Научная статья на тему 'Опыт использования государственных ценных бумаг для финансирования бюджетных расходов в советский период'

Опыт использования государственных ценных бумаг для финансирования бюджетных расходов в советский период Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
133
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Область наук
Ключевые слова
GOVERNMENT BONDS / SECURITIES / EMISSION / GOVERNMENT BORROWING / DEFICIT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Примаченко Софья Валентиновна, Хакова Алина Маратовна, Хамалинская Виктория Владимировна

В статье рассматриваются основные периоды, связанные с выпуском СССР государственных облигаций для покрытия бюджетного дефицита. Был проведён анализ объёма выпуска государственных ценных бумаг с 20-х годов 20 века по настоящее время, а также установлена зависимость объёма эмиссии ценных бумаг от различных социально-экономических явлений. Кроме того, описан процесс реализации современных государственных ценных бумаг. Было проведено сравнение механизмов выпуска российских облигаций федерального займа и советских государственных облигаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses the main periods associated with the release of the USSR government bonds to cover the budget deficit. The volume of issue the government securities from the 20s of the 20th century to the present was analyzed, and the dependence between the issue of securities and various socio-economic phenomena was established. In addition, the process of selling modern government securities is described. A comparison of the mechanisms for issuing Russian federal loan bonds and Soviet government bonds was made.

Текст научной работы на тему «Опыт использования государственных ценных бумаг для финансирования бюджетных расходов в советский период»

УДК 336.273.2

Экономические науки

Примаченко Софья Валентиновна, студентка Факультета финансовых рынков, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации,

Москва

Хакова Алина Маратовна, студентка Факультета финансовых рынков, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва Хамалинская Виктория Владимировна, научный руководитель, к.э.н., доцент Департамента общественных финансов, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва

ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ ДЛЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД

Аннотация: В статье рассматриваются основные периоды, связанные с выпуском СССР государственных облигаций для покрытия бюджетного дефицита. Был проведён анализ объёма выпуска государственных ценных бумаг с 20-х годов 20 века по настоящее время, а также установлена зависимость объёма эмиссии ценных бумаг от различных социально-экономических явлений. Кроме того, описан процесс реализации современных государственных ценных бумаг. Было проведено сравнение механизмов выпуска российских облигаций федерального займа и советских государственных облигаций.

Ключевые слова: государственные облигации, ценные бумаги, эмиссия, государственные заимствования, дефицит.

Abstract: The article discusses the main periods associated with the release of the USSR government bonds to cover the budget deficit. The volume of issue the government securities from the 20s of the 20th century to the present was analyzed,

and the dependence between the issue of securities and various socio-economic phenomena was established. In addition, the process of selling modern government securities is described. A comparison of the mechanisms for issuing Russian federal loan bonds and Soviet government bonds was made.

Keywords: government bonds, securities, emission, government borrowing, deficit.

Введение

Рынок государственных ценных бумаг - это важная часть фондового рынка. Он является одним из наиболее эффективных методов восполнения дефицита бюджета и расширения его доходной части.

В советский период оборот ценных бумаг был представлен лишь небольшим количеством облигаций, сберегательными книжками и аккредитивами Гострудсберкасс, в то время как рынок ценных бумаг в привычном его понимании вообще не существовал. Кроме того, в тяжёлые для страны времена Советский Союз широко использовал практику займа средств у граждан при помощи продажи им государственных облигаций. Это также подтверждает огромное значение рынка государственных заимствований для страны.

Сейчас многие государства активно используют долговые бумаги для мобилизации сбережений граждан, чтобы покрыть бюджетный дефицит. С помощью государственных ценных бумаг происходит регулирование денежной массы. Эмиссия целевых государственных облигаций позволяет решить проблему трансформации сбережений населения в инвестиции. Однако, к сожалению, из-за неразвитости фондового рынка в нашей стране личные накопления населения пока не могут обеспечить значительный объём инвестиций, так как на рынки ссудного капитала поступает лишь малая часть сбережений. Именно поэтому данное исследование является актуальным.

