Научная статья на тему 'Опыт использования сети Интернет в ходе электоральных циклов в России'

Опыт использования сети Интернет в ходе электоральных циклов в России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
513
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ / ЭЛЕКТОРАЛЬНЫЙ ЦИКЛ / САЙТ / БЛОГ / УПРАВЛЯЕМАЯ ДЕМОКРАТИЯ / INTERNET / ELECTORAL CYCLE / WEB-SITES / BLOG / MANAGED DEMOCRACY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Бронников Иван Алексеевич

В статье рассматривается российский опыт использования Интернета в электоральном процессе. Выделены основные этапы внедрения Интернета в политический процесс России. Определены ключевые направления использования Интернета в ходе избирательных кампаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE OF USING INTERNET DURING ELECTORAL CYCLES IN RUSSIA

The Russian experience of using Internet in electoral process is viewing in this article. The basic stages of inception of the Internet in political process of Russia are marked out. The key directions of the Internet using are defined during election campaigns.

Текст научной работы на тему «Опыт использования сети Интернет в ходе электоральных циклов в России»

УДК 324

Бронников Иван Алексеевич

Bronnikov Ivan Alexeevich

аспирант кафедры философии, культурологии и политологии Московского гуманитарного университета vanya_br@mail.ru

post-graduate student of the chair of philosophy, cultural science and political science, Moscow Humanitarian University vanya_br@mail.ru

ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

В ХОДЕ ЭЛЕКТОРАЛЬНЫХ ЦИКЛОВ В РОССИИ

EXPERIENCE OF USING INTERNET DURING ELECTORAL CYCLES IN RUSSIA

Аннотация:

The summary:

В статье рассматривается российский опыт использования Интернета в электоральном процессе. Выделены основные этапы внедрения Интернета в политический процесс России. Определены ключевые направления использования Интернета в ходе избирательных кампаний.

The Russian experience of using Internet in electoral process is viewing in this article. The basic stages of inception of the Internet in political process of Russia are marked out. The key directions of the Internet using are defined during election campaigns.

Ключевые слова:

Интернет, электоральный цикл, сайт, блог, управляемая демократия.

Keywords:

internet, electoral cycle, web-sites, blog, managed democracy.

Развитие интерактивных возможностей Сети является ключевым моментом установления модели коммуникации «многие-ко-многим», что приводит к динамичному внедрению Интернета, в том числе и в ходе электоральных циклов. Следует отметить, что само понятие «электоральный цикл» впервые в научный оборот было введено именно политологами.

Основной целью настоящей статьи является изучение использования сети Интернет в электоральном процессе современной России. Мы можем с уверенностью констатировать, что по мере своего развития Интернет все активнее применяется политиками и политическими партиями в ходе предвыборных кампаний.

Для начала отметим шесть этапов становления политического Интернета в России, подтверждающие общие тенденции развития Сети в нашей стране (а именно внедрение в электоральный процесс):

Первый этап (1993-1995 гг.) характеризуется началом развертывания академических, научных и образовательных сетей на территории страны.

На втором этапе (1996-1998 гг.) основные политические силы страны, уловив практическую значимость использования Интернета, но, еще не отдавая себе отчета в масштабности этих возможностей, нередко воспринимали новые технологии лишь формально.

На третьем этапе (1999-2002 гг.) власти России начинают признавать роль Интернета как нового информационного канала.

На четвертом этапе (2003-2004 гг.) становится очевидным, что основное преимущество Интернета перед традиционными СМИ - это интерактивность.

Следующий этап (2005-2007 гг.) уже не обходится без использования политических информационных технологий [1, с. 69-74].

Шестой этап начался с президентства Д.А. Медведева, и его временные рамки: с 2008 г. по настоящее время. Он характеризуется не только использованием информационнокоммуникационных технологий (ИКТ) в политическом процессе России, но и наличием отчетливой обратной связи с гражданами. Также отличительная черта данного этапа - освоение чиновниками социальных сетей и виртуальных сообществ, что делает политику более прозрачной и затрудняет фактор манипуляции общественным мнением. Для нашей статьи наиболее интересен именно данный этап.

