Научная статья на тему 'Опыт и перспективы взаимодействия технического университета и предприятий реального сектора экономики (на примере кафедры электромеханики УГАТУ)'

Опыт и перспективы взаимодействия технического университета и предприятий реального сектора экономики (на примере кафедры электромеханики УГАТУ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
58
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / SCIENTIFIC AND TECHNICAL DEVELOPMENT / ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION / ПРЕДПРИЯТИЕ / ENTERPRISE / ВЕДУЩИЕ СПЕЦИАЛИСТЫ / LEADING SPECIALISTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Исмагилов Флюр Рашитович

Рассматриваются опыт и перспективы развития сотрудничества ведущих предприятий и высших учебных заведений, ориентированного на интеграцию образования, науки и производства, повышение темпов экономического роста. Обозначаются ключевые позиции и возможности объединения усилий, обеспечивающих развитие предприятия и вуза как единого производственно-технологического центра. Показано, что привлечение студентов и молодых ученых вуза к работе над научно-техническим проектом, реализованным совместно с предприятием, позволяет формировать компетентные инженерные кадры, способные в дальнейшем активно вести свою научную деятельность на ведущих предприятиях страны.The experience and perspectives of development of cooperation between leading enterprises and higher educational institutions that allow to expand borders and create favorable conditions for economic growth are considered. Key positions and opportunities for uniting efforts aimed at developing the enterprise and the university as a single industrial and technological center are identified. It is shown that the attraction of students and young scientists of the university to work on a scientific and technical project implemented jointly with the enterprise allows to form competent engineers who are able to actively conduct their scientific activity at the leading enterprises of the country in the future.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Исмагилов Флюр Рашитович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт и перспективы взаимодействия технического университета и предприятий реального сектора экономики (на примере кафедры электромеханики УГАТУ)»

DOI: 10.25586^и.НЕТ.18.04.Р.30 УДК 37(091)

Ф. Р. Исмагилов,

Уфимский государственный авиационный технический университет

Опыт и перспективы взаимодействия технического университета и предприятий реального сектора экономики (на примере кафедры электромеханики УГАТУ)

В наши дни конкурентоспособность промышленных предприятий обуславливается двумя ключевыми факторами. Во-первых, способностью разрабатывать и внедрять высокие наукоемкие технологии, во-вторых, благоприятными условиями для удовлетворения потребности в кадрах на основе привлечения высококвалифицированных специалистов необходимого профиля.

Нет необходимости доказывать, что реализовать эти факторы можно только на основе тесного взаимодействия предприятий реального сектора экономики и технических высших учебных заведений, выступающих в роли центров образования и науки. По сути дела в связи с резким сокращением отраслевых научно-исследовательских и проектных институтов и конструкторских бюро реальных альтернатив развитию сотрудничества с высшей школой у промышленных предприятий просто нет.

Таким образом, научно-техническая революция диктует необходимость многосторонней интеграции университетов и промышленности. Только при условии успеха такого рода кооперации становится возможным развитие инновационной национальной экономики, конкурентоспособной и на мировых рынках. В то же время отметим, что в настоящей статье мы не обсуждаем такие немаловажные факторы экономического роста, как наличие

развитой финансово-кредитной инфраструктуры и компетентное администрирование предприятий, включая налоговое администрирование со стороны государства.

Не имеют альтернативы укреплению связей с производством и сами высшие учебные заведения. А вузы и кафедры, лаборатории, по тем или иным причинам дистанцирующиеся от предприятий, для которых они готовят специалистов, в конечном счете утрачивают свой статус.

Причины этого очевидны. Высшими учебными заведениями, не сумевшими наладить сотрудничество с производством, теряются внешние источники финансирования, связанные с выполнением научно-исследовательских работ в интересах производственных бизнес-структур. Одновременно сужаются возможности для трудоустройства их выпускников, что в свою очередь отпугивает потенциальных абитуриентов. Ну а невостребованность результатов научно-исследовательских работ приводит к утрате учебным заведением и его кафедрами роли значимых научных центров, а значит, и к застою научной и конструкторской мысли.

В связи с этим представляется возможным сформулировать следующие требования к научно-исследовательской и образовательной деятельности современного технического университета.