Объектом исследования избран исторический опыт проведения политики советского государства по осуществлению займов у населения. Предмет

исследования - деятельность Правительства СССР по использованию государственных ценных бумаг как источника получения денежных средств для восстановления и развития экономики страны.

Целью работы является определение влияния эмиссии государственных облигаций на развитие экономики СССР и на становление российского рынка ценных бумаг.

В этой связи были обозначены следующие задачи исследования:

1. Проанализировать объём выпуска государственных ценных бумаг с 20-х годов 20 века по настоящее время;

2. Установить причины покупки гражданами облигаций СССР;

3. Рассмотреть направления использования государством привлечённых с помощью ценных бумаг денежных средств;

4. Установить зависимость объёма эмиссии ценных бумаг от различных социально-экономических явлений.

Методологическую основу исследования составили принципы анализа, синтеза, объективной статистики, описательный и сравнительный методы. Теоретической базой являются работы ведущих учёных-экономистов советского периода, отражающие различные взгляды по развитию государственных ценных бумаг в то время, и работы современников, исследовавших механизмы выпуска гособлигаций.

Информационная база исследования: научные статьи, диссертации и учебные пособия о ценных бумагах СССР.

В изучении исторического опыта проведения финансово-кредитной политики СССР можно выделить два периода: период анализа результативности осуществления государственных займов экономистами того времени и период изучения данной экономической политики нашими современниками. Тем не менее, проведённым обособленным исследованиям не хватает обобщения, которое присутствует в данной работе.

Значимость полученных результатов исследования заключается в возможности их использования при оценке современной финансово-кредитной

политики государства, а также при сравнении экономической политики советского государства с политиками других государств.

Внутренние государственные займы 20 - 30-х годов

В большинстве литературы историко-экономической направленности зачастую прослеживается мысль о важной роли государственных займов СССР в финансировании индустриализации, укреплении технической базы производства и, особенно, в покрытии значительной части бюджетных расходов. При этом делается акцент на тот факт, что участие населения в покрытии дефицита бюджета носило больше «добровольно-принудительный» характер, нежели отражало расцвет патриотизма советского гражданина и его желание поддержать сложившийся коммунистический режим. Действительно, важной особенностью государственных облигаций того времени можно было считать отлаженный механизм по привлечению средств граждан в бюджет государства. Можно порицать подобную систему несколько принудительного порядка покупки данных облигаций, а можно считать ее малой платой за развитие страны, но в данном вопросе мы хотели бы сконцентрировать внимание на необходимости введения подобного механизма именно для финансового сектора СССР.

Экономика НЭПА в 1921 году привела к возрастанию денежных средств граждан, которые переходили в накопления, так как существующий дефицит товаров из-за продолжавшейся разрухи не позволял населению приобретать необходимые им продукты. На свои сбережения люди практически не могли ничего купить, росла денежная масса по стране, что приводило к росту инфляции, которая постепенно начала выходить из-под контроля со стороны правительства. Необходимо было вывести часть средств из рук населения, также сохранялась потребность бюджета в денежных ресурсах для их направления на восстановление экономики, что в конечном итоге и привело к активному использованию государственных займов [9, а 61]. При таких условиях активная пропаганда, система поощрений, почти обязательная коллективная подписка на облигации на работе стали неизбежными, так как

правительству требовались моментальные результаты за счет решительных мер.

