Научная статья на тему 'Опыт и перспективы комплексного развития музейного дела в формате регионального музейного учреждения (на примере Томского областного краеведческого музея 2000-2005 гг. )'

Опыт и перспективы комплексного развития музейного дела в формате регионального музейного учреждения (на примере Томского областного краеведческого музея 2000-2005 гг. ) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1915
339
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Загоскин Денис Владимирович, Черняк Эдуард Исаакович

В статье рассматривается опыт управления региональным музеем в условиях общего кризиса отечественного музейного дела (2000-2005 гг.), анализируется политика экспозиционного проектирования, развития внешних связей учреждения, оптимизация его внутренней организационной структуры. Делается вывод об особой важности формирования региональной стратегии музейного дела для успешного комплексного развития музейного учреждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Загоскин Денис Владимирович, Черняк Эдуард Исаакович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Experience and future trends the complex development of museum affair in the bounds of the district museum establishment (on the example of Tomsk region native land museum 2000-2005)

The article focuses on the experience of running a regional museum under the conditions of a general crisis of Russian museums (2000-2005). It analyzes the strategies of exposition projects, the development of the institution's external connections, the steps taken to ensure a more efficient internal organization. The authors conclude that the elaboration of a regional strategy of museum activities is of special importance for a successful complex development of a museum.

Текст научной работы на тему «Опыт и перспективы комплексного развития музейного дела в формате регионального музейного учреждения (на примере Томского областного краеведческого музея 2000-2005 гг. )»

МУЗЕЙНОЕ ДЕЛО

УДК 069:09 (045)

Д.В. Загоскин, Э.И. Черняк

ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ КОМПЛЕКСНОГО РАЗВИТИЯ МУЗЕЙНОГО ДЕЛА В ФОРМАТЕ РЕГИОНАЛЬНОГО МУЗЕЙНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ТОМСКОГО ОБЛАСТНОГО КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ 2000-2005 гг.)

В статье рассматривается опыт управления региональным музеем в условиях общего кризиса отечественного музейного дела (2000-2005 гг.), анализируется политика экспозиционного проектирования, развития внешних связей учреждения, оптимизация его внутренней организационной структуры. Делается вывод об особой важности формирования региональной стратегии музейного дела для успешного комплексного развития музейного учреждения.

В последние пятнадцать - двадцать лет мы успели привыкнуть к жизни в условиях отсутствия любых долговременных перспектив. Связано это с принципиальным отказом российской власти от любых стратегий управления, предусматривающих опережающее воздействие на текущие социальные процессы. Господствовавшие в нашей стране ситуативно-реактивные подходы к управлению социальными процессами серьезным образом сказались и на состоянии отечественного музейного дела.

Данное положение осознано как проблема на общенациональном уровне. Признаками этого являются и практика «национальных проектов», и перспективное бюджетное планирование, и региональные стратегии развития, которых в последние годы становится все больше и больше. Необходимость концептуального управления, основанного на долгосрочной постановке целей, осознают и музейные учреждения.

Томский областной краеведческий музей стал, вероятно, одним из первых региональных музеев страны, в котором необходимость «проектного», перспективного развития была осознана относительно рано. Более того, была сделана попытка претворить проект такого развития в жизнь. Основополагающим направлением развития ОГУК ТОКМ стала работа над принципиально новым проектом постоянной экспозиции ТОКМ как краеведческого музея. Вторым и третьим этапами этого развития должны были стать строительство экспозиции в соответствии с созданным проектом и модернизация всего музейного производственного цикла на базе уже созданной экспозиции с учетом ее технологических возможностей.

В силу ряда причин был реализован только первый этап «национального проекта» ОГУК ТОКМ. Этот этап был начат в 2000 г., когда была завершена многолетняя работа по научному проектированию постоянной экспозиции ТОКМ. Это проектирование осуществлялось более 15 лет, в условиях ради -кального обновления страны и ее жизни. Выработка окончательного варианта научной концепции ТОКМ стала возможной благодаря наступившему периоду социальной стабильности и стала событием, поистине прорывным,

так как создала предпосылки для дальнейших шагов по развитию музея. Завершился же этот этап в 2004 г., когда проект новой экспозиции ТОКМ был подготовлен в виде готового к исполнению пакета документов, и одновременно обозначились существенные трудности для перехода музея к следующему этапу - строительству экспозиции.