Первое. Прикладные научно-исследовательские работы, выполня-

емые университетом, необходимо концентрировать на решении задач, являющихся перспективными для промышленных предприятий, причем список перспективных тем исследований и разработок должен формироваться предприятиями и университетом совместно. Только в этом случае исследовательские работы университета будут востребованы предприятиями.

Второе. В совместных научно-исследовательских работах университета с предприятиями обязательно должны участвовать студенты, для которых предприятия-заказчики являются перспективными работодателями. Это позволит готовить высококвалифицированных специалистов для промышленности. Студенты, участвуя в научном проекте в интересах определенного предприятия и решая для него конкретную задачу, приобщаются к технологическим особенностям этого предприятия, знакомятся с его потребностями, номенклатурой изделий и методами работы и, кроме того, значительно повышают свою квалификацию и практический опыт. Подобный опыт стимулирует формирование коммуникативной компетенции будущего молодого специалиста, а в дальнейшем после трудоустройства позволяет максимально быстро адаптироваться к новым условиям.

При прочих благоприятных условиях в процессе выполнения научно-

© Исмагилов Ф. Р., 2018

ФЛЮР РАШИТОВИЧ ИСМАГИЛОВ

доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой электромеханики Уфимского государственного авиационного технического университета. Сфера научных интересов: специальные электромеханические преобразователи энергии, высокооборотные электромеханические преобразователи, электромеханика. Автор более 500 опубликованных научных работ

Рассматриваются опыт и перспективы развития сотрудничества ведущих предприятий и высших учебных заведений, ориентированного на интеграцию образования, науки и производства, повышение темпов экономического роста. Обозначаются ключевые позиции и возможности объединения усилий, обеспечивающих развитие предприятия и вуза как единого производственно-технологического центра. Показано, что привлечение студентов и молодых ученых вуза к работе над научно-техническим проектом, реализованным совместно с предприятием, позволяет формировать компетентные инженерные кадры, способные в дальнейшем активно вести свою научную деятельность на ведущих предприятиях страны.

Ключевые слова: научно-техническое развитие, высшее учебное заведение, предприятие, ведущие специалисты.

The experience and perspectives of development of cooperation between leading enterprises and higher educational institutions that allow to expand borders and create favorable conditions for economic growth are considered. Key positions and opportunities for uniting efforts aimed at developing the enterprise and the university as a single industrial and technological center are identified. It is shown that the attraction of students and young scientists of the university to work on a scientific and technical project implemented jointly with the enterprise allows to form competent engineers who are able to actively conduct their scientific activity at the leading enterprises of the country in the future.

Key words: scientific and technical development, higher educational institution, enterprise, leading specialists.

го проекта предприятие получает не только научно-техническую продукцию, но и квалифицированные кадры, способные с ней работать и обеспечивать ее дальнейшее использование в производственном процессе. Например, на кафедре электромеханики Уфимского государственного авиационного технического университета, при которой успешно действует студенческое конструкторское бюро СКБ-3, в процессе выполнения

научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ с привлечением студентов и магистров были разработаны взрыво- и вибро-защищенные асинхронные двигатели сорока двух типоразмеров, которые выпускались серийно. Студенты, участвовавшие в разработках, в настоящее время занимают на предприятиях руководящие позиции.

Как представляется, в современных условиях существенно большая,

чем прежде, доля тем выпускных квалификационных работ студентов должна определяться предприятиями исходя из их перспективных задач и осуществляться по их заданию. Студентам, выполняющим дипломные работы по темам предприятия, в случае успешной их защиты целесообразно предоставлять возможность трудоустройства на данном предприятии и продолжения исследований, начатых во время дипломной работы, с привлечением университета на основании договора о научно-техническом сотрудничестве.