Первые государственные займы в СССР носили натуральный характер -это были хлебные займы на 8 и 10 месяцев в 1922 году и сахарный заем в 1923 году. Позже в 1927 году начались попытки индустриализации страны и политика государственных займов получила свое небывалое развитие. С этого времени стали распространяться займы по подписке в рассрочку, что позволяло привлекать на покрытие бюджетных расходов неплатежеспособные слои населения. Самые большие из займов этого периода являлись заем 1929 года на индустриализацию хозяйства СССР (720 миллионов рублей) и последующие займы на реализацию «пятилеток», которые регулярно собирали от 1,6 до 8 млрд. руб. в период с 1930 по 1940 год [7, с. 65]. Подобные масштабы займов со стороны населения позволяют сделать вывод о том, что практически вся экономика того периода строилась на деньгах граждан, мобилизованных за счет выпуска государственных облигаций. «Латать» финансовые дыры в бюджете с помощью подобного инструмента было удобно, что и объясняет распространённость данного способа на территории нашей страны.

По началу власти не решались выпускать сразу же государственные облигации на крупные суммы денежных средств (табл. 1). Система их выпуска на тот момент еще не была целиком установлена, она лишь формировалась. Правительство не было уверено в том, что ценные бумаги будут раскуплены населением целиком и не видело нужды затрачивать лишние ресурсы на облигации, которые потенциально не будут пользоваться спросом. За этот период наблюдается тенденция роста суммы выпускаемых облигаций, и в 1929 году сумма займа увеличилась в 7,5 раз по сравнению с первоначальными объемами.

Год Название займа Срок Сумма

1922 Государственный 6-% выигрышный заем 10 лет 100 млн. руб.

1923 Второй внутренний краткосрочный государственный хлебный заем 11 месяцев 100 млн. пудов ржи

1924 8-% внутренний золотой заем 6 лет 100 млн. руб.

1925 Государственный внутренний заем хозяйственного восстановления 4,5 года 300 млн. руб.

1927 Государственный внутренний 12-% заем 10 лет 200 млн. руб.

1928 Четвертый государственный 8-% заем 15 лет 400 млн. руб.

1929 Третий государственный внутренний выигрышный заем индустриализации народного хозяйства СССР 10 лет 750 млн. руб.

Таблица 1. Объем основных государственных займов СССР в 1920-е годы. Источник: составлено авторами по данным сайта «Деньги России»: [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.russian-money.ru/articles/goszaim (дата обращения: 22.02.2019).

Еще больший объем государственных заимствований начался в 1930-е годы, когда было принято решение об индустриализации народного хозяйства, на которое, естественно, требовался большой объем финансирования.

Механизм покупки облигаций в дальнейшем был продуман до мелочей. Коллективная подписка на рассрочку, которая преподносилась в форме наглядного проявления политической активности и инициативы трудящихся, проводилась на предприятиях регулярно. При этом методы уклонения от работы в день проведения займа в виде мнимой болезни или командировки пресекались со стороны комсодов, профсоюзами и партийными организациями. С финансовой точки зрения подобная система могла бы быть эффективной, если бы не порой слишком серьезная нагрузка на определенные слои населения. Так, на рубеже 1920-1930-х годов подписка на займы среди крестьянства приняла не только принудительный характер, но, и наряду с усиленным налогообложением, стала одним из главных инструментов разорения индивидуальных хозяйств, что, естественно, не могло не отразиться на сфере финансов домохозяйств.

Военные займы 40-х годов и займы 50-х годов на восстановление хозяйства в послевоенное время

Начавшаяся Великая отечественная война потребовала огромных финансовых ресурсов. Одним из источников средств для финансирования военных расходов стали военные займы.

Для победы над фашистами люди не жалели ни сил, ни денег. Высокий патриотизм общества и грамотные компании по распространению облигаций позволили быстро осуществлять новые займы, которые были выигрышными и процентными. Именно поэтому в военное время государственные облигации пользовались большим спросом.

Хранение денег в годы войны, когда существовала карточная система распределения продуктов и цены на продукты были заоблачными, считалось не совсем правильным решением, следовательно, население покупало облигации весьма охотно.

Ценные бумаги военного времени имели рисунки на военную тематику. Условия выигрыша помещались на оборотной стороне.

