аллах своей бескрайней милостью». Принадлежит ли плита без надписи кади Талхату, точно установить сложно. Нам остается только предположить это.

Старожилы сел. Ириб также помнят некоторые рассказы из жизни Талхата (его называют К1удияв Т1алх1ат - «Старший Талхат» в отличие от его родственника, которого в селении называют Т1инав Т1алх1ат - «Младший Талхат»). Так, согласно одному из рассказов, он однажды с местности Сосохъ-хуриб (близ хутора Ибах1-Шаг1банил кули) с утра «улетел» на пятничный рузман в Аравию (Г1арабустан) и вернулся обратно в тот же день. Если же говорить о более реалистичных рассказах, то по воспоминаниям сельчан он какое-то время был дибиром или кади в сел. Тала (ныне Закатальского района), в мечети которого хранятся некоторые переписанные им рукописи. Сельчане также рассказывают и о различных случаях с джиннами, которые в общем согласуются с вышеприведенной рукописью. Знаток и любитель сельской истории Бебечул Абдулазиз

1 Интересные подробности рассказали живущие в домах над этим участком кладбища Г1абдулагьил Марин и Магьилай (1929 г. р.). В детстве они слышали, как жившая по соседству с ними Мах1ат1-Къурамух1амадил Марин (1876 г. р.), каждое утро выходя из дома и глядя в сторону могил, говорила: «Йа шайихзаби, йа вализаби, йа шагьидзаби: Шудияв Т1алх1ат, Гьит1инав Т1алх1ат, Т1алх1атил Мух1амад, Т1алх1атил Х1ажияв» (авар. «О шейхи, о валии, о шахиды: Старший Талхат, Младший Талхат, Мухамад - сын Талхата, Хаджияв - сын Талхата») и далее произносила слова молитвы. С их же слов следует, что на огороженном стеной участке кладбища имеются три могилы и один назар (поминальный камень), причем последний вроде бы принадлежит кади Талхату.

(Магомедов Абдулазиз, 1923 г. р.) со ссылкой на предания, которые слышал в молодости, рассказывал, что его потомками в селении вроде бы являются представители родственной группы (рукъ) Пабдулкъадирилал из тухума Шунилал.

Название род получил по имени известного ученого XIX в. Талхатил Абдулкади-ра (в библиотеках сёл Чародинского и Шамильского районов находятся переписанные им рукописи и написанные им сочинения1). Интересно, что имя Талхата в данном роду сохранилось вплоть до XIX в. По устной традиции данный Талхат, живший в конце XVIII - первой половине XIX в., являлся потомком Талхата-кади и вполне вероятно именно его в селении Ириб называют Тинав, т. е. «Младший» Талхат.

Помимо вышеуказанных данных о существовании алима Талхата имеются сведения и в некоторых арабских рукописях, переписанных в руководимом им медресе. К примеру, в сел. Гапшима Акушинского района хранится рукопись «Китаб танбих ал-Мугътарин» известного шафиитского правоведа и теоретика суфизма Абу-л-Ваххаба Абд ал-Ваххаба аш-Шаърани (ум. в 1565 г.). Переписана эта рукопись Xаджи Али, сыном Мухаммада, «в медресе нашего патрона Талхата в селении Ири» [2, с. 245]. Несмотря на указание авторов описания, что рукопись написана на дагестанской бумаге XVIII в., кажется, что здесь вполне могла иметь место ошибка в датировке.

