Научная статья на тему 'Опыт имидж-моделирования в Республике Саха (Якутия) и Республике Вьетнам'

Опыт имидж-моделирования в Республике Саха (Якутия) и Республике Вьетнам Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
344
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМИДЖ / МОДЕЛИРОВАНИЕ / ИМИДЖ РЕГИОНА / СТЕРЕОТИПНОЕ МЫШЛЕНИЕ / КОЛЛЕКТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ / МАССОВАЯ РЕФЛЕКСИЯ / СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / СИМВОЛЫ СТРАНЫ / СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА ВЬЕТНАМ / СТРАТЕГИЧЕСКИЙ PR ТЕРРИТОРИЙ / REGION’S IMAGE / IMAGE / MODELING / STEREOTYPICAL THINKING / MASS MIND / MASS REFLECTION / SOCIOLOGICAL RESEARCH / SYMBOLS OF COUNTRY / SOCIALISTIC REPUBLIC OF VIETNAM / STRATEGIC PR OF TERRITORIES

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Подойницына Ирина Ивановна

Анализируются данные двух эмпирических исследований, проведенных в Якутии и Вьетнаме и посвященных проблемам имидж-моделирования в этих странах, отражению в массовом сознании якутян и вьетнамцев символов своих стран. Проводится сравнительный анализ мнений якутян и вьетнамцев, даются рекомендации по совершенствованию имидж-моделирования в Республике Саха (Якутия).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Comparative analysis in image-modeling processes in the Republic of Sakha (Yakutia) and the Republic of Vietnam

Data of two empirical researches conducted in Yakutia and Vietnam and devoted to problems of image-modeling in these countries, reflection of their countries’ symbols in mass consciousness of Sakha people and Vietnamese ones are analyzed. Comparative analysis of Sakha and Vietnamese opinions is worked out, recommendations on improving of image-modeling in the Republic of Sakha (Yakutia) are given.

Текст научной работы на тему «Опыт имидж-моделирования в Республике Саха (Якутия) и Республике Вьетнам»

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 316.77 (571.56:597) (045) И. И. Подойницына

ОПЫТ ИМИДЖ-МОДЕЛИРОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ) И РЕСПУБЛИКЕ ВЬЕТНАМ

Анализируются данные двух эмпирических исследований, проведенных в Якутии и Вьетнаме и посвященных проблемам имидж-моделирования в этих странах, отражению в массовом сознании якутян и вьетнамцев символов своих стран. Проводится сравнительный анализ мнений якутян и вьетнамцев, даются рекомендации по совершенствованию имидж-моделирования в Республике Саха (Якутия).

Ключевые слова: имидж, моделирование, имидж региона, стереотипное мышление, коллективное мышление, массовая рефлексия, социологическое исследование, символы страны, Социалистическая республика Вьетнам, стратегический РИ территорий.

I. I. Podoinitsyna

Comparative analysis in image-modeling processes in the Republic of Sakha (Yakutia) and the Republic of Vietnam

Data of two empirical researches conducted in Yakutia and Vietnam and devoted to problems of image-modeling in these countries, reflection of their countries’ symbols in mass consciousness of Sakha people and Vietnamese ones are analyzed. Comparative analysis of Sakha and Vietnamese opinions is worked out, recommendations on improving of image-modeling in the Republic of Sakha (Yakutia) are given.

Key words: image, modeling, region’s image, stereotypical thinking, mass mind, mass reflection, sociological research, symbols of country, Socialistic Republic of Vietnam, strategic PR of territories.

В России после перестройки наступило время достаточно жесткой межрегиональной конкуренции. Это связано с тем, что регионы (в основном республики) получили суверенитет, экономическую самостоятельность, определенную свободу принятия политических решений. В этих условиях изучение процессов имидж-моделирования особенно актуально. Имидж региона - важнейший фактор конкурентоспособности территории. По мнению Г. Галиуллиной, «имидж региона - это люди и компании, действующие на территории региона, которые призваны своей деятельностью в процессе контактов с

ПОДОЙНИЦЫНА Ирина Ивановна - д. социол. н., профессор кафедры экономики и управления производством ФЭИ СВФУ им. М.К. Аммосова.