Третье. Технический университет, стремящийся к укреплению связей с производством, призван обеспечивать повышение квалификации сотрудников предприятий, предусматривая демонстрацию своих научных достижений. В качестве примера можно привести опыт кафедры электромеханики УГАТУ, которая в рамках отраслевых программ переподготовки кадров, а также по инициативе самих предприятий ежегодно проводит переподготовку инженерных кадров таких предприятий, как Уфимское агрегатное производственное объединение, АО «Баш-нефть», ООО «Курс», Сарапульский электрогенераторный завод, Уфимский тепловозоремонтный завод,

Электрогенератор мощностью 120 кВА с частотой вращения Электрогенератор мощностью 120 кВА с частотой вращения

ротора 60 000 об/мин, массой 30 кг (0,3 кг/кВт), ротора 60 000 об/мин, массой 28 кг (0,28 кг/кВт), воздушным

жидкостным охлаждением охлаждением. Впервые при реализации использована технология

изготовления магнитопроводов из аморфного железа Рис. 1. Перспективные разработки кафедры электромеханики

Рис. 2. Этапы реализации инновационных проектов на кафедре электромеханики УГАТУ

Стадия фундаментальных исследований Стадия прикладных исследований, выполнения инжиринговых услуг Стадия коммерциализации продукта

Исследования и практическая реализация идеи Проработка продукта, определение его облика Выпуск опытных образцов, подготовка серийного производства и сбыт продукции

Финансирование по грантам государственных фондов, госзаданиям Минобрнауки. На кафедре сейчас ведутся работы по - трем проектам РНФ, - трем проектам РФФИ, - госзаданию Минобрнауки. Общий объем финансирования фундаментальных исследований в год составляет 21 млн руб. На данной стадии работы ведутся за счет заинтересованных предприятий, разрабатывается КД и создаются макеты. Объем финансирования этих работ за 2017 год составил около 30 млн руб. Работы выполнялись и выполняются в интересах: - АО «Технодинамика» (г. Москва); - ФГУП «Гос НИИАС» (г. Москва); - АО «УАПО» (г. Уфа); - КБ «Электроприбор» (г. Саратов); - ЗАО «ПТФК ЗТЭО» (г. Н. Челны); - ФГУП «ЦИАМ» и др. За 2017 год созданы и переданы заказчику для испытаний образцы изделия: Интеллектуальный стартер-генератор с магнитопроводом на аморфном железе (частота вращения 60 000 об/мин). Продукт создан впервые в России, за рубежом существует 3-4 компании, владеющие подобной технологией. Создано 3 образца различных электродвигателей; 5 образцов трансформаторов и дросселей на аморфном железе и др. Реализуется на базе МИП «Энергия» УГАТУ Используются грант по программе «Старт» и созданный в рамках этого МИП «ЭМ» Объем финансирования на 2017 г. 2 млн руб. Осуществляется сотрудничество с МИП «^ртОггуе» (Финляндия); МИП «Се1егоШп> (Швейцария); МИП <^ЕЛЛМ» (Германия)

ООО «ГИП Электро» и других. Замечу, что если действующие технические университеты не будут справляться с организацией дополнительного образования сотрудников предприятий, то их место займут корпоративные университеты, которые подчас создаются буквально на пустом месте. Столь же важно, чтобы и преподаватели университета повышали квалификацию на базе промышленных предприятий не только с целью расширения личного кругозора, но и для определения направлений развития сотрудничества с предприятиями и понимания их проблем.

Говоря о более частных аспектах интеграции высшего образования и производства, подчеркну необходимость участия сотрудников университета в отраслевых выставках и конференциях, в которых принимают участие представители промышленности. Задача состоит в том, чтобы использовать все возможности для обсуждения проблем реального сектора экономики, решение которых требует привлечения интеллектуального потенциала университета. Опыт этой работы нами накоплен. Уфимский

государственный авиационный технический университет каждый год проводит Международную конференцию «Электротехнические комплексы и системы», активными участниками которой являются специалисты промышленных предприятий и электросетевых организаций. А в рамках Всероссийского энергетического форума «Энергетика Урала», который также проводится ежегодно, кафедра электромеханики демонстрирует разработки, выполненные совместно с Уфимским агрегатным производственным объединением. Всего же за год сотрудники нашей кафедры выступают с докладами не менее чем на 20-25 конференциях, в том числе и зарубежных. Это дает основание предполагать, что нас и слышат, и видят.

Особенно важно практиковать приглашение ведущих специалистов предприятий по профилю подготовки кадров для проведения учебных занятий в университете, а также для участия в определении содержания рабочих программ специальных дисциплин. Так, вариативная часть учебного плана магистратуры по направлению

«Электроэнергетика и электротехника» согласовывается нами с предприятиями, являющимися работодателями для выпускников кафедры электромеханики, а ведущие специалисты этих предприятий читают специальные разделы курсов по ряду дисциплин. Нельзя не упомянуть регулярное участие ведущих специалистов предприятий электроэнергетического и электротехнического секторов в оргкомитетах студенческих олимпиад, ежегодно проводимых кафедрой электромеханики, а также в научно-методических советах по направлению «Электроэнергетика и электротехника».