Ниже мы рассмотрим период истории ОГУК ТОКМ в 2000-2005 гг. как некий опыт комплексного развития, завязанного на процесс экспозиционного проектирования, но принесший результаты и в других секторах жизни учреждения. Для начала оговорим ряд существенных обстоятельств, важных для понимания внутренней политики в ОГУК ТОКМ в указанный период истории музея.

Музейное дело как специфическая социальная и профессиональная структура характеризуется рядом особенностей, которые, с одной стороны, питают его нынешнее, кризисное состояние, с другой же - определяют его перспективы. К ним относятся:

• Отсутствие однозначных критериев качества, описывающих состояние конечного продукта для потребителя (на языке экономической теории это называется «информационной асимметрией»). Потребитель музейной продукции никогда не может заранее сформулировать, чего он желает получить от выставки, экспозиции и так далее. Потребительская оценка возникает постфактум - после посещения данной экспозиции или выставки - и зависит не столько от объективных свойств продукта, сколько от «информационной ауры» его производителя - имиджа учреждения, его имени и репутации, общественного мнения, конъюнктуры моды. Тем самым роль и место музея в общественном сознании, его имидж и репутация становятся решающим фактором развития учреждения.

• Ориентированность музейного производства не столько на удовлетворение частных потребностей отдельных лиц - индивидов, сколько на удовлетворение общественных потребностей, в конечном счете отвечающих интересам тех же самых индивидов, но функционирующих в формах, от этих индивидов в высокой степени отчужденных. В связи с этим главным контрагентом музея выступает не «посетитель», а структуры, по своему функциональному назначению определяющие и формулирующие общественные потребности, - прежде всего органы власти и сфера образования. Здесь крайне важны два обстоятельства - то, что таких центров формулирования потребностей в социуме всегда несколько и музею для полноценного развития необходимо гибко взаимодействовать со всеми, а также то, что внимание этих центров к музею, запрос на его деятельность формируются этими центрами не произвольно, но в связи с состоянием общей музейной культуры населения. Тем самым «индивид» оказывается фактором развития музея не столько в качестве «посетителя», осуществляющего спрос на музей через кассу, сколько в качестве носителя общественного мнения, предписывающего уполномоченным на то структурам определять социальный заказ на услуги музея.

Таким образом, для развития музейного дела в формате регионального музейного учреждения особо значимы следующие обстоятельства:

• Имидж музея в местном сообществе - соответствие «дизайна» его образа в общественном сознании представлениям этого сознания о признаках социально актуального, значимого и нужного явления. Для музея в его нынешнем состоянии такое соответствие - реальная проблема. Традиционный стереотип музея - хранилище прошлого - вызывает в массовом сознании выраженные ассоциации с принципиально неактуальным предметом.

• Система отношений музея со структурами, формулирующими общественные потребности в услугах культуры. Музей в этой системе - априори слабое звено, «подсудимый», а не «судья». Конструктивное взаимодействие здесь возможно только на основе диверсификации отношений с этими структурами, принципиальной нацеленности на стратегическое партнерство со всеми возможными структурами. Выбор в пользу монополии какой-либо из структур означает утрату музеем самостоятельного статуса.

• Внутренний потенциал музейного учреждения (кадровый, технологический, креативный аспекты), позволяющий строить работу в условиях фактического отсутствия патроната для музея со стороны внешних структур, способность дирекции музея правильно определять точки роста, фокусы интересов внешних партнеров, мобилизовать все ресурсы для осуществления разнообразных проектов в этих интересах.

• Уровень базовой инфраструктуры музейного дела в учреждении и его технологический уровень (прежде всего - уровень ключевых элементов этой инфраструктуры - фондохранения и экспозиционно-выставочного дела)

2000-2005 гг. в Томском областном краеведческом музее были временем преодоления типичного для современного российского регионального музея «кризиса невостребованности». Администрация ТОКМ хорошо понимала, что эта невостребованность - продукт отсталости музейного дела, несоответствия его ключевых форм представлениям общества, чья информационная культура ушла за последние 15-20 лет далеко вперед. Для выхода из такого рода кризиса простого увеличения финансирования из бюджета недостаточно. Необходимо глубинное изменение отношения общества к музею, разрушение бытующих стереотипов «неактуального учреждения». ТОКМ располагал тривиальным для регионального музея набором инфраструктурных проблем - дефицит площадей, отсутствие постоянной экспозиции, слабость кадровой базы, снижение посещаемости. Интересной представляется стратегия, в рамках которой тогдашняя администрация ТОКМ пыталась решить эти проблемы.