E-mail: irena_ivan@mail.ru

глобальным окружением ежечасно воссоздавать бренд территории» [1].

Составными элементами, характеризующими имидж региона, могут выступать научные достижения региона, качество человеческого капитала, качество государственного управления, имидж экономических субъектов, которые создают инвестиционную привлекательность региона, а также символы региона, которые в сжатом, концентрированном виде выражают специфику, уникальность территории и стимулируют единство народов, проживающих на ней. Проанализировать все стороны многопланового и многозначного имиджа региона в одной статье не представляется возможным, поэтому сузим предмет научного поиска и высветим одну, весьма немаловажную составляющую, назовем ее аспектом массовой рефлексии, или отражением в коллективном

сознании символов страны.

Итак, для данной научной статьи уместным будет следующее определение имиджа региона. Имидж региона - это комплекс субъективных представлений в массовом сознании относительно определенной территории. Или, как пишет С. И. Выгонский, «каждый регион представлен в массовом сознании образом, наделенным уникальными характеристиками»[2].

Актуальным продолжает оставаться вопрос, каковы механизмы формирования имиджа той или иной территории в массовом сознании населяющих ее граждан, то есть ее резидентов? Целью данной научной статьи является попытка дать вариант ответа на этот вопрос, используя эмпирический материал двух социологических исследований. Одно из исследований было проведено в 16 районах Республики Саха (Якутия) 5-10 октября 2011 г., в выборку было вовлечено 1982 респондента. Характеристика выборки - многоступенчатая целевая стратифицированная квотная. В качестве критерия типологии районов были выбраны характеристики этноконтактной зоны проживания респондентов. Состав якутских респондентов: 45 % мужчин и 55 % женщин, что соответствует социодемографической структуре якутского социума. Среди респондентов 28,3 % тех, кому от 18 до 29 лет; 34,4 % - тех, кому от 30 до 44 лет; 29 % -зрелых по возрасту участников опроса (от 45 до 60 лет) и 8,3 % - пожилых респондентов (свыше 60 лет). Опрашивались саха и представители коренных малочисленных народов Севера. Масштабному демоскопическому исследованию предшествовал пилотный опрос, в котором был задан вопрос об атрибутах имиджа РС (Я) и который состоялся 19-20 июня 2011 г. (100 респондентов).

Второе исследование было организовано в Социалистической Республике Вьетнам (СРВ), в трех крупнейших городах: Ханой, Ньячанг, Хо Ши Мин-сити (Сайгон), 18-30 августа 2011 г., 92 респондента. Выборка - квотная, отбор производился по возрастно-половому признаку. Состав вьетнамских респондентов: 40 % мужчин и 60 % женщин. 2/3 опрошенных составили молодые люди от 18 до 25 лет. 15 % опрошенных относились к генерации тридцатилетних. 17 % опрошенных - люди среднего возраста (от 36 до 55 лет) и, наконец, 8 % - пожилые. По статусу респонденты принадлежали к студентам (Педагогический институт в г. Ньячанг; Университет экономики и права, Хо Ши Мин-сити; Университет мировой торговли, Хо Ши Мин-сити и др.) и к служащим - работники транспорта, информационного и компьютерного обслуживания, сферы образования и науки, сферы туризма, сферы обслуживания и свободные художники. По этнической принадлежности все опрошенные были вьетами.

Оба исследования объединяла одна гипотетическая

мысль: в основе имидж-моделирования региона,

в частности такого его раздела, как формирование символов территории лежат стереотипы мышления людей; формирование символов региона - это проявление коллективного мышления, коллективного бессознательного, основанного на архетипических ассоциациях. Напомним, что К. Г. Юнг писал: архетипы - это коллективные представления, первичные мысли, некий единый общий знаменатель для всех людей [3].

Для подкрепления данного гипотетического тезиса обратимся к известному ученому, профессору социологии Оксфордского университета Э. Гидденсу. Во-первых, Гидденс определяет стереотипное мышление (stereotypical thinking) как мыслительный процесс, связанный с жесткими, ограниченными и негибкими категориями. Во-вторых, стереотипизирование часто связано с психологическим механизмом замещения [4, с. 238]. При замещении чувства враждебности люди направляют свои негативные эмоции на «козлов отпущения», виня их во всех неприятностях, реальных и мнимых. При замещении позитивных эмоций они также ищут простые и доступные объяснительные модели, тогда как реальные причинно-следственные связи могут быть насыщеннее и сложнее.