Много дает и привлечение специалистов предприятий к выполнению научно-исследовательских работ, в том числе к подготовке совместных публикаций. Сотрудниками кафедры электромеханики УГАТУ ежегодно публикуется 100-120 научных статей, из них до 30 - в ведущих зарубежных журналах. Среди этих публикаций 10-15 статей готовятся совместно со специалистами предприятий. На основе совместных исследований и публикаций в аспирантуре нашего

университета для предприятий готовятся кадры высшей квалификации. На кафедре электромеханики за пять лет для электросетевых компаний Республики Башкортостан подготовлено три, а для Уфимского агрегатного производственного объединения - два кандидата наук, а всего за этот период у нас состоялось пятнадцать успешных защит кандидатских диссертаций.

В последние годы получило развитие создание на основе фундаментальных исследований инновационных продуктов (см. рис. 1) с последующей их коммерциализацией на базе малых предприятий при УГАТУ. Это направление деятельности играет особую роль в рамках реализации концепции развития университета, нацеленной не только на образование и научные исследования, но так-

же и на коммерциализацию знаний. Пример здесь подает малое инновационное предприятие «Энергия-УГАТУ». Не отстают от него и другие малые инновационные предприятия Уфимского государственного авиационного технического университета. На рис. 2 на примере кафедры электромеханики УГАТУ приведена структура развития инновационных и перспективных проектов в 2017 году.

Наконец, обсуждая пути интеграции высшей школы с производством, не будем упускать из виду развитие международного сотрудничества, в том числе между малыми инновационными предприятиями отечественных и зарубежных университетов, что в перспективе позволит найти выход к «большой» глобальной промышленности.

В заключение подчеркнем, что взаимная, если не сказать встречная, интеграция высшего образования и производства является актуальной задачей как для самих университетов, так и для отечественной экономики в целом. Динамичное продвижение вперед в решении этой задачи является необходимым условием сохранения конкурентоспособности каждого из участников интеграционных процессов.

Опыт Уфимского государственного авиационного университета, раскрытый нами в первую очередь на примере кафедры электромеханики, позволяет сделать вывод о перспективности рассмотренных в статье направлений развития сотрудничества высших учебных заведений с предприятиями реального сектора экономики.

ЛИТЕРАТУРА

1. Савченков А. В. Актуальные проблемы взаимодействия вузов с предприятиями // СтройМного. 2016. № 4 (5). URL: http:// stroymnogo.com/science/economy/aktualnye-problemy-vzaimodeystviya-/

2. Партнерство университетов и бизнеса: опыт США. Программа ЭВРИКА «Развитие научно-исследовательского и предпринимательского потенциала российских университетов». Нижний Новгород: НГГУ, 2011.

LITERATURA

1. SavchenkovA. V. Aktual'nye problemy vzaimodejstviya vuzov s predpriyatiyami // StrojMnogo. 2016. № 4 (5). URL: http://stroymnogo. com/science/economy/aktualnye-problemy-vzaimodeystviya-/

2. Partnerstvo universitetov i biznesa: opyt SSHA. Programma EHVRIKA «Razvitie nauchno-issledovatel'skogo i predprinimatel'skogo potenciala rossijskih universitetov». Nizhnij Novgorod: NGGU, 2011.

DOI: 10.25586^и.НЕТ.18.04.Р.33 УДК 316.73

С. Т. Сагитов,

Уфимский государственный авиационный технический университет

Культура как объект социологического познания

Постановка проблемы

В последнее время в научной литературе, официальных документах, выступлениях руководителей разного уровня все больше внимания уде© Сагитов С. Т., 2018

ляется такому понятию, как «человеческий капитал», а также его роли в развитии российского социума.

Однако радикальный характер происходящего пересмотра струк-

туры и значения движущих сил общественного развития пока еще не осознан. Как и прежде, приоритет отдается экономическим явлениям и процессам как основополага-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.