Распространение четырёхпроцентных займов номиналом от 25 до 500 рублей среди населения происходило по специальной подписке. Она проводилась следующим образом: на предприятия поступали бланки для учёта займа и его оформления, а также авансовая сумма облигаций. Работники предприятий выстраивались в очередь и вписывали в специальные подписные листы свои фамилии и сумму, на которую они приобретали облигации. Руководством предприятий особо поощряли рабочих, отдававших свой месячный заработок или две трети от него. Потом эти листы передавали в бухгалтерию, где и происходил вычет стоимости облигаций из зарплаты с учётом десятимесячной рассрочки [2, а 34].

Также выпускались двухпроцентные облигации номиналом от 100 до 1000 рублей с купонами для колхозов, артелей, кооперативов и так далее.

В 1942 году только за первые два дня эмиссии было продано государственных ценных бумаг на сумму более 10 миллиардов рублей. Тогда

всего за 1942-1945 гг. была произведена эмиссия четырёх 20-летних военных займов под 4% годовых, которые позволили собрать около 72 миллиардов рублей. Они обеспечили около 10% всех доходов государственного бюджета.

Если изучить конкретные данные по объему выпущенных военных займов за данный период (табл. 2), то можно проследить развитие подобного способа финансирования расходов. В начале войны государство не было намерено мобилизовать ресурсы таким путем, лишь в 1942 году был выпущен первый военный заем. При этом можно проследить тенденцию на постепенное увеличение объема заимствованных у населения средств, что напрямую связано с постоянно нарастающими военными действиями. Так, если первый военный заем составил лишь 10 млрд. руб., то в 1944-1945 гг. объем каждого займа составил значительные 25 млрд. руб. Также можно отметить грамотность, с которой власти разрабатывали схему данных военных займов. Если срок погашения прошлых займов почти всегда не превышал 10 лет, то в отношении военных заимствований государство увеличило срок выплат [3, с. 10]. Правительству было очевидно, что после войны потребуются значительные ресурсы на восстановление всей инфраструктуры страны и тратить их на скупку облигаций было бы неразумным решением на фоне дефицита бюджета. Для этого государство увеличило срок погашения облигаций до 20 лет, чтобы отсрочить лишние траты бюджетных средств.

Год Название займа Срок Сумма

1942 Государственный военный заем 20 лет 10 млрд. руб.

1943 Второй государственный военный заем 20 лет 12 млрд. руб.

1944 Третий государственный военный заем 20 лет 25 млрд. руб.

1945 Четвертый государственный военный заем 20 лет 25 млрд. руб.

Таблица 2. Объем военных займов СССР в 1940-е годы Источник: составлено авторами по данным сайта «Деньги России»: [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.russian-money.ru/articles/goszaim (дата обращения: 22.02.2019).

Сразу после окончания войны начался четвёртый пятилетний план восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1945-1960 гг. Государству всё также были необходимы денежные средства.

Однако в то время ситуация осложнялась тем, что после войны население обнищало, частные хозяйства были разорены, накоплений не осталось. Система государственных займов уже не могла держаться на голом энтузиазме граждан. Никто из населения уже не верил, что Правительство СССР когда-нибудь выполнит обязательства по займам.

С 1946 по 1950 год Советский Союз выпускал подписные выигрышные займы восстановления и развития народного хозяйства. При этом выигрышем только 35% облигаций, целой облигацией считался номинал 100 рублей.

Первые Государственные займы восстановления и развития народного хозяйства были выпущены в 1946 году, второй выпуск произошёл в 1947 году, а третий - в 1948 г. В 1949 году начался выпуск Государственных займов развития народного хозяйства.

Правительство СССР практически в принудительном порядке обязало население выкупить все тиражи государственных облигаций, выручка от которых шла на восстановление и развитие народного хозяйства. При этом погашения по ним планировалось осуществить только через 20-26 лет.