Стереотипы усваиваются в социуме, являются плодами воспитания, мощного воздействия рекламы и СМИ, социального окружения и такого оригинального первоисточника как легенды, сказания, мифы (последнее по существу и есть архетипы). Как мы говорили выше, стереотипы могут нести негативный, позитивный, а также нейтральный эмоциональный заряд. Они живучи и постоянно воспроизводятся в духовной сфере общества. Но не стоит забывать и продуктивную сторону стереотипного мышления -ведь, другими словами, это представления о нас самих и явлениях жизни, основанные на здравом смысле.

Деятельность по формированию имиджа РС (Я) была инициирована президентом республики

В. А. Штыровым. В 2004 г. впервые были проведены исследования по формированию образа Якутии через средства массовой информации Российской Федерации. Первая межрегиональная научнопрактическая конференция «Актуальные проблемы формирования социально-экономического имиджа Республики Саха (Якутия)» была проведена также в 2004 г. В результате работы конференции приняты рекомендации по разработке целостной «Концепции формирования и продвижения имиджа РС (Я)». Сформирована общественная комиссия, возглавившая формирование имиджевой политики республики. В 2007 г. общественная комиссия была преобразована в Совет по имиджевой политике Республики Саха

(Якутия) при президенте Республики Саха (Якутия). На Международной научно-практической конференции под названием «Имидж-моделирование региона в контексте современного развития России», которая проводилась 24-25 марта 2011 г. в Якутске, в одном из выступлений прозвучал сравнительный анализ проведения имиджевой политики в субъектах Дальневосточного федерального округа и был сделан вывод, что РС (Я) в этом ряду занимает весьма неплохие позиции [5]. В то же время тот же цитируемый нами автор в другой своей публикации вполне справедливо отмечает, что «формирование бренд-нейма без опоры на результаты маркетинговых исследований» недопустимо [6]. Именно поэтому социологами ФЭИ было принято решение провести маркетинговую разведку мнений жителей республики по поводу того, с чем конкретно, то есть с каким образом у них ассоциируется их место проживания.

Во время масштабного опроса якутян 5-10 октября 2011 г. в рамках научного проекта «Форсайт Республики Саха (Якутия)» в числе прочих был задан вопрос, касающийся атрибутов имиджа Республики Саха (Якутия): «Что, по вашему мнению, является символом Республики Саха (Якутия)?». Получены следующие результаты. Большинство опрошенных (37,0 %) заявили, что в качестве символа РС (Я) можно назвать народный эпос олонхо. На втором месте - алмазы, золото (34,3 %). На третьем

месте такой специфический символ как «полюс холода» (27,7 %). Небольшое количество ответивших затруднилось с выводом (8,7 %). Это значит, что общественное мнение по данному вопросу в целом сформировалось. 7,6 % предложили свой вариант.

На наш взгляд, появление среди ответов именно этих символов, отражающих уникальность РС (Я), вполне оправданно. Напомним, в 2005 г. ЮНЕСКО объявило олонхо одним из шедевров устного и нематериального наследия человечества. Этот статус присуждается явлениям культуры выдающейся ценности, добиться международного знака отличия крайне сложно. Данная победа вызвала большой резонанс в якутском социуме: в РС (Я) было объявлено Десятилетие олонхо (2006-2015 г.), эпос активно изучается и пропагандируется в образовательных учреждениях, решено внедрить в жизнь проект «Земля Олонхо» - это общественно значимый крупномасштабный инвестиционно-инновационный проект. В результате реализации данного проекта появится деловой центр по патентированию, продаже материальных и нематериальных активов, созданных в кластере «Земля Олонхо»; будут разрабатываться и внедряться в практику технологические решения для эффективной урбанизации территорий Крайнего Севера; появится специализированное место для

встреч, познания, сотворчества и др. Знаменательно, что олонхо в качестве символа северной республики отметили люди с высшим образованием, скорее всего имеющие представление о создании кластера «Олонхолэнд», и респонденты не столь образованные, проживающие в сельской местности, но зато близкие к олонхосутам, исполнителям и импровизаторам народного эпоса. Олонхо, действительно, может стать объединяющим всех, интеграционным образом Республики Саха (Якутия), к тому же признанным на международном уровне.