Свидетельством признания кади Талхата знатоком исламского права (фикх) является его упоминание в известной в Дагестане рукописи, содержащей переписку ученых Титалава из с. Карата, Дауда из с. Усиша (ум. в 1757 г.) и Ибрагима из с. Урада (ум. в 1770 г.) [3, с. 155-157; 4, с. 66-67; 5, с. 390]. В ней Титалав задает вопрос: «Один человек завещал после своей смерти на день ид-ал-адха (къурбан-къо) зарезать 10 овец. Однако когда дошло до исполнения завещания, оказалось, что овцы либо должны вскоре оягниться, либо не соответствуют по возрасту. Можно ли продать овец, чтобы купить других, подходящих для жертвоприношения?» На это следует ответ, согласно которому все три имама указывают на запрет продажи животных, предназначенных для жертвоприношения, а Абу^анифа ограничивает возможность продажи рядом условий (идет ссылка на труды Шарани, Ибну^аджара и Ибну-Касима). От Кудияв Талхата из Ириба до нас дошло разрешение резать овец во время месяца Рамазан, если они худые и есть опасность, что ко дню жертвоприношения (через пару месяцев) они еще больше похудеют. Однако Кудияв Талхат отошел от этого решения, сославшись на его ошибочность. Произошло это незадолго до смерти, в тот год» (видимо, в год, когда он погиб, хотя год и обстоятельства смерти не указаны).

1 К примеру, в 1871 г. житель сел. Асаб Шахбан переписал книгу имама Абдулкадира ибну Талхата «Ал-х!ашияту ал-муссама би фатхШл куди», которая хранится в частном собрании в сел. Тидиб Шамильского района [Бутаев И. НекТсияб Т!идиб. - Махйчхъала, 2009. - Гь. 221 (на авар. яз.)]. Ранее, в 1868 г., эту же книгу («супракомментарий, называемый Фатх-ал-кууд») переписал Рамазанил Сапарча из сел. Кахиб. Правда, исследователь М.М. Абдулкеримов неправильно прочитал нисбу автора - «внимательного Абд-ал-Кадира ибну Талхат» как Уриб (авар. Пуриб) [Абдулкеримов М.М. О составе арабоязычной рукописной книги в Дагестане // Источниковедение средневекового Дагестана. - Махачкала, 1986. - С. 125], тогда как он является уроженцем сел. Ириб (авар. Пириб), что вызвано различием между названиями двух селений лишь в одной гласной букве, которая в оригинале не указана. Данное сочинение представляет собой сочинение по логике объемом в 21 лист и находится в составе рукописной книги [Рукописный фонд ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф. 14. Д. 1661]. В ИИАЭ хранится еще один список данного сочинения [Рукописный фонд ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф. 14. Д. 444; Абдулкеримов М.М. Указ. раб. - С. 126]. Несколько сочинений Талхатил Абдулкадира хранится в библиотеке Мухамадмирзал Ахмада в сел. Ириб Чародинского района. О нем же в своем стихотворном сочинении с упоминанием видных дагестанских алимов говорит следующее известный шейх XIX - начала XX вв. Шуайб ал-Багини: «ВагЬа - г!елму цШкЫарав Пириса Пабдулкьадир» (авар. «В проповедях и науке преуспевший Абдулкадир из Ириба») [Ч!арада районалъул исламияб тарих. - Мах!ачхъала, 2009. - Гь. 132 (на авар. яз.)].

Также необходимо отметить, что в рукописи конца XVII в., хранившейся в библиотеке Рахманил Исмаила, имеется раздел, посвященный разбору отдельных вопросов исламского права. В связи с одним из них рассказывается о следующем прецеденте. Талхат-кади и Умар-кади из селения Гилиб обратились к Кудав-кади (авар. «Старший кади») с просьбой разъяснить правовой вопрос. Они спросили некоего алима Субику-налава (при написании имени сделана огласовка, но такое аварское имя встречается нам впервые), который, скорее всего, и является этим Кудияв-кади, о том, «что нужно делать с имуществом, отданным в вакуф детям мужского пола, если те умрут или исчезнут, куда его отдать?» Субикуналав (?) ответил, что некий алим Урдаш, к которому он обращался с этим вопросом, считал, что здесь нужно поступать в соответствии с ур-фом (обычным правом, т. е. адатами) данной местности. В этой же записи указана позиция Талхат-кади по вопросу о возможности принесения в жертву на праздник Ид-ал-адха худой овцы, против чего он поначалу возражал, но незадолго (за год) до смерти изменил свое мнение. Также следует указать, что знаменитый алим XVIII в. Ибрагим-хаджи Урадинский в своих ответах по вопросам права ссылается на авторитет Талхата-кади в вопросах исламского права.

