Научная статья на тему 'ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ РАЗЛИЧНЫХ ДИСЦИПЛИН СТУДЕНТАМ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ'

ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ РАЗЛИЧНЫХ ДИСЦИПЛИН СТУДЕНТАМ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
23
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сплошные цифровые технологии / виртуальная реальность (VR) / геймификация образовательного процесса / интернет-ресурсы / solid digital technologies / virtual reality (VR) / gamification of the educational process / Internet resources

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кувшинова Eкатерина Евгеньевна, Мявлина Нурзидя Жаферовна

Целью исследования является обобщение опыта использования цифровых технологий в процессе обучения в вузах и рассмотрение перспектив их применения в современных условиях. Актуальность статьи обусловлена необходимостью провести анализ применения доступных цифровых технологий в процессе обучения разным дисциплинам и выявить наиболее используемые. Методологической базой исследования являются такие методы, как наблюдение, анализ и синтез, описание и сравнение, системный подход. Результаты исследования заключаются в обобщении опыта вузов применения цифровых технологий в образовательном процессе. На примере двух московских вузов авторы продемонстрировали, как современные технологии внедряются в преподавание разных дисциплин – экономики и английского языка, выявили общие подходы вузов к использованию определенных программ и приложений. Перспективы исследования связаны с дальнейшим внедрением сквозных цифровых технологий в образовательный процесс посредством расширения диапазона применяемых программных продуктов и повышение квалификации преподавателей в этой сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кувшинова Eкатерина Евгеньевна, Мявлина Нурзидя Жаферовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF DIGITAL TECHNOLOGIES IN TEACHING DIFFERENT SUBJECTS IN HIGHER SCHOOL

Objective of the study is to generalize the experience of using digital technologies in the process of studying at universities and to consider the prospects of their application in modern conditions. The relevance of the article is due to the need to analyze the use of available digital technologies in the process of teaching different disciplines and identify the most used ones. The methodological basis of the research is such methods as observation, analysis and synthesis, description and comparison, a systematic approach. Research results consist in generalizing the experience of universities in the use of digital technologies in the educational process. Using the example of two Moscow universities, the authors demonstrated how modern technologies are being introduced into the teaching of different disciplines – economics and English, identified common approaches of universities to the use of certain programs and applications. Prospects of the study are connected with the further introduction of end-to-end digital technologies into the educational process by expanding the range of software products used and improving the qualifications of teachers in this field.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ РАЗЛИЧНЫХ ДИСЦИПЛИН СТУДЕНТАМ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ»

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

¿0 УДК 377.1+316.74

DOI 10.18522/2227-8656.2023.3.8 EDN NONJIS

Научная статья

ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В ПРЕПОДАВАНИИ РАЗЛИЧНЫХ ДИСЦИПЛИН СТУДЕНТАМ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

APPLICATION OF DIGITAL

TECHNOLOGIES IN TEACHING DIFFERENT SUBJECTS IN HIGHER SCHOOL

E. Е. Кувшинова *, Н. Ж. Мявлина **

* Финансовый университет при Правительстве РФ, Москва, Россия ** Российский университет транспорта (МИИТ), Москва, Россия

E. E. Kuvshinova *, N. Zh. Myavlina **

* Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia ** Russian University of Transport (MIIT), Moscow, Russia

Целью исследования является обобщение опыта использования цифровых технологий в процессе обучения в вузах и рассмотрение перспектив их применения в современных условиях. Актуальность статьи обусловлена необходимостью провести анализ применения доступных цифровых технологий в процессе обучения разным дисциплинам и выявить наиболее используемые.

Методологической базой исследования являются такие методы, как наблюдение, анализ и синтез, описание и сравнение, системный подход.

Результаты исследования заключаются в обобщении опыта вузов применения цифровых технологий в образовательном процессе. На примере двух московских вузов

© Кувшинова Е. Е., 2023 © Мявлина Н. Ж., 2023

Objective of the study is to generalize the experience of using digital technologies in the process of studying at universities and to consider the prospects of their application in modern conditions. The relevance of the article is due to the need to analyze the use of available digital technologies in the process of teaching different disciplines and identify the most used ones.

The methodological basis of the research is such methods as observation, analysis and synthesis, description and comparison, a systematic approach.

