Научная статья на тему 'Опыт использования материалов и технологий концерна sika для ремонта инженерных сооружений'

Опыт использования материалов и технологий концерна sika для ремонта инженерных сооружений Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
60
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Синякин А. Г., Панченко А. В.

В статье рассмотрены вопросы ремонта и реконструкции инженерных сооружений с помощью современных материалов и технологий фирмы Sika. Приводятся примеры использования материалов и технологий для ремонта уникальных инженерных сооружений

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Синякин А. Г., Панченко А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт использования материалов и технологий концерна sika для ремонта инженерных сооружений»

ТРАНСПОРТ И ЭНЕРГЕТИКА

Синякин А .Г., Панченко А. В., ХГТУСА, Харьков, «Сика Украина», Киев

ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАТЕРИАЛОВ И ТЕХНОЛОГИЙ

КОНЦЕРНА 81КЛ ДЛЯ РЕМОНТА ИНЖЕНЕРНЫХ СООРУЖЕНИЙ

В статье рассмотрены вопросы ремонта и реконструкции инженерных сооружений с помощью современных материалов и технологий фирмы Бгка. Приводятся примеры использования материалов и технологий для ремонта уникальных инженерных сооружений.

Изменение условий работы объектов энергетики и транспорта потребовало от проектировщиков, производственников и инвесторов освоения новых способов, методов ремонта и восстановления различных инженерных сооружений. Начиная с 1997 г. швейцарский концерн Sika®, являющийся одним из мировых лидеров в отрасли разработки новых строительных технологий и материалов проводит их внедрение и в Украине. Десятки сооружений - трубы, градирни, водоводы, плотины, многочисленные мосты и путепроводы в Киеве, Днепропетровске, Сваляве, Мукачево, вот далеко не полный список объектов, где проектировщики и строители опробовали качество и надежность предлагаемых технических решений и материалов. Sika® обеспечивает техническим сопровождением и консультациями каждый проект от принятия проектных решений до выполнения работ и сдачи объектов заказчикам. Остановимся на рассмотрении некоторых аспектов ремонта и усиления инженерных сооружений.

Философия проведения таких ремонтов основана на комплексном подходе, когда после квалифицированной оценки состояния всего сооружения и отдельных его частей, назначаются и выбираются методы и способы, позволяющие не только сохранить объект для дальнейшей эксплуатации, но и усилить его. На рис. 1 приведен пример, для пролетного строения моста, самых общих способов решения поставленных вопросов, предлагаемых фирмой Sika®.

- защита металлических конструкций от коррозии системой ICOSITT EG, а также, при необходимости металлизация материалами FRIAZINC R;

- защита карнизов, консолей, поверхностей бетона балок и плит системой SIKAGARDT 720 EPOCEM+SIKAGARDT 550 W ELASTIC либо SIKAGARDT 680 S BETONCOLOR (полная цветовая гамма соответственно RAL);

- восстановление дефектов в бетоне и защитно-

го слоя пролетных строений системой SIKAT MONOTOPT 600;

- устройство гидроизоляции и слоя против износа тротуаров SIKAFLOORT 156 + ICOSITT ELASTOMASTIC TF + SIKAFLOORT357N;

- инъектирование существующих трещин материалом SIKADURT52;

- подливка под опорные части материалом SIKADURT53 с песком или SIKADURT12;

- устройство закрытых деформационных швов специальной защитной системой SIKAT JOINT ELASTICT;

- устройство системы отвода водного конденсата от слоев гидроизоляции ездового полотна и др.

- усиление балок и плиты пр о езжей части на пер -спективное увеличение временных нагрузок системой композитных материалов SIKAT CARBODURT и SIKAT WRAPT;

- восстановление бетона защитного слоя верха плит пр оезжей части, которые получили корр озионные повреждения.

Поэтому предлагается технология ремонта железобетонных конструкций, заключающаяся в принципе тройной защиты:

• использование ремонтного материала высокого качества;

• нанесение внутреннего слоя защиты арматурной стали;

• использование внешнего, отсекающего влагу, слоя.

Сначала производится демонтаж верхних слоев дорожного полотна до бетона плиты; затем в местах выколов, трещин, отслоений и ослабленного бетона производится его удаление, раскрытие арматуры путем фрезерования всей поверхности плиты. После удаления поврежденного бетона и раскрытия арматуры, ее очищают от продуктов коррозии с помощью пескоструйной обработки, затем проводят очистку и подготов-

ку бетонной поверхности (рис. 1). Далее переходят к устройству ремонтной системы по принципу тройной защиты: укладки слоя объединения «нового» и «старого» бетона, защиты арматуры, укладки и уплотнения бетонной смеси с тщательно подобранным гранулометрическим составом и необходимым количеством модифицирующих добавок. Бетонная смесь должна иметь достаточно высокую подвижность (П-3 и более) для того чтобы при ее уплотнении не разрушился цементно-полимерный клеящий слой. Далее проводятся мероприятия по уходу за твердеющим бетоном и нанесение специального цементно-полимерного защитного слоя.

