РАЗДЕЛ 2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕПОДАВАНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
SECTION 2. PSYCHOLOGICAL
AND PEDAGOGICAL ASPECTS OF TEACHING
IN HIGHER EDUCATION
DOI 10.26105/SSPU.2021.1.70.008
УДК 378.14:159.92
ББК 74.480+88.251.31-2
С.А. ГИЛЬМАНОВ ОПЫТ ИНСАЙТНЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ
БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ И ЕГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ
S.A. GILMANOV THE EXPERIENCE OF INSIGHT
EMOTIONS OF FUTURE PEDAGOGUES-PSYCHOLOGISTS AND ITS EDUCATIONAL POTENTIAL
В статье указывается, что для исследований области инсайта актуален поиск способов стимулирования развития творческих качеств студентов, приводится краткий обзор изученности проблемы инсайта.
Цель статьи: на основе качественного анализа полученных в письменном опросе студентов, будущих педагогов-психологов, описаний инсайта в жизнедеятельности и в обыденном творчестве, выявить его эмпирически проявляемые признаки и определить возможности использования в профессиональном образовании.
Проведен качественный анализ опросника «Компоненты моего творческого поведения» и эссе «Мое лучшее творческое достижение» будущих педагогов-психологов (n = 103).
Выделены такие признаки, как двойственная природа инсайта, отражающая единство аффекта и интеллекта; выраженность эстетических свойств инсайтных переживаний; осознанность людьми того, что понимается и эмоциональной реакции на появившееся понимание. Делается содержащий научную новизну вывод о том, что опыт осознания эмоционального воспоминания студентов об инсайте может помочь актуализировать творческий подход к учению, стимулировать переструктурирование целей и задач обучения, изменить субъектные позиции студентов, с которых осуществляются учебные действия.
The article points out that for research in the field of insight, the search for ways to stimulate the development of students ' creative qualities is relevant, and provides a brief overview of the study of the problem of insight.
The purpose of the article: on the basis of a qualitative analysis of the descriptions of insight in life activity and in everyday creativity obtained in a written survey of students, future teachers-
psychologists, to identify its empirically manifested signs and to determine the possibilities of using it in professional education.
A qualitative analysis of the questionnaire «Components of my creative behavior» and the essay «My best creative achievement» of future teachers-psychologists (n = 103) was carried out.
Such features as the dual nature of insight, reflecting the unity of affect and intelligence, the severity of the aesthetic properties of insight experiences, the awareness of people of what is understood and the emotional reaction to the understanding that has appeared, are highlighted. The conclusion containing scientific novelty is made that the experience of awareness of students ' emotional memories of the insite can help to actualize the creative approach to teaching, stimulate the restructuring of the goals and objectives of teaching, change the subjective positions of students from which educational actions are carried out.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: инсайт, обыденное творчество, профессиональное образование
KEYWORDS: insight, everyday creativity, professional education
ВВЕДЕНИЕ. Развитие творческих качеств людей всегда является важной задачей и проблемой психологии и педагогики в теоретических и практических аспектах. Особенно актуально исследование тех проявлений свойств и состояний личности, которые напрямую связаны с развитием и реализацией способностей к осуществлению творческого процесса. При всем разнообразии предлагаемых теоретиками и практиками подходов, на наш взгляд, малоисследованными остаются некоторые проявления творческих качеств в реальной жизнедеятельности людей. Это, в частности, переживания инсайта. Для профессионального образования исследования инсайта актуальны и в отношении поиска способов стимулирования развития творческих качеств студентов.
