Научная статья на тему 'ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЦЕНТРА ЭКСПЕРТНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И КООРДИНАЦИОННОГО ЦЕНТРА КРЫМСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ В. U. ВЕРНАДСКОГО ПО ВОПРОСАМ ПРОФИЛАКТИКИ НЕГАТИВНЫХ ЯВЛЕНИЙ'

ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЦЕНТРА ЭКСПЕРТНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И КООРДИНАЦИОННОГО ЦЕНТРА КРЫМСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ В. U. ВЕРНАДСКОГО ПО ВОПРОСАМ ПРОФИЛАКТИКИ НЕГАТИВНЫХ ЯВЛЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
81
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Обзор.НЦПТИ
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЦЕНТРА ЭКСПЕРТНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И КООРДИНАЦИОННОГО ЦЕНТРА КРЫМСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ В. U. ВЕРНАДСКОГО ПО ВОПРОСАМ ПРОФИЛАКТИКИ НЕГАТИВНЫХ ЯВЛЕНИЙ»

Опыт и перспективы взаимодействия Центра экспертных исследований и Координационного центра Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского по вопросам профилактики негативных явлений

СТЙТЬЯ

70

Опыт и перспективы взаимодействия Центра экспертных исследований и Координационного центра Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского по вопросам профилактики негативных явлений

Губанова Елена Викторовна — кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права и криминологии, начальник Учебно-методического центра по противодействию терроризму Крымского федерального университета им. В. И. Вернадского, г. Симферополь.

Елькин Сергей Владимирович — кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой предпринимательского и экологического права, директор Института «Таврическая академия», директор Координационного центра Крымского федерального университета им. В. И. Вернадского, г. Симферополь.

Латышева Елена Владимировна — доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой документоведения и архивоведения, руководитель Центра экспертных исследований Крымского федерального университета им. В. И. Вернадского, г. Симферополь.

Перед вузами России наряду с образовательной стоит задача создания научных, воспитательных и практических инструментов, которые дают возможность на ранних стадиях эффективно противодействовать формированию экстремистских настроений и идеологии терроризма, а также способствовать выявлению и предупреждению деятельности радикально настроенных личностей и групп в студенческой среде. С целью реализации комплекса образовательно-просветительских, информационно-аналитических и профилактических мероприятий в федеральных университетах России созданы Координационные центры по формированию у молодежи активной гражданской позиции, предупреждению межнациональных и межконфессиональных конфликтов,

противодействию идеологии терроризма и профилактике экстремизма (далее — Координационные центры). В своей деятельности для достижения поставленных цели и задач Координационные центры взаимодействуют как с органами государственной и муниципальной власти, правоохранительными органами и общественными организациями, молодежными движениями и средствами массовой информации, так и со структурными подразделениями университета.

В задачи Координационных центров в том числе входит оказание экспертно-консультационных услуг по основным направлениям деятельности, что влечет объективную необходимость тесного взаимодействия со структурными

подразделениями университетов, реализующими экспертную деятельность. Необходимо отметить, что вопросы организации экспертной деятельности в образовательных учреждениях высшего образования практически не поднимались и не рассматривались в современной научной литературе, однако сегодня, в связи с увеличением запросов на производство экспертиз по делам о совершении правонарушений террористической и экстремистской направленности, данная деятельность приобретает особую актуальность. В научной литературе есть ряд работ, обосновывающих необходимость правовой регламентации единых методик экспертной деятельности, отмечающих рост процента постановлений (определений) о назначении судебной экспертизы негосударственным судебно-экспертным организациям [1]. Но, к сожалению, ни в научной литературе, ни в методических разработках не уделено достаточно внимания вопросам, связанным с опытом создания и функционирования экспертных центров в образовательных учреждениях [2].

Можем утверждать, что о проблемах и перспективах развития в России негосударственных экспертных учреждений исследователи писали, но образовательные организации не попадали в их поле зрения [3]. Вопросы развития экспертной деятельности в образовательных центрах рассматривали белорусские исследователи В. И. Бельский, Д. В. Примшиц, и Л. Г. Трегубович. Авторы видят создание таких экспертных центров только как замену традиционным научно-исследовательским организациям или как инструмент усиления научно-аналитического сопровождения правительств и повышения

эффективности государственного управления [4]. А. В. Сычев, раскрывая проблему формирования минимально достаточной экспертной сети вузов, к сожалению, рассматривает необходимость подготовки экспертов-экономистов, специализирующихся на рыночной экономике и, соответственно, производстве данного вида экспертиз [5].