Подобная технология уже использовалась при ремонте проезжей части подъездной эстакады Южного моста в г. Киеве, мостов в Днепропетровске, Могилев-Подольске. Возможно проведение таких ремонтов в кратчайшие сроки (2-3 недели), без полной остановки движения по мостам, в условиях летних повышенных температур до +40С.

Таким образом, удалось следующие технические, организационные и технологические задачи:

1) обеспечить высокую адгезию между «новым» ремонтным слоем бетона и "старым" материалом пролетных строений с прочностью на отрыв не менее 1,5 МПа используется клеящий слой из материала 81каТМоио ТорТ 610;

2) использовать бетонные смеси высокой подвижности П3 и более, а также сохраняемости во времени, при высоких проектных характеристиках бетона при отсутствии трещинообразования в тонких ремонтных слоях от 5 до 70 мм. Для этого комбинацию суперпластификаторов, (81каТУ18соСге1еТ-5-600) с минеральными добавками на основе микрокремнезема (81каСге1еТР, 81каРише), с другими продуктами - воз-духововлекающими или замедляющими добавками, полипропиленовой фиброй. Добавки необходимы для обеспечения высокой прочности, плотности, водонепроницаемости и адгезионной прочности нового бетонного слоя.

3) обеспечить возможность надежного и быстрого устройства рулонной гидроизоляции на «новом» бето-

не через 2-3 суток после его укладки, для чего наносился слой так называемой «гидроотсечки» Sikagard 720 ЕроСеш®.

Очень интересным и перспективным вопросом является использование для усиления железобетонных конструкций системой углепластиковых лент SikaТ CarbodurТ и холстов SikaТ ^гарТ.

Использование композитных материалов при усилении различных конструкций весьма разнообразно и приклеиваемая арматура в большинстве случаев очень эффективна. Изменение нагрузок на конструкции приводит к необходимости повышения несущей способности и прочности значительного количества объектов. Для усиления конструкций при помощи приклеенной арматуры необходимы материалы, гарантирующие качественное соединение таких разнородных материалов.

Для системы SikaТCarbodurТ разработан специальный клей SikadurТ30, который обеспечивает надежное, прочное и долговечное крепление лент и холстов к подготовленной поверхности железобетонной конструкции. Как раз ремонт и подготовка поверхности конструкции к наклейке является наиболее ответственным и трудоемким мероприятием. Бетон конструкции должен иметь прочность при сжатии не менее В-25, прочность на отрыв не менее 1.5 МПа. Поверхность бетона должна быть ровной, чистой, обезжиренной, шероховатой, без цементного молочка. Минимальный возраст бетона в зависимости от условий твердения от 3 до 6 недель. Если есть такой промежуток времени, для проведения работ по усилению, то целесообразно проводить ремонт и перепрофилирование конструкции с использованием цементно-полимерных систем, например, SikaТMono ТорТ 600. Однако, обычно работы по усилению инженерных сооружений связаны с частичным или полным выключением их из нормальной эксплуатации, что крайне нежелательно. Одним из основных преимуществ применения системы SikaТCarbodurТ является возможность проведения работ по усилению конструкции в кротчайшие сроки, до 12 часов, благодаря тому, что используются полимерные материалы и системы тепловой интенсификации процессов полиме-

ргадгмо р

8!КАР1_00Р 156+1С081Т Е-АБТОМАБТЮ ТР + ЭКАРЮОР 357Ы В-АБТО

Рис.1. Технологии и материалы для выполнения ремонта мостовых конструкций

ризации (Heating Device). В таких случаях для ремонта и перепрофилирования поверхности используются эпоксидные материалы, например, трехкомпонентный материал Sikadur®41, компоненты А и В это модифицированная эпоксидная смола, а компонент С подобранная смесь заполнителей.

Перед наклейкой лент SikaTCarbodurT необходимо проверить поверхность, к которой должна приклеиваться лента металлической планкой, для плоских поверхностей отклонение на длину 2 метра не должно превышать 10 мм, или 5 мм при длине 1 м. По окончании подготовки, поверхность необходимо тщательно очистить промышленным пылесосом. После приемки поверхности, приступают к процессу наклейки углеплас-тиковых элементов усиления, собственно технология наклейки подробно изложена в технических картах материалов.

После наклейки последнего элемента усиления кон-

струкции, необходима выдержка в течении 3-7 суток в зависимости от температуры окружающей среды для обеспечения полного отверждения клея. После этого конструкция готова к эксплуатации с расчетными нагрузками. Если температура окружающей среды менее + 100С или нет времени на выдержку после наклейки, то необходимо использовать устройство для подогрева лент и клея Heating Device, это позволяет сократить сроки усиления при сохранении параметров качества наклейки.

Таким образом, в результате использования современных технологий и материалов фирмы «Sika» возможны: эффективная реализация ремонта и усиления различных инженерных сооружений, решение на высоком уровне поставленных технических задач, а также постановка новых целей по улучшению технического состояния эксплуатируемых инженерных сооружений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.