Научная статья на тему 'ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ХОЗЯЙСТВЕННО-БЫТОВЫХ СТОЧНЫХ ВОД НА ЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКИХ ПОЛЯХ ОРОШЕНИЯ'

ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ХОЗЯЙСТВЕННО-БЫТОВЫХ СТОЧНЫХ ВОД НА ЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКИХ ПОЛЯХ ОРОШЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экологические биотехнологии»

CC BY
14
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экологическим биотехнологиям , автор научной работы — С.В. Головина, Г.А. Цатурова, В.С. Кукушин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ХОЗЯЙСТВЕННО-БЫТОВЫХ СТОЧНЫХ ВОД НА ЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКИХ ПОЛЯХ ОРОШЕНИЯ»

разработку номенклатуры домов и изучение жилой среды с учетом демографических, национально-бытовых, региональных и климатических условий жизни населения (Г. Д. Платонов и соавт.; К. К. Карташева; Д. С. Меер-сон и Д. Г. Тонский; П. Г. Зубов).

В гигиеническом аспекте в настоящее время важны разработка методических подходов к социально-гигиениче-ской оценке количественной зависимости между конкретными жилищными условиями и общим комфортом прожи-

Увания, а также установление влияния разной степени отклонения от оптимума проживания на состояние здоровья населения.

Статистическим пособием для наших исследований явилась специально разработанная анкета-интервью, составленная с учетом рекомендаций социологов к данным документам (В. А. Ядов). В этой анкете в отличие от существующих оценку жилищных условий проводили с учетом качества предыдущего жилища. Была введена трехбалльная шкала оценки планировочных параметров помещений, выяснялись оптимальные для данной семьи набор и размеры помещений квартиры, а также использовалась специальная таблица субъективной оценки степени важности основных внутрижнлищных факторов и факторов окружающей среды, обусловливающих у населения представление о комфортности проживания. С помощью указанной анкеты обследовано 803 квартиры посемейного заселения с аналогичными показателями по возрастной и профессиональной характеристикам проживающих в них людей. Квартиры находились в типовых домах строительства 70-х годов, где жилая площадь на человека была не менее 9 м*. Сопоставление субъективных оценок различных факторов жилой среды и гигиенической значимости их с точки зрения влияния на организм человека позволило нам ранжировать эти факторы следующим образом: 1 — достаточность комнат для всех членов семьи, 2 — площадь отдельных комнат, 3 — планировка, изолированность комнат, 4 — чистота окружающего воздуха, 5 — транспортный шум, 6 — звукоизоляция внутри Р"дома, 7 — площадь кухни, 8 — высота потолка, 9 — наличие и площади других подсобных помещений, 10 — материал дома (материал наружных ограждающих конструкций — кирпич, железобетонные плиты и др.).

На основании перечисленных показателей рассчитан

процент 'положительных и отрицательных оценок в целом для каждого обследованного дома. Произведение данных величия и соответствующего балла по шкале рангов1 дает возможность получить количественную оценку изучаемых нами домов-представителей. Последние имели как положительные, так и отрицательные качества. Отрицательные качества в основном связаны со следующими моментами: недостаточностью отдельных комнат (или их площадей) для каждого члена семьи, неудовлетворенностью площадью кухонь (6—7 м2 и менее), ванных комнат и других подсобных помещений, плохой звукоизоляцией квартир. Положительные оценки превалировали в «чистом» и тихом микрорайоне города, отрицательные — на шумных, загазованных территориях. В особо неблагоприятных условиях оказался дом, находящийся на грузовой автомагистрали рядом с метро мелкого залегания, вибрацию от которого ощущают жители II и III этажей. Воздействие чрезмерного транспортного шума, автотранспортного и промышленного загрязнения, проникающего в квартиры и заставляющего жителей заклеивать окна, вставлять третьи рамы, устраивать спальные комнаты в меньших, но выходящих во двор комнатах (площадью 8—10 м2), малая (2,5 м) высота потолка, небольшие (5— 6 м2) кухни и санитарные узлы, практическое отсутствие прихожей и достаточного числа встроенных шкафов — все это делает проживание в данном доме сугубо дискомфортным (этот дом имеет самый низкий уровень положительных оценок — 220 и самый высокий уровень отрицательных — 2478).

Предлагаемый нами метод количественной оценки условий проживания с учетом приоритетности отдельных факторов вооружает гигиеннстов и санитарных врачей возможностью прогностической оценки любых проектных предложений, что определяет возможность целенаправленного оздоровительного влияния на массовое жилищное строительство.

1 Методология построения ранговых шкал взята из

материалов симпозиума «Применение факторного н классификационного анализа для типологизации социальных явлений». Новосибирск, 1976.

