Раздел 9. Пульмонология
ОРЗ достоверно больше трахеитов и обструктивных бронхитов, чем в 1 гр. и детских инфекций, чем в 4 гр. В катамнезе у этих детей чаще выявлялись АР, гипертрофия миндалин и аденоидов, чем в 1 гр. и ожирение, чем в 1 и 4. В гр. детей со СТ ВП в Д периоде чаще, чем во 2 гр., были диагностированы назофа-рингиты, повторные ВП, ОРЗ и детские инфекции, чем в 3 гр. После обследования в АКДО, в отдаленном катамнезе, у этих детей достоверно чаще наблюдались хронические синуситы, чем у детей 3 гр.
ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНГАЛЯЦИОННОГО ТОБРАМИЦИНА У ДЕТЕЙ В ОМСКОМ ЦЕНТРЕ МУКОВИСЦИДОЗА
Павлинова Е.Б.1, Мингаирова А.Г.1,, Сафонова Т.И.2, Корнеева Т.Ю.2, Шевлякова А.А.2, Киршина И.А.1 ТБОУ ВПО «Омский государственный медицинский университет», г. Омск
2БУЗОО «Областная детская клиническая больница», г. Омск
Введение. Рост устойчивости Ps.aeruginosa к антибиотикам требует индивидуального подхода к их назначению, а также делает обоснованным внедрение новых высококонцентрированных ингаляционных форм.
Цель исследования — оценить эффективность использования ингаляционного тобрамицина при му-ковисцидозе у детей.
Материал и методы. Проведен ретроспективный анализ историй болезни 22 детей с хронической си-негнойной инфекцией, которые в комплексной терапии заболевания получали ингаляционный тобра-мицин (Тоби Подхалер — 12 человек, Брамитоб — 10 человек). У детей до 6 лет (5 человек) препарат применялся с согласия родителей. Все дети наблюдались с диагнозом: муковисцидоз, смешанная форма. Из 22 пациентов у 17 (77,3%) отмечалось тяжёлое течение заболевания, остальные имели среднетяжёлое течение. Больные были разделены на две группы: в 1-й группе проведено 5—15 курсов (10 человек — 45,5%), во 2-й группе — 25—35 курсов (12 человек — 54,5%) ингаляционного тобрамицина. Оценка респираторных симптомов, функции внешнего дыхания методом спирометрии, бактериологическое исследование мокроты проводилось перед первым и после всех курсов тобрамицина.
Результаты. На фоне терапии у всех больных улучшилось самочувствие и отделение мокроты, уменьшилась одышка, количество хрипов. Функцию внешнего дыхания удалось оценить у 12 из 22 человек. В 1-й группе у 2-х детей прирост форсированной жизненной емкости легких и объём форсированного выдоха за 1 секунду составил 10—20%, у одного человека — без динамики. Во 2-й группе у 3-х человек показатели увеличились на 5—21%, у 2-х не изменились, у 4-х отмечено снижение на 4—15%. До исполь-
зования препарата у всех детей из мокроты высевалась синегнойная палочка в титре 106—107. После всех курсов, из 22 человек, получавших ингаляционный тобрамицин, у 5 (22,7%) на момент обследования синегнойная палочка в мокроте не определялась, у 5 (22,7%) степень высева уменьшилась до 105—106, у 12 (54,6%) — осталась прежней.
Заключение. Применение ингаляционного то-брамицина в комплексном лечении муковисцидоза позволило улучшить клиническое состояние у всех больных. Однако, у части пациентов не отмечалось улучшения показателей функции внешнего дыхания и уменьшения степени колонизации синегнойной палочки в мокроте, что, вероятно, связано с прогрессирующим, тяжелым течением заболевания и низкой приверженностью лечению амбулаторно.