Research results consist in generalizing the experience of universities in the use of digital technologies in the educational process. Using the example of two Moscow universities, the

авторы продемонстрировали, как современные технологии внедряются в преподавание разных дисциплин - экономики и английского языка, выявили общие подходы вузов к использованию определенных программ и приложений.

Перспективы исследования связаны с дальнейшим внедрением сквозных цифровых технологий в образовательный процесс посредством расширения диапазона применяемых программных продуктов и повышение квалификации преподавателей в этой сфере.

Ключевые слова: сплошные цифровые технологии, виртуальная реальность СУЯ), гей-мификация образовательного процесса, интернет-ресурсы

authors demonstrated how modern technologies are being introduced into the teaching of different disciplines - economics and English, identified common approaches of universities to the use of certain programs and applications.

Prospects of the study are connected with the further introduction of end-to-end digital technologies into the educational process by expanding the range of software products used and improving the qualifications of teachers in this field.

Keywords: solid digital technologies, virtual reality (VR), gamification of the educational process, Internet resources

Введение

Использование цифровых технологий в процессе обучения в двадцать первом веке стало обязательным, изменились методы преподавания. Одним из требований, выдвигаемых к преподавателям высшей школы - стало применение новейших компьютерных программ, приложений, сквозных цифровых технологий. В рабочих программах и учебно-методических разработках указываются приложения и программы, которые применяются на занятиях или для самостоятельной работы студентов. Для проведения лекции используются программы для составления презентаций (в финансовом университете при Правительстве РФ требуется использовать программу РРТ), предлагаются записи лекций в виде вебинаров. Разные дисциплины используют различные программы для актуализации учебного процесса.

Современное обучение предполагает большое количество часов для самостоятельной работы. В учебных планах до 50 процентов времени отводится на самостоятельную работу студентов. Без сомнения, отличие высшего образования заключается в том, что учащиеся могут находить, анализировать, критически оценивать информацию. На современном этапе серьезным подспорьем в поиске необходимых материалов стал интернет, электронные библиотеки, выложенные в сеть лекции, целые курсы онлайн обучения от ведущих университетов мира (Coursera, например), которые позволяют получить знания, необходимые для успешного усвоения знаний и последующего трудоустройства. Компьютерные технологии могут реально помочь преподавателям и студентам - они разнообразят занятия, устанавливают новую связь

между преподавателями и студентами, позволяют внести игровой элемент и повышают интерес студентов.

Материалы и методы исследования

Статья основывается на наблюдениях авторов за процессами цифрови-зации обучения в российских вузах на примере московских вузов - ФГОБУ ВО Финансового университета при Правительстве Российской Федерации и ФГАОУ ВО Российского университета транспорта (МИИТ). Авторами проанализирован и обобщен опыт использования программных продуктов, обеспечивающих образовательный процесс по очной и заочной формам обучения. В Финансовом университете при Правительстве Российской Федерации на занятиях по иностранному языку, в нашем случае, английскому языку, одной из наиболее востребованных сейчас технологий является Центр «КИБЕРХАБ» (CyberHUB)1, в котором могут проходить семинарские занятия по английскому языку. Центр VR-технологий в университете открылся совсем недавно, в конце апреля 2022 года (Киберхаб, 2022). Центр «КИБЕРХАБ» создан для внедрения VR/AR технологий в процесс обучения. Семинарское занятие длится 1 час 30 минут (1 пара), количество студентов на занятии не должно превышать 25 человек (так как группы по иностранному языку крайне редко превышают это количество, на занятии присутствует вся группа целиком). Пока на территории университета есть только один центр, но планируется открыть их во всех учебных корпусах вуза. Студенты изучают английский язык с эффектом «погружения», эмоциональный фон помогает им более качественно усваивать знания. Виртуальная реальность активизирует учебный процесс и повышает интерес к обучению.

Основными недостатками являются то, что программы, которые используются в процессе обучения, не российского производства, то есть, содержание контента нельзя контролировать. В свете современных политических и экономических изменений, а также культурных (появление огромного числа гендеров, популяризация ЛГБТ+ сообществ и др.), это может вызывать проблемы, так как, по нашему глубокому убеждению, образование - это не просто обучение, но и воспитание, формирование определенного мировоззрения, нравственных и духовных ценностей.