Что касается якутских алмазов, то они широко известны в России, на территории СНГ. Ювелирные салоны «Якутские бриллианты» есть во многих городах России, устраиваются выставки ювелирных изделий, презентации и др., акционерная компания «АЛРОСА» широко известна в нашей стране, за ее пределами, несколько лет подряд входила в список «40 самых эффективных фирм России». Золото, правда, отступило на второй план, золотая лихорадка давно закончилась, но тем не менее золото и алмазы составляют главный природный ресурс Республики Саха (Якутия), ее визитную карточку. На уровне бытовых суждений находим такие широко известные высказывания как «желаем здоровья, крепкого, как якутский алмаз», «совесть чистая, как алмаз» и др. С алмазом ассоциируется позитивный, счастливый образ жизни якутянина. Здесь же отметим, что в 2009 г. в Якутии был объявлен республиканский конкурс на разработку брендового названия РС (Я). Из 355 вариантов 9 вариантов набрали максимальное количество баллов, среди них есть и такой слоган -«Якутия - алмаз России» [6].

На территории республики, в Оймяконе, находится Полюс холода Северного полушария планеты, где зафиксирована температура -71,2о С. И это тоже уникальная характеристика республики, ее природный бренд. Здесь, на Полюсе холода, в марте каждого года проходит Фестиваль туризма, объединяющий путешественников, которых без преувеличения можно назвать истинными покорителями Земли. Свыше 40 % территории Якутии расположено за Полярным кругом. Отличительная черта якутян - выживаемость в условиях холода, жизнеустойчивость.

Интересны, предложения якутян об альтернативных атрибутах имиджа республики, в большей степени, на их взгляд, раскрывающих ее специфику и неповторимость. Это: шаманы, лошадь, человек

труда, Ленские столбы, уникальная природа, народ, песец, олень, охота и рыбалка, мамонт, фольклор, ысыах, северное сияние, хомус, Манчаары, чорон. Итого 142 высказывания. Чаще всего встречаем два символа - «олень» и «народ» (или - «народ саха», «многонациональный народ», «люди» и др.). Один

респондент даже написал: «люди дороже алмазов». Была высказана и такая оригинальная ремарка: «РС (Я)

- это республика контрастов и надо выразить это через символ ...». И все же Республика Саха (Якутия) устойчиво ассоциируется в общественном сознании граждан, населяющих ее, с тремя символами-стереотипами: олонхо, алмазы и золото и Полюс холода. Знаменательно также и то, что они поддерживаются людьми с различными аскриптив-ными (возрастно-половыми) и социальнопрофессиональными характеристиками.

Вьетнамоведение, или вьетнамистика является достаточно развитой субдисциплиной гуманитарного знания. Достаточно назвать имена таких ученых как И. Ю. Анищенко, Л. А. Аносова, А. А. Бицадзе,

С. А. Благов, Е. Л. Богатырева, Н. В. Григорьев, А. А. Соколов, Г. С. Яскин, В. В. Иванов, Д. Д. Мишу-кова. Однако научных работ, прямо связанных с процессами имидж-моделирования Вьетнама, крайне мало. Исключение составляет Интернет, в котором находим немало информации по поводу символики Вьетнама как части его имиджа. И хотя данная информация носит в основном публицистический, просветительский характер - она в любом случае является отражением тенденций общественного сознания. Так, на одном из сайтов сообщается, что во Вьетнаме был проведен он-лайновый опрос по теме «Какой цветок станет символом Вьетнама?». Были оговорены условия опроса: цветок должен иметь «вьетнамские корни» или же в течение долгого времени произрастать на территории Вьетнама и отражать специфические особенности вьетнамского народа. Он-лайновый опрос показал, что более 40 % голосов были отданы лотосу, второе место занял абрикос (33 %), третье место - персик (8 %) [7]. В другом интернет-источнике сообщается, что наиболее известным символом Вьетнама стоит признать дракона. Слово «дракон» часто встречается в топонимике Вьетнама, а также в названиях фирм, отелей, казино и даже продуктов. Ханой переводится как «город взлетающего дракона», залив Ха Лонг - как «залив приземлившегося дракона». Согласно некоторым мифам, дракон даже считается прародителем вьетов [8]. В интернет-статье «Символы в культуре Вьетнама» говорится о том, что символов у вьетнамского народа достаточно много - они связаны с животными, деревьями, драгоценными камнями и др. Есть символы архаичные, идущие из глубины веков (например, 4 священных животных: дракон, феникс, единорог, черепаха) и символы новые (например, комплекс цветочных атрибутов, о котором мы говорили выше: лотос, абрикос, персик) [9].