Проблемам исследования инсайта как ключевого для творческого процесса момента традиционно уделяется большое внимание в психологии творчества. Инсайт чаще всего определяется через «ага-переживание», природа которого со времен Уоллеса, выделившего в творческом процессе стадии «инкубации» и «иллюминации», заключается в эмоциональном отражении перехода найденного в бессознательной сфере психики решения проблемы в сознание. Однако уже со времен работ гештальтпсихологов, связывавших инсайт с переструктурированием репрезентации решаемой задачи, дискуссии о его сущности не утихают. Высказываются даже точки зрения, отрицающие существование инсайта как самостоятельного психологического феномена. Сегодня этой проблеме посвящены многочисленные работы как зарубежных (J. R. Anderson, E. P. Chronicle, M. Csikszentmihalyi, J. E. Davidson, A. Faber, C. A. Gardner, G.Jones, C. Kaplan, J. C. Kaufman, G. Knoblich, J. N. MacGregor, R.J. Martinsen, J.Metcalfe, S.Ohlsson, M.Ollinger, TC.Ormerod, 0.Runco, H.A.Simon, RJ.Sternberg, E.PTorrance, R.WWeisberg, D.Wiebe a.o.), так и отечественных (А.В. Брушлинский, Е.А. Валуева, И.Ю. Владимиров, С.С.Лифанова, О.В.Павлищак, Я.А.Пономарев, В.Ф.Спиридонов, Д.В.Ушаков, М.А.Холодная и др.) психологов. При этом большинство исследований и, соответственно, аргументация при обосновании взгляда на инсайт, основаны на проведенных в лабораторных условиях (чаще всего на примере решения «инсайтных» задач, в которых есть возможность одномоментно догадаться о «принципе верного решения»: головоломки, задачи с подтекстом, задачи, решение которых требует выхода за пределы стереотипов и т.п.) экспериментов, где в качестве зависимых переменных выступают характеристики инсайта в процессе решения задачи, активность зон мозга, ход размышлений (при инструкции «думайте вслух») и т.п. Тем не менее, при любом подходе к пониманию природы инсайта ведущими его признаками практически все исследователи считают внезапность и одномоментность понимания чего-либо и особую эмоцию, «ага-чувство».
Мы считаем, что в большинстве исследований не учитывается связь инсайта как момента «открытия», и как переживания, с текущими психическими состояниями людей,
с мотивами их деятельности, с включенностью момента инсайта в общую структуру реальной жизнедеятельности, в которой сам творческий процесс является только одной из сторон.
В этом отношении продуктивным может быть обращение к исследованиям повседневного творчества, активно развивающимся в психологической науке в последние десятилетия, которое «входит практически в каждый аспект жизни», являясь не специальной способностью, а аспектом человеческого интеллекта в целом, основанном «на повседневных способностях, таких как концептуальное мышление, восприятие, память и рефлексивная самокритика» [5, p. 1]. Сложился круг ведущих исследователей повседневного творчества (R.A. Beghetto, M.A. Boden, M. Csikszentmihalyi, J.C. Kaufman, R.K. Richards, R.K. Sawyer a.o.). В этой области психологии созданы и определенные теоретические модели. Это, например, модель DIFI (Domain, Individual, Field, Interaction framework) Чиксентмихайи [6]. Широко известна модель «4 П», в котором выделены такие ракурсы рассмотрения творчества, как личность, процесс, продукт, влияние окружающей среды [9; 11]. В подавляющем большинстве психологических теорий творчество, проявляющееся в ежедневной деятельности, всегда относится к низшему уровню, когда и процесс, и продукт имеют гораздо меньшее значение, чем в высшем уровне. В теории «четырех Т» Дж. Кауфмана и Р. Бегетто, «Большое Т» — это творчество великих людей, а «Малое-Т, («everyday creativity») — творческие действия, в которых средний человек может участвовать каждый день [8]. Авторитетная исследовательница повседневного творчества Р. Ричардс считает, что для его операционального определения достаточно только двух критериев — оригинальности («относительная редкость продукта в данной референтной группе») и значимости («быть понятным для других, не случайным или нестандартным и, таким образом, быть социально значимым») [10, p. 189]. Существуют десятки психодиагностических методик, в которых исследуются разные стороны повседневного творчества. Это, например, «Шкалы жизненной креативности» («Lifetime Creativity Scales», LCS), «Опросник творческих достижений» «Creative Achievement Questionnaire», CAQ), «Опросник творческой деятельности и достижений» («Creative Activities and Achievements», ICAA; набор тестовых заданий доступен по адресу https://osf.io/4s9p6/).