Также следует отметить, что пребывание в виртуальной реальности имеет ограничения по медицинским показателям. Тошнота и головокружение являются частными симптомами пребывания в VR, однако при соблюдении временного промежутка этого модно избежать. Вторым медицинским противопоказание называли ухудшение зрения. Однако, проведенные в 2019 году

1 Открытие аудитории центра «КИБЕРХАБ» // Financial University : [сайт]. - 7 апреля 2022 г. - URL: https://alumnifa.com/opencyberhub/ (дата обращения: 04.05.2023).

исследования использования шлема виртуальной реальности (VR- HMD) позволили сделать вывод, что именно ухудшения зрения не происходит, но долгое пребывание в виртуальной реальности может вызывать такое заболевание глаз как астигматизм.

Помимо этого, в финансовом университете студенты и преподаватели используют MOODLE (модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда), которая была запущена в 2001 году, но массово внедряться в различных учебных учреждениях стала позже. Эпидемия COVID-19 вынудила вузы применять MOODLE не только для обучающихся на заочном отделении, как это было вначале в финансовом университете, но и на очном отделении. Система дает возможность получить лекционный и практический материал, специально подготовленный для конкретных направлений обучения и даже для студентов с различными уровнями знаний английского языка. Преподаватели сами заполняют систему, выкладывают тестовые задания, дополнительные материалы, там же представлены ссылки на интернет-ресурсы. Преподаватели не только выкладывают текстовый материал лекций, но и презентации, в том числе в видео формате, могут контролировать, как студенты усваивают материалы, выставляют оценки, которые сразу же становятся видны учащимся, что помогает более качественно управлять процессом обучения.

Достоинством системы является то, что преподаватели регулярно обновляют материалы, накапливают ценные ресурсы, которые могут использовать для групп с разными уровнями владения иностранным языком, и пополняют свою материально-учебную базу.

Но есть и недостатки: например, преподаватели английского языка, естественно, стремятся использовать видео и аудио материалы, произведенные носителями английского языка, но из-за того, что некоторые сайты и материалы, на которые дают ссылку преподаватели, в связи с последними событиями в мире, блокируют доступ ним гражданам России.

Помимо этого, преподаватели сами составляют задания, поэтому нет единообразия, материалы могут отличаться по качеству заданий, объему и разнообразию.

Еще одна программа, которая активно используется в финансовом университете для совершенствования знаний по английскому языку - это Rosetta Stone. Программа платная, но для студентов финансового университета она бесплатная. В начале каждого учебного года преподаватели выявляют студентов, которым нужно подтянуть свои знания по английскому языку и передают заявки на подключение таких студентов к программе.

Несомненно, это очень удобная программа для обучения всем навыкам -чтению, письму, аудированию и говорению. Установить программу можно на любое устройство, что существенно облегчает работу с приложением. Кроме

того, эта программа предлагает обучение как для начинающих изучать английский язык, так и для студентов продвинутого уровня (всего предлагаются пять уровней). В программа русский язык не представлен совершенно, используется только английский, задания разнообразны, много повторений, что способствует лучшему запоминанию и усвоения материала, и можно подстроить ее под свои нужды - например, некоторым студентам не надо отрабатывать чтение, тогда такие упражнения могут быть удалены. Но использование только английского языка является и проблемой, студенты начального уровня не всегда могут правильно понять задание. Еще одним недостатком программы является отсутствие объяснений правил английской грамматики, и не всегда студенты интуитивно могут правильно понять их. Но в целом, программа популярна у студентов университета, она помогает им нарабатывать определенные навыки, и преподаватели часто рекомендуют ее студентам с невысоким уровнем языка. Преподаватели могут поучить отчет о количестве часов, проведенных студентами в программе, оценивать их сильные и слабые стороны, соответственно, планировать свою аудиторную работу с этими студентами таким образом, чтобы они достигли максимального результата в изучении английского языка.