Итак, во время двухнедельной научной командировки в Республику Вьетнам, которая состоялась в середине августа 2011 г., мы провели опрос по теме

«Социально-экономические и социально-культурные процессы во Вьетнаме» и задали, среди прочих, вопрос: «Назовите, пожалуйста, три основных

атрибута имиджа Вьетнама».

Были получены следующие результаты. 35 % вьетнамцев ответили: основной символ Вьетнама

- традиционный праздник Ao dai, на который все приходят в национальной одежде. Некоторые так и написали: главное - «традиционная одежда Ao dai». Об этом празднике в России известно немного, поэтому мы обращались к вьетнамцам с просьбой разъяснить нам, что означает для них это торжество и как оно проходит. Ао зай в буквальном переводе означает «длинное платье», пояснили нам. Это визитная карточка Вьетнама. Ежегодно 8 ноября сотни женщин в городах и деревнях страны облачаются в Ао зай и выходят на улицы, как будто расцветают одновременно тысячи ярких цветов [10].

На втором месте оказался такой символ жизни во вьетнамском обществе, как бамбук (24 %). Мы, конечно, согласились с выводами наших вьетнамских респондентов, потому что по приезду в эту страну, встречали бамбук повсюду. По шумным ханойским улицам шли женщины с бамбуковыми коромыслами через плечо: так прошлое и настоящее Вьетнама причудливо объединялось в контекстах городской урбанистической культуры. Музыканты в ресторанах и музеях играли на древних бамбуковых инструментах. На фабриках лаковых изделий, куда нас возили на экскурсию, мастера покрывали лаком в 17 слоев бамбуковые тарелки, бамбуковые картины и шкатулки. Многие фирмы, магазины, кафе носили название «Бамбук». С первых же дней командировки мы поняли, что бамбук для вьетнамцев имеет огромное значение: утилитарное, практическое, традиционнокультурное, романтическое, а к концу командировки узнали, что бамбук - еще и философский символ.

На третьем месте такой атрибут имиджа Вьетнама, как лотос (17,4 %). Еще раз подтвердилось наблюдение, что вьетнамцы считают лотос «своим» символом (цветок лотоса также популярен в Корее, Японии, Индии). На четвертом месте - традиционная вьетнамская шляпа, они называют ее «leaf hat» (13 %) или шляпка нон. На пятом месте - традиционная еда (11 %). Во Вьетнаме очень популярен суп «фобо», или «фо бо» (рисовая лапша), который местные жители едят в маленьких кафе прямо на улице, сидя на крошечных стульчиках, часто возле проезжей части. Европейцы в восторге от такого экстремального поглощения пищи. Один из наших респондентов так и написал: «Vietnam is eat outside at the street» («Вьетнам - это еда на обочине тротуара»). Итак, выделилась пятерка лидеров, составляющих имидж страны, по мнению населяющих ее жителей, это: праздник Ao dai, бамбук, лотос, конусовидная шляпа

нон и традиционная еда.

4.3 % опрошенных назвали символом Вьетнама Хо Ши Мина, среди них были и молодые люди. К имени Хо Ши Мина относятся с большим почтением, его деяния не подвергаются разоблачениям и жесткой критике. Тело Хо Ши Мина не собираются выносить из мавзолея, но все же это образ прошлого Вьетнама. Сейчас страну раздирают внутренние противоречия между коммунизмом и рыночным капитализмом, поэтому образ пламенного революционера не столь востребован в массах, он отступил на второй план. С другой же стороны, иностранцы повсюду покупают майки с портретами Хо Ши Мина, некоторые из них сделаны с очень высоким качеством. Значит, это все-таки бренд Вьетнама, но бренд в основном для иностранцев, «бренд на импорт».