Интересную информацию дает нам эпитафия на могиле сына ученого - Талхатил Мухамада. Она свидетельствует о том, что Талхат был газием, павшим в бою с «неверными» и ставшим таким образом шахидом. Чрезвычайно интересен вопрос о том, где и когда ученый погиб в бою с «неверными». В связи с этим, на наш взгляд, следует обратиться к следующей информации. В библиотеке И. Магомедова в сел. Калкни Дахада-евского района имеется рукопись XVII в., содержащая интересные памятные записи, среди которых встречается и следующая: «В воскресенье в месяце шабан тысяча сто шестого (1695) года1 имело место великое сражение между неверующими и мусульманами в селении Голода; из числа тех мусульман стал мучеником 21 муж, а из неверующих было убито пятьсот, вернее говоря, примерно столько. От двух мужей из числа их слышали, что у них было убито девятьсот [человек], а ограблено сто тридцать. Неверующие перед этим отрубили голову их могучему, покойному кадию - да помилует его Аллах - и ходили взяв ее. Когда они шли с этой головой, голова вдруг призвала на молитву. У них это вызвало отвращение, и они бросили ее в огонь, но он не сжег даже частицы от нее, лишь немного от бороды. Она же не прекращала при этом призывать на молитву. Они стали тогда швырять камни в ее темя, но она не прекращала призывов на молитву, а они не прекращали обстрел. Они решили затем доставить ее в свой вилаят. Когда же они взяли ее и пошли, на них напала тьма. Они совершенно не знали, куда идти, и так как не могли взять ее, то оставили возле озера2 вместе с двумя головами, принадлежащими... а сами ушли печальными и беспомощными» [6, с. 54-55].

Это событие нашло отражение и в грузинских источниках, в частности у автора XVIII в. Вахушти Багратиони. По его данным, в 1695 году очередным наместником (сардар) Восточной Грузии иранский шах назначил некоего Калбали-хана. По прибытии в Тбилиси царя Ираклия I и Калбали-хана его поситила депутация кахетинцев с просьбой разрешить им «идти на чарцев и перебить их, ибо они больше всех творили насилие в Заречье3 и Элисени1 и дагестанцам служили проводниками и [устраивали]

1 В тексте не указано, в какое именно по счету воскресенье произошло сражение. Поэтому мы имеем четыре возможные даты: 20 марта, 27 марта, 3 апреля или 10 апреля 1695 г.

2 На окраине городища Голода расположено озеро Росдул-хор, которое, видимо, и имеется в виду.

3 Заречье - прямой перевод грузинского названия (^б^ЗбЗЬббо - «Гагъмамхари») левобережья Алазани выше Лагодехи, т. е. современного Кварельского района и восточной части Телавского района.

пристанища, и было от них пленение, разорение и убийства путем предательства, воровства и грабежа после царя Арчила2 по сего времени. Однако Калбали-хан не разрешил им это. Царь Эрекле3 также говорил: «Дайте установить мир с царем Гиорги4 и приду я также и будем действовать по-вашему». Однако кахи не пожелали [ждать], говоря: «Не нужна нам помощь на них, нам это разрешите, ибо разорен от них Кахети». Вынуждены были разрешить и собрались кахи все и пришли в Элисени. Умоляли их чарцы [пощадить] и обещали покорность и дань, если не станут убивать. Не захотели это кахи и атаковали. Чарцы не смогли противостать и [кахи] перебили их, опустошили и разрушили их укрепления и, захватив добычу, стали в Чари, чтобы в продолжение трех дней уходить оттуда на грабеж, но крестьяне, увидев огромную добычу, нагрузились и ушли к себе. Предводители [кахов] обеспокоились этим сильно, однако не послушались они. Увидев это, чарцы открыли ружейную пальбу, убили Душиа5 и других вельмож. И отступили кахи и убивали их лезгины, затем захватили часть своего имущества более кахов и вернулись кахи к себе лета Христова 1695» [7, с. 162-163].