Среднесрочная цель этой стратегии большой оригинальностью не отличалась и была бы понятна для любого руководителя музейного учреждения -привлечь большие инвестиции в реализацию крупных инфраструктурных проектов: решение вопроса с фондохранением, создание постоянной экспозиции, модернизация и расширение издательской деятельности. Долгосрочной целью было создание в Томске инновационного музейного учреждения, музея, не пребывающего бедным родственником на обочине актуальных социальных процессов, но полноценно встроенного в них, работающего на качественное и востребованное представление сокровищ музейных фондов в информационной сфере общества. Производственной базой для музея ново-

го типа должна была стать новая постоянная краеведческая экспозиция ТОКМ, созданная на основе:

• научной концепции экспозиции, полностью отвечающей духу общества с принципиально плюралистическим, «постмодернистским» состоянием сознания. Базовой идеей экспозиции является показ развития общества и человека во взаимодействии с природной средой. Эта идея является конвенциональной для носителей самых разных, легитимных в современном обществе, традиций исторического, классового, конфессионального, национального сознания. Таким образом, уже на уровне научного проекта новая экспозиция ТОКМ адресуется самым различным аудиториям, не задавая выборочных рамок ни одной из них и включая все эти аудитории в свой потребительский потенциал;

• художественного проекта экспозиции, оптимально приспосабливающего содержание показа к существующей архитектурной конфигурации залов и предлагающего дизайн экспозиции, нацеленный на эстетические ценности современной публики и решительно порывающий с традициями «музейного занудства», связанными с идеями музея как культового учреждения, изначально стоящего выше своих посетителей. Художественный проект новой постоянной экспозиции ТОКМ утверждает комфортную и позитивную среду посещения, нацеленную на активацию желания неоднократно прийти в музей;

• технологической базы экспозиции, нацеленной на интерактивность, специальные эффекты (видео, аудио, световые) и расширение информативности и обновляемости предметного показа. Проект экспозиции предусматривает создание мощной инфраструктуры электронного предъявления музейных материалов, создания различных контекстов показа аудио- и видеосредствами, продуманную систему развития виртуальных ресурсов экспозиции и систему управления ими в интересах реализации различных форм работы с разными аудиториями потребителей музейных услуг.

Работа над проектом такой экспозиции потребовала развития различных внутренних направлений работы музея и его внутренних структур.

Предметом самой серьезной заботы администрации ТОКМ в 20002005 гг. стало выстраивание системы внешних связей музея. Это было связано с подготовкой сознания сообщества к возрождению ведущего музея региона на новой базе и в новом качестве, необходимостью превращения музейного учреждения в открытую структуру, обеспечивающую потребности и запросы внешних партнеров и получающую извне ресурсы, необходимые для реализации проекта постоянной экспозиции. С 2000 г. Томский областной краеведческий музей целенаправленно работает как производитель информационных поводов для средств массовой информации. Каждое событие, пусть и небольшое по масштабу, становится объектом общественной презентации. Музей активно приглашает гостей из разных сфер общественной жизни буквально на все мероприятия - открытия выставок, презентации обществу новых книг и компакт-дисков, изданных музеем. Одновременно работа над экспозицией требует значительных информационных ресурсов и участия в профессиональном обмене опытом. Специалисты ТОКМ участву-

ют в профессиональных мероприятиях от Тихого океана до Западной Европы. Вместе с тем ТОКМ и сам стремится стать центром различных профессиональных движений в отрасли. В 2001-2004 гг. музей превращается в серьезный межрегиональный и международный профессиональный форум, создающий известность не только самому себе, но и всему региону. Вот некоторые проекты, осуществленные в это время в ТОКМ:

• 2001 г., март - ТОКМ совместно с Томским государственным университетом принимает у себя международную проектную мастерскую «Музейный квартал», посвященную новым технологиям проектирования и продвижения музейных экспозиций. Мероприятие проводится совместно с общественной организацией «Ассоциация Открытый Музей» (г. Красноярск) и собирает более 40 ведущих специалистов по экспозиционному проектированию и пиар-технологиям из России, Румынии, Армении, Казахстана, причем из российских регионов представлены Москва, Самарская область, Вологодская область, Пермская область, Карелия, Кемеровская область, Красноярский край, Иркутская область, Магаданская область, Приморский край.