4.3 % назвали в качестве символов Вьетнама туристические красоты: Ha Long Bay, Sword lake in Hanoi, Hang - Mai island в заливе Ньячанга и даже тропический дождь. Изумрудно-зеленая, с тысячью каменных островов (если быть точным, то в бухте -1969 островов) бухта Ха Лонг действительно туристический символ Вьетнама. Она знаменита не менее, чем египетские пирамиды, особенно среди увлеченных путешественников. Не было бы Ха Лонга

- не было бы сотни туристов со всего света. Вряд ли в эту отдаленную страну мира ездили бы только ради лотоса и бамбука. Между тем сами вьетнамцы, хотя и отдают должное изумрудной бухте, она не занимает приоритетное место в их иерархии символических ценностей. Ха Лонг - это тоже яркий «бренд на импорт», но он, безусловно, служит продвижению территории.

Интересно, что вьетнамцы, так же как и якутяне, считают символом Вьетнама его самобытный народ. Только в отличие от якутян, вьетнамцы испытывают желание охарактеризовать своих соотечественников с точки зрения национального характера, что было весьма познавательно для нас. Главная черта вьетнамцев, по мнению самих вьетнамцев, - это hard-working, то есть трудолюбие, умение много и плодотворно работать. На втором месте такая черта восточного характера, как гостеприимство, на третьем - дружелюбие. Также вьетнамцы считают самих себя патриотичными, оптимистичными и открытыми людьми. Свою страну они называют love country, «страна любви».

Среди альтернативных символов, которые в принципе менее популярны, но все же находятся в зоне активного мироощущения респондентов, фигурируют следующие понятия: рынок Ben Thonh в Сайгоне, рыбаки, буффало, национальные праздники, каучук, мотоциклы, вьетнамская девушка Фуонг из романа Г. Грина «Тихий американец», изделия ремесленников, архитектура старых районов. Можем

засвидетельствовать, архитектура старого Ханоя уникальна: районы жестянщиков, кондитеров,

шляпочников и др. сохранились почти в средневековой первозданности. Это настоящий старый город ремесленников, а не лубок «под старину», который отстраивают во многих городах Азии.

В конце командировки нам посчастливилось встретиться с известным вьетнамским ученым, профессором культурологии Национального Университета общественных и социальных наук в г. Хо Ши Мин (Сайгон) Чан Нгок Тхемом. Мы спросили культуролога, что, на его взгляд, является главным символом Вьетнама, глубоко отражающим культуру вьетов. Чан Нгок Тхем охотно ответил, что истинным и многозначным символом Вьетнама считает бамбук. Бамбук напоминает характер вьетнамца: бамбук гибкий, и в то же время пластичный и устойчивый; кажется, он сгибается под порывами ветра (как житель Вьетнама под тяжестью жизненных обстоятельств), но это только кажется - бамбук все равно расправляется навстречу солнцу и новому дню, он не сгибаем. Бамбук, по мысли Тхема, не просто символ восточной природы, уникальное растение, это философский императив - он связывает прошлое, настоящее и будущее Вьетнама, ничто не сможет нарушить эту связь, бамбук означает также коллективизм и общинность (он не растет в одиночку).

Подчеркнем такие особенности имидж-моделирования в РС (Я) и Вьетнаме. Якутяне обозначают символы именами существительными, это реальные вещи, существующие в природе, материальном мире: алмазы и золото можно потрогать руками, напечатанный народный эпос мы перелистываем и читаем. И даже Полюс холода весьма конкретен, можно съездить в Оймякон и прочувствовать его особенность. Вьетнамцы создали более многослойный и более сложный имидж своей страны. Собственно, это не один имидж, а несколько имиджей, вложенных друг в друга. Во-первых, это конкретно осязаемые вещи, предметы материального мира (шляпа, еда, бамбук и др.); во-вторых, это исторические личности (Хо Ши Мин и др.); в-третьих, это вымышленные, литературные герои, которые являются типичными представителями страны (девушка Фуонг, американец, воевавший во Вьетнаме и полюбивший ее и др.); в-четвертых, это описание черт национального характера; в-пятых, это туристические объекты, уникальные по своей значимости, популярные далеко за пределами региона; в-шестых, это процессы, действия, характеризующие специфику страны (празднование, развитие, сохранение культуры и др.). Вообще вьетнамцы весьма старательно и с интересом отвечали на этот вопрос, что позитивно влияло на атмосферу исследования в целом.