РОЛЬ КОМПЬЮТЕРНОЙ БРОНХОФОНОГРА-ФИИ В ОЦЕНКЕ СТЕПЕНИ ТЯЖЕСТИ БРОНХО-ОБСТРУКТИВНОГО СИНДРОМА ПРИ МУКО-ВИСЦИДОЗЕ
Павлинова Е.Б.1, Сафонова Т.И.2, Киршина И. А.1, Мингаирова А.Г.1, Корнеева Т.Ю.2, Шевлякова А.А.2 'ГБОУ ВПО ОмГМУ Минздрава России, г. Омск 2БУЗ ОО Областная детская клиническая больница, г. Омск
Введение. Муковисцидоз — наследственное заболевание, тяжесть и прогноз которого определяются преимущественно степенью поражения органов дыхания. «Золотым стандартом» оценки функционального состояния бронхолегочной системы является спирография. Обструктивный тип вентиляционных нарушений характеризуется снижением объема форсированного выдоха за 1 секунду (ОФВ1) ниже 80% от нормы, степень тяжести бронхиальной обструкции оценивается в зависимости от величины ОФВ1. Для диагностики бронхообструктивного синдрома в последние годы применяется методика регистрации спокойного дыхания пациента, не имеющая возрастных ограничений, — компьютерная бронхофонография (КБФГ). Однако при анализе паттернов дыхания в настоящий момент врач может дать только качественное заключение о наличии либо отсутствии обструктивных нарушений. Критериев степени тяжести вентиляционной недостаточности для КБФГ не разработано.
Цели исследования — установление взаимосвязи между ОФВ1 и основными параметрами КБФГ, изучение динамики акустических характеристик дыхания в зависимости от степени тяжести обструктив-ных нарушений.
Материалы и методы: в исследование были включены 22 ребенка с установленным диагнозом муковисцидоз, медиана возраста 12,4 [9,4; 15,0] лет. Всем больным проводились спирография и КБФГ. Статистическая обработка результатов осуществлялась с помощью пакета прикладных программ Statistica 6.0.
РОССИЙСКИЙ ВЕСТНИК ПЕРИНАТОЛОГИИ И ПЕДИАТРИИ, 4, 2016 ROSSIYSKIY VESTNIK PERINATOLOGE IPEDIATRII, 4, 2016
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПЕДИАТРИИ И ДЕТСКОЙ ХИРУРГИИ
Результаты: проведен одновременный анализ 46 спирограмм и паттернов дыхания. Отсутствие вентиляционных нарушений по данным спирографии зарегистрировано в 13 (28%) случаях, легкая вентиляционная недостаточность — 6 (13%) исследований, умеренная — 9 (19,5%), среднетяжелая — 5 (11%), тяжелая — 10 (22%), крайне тяжелая — 3 (6,5%). В зависимости от степени тяжести обструктивных нарушений значимые отличия получены только для одного параметра КБФГ — акустического компонента работы дыхания в частотном диапазоне более 12,6 кГц (АРД2; Краскела—Уоллиса,р<0,01). Между величиной ОФВ1 в % от нормы и значением АРД2 установлена отрицательная корреляционная связь средней силы (r=—0,57, р<0,01). При исследовании динамики величин АРД2 в зависимости от степени тяжести об-структивных нарушений выявлены неоднозначные изменения (Краскела—Уоллиса, р<0,01). По мере нарастания тяжести вентиляционной недостаточности от легкой к среднетяжелой происходит прогрессирующее увеличение медианы интенсивности АРД2, мкДж, далее отмечается своеобразный феномен «нормализации» АРД2 при развитии вентиляционной недостаточности тяжелой степени. Паттерны дыхания больных с крайне тяжелой бронхиальной обструкцией характеризуются повторным нарастанием величины АРД2 сверх нормального диапазона.
Выводы: для диагностики вентиляционных нарушений по данным КБФГ следует ориентироваться на значения АРД2, которые обратно пропорциональны величине ОФВ1 вследствие наличия между ними отрицательной корреляционной связи средней силы. При бронхиальной обструкции тяжелой степени отмечается снижение величин АРД2 до нормальных значений, вероятнее всего обусловленное явлениями мукостаза и фиброза, «гашением» звуковых сигналов, для оценки состояния больного необходимо дополнительно учитывать клинические данные.
СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ПОТОМСТВА ОТ МАТЕРЕЙ С БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМОЙ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ОСОБЕННОСТЕЙ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СТАТУСА В ГЕСТАЦИОННОМ ПЕРИОДЕ
Приходько О.Б., Романцова Е.Б., Бабцева А.Ф., Зенкина А.С., Кострова И.В. ГБОУ ВПО Амурская ГМА Минздрава России, г. Благовещенск
Введение. Совершенствование качества диагностики и комплексной терапии бронхиальной астмы (БА) продолжает оставаться актуальной проблемой пульмонологии. Является важным изучение влияния психоэмоциональных факторов на характер течения БА, что позволит разработать рекомендации по своевременной коррекции изменений с целью улучшения контроля заболевания.
Цель исследования: изучить состояние новорожденных, родившихся у матерей с БА в зависимости от их психоэмоциональных особенностей.
Материалы и методы. У 65 пациенток с БА в период ремиссии заболевания выявлены психо-эмоцио-нальные нарушения, влияющие на динамику течения заболевания. Исследование индивидуальных психологических свойств личности у беременных включало: изучение особенностей темперамента (опросник Г. Айзенка), уровня личностной и ситуативной тревожности (тест Спилбергера—Ханина), изучение типологических реакций личности на болезнь (методика А. Е. Личко). Для больных БА было характерным преобладание интровертированных черт личности, в наибольшей степени выраженных при более тяжелом течении неконтролируемой БА и ухудшении динамики ее течения во время беременности.
Результаты обследования в катамнезе 65 детей, родившихся от матерей с БА, с использованием тестов на определение уровня тревожности (Р. Теммл, М. Дорки, Ф. Амен) для детей 4—10 лет, Спилбергера—Ханина (для детей 11—14 лет), дают основание полагать, что существует четкая прямая корреляция высокого уровня тревожности у пациенток с БА во время беременности и, в последующем, у их детей. Высокий уровень тревожности диагностирован у 53 (81,5%) ребенка, средний уровень тревожности — у 6 (9,2%), низкий уровень тревожности — у 4 (6,1%). Высокий и средний уровень тревожности у матерей с БА коррелировал с аналогичным у их потомства (г=0,65). В группе сравнения — дети, рожденные от здоровых матерей (35 детей 4—14 лет) имели, в целом, более низкие показатели тревожности (высокий уровень — у 14,3%, средний уровень 51,4%, низкий — у 34,3%), что так же сопоставимо с низким уровнем тревожности у женщин во время беременности (г=0,41). У 50 из 53 (94,3%) детей с высокой степенью тревожности от матерей с БА отмечались аллергические заболевания.
Выводы. Таким образом, любые формы эмоционального саморазрушения у матери — необоснованная тревога, недовольство собой, иррациональная агрессия, нервозность, чувство вины — претворяются посредством химических медиаторов в отрицательное воздействие на плод. Если неблагоприятные воздействия продолжались длительное время — в дальнейшем наблюдается дестабилизация психической и соматической конституции личности.
ДИНАМИКА ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ ПОДРОСТКОВ ГОРОДА БЛАГОВЕЩЕНСКА В ТЕЧЕНИЕ 10 ЛЕТ
Приходько О.Б., Бабцева А.Ф., Романцова Е.Б.
ГБОУ ВПО Амурская ГМА, г. Благовещенск
Введение. Здоровье детского населения, являющиеся медико-социальным ресурсом и потенциалом
РОССИЙСКИЙ ВЕСТНИК ПЕРИНАТОЛОГИИ И ПЕДИАТРИИ, 4, 2016 ROSSIYSKIY VESTNIK PERINATOLOGE IPEDIATRII, 4, 2016