• 2001 г., апрель - Томский областной краеведческий музей принимает участие в общеевропейской акции «Музейная весна», проводимой дирекцией музеев Министерства культуры Франции по тематическому направлению «Пейзаж» Эта небольшое по масштабам мероприятие (музей представляет на сайте акции несколько оцифрованных работ художника П.М. Кошарова) получает всеевропейский резонанс в средствах массовой информации.

• 2002 г., март - при поддержке ТГУ в ТОКМ проходит Всероссийская научная конференция «Музейные фонды и экспозиции в научнообразовательном процессе», приуроченная к 80-летию музея. В конференции принимают участие более 100 специалистов из Томска, Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Новосибирска, Омска, Кемерова, Нижневартовска, Абакана, Красноярска, Улан-Удэ, Владивостока. Одноименный сборник материалов, вышедший по завершении конференции, становится событием в профессиональном сообществе. В нем впервые публикуется информация о коллекциях музеев вузовского комплекса Томска, становится ясным, каким мощным фондовым ресурсом обладает Томская область, обсуждаются формы вовлечения этого ресурса в процессы регионального развития.

• 2003 г., май - Томский областной краеведческий музей совместно с Межрегиональным институтом общественных наук (МИОН) ТГУ и при активной поддержке крупнейшей отечественной профессиональной ассоциации специалистов по информационным технологиям в отрасли культуры -некоммерческого партнерства «Автоматизация деятельности музеев и информационные технологии» (НП АДИТ) проводит Всероссийскую научнопрактическую конференцию по информационным технологиям в музеях. В мероприятии участвуют ведущие специалисты по музейной информатизации из Москвы, Ярославля, Рыбинска, Саратова, Нижнего Новгорода, Пскова, Новосибирска, Кемерова, Красноярска, Барнаула, Омска. Данный форум дает высокую оценку политике развития ТОКМ, оценивает как передовую и не имеющую аналогов в России технологическую инфраструктуру, предусмотренную проектом постоянной экспозиции ТОКМ, и констатирует, что

Томская область в последнее время обозначает себя как регион прорывного музейного развития. На конференции говорится о том, что Томск заявил о себе, как наиболее перспективный центр развития новых музейных технологий в Азиатской России, и предлагается сделать томские конференции по информационным технологиям в музеях традиционными. Последние предложение имело шанс на реализацию - вторая конференция по ИТ в музеях в том же формате состоялась через год - в сентябре 2004 г.

• 2004 г., май - Томский областной краеведческий музей совместно с Немецкой службой академических обменов (DAAD, Германия) и при поддержке Томского государственного университета проводит российско-германскую проектную мастерскую по формированию предложения музейных услуг. С германской стороны в проектной мастерской участвуют три крупных специалиста по менеджменту и маркетингу в культуре, музейной педагогике и работе с аудиторией. Российскую сторону представляют музейные специалисты из Томска, Красноярска, Новосибирска и Кемерова. Германские специалисты читают специальные курсы для студентов Томского государственного университета.

Все эти акции служат творческой лабораторией по осмыслению структуры, содержания и принципов функционирования будущей экспозиции, готовят сознание аудитории к продуктивному потреблению возможностей этой экспозиции. Одновременно эти мероприятия представляют собой профессиональный тренинг для персонала ТОКМ, формируют корпоративные навыки реализации многоплановых и сложных мероприятий. Качество этих навыков дает знать о себе до сих пор. Профессиональный уровень и опыт, полученный в этой школе, позволили, например, коллективу музея качественно справиться с задачами по обслуживанию российско-германских консультаций на высшем уровне в 2006 г.