ЛИТЕРАТУРА

Зубов П. Г. — Жилищное стр-во, 1977, № 4, с. 8—9. Карташева К. К. — Архитектура СССР, 1973, № 9, с. 36-39.

Карташева К. К. — В кн.: Типология жилища. М.,

1975, № 1. с. 62—78. Меерсон Д. С., Тонский Д. Г. Жилищное строительство

в 10-й пятилетке. М.. 1977. Платонов Г. Д., Муравьева И. Ю., Макаревич С. Я, Социально-графические принципы формирования городских жилищ. М., 1975. Ядов В. А. Социологическое исследование. Методология. Программа. Методы. М., 1972.

Поступила 26/111.1979 г.

УДК 628.38(470) *

С. В. Головина, канд. мед. наук Г. А. Цатурова, канд. техн. наук В. С. Кукушин

ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ХОЗЯЙСТВЕННО-БЫТОВЫХ СТОЧНЫХ ВОД НА ЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКИХ ПОЛЯХ ОРОШЕНИЯ

Ростовский-на-Дону научно-исследовательский институт эпидемиологии, микробиологии и гигиены; Ростовский-на-Дону инженерно-строительный институт

у В течение 3 лет мы изучали возможность использования вод 3,9 м. Орошение полей проводилось по бороздам и

'бытовых сточных вод, прошедших механическую очистку напуском, на Аксайских земледельчес ких полях орошения (ЗПО) Бактериологические исследования сточных, грунтовых

площадью 150 га. Почвы — типичные предкавказские вод и смывов с растений на наличие бактерий группы ки-

черноземы с 4 % гумуса, по механическому составу тяже- шечных палочек (БГКП) и фекальных кишечных палочек

лые суглинки. Наименьшая глубина залегания грунтовых (Е. coli) выполняли в соответствии с ГОСТом 18963-73

«3ода питьевая. Методы санитарно-бактериологического анализа». Исследования на энтерококк осуществляли двух-этапным методом Г. П. Калины (посев в щелочно-поли-миксиновую среду и высев на молочно-ингибиторную среду). Сальмонеллы определяли по методике Г. П. Калины и В. Л. Шигановой с применением магниевой среды. Бактериологические исследования почвы на сальмонеллы проводили по Г. П. Беспятой. При исследованиях почвы на санитарно-показательные микроорганизмы применяли общепринятые методики, описанные в «Руководстве по санитарной охране почвы» (М., 1972).

Поступающая на ЗПО сточная вода имеет высокую степень бактериального загрязнения. Сальмонеллы были выделены в 100 % изученных проб. Частота выделения сальмонелл группы В составила 39,62 %, группы С — 35,85 % , группы Е — 24,53 %. Среди серотипов группы В преобладали S. typhimurium (20,8%) н S. derby (11,4%), из группы С — S. virchow (13,2 %) и S. tennessee (11,3 %), из группы Е — S. meleagridis и S. anatum (по 9,4 %). Выделенные серотипы обладали типичными культураль-ными, биохимическими и серологическими свойствами, за исключением S. tshiongwe и S. lindenburg, которые разлагали сахарозу.

Орошение сточными водами приводит к значительному загрязнению почвы до глубины 50 см санитарно-показатель-ными микроорганизмами и патогенными энтеробактерия-ми. Так. на глубине 20 см титр БГКП снижался до 10~? Е. coli и перфриигенса — до Ю-3—Ю-1, энтерококка — до Ю-2—Ю-3, общее количество сапрофитной микрофлоры возрастало с нескольких сотен тысяч до нескольких миллионов в I г почвы. На глубине 50 см общая обсеме-ненность увеличивалась с нескольких десятков тысяч до нескольких сотен тысяч, титры составляли для БГКП и перфриигенса 10"~а, для Е. coli и энтерококка — Ю-1. Сальмонеллы выделялись с глубины как 20 см, так и 50 см и были идентичны сальмонеллам, выделенным из сточной воды. ч

Процессы самоочищения почвы от бактериального загрязнения в течение 3-летнего периода протекали различно. Наиболее интенсивно они протекали в 1975 г., что объясняется незначительными осадками в течение года, низкой влажностью почвы, падающей на глубине 20 см до 12,4 %, высокой температурой почвы, которая уже в начале апреля была 16,5 °С, летом повышалась до 26,5 °С, а осенью равнялась 19,5 °С. При этих условиях процессы бактериального самоочищения почвы не завершались как в промежутках между поливами с интервалами 18, 26 и 37 дней, так и в течение всего вегетацирнного периода. Так, на 2-й опытной площадке, где в течение вегетационного периода поливы не проводились, перед осенней влагозарядкой титры БГКП и перфриигенса составляли Ю-2, Е. coli — 1,0, а спустя 4'/г мес после осенней влагозарядки оросительной нормой 1100 м3/га при температуре почвы —5 °С и титрах БГКП, перфриигенса 10-3, Е. coli 10~2, энтерококка 1,0 на глубине 20 см выделены S. derby из группы В. На 3-й опытной площадке (оросительная норма 4625 м3/га) спустя месяц после последнего вегетационного полива поливной нормой 1720 м3/га при температуре почвы 19,5 °С, влажности 27,9 % и титрах БГКП, Е. coli и перфриигенса Ю-2 выделены сальмонеллы из группы Е с типичными биохимическими и серологическими свойствами. Весной 1976 г. процессы самоочищения почвы активизировались и к началу вегетационных поливов, проведенных в конце мая 1976 г., они завершились на всех опытных площадках; титры БГКП и перфриигенса были идентичны титрам богарного участка.