На наш взгляд, университеты могут и должны быть площадкой взаимодействия образовательной, научной и экспертной деятельности. Рассмотрим некоторые примеры такого взаимодействия.

Е. В. Чеснокова знакомит нас с образовательным проектом Российского федерального центра судебных экспертиз при Министерстве юстиции России и Российского университета дружбы народов, она освящает вопросы современной подготовки кадров в системе высшего образования по направлению судебно-экспертной деятельности. Реализуя данный совместный проект, Министерству юстиции и РУДН удалось системно совместить подготовку обучающихся по специальным экспертным и по юридическим дисциплинам, что само по себе является хорошим результатом [6]. С расширением цифровой экономики и интеграцией университетов в информационное поле появилась необходимость проведения экспертиз инновационной деятельности образовательных организаций, в том числе их дистанционных образовательных ресурсов, о чем подробно пишет И. С. Демаков, предлагая выработать единый подход к созданию контента для информационного ресурса любого образовательного учреждения [7]. И сегодня как никогда важно понимать, какой контент для обучающихся

размещается в информационной сети и давать ему профессиональную экспертную оценку.

В контексте обсуждаемой тематики взаимодействие вузовского и экспертного сообществ можно проиллюстрировать на примере совместной работы по организации деятельности Центра экспертных исследований и Координационного центра в Крымском федеральном университете имени В. И. Вернадского.

Центр экспертных исследований КФУ им. В. И. Вернадского (далее — Центр экспертиз) был создан в декабре 2019 года решением Ученого совета университета и приказом ректора, функционирует с 01.01.2020 года [8]. Деятельность Центра экспертиз осуществляется на базе университета, с привлечением необходимых для выполнения работ специалистов (экспертов), которые подбираются руководителем Центра экспертиз в соответствии с требованиями и наработанным алгоритмом. Экспертами, в подавляющем большинстве, выступают работники или выпускники КФУ им. В. И. Вернадского, являющиеся профильными специалистами — обладающие специальными знаниями в области науки, техники, искусства или ремесла, имеющие стаж работы в сфере исследования не менее 10 лет и не имеющие какой-либо заинтересованности в результатах экспертного исследования. Центром экспертиз совместно с Координационным центром осуществляется кропотливая работа по созданию университетской базы экспертов. Разработан алгоритм подбора экспертов для проведения исследований, включающий следующие этапы:

1) определение структурного подразделения университета, специализирующегося в области исследования;

2) выявление круга специалистов с соответствующим базовым образованием или дополнительной квалификацией, наличием научной степени, званием;

3) проверка при необходимости требований по сертификации специалистов или оборудования;

4) при отсутствии в университете работника, соответствующего требованиям, расширяется поиск специалиста, в том числе, среди выпускников;

5) организация и проведение обучения работников по программам дополнительного профессионального образования;

6) формирование профессионального сообщества работников университета (специалистов-экспертов) под задачи исследования.

Так, с целью повышения уровня подготовки экспертов из числа профессорско-преподавательского состава в части законодательной и методической базы производства экспертиз в июне 2019 и декабре 2020 годов было организовано обучение по программе дополнительной профессиональной подготовки «Теория и практика экспертной деятельности». В сентябре 2021 года Учебно-методическим центром по противодействию терроризму КФУ им. В. И. Вернадского было проведено обучение преподавателей, реализующих экспертную

деятельность, по программе повышения квалификации «Деятельность органов государственной и муниципальной власти по противодействию терроризму». Цель обучения — формирование у специалистов знаний о современных тенденциях терроризма и противодействия террористической идеологии, а также способности применять знания о правовых и организационных основах противодействия терроризму в Российской Федерации в своей профессиональной деятельности. Такая совместная работа способствовала, с одной стороны, консолидации экспертного сообщества университета (специалистов в области религиоведения, лингвистики, психологии, педагогики и других наук), повышению уровня их подготовки в области противодействия терроризму, с другой — формированию пула педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава, которые могут участвовать в обучении студенческой молодежи, сотрудников органов государственной и муниципальной власти вопросам противодействия идеологии терроризма.

