Научная статья на тему 'Опыт использования результатов социально-гигиенического мониторинга на территории Республики Башкортостан'

Опыт использования результатов социально-гигиенического мониторинга на территории Республики Башкортостан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
93
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ / МЕЖВЕДОМСТВЕННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ / ИНФОРМИРОВАНИЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И НАСЕЛЕНИЯ / РИСК-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / SOCIAL-HYGIENIC MONITORING / MANAGERIAL DECISIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Давлетнуров Н.Х., Роенко Е.А., Степанов Е.Г., Жеребцов А.С.

В статье рассмотрены основные вопросы организации и проведения социально-гигиенического мониторинга в Республике Башкортостан

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Давлетнуров Н.Х., Роенко Е.А., Степанов Е.Г., Жеребцов А.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF SOCIAL-HYGIENIC MONITORING RESULTS IN THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN

The issues of organization and conducting social-hygienic monitoring in the Republic of Bashkortostan are considered in this paper

Текст научной работы на тему «Опыт использования результатов социально-гигиенического мониторинга на территории Республики Башкортостан»

УДК 614.777

ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Давлетнуров Н.Х., Роенко Е.А., Степанов Е.Г., Жеребцов А.С.

Управление Роспотребнадзора по Республике Башкортостан, Уфа, Россия

В статье рассмотрены основные вопросы организации и проведения социально -гигиенического мониторинга в Республике Башкортостан.

Ключевые слова: социально-гигиенический мониторинг, межведомственное взаимодействие, управленческие решения, информирование органов государственной власти и населения, риск-ориентированный подход

THE USE OF SOCIAL-HYGIENIC MONITORING RESULTS IN THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN

Davletnurov N.Kh., Roenko E.A., Stepanov E.G., Zherebtsov A.S.

Bashkortstan Federal Agency for Surveillance of Consumer Rights and Human Wellbeing,

Ufa, Russia

The issues of organization and conducting social-hygienic monitoring in the Republic of Bashkortostan are considered in this paper. Key words: social-hygienic monitoring, managerial decisions

Здоровье населения является одним из главных факторов экономического роста и национальной безопасности страны и во многом определяется санитарно-эпидемиологическим благополучием населения, обеспечением прав граждан на безопасную среду и профилактику заболеваний. Для оценки, выявления изменений и прогноза состояния здоровья населения и среды обитания, установления и устранения вредного воздействия на человека факторов среды обитания в Республике Башкортостан (далее - РБ) осуществляется социально-гигиенический мониторинг (далее - СГМ).

Межведомственное взаимодействие в системе СГМ на территории республики позволяет осуществлять сбор и анализ информации, определять приоритетные проблемы и включать их в планы деятельности органов и учреждений Роспотребнадзора в РБ, разрабатывать и принимать управленческие решения, направленные на уменьшение негативного влияния факторов среды обитания на здоровье населения и условия жизнедеятельности. В целях создания полной информационной базы данных за факторами среды обитания Управлением Роспотребнадзора по Республике Башкортостан (далее -Управление) заключено 22 соглашения с органами и организациями - участниками ведения СГМ, в рамках которых осуществляются координация совместной деятельности, информирование о результатах ведения СГМ.

На сегодняшний день накоплена база данных о качестве факторов среды обитания и состоянии здоровья населения, а также социально-экономических показателях, характеризующих уровень жизни населения в разрезе 62 административных территорий РБ, что позволяет проводить их гигиеническое ранжирование как по показателям здоровья, так

и по состоянию среды обитания. В базу входят данные о здоровье населения (1996-2015 гг.), безопасности продуктов питания (2002-2015 гг.), загрязнении атмосферного воздуха, качестве питьевой воды, условиях труда и профессиональной заболеваемости (2005-2015 гг.), санитарно-эпидемиологическом состоянии почвы населенных мест, радиационной обстановке (2006-2015 гг.).

Ранжирование территорий РБ по уровню значимости проблем влияния факторов среды обитания на состояние здоровья населения, оценка динамики и результатов их изменения за многолетний период позволяют обеспечить целенаправленную политику управления санитарно-эпидемиологическим благополучием на основе адресной реализации рекомендуемых мер и оценку прогноза их эффективности и результативности.

Ежегодно формируются и направляются в Правительство РБ и участникам ведения СГМ материалы к государственному докладу «О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации» по Республике Башкортостан.

Ежегодно в Правительство РБ направляются информационно-аналитические бюллетени «Оценка влияния факторов среды обитания на здоровье населения РБ по показателям СГМ», «Анализ динамики заболеваемости населения РБ наркологическими расстройствами (хронический алкоголизм и алкогольные психозы, наркомании, токсикомании) по показателям СГМ», «Анализ динамики бытовых отравлений, в том числе алкоголем, со смертельным исходом по показателям СГМ в РБ».

