Научная статья на тему 'Опыт использования интегрированного подхода в обучении русскому языку и литературе в старших классах'

Опыт использования интегрированного подхода в обучении русскому языку и литературе в старших классах Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1191
178
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК / ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД / УРОВНИ ИНТЕГРАЦИИ / МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ / INTERGRATED LESSON / INTERGRATED APPROACH / DEGREES OF INTERGRATION / INTERSUBJECT CONNECTIONS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Максимова Ирина Николаевна

Статья содержит материалы для интегрированных уроков русского языка и литературы в 10 классе. Автором предложен один из возможных вариантов применения технологии интегрированного обучения в школьной практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EXPERIENCE OF USING OF INTERGRATED APPROACH IN TEACHING THE RUSSIAN LANGUAGE AND LITERATURE IN SENIOR CLASSES

The article contains some materials for integrated lessons of the Russian language and Literature in the 10th Grade. The author offers one of the possible ways of using of the integrated teaching technology at school.

Текст научной работы на тему «Опыт использования интегрированного подхода в обучении русскому языку и литературе в старших классах»

УДК 372.881.1+372.882 ББК 4426.80-22

И. Н. Максимова Екатеринбург, Россия

ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕГРИРОВАННОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ В СТАРШИХ КЛАССАХ

Аннотация. Статья содержит материалы для интегрированных уроков русского языка и литературы в 10 классе. Автором предложен один из возможных вариантов применения технологии интегрированного обучения в школьной практике. Ключевые слова: интегрированный урок, интегрированный подход, уровни интеграции, межпредметные связи.

I. N. Makhsimova

Yekaterinburg, Russia

THE EXPERIENCE OF USING OF INTERGRATED APPROACH IN TEACHING THE RUSSIAN LANGUAGE AND LITERATURE IN SENIOR CLASSES

Abstract. The article contains some materials for integrated lessons of the Russian language and Literature in the 10th Grade. The author offers one of the possible ways of using of the integrated teaching technology at school.

Keywords: intergrated lesson, intergrated approach, degrees of intergration, intersubject connections.

Интеллект есть способность координировать знания.

Инаят Хан Хидаят

Одним из важных вопросов современной методики преподавания остается поиск образовательных резервов, которые могли бы обеспечить совершенствование подготовки интеллектуально развитой личности. Один из таких путей был найден уже давно: ещё в XVII веке Ян Амос Каменский говорил о необ одимости интегрированного под ода в обучении. Данная идея является актуальной в любые времена, ведь именно благодаря интеграции появляется возможность формирования у обучающихся целостного представления о мире, повышения и интеллектуального уровня, развития интереса к учению. Интегрированные уроки расширяют рамки обычного урока, его информативную емкость, а значит, увеличивается возможность развития творчески способностей каждого ученика.

Для учителя-словесника интегрированное обучение становится, на наш взгляд, прекрасной возможностью не только дать учащимся системные филологические знания, но и совершенствовать своё педагогическое мастерство, экспериментируя с разными уровнями интеграции как предметны знаний, так и те нологий, форм и методов обучения.

В современной методике преподавания выделяется несколько уровней интеграции, арактерны и для преподавания русского языка и литературы: уровень межпредметны связей, уровень дидактического синтеза и уровень целостности [Берулава 1998: 112-115].

Минимальное интегративное взаимодействие дисциплин реализует уровень межпредметны связей. На нем проис одит параллельное использование в данны учебны предмета смежны лингвистически и литературоведчески понятий, определений, проводится наблюдение за особенностями функционирования те или ины языковы единиц в удожественной речи, и изобразительно-вырази-

тельными возможностями на материале удоже-ственных текстов. Практически каждый урок русского языка в старши класса должен быть ориентирован на установление межпредметны связей, что поможет решить дидактические задачи обобщения и систематизации знаний учащи ся, а также и актуализации.

Следующий, так называемый средний уровень интеграции, - это уровень дидактического синтеза. Он базируется на одной из интегрируемы дисциплин как на основной с учетом системного использования содержательных связей «Русского языка» и «Литературы» в области развития связной речи учащи ся с опорой на удожественный текст. На данном уровне происходит интеграция всех компонентов учебного процесса. При этом ведущей дидактической задачей становится изучения нового интегрированного материала на базе одной из объединяемы дисциплин. На уровне дидактического синтеза работа учащихся усложняется. Теперь они не только наблюдают за языковыми средствами и изучают и стилистическую роль в образцовы у-дожественны текста , но и создают собственные тексты (сочинения и изложения), учатся использовать полученные знания в самостоятельной текстовой деятельности.

Третьим уровнем интеграции русского языка и литературы является так называемый уровень целостности. Он является высшим проявлением содержательной и процессуальной интеграции дисциплин и представлен единым, цельным курсом «Русская словесность». Таким образом, от уровня к уровню степень обобщения школьниками учебного материала интегрируемы дисциплин повышается.