Кроме того, при проведении денежной реформы 1947 года были пересчитаны вклады населения. Все государственные облигации выигрышного займа 1938 года обменивались по курсу 5:1 на новые трёхпроцентные облигации образца 1947 года, а восьмипроцентные облигации 1927-1928 годов и облигации 1936-1945 (кроме выигрышных 1938) по курсу 3:1 на двухпроцентный заём 1948 года.

С 1951 СССР начало распространять выигрышные займы развития народного хозяйства номиналов от 10 до 500 рублей. Они стали самыми массовыми за всю историю выпуска государственных ценных бумаг СССР. Многие из них так и не были погашены.

Всего за период с 1946 по 1957 гг. был произведён выпуск пяти займов восстановления и развития народного хозяйства СССР и семи займов развития народного хозяйства (выпуска 1951-1957 гг.).

В то время государственные займы составили важную часть доходов бюджета. Так, например, в 1948 году на их долю пришлось 24% доходов государственного бюджета, а в 1952 году - 42 %.

Как уже было сказано, доходы по данным облигациям выплачивались до 1957 года только в виде выигрышей, но цена подобных выигрышей была незначительной, так как велась без учёта инфляции. Во многом из-за этого спрос на государственные бумаги постепенно снижался.

Затем сложилась ситуация, при которой текущие расходы государственного бюджета по эмиссии бумаг и обслуживанию всех займов начали превышать поступления в бюджет от их размещения. К этому моменту долг государства по облигациям почти превысил половину доходов госбюджета и составил 250 миллиардов рублей. СССР начал сокращать объём выпуска гособлигаций, чтобы не обременять государство новыми внутренними долгами [6, с. 261].

19 апреля 1957 года ЦК КПСС и Совет министров СССР приняли постановление «О государственных займах, размещаемых по подписке среди трудящихся Советского Союза», согласно которому был прекращён дальнейший выпуск новых займов, перестали проводиться выигрышные тиражи, а погашение ранее выпушенных займов было отсрочено на 20 лет. Данное решение власти обосновали тем, что оно было «подсказано снизу» трудовыми коллективами. Фактически произошёл дефолт по государственным ценным бумагам.

Последние государственные займы СССР. Современные государственные ценные бумаги

Последний заем СССР был выпущен в 1982 году и рассчитывался на 20 лет. По истечении данного срока 32% ценных бумаг получали выигрыш, условия которого описывались, как обычно, на обратной стороне облигации, а

оставшаяся часть должна была покрываться по себестоимости. Система государственных займов на тот момент уже получила застой в использовании. Лишь за 16 лет до этого был произведен предыдущий выпуск облигаций.

Общей чертой последних займов СССР являлось то, что они не были полностью погашены правительством в связи с распадом страны. Следует отметить, что и до этого выплаты по государственным облигациям практически не проводились - это началось более или менее активно лишь в 70-е годы. Данный факт отражает сформировавшуюся тенденцию недоверия со стороны населения к ценным бумагам государства, которая сохранилась и находит отражение до сих пор. По итогу после распада СССР заем 1982 года был конвертирован в заем РФ в 1992 году, после чего был деноминирован в заем 1998 года, выплаты по которому завершились лишь к концу 2005 года.

Но не всем держателям советских государственных облигаций так повезло. Владельцам ценных бумаг СССР в 1999 году обещали выплатить обещанные им денежные средства даже с учетом изменившейся покупательной способности. Вышли всевозможные законы и постановления, защищавшие держателей гособлигаций, например ФЗ «О порядке перевода государственных ценных бумаг СССР и сертификатов сберегательного банка СССР в целевые долговые обязательства РФ». Таким образом государство стремилось показать, что оно не забыло о своих займах и помнит об обязательствах перед гражданами [4, а 56].

Однако обещания частично остались лишь обещаниям, Правительство РФ выносило постановления о приостановлении перевода советских ценных бумаг в российский внутренний долг. По итогу зачастую многие граждане вынуждены требовать возврата своих средств через суд.

