Научная статья на тему 'ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА'

ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
704
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СМЕШЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ЭИОС ТГИК / ЭЛЕКТРОННАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / LMS MOODLE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маслакова М.В.

В статье на основе анализа практики использования электронной информационнообразовательной среды Тюменского государственного института культуры (ЭИОС ТГИК) и анкетирования участников образовательного процесса выявлена степень их удовлетворенности форматом работы в ЭИОС, описаны проблемы использования ЭИОС ТГИК, сформулированы рекомендации, направленные на улучшение функционала ЭИОС ТГИК и для совершенствования образовательного процесса в целом. Внедрение и использование ЭИОС в образовательном процессе требует систематического анализа, мониторинга, сопровождения и трансформации в зависимости от правовых норм, научно-технического прогресса и потребностей участников образовательного процесса. Исследование подтвердило, что ЭИОС ТГИК - это реально работающая и постоянно используемая в обучении система, имеющая достоинства и проблемы, требующие решений и совершенствования. Результаты опроса помогли выявить основные трудности и проблемы, с которыми сталкиваются обучающиеся в учебном процессе, и определить пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Маслакова М.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE AND PROBLEMS OF FUNCTIONING OF THE ELECTRONIC INFORMATIONAND EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY

In the article on the basis of the analysis of experience of application of electronic informationaleducational environment of Tyumen state institute of culture (EIEE TSIC) and the questionnaire of educational process participants the degree of their satisfaction with the work mode in EIEE is defined; the application problems of EIEE TSIC are described and the recommendations aimed at improvement of EIEE TSIC functional and for educational process perfection in general are formulated. EIEE implementation and application in educational process require systematic analysis, monitoring, support and transformation depending on regulations, scientific-technic progress and needs of educational process participants. The research proved that EIEE TSIC is a really working and constantly used in education system that have advantages and problems requiring solutions and improvement. The questionnaire results allowed defining main difficulties and problems that the learners face with in educational process and determine the ways of their solution.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА»

DOI 10.26105/SSPU.2021.73.4.018 УДК 378.14:004 ББК 74.480.4с51

М.В.МАСЛАКОВА ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ

ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА

M.V. MASLAKOVA EXPERIENCE AND PROBLEMS

OF FUNCTIONING OF THE ELECTRONIC INFORMATION AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY

В статье на основе анализа практики использования электронной информационно-образовательной среды Тюменского государственного института культуры (ЭИОС ТГИК) и анкетирования участников образовательного процесса выявлена степень их удовлетворенности форматом работы в ЭИОС, описаны проблемы использования ЭИОС ТГИК, сформулированы рекомендации, направленные на улучшение функционала ЭИОС ТГИК и для совершенствования образовательного процесса в целом. Внедрение и использование ЭИОС в образовательном процессе требует систематического анализа, мониторинга, сопровождения и трансформации в зависимости от правовых норм, научно-технического прогресса и потребностей участников образовательного процесса. Исследование подтвердило, что ЭИОС ТГИК — это реально работающая и постоянно используемая в обучении система, имеющая достоинства и проблемы, требующие решений и совершенствования. Результаты опроса помогли выявить основные трудности и проблемы, с которыми сталкиваются обучающиеся в учебном процессе, и определить пути их решения.

In the article on the basis of the analysis of experience of application of electronic informational-educational environment of Tyumen state institute of culture (EIEE TSIC) and the questionnaire of educational process participants the degree of their satisfaction with the work mode in EIEE is defined; the application problems of EIEE TSIC are described and the recommendations aimed at improvement of EIEE TSIC functional and for educational process perfection in general are formulated. EIEE implementation and application in educational process require systematic analysis, monitoring, support and transformation depending on regulations, scientific-technic progress and needs of educational process participants. The research proved that EIEE TSIC is a really working and constantly used in education system that have advantages and problems requiring solutions and improvement. The questionnaire results allowed defining main difficulties and problems that the learners face with in educational process and determine the ways of their solution.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: дистанционные образовательные технологии, смешенное обучение, Тюменский государственный институт культуры, цифровизация, ЭИОС ТГИК, электронная информационно-образовательная среда, электронное обучение, LMS Moodle.