Использование в школьном образовании интеграции того или иного уровня зависит от многи условий, но неоспоримо одно: роль интеграции ис-

ключительно важна в развитии обобщающей деятельности школьников, сознательном усвоении ими новых знаний и их систематизации, активизации мыслительной деятельности в целом.

На протяжении многих лет работая в выпускных классах, я пришла к выводу о целесообразности и необходимости использования среднего уровня интеграции в процессе обучения филологическим дисциплинам. Мой урок становится синтезом трёх школьных предметов: русского языка, литературы и развития связной речи. В зависимости от того, на какие понятия (лингвистические или литературоведческие) опираюсь я на конкретном уроке, каковы тема и цели данного занятия, одни составляющие филологического анализа могут превалировать над другими (лингвистический, лингвостилистический, литературоведческий анализ).

Приведем в качестве примера использование интегрированного под ода при изучении пьесы А.Н. Островского «Гроза» в 10 классе.

Перед изучением произведения учащиеся пишут диктант, текст которого составляется по материалам критической статьи Н.А. Добролюбова «Луч света в тёмном царстве». Текст диктанта представляет собой те выдержки из статьи, на которые в дальнейшем учащиеся должны будут опираться при анализе произведения. Также при составлении диктанта учитываются необ одимые для повторения в конкретном классе орфограммы и пунктограммы.

Один из вариантов текста для диктанта:

«Гроза» есть, без сомнения, самое решительное произведение Островского. Взаимные отношения самодурства и безгласности доведены в ней до трагических последствий.

Пьеса представляет нам идиллию «темного царства». Это мир затаённой, тихо вздыхающей скорби, мир тупой, ноющей боли, мир тюремного гробового безмолвия... Нет простора и свободы для живой мысли, для задушевного слова, для благородного дела; тяжкий самодурный запрет наложен на громкую, открытую, широкую деятельность. Но пока жив человек, в нем нельзя уничтожить стремления жить.

Известно, что самый сильный протест бывает тот, который поднимается наконец из груди самы слабы и терпеливых. Образ Катерины веет на нас новой жизнью. Прежде всего нас поражает необыкновенная своеобразность её арактера, созидающего, любящего, идеального.

К Борису влечет её потребность любви, не нашедшая себе отзыва в муже, и оскорблённое чувство жены и женщины, и смертная тоска её однообразной жизни, и желание воли, простора, горячей, беззапретной свободы. Такая любовь, такое чувство не уживаются в стена кабановско-го дома с притворством и обманом.

В трагическом финале дан страшный вызов самодурной силе, он говорит ей, что нельзя далее жить с её мертвящими началами. Нам отрадно видеть избавление Катерины - хоть через смерть, коли нельзя иначе.

Грустно, горько такое освобождение, но что же делать, когда другого выхода нет. Хорошо, что нашлась в бедной женщине решимость хоть на этот страшный выход. В этом сила её характера. Какою отрадною, свежею силой веет на нас здоровая личность, находящая в себе решимость покончить с этой гнилой жизнью во что бы то ни стало!

(По Н.А. Добролюбову)

Диктант пишется на страница с широкими полями. Дома учащиеся проверяют грамотность написания, обращаясь к словарям, справочникам и первоисточнику. Также ученикам нужно разделить текст на смысловые части, подчёркнуть в ни ключевые слова и записать на поля оглавление каждой части.

Как показывает практика, такой вид работы вызывает затруднения у большинства учащи ся, поэтому требует предварительной подготовки (подобная работа проводится под руководством учителя на материале други текстов). Подобная работа с текстом позволяет обучающимся, во-первых, совершенствовать навыки грамотного письма; во-вторы , отработать основные приёмы информационной переработки письменного текста; в-третьи , осмыслить литературно-критический материал, не-об одимый для последующего анализа текста.

По мере изучения драматического произведения мы обращаемся к анализу монологов героев как важному средству создания образа. Считаю необ о-димым обращать внимание учащи ся не только на важную композиционно-эстетическую роль монологов в составе удожественного произведения, но и рассматривать монолог как законченное высказывание, обладающее всеми признаками текста. Прошу учеников дать арактеристику отрывка с точки зрения принадлежности к стилю и типу речи.

При сопоставительном анализе образов Дикого и Кабани и обязательным является обращение к речевой арактеристике героев как основному приёму раскрытия характеров. Анализируя основные реплики « озяев тёмного царства», ученики дают арактеристику лексического состава высказываний с точки зрения стилистической окраски, употребления в современном языке. Вызывает интерес и синтаксический строй речи героев.

Далее перед разговором о взаимоотношения Катерины и Бориса зачитываю учащимся другой отрывок из статьи Н.А. Добролюбова:

Борис — не герой, он далеко не стоит Катерины, она и полюбила-то его на безлюдье. Он хватил «образования», и никак не справится ни с старым бытом, ни с сердцем своим, ни с здравым смыслом - ходит, точно потерянный ... Словом, это один из тех весьма нередких людей, которые не умеют делать того, что понимают, и не понимают того, что делают. Мы сказали несколько слов о Ти оне; Борис - такой же в сущности, только «образованный». Образование отняло у него силу делать пакости, -правда; но оно не дало ему силы противиться пакостям, которые делают другие... Нет, мало того, что не противодействует, он подчиняется чужим гадостям, он волей-неволей участвует в ни и должен принимать все и последствия.