Как показал анализ избирательных кампаний в России, политическая интернет-коммуникация целенаправленно использовалась исключительно во время электоральных циклов. На первых предвыборных кампаниях применение интернет-технологий затруднялось недоверием общественности к ИКТ, неразвитостью компьютерной инфраструктуры, а также финансовыми проблемами населения. Причиной такого положения стало отчасти советское

прошлое - закрытость политической системы, отсутствие свободных СМИ и отсутствие политической борьбы кандидатов (так называемые «выборы из одного»).

Следует заметить, что политический режим, который установился в России к 2003-2004 гг., получил у многих политологов название «управляемой демократии». Как отмечает известный политолог Г.В. Голосов, это был «гибридный режим, в котором элементы демократии находились в некотором равновесии с авторитарными элементами. Равновесие, однако, оказалось неустойчивым» [2]. Также после парламентских выборов 2003 г. некоторые политологи представляли властную вертикаль российского общества в виде пирамиды, состоящую из трех уровней, в основании которой находится превалирующая часть общества, которая выступает как реципиент принятых властью политико-управленческих решений, в центре институты и группы (по мнению политолога О.В. Гаман-Голотвиной - политические партии и СМИ), посредством которых эти решения транслируются, а на вершине - элита, принимающая стратегические решения [3, с. 24].

В период шестого этапа политического Интернета сетевое пространство регулярно наполнялось информацией по разному спектру значимых для России вопросов. В ходе президентских выборов 2008 г. ключевым вопросом был: «Кто будет преемником В.В. Путина?». Предпочтительно этот вопрос и обсуждался в Сети. Политика «управляемой демократии» привела к тому, что накануне президентских выборов их исход не вызывал сомнений у большинства граждан. И действительно, согласно данным ФОМ лишь 6% опрошенных сказали, что результаты выборов были для них неожиданными, тогда как для 90 % ожидали именно таких результатов.

В ходе избирательных кампаний 2007-2008 гг. политтехнологи отмечали две тенденции, активно внедрявшиеся в Сеть. Во-первых, превращение Рунета в ходовой рыночный товар. Бизнес стал активно осваивать пространства Сети, значительно увеличилась баннерная и контекстная реклама. Во-вторых, использование «черных» технологий (черный пиар) в Рунете. Например, хакерская атака в разгар антиэстонской кампании в РФ, когда были выведены из строя сайты эстонских госорганов [4].

Наиболее распространенными приемами ведения «черных технологий» являются: создание сайтов с заранее подготовленным содержанием; слив компромата посредством сети Интернет; семантические атаки (взлом веб-сайтов с размещением компрометирующей информации без следов такого взлома); вывод из строя или снижение эффективности функционирования структурных элементов сети.

Таким образом, уже в 2007-2008 гг. можно было констатировать, что посредством интернет-технологий можно влиять на общественное мнение, главным образом, с помощью блогов, чатов и форумов. Создаваемые сайты политиков и политических партий все чаще используют средства обратной связи для коммуникации с пользователями. Одной из постоянных рубрик сайта становится интернет-голосование как быстрый и удобный способ узнать отношение пользователей к существующим проблемам.

В октябре 2008 г. Д. Медведев открыл свой блог, который находился на сайте www.kremlin.ru, а в конце апреля 2009 г. блог Президента РФ появился в «Живом журнале» (ЖЖ), на самой популярной в русскоязычном сегменте Интернета площадке.

Как показали результаты опроса населения РФ, проведенного в начале мая 2009 г., около половины россиян (49 %) осведомлены о том, что Президент РФ Д. Медведев начал вести интернет-дневник в ЖЖ. Столько же услышали об этом факте впервые во время опроса, еще 3 % затруднились с ответом. Интересно отметить, что в России только 33 % населения знают, что такое блог (в том числе 2 % - блоггеры), а о том, что Президент завел блог в ЖЖ, осведомлена почти половина населения [5].

Общественность высказывает одобрение использования ИКТ Д. Медведевым в политическом процессе, так как новые средства коммуникации появились не в ходе электорального цикла. Активность Президента в Сети, привела к тому, что уже в новостных передачах на телевидении и радио ведущие ссылаются на его высказывания из блога или Твиттера.