Главы администраций муниципальных образований РБ ежегодно получают доклад «О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в муниципальных образованиях РБ», информационно-аналитический бюллетень «Оценка влияния факторов среды обитания на здоровье населения в муниципальных образованиях РБ по показателям СГМ» и др.

В целях совершенствования токсикологической помощи населению в РБ организованы Республиканский центр острых отравлений и Республиканский детский токсикологический центр. В постоянном режиме осуществляются формирование и статистическая обработка базы данных об отравлениях химической этиологии в программном комплексе АИС «СГМ». Ежемесячно аналитическая информация об острых отравлениях направляется в Министерство здравоохранения РБ и размещается на официальном сайте Управления. В рамках проведения токсикологического мониторинга анализ данных бытовых отравлений химической этиологии ежеквартально направляется в Управление Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков по РБ и Администрацию ГО г. Уфа РБ. Вопросы совершенствования токсикологической помощи населению обсуждались в рамках школы -семинара «Организация токсикологической помощи в условиях чрезвычайных ситуаций», организованной Министерством здравоохранения РБ (11.06.2015 г.).

В рамках мероприятий по снижению младенческой смертности в республике в Правительство РБ и главам администраций муниципальных районов и городских округов РБ направляются информационные письма «Анализ показателей младенческой смертности в муниципальных районах и городских округах РБ для выявления причинно -следственных связей с влиянием факторов среды обитания». В 2015 г. принято участие в 2 круглых столах в Администрации ГО г. Уфа РБ: «Здоровье населения как основа развития человеческого потенциала» в рамках направления «Развитие человеческого потенциала»»,

«Демографический прогноз, согласование мнений экспертов и обсуждение демографической политики до 2030 года».

В рамках профилактики неинфекционных заболеваний и пропаганды здорового образа жизни на официальном сайте Управления ежегодно размещаются информационные письма «Анализ заболеваемости населения РБ злокачественными новообразованиями», «Анализ заболеваемости населения РБ алиментарно-зависимыми заболеваниями», «Анализ острых бытовых отравлений населения РБ по данным токсикологического мониторинга», «Анализ динамики заболеваемости населения РБ наркологическими расстройствами (хронический алкоголизм и алкогольные психозы, наркомании, токсикомании) по показателям СГМ», информация ко дню здоровья (7 апреля), памятки о вреде курения, ежемесячно -информация о результатах токсикологического мониторинга, результаты лабораторного контроля в мониторинговых точках наблюдения за факторами среды обитания.

Начиная с 2009 г., Управление проводит ежегодные выездные совещания в администрациях муниципальных образований г. Уфы, Благовещенского, Иглинского, Нуримановского, Уфимского районов РБ для улучшения санитарно-эпидемиологической ситуации по показателям СГМ.

Данные СГМ использовались при разработке методических рекомендаций «Система гигиенических мероприятий по безопасности водоснабжения сельского населения» и «Комплексная гигиеническая оценка риска воздействия металлов на организм человека в крупном промышленном городе», утвержденных руководителем Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан, Главным государственным санитарным врачом по Республике Башкортостан Е.Г. Степановым 24 ноября 2015 г.

Совместно с научными сотрудниками ФБУН «Федеральный научный центр медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения» Роспотребнадзора принято участие в подготовке научно-методического материала «Научное обоснование гигиенической безопасности окружающей среды в период проведения заседания Совета глав государств членов Шанхайской организации сотрудничества и встречи глав государств и правительств БРИКС (8-10 июля 2015 г., г. Уфа)», под редакцией академика РАН Зайцевой Н.В.

В 2015 г. данные СГМ использованы при подготовке 25 предложений проектов управленческих решений, из них приняты 25 (Закон РБ от 06.11.2015 г. № 285 -з «О внесении изменений в закон Республики Башкортостан «О регулировании деятельности в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Республике Башкортостан»»; постановление Правительства РБ от 29.07.2015 г. № 280 «О внесении изменений в постановление Правительства Республики Башкортостан от 11.07.2012 г. № 231 «О порядке утверждения проектов зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, на территории Республики Башкортостан»; постановление Правительства РБ от 28.08.2015 г. № 347 «О порядке ведения республиканского кадастра отходов производства и потребления»; распоряжение Правительства РБ от 06.07.2015 г. № 728-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») по совершенствованию организации питания обучающихся общеобразовательных организаций в Республике Башкортостан» и др.).

При разработке плана проведения плановых проверок деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Управления на 2016 г. в соответствии со статьями 8.1 и 26.1 Федерального закона от 26.12. 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» внедрен и применен риск-ориентированный подход к контрольно-надзорной деятельности в целях оптимального использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов, задействованных при осуществлении государственного контроля (надзора), снижения издержек юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и повышения результативности деятельности.