Преподаватели английского языка используют и другие программы, но уже не централизованно, а подбирают их самостоятельно, в зависимости от уровня владения компьютерными технологиями, гаджетами, имеющимися в их распоряжении и нужд своих студентов. Одними из самых простых программ являются Crossmaker (Crossmaker), Crossword Puzzle Generator (generator-crossword-puzzle) и многие другие - для составления кроссвордов. Это помогает изучать лексику, расширять словарный запас, т. к. при объяснении термина, необходимо использовать синонимы, четко формулировать мысли. Возможно также создавать кроссворды для тренировки различных частей речи, например, когда в учебнике встречаются задания на word formation (преобразования конкретного слова в другую часть речи). Если обычно это задание дается в виде таблицы, то при использовании кроссвордов можно преобразовать достаточное скучное задание в игру, добавить соревновательный элемент и т. п. Несомненно, есть и недостатки, например, трудно составить кроссворды с использованием сложносоставные существительных или фразовых глаголов, так как часто в кроссвордах эти слова пишутся не раздельно, а слитно, что затрудняет работу студентам. Но подобные задания также студенты выполняют с удовольствием.

Без работы с текстами невозможно увеличить вокабуляр студентов, но простое чтение текстов или выполнение заданий типа: «Ответьте на вопросы после текста» или «Решите, какое предложение соответствует содержанию текста, а какое нет» (True/False), достаточно привычны и не всегда неинте-

ресны. Так как наши студенты часто используют свои мобильные телефоны на занятиях, то рационально учитывать это в планирование заданий и применять такие технологии как QR коды. «QR-код - это особый вид штрих-кода, в котором с помощью пикселей зашифрован некоторый объем информации. Форма QR приспособлена для легкого считывания данных с внешнего носителя (плаката, чека, визитки) через цифровое устройство. Смартфон позволяет расшифровать данные, отсканировав код через специальное приложение. Если говорить простыми словами, QR-код - способ предоставления пользователю быстрого доступа к зашифрованным данным» (chto-takoe-qr-kod, 2022).

QR-коды предлагают преподавателям широкий спектр возможностей: с их помощью можно закодировать картинки - для описания природы, внешности (General English) или графики (Business English) и др.

Для генерирования QR-кодов используются специальные сервисы, среди которые и русский сервис - http://www.qrcoder.ru (qrcoder.ru). Он позволяет закодировать картинки или фотографии, цифровую информацию - номер телефона, например, тестовые сообщения, например, sms-сообщение или email сообщение, или произвольный текст.

Следует отметить, что грамматику и лексику российские студенты в целом усваивают хорошо, но основной трудностью остается произношение. Для того, чтобы отрабатывать произношение, раньше использовались лингафонные кабинеты, проводились занятия по фонетике иностранного языка, но на современном этапе наиболее полезным инструментом становятся различные приложения, которые позволяют тренировать звуки. К ним относятся такие программы как Learn Speak English (Learn Speak English, 2013) или Hello English (Hello English, 2023).

К достоинствам этих программ и приложений можно отнести то, что они созданы носителями языка, могут применяться оффлайн, их можно использовать в любое время.

Приложение Learn Speak English бесплатное, предлагает игры для обучения чтению, аудированию, речевой коммуникации. Используемая технология Microsoft Speech Recognition позволяет распознавать и тренировать различные акценты, также надо отметить, что корпорация ВВС также участвовала в разработке продукта для этого приложения - они сняли видео инструкции для работы над звуками. Осложняющим фактором является то, что разработчик приложения - компания Microsoft, что при существующих сложностях в отношениях между нашими странами, означает, что она не всегда может быть доступна.

Несомненный интерес представляет такая программа, как Plotagon Story1. Она предоставляет возможность продемонстрировать свое владение англий-

1 Приложение Plotagon захватило любителей анимации. Создают мультфильмы о себе с помощью программы // Medialeaks : [сайт]. - 06.08.2022. - URL: https://medialeaks.ru/0607ndi-txt-lfs-plotagon-story/ (дата обращения: 09.06.2023).

ским языком, а также создает игровой момент. Студенты выбирают анимационные персонажи, тщательно прописывают и озвучивают сценарий. Иногда одни и те же персонажи используются ими постоянно и, таким образом, к концу учебного года подбирается целая коллекция роликов. Анимационные ролики с успехом применяются для участия в конкурсах, например, для участия в Неделе иностранного языка, которая проводится в университете дважды в год. Результат ролика можно сохранить в любом формате, что тоже удобно при использовании разных программ на компьютерах у студентов и в университете.

К сожалению, приложение не бесплатное, поэтому можно использовать только небольшую часть.

Студенты Российской открытой Академии транспорта РУТ (МИИТ) обучаются по заочной форме обучения. В учебных планах предусмотрены лекционные и практические занятия. Освоить дисциплины студентам помогает Система дистанционного обучения (СДО), созданная на основе применения Moodle или Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment.