По всей видимости, использование Интернет-технологий будет отличительной чертой избирательной кампании к выборам президента 2012 г. Так, весной 2011 г. был запущен сайт president2012.ru. Цель данного сайта - построить независимый интернет-рейтинг кандидатов в президенты РФ. Каждый посетитель может проголосовать единожды за представленного на сайте кандидата.

Резюмируя сказанное, считаем важным отметить, что сегодня Интернет в ходе предвыборных кампаний позволяет: оперативно публиковать целевую информацию пользователям и постоянно ее дополнять и модифицировать; организовать интерактивное общение кандидата с избирателями напрямую; осуществлять прямую и косвенную политическую агитацию за кандидата; использовать средства мультимедиа (видеообращения, фотоматериалы,

аудиофайлы и т.д.); координировать все направления работы с потенциальными избирателями; вести контрпропагандистскую деятельность.

В начале своего внедрения в электоральный процесс на пути Интернета среди населения стояли барьеры психологического характера. Это связано с тем, что большая часть населения, в основном люди старшего возраста, рассматривали предвыборные кампании как публичные обсуждения кандидатов и потенциальных избирателей на митингах и собраниях. Отношение к Интернету, как средству политической борьбы, у таких избирателей носит скорее негативный оттенок. Но как мы видим, развитие интерактивных возможностей Сети способствует созданию ощущения постоянного контакта кандидата со своими избирателями. Так, известный американский политолог Д. Триппи отмечает: «Интернет, социальные сети и виртуальные средства массовой информации создадут в следующие годы среду, в которой смогут выживать и побеждать только самые истинные кандидаты» [6, с. 324]. В особенности это станет заметным, когда в политическую сферу все активнее будет вовлекаться поколение 1990-х, которое с самого детства вкусило все плюсы интерактивного общения.

Ссылки:

1. Соленикова Н.В. Политический Интернет в российских избирательных кампаниях // Общественные науки и современность. 2007. № 5.

2. Голосов Г. Партийный виварий. URL: http://slon.ru/blogs/ggolosov/post/255590/ (дата обращения 01.06.2011).

3. Гаман-Голутвина О.В. Российские партии на выборах: картель «хватай всех» // Полис. 2004. № 1.

4. Воронов А., Хамраев В. Хакеры открыли избирательную кампанию // Коммерсант. 2007. 20 авг. № 148 (3724).

5. О блоге Д. Медведева знают больше людей, чем

об интервью президента центральным телеканалам. // Сайт ФОМ. URL:

http://bd.fom.ru/report/map/blog280509 (дата обращения 01.06.2011).

6. Букингем Дж. Что дальше? Путеводитель по будущему, составленный специалистами: Прогнозы 50 самых влиятельных экспертов Америки / Джейн Букингем (при участии Тиффани Уорд): пер. с англ. М. Жуковой. М., 2011.

References (transliterated):

1. Solenikova N.V. Politicheskiy Internet v rossiyskih izbiratel'nyh kampaniyah II Obshchestvennye nauki i sovremennost'. 2007. No. 5.

2. Golosov G. Partiyniy vivariy. URL: http://slon.ru/blogs/ggolosov/post/255590/ (date of access 01.06.2011).

3. Gaman-Golutvina O.V. Rossiyskie partii na vyborah: kartel' «hvatay vseh» II Polis. 2004. No. 1.

4. Voronov A., Hamraev V. Hakery otkryli izbiratel'nuyu kampaniyu // Kommersant. 2007. Aug 20. No. 148 (3724).

5. O bloge D. Medvedeva znayut bol'she lyudey, chem ob interv'yu prezidenta tsentral'nym telekanalam. // Sayt FOM. URL: http://bd.fom.ru/report/map/blog280509 (date of access 01.06.2011).

6. Bukingem J. Chto dal'she? Putevoditel' po budush-chemu, sostavlenniy spetsialistami: Prognozy 50 samyh vliyatel'nyh ekspertov Ameriki I Dzheyn Bukingem (pri uchastii Tiffani Uord): transl. from eng. by M. Zhukova. M., 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.