KEY WORDS: distance learning technologies, blended learning, Tyumen State Institute of Culture, digitalization, EIEE TSIC, electronic information and educational environment, e-learning, LMS Moodle.

ВВЕДЕНИЕ. Согласно национальному проекту «Цифровая экономика Российской Федерации», запущен процесс цифровой трансформации экономики, социальной и обра-

зовательных сфер, что требует изменений в подготовке кадров в системе высшего образования. Готовить конкурентоспособных специалистов для будущей цифровой экономики помогает специально организованная электронная информационно-образовательная среда вуза (ЭИОС), которая понимаемая как комплекс информационно-организационных, учебно-методических, программно-технических и телекоммуникационных подсистем, обеспечивающих эффективное функционирование данной системы и информационное взаимодействие субъектов образовательного процесса, обладающие высоким уровнем цифровой культуры.

Наличие ЭИОС высшего учебного заведения — это требование ФГОС ВО, предъявляемое к вузам и выступающее необходимым условием его эффективности. Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации», ЭИОС включает в себя «электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивает освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся» [7].

Необходимость использования значительного объема информации и научных знаний, внедрение цифровых технологий в различные сферы жизни требует от всех участников учебного процесса овладения информационными навыками и ценностного подхода к их использованию, расширения цифрового потребления, т.е. иного уровня цифровой культуры от населения, подготовкой которого занимаются учебные заведения.

Значимость государственной информационной политики распространяются на все сферы жизнедеятельности общества, например, в ряде федеральных проектов и программ национального проекта «Образование» [5] говорится о формировании у обучающихся цифровых навыков, создании цифровой образовательной среды и т.д.

Цифровизация образовательной сферы, в контексте внедрения ЭИОС, способствует включению студентов и преподавателей в цифровую среду обучения, средства, методы и технологии которой геймифицируются, виртуализируются и индивидуализируются, модифицируют образ мыслей, убеждений, ценностей [3, с. 12].

ЦЕЛЬ СТАТЬИ — анализ опыта ФГБОУ ВО «Тюменский государственный институт культуры» (ТГИК) по формированию электронной информационно-образовательной среды и разработки рекомендаций для ее развития, совершенствования и повышения эффективности использования в образовательном процессе.

Предполагается, что применение ЭИОС может стать приоритетным инструментом в решении задач по повышению эффективности образовательного процесса, при условии заинтересованности в ней всех ее участников, совершенствовании системы, исходя из потребностей и современных реалий.

Сформулированные рекомендации позволят улучшить функционал ЭИОС ТГИК, а реализация рекомендаций предоставляет дополнительные возможности для совершенствования образовательного процесса. Развитие и совершенствование ЭИОС ТГИК, исходя из пользовательских предпочтений, является перспективным в эпоху перемен образовательных парадигм.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Для изучения педагогических явлений применялись следующие методы исследования: общелогические (анализ и синтез, сравнение, обобщение материала в том числе для изучения опыта создания, внедрения и использования ЭИОС разных видов вузов, описанный в работах: А.Г. Дылькова, Д.С. Зуева, С.А. Назарова Т.М. Поповой, А.Н. Ревковой, А.С. Смирных, О.А. Удотовой и др.); статистические и математические (подсчет и обобщение результатов практического исследования); теоретическое моделирование (создание структурной модели); социологический — анкетирование.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ.Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования к условиям реализации основных образовательных программ образовательной организации предъявляют ряд требований, одним из основных является наличие электронной информационно-образовательной среды организации.