Именно в повседневном, обыденном творчестве, когда люди решают задачи не в специально созданных условиях, а ставят их сами, самостоятельно организуют процесс творчества и оценивают его результат, используют созданный продукт, можно обнаружить малоисследованные стороны творчества, в том числе и проявления инсайта, без обращения к психодиагностическим методикам. Важным следствием этого может стать определение возможностей использования инсайта в образовательном процессе и в психологических практиках.
ЦЕЛЬ данной статьи — на основе качественного анализа полученных в письменном опросе студентов, будущих педагогов-психологов, описаний инсайта в жизнедеятельности и в обыденном творчестве людей, выявить его эмпирически проявляемые признаки и возможности использования в профессиональном образовании.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Мы в рамках исследования возможностей использования опыта обыденного творчества в образовательном процессе изучаем различные его характеристики, включая и моменты понимания, открытия, осознания, возникавшие у студентов в ходе жизнедеятельности и в процессе создания творческого продукта. Исследование проводится на базе Югорского государственного университета, в него включены студенты очного и заочного отделений, обучающиеся по специальности «Психолого-педагогическое образование».
Аналитический материал мы получаем, во-первых, из опросника «Компоненты моего творческого поведения», в котором, среди прочих, сформулирован вопрос «Можете ли Вы
описать момент понимания, открытия, осознания («Ага, вот в чем дело!») чего-либо, который часто Вам вспоминается как значительное событие в Вашей жизни?», и предлагалось описать этот момент по параметрам: «я понял(а) (открыл, осознал), что...»; «я чувствовал(а) (восторг, удивление и т.п.)»; «я понял(а) (открыл, осознал) это в процессе (поиска, изучения, решения, выполнения и т.п.)»; «мне было ... лет (возраст можно указать приблизительно)». Здесь мы умышленно не говорили об «инсайтном» характере переживания момента понимания, открытия, осознания, что позволяло выявить, какие переживания респонденты относят к значимым «личным открытиям», насколько они ценят такие переживания.
Во-вторых, из анализа эссе «Мое лучшее творческое достижение», в котором студент описывает (и предъявляет в разном виде аудитории в устном выступлении) любой творческий продукт, который, по его мнению, является его лучшим творческим достижением. Эссе пишется по определенному плану, который включает и такие вопросы: «Что хотелось создать, каковы обстоятельства создания продукта; сильным ли было желание?»; «Сколько было попыток решения, какими они были; долго ли шел поиск решения?»; «Как пришла идея решения (обстоятельства, какие чувства переживались)?». Аналитический материал постоянно пополняется.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ. Приведем некоторые данные, полученные в ходе качественного анализа представленных студентами 4 курса в 2019-2020 учебном г. ДО = 103) текстов опросника «Компоненты моего творческого поведения» (смысловые единицы: осознаваемое содержание описываемого инсайта, характер эмоций; категоризи-рующие данные — социокультурная сфера, в которой проявилось содержание, значимость переживания, возраст) и эссе «Мое лучшее творческое достижение» (смысловые единицы: осознаваемое содержание инсайта, характер эмоций; категоризирующие данные — вид творческого продукта, наличие и характер описания инсайта).
Подавляющее большинство респондентов (79 человек) поняли задаваемый вопрос как необходимость описать сильное впечатление, полученное ими от осознания значимости того, что они сделали и чего в результате достигли. Больше всего представлено описаний ин-сайтных переживаний в сфере социальных достижений (53 человека). Приведем некоторые примеры (тексты отредактированы и сокращены): «победа в районном конкурсе талантов, я была вокалисткой от своего поселка и заняла первое место. На тот момент я испытывала абсолютную гордость, поняла, что могу достигнуть многого, было 14 лет»; «поняла, что могу быть артистом, когда выступала на школьных мероприятиях, играя роль звездочёта и бабы-яги. Чувствовала гордость за себя; было 12 лет»; «поняла, как быть профессионально успешным, когда совместно с детьми сделали небольшой макет с объёмными фигурами, и заняли 1 место по району; 29 лет». 14 человек описали переживания при осознании социальных умений: «поняла, что могу быть ведущей каких-либо праздников и развлечений, а ещё лучше артистом больших и малых театров, когда составляла и проводила первые мероприятия (день рождения родственников; чувствовала восторг, удовольствие, эйфорию, кайф от того, что я делаю; мне было 10 лет»; «открыла в себе талант режиссера, когда организовала и оформила собственную свадьбу, было крутое чувство счастья внутри от того что все это ты сделал самостоятельно; было 25 лет»; «в процессе прохождения практики внезапно поняла, как вырабатываются профессиональные навыки; испытала спокойствие, уверенность в себе; было 19 лет». 12 человек просто упомянули о победах в конкурсах, соревнованиях, указав, что поняли, что могут многого достичь и гордятся этим.