Риск-ориентированный подход представляет собой метод организации и осуществления государственного контроля (надзора), при котором в предусмотренных Федеральным законом случаях выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю определяется отнесением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими при осуществлении такой деятельности производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности.

Отнесение к определенному классу (категории) опасности осуществляется органом государственного контроля (надзора) с учетом тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований, а к определенной категории риска - также с учетом оценки вероятности несоблюдения соответствующих обязательных требований.

Проведено полное обоснование по каждой проверке, включенной в план на 2016 г., и анализ проекта плана.

Предусматривается проведение 72 плановых проверок органов местного самоуправления и 1503 юридических лиц, индивидуальных предпринимателей. Общее количество проверок - 1575, что меньше плана на 2015 г. на 929 проверок или 37% (2015 г. -2504 проверки).

В структуре плана на 2016 г. (1575 проверок) субъекты предпринимательства составили 23,7% (374 проверки), в том числе субъекты малого бизнеса - 4,3% (67 проверок) и микропредприятия - 3,2% (51 проверка).

На 2016 г. запланировано 307 плановых проверок в отношении субъектов малого и среднего бизнеса, что составляет 19,5% от общего количества запланированных на 2016 г. плановых проверок.

Количество плановых проверок в отношении малого и среднего бизнеса на 2016 г. (307) по отношению к 2015 г. сократилось в 4,6 раза, а к уровню 2014 г. - в 5,3 раза и в структуре плана на 2016 г. составляет только 7,5%.

Основаниями для включения субъектов малого бизнеса в план проверок на 2016 г. являлись виды деятельности, проверки которых не запрещены (постановление Правительства РФ от 23.11.2009 г. № 944) - 97, а также субъекты, в отношении которых назначались административные наказания в виде административного приостановления деятельности, - 21 проверка.

Применение методики риск-ориентированного подхода в контрольно-надзорной деятельности с расчетом значений показателей, используемых для оценки тяжести

негативных последствий и потенциального риска причинения вреда здоровью населения, позволило выделить объекты чрезвычайно высокого и высокого классов потенциальной опасности.

По видам экономической деятельности субъекты, проверки которых будут проведены в 2016 г., распределены: деятельность дошкольных и подростковых образовательных учреждений - 64,0% (1008 проверок), деятельность в области здравоохранения и предоставления социальных услуг - 10,9% (171 проверка), промышленных предприятий -9,8% (154 проверки), в области предоставления коммунальных услуг - 8,0% (127 проверок), в области производства пищевых продуктов, общественного питания и торговли пищевыми продуктами - 4,4% (70 проверок), в области предоставления персональных услуг - 1,4% (22 проверки), прочие - 1,5% (23 проверки).

По видам экономической деятельности субъекты малого бизнеса и микропредприятия, проверки которых будут проведены в 2016 г., распределены: деятельность в области здравоохранения и предоставления социальных услуг - 65,3% (77 проверок), в области производства пищевых продуктов, общественного питания и торговли пищевыми продуктами - 16,9% (20 проверок), деятельность дошкольных и подростковых образовательных учреждений - 11,0% (13 проверок), в области предоставления коммунальных услуг - 5,1% (6 проверок), в области предоставления персональных услуг -1,7% (2 проверки).

По классам опасности, запланированные на плановые проверки в 2016 г., субъекты распределены: I класс - 2,9% (45), II класс - 16,2% (256), III класс - 40,7% (641), IV класс -33,8% (532), V класс - 4,4% (70), VI класс - 2,0% (31).

Как видно, преобладающее большинство субъектов, подлежащих плановым проверкам в 2016 г., относятся к III, IV и II классам опасности.

По классам опасности запланированные на плановые проверки в 2016 г. субъекты малого бизнеса и микропредприятия распределены следующим образом:

Чрезвычайно высокий риск I класс - 0% (0);

Высокий риск II класс - 10,2% (12 проверок);

Значительный риск III класс - 71,2% (84 проверки);

Средний риск IV класс - 18,6% (22 проверки);

Умеренный риск V класс - 0% (0);

Низкий риск VI класс - 0% (0).

Субъекты малого бизнеса, относящиеся к низкому и умеренному риску опасности, в план проверок на 2016 г. не взяты.

На основании математических моделей зависимостей между показателями деятельности Управления и расчета экономических потерь от смертности и заболеваемости населения, ассоциированных с фактором среды обитания, выполнена оценка результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности за 2015 г. на основе данных официального статистического учета и результатов СГМ, включая результаты математического моделирования зависимостей между показателями качества среды обитания и показателями смертности и заболеваемости.