Определения и особенности ЭИОС позволяют структурировать ее элементы (рис. 1):

организационно-управленческий

Рис. 1. Структура ЭИОС

Внедрение и использование ЭИОС в учебном процессе требует систематического анализа, мониторинга, сопровождения и трансформации в зависимости от правовых норм, научно-технического прогресса и потребностей участников образовательного процесса.

Согласно «Положению об электронной информационно-образовательной среде федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Тюменский государственный институт культуры» от 04 апреля 2017 года, регламентирована деятельность ЭИОС ТГИК [8], также в документе представлена трактовка ЭИОС, ее цели, задачи, принципы и структура. В настоящее время ЭИОС ФГБОУ ВО «Тюменский государственный институт культуры» (ТГИК) включает в себя шесть составляющих (рис. 2):

Рис. 2. Структура ЭИОС ТГИК

Далее автором работы будет более детально рассматриваться сайт, реализованный на базе системы LMS Moodle — Электронная информационно-образовательная среда ТГИК [13]. Но несмотря на актуальность внедрения данной системы, в ней имеются недоработки. Это естественно, так как любой процесс развития и состоит в непрерывном совершенствовании.

ЭИОС

Конечно, проблемы еще есть, ведь несмотря на функционирование ЭИОС ТГИК с 2017 года, активное ее использование было связано с условиями предупреждения пандемии. Поэтому имеющийся опыт требует рефлексии. Во втором квартале 2020 года, в ходе проектной работы, студентами направлений подготовки «Дизайн», «Библиотечно-информационная деятельность», «Социально-культурная деятельность» были обозначены проблемы, связанные с преобразованием внутренних компонентов ЭИОС ТГИК.

В ЭИОС ТГИКа имеет множество структурных элементов, вызывающие не однозначное отношение со стороны участников образовательного процесса. Отношение к внедрению и использованию ЭИОС в учебном процессе представляет интерес и со стороны преподавателей, и со стороны обучающихся.

Стоит сказать, что в 2018 году А.Н. Ревковой проводился опрос студентов-бакалавров направления подготовки «Дизайн», который показал, что «они готовы пользоваться электронной информационно-образовательной средой вуза, однако существует ряд недостатков: отсутствие мобильного приложения; студенты хотели бы видеть больше современной, актуальной литературы, статей по пройденным темам» [10, с. 226]. За два года произошли изменения в использовании ЭИОС ТГИК, кроме того, интерес представляет не только точечное мнение. С целью выявления степени удовлетворенности форматом работы в ЭИОС ТГИК в четвертом квартале 2020 года был проведено анкетирование двух групп респондентов в количестве 135 человек: обучающихся (110 человек) и преподавателей (25 человек) уровня — высшее образование (бакалавриат, магистратура, аспирантура). Две анкеты созданы посредством Google-форм и распространялись онлайн.

Основные выводы по результатам анализа данных исследования следующие.

В опросе принимали участие студенты и преподаватели факультетов социально-культурных технологий, музыки, театра и хореографии и дизайна, визуальных искусств и архитектуры (рис. 3).

70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

28,0%

1

днзаина, визуальных искусств и архитектуры

музыки, театра и социально-культурных хореографии технологий

Рис. 3.

и обучающиеся иППС

Распределение обучающихся и ППС по факультету обучения

Электронное обучение составляет традиционной форме серьезную конкуренцию, большинство участников опроса отметили, что обладают необходимыми цифровыми навыками и компетенциями, адаптировалось к обучению с применением дистанционных образовательных технологий и испытывают комфортность от дистанционного формата работы и учебы.

Во введенных ограничительных условиях, направленных на предупреждение распространения короновирусной инфекции, в ТГИК организовано обучение с использованием дистанционных технологий. Ранжирование ответов обучающихся относительно преимуществ электронного обучения следующее:

— комфортность обучения в домашних условиях (63%);

— гибкость образовательного процесса (51,9%);

— возможность совмещения учебы с другими видами деятельности (50%);

— возможность обновления и сохранения учебного контента (41,7%);

— использование информационных технологий, сервисов (28,7%);

— овладение цифровыми навыками на практике (23,1%);

— нет преимуществ (8,3%);

— другое — сокращение риска заболеваемости (1,8%).