Другую группу (19 человек) составили респонденты, осознавшие нечто значимое для собственного развития, описавшие: переживание внезапного осознания смысловых сторон жизни («в процессе изучения психологии внезапно осознала, что все люди управляемы и внушаемы, что мы никогда не сможем пойти против природы, что ничто не совершенно; чувствовала огорчение; мне было 21-24 года»; открытие закономерностей в выполнении
профессиональной деятельности («Вдруг поняла, что с увеличением симптомов интернет-зависимости увеличивается вероятность возникновения внутриличностных конфликтов на фоне противоречия важности и не реализации в реальной жизни значимых ценностей; чувствовала удивление и внутреннюю теплоту от радости осознания. Мне было 20 лет»; осознание собственных профессиональных возможностей («открыла, что после определённой работы учителя, родителя, моей работы, ребенок стал более адаптирован в школе, лучше учиться, стал идти на контакт как со сверстниками, так и с учителем и психологом. Чувствовала восторг от учащихся в школе, в своей работе, и то что у меня это получилось! Мне было 22 года».
Наконец, самую немногочисленную группу (5 человек) составили те респонденты, которые описали переживания, связанные с обретением определенных умений или пониманием свойств мира, произошедшие в детском возрасте: «при обучении езде на велосипеде поняла, как нужно правильно держать равновесие, а главное не бояться, не закрывать глаза, а ехать; я чувствовала огромный восторг, получила бурю эмоций. Было 6-7 лет»; «поняла, как выполнять различные ведения мяча. Поняла, как кидать мяч в кольцо. Чувствовала восторг, удивление, когда я попала в корзину. Ведь у меня стало получаться. Я молодец! Мне было 11 лет»; «экспериментируя с разными цветами в процессе рисования внезапно открыл, что смешивание несколько цветов красок, приводит к появлению нового цвета. Чувствовал восторг, удивление, чувствовал себя первооткрывателем. Мне было 5 лет).
Являются ли описанные студентами переживания инсайтными? Если основным признаком инсайта считать внезапное осознание чего-либо, то, несомненно, являются. Конечно, они произошли не в целенаправленной творческой деятельности, однако в них присутствует чувство открытия, они сопровождаются эмоциональным откликом на произошедшее, имеющем все признаки «ага-переживания».
В силу ограниченности объема текста мы не будем приводить подробных примеров качественного анализа описаний инсайта, полученных в эссе «Мое лучшее творческое достижение». Отметим только самые основные характеристики. Во-первых, при выполнении творческого продукта наиболее осознаваемыми, закрепленными в памяти и подробно описываемыми являются инсайтные переживания при «рождении» произведений, традиционно относимых к области искусства (художественный текст, стихотворение, рисунок, музыкальная пьеса и др.), однако инсайт переживается при создании любых продуктов (см. таблицу 1).
Таблица 1. Упоминания инсайта в эссе «Мое лучшее творческое достижение»
Характеристики переживания Вид инсайта описываемого продукта Описания переживания инсайта Упоминания переживания инсайта без описания Нет упоминаний переживания инсайта
Функциональные бытовые предметы, 7 24 32
кулинарные изделия
Технические устройства 1 2 0
Произведения искусства: стихотворе-
ния, рисунки, фото, картины, режиссер- 12 7 3
ские постановки
Связанные с профессией продукты: 4 3 4
методики, тесты, игры и др.