Так, доцентом кафедры культурологии А. В. Синичкиным разработан авторский курс, посвященный вопросам проведения культурологической экспертизы, для обучающихся магистратуры по программе «Социокультурное проектирование». В рамках данной экспертизы анализируются вопросы, связанные с распространением идеологии экстремизма, рекламой наркотических средств, пропагандой нетрадиционной сексуальной ориентации и порнографии, с исследованием всего, что можно транслировать в общество через образы. Важность совместной деятельности Координационного и экспертного центров

университета выражается в том, что подавляющее большинство экспертных исследований — это экспертизы, связанные с деструктивными культами, террористическими и экстремистскими проявлениями.

Создание Центра экспертиз было продиктовано общественным заказом. Первое исследование касалось факта изъятия в торговых точках Республики Крым двух детских курток, оформленных в военном стиле, предположительно, формы отрядов СС периода Второй мировой войны. Основанием для исследования стало постановление прокуратуры Республики Крым о проведении исторической экспертизы, исследование выявило в одном случае полное сходство элементов оформления изделия с формой СС данного периода, а в другом наблюдалась стилизация под «американское милитари».

Сегодня Центром экспертиз проведено более 30 исследований, в том числе по делам, связанным с возбуждением расовой, этнической, национальной, религиозной или межрегиональной вражды, с пропагандой исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их расовой, этнической, национальной, религиозной или межрегиональной принадлежности. Рассматриваются лингвистические, религиоведческие и психологические признаки призывов к экстремистской и террористической деятельности, а также к возбуждению вражды по различным основаниям. Кроме того, экспертами проводились культурологические исследования на предмет установления порнографического содержания (фото, видео и другие материалы).

Во взаимодействии с Координационным центром Центр экспертиз ведет подбор необходимых специалистов и оказывает содействие учреждениям, организациям, предприятиям, судам, органам дознания, лицам, производящим дознание, следователям в установлении обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу, посредством разрешения вопросов, требующих специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла, путем проведения экспертиз, а также иных экспертных исследований. Необходимо отметить, что для выполнения исследования специалисты привлекаются на основании гражданско-правовых договоров. Кроме того, работники Координационного центра и преподаватели, привлекаемые в качестве экспертов, при поступлении запроса от органов государственной, муниципальной власти, иных учреждений, организаций, осуществляют так же консультационную деятельность.

Обобщив опыт проведения экспертиз, мы пришли к выводу, что наиболее часто встречающимися в практике Центра можно назвать следующие виды экспертиз:

- культурологическая экспертиза (установление на изображении,

в содержании признаков пропаганды);

- религиоведческая(исследование на предмет установления в действиях признаков организации деятельности и вовлечения в деятельность экстремистской организации,

в сектантство),

- лингвистическая (установление признаков преступлений, связанных

с реабилитацией нацизма, возбуждения ненависти и вражды, содержания

в высказываниях экстремистского характера, оскорблений, унижения человеческого достоинства).

В последнее время массовый характер приобретают лингвистические исследования.

Экспертизы проводились в рамках расследования уголовных дел о преступлениях, предусмотренных статьями УК РФ:

- ст. 205 «Террористический акт»;

- ст. 205.1 «Содействие террористической деятельности»;

- ст. 205.2 «Публичные призывы

к осуществлению террористической деятельности, публичное оправдание терроризма или пропаганда терроризма»;

- ст. 207.1 «Публичное распространение заведомо ложной информации

об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан»;

- ст. 280 «Публичные призывы

к осуществлению экстремистской деятельности».

Информация о деятельности Центра экспертиз отражается на сайте Координационного центра, а также анализируется на заседаниях межведомственной рабочей группы по вопросам формирования у молодежи активной гражданской позиции, предупреждения межнациональных и межконфессиональных конфликтов, противодействия идеологии терроризма и профилактики экстремизма в Республике Крым,созданной по инициативе Координационного центра.

Заказчиками проведения данного вида экспертиз являются Министерство внутренних дел по Республике Крым, Главное следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Республике Крым и городу Севастополю, Управление Федеральной Службы безопасности Российской Федерации по Республике Крым и городу Севастополю, Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Крым.