Переход на дистанционный формат работы ТГИК был осуществлен достаточно оперативно и массово.

Для обучения с использованием дистанционных технологий базовым инструментом в ТГИК явилась Электронная информационная образовательная среда Тюменского государственного института культуры (ЭИОС ТГИК).

Респондентам было предложено по пятибалльной шкале оценить степень ее удобства, и большинство (40%) оценило работу ЭИОС ТГИК на «хорошо». Безусловно, данная система не идеальна и не способна заменить (и не только она) традиционный процесс обучения, например, направлений искусств. Возможно, поэтому преподаватели оценили ее преимущественно на «удовлетворительно» и «хорошо» (Рис. 4).

60% 50»/» -40% ■ 30% -20% -

м/°12

10% ■ I

0% -I—и^И

32%

I а"/п 26,5% В

_иШЗа_1£

"5"

"1"

Рис. 4.

"4" "3" "2"

и все респонденты ы обучающиеся ИППС

Степень удобства пользования ЭИОС ТГИК обучающимися и ППС

На открытый вопрос «В чем заключаются достоинства электронно-информационной образовательной среды ТГИК?» обучающимися и преподавателями были отмечены плюсы ЭИОС ТГИК (Табл. 1, представлено в порядке большинства упоминаний):

Таблица 1. Достоинства электронно-информационной образовательной среды ТГИК, по мнению респондентов

Ответы обучающихся Ответы преподавателей

• удобство и простота в использовании; • обучение вне зависимости от местонахождения и времени суток;

• удобный просмотр заданий,прикрепления работ и результатов проверки/оценки; • сгруппированность/систематизированность учебного контента в одном месте;

• возможность оперативной/обратной связи с преподавателями; • единая многофункциональная образовательная платформа;

• сгруппированность/систематизированность учебного контента в одном месте; • удобное проведение тестов и опросов, оценивания;

• наличие сроков выполнения работ; • осуществление всех форм контроля;

• комфортность совмещения учебы и работы; • удобная выдача и проверка заданий, размещение учебного материала в разных формах (текст, гиперссылки);

• обучение вне зависимости от местонахождения и времени суток; • возможность оперативной/обратной связи с преподавателями;

• мультиформатность представленной информации (текст, презентации, видео, звук и пр.); • удобство и простота в использовании;

• оперативность выполнения и проверки заданий; • фиксация результатов обучения, прозрачность.

• возможность архивации пройденного материала;

• наличие мобильной версии;

• наличие календаря заданий для отслеживания задолженностей по дисциплинам и др.

Согласно ответам обучающихся, преподаватели используют ЭИОС ТГИК с разными целями (рис. 5):

Рис. 5.

размещение задании для самостоятельного выполнения

размещение учебных материалов (презентации, видеозаписи, ссылки и пр.)

проведение практических/семинарских занятий

опроса, тестирования, проверки знании

чтение лекции

индивидуальное консультирование

работа по индивидуальной траектории с обучающимися (одаренные студенты,...

4% Я 8%

■ Ответы ППС ■ Ответы обучающихся

Ответы респондентов относительно цели использования ЭИОС ТГИК преподавателями

Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод, что ЭИОС ТГИК преимущественно используется в асинхронном режиме, критичных разночтений в ответах двух категорий респондентов нет, следовательно, полученные данные достоверно отражают учебный процесс.