Отметим, что во второй половине XVП в. помимо вышеуказанного сражения не было других крупных столкновений, требовавших участия таких лиц духовного звания, как кадий Талхат. Обращаясь к рассказу об отрубленной голове кадия, логичным кажется отождествление его с джарским кадием. Однако, как мы знаем, известный ученый и кади Джара и Голоды Малламухамад Нухиязул умер через полтора-два года в 1696-97 году. Следовательно, убитый кади должен был быть из горного аварского региона, откуда пришли на помощь голодинцам вооруженные отряды. Согласно данным местных арабоязычных источников, в числе этих регионов были Тленсерух, Муккратль и Тлебелал [8, с. 17]. Это сообщение позволяет нам со значительной долей вероятности утверждать, что в вышеприведенном сообщении речь идет о мученической смерти кади Талхата, погибшего газием, как указано на надмогильной плите его сына. Учитывая то, что рассказ о джиннах датируется 1666-м годом, а сын кади умер в 1713 году, наше предположение о гибели Талхата в 1695 году становится вполне правдоподобным.

Итак, исходя из имеющихся данных, можно сделать вывод о том, что кади Тлен-серуха родился на рубеже 1620-30-х годов и погиб в 1695 году в возрасте около 65 лет. Возможные возражения, что в таком возрасте вряд ли человек активно участвует в военных действиях, неуместны, поскольку мы имеем немало примеров обратного характера даже из недавней истории Ириба6. Кроме того, в мусульманских войсках духовные и политические деятели часто участвовали в сражениях с «неверными», вдохновляя воинов цитатами из Корана7. Нередко они были и советниками на переговорах [9,

1 Элисени (авар. Инисел, Гьенисел) микрорегион на левобережье Алазани, т. е. грузинские селения Али-бад, Мосул, Верхиан и т. д., расположенные в юго-восточной части Закатальского района.

2 Арчил II - царь Кахети в 1664-1675 гг.

3 Ираклий I (груз. о^дз^д, «ЭрекТле»; он же Назарали-Хан) - царь Картли в 1688-1703 гг.

4 Георгий XI (он же шах Наваз-хан) - соперник Ираклия I в борьбе за картлийский престол. Георгий правил в Картли в течение двух периодов - с 1676 по 1688 и с 1703 по 1709 гг.

5 Душиа занимал должность моурави (управляющий провинции, округа) области Кизики (ныне Сигнах-ский и Дедоплисцкарский районы Грузии, расположенные на правобережье Алазани, т. е. на противоположном от джарцев берегу). Согласно Вахушти Багратиони, за военные заслуги иранский наместник Кахети Абаскули-хан приблизительно в 1690 году «поставил его во главе кахов», т. е. кахетинцев в виду временного отсутствия в Кахети царей из рода Багратиони.

6 Отрядом ирибцев, сражавшихся в 1920 г. против красноармейцев близ села Шамгода Гунибского района, руководил Кахав-хаджи, которому исполнилось 58 лет. Ученый погиб в этом бою.

7 К примеру, согласно сведениям А. Суворова, во время сражения с турками визирь Османской империи

«останавливаясь неоднократно, при молитве возвышал коран и увещевал им бегущих сражение обно-

с. 230-233; 10, с. 24]. Поэтому, на наш взгляд, возможно, что Талхат-кади участвовал в сражении именно в подобном качестве.

Таким образом, Кудав Талхат-кади являлся не только видным алимом и религиозным лидером, но и общественно-политическим деятелем, оказывавшим влияние на события, происходившие на Восточном Кавказе, причем не только в пределах Дагестана, но и в регионе компактного проживания аварцев в пределах современных Белоканско-го, Закатальского и Кахского районов Азербайджана [11, с. 64-71; 12, с. 91-94; 13, с. 123-124].

Литература

1. Шихсаидов А.Р., Омаров Х.А. Каталог арабских рукописей (Коллекция М.-С. Саидова). - Махачкала, 2005.

2. Шихсаидов А.Р., Тагирова Н.А., Гаджиева Д.Х. Арабская рукописная книга в Дагестане. - Махачкала, 2001.

3. Алхасов Д. Дауд Xаджжи ал-Усиши: жизнь и творческое наследие. - Махачкала,

2006.