С января 2022 года в Центр экспертиз поступило около 10 материалов, в том числе материалы о совершении преступления, предусмотренного ст. 207.3 УК РФ «Публичное распространение заведомо ложной информации об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации». Специалисты Центра также проводят исследование в рамках исторического аспекта правопреемства организации «ОУН» (Организация украинских националистов) в отношении экстремистских организаций, «УНА-УНСО» * (Украинская национальная ассамблея — Украинская народная самооборона), УПА* (Украинская повстанческая армия). Необходимо отметить, что кадровый профессорско-преподавательских состав университета обладает высоко квалифицированными специалистами историками со специализацией «История Украины» и знанием украинского языка.

Одной из составляющих взаимодействия Координационного и Учебно-методического центра по противодействию терроризма, Центра экспертиз является организация и проведение конференций, форумов, круглых столов и иных мероприятий, имеющих научную или образовательную

направленность, участниками которых выступают как эксперты, так и представители правоохранительных органов. Одним из таких совместных мероприятий стало участие в Первой научной конференции «Актуальные вопросы, проблемы и перспективы экспертной деятельности при взаимодействии с государственными органами власти», приуроченной к пятилетию Крымской ассоциации судебных экспертов (АСЭ «КРЫМ»), которая состоялась 5 июня 2021 года в поселке Новый Свет.

К итогам постоянного взаимодействия сегодня можно отнести:

- создание и постоянное расширение базы экспертов из числа профессорско-преподавательского состава и коллег

из иных учебных учреждений Крымского полуострова, в том числе, выпускников нашего Университета;

- разработку и реализацию дополнительной программы профессионального образования (108 часов) «Теория и практика экспертной деятельности», слушателями которой стало около 100 преподавателей университета, вовлеченных в экспертную деятельность;

- реализацию программы повышения квалификации «Деятельность органов государственной и муниципальной власти по противодействию терроризму»

(72 часа);

- авторские методики, разработанные сотрудниками университета.

- разработку алгоритма подбора экспертов для проведения экспертных исследований.

* экстремистские организации, запрещенные на территории России.

Можно с уверенностью утверждать, что взаимодействие Центра экспертиз и Координационного центра позволяет решать задачу организации экспертной и консультационной деятельности по направлениям работы Координационного центра, развивать профессиональное сообщество, повышая его квалификацию.

Перспективным направлением взаимодействия мы видим становление в среде профессионалов лидеров общественного мнения, усиление их роли в формировании правосознания молодежи, в профилактике экстремистской и террористической идеологий путем проведения совместных обучающих и воспитательных мероприятий.

Литература и ссылки:

1. Аминев Ф. Г. О некоторых проблемах судебно-экспертной деятельности

в Российской Федерации // Российский судья. — 2016. — №6. — С.12-16.

2. Аминев Ф. Г. О необходимости правовой регламентации единых методик экспертной деятельности // Эксперт-криминалист. — 2020. — № 4. — С. 3-6.

3. Абдуллин Р. Р. О проблемах и перспективах развития негосударственных судебно-экспертных организаций в России // Евразийская адвокатура. — 2020. — №6 (49). — С.101-105.

4. Бельский В. И. Развитие аналитических компетенций академических кластеров как инструмент усиления экспертного сопровождения государственного управления // Известия Национальной академии наук Беларуси. Серия гуманитарных наук. — 2020. — Т. 65. —

№ 3. — С. 367-376.

5. Сычев А. В. Проблемы формирования минимально достаточной экспертной сети вуза // Науковедение: интернет-журнал.

— 2012. — № 3 (12). — С. 50. — URL: https://noosphere.ru/pubs/151212 (дата обращения: 20.05.2022).

6. Чеснокова Е. В. О совместном образовательном проекте Российского федерального центра судебных экспертиз при Минюсте России и Российского университета Дружбы Народов // Теория и практика судебной экспертизы. — 2016.

— № 4 (44). — С. 35-37.

7. Демаков И. С. Экспертиза инновационной деятельности образовательных организаций // Непрерывное образование в Санкт-Петербурге. — 2019. — № 2 (10). — С. 47-51.

8. Латышева Е. В. Создание

и функционирование Центра экспертных исследований ФГАОУ ВО «КФУ им. В. И. Вернадского»: проблемы и перспективы // Научный вестник Крыма: электронный научно-периодический журнал. — 2021. — № 4 (33). URL: http://nvk-journal.ru/index.php/NVK/article/ view/762 (дата обращения: 20.05.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.