В это же время ТОКМ выстраивает связи с потенциальными заказчиками специфических услуг музея. В этом процессе реализуется решение двух задач - налаживание каналов привлечения ресурсов в процессы музейного развития и проектирование возможных форм взаимодействия с потребителями на новом, современном уровне. Приоритетными направлениями выстраивания таких связей выступили:

• Томский государственный университет. В 2000-2005 гг. ТОКМ фактически функционирует как экспериментальная площадка для развития музеологического направления в научно-исследовательской и образовательной практике в ТГУ: до 2002 г. - в режиме эксперимента, с 2002 г. - в формате партнера действующей кафедры музеологии. Взамен музей получает инвестиции из средств ТГУ на собственные издательские, выставочные и научные проекты (по предварительным подсчетам, свыше 2 млн руб).

• Русская православная церковь. Руководству музея удается не только избежать конфликта с православной епархией (что нередко происходит в других регионах), но наладить с церковью взаимовыгодное сотрудничество. Музей реализует проекты в интересах епархии (серии выставок церковных книг и атрибутики, приуроченных к Дню славянской культуры и письменности, поддержка издания справочника «Томские архиереи» - совместный

проект с ТГУ). Музей поддерживает Томскую епархию в важной символической акции - передаче на временное хранение церкви важной реликвии -посоха святителя Феодосия Черниговского, - приуроченной к визиту в Томск Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго. В свою очередь, епархия своим административным ресурсом оказывает ТОКМ содействие в возвращении зданий комплекса усадьбы золотопромышленника Асташева, что создает предпосылки для решения проблемы фондохранения и освобождения необходимых экспозиционных площадей.

• Другие конфессии и национальные центры. Музей оказывает услуги Томскому обществу возрождения еврейской культуры, организуя выставочные проекты и издания при сотрудничестве благотворительного фонда «Джойнт». При поддержке администрации Томской области музей разрабатывает и выпускает в свет мультимедийные издания по еврейским, немецким, татарским и хантыйским материалам для национальных центров региона, а также для школ и библиотек муниципальных образований в области

• Фонды-доноры. ТОКМ резко активизирует участие в конкурсах различных отечественных и зарубежных фондов. В период с 2000 по 2004 г. сотрудниками ТОКМ выполнено свыше двадцати проектов, получивших грантовую поддержку. Проекты реализуются как через организацию, так и через личные счета сотрудников, но все они используют материалы музея. В 2000-2003 гг. значительная часть сотрудников ТОКМ работает по мегапроекту «Встречи на границах», предусматривающему выявление, обработку и оцифровку материалов по освоению Сибири, для последующего их размещения на одноименном сервере Библиотеки Конгресса США. Проект администрируется Новосибирским отделением Института «Открытое общество» (Фонд Сороса) и реализуется во множестве сибирских музеев от Тюмени до Владивостока. По оценкам экспертов ИОО, в рамках мегапроекта ТОКМ является одним из крупнейших грантополучателей. Из других доноров-партнеров ТОКМ следует назвать Российский гуманитарный научный фонд (благодаря сотрудничеству с ним ТОКМ совместно с Музеем истории Республики Бурятия с 2003 г. начал проект, который ждал своего часа 81 год -научную обработку и каталогизацию буддийской коллекции), Программу грантов в области культуры и искусства Президента РФ (благодаря гранту Президента РФ ТОКМ реализовал выставочный проект «Сибирская береста», ставший заметным событием культурной жизни Томска 2003 г.), Межрегиональный институт общественных наук, Институт перспективных российских исследований им. Кеннана (США) и другие.

• Другие музеи и межмузейные объединения. Музей устанавливает и укрепляет постоянные связи с целым рядом отечественных музеев. Тесные контакты устанавливаются с Г осударственным историческим музеем (Москва), Омским государственным историко-краеведческим музеем, Красноярским краевым краеведческим музеем, Музеем-заповедником «Томская Писаница» (г. Кемерово), Алтайским государственным краеведческим музеем (г. Барнаул). Руководители музея активно работают в Сибирском филиале Научного совета исторических и краеведческих музеев при Минкультуры

РФ, принимают участие в мероприятиях некоммерческого партнерства АДИТ. В 2001 году ТОКМ становится соучредителем Союза музеев России.

• Областной центр автоматизации информационных ресурсов Томской области. В 2002-2004 гг. музей выступает базовой структурой для рабочей группы «Музеи», действующей в рамках областной целевой программы «Государственные автоматизированные информационные ресурсы Томской области» (ГАИР ТО). Сотрудники ТОКМ работают как эксперты на этапе анализа деловых процессов в музейной отрасли ТО и участвуют в разработке онтологии Интернет-портала «Музеи Томской области», введенного в эксплуатацию в апреле 2004 г.