За счет контрольно-надзорной деятельности Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан в 2015 г.:

- предотвращен 861 случай смерти;

- предотвращенный экономический ущерб, связанный со снижением смертности населения, ассоциированной с воздействием факторов среды обитания, из расчета на валовый региональный продукт (ВРП) составил 65,87 млн рублей (РФ - 93,80 млн рублей).

- число предотвращенных случаев заболеваний составило - 166 325 случаев.

- предотвращенный экономический ущерб, связанный со снижением заболеваемости населения, ассоциированной с воздействием факторов среды обитания, составил 2190,79 млн рублей (РФ - 3119,91 млн рублей).

Предотвращенные экономические потери от смертности и заболеваемости населения, ассоциированные с негативным воздействием факторов среды обитания, и ее эффективность составили: исходя из ВРП - 2256,66 млн рублей (РФ в 2014 г. - 2330,55 млн рублей), в том числе потери от смерти - 65,87 млн рублей (РФ - 93,80 млн рублей ), потери от заболеваний - 2190,79 млн рублей (РФ - 3119,91 млн рублей ).

Затраты на выполнение контрольно-надзорных мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия в 2015 г. - 82,20 млн рублей. Экономическая эффективность предотвращенных потерь ВРП РБ в 2015 г. составила 27,45 рублей на 1 рубль затрат (РФ в 2014 г. - 28,71 рублей на 1 рубль затрат).

Таким образом, контрольно-надзорная деятельность Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан в 2015 г. осуществлялась эффективно и результативно.

Результаты анализа показателей и данных федерального и регионального информационных фондов СГМ используются при планировании деятельности по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, способствуют повышению качества информирования органов государственной власти, местного самоуправления и населения о санитарно-эпидемиологической обстановке, научному обоснованию управленческих решений.

Список литературы:

1. Акмалова Р.Р., Давлетнуров Н.Х., Байкина И.М., Степанов Е.Г., Сулейманов Р.А. Состояние питьевой воды и ее влияние на здоровье населения Республики Башкортостан // Актуальные проблемы безопасности и оценки риска здоровью населения при воздействии факторов среды обитания: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, т. 1, под ред. проф. А.Ю. Поповой, акад. РАН Н.В. Зайцевой. - Пермь, 2014. - С. 152-155.

2. Давлетнуров Н.Х., Роенко Е.А., Панов А.Ю., Степанов Е.Г., Жеребцов А.С. Основные аспекты профилактики неинфекционных заболеваний в Республике Башкортостан // Актуальные проблемы безопасности и анализа риска здоровью населения при воздействии факторов среды обитания: материалы VI Всерос. науч.-практ. конф. с международным участием / под ред. проф. А.Ю. Поповой, акад. РАН Н.В. Зайцевой. -Пермь, 2015. - С. 604-608.

3. Зайцева Н.В., Май И.В., Шур П.З. и др. Определение эффективности контрольно -надзорной деятельности региональных органов и организаций Роспотребнадзора на основе расчета предотвращенных экономических потерь от смертности и заболеваемости населения, ассоциированных с негативным воздействием факторов

среды обитания (на базе общефедеральных закономерностей) (Республика Башкортостан, 2014 г.)» // ФБУН «Федеральный научный центр медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения» Роспотребнадзора. - Пермь, 2015. - С. 25.

4. Информационно-методическое письмо ФБУН «Федеральный научный центр медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения» Роспотребнадзора «Определение эффективности контрольно-надзорной деятельности региональных органов и организаций Роспотребнадзора на основе расчета предотвращенных экономических потерь от смертности и заболеваемости населения, ассоциированных с негативным воздействием факторов среды обитания (на базе общефедеральных закономерностей) (Республика Башкортостан, 2015 г.).

5. Классификация видов деятельности и хозяйствующих субъектов по потенциальному риску причинения вреда здоровью человека для организации плановых контрольно -надзорных мероприятий. Методические рекомендации МР 5.1.0095-14. М. -Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека // утв. приказом Руководителя Роспотребнадзора А.Ю. Поповой от 26.12.2014 года № 1302.

6. Научное обоснование гигиенической безопасности окружающей среды в период проведения заседания Совета глав государств -членов Шанхайской организации сотрудничества и встречи глав государств и правительств БРИКС (8-10 июля 2015 г., г. Уфа) / ФБУН «Федеральный научный центр медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения» Роспотребнадзора // Под ред. академика РАН Зайцевой Н.В. - Пермь, 2015. - 94 с.

7. Попова А.Ю., Зайцев Н.В., Май И.В. Актуальные проблемы гигиенической безопасности населения на современном этапе социально-экономического развития страны // Актуальные проблемы безопасности и анализа риска здоровью населения при воздействии факторов среды обитания: материалы VI Всерос. науч.-практ. конф. с международным участием / под ред. проф. А.Ю. Поповой, акад. РАН Н.В. Зайцевой. -Пермь, 2015. - С. 6-11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.