Приоритетность недостатков ЭИОС ТГИК у обучающихся и обучающих разная, несмотря на единство целей использования. Возможно, на это повлиял возраст респондентов и их опыт. Впрочем, стоит отметить, что не все недостатки таковыми являются: например, возможность организации видеоконференции в ЭИОС ТГИК имеется; для коммуникации (как с преподавателями, так и со студентами) можно использовать личные сообщения; со временем можно менее критично относиться к интерфейсу, навигации, дизайну, инфогра-фике системы; для возможности записи на курс достаточно написать личное сообщение преподавателю; для отправки больших объемов работ можно использовать облачные ресурсы; необходимость постоянного ввода логина и пароля обусловлена защитой персональных данных; для обмена файлами и материалами между обучающимися можно использовать групповые беседы в социальных сетях, общую электронную почту и пр. сервисы; доступ к расписанию занятий имеется через вкладку «Образовательный процесс». Что касается поисковых возможностей ЭИОС ТГИК, то она требует модернизации.

Наиболее востребованным сервисом для организации дистанционной работы были сервисы для проведения видеоконференций с возможностью групповой работы и демон-

страции контента. Преимущественно это Zoom и в меньшей степени «ВКонтакте», Google Meet, Skype и др.

Коммуникация преподавателей с учебными группами за рамками учебных занятий чаще всего осуществляется с помощью социальных сетей, электронной почты, мессенджеров и ЭИОС ТГИК.

Таким образом, на рис. 6 представлена реальная модель обучения с использованием дистанционных технологий, где базовым инструментом в ТГИК явилась ЭИОС ТГИК, дополненной различными сервисами.

административный персонал

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

обучающиеся

преподаватели

ЭИОС ТГИК

сервисы для видеоконференций (Zoom, ВКонтакте, Google Meet, Skype Discord и др.)

С N

электронная почта,

социальные сети,

мессенджеры

V /

Рис. 6. Реальная модель обучения с использованием дистанционных технологий в ТГИК

Большинство (69,4%) обучающихся участвует во всех дистанционных занятиях по расписанию, что говорит о непрерывности учебного процесса. Совсем не участвуют в дистанционных занятиях всего 0,9% обучающихся.

Распространенными видами обязательных учебных занятий являются лекции, семинары, практические занятия, практика, реализовавшаяся в условиях дистанционного формата обучения.

По мнению респондентов, лекционная работа в дистанционном формате организуется как в асинхронном (электронная почта и ЭИОС ТГИК), так и синхронном режимах (видеоконференции), среди которых (рис. 7):

размещение текста лекции и презентации на ЭИОС ТГИК

чтение лекций в режиме реального времени на онлайн платформе

рассылка текста пекцни и презентации к ней на электронную почту

рассыпка плана лекции и библиографического списка для самостоятельного поиска информации и освоения материала

отправка ссылки на готовыелекции на открытых ресурсах

отправка ссылки на уже записанную свою лекцию

■ Ответы ППС ■ Ответы обучающихся

Рис. 7. Ответы респондентов об организации лекций в дистанционном формате

Результаты опроса обучающих и обучающихся показали, что соразмерно с синхронными (онлайн групповая работа, онлайн защита проектов пр.) формами взаимодействия при организации семинарских/практических работ используются асинхронные (тестирование, письменные ответы на вопросы и пр.)

Увеличение процента онлайн-занятий требует от преподавателя знания цифровой дидактики (система организации деятельности в цифровой образовательной среде) с учетом специфики дисциплин, особенностей обучающихся и т.п.). Научное руководство в вузе является важной составляющей учебного процесса и также требует методического и технического сопровождения и анализа.

Преподавателями отмечено существенное увеличение нагрузки в период обучения с применением дистанционных образовательных технологий, возможно, это связано с непривычностью работы в таком формате, многократным дублированием информации, более тщательной проработкой учебного материала и его проверкой, изучением программно-технических средств для реализации онлайн обучения и пр. Но несмотря на значительно возросшую нагрузку для преподавателей (60%), наиболее приемлемой формой обучения является смешенное обучение, что подтверждается образовательным трендом — blended learning (интеграция традиционного обучения с дистанционным и онлайн-методами).