В последующие годы полного самоочищения почвы от

бактериального загрязнения не происходило, так как по погодным условиям эти годы резко отличались от 1975 г.: частые обильные дожди, носившие ливневый характер, слабая интенсивность солнечной радиации, более высокая влажность почвы, не падавшая ниже 19 % в 1976 г. и 26,5 % в 1977 г., пониженная температура почвы, достигавшая максимума летом 1976—1977 гг. 22—23 °С. Все это способствовало замедлению процессов бактериального самоочищения почвы как от санитарно-показательных микроорганизмов, так и от сальмонелл. Если в 1976 г. из почки выделялись S. derby и с глубины 50 см через 44 дня!, а с глубины 20 см через 146 дней после последнего полива, то в 1977 г. выделялись S. typhimurium с глубины 50 см на 56-й день и с глубины 20 см на 56, 108. 130 и 260-й дни.

При использовании сточных вод для орошения ухудшается санитарное состояние грунтовых вод в пределах ЗПО. Если индекс БГКП до начала эксплуатации ЗПО был менее 9, то в процессе эксплуатации полей орошения отмечалось нарастание бактериального загрязнения грунтовых вод в летне-осенний период. Если в 1975 г. общее количество сточных вод, подаваемых на ЗПО за год, составило 624 000 м3, то в 1976 г. объем сточных вод резко возрос и составил 1 168 000 м3/год, что и привело к увеличению бактериального загрязнения грунтовых вод.

Индексы для БГКП составляли 3860, для Е. coli — 230, для энтерококка — 600. В зимне-весенний период 1976—1977 гг. наблюдалось снижение бактериального загрязнения грунтовых вод, что связано с уменьшением подачи сточной воды и полным прекращением поливов весной 1977 г. Летом 1977 г. с началом вегетационных поливов, а также в связи с обильными дождями, носящими ливневый характер, несмотря на то что объем поступивших сточных вод на ЗПО был значительно меньше по сравнению с 1976 г. и составил 679 000 м3/год, наблюдалось резкое возрастание бактериального загрязнения грунтовых вод. Летом индексы для БГКП составляли 1 170 000, для Е. coli — 606 000, для энтерококка — 11 950. В осепши» период года отмечалось некоторое снижение загрязнений грунтовых вод, тем не менее оно было значительно выше, чем осенью 1975—1976 гг. Индекс БГКП составлял 110 000, Е. coli 11 000, энтерококка 1500.

При исследовании смывов с выращиваемых сельскохозяйственных культур (кукурузы и ячменя) не выявлено загрязнения их патогенными энтеробактериями, хотя и отмечалось загрязнение БГКП, Е. coli и энтерококком. Наибольшее загрязнение отмечалось в 1976 г. за счет полегания растений из-за обильных дождей и соприкосновения их с почвой, когда титр БГКП составлял Ю-3, Е. coli — Ю-3, энтерококка — 1,0—Ю-1.

Выводы

1. Полив хозяйственно-бытовыми сточными водами, прошедшими только механическую очистку, приводит к значительному загрязнению грунтовых вод и почвы до глубины 50 см не только санитарно-показательными микроорганизмами, но и патогенными энтеробактериями.

2. Натурные исследования показали, что ЗПО могут представлять эпидемическую опасность в отношении кишечных инфекций, так как патогенные энтердбактерии длительное время (от 30 до 260 дней) выживают в почве и проникают в грунтовые воды.

3. ЗПО в условиях черноземной полосы юга РСФСР должны использоваться только как сооружения для до-очистки хозяйственно-бытовых сточных вод после полной их биологической очистки.

ЛИТЕРАТУРА

Калина Г. П. — Лабор. дело, 1972, № 11, с. 691. деления сальмонелл из испражнений больных и носи-

Калина Г. П., Шиганова В Л Методические рекомендации телей, пищевых продуктов, сточных жидкостей вводы по применению магниевой среды (среды «М») для вы- открытых водоемов. М., 1973.

Поступила 23/1II 1979 ».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.