Не классифицируемые продукты 2 0 2
Всего 26 36 41
Во-вторых, описания переживаний инсайта чаще всего связано с эстетическими признаками создаваемого продукта: респонденты обнаруживают «красивое расположение», «четкую рифму», «гармоничность частей костюма», «соразмерность частей игрушки», «соответствие запаха и цвета сваренного мыла», «возвышенность содержания всего сценария» и т.п., причем это происходит при создании любых продуктов. В-третьих, момент внезапного понимания возникает при создании конкретного продукта не только в завершении, но и на разных этапах движения к конечному результату (может быть несколько инсайтных моментов), но чаще всего (в 19 из 26 случаев) описывается как появление некоей целостности в представлениях (как тут не вспомнить точку зрения гештальтпсихологов), независимо от того, к какому этапу создания продукта он относится.Наконец, следует отметить и то, что респонденты, как и в случае описаний переживаний жизненных «открытий», четко осознают и описывают то, что понимается, и эмоциональную реакцию на появившееся понимание.Таким образом, эмпирически выявляемые характеристики опыта переживаний, имеющих признаки инсайта, говорят о том, что внезапное «открытие», понимание чего-то важного, имеет двойственную природу, что, в принципе отражает отмечаемое Л.С.Выготским единство аффекта и интеллекта. В реальной жизни таким переживаниям часто не предшествует инкубационный период, они не сказываются в непосредственно выполняемых после переживания действиях. Инсайтные переживания отличаются от переживаний, надолго остающихся в памяти и определяющих жизненный путь человека, которые В.П.Эфроимсон называл «импрессинговыми», М.К.Мамардашви-ли — «знамениями», А. А. Мелик-Пашаев — «ключевыми переживаниями», тем, что в них основным является не само переживание, а разрешение некоторой проблемы, причем в самых разных видах и обстоятельствах — в виде неспровоцированного понимания, под воздействием определенной ситуации, просто в результате размышлений. В жизни существует множество примеров, когда переживания открытий, озарения возникают вне связи с решением конкретной проблемы. Это может произойти под влиянием настроения, в ходе общения, когда что-либо предложено собеседником и т.п. Инсайт же, переживаемый в ходе решения определенной задачи, при создании определенного продукта,— результат целенаправленных интеллектуальных усилий, в котором взаимодействуют различные мыслительные и эмоциональные механизмы. Общее основание «жизненного» и «задачного» инсайта — в том, что и тот и другой — переживание момента осознанного «открытия» чего-то важного для человека (закономерности, истины, причины, способа решения и т.д.). Видимо, следует согласиться с Дж. Андерсоном, утверждающем, что дело не в том, что решения проблем в инсайте не могут прийти по частям, дело скорее в том, что участники не распознают, какие части являются ключевыми, пока не увидят окончательное решение, а «Чувство прозрения соответствует моменту, когда поиск, наконец, увенчался успехом и активность в области поиска падает» [4, р. 239].
Если в «жизненных» инсайтах роль эстетических свойств переживаний почти не заметна, то при создании любых продуктов, осуществляемых в ходе целенаправленных действий, именно эстетические критерии становятся характеристиками инсайта, указывая на его законченность и оформленность. На наш взгляд, это связано с универсальностью эстетического, «накладывающегося» на все действия человека как определенная культурная универсалия, организующая опыт, когда «каждый элемент художественной модели и вся она целиком оказываются включенными одновременно более чем в одну систему поведения, при этом получая в каждой из них свое особое значение» [2, с. 285].
При любом подходе к инсайту можно обозначить в нем компоненты понимания (акт «схватывания» решения проблемы или осознания верности одного из вариантов ее
решения) и эмоционального переживания по этому поводу («ага-переживание», эвристическое переживание). Если первая сторона отражает ход интеллектуальных усилий, то вторая — переживание важности того, что «найдено» для человека, включенного в творческую деятельность.
