Максютенко В. И., Алексеева А М. Опыт использования занимательных материалов в обучении студентов-нефилологов педвуза иностранному языку // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. -№S19. -0,2 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/76218.htm.
ART 76218 УДК 372.881.1
Максютенко Валерий Иванович,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры английского языка Ин ститута иностранных языков ФБГОУ ВО «Петрозаводский государ ственный университет», г. Петрозаводск [email protected]
Алексеева Анастасия Михайловна,
кандидат педагогических наук, преподаватель английского языка АНО «<Центр образования и культуры», г. Петрозаводск alekseeva a [email protected]
Опыт использования занимательных материалов в обучении студентов-нефилологов педвуза иностранному языку
Аннотация. Статья посвящена способам повышения мотивации студентов при обучении иностранному языку. Авторы определяют критерии отбора, методические требования и условия использования подобных заданий.
Ключевые слова: обучение иностранному языку, повышение мотивации, дополнительные задания.
Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Идея использования дополнительных материалов занимательного характера в обучении достаточно проработана на педагогическом, психологическом и методическом уровнях. Стремление организовать «учение с увлечением» побуждает обращаться к подобным материалам не только в работе с дошкольниками и младшими школьниками, но также с учащимися среднего и старшего возраста. Современные УМК, учебники, учебно-методические пособия и разработки включают в себя интересные исторические факты, биографии, события, шутки, анекдоты, цитаты, поговорки, пословицы и т. д. Эти материалы позволяют сделать процесс обучения иностранному языку содержательно привлекательным для обучающихся.
Идея использования «развлекательных» материалов в работе со студентами родилась из естественного стремления поделиться прочитанным (как правило, в рамках речевой разминки). По воле случая в нашем распоряжении оказалось большое количество номеров американского журнала Reader's Digest за последние 10-15 лет. Сегодня есть возможность использовать электронную версию данного издания (www.readersdigest.com). Возникла необходимость ответить на следующие вопросы:
Какого рода материалы, и в каком количестве могут быть использованы в ходе занятия?
Каковы критерии и основания отбора таких материалов? На каком этапе занятия такие материалы могут привлекаться? При каких условиях использование дополнительных материалов дает необходимый эффект?
Каким должно быть методическое оснащение таких материалов? Какой результат (воспитательный, образовательный и развивающий) дает использование дополнительных материалов в ходе занятия?
Известно, что тяжкий грех учителя - быть скучным. Изучаемый язык должен быть интересен и содержанием материалов, и способами его подачи. Каковы воз-
ISSN 2304-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Максютенко В. И., Алексеева А М. Опыт использования занимательных материалов в обучении студентов-нефилологов педвуза иностранному языку // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. -№S19. -0,2 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/76218.htm.
можности использования дополнительных материалов занимательного характера в процессе обучения студентов иностранному языку?
К дополнительным занимательным материалам (ДЗМ) могут быть отнесены разнообразные по жанру, содержанию, объему аутентичные тексты, по необходимости включаемые в учебный процесс с целью активизации познавательной деятельности обучаемых. К занимательным материалам могут быть отнесены, в том числе, достаточно серьезные публикации, способные стимулировать интерес к изучению иностранного языка и творческую активность обучаемых.
Важно позаботиться о том, чтобы отобранные тексты были актуальными, отражали современные реалии, рассказывали студентам о сегодняшних событиях, современных достижениях в социально-экономической жизни, культуре, науке, образовании. Источниками информации, которые отвечают данному требованию, являются Интернет, телевидение, газетно-журнальные публикации. Отбираемые материалы должны дозироваться по объему и сложности в зависимости от языковых возможностей учебной группы, количества отведенных программой часов на аудиторную и самостоятельную работу. В редких случаях материалы могут подвергаться минимальной обработке и адаптации. Студентам нужна консультативная помощь.
Важно, чтобы ДЗМ сопрягались с тематикой учебных занятий в рамках модуля. Несколько примеров:
К занятию на тему "Generations" хорошим дополнением является публикация "My Daughter My Friend" о том, как могут строиться отношения между матерью и дочерью в свете проблемы конфликта поколений. Задание для всех: прочитать статью дома, ответить на поставленные вопросы; для сильных студентов - сочинение-рассуждение на тему «Конфликт поколений, существует ли он?».