4. Омаров Х.А. О полемических статьях по мусульманскому праву // Рукописная и печатная книга в Дагестане. - Махачкала, 1991.

5. Мусаев М.А., Шехмагомедов М.Г. Жизнь и творчество дагестанских ученых-богословов XVIII в. (ал-Усиши, ал-Уради, ал-Аймаки и ал-Мачади) в местных арабоя-зычных биографических сочинениях XIX - начала XX в. // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 3. - С. 390.

6. Айтберов Т.М., Абдулкеримов М.М. Обзор некоторых рукописных собраний Дагестана // Изучение истории и культуры Дагестана: археографический аспект. - Махачкала, 1988.

7. Вахушти Багратиони. История царства грузинского / пер. и изд. Н.Т. Накашид-зе. - Тбилиси, 1976.

8. Щоралъул аваразул рагъазул тарих / х!адур гьабуна Т. Айтберовас. -Мах!ачхъала, 1996. - На авар. яз.

9. Касумов С.М. О некоторых фальсификациях в освещении жизнедеятельности имама Гамзата // Вестник Дагестанского государственного университета. - 2014. -Вып. 4.

10. Гаджимурадов М.Т. Восточнокавказское направление внешней политики России в конце XVIII в.: задачи и методы их реализации // Вестник Дагестанского государственного университета. - 2014. - Вып. 4.

11. Хапизов Ш.М. Из истории средневекового города Загеми/Базари // Вестник Дагестанского научного центра РАН. - 2011. - № 43.

12. Халилова М.Н., Хапизов Ш.М. К вопросу об этническом составе населения Бе-локанского района Азербайджана // Вестник Дагестанского государственного университета. - 2012. - Вып. 4.

13. Гусейнова Б.М. Общественно-политическое развитие союза сельских общин Антль-Ратль в XVIII-XIX вв. // Вестник Дагестанского государственного университета. -2012. - Вып. 4.

Поступила в редакцию 28 февраля 2015 г.

вить» [Бумаги кн. Григория Александровича Потемкина Таврического. 1788-1789 гг. // Сборник военно-исторических материалов. - СПб., 1894. - Вып. VII. - С. 274-280].

UDC 470.67

Research experience of biography of Dagestan Alim (Talkhat-khadi from Irib) on local

written sources

Sh.M. Khapizov, M. G. Shekhmagomedov

Institute of History, Archeology and Ethnography of the DSC RAS; Russia, 367025, Makhachkala, M. Gadzhiev st., 45; hapiz80@mail.ru; shehmagomedov.magomed@yandex.ru

We have collected and analyzed all the sources that tell about the scientist and public activist Talhat-kadi of the villages Irib. The data collected from various written sources, traditions and epi-graphics allow recreating the major facts of the alim biography. We get an idea of the spread of the Arabic language, Fiqh and other sciences in the Avarian Tlenseruh region (south-west of Dagestan) in the XVII century. Talhat-kadi was born in the middle of the first half of the XVII century. He died, presumably in 1695.

He was a recognized expert in the field of Islamic law. He was venerated by Dagestan scientists even a few decades after his death. He made s significant contribution to the establishment of Avar state in the South Caucasus - the so-called "Djar republic" - as well as other regions of Southern Avaria. He is supposed to be the author of a collection of adats of the Tlenseruh. The main source of information about his life is an essay about the events that took place in his native village (Iribe) in 1666. The author of this narration, that was composed two years later in 1668, was a fellow villager scientist - Muhammad, the son of Umar.

We also found the grave of his son - Muhammad, who died in January 1713. The inscription on gravestones helped establish that Talhat-kadi was killed in the war against the "Kuffar". These and other data have helped to recreate the historical picture of the events of the XVII century in the southwestern part of Dagestan. Due to the lack of research on the history of Dagestan Highlands of this era, especially based on local written sources, this publication is a significant contribution to the study of the history of medieval Dagestan.

Keywords: Talhat-kadi, Irib, Goloda, avars, gazi, alim.

Received 28 February, 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.