Прошу учащихся в письменной форме кратко изложить позицию Добролюбова (ученики могут во время аудирования делать записи) и высказать по этому поводу своё мнение. 4тобы проверить знание учащимися содержания произведения, прошу и подтвердить собственное мнение примера из текста.

Завершает изучение пьесы классное контрольное сочинение, с одное по форме с заданием С еди-

ного государственного экзамена по русскому языку. Учащимся выдаются тексты, содержащие высказывания о Катерине критиков Н.А. Добролюбова («Луч света в темном царстве») и Д.И. Писарева («Мотивы русской драмы»):

В «Грозе» есть что-то освежающее и ободряющее. <...> Характер Катерины веет на нас новой жизнью, которая открывается нам в самой её гибели. <.. >

Нас поражает необыкновенная своеобразность её характера. Ничего в нем нет внешнего, чужого, а всё выходит как-то изнутри его. Это характер.созидающий, любящий, идеальный. <...> У Катерины, как личности непосредственной, живой, всё делается по влечению натуры, без отчётливого сознания...<...> Она ни перед чем не остановится: закон, родство, обычай, людской суд, правила благоразумия - всё исчезает для неё пред силою внутреннего влечения; она не щадит себя и не думает о други .

Страсть выше неё, выше всех её предрассудков и страхов. В этой страсти заключается для неё вся её жизнь.

К Борису влечёт её . потребность любви, не нашедшая себе отзыва в муже, и оскорблённое чувство жены и женщины, и смертная тоска её однообразной жизни, и желание воли, простора, горячей, беззапретной свободы. <...>

Нам отрадно видеть избавление Катерины - оть через смерть, коли нельзя иначе. Грустно, горько такое освобождение, но что же делать, когда другого вы ода нет. Хорошо, что нашлась в бедной женщине решимость оть на этот страшный вы од. В этом сила её арактера. <...> Какою отрадною, свежею силой веет на нас здоровая личность, на одящая в себе решимость покончить с этой гнилой жизнью во что бы то ни стало! (Добролюбов Н.А.)

Эта статья была ошибкой со стороны Добролюбова; он увлёкся симпатией к арактеру Катерины и принял её личность за светлое явление. <...> Взгляд Добролюбова . не верен. Ни одно светлое явление не может ни возникнуть, ни сложиться в «тёмном царстве» патриар аль-ной русской семьи.

Только умный и развитой человек может оберегать себя и други от страданий при неблагоприятны услови-

ях жизни... кто не умеет сделать ничего для облегчения свои и чужи страданий, тот ни в каком случае не может быть назван светлым явлением. Умная и развитая личность действует на всё, что к ней прикасается; её мысли, её занятия, её гуманное обращение, её спокойная твердость - всё это шевелит вокруг неё стоячую воду человеческой рутины. Вот какие люди должны быть «лучи света» - не Катерине чета. <.. >

Я совершенно согласен с тем, что страстность, нежность и искренность составляют преобладающие свойства в натуре Катерины. <...> Все противоречия и нелепости её поведения объясняются этими свойствами.

Вся жизнь Катерины состоит из постоянны внут-ренни противоречий; она ежеминутно кидается из одной крайности в другую; она на каждом шагу путает и свою собственную жизнь, и жизнь други людей. Наконец, перепутавши всё, что было у неё под руками, она разрубает затянувшиеся узлы самым глупым средством - самоубийством, да ещё таким самоубийством, которое является неожиданным для неё самой. (Писарев Д.И.)

Перед учениками ставится задача внимательно ознакомиться с предложенными высказываниями и создать свой текст - сформулировать проблему, поднимаемую в текста , прокомментировать позиции критиков, выразить своё мнение и аргументировать его, опираясь на читательский опыт.

Данный пример интеграции учебны дисциплин свидетельствует о широки возможностя реализации интегративны связей русского языка и литературы на разны уровня и в различны форма в зависимости от содержания учебного материала, в соответствии с направленностью и возможностями учебного заведения (профильные классы и школы), запросами учителя и учащи ся.

ЛИТЕРАТУРА

Берулава М.Н. Интеграция содержания образования. - М.: Совершенство, 1998.

Белова НА. Содержание и процесс интеграции филологических дисциплин. - М.: МАНПО, 2005.

Львова С.И. Настольная книга учителя русского языка. 5-11 классы. - М.: Эксмо, 2007.

Данные об авторе:

Максимова Ирина Николаевна - учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МАОУ СОШ № 4 с углублённым изучением отдельных предметов г. Екатеринбурга.

Адрес: 620013, г. Екатеринбург, ул. Пехотинцев, 15.

E-mail: Maksimova-irina29 @ yandex.ru

About the author:

Maximova Irina Nikolaevnais is a Russian language and literature teacher of the highest skill accreditation level. school № 4 (Yekaterinburg).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.