При организации обучения с применением дистанционных образовательных технологий респонденты столкнулись с рядом трудностей. Во-первых, это технические сложности (качество связи, отсутствие необходимой гарнитуры и пр.). Во-вторых, это учебная нагрузка: для обучающихся — это выполнение большого объема заданий, тестов, а для преподавателей: проверка большого объема выполненных работ студентов и подготовка большого объема материалов, заданий, тестов. Анализ ответов показал, что обучение с использованием дистанционных технологий препятствуют проблемы/ограничения технического плана и индивидуализация обучения, в котором важна самоорганизация, мотивация и самостоятельность. А разработка учебного контента требует от преподавателя знания цифровой дидактики (система организации деятельности в цифровой образовательной среде).

Результаты опроса помогли выявить основные трудности и проблемы, с которыми сталкиваются обучающие и обучающиеся в учебном процессе, и определить пути их решения. Для развития и совершенствования ЭИОС ТГИК рекомендуется:

— усовершенствование дизайна, интерфейса, навигации, поиска информации (обновление диалоговых окон, представление их формате социальных сетей, добавление поисковых возможностей в ЭИОС ТГИК (по ключевому слову, по преподавателю, по студенту, по дисциплине в одном окне);

— увеличение объема прикрепляемых файлов и их количества;

— улучшение работы мобильной версии ЭИОС ТГИК (создать вход сразу в личный кабинет с выбором предметов, а не искать там личный кабинет);

— удаление/архивирование/«скрытие» пройденных дисциплин;

— включение учебного расписания, электронного журнала в структуру ЭИОС ТГИК (отображение расписания, сводных таблиц с оценками в личном кабинете обучающихся и обучающих);

— упрощение процедуры создания образовательных курсов и записи студентов на курс (автоматическое прикрепление студентов к изучаемым дисциплинам, самостоятельная запись на курс обучающимся, автоформа запроса для добавления на курс, создание актуальных глобальных групп);

— раздел «Портфолио» сделать интерактивным, с возможностью выстраивания рейтинга;

— интегрирование в ЭИОС ТГИК электронный каталог, систему антиплагиата, ЭБС (или представить баннеры) и др. информационные системы;

— добавление функций/ссылок/сервисов, необходимых для процесса обучения в цифровую эпоху (интеллект-карты, ленты времени, ссылки на социальные сети, облачные хранилища и пр.);

— увеличение количества одновременных сеансов видеоконференций (т.е. одномоментно могут подключаться к сеансу видеоконференций множество преподавателей), и/или произвести интеграцию ЭИОС ТГИК с ведущими онлайн-платформами (например, Zoom, Google Meet, Discord, Skype и др.);

— дополнительное оповещение преподавателей обо всех возможных настройках системы для более свободного ориентирования в ЭИОС и других возможностях онлайн-обучения;

— обучение преподавателей тому, как в доступной и понятной форме выкладывать задания для студентов.

Полученные результаты анкетирования можно рассматривать как пилотажное исследование (в части онлайн-обучения) для ежегодного обязательного опроса студентов очной формы обучения со 1-го по 4-й курс для выявления мнения студентов об уровне организации учебно-воспитательного процесса, удовлетворенности постановкой работы со студентами.

Формирование ЭИОС в каждом вузе — уникальный процесс, зависящий от многих факторов, в том числе от развития технической инфраструктуры и обеспеченности необходимым оборудованием, возможностей открытого доступа к ресурсам ЭИОС, цифровых компетенций участников образовательных отношений и реализуемых направлений подготовок (важно для творческих вузов).