В программу встроен форум, который позволяет «связаться с преподавателем, задать вопрос или обсудить тему урока, ученики могут оставлять комментарии под курсами или заводить беседы» (Система электронного обучения и тестирования Moodle: обзор возможностей, 2018).

Для обучения студентов, разработаны онлайн курсы, которые содержат лекционный материал, практические задания, тестовые задания, дополнительные материалы.

Лекционный материал представлен в двух форматах - текст лекции и презентация. Презентации размещены в виде SCORM-пакета, он «представляет собой zip-архив, в который запакованы все учебные материалы» (Что такое SCORM-пакет?, 2020).

В каждом разделе онлайн-курса представлены тестовые материалы для проверки знаний студентов, тесты встроены в программу, позволяющую использовать 15 типов заданий. Существует возможность ограничения времени тестирования, ограничения количества попыток и времени, через которое можно повторить попытку пройти тестирование.

В каждый курс встроены элементы геймификации, например, можно дать ссылку на прохождение кроссворда по изучаемой теме.

Для составления кроссворда нами была использован сайт Online Test Pad, на котором есть возможность конструирования шести различных типов кроссвордов (классические, сканворды, японские, японские цветные, филворды, судоку). Для составления кроссворда необходимо задать размер поля, ввести слова, которые студенты должны освоить в процессе изучения конкретного раздела дисциплины. Программа выдает возможные варианты кроссвордов,

из которых можно выбрать наиболее приемлемый. В программе дается «Основная ссылка», которую нужно разместить как гиперссылку в СДО. По итогам прохождения теста студенты могут получить Сертификат и распечатать

Существует возможность установить мобильное приложение - Moodle Mobil, которое позволяет проходить учебные курсы и решать тесты с планшета или смартфона, что является очень удобным для обучающихся.

Для выявления уровня освоения учебной дисциплиш используются возможности, предоставляемые сайтом Quizizz (Quizizz, 2015). Quizizz нравится всем преподавателям, занимающимся вовлечением учащихся в учебный процесс, позволяет оживить процесс обучения.

На сайте создается тест, который можно использовать в учебном процессе как «живую викторину». Такая возможность позволяет в режиме реального времени провести тестирование студентов, используя при этом момент соревновательности. Для перехода к тесту создается QR-код, по которому студенты заходят в тест и выбирают ответы. На практическом занятии можно быстро провести опрос студентов, используя такой тест.

Для проведения тестирования студентов на практических занятиях также возможно использование тестов, созданных при помощи Google forms. Возможно использовать различные типы вопросов с ответами - один из списка, несколько из списка, на соответствие и так далее.

Формы позволяют ограничить время тестирования, отправить результат тестирования на электронную почту студента, ограничить количество попыток тестирования. Для проведения тестирования необходимо дать студентам ссылку на тестирование. Проверка ответов происходит автоматически, результаты тестирования представлены в виде электронной таблицы, в которой отображается количество набранных студентом правильных ответов. Формы позволяют проанализировать различные аспекты процесса тестирования, отображаются ответы каждого студента на все вопросы теста, строятся графики, отображающие статистику ответов студентов, отображается информация о вопросах, на которые часто даются неправильные ответы. Это позволяет выявить те разделы дисциплины, которые студенты освоили в меньшей степени и обратить на них особое внимание при обсуждении тем учебного курса на практических занятиях.

В Российской открытой академии транспорта РУТ (МИИТ) есть студия для записи роликов с использование современного оборудования -инновационная интерактивная видеостудия «Jalinga» (jalinga, 2017). Jalinga - это умные автоматизированные видеостудии для профессиональной съемки всего одним человеком. В этой студии возможно создание качественного образовательного видеоматериала.

Основная особенность студии заключается в простоте использования и высокой технологичности. Работа в студии не требует длительной подготовки, полученное видео практически не нуждается в последующей обработке.

Преподаватель готовит презентацию в специальном формате, размещая контент в специальном шаблоне, оставляющем свободной одну сторону слайда. Презентация демонстрируется на белом экране, туда же встраивается изображение преподавателя, который рассказывает подготовленный заранее текст лекции. Текст размещается на специальном экране, который позволяет подстраивать продвижение текста под темп речи преподавателя.