Можно говорить о том, что система государственных займов за время своего существования в СССР претерпевала ряд цикличных стадий в виде остановки их выпуска и взлётов их продаж в годы каких-либо социальных и экономических потрясений в виде войн или перестройки всей системы хозяйства. Тем не менее, механизм выпуска государственных облигаций во

многом поспособствовал становлению экономики нашей страны. СССР показал пример использования госзаймов в качестве основного метода покрытия дефицита бюджета со всеми его достоинствами в виде простоты и быстроты применения и со всеми его недостатками в виде растущей социальной напряжённости из-за принудительного характера продаж облигаций.

Если говорить о нынешней ситуации на рынке государственных ценных бумаг, то стоит отметить, что власти все ещё активно используют механизм выпуска государственных ценных бумаг для получения дополнительного финансирования своей деятельности. Однако данный процесс усложняется за счёт того факта, что в отличие от СССР, юридические и физические лица получили доступ к ценным бумагам не только государства, но и других эмитентов.

Предпринимательская деятельность, естественно, набирает обороты на пути капиталистического развития нашей страны и все больше компаний используют привлеченные средства за счёт выпуска акций и иных ценных бумаг. Таким образом, у экономических субъектов, имеющих временно свободные денежные средства, появляется альтернатива в отношении вопроса о вложении своих ресурсов.

Продажа государственных облигаций в настоящее время сводится к реализации Министерством финансов России через Московскую биржу облигаций федерального займа (ОФЗ). Данные облигации представляют собой основной вид среднесрочных ценных бумаг в России и служат необходимым источником финансирования дефицита бюджета, поскольку они позволяют решить проблему рефинансирования коротких выпусков за относительно продолжительный период [5, а 191].

Новым витком развития на рынке облигаций стало появление так называемых ОФЗ-н, то есть облигаций для физических лиц. До этого государственные облигации в России были доступны только для юридических лиц. Однако на фоне растущей инфляции и увеличивающейся доли сбережений граждан, возникла та же ситуация стремительного роста денежной массы на

руках населения, так как согласно опросу Левада-центра значительная доля россиян не готова совершать большие покупки сейчас [1]. Это привело к тому, что государство решило выпустить облигации и для населения, чтобы у людей появился путь вложения средств и деньги начали «работать» в экономике страны, а не просто лежать на счетах банков.

Данные облигации выпускают с апреля 2017 года и их продажа проходит не через Московскую биржу, как принято по остальным государственным ценным бумагам, а через кассы Сбербанка и ВТБ24. Объём первого выпуска составил 15 миллиардов рублей, также были организованные второй и третий выпуски данных облигаций. В начале 2019 года было объявлено о решении разместить дополнительный выпуск на 5 миллиардов рублей. Таким образом, по примеру СССР население в России также стало задействовано в финансирование деятельности государства через покупку облигаций.

За счет эмиссии подобного рода облигаций бюджету Российской Федерации удалось мобилизовать достаточно большие объемы денежных ресурсов (табл. 3). Государство не рассчитывало на такой ажиотаж со стороны граждан в покупке данных облигаций, в результате чего были произведены дополнительные выпуски. Для повышения спроса на выпущенные ценные бумаги Министерство финансов даже рассматривает возможность отмены комиссий для инвесторов по покупке «народных» облигаций, сумма которых является достаточно большой и мешает росту продаж.

Год Название Сумма (млрд. руб.) Количество (млн.)

2017 Выпуск 53001RMFS 15 15

2017 Дополнительный выпуск 53001RMFS 15 15

2017 Выпуск 53002RMFS 15 15

2018 Выпуск 53003RMFS 15 15

2018 Дополнительный выпуск 53003RMFS 5 5

Таблица 3. Объем выпущенных в России ОФЗ-н Источник: составлено авторами по данным сайта Министерства финансов Российской Федерации.