Пожалуй, есть чему поучиться у жителей далекой

восточной страны. К примеру, они усиленно пропагандируют своего любимого вождя Хо Ши Мина, помещая его изображения повсюду, не стесняясь при этом, что это будет расценено как идолопоклонничество или нескромность. Мы могли бы также поучиться у вьетнамцев умению продвигать свои туристические объекты. Ведь наши Ленские столбы нисколько не хуже Ха Лонга по силе впечатления, самобытности. Вместе с тем самый низкий показатель выполнения плана наблюдается по формированию конкурентоспособного туристического продукта РС (Я). Так, согласно Схеме комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года, по путевкам въездного туризма в РС (Я) приезжают единицы иностранцев, вместо запланированных 25 тысяч человек [11].

Подводя итоги вышесказанному, можно заключить: имидж-моделирование как ментальный процесс основан на построении ряда стереотипов, отказаться от них вряд ли возможно, потому что стереотипы лежат в основе коллективного мышления - гипотеза была подтверждена в результате проведения двух исследований. Но вместе с тем вполне можно повлиять на процессы стереотипизирования, необходимо сознательно формировать стереотипы и воспитывать граждан, проводить целенаправленный стратегический пиар территорий, используя потенциальные возможности таких механизмов, как маркетинг известных имен, маркетинг туристических красот, природных комплексов и даже маркетинг литературных имен, прославляющих территорию. Проведение исследования в Республике Вьетнам привело нас к мысли, что эти три инструмента стратегического имидж-моделирования слабо используются в Республике Саха (Якутия), их потенциальное влияние на создание благоприятного имиджа и репутацию территории явно недооценивается на данный момент, но они должны обязательно войти в арсенал специалистов по имидж-моделированию в ближайшем будущем.

Л и т е р а т у р а

1. Галиуллина Г. С. Кластер как инструмент управления конкурентоспособностью регионов РФ // Вестник Челябинского государственного университета. - 2009. - № 3. Экономика. Вып. 19. - С. 35-40.

2. Выгонский С. И. Что такое региональный имидж? / С. И. Выгонский // электронный ресурс - http://sv-psycho.narod. ru/ regionimage.html. (Дата обращения - 10 апреля 2012 г.)

3. Юнг К. Г. Концепция коллективного бессознательного / К. Юнг // электронный ресурс - www.oculus.ru. (Дата обращения - 22 мая 2013 г.)

4. Гидденс Э. Социология. - М.: Эдиториал УРСС, 1999.

5. Цой Л. Н. Имиджевая политика субъектов

Дальневосточного федерального округа: сравнительный

анализ // Имидж-моделирование региона в контексте современного развития России: Сб. науч. трудов. - Якутск, 2012. - С. 30-35.

6. Цой Л. Н., Цой И. С. Семиотические аспекты брендинга Республики Саха (Якутия) // Социальные аспекты имиджевой политики региона: коллективная монография / под ред. Л. Н. Цой. - Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2011. -С. 157-186.

7. Какой цветок станет символом Вьетнама? // электронный ресурс - www.flower_shop.ru/ news/ article-2010-06-23-1011.html. (Дата обращения - 20 мая 2013 г.)

8. Вьетнам. Столица город Ханой // электронный ресурс - www.asian.com.ua/ about /vi_14.htm. (Дата обращения - 20 мая 2013 г.)

9. Символы в культуре Вьетнама // электронный ресурс - www.vietkien.ru/ symbol.html. (Дата обращения -20 мая 2013 г.)

10. Праздники Вьетнама // электронный ресурс - http: // www.liveinternet.ru/ users/ kovalaris/ post 191902718. (Дата обращения - 5 апреля 2012 г.)

11. Схема комплексного развития производительных

сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 г. Сводный том. Утверждена Постановлением

Правительства РС (Я) № 411 от 06.09.2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.