Во процессе записи видеоматериала преподаватель в своей презентации имеет возможность использования интернет-источников интерактивных элементы - анимированных 2D- и 3D-объектов (карты, математические формулы и так далее), а также размещения контента на прозрачной сенсорной доске.

Качество готовых обучающих видео и инновационный формат позволяют системно создавать материалы, в том числе для размещения в электронных курсах Системы дистанционного обучения.

В настоящее время также остается возможность использования Microsoft Teams. У преподавателей и студентов есть личный кабинет, страница с которой происходит взаимодействие преподавателей и студентов. Программа активно использовалась для проведения лекционных и практических занятий в период пандемии коронавируса. Преподаватель создает учебный класс, прикрепляет к нему необходимые группы студентов. Программа дает возможность запланировать проведение занятий в календаре, они будут отображаться у самого преподавателя и у каждого студента. Лекции можно вести в формате видео-лекций с возможностью демонстрации на экране рабочего стола преподавателя. На рабочем столе можно разместить презентацию, которая отображает в виде схем, таблиц и так далее основных моментов лекции. Возможно включение в учебный процесс видеоматериалов.

В процессе проведения лекций у студентов есть возможность задать вопросы в чате или попросить возможность подключения микрофона, чтобы задать вопрос. Преподаватель имеет возможность проконтролировать подключение студентов к занятию, скачать файл, отображающий время входа и выхода каждого участника. В процессе проведения лекции есть возможность контроля присутствия студентов, преподаватель может задавать вопрос и просить студентов написать ответы в чате, тем самым будет видно кто действительно слушает лекцию, а кто, возможно, просто подключился, но не участвует в процессе обучения.

В процессе проведения практических занятий есть возможность создания видеоконференции и подключения студентов с видео к дискуссии по тематике занятия.

В настоящее время особый интерес представляет возможность общения студента и преподавателя в чате. Чат используется для того, чтобы студент, который не смог присутствовать на сессии, смог получить задание по конкретной дисциплине, прислать на проверку выполненное практическое задание, подготовленную курсовую работу и получить замечания, согласовать с преподавателем день и время, когда можно отчитаться по выполненным заданиям, сдать зачет или экзамен лично. Многие студенты Академии проживают в других городах и не имеют возможности лично получить задание, поэтому использование этой цифровой технологии общения преподавателя со студентами имеет особое значение. Чат встроен в Систему дистанционного обучения, но пока не получил широкого использования.

Microsoft Teams позволяет разместить Презентации, задания к практическим занятиям, учебные материалы, учебные пособия в электронном виде, что позволяет студентам получить дополнительные возможности обучения.

В процессе прохождения обучения на курсах повышения квалификации «Сквозные технологии и цифровая трансформация» в Московском финансово-промышленном университете «Синергия» нами были изучены возможности использования цифровых технологий в образовательном процессе.

Сквозные технологии - перспективные технологии, радикально меняющие ситуацию на существующих рынках или способствующие формированию новых рынков. Для процесса обучения можно использовать целый ряд программ, о которых мы узнали на курсах.

Важным инструментом в деятельности преподавателя является возможность создания виртуальной доски на сайте Miro (Место для командной работы, 2011). Сайт дает возможность создания Интерактивной онлайн-доски для совместной работы команд - в любое время, в любом месте. На такой доске преподаватель может разместить большой объем информации, начиная со своей фотографии, ученой степени, ученого звания и должности и заканчивая QR-кодами на выполнение заданий студентами.

Также нам была представлена возможность проведения игры на сайте SimulTrain (SimulTrain, 1996). SimulTrain - это симулятор управления проектами, используемый в программах обучения управлению проектами. Группа из 4 человек играет роль менеджера проекта и управляет 3-месячным проектом за 6-8 часов. Игра лает возможность рассмотреть различные варианты поведения сотрудников при принятии управленческих решений в различных сферах деятельности компаний. Это дает замечательную возможность для студентов отработать основные навыки в сфере управления, может быть использована в таких дисциплинах как Менеджмент, Принятие управленческих решений и других.

Также в процессе обучения мы ознакомились с возможностями Ispring. На занятии мы рассматривали возможные варианты поведения в различных

ситуациях и пытались выявить несколько возможных вариантов поведения, найти наиболее эффективный вариант развития событий. Этот инструмент также можно встроить в проведение практических занятий.