ВЫВОДЫ. Таким образом, опрос подтвердил, что ЭИОС ТГИК — это реально работающая и постоянно используемая в обучении система, имеющая достоинства и проблемы. Предложенные рекомендации будут способствовать повышению степени удовлетворенности всех участников образовательного процесса, эффективности результативности образовательной деятельности вуза, обновлению, разнообразию учебного процесса и соответствию цифровым трендам в сфере образования. При возвращении в традиционную форму обучения (особенно это важно для творческих направлений подготовки) есть риск растерять имеющийся опыт и наработки использования ЭИОС ТГИК как со стороны обучающихся, так и со стороны преподавателей. Осуществлять стопроцентное дублирование учебного контента в ЭИОС ТГИК при очном формате обучение затратно и трудновыполнимо. Кроме того, мы не имеем права отказаться от ЭИОС ТГИК, т.к. это требование ФГОС. Соответственно, необходимы какие-то решения, например, смешенное обучение (не во вред творческим направлениям), ведь исследование показало наличие ресурсов и опыта, владение цифровыми навыками участниками образовательного процесса; выявлены плюсы онлайн-обучения, разработаны дополнения к регламентирующим документам и др. Предлагается разработать положение о реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Тюменский государственный институт культуры», в котором следует указать методические особенности образовательного процесса, организационной работы со студентами, требования к профессорско-преподавательскому составу и пр.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дыльков А.Г., Удотова О.А. Создание электронной информационно-образовательной среды в вузе (на примере Магнитогорской консерватории) // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 5 (72). С. 75-79.

2. Зуев Д.С. Информационно-образовательная среда медицинского вуза // Электронные библиотеки. 2016. Т. 19. № 5 С. 466-479.

3. Маслакова М.В. Цифровая культура как фактор формирования и развития электронной информационной образовательной среды вуза // Культура и образование. 2020 № 2. С. 5-14.

4. Назаров С.А. Педагогические основы проектирования личностно-развивающей информационно— образовательной среды технического вуза: Автореферат ... канд. пед. наук. Ростов-на-Дону, 2006. URL: https://static.freereferats.ru/_avtoreferats/01002979134.pdf (дата обращения: 19.02.2021).

5. Национальный проект «Образование». URL: https://strategy24.ru/rf/education/projects/ natsionalnyy-proekt-obrazovanie (дата обращения: 19.02.2021).

6. Национальный проект «Цифровая экономика». URL: https://strategy24.ru/rf/management/projects/ natsional-nyy-proyekt-tsifrova-ekonomika (дата обращения: 19.02.2021).

7. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон № 273-Ф3: принят Государственной Думой 21.12.2012 г. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 19.02.2021).

8. Положение об электронной информационно-образовательной среде федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Тюменский государственный институт культуры»: утв. ректором Тюменского государственного института культуры 04.04.2017 г. Тюмень, 2017. 15 с. URL: http://www.tumgik.ru/images/files/Pologenie_ob_ elektr.pdf (дата обращения: 19.02.2021).

9. Попова, Т. М., Смирных А. С. Сетевая среда в системе образования // Вестник Тюменского государственного института культуры. 2020. № 02 (16). С. 196-199.

10. Ревкова А.Н. Опыт использования электронной образовательной среды в практике обучения студентов направления подготовки «Дизайн» // Вестник Тюменского государственного института культуры. 2019. № 1. С. 223-229.

11. Современная цифровая образовательная среда: Проект: утв. Правительством Российской Федерации от 25.10.2016 г. URL: http://neorusedu.ru/ (дата обращения: 19.02.2021).

12. Тюменский государственный институт культуры: Сайт. Тюмень, 2011 —. URL: http://www.tumgik. ru/ (дата обращения: 19.02.2021).

13. Электронная информационно-образовательная среда Тюменского государственного института культуры. URL: http://eduoffice.tumgik.ru (дата обращения: 19.02.2021).

REFERENCES

1. Dyl'kov A.G., Udotova O.A. Sozdaniejelektronnojinformacionno-obrazovatel'nojsredy v vuze (na prim-ere Magnitogorskoj konservatorii) [Creation of an electronic information and educational environment at a university (by the example of the Magnitogorsk Conservatory)] // Mir nauki, kul'tury, obrazovanija. 2018. № 5 (72). S. 75-79. (In Russian).