Исходя из приведенных данных можно отметить появившийся нестабильный спрос на данную группу облигаций, так как государство решило отказаться от большого объема дополнительного выпуска в 2018 году - объем выпуска сократился в 3 раза по сравнению с предыдущими.

Однако, на наш взгляд, вопрос об эффективности данных облигаций является открытым, так как, несмотря на то, что номинал одной облигации для гражданина Российской Федерации - 1000 рублей, минимальный объема покупки - 30 облигаций. Подобные сумму уже могут вызывать неоднозначную реакцию со стороны населения, так как многие до сих пор помнят дальнейшую судьбу советских ценных бумаг и повторить эту историю никому бы не хотелось.

Заключение

Бюджетный дефицит может стать серьезной проблемой для государства, которое постоянно нуждается в денежных средствах для финансирования своей общественной деятельности. Для покрытия дефицита бюджета власти могут прибегнуть к трем основным методам: эмиссия денег, международные заимствования и увеличение внутреннего государственного долга за счет выпуска в обращение облигаций [8, а 34]. Среди названных средств наибольший интерес для анализа вызывает механизм использования государственных облигаций.

В ходе проведенной работы было проведено исследование системы государственных облигаций в нашей стране. Во времена СССР данный метод получения дополнительного финансирования был превалирующим, после же распада СССР и образования Российской Федерации данный метод также активно используется. Популярность данного метода вызвана его простотой и коротким промежутком времени, за который государство может собрать необходимый объем финансовых ресурсов. Однако в дальнейшем облигации могут выступить «камнем преткновения» между властями и населением, как это было во времена СССР, так как из-за существующей на мировом рынке нестабильной экономической ситуации государство не может обеспечить

граждан гарантиями своевременного возврата денежных средств, даже если обещанные выплаты должны произойти нескоро. Сам по себе механизм государственных облигаций напрямую зависит от доверия со стороны граждан по отношению к государству, от проводимой им денежно-кредитной политики.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, система государственных заимствований за счет выпуска облигаций была достаточно эффективным способом покрытия дефицита бюджета и остается таковой до сих пор. Подобный механизм, как и любой другой элемент экономической системы, претерпевает изменения. При этом в России существует тенденция на использование опыта СССР в отношении данного вопроса. Так, с 2017 году впервые облигации стали доступны и физическим лицам, как это было в советский период. Подобные изменения способствуют развитию экономики государства, так как позволяют мобилизовать все больше ресурсов для реализации социальных задач.

Библиографический список:

1. Аналитический центр Юрия Левады. Общественное мнение -2017. М.: Левада-Центр, 2018 - 244 с.

2. Бирюкова Л. А. Особенности реализации внутренних государственных кредитных займов в СССР в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. // Молодежь в науке: новые аргументы. 2016. С. 33-36.

3. Голицын Ю. П. Займы для победы // Ваши личные финансы. 2015. № 5. С. 8-12.

4. Жмурко И. М. Правовое регулирование оборота облигаций государственного внутреннего выигрышного займа 1982 года // Право и государство: теория и практика. 2018. № 6 (162). С. 55-58.

5. Завгородняя В. В. Проблемы формирования финансовых ресурсов российскими предприятиями в условиях санкций // Аудит и финансовый анализ. 2015. № 5. С. 190-195.

6. Зубкова Б. Ю., Кошелева Л. П., Кузнецова Г. А. Советская жизнь, 1945-1953. М.: РОССПЭН, 2003 - 720 с.

7. Страхов В. В. Внутренние государственные займы в СССР конца 1920-х - 1930-е годы // Вестник Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина. 2008. № 19. С. 59-79.

8. Хамалинский И. В. Государственный долг Российской Федерации: современное состояние // Вестник Международного института экономики и права. 2017. № 1 (26). С. 32-45.

9. Шабалин А. О. Особенности фондового рынка России в период НЭПа // Финансы. 1997. № 4. С. 59-63.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.