Результаты исследования. Анализ, проведенный авторами статьи, показал, что преподаватели российских вузов активно используют цифровые технологии в обучающем процессе, вовлекают студентов в изучение обязательных элементов электронных учебных курсов, а также дополнительных материалов, встраивают в учебный процесс элементы геймификации, внедряют технологии виртуальной реальности и иные цифровые инструменты, активизирующие учебный процесс.

Обсуждение

В результате исследования можно отметить, что в российских вузах не сложилось единого подхода к использованию в образовательном процессе разных видов программных продуктов. Однако анализ показал, что на современном этапе наиболее часто используемой цифровой платформой является Moodle, другие программные продукты используются в зависимости от возможностей вуза приобрести права на их использование в обучении. Навыки преподавателей в использовании цифровых технологий достаточно дифференцированы: от базовых пользовательских навыков до продвинутого уровня. Для повышения уровня использования сквозных цифровых технологий большинство вузов проводит курсы повышения квалификации для преподавателей с целью освоения и совершенствования навыков сотрудников в применении образовательных цифровых технологий.

Заключение

Обобщая, можно сказать, что современный образовательный процесс требует высокого уровня подготовки преподавателя и знание им различных цифровых технологий, возможностей их использования в образовательном процессе. Часть инструментов нашла широкое применение в обучении, другие будут в дальнейшем встраиваться в образовательный процесс. В перспективе предполагается использование сквозных цифровых технологии всех учебных дисциплинах.

Список источников References

Босиков Р. Уроки за стеклом: как выпуск- Bosikov, R. (2020). Lessons behind glass:

ники Бауманки меняют онлайн-образова- how graduates of Baumanka change online edu-

ние / Р. Босиков // RB.RU : [сайт]. - 29 мая cation / R. Bosikov // RB.RU : [site]. - May 29.

2020 г. - URL: https://rb.ru/story/jalinga (дата 2020. URL: https://rb.ru/story/jalinga/ (date of

обращения: 10.05.2023). application: 10.05.2023).

Галузо, И. В. Использование технологии QR-кодов в образовательной деятельности / И. В. Галузо, А. В. Лукомский // Современное образование Витебщины. - 2018. - № 1 (19). - С. 33-39. - EDN XZTGJF.

Демидова, Е. В. «Quizizz» как инструмент обучения, контроля и мотивации в условиях смешанного обучения иностранным языкам / Е. В. Демидова // Культура, наука и образование: традиции и инновации: материалы XIII Международной научно-практической конференции, Балашиха, 12 апреля 2021 года. Ч. 1. - Балашиха : Российский государственный аграрный заочный университет, 2021. -С. 115-119. - EDN YSGVKI.

Система электронного обучения и тестирования Moodle: обзор возможностей // Moodle : [сайт]. 19 мая 2018. URL: https:// www.ispring.ra/eleaming-msights/moodle (дата обращения: 08.05.2023).

Чигирин, Е. А. Онлайн-доска miro как инструмент дистанционного обучения иностранному языку в вузе / Е. А. Чигирин, Т. Ю. Чигирина // Современные проблемы гуманитарных и общественных наук. -2021. - № 5 (37). - С. 138-143. - EDN CVLOLC.

Что такое SCORM - пакет? // LMS-Service : [сайт]. -30 декабря 2020 - URL: https://lms-service.ru/stati/chto-takoe-scorm-paket/ (дата обращения: 08.05.2023).

Crossmaker: создание кроссворов онлайн // CrossMaker : [сайт]. - URL: https://crossmaker.ru/ru/ (дата обращения: 02.05.2023).

Crossword Puzzle Generator // Super Teacher Worksheets : [сайт]. - URL: https:// www.superteacherworksheets.com/generator-crossword-puzzle.html (дата обращения: 02.05.2023).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Should You Use the Hello English App? // Fluentu : [сайт]. - 23 марта 2023. - URL: https:// www.fluentu.com/blog/english/hello-english-app-review/ (дата обращения: 10.05.2023).

Learn Speak English // Microsoft : [сайт]. - 2023. - URL: https://apps. microsoft.com/store/detail/learn-speak-

Galuzo, I. V. (2018) The use of QR-code technology in educational activities / I. V. Galu-zo, A. V. Lukomsky // Modern education of Vitebsk region. - № 1(19). - Pp. 33-39.

