Научная статья на тему 'Опыт использования тестовых заданий при оценивании образовательных результатов студентов языковых факультетов по теоретическим лингвистическим дисциплинам'

Опыт использования тестовых заданий при оценивании образовательных результатов студентов языковых факультетов по теоретическим лингвистическим дисциплинам Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
109
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ / ЛЕКСИКОЛОГИЯ И ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ГРАММАТИКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА / ИСТОРИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА / СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТИПОЛОГИЯ АНГЛИЙСКОГО И РУССКОГО ЯЗЫКОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Павлов Вадим Олегович

В статье представлен пятилетний опыт использования тестовых заданий при проверке знаний студентов Института иностранных языков Петрозаводского государственного университета по таким теоретическим дисциплинам, как Лексикология современного английского языка, Теоретическая грамматика современного английского языка, История английского языка и Сравнительная типология английского и русского языков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Павлов Вадим Олегович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт использования тестовых заданий при оценивании образовательных результатов студентов языковых факультетов по теоретическим лингвистическим дисциплинам»

Павлов В. О. Опыт использования тестовых заданий при оценивании образовательных результатов студентов языковых факультетов по теоретическим лингвистическим дисциплинам // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № S12. - 0,1 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2017/470151. htm.

ART 470151 УДК 372.881.1

Павлов Вадим Олегович,

кандидат филологических наук, доцент кафедры английского языка Института иностранных языков ФГБОУ ВО «Петрозаводский государственный университет», г. Петрозаводск vadim.pavlov@petrsu.ru

Опыт использования тестовых заданий при оценивании образовательных результатов студентов языковых факультетов по теоретическим лингвистическим дисциплинам

Аннотация. В статье представлен пятилетний опыт использования тестовых заданий при проверке знаний студентов Института иностранных языков Петрозаводского государственного университета по таким теоретическим дисциплинам, как Лексикология современного английского языка, Теоретическая грамматика современного английского языка, История английского языка и Сравнительная типология английского и русского языков.

Ключевые слова: тестовые задания, лексикология и теоретическая грамматика английского языка, история английского языка, сравнительная типология английского и русского языков.

Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Предлагаемые тесты применяются как основание для выставления зачёта, либо как часть итогового экзамена по указанным дисциплинам и составляют 0,6 общей балльно-рейтинговой экзаменационной оценки наряду с оценкой за работу на семинарских занятиях (0,3) и оценкой за посещаемость (0,1). Итоговый балл, т.е. собственно оценка за экзамен, идущая в зачётку, определяется суммой указанных составляющих с округлением до целого по арифметическим правилам.

Тестовые задания носят комбинированный характер и направлены на проверку умения применить полученные теоретические знания на практике. Тест по каждой из указанных дисциплин включает 50 вопросов, построенных 1) по принципу множественного выбора (multiple choice) с предложением четырёх вариантов ответа на заданный вопрос или 2) по принципу открытого ответа (open space), где студентам предлагается восполнить недостающие элементы, либо привести собственные примеры, иллюстрирующие то или иное языковое/речевое явление. Например, по лексикологии:

1) В смысловую структуру слова не включают:

а) денотативное значение

б) переносное значение

в) грамматическое значение

г) метафорическое значение

2) Определите тип сокращения и дайте полную форму слова или словосочетания:

а) Interpol_

б) Fred_

в) Beth_

г) Mr. Jones jr._

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Павлов В. О. Опыт использования тестовых заданий при оценивании образовательных результатов студентов языковых факультетов по теоретическим лингвистическим дисциплинам // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № S12. - 0,1 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2017/470151. htm.

или по теоретической грамматике:

1) Закономерность изменения формы слова по имеющимся у него как у части речи категориям именуется

а) синтагматика слова

б) парадигматика слова

в) синтактика слова

г) прагматика слова

2) Приведите пример безъядерного зависимого разноклассного словосочетания с вторично-предикативной связью

или по истории английского языка

1) Чередование гласных в словах strong/strength является результатом фонетического явления, которое называется

а) /-умлаут

б) великий сдвиг гласных

в) общегерманское преломление

г) аблаут

2) Как можно объяснить исторически появление буквы l в словоформе could, если в парадигме глагола can она до этого не отмечалась?

или по сравнительной типологии английского и русского языков:

1) Наличие в английском языке предикативных конструкций с неличными формами глагола в простом предложении, e.g. We saw John crossing the street роднит его с языками

а) агглютинативного типа

б) изолирующего типа

в) инкорпорирующего типа

г) флективного типа

2) Закончите мысль: типологической чертой английского языка в отличие от русского является слабое развитие_ прилагательных и отсутствие _прилагательных.

Большая часть подобных заданий отрабатывается на семинарских занятиях, где студенты знакомятся с форматом теста и вырабатывают навык решения заданий в отведенное для этого время. На выполнение теста из 50 вопросов на экзамене отводится 75 минут. Разработчик тестовых заданий намеренно уходит от вопросов типа Кто из перечисленных учёных является автором «Генеративной грамматики»? поскольку подобными вопросами невозможно проверить уровень сформиро-ванности ключевых компетенций, содержащихся в перечне Основной Образовательной Программы.

К положительным моментам использования указанных тестовых заданий стоит отнести экономию экзаменационного времени как студенческого, так и преподавательского; а также простоту и унификацию проверки тестов. В пользу такой формы проверки знаний выступает и факт подготовленности студентов к такому формату, поскольку за плечами у них опыт сдачи ЕГЭ.

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Павлов В. О. Опыт использования тестовых заданий при оценивании образовательных результатов студентов языковых факультетов по теоретическим лингвистическим дисциплинам // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № S12. - 0,1 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2017/470151. htm.

Однако у применяемой процедуры есть и отрицательные стороны. Как и у любого теста, где есть несколько предлагаемых вариантов, из которых нужно выбрать один верный, высока вероятность «слепого» угадывания правильного ответа. Для предотвращения таких случаев в некоторых заданиях возможны несколько (чаще дв правильных ответа и студенту необходимо найти оба. Ещё одним недостатком можно считать следующий - не все темы и разделы указанных дисциплин можно с легкостью проверить через тестовые задания. Естественно, что в тестах по каким-то темам и разделам вопросов больше, чем по другим. И здесь очень важно разнообразить формулировку заданий. Например, в теме «Словообразование»

- Проведите морфологический анализ представленного слова по методу непосредственно-составляющих;

- Определите словообразовательную модель представленных слов;

- Приведите по два примера на каждую из следующих словообразовательных моделей;

- Что из перечисленного не относится к структурным типам основ слов? и т. п.

Также к отрицательным моментам можно отнести и тот факт, что не справившиеся с тестом студенты всё равно потом пересдают экзамен в устной форме.

В целом же необходимо признать, что опыт использования тестовых заданий для оценивания образовательных результатов студентов по теоретическим лингвистическим дисциплинам себя оправдывает и вызывает позитивную реакцию у самих студентов. Система подсчёта баллов является прозрачной и не приводит к возникновению конфликтных ситуаций, что положительно сказывается на образовательном процессе и микроклимате в академической группе.

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»^ЯЛ

Поступила в редакцию Received 23.05.17 Получена положительная рецензия Received a positive review 25.05.17

Принята к публикации Accepted for publication 25.05.17 Опубликована Published 05.06.17

© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2017 © Павлов В. О., 2017

www.e-koncept.ru

977230412017362

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.