В целом можно сказать, что инсайт как психический феномен присутствует и в общей жизнедеятельности человека, и в обыденном творчестве, которое всегда присутствует в ежедневной действительности, относясь к числу позитивных переживаний, проявляющихся в определенных состояниях. Есть исследования, показывающие, что позитивное эмоциональное состояние (а не высокое или депрессивное) связано с тем, что испытуемые решают больше проблем и чаще используют стратегию инсайта, а не аналитическую стратегию [10, р. 202]. Несомненно, инсайт связан и с развитием личности. Так, в одном из исследований показано, что из участников эксперимента, решавших задачу угадывания «секретов» демонстрируемых в видеоклипах фокусов, через 14 дней лучше вспоминают свои решения те, кто при угадывании пережил «ага-чувство», что является доказательством «облегчающего влияния предыдущего опыта инсайта на припоминание решений» [7, р. 666]. Важен инсайт и в интеллектуальном развитии. На примере предложенной в рамках теоретических подходов Я.А. Пономарева «сигнальной модели инсайта», показано, что чувство инсайта передает сознательной инстанции психики информацию о том, что найден и активирован элемент, который, возможно, является ключом к решению инсайтной задачи, когда, по мнению авторов модели, инсайтные задачи отличаются от неинсайтных «наличием таких автоматических процессов, результат которых может быть одномоментно оценен по их правильности» [1, с. 39].
ВЫВОДЫ. Таким образом, в широком значении инсайт как осознание смыслов — вид переживания, возникающего в жизни развивающегося человека, который и в повседневном поведении связан со всеми проявлениями творчества. Обращение к нему, в том числе и с опорой на обыденное творчество, поможет, на наш взгляд, в преодолении инертной нацеленности образования только на освоение знаний и умений (или даже компетенций), когда целостный человек исчезает из образовательных коммуникаций.
В образовательном процессе сосредоточение внимания студентов на том, как они в процессе создания творческого продукта формулировали для себя задачи, как доводили свои действия до завершения и оформления продукта, что при этом переживали — важные способы личностного развития. Опыт осознания эмоционального воспоминания об инсайте может помочь актуализировать творческий подход к учению, стимулировать развитие умений переструктурирования целей и задач обучения, изменить субъектные позиции, с которых осуществляются учебные действия.
Именно личностно значимая последовательность действий, в которой каждый шаг и решение становится осознанным или спонтанным личным решением, становится актуализатором творческого начала в человеке, создавая основную базу для возникновения и переживания инсайта как момента движения к цели или как открытия способа избавления от жизненной проблемы.
В профессиональном образовании это может стимулировать у обучаемых переход от внешней к внутренней мотивации освоения профессии, преодолеть разделенность областей личного и профессионального творчества.
Нельзя не согласиться с И.Н.Семеновым в том, что «воздействия активизирующей педагогики творчества направлены на развитие учащегося как бы изнутри, на активизацию творчества в его процессуальности, что и служит выражением универсальности и всеобщности творчества как одной из наиболее развитых форм человеческого бытия» [3, с. 624].
ЛИТЕРАТУРА
1. Валуева Е.А., Ушаков Д. В. Сигнальная модель инсайта: от исторических предпосылок к эмпирическим предсказаниям // Современные исследования интеллекта и творчества [Сб.ст.]. / Под редакцией А.Л.Журавлева, Д.В.Ушакова, М.А.Холодной. М.: Издательство «Институт психологии РАН», 2015. С. 15-47.
2. Лотман Ю. М. Тезисы к проблеме "Искусство в ряду моделирующих систем" // Лотман Ю.М. Статьи по семиотике культуры и искусства (Серия «Мир искусств»). СПб.: Академический проект, 2002. C. 274-293.
3. Семенов И.Н.Методологические проблемы рефлексивной психологии творчества: от изучения креативности к развитию инновационной деятельности // Россия: тенденции и перспективы развития. 2011. № 6-1. С. 622-627.
4. Anderson J.R.Cognitive Psychology and Its Implications. Seventh Edition. New York: Worth Publishers,
2009. 469 p.
5. Boden, M.A.The Creative Mind: Myths and Mechanisms. 2-nd edition. New York: Routledge, 2004. 345 p.
6. Csikszentmihalyi, M. A system view of creativity. // R.J. Sternberg (Ed.) The nature of creativity. New York: Cambridge University Press, 1988. Pp. 325-329.
7. Danek A.H., Fraps T., von Müller A., Grothe B., Öllinger M.Aha! experiences leave a mark: facilitated recall of insight solutions. // Psychological Research, 2013, No 77. Pp. 659-669.