Demidova, E. V. (2021) «Quizizz» as a tool of teaching, control and motivation in conditions of mixed foreign language teaching / E. V. Demidova // Culture, science and education: traditions and innovations : materials of the XIII International Scientific and Practical Conference, Balashikha, April 12, 2021. Part 1. - Balashikha: Russian State Agrarian Correspondence University. - Pp. 115-119.

The Moodle e-learning and testing system: an overview of the possibilities (2018) // Moodle. [website]. -19 May. - URL: https://www. ispring.ru/elearning-insights/moodle (date of application: 8.05.2023).

Chigirin, E.A. (2021) Miro online whiteboard as a tool for distance learning of a foreign language at a university / E. A. Chigirin, T. Y. Chigirina // Modern problems of humanities and social sciences. - № 5(37). - Pp. 138-143.

What is a SCORM package? (2020) // LMS-Service [website]. - 30 December. -URL: https://lms-service.ru/stati/chto-takoe-scorm-paket / (date of application: 08.05.2023).

Crossmaker: creating crosswords online (2023) // CrossMaker: [website] - URL: https:// crossmaker.ru/ru/ (date of application: 02.05.2023).

Crossword Puzzle Generator // Super Teacher Worksheets: [сайт]. (2023) - URL: https:// www.superteacherworksheets.com/genera-tor-crossword-puzzle.html (date of application: 02.05.2023).

Should You Use the Hello English App? (2023) // Fluentu [сайт]. - 23 марта. - URL: https://www.fluentu.com/blog/english/hel-lo-english-app-review/ (date of application: 10.05.2023).

Learn Speak English // Microsoft: [сайт]. (2023) - URL: https://apps.microsoft.com/ store/detail/learn-speak-English/9WZDN-CRFJ2D9?hl=ru-tj&gl=tj (date of application: 09.05.2023).

QR-код - что это такое и как он работает (2022) // Макхост: [сайт]. 11 апреля - URL:

English/9WZDNCRFJ2D9?hl=ru-tj&gl=tj (дата обращения: 09.05.2023).

QR-код - что это такое и как он работает // Макхост : [сайт]. 11 апреля 2022 - URL: https://mchost.ru/articles/chto-takoe-qr-kod/ (дата обращения 10.05.2023).

Should You Use the Hello English App? Read This Review First // FluentU : [сайт]. -URL: https://www.fluentu.com/blog/english/ hello-english-app-review/ (дата обращения: 04.05.2023).

SimulTrain 12 // SimulTrain : [сайт]. -URL: https://simultrain.net/ (дата обращения: 05.05.2023).

Для цитирования: Кувшинова Е. Е., Мявлина Н. Ж. Опыт использования цифровых технологий в преподавании различных дисциплин студентам высшей школы // Гуманитарий Юга России. - 2023. - Т. 12. -№ 3 (61). - С. 93-105. DOI 10.18522/2227-8656.2023.3.8 EDN NONJIS

Сведения об авторах

Кувшинова Жкатерина Евгеньевна

кандидат исторических наук, доцент Департамента английского языка и профессиональной коммуникации, Финансовый университет при Правительстве РФ KatieKuvshinova@gmail.com

Мявлина Нурзидя Жаферовна

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры «Экономическая теория и менеджмент», Российский университет транспорта (МИИТ)

nurzidy@mail.ru

https://mchost.ru/articles/chto-takoe-qr-kod/ (date of application: 10.05.2023).

Should You Use the Hello English App? Read This Review First (2023)// FluentU: [сайт]. - URL: https://www.fluentu.com/blog/ english/hello-english-app-review/ (date of application: 04.05.2023).

SimulTrain 12 (2023) // SimulTrain: [сайт]. - URL: simultrain.net (date of application: 05.05.2023).

История статьи:

Поступила в редакцию -12.05.2023

Получена в доработанном виде -01.06.2023 Одобрена - 09.06.2023

Information about authors

Ekaterina E. Kuvshinova

Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Department of English Language and Professional Communication Financial University under the Government of the Russian Federation KatieKuvshinova@gmail.com

Nurzidy Z. Myavlina

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Chair "Economic theory and management" Russian University of Transport (Moscow State University of Railway

Engineering (MIIT)) nurzidy@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.