2. Zuev D.S. Informacionno-obrazovatel'naja sreda medicinskogo vuza [Information and educational environment of a medical university] // Jelektronnye biblioteki. 2016. T. 19. № 5 S. 466-479. (In Russian).

3. Maslakova M.V. Cifrovaja kul'tura kak faktor formirovanija i razvitija jelektronnoj informacionnoj obra-zovatel'noj sredy vuza [Digital culture as a factor in the formation and development of the electronic information educational environment of the university] // Kul'tura i obrazovanie. 2020 № 2. S. 5-14. (In Russian).

4. Nazarov S.A. Pedagogicheskie osnovy proektirovanija lichnostno-razvivajushhej informacionno— obrazovatel'noj sredy tehnicheskogo vuza [Pedagogical foundations of designing a personality-developing information and educational environment of a technical university]: Avtoreferat ... kand. ped. nauk. Rostov-na-Donu, 2006. URL: https://static.freereferats.ru/_avtoreferats/01002979134.pdf (data obrashheniya: 19.02.2021). (In Russian).

5. Nacional'nyj proekt «Obrazovanie» [National project «Education»]. URL: https://strategy24.ru/rf/edu-cation/projects/natsionalnyy-proekt-obrazovanie (data obrashheniya: 19.02.2021). (In Russian).

6. Nacional'nyj proekt «Cifrovaja jekonomika» [National project «Digital Economy»]. URL: https://strat-egy24.ru/rf/management/projects/natsional-nyy-proyekt-tsifrova-ekonomika (data obrashheniya: 19.02.2021). (In Russian).

7. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii [About education in the Russian Federation]: Federal'nyj zakon № 273-FZ: prinjat Gosudarstvennoj Dumoj 21.12.2012 g. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_140174/ (data obrashheniya: 19.02.2021). (In Russian).

8. Polozhenie ob jelektronnoj informacionno-obrazovatel'noj srede federal'nogo gosudarstvennogo bjudzhetnogo obrazovatel'nogo uchrezhdenija vysshego obrazovanija «Tjumenskij gosudarstvennyj institut kul'tury» [Regulations on the electronic information and educational environment of the federal state budgetary educational institution of higher education «Tyumen State Institute of Culture»]: utv. rektorom Tjumenskogo gosudarstvennogo instituta kul'tury 04.04.2017 g. Tjumen', 2017. 15 s. URL: http://www.tumgik.ru/images/files/Pologenie_ob_elektr.pdf (data obrashheniya: 19.02.2021). (In Russian).

9. Popova, T. M., Smirnyh A.S. Setevaja sreda v sisteme obrazovanija [Networked environment in the education system] // Vestnik Tjumenskogo gosudarstvennogo instituta kul'tury. 2020. № 02 (16). S. 196199. (In Russian).

10. Revkova A.N. Opyt ispol'zovanija jelektronnoj obrazovatel'noj sredy v praktike obuchenija studentov napravlenija podgotovki «Dizajn» [Experience of using the electronic educational environment in the practice of teaching students of the «Design» direction] // Vestnik Tjumenskogo gosudarstvennogo instituta kul'tury. 2019. № 1. S. 223-229. (In Russian).

11. Sovremennaja cifrovaja obrazovatel'naja sreda [Modern digital educational environment]: Proekt: utv. Pravitel'stvom Rossijskoj Federacii ot 25.10.2016 g. URL: http://neorusedu.ru/ (date accessed: 19.02.2021). (In Russian)

12. Tjumenskij gosudarstvennyj institut kul'tury [Tyumen State Institute of Culture]. URL: http://www. tumgik.ru/ (data obrashheniya: 19.02.2021). (In Russian).

13. Jelektronnaja informacionno-obrazovatel'naja sreda Tjumenskogo gosudarstvennogo instituta kul'tu-ry [Electronic information and educational environment of the Tyumen State Institute of Culture]. URL: http://eduoffice.tumgik.ru (data obrashheniya: 19.02.2021). (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.