8. Kaufman J.C., Beghetto RA. Beyond Big and Little: The Four C Model of Creativity // Review of General Psychology, 2009, Vol. 13, No. 1. Pp. 1-12
9. Rhodes, M.An Analysis of Creativity. In: Phi Delta Kappan, 1961, Vol. 42, No. 7. Pp. 307-309.
10. Richards R. Everyday Creativity. Process and Way of Life — Four Key Issues // in: The Cambridge Handbook of Creativity. J.C.Kaufman, R.J.Sternberg (ed.).— New York: Cambridge University Press,
2010. Pp. 189-215.
11. Said-Metwaly, S., Kyndt, E., den Noortgate, W. V. (2017) Approaches to Measuring Creativity: A Systematic Literature Review. Creativity Theories — Research — Applications Vol. 4, Issue 2. Pp. 238-275.
REFERENCES
1. Valueva E. A., Ushakov D.V.Signal'naya model' insajta: ot istoricheskih predposylokk empiricheskim predskazaniyam [Signal insight model: from historical assumptions to empirical predictions]. In: Sovremennye issledovaniya intellekta i tvorchestva. Pod redakciej A.L. Zhuravleva, D. V. Ushakova, M.A.Holodnoj. M.: Izdatel'stvo «Institutpsihologii RAN» [Modern studies of intelligence and creativity. Edited by A.L.Zhuravlev, D.V. Ushakov, M.A.Kholodnfja. M.: Publishing House «Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences»]. 2015. S. 15-47. (In Russian).
2. Lotman YU. M. Tezisy k probleme "Iskusstvo v ryadu modeliruyushchih sistem" [Theses to the problem "Art in a series of modeling systems"]. In: Lotman Yu.M.Stat'i po semiotike kul'tury i iskusstva (Seriya «Mir iskusstv»). SPb.: Akademicheskij proekt, 2002. [Lotman Yu.M.Articles on the semiotics of culture and art (series «World of Arts»). St. Petersburg: Academic project]. 2002. S. 274-293. (In Russian).
3. Semenov I. N. Metodologicheskie problemy refleksivnoj psihologii tvorchestva: ot izucheniya kreativnosti krazvitiyu innovacionnoj deyatel'nosti [Methodological problems of reflexive psychology of creativity: from the study of creativity to the development of innovative activity]. in: Rossiya: tendencii i perspektivy razvitiya [Russia: trends and prospects of development]. 2011. № 6-1. S. 622-627. (In Russian).
4. Anderson J. R. Cognitive Psychology and Its Implications. Seventh Edition. New York: Worth Publishers, 2009. 469 p. (In English).
5. Boden, M.A.The Creative Mind: Myths and Mechanisms. 2-nd edition. New York, Routledge, 2004. 345 p. (In English).
6. Csikszentmihalyi, M. A system view of creativity. // R.J. Sternberg (Ed.) The nature of creativity. New York: Cambridge University Press, 1988. Pp. 325-329. (In English).
7. Danek A.H., Fraps T., von Müller A., Grothe B., Öllinger M.Aha! experiences leave a mark: facilitated recall of insight solutions. // Psychological Research, 2013, No 77. Pp. 659-669. (In English).
8. Kaufman J.C., Beghetto RA. Beyond Big and Little: The Four C Model of Creativity // Review of General Psychology, 2009, Vol. 13, No. 1. P. 1-12. (In English).
9. Rhodes, M.An Analysis of Creativity. In: Phi Delta Kappan, 1961, Vol. 42, No. 7. Pp. 307-309. (In English).
10. Richards R. Everyday Creativity. Process and Way of Life — Four Key Issues // in: The Cambridge Handbook of Creativity. J.C.Kaufman, R.J.Sternberg (ed.). New York: Cambridge University Press, 2010. Pp. 189-215. (In English).
11. Said-Metwaly, S., Kyndt, E., den Noortgate, W. V. (2017) Approaches to Measuring Creativity: A Systematic Literature Review. Creativity Theories — Research — Applications Vol. 4, Issue 2. Pp. 238-275. (In English).