Хорошим дополнением к уроку "Education in GB and USA" являются короткие истории, случаи из жизни американских учителей, студентов, школьников (используются постоянные разделы журнала "Reader's Digest" "Campus Comedy", "Tales out of School", "Life in These United States", "Laughter, the Best Medicine"). Материалы могут представляться в виде текстов для чтения без словаря (возможно, с подсказками учителя). Тексты могут содержать типовые лексико-грамматические, речевые задания на постановку артиклей, глагольных форм и т. п., однако, подобных заданий не должно быть много. Здесь главным должно быть впечатление и удовольствие от прочитанного и понятого рассказа. Такой материал с интересом воспринимается и в виде живого рассказа учителя.
Текст базового пособия на тему «Learning» может быть дополнен статьей "Tips from Top Teachers" о том, как оказывать эффективную помощь школьникам в учебе, как развивать стремление и способности ребенка к обучению. Это может стать началом обсуждения, к примеру, таких проблем: как должен быть организован учебный процесс в школе; что такое хороший (идеальный) школьный учитель; какой должна быть школа; как должны взаимодействовать родители и учителя. Возможные задания для СР студентов: подготовить презентацию о своей школе; рассказать об учителе, который запомнился больше всего; написать эссе на тему «Каким должен быть идеальный учитель (школа)?».
Использование постоянной рубрики "Word Power". Проводится в форме игры или викторины, содержит от 25 до 30 слов на определенную тему с вариантами ответов. Например, на тему "Crime" слово "genocide" имеет варианты: а) suicide, b) mass killing, c) serious injury, d) revenge. Возможна самопроверка по ключу. Можно организовать индивидуальную, парную, групповую работу, рассчитана на студентов с достаточно высоким уровнем языковой подготовки, однако при минимальном ре-
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Максютенко В. И., Алексеева А. М. Опыт использования занимательных материалов в обучении студентов-нефилологов педвуза иностранному языку // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. -№ S19. - 0,2 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/76218.htm.
дактировании может быть использована при работе со студентами любого уровня. Викторина может проводиться и вне рамок аудиторного занятия, является хорошим средством языкового развития студентов.
Для ситуаций, когда студентам нужен отдых и перемена деятельности, мы пользуемся постоянной рубрикой "Quotable Quotes". Раздел содержит большое количество цитат и высказываний буквально на все случаи жизни. Они заранее подбираются учителем с учетом темы урока. В качестве примера приведем высказывание об учителе к теме "Schools and Teachers": "In a completely rational society the best of us would be teachers, and the rest of us would have to settle for something less". Высказывания и цитаты, как правило, являются кратким и емким выражением идей и мыслей англоязычных современников, и вместе с тем это удобные для использования микротексты. Цитату или подборку цитат можно с успехом использовать, обучая чтению оригинальных текстов без словаря (с подсказками учителя) или со словарем. В зависимости от сложности их можно предъявлять и для восприятия на слух или в виде письменных текстов. Хорошая цитата может быть началом дискуссии или эпиграфом в письменной творческой работе студента.
Как мы уже отмечали, публикации журнала содержат значительное количество материалов с конкретными советами и рекомендациями. Часть таких рекомендаций имеет методическую ценность. Например, когда речь идет о том, как бороться с непослушанием ребенка, проявлениями девиантного поведения, как развивать творческую активность детей, как организовать игры на свежем воздухе, как научить ребенка хорошим манерам, как принимать гостей в доме и т. п., то эти рекомендации и советы легко трансформируются в интерактивные способы обучения студентов иностранному языку.
Думается, что включение в учебный процесс занимательных материалов из СМИ (в данном случае журнала "Reader's Digest") делает занятия более разнообразными, осмысленными, интересными, связывает их с реальной жизнью страны изучаемого языка. Это помогает студентам понять тенденции развития изучаемого языка, менталитет его носителей, позволяет знакомиться с обычаями, традициями, культурой англоговорящего мира.
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Поступила в редакцию Received 08.10.16 Получена положительная рецензия Received a positive review 10.10.16
Принята к публикации Accepted for publication 10.10.16 Опубликована Published 18.10.16
www.e-koncept.ru
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2016 © Максютенко В. И., Алексеева А. М., 2016
977230412016670