Таким образом, ОГУК ТОКМ к 2004 г. формирует имидж активно развивающейся организации, выстраивает систему своей функциональной значимости для внешней среды, обрастает партнерскими связями, в перспективе легко подключаемыми к системе предложений, создаваемых на производственной базе новой постоянной экспозиции.

Внутренняя политика в ТОКМ в указанный период выстраивается, с одной стороны, под текущие нужды проектирования экспозиции, с другой же - в расчете на перспективы модернизации, которые сможет открыть ввод этой экспозиции в эксплуатацию. Вот существенные внутренние мероприятия администрации музея в указанный период:

• Постановка целей и распределение сфер влияния в системе управления -2000-2001 гг. Определение создания постоянной экспозиции инновационного типа в качестве стержневой задачи развития музея. Завершение работы над научным проектом экспозиции (в феврале 2001 г. его утверждает ученый совет ТОКМ). В 2001 г. проводится реэкспозиция Нарымского филиала, в ходе которой в сокращенном варианте апробируются многие принципы будущей постоянной экспозиции в головном музее ТОКМ.

• 2002-2003 гг. - реформа внутренней структуры. Архаическая структура учреждения, копирующая внутреннюю организацию советских научноисследовательских институтов (комплекс подразделений, вычлененных в соответствии с номенклатурой научных дисциплин), упраздняется. Вводится структура, отвечающая функциональным этапам музейного производственного процесса. Отделы укрупняются, должностные инструкции редактируются. Практика кураторства заместителей директора над группами профессиональных задач (соответственно, и над решающими их подразделениями), фактически действующая в ТОКМ с середины 1990-х гг., закрепляется на уровне официальной внутренней организации.

• Опережающими темпами развивается компьютеризация ТОКМ. Компьютерный парк музея в 1999 г. составляет 6 рабочих станций из них половина - машины поколения процессора ІВМ. 2005 г. ТОКМ встречает с компьютерным парком в 30 современных машин. С 2000 г. ведется работа по сетевой интеграции рабочих станций ТОКМ. В феврале 2005 г. этот процесс в целом завершается созданием локальной сети ТОКМ с доменной структурой и распределенным доступом. Активно закупается периферийное оборудование и оборудование для оцифровки фондов. В течение 5 лет, с 2000 по 2004 г.,

оцифровывается около 10 тыс. единиц хранения фондов. С 2001 г. в музее начинается внедрение автоматизированной системы учета фондов АС Музей 2 (с августа 2003 г. внедряется АС Музей 3). В декабре 2001 г. открывается официальный Интернет-сайт Томского областного краеведческого музея.

• Столь же быстро развивается служба информатизации музея. В этом процессе отрабатываются информационные технологии, использование которых планируется в работе постоянной экспозиции, разрабатываются информационные продукты для ее нужд, выращивается квалифицированный персонал. Компьютерный отдел ТОКМ, созданный в 1997 г., вплоть до начала 2000 г. выполняет в основном функции «машбюро». В нем работают 2 человека. К концу 2001 г. персонал отдела увеличивается до 7 человек. Функции отдела расширяются, он уже не столько обслуживает потребности сотрудников в компьютерном наборе и сканировании документов, сколько производит «полуфабрикат» для конечной музейной продукции - макеты печатных материалов и рекламы для выставок, оригиналы-макеты изданий. В 2001 г. появляется первое мультимедийное издание ТОКМ для тиражирования на лазерном диске. С 2001 по 2005 г. отделом информатизации создано 10 мультимедийных проектов, в том числе по заказам сторонних организаций (подразделения областной администрации, общественные организации). Одно из таких изданий (видеофильм «Сабантуй в Черной Речке») получило диплом II Международного фестиваля визуальной антропологии «Традиция и объектив» (Москва, 2004 г.).

Одновременно весь персонал музея осваивает новые информационные технологии. Дважды сотрудники ТОКМ проходят курсы по освоению ком -пьютерных программ при ТГУ (2001 г. - базовый курс по работе с Microsoft Office, 2005 г. - курс компьютерной графики).

• Появление отдела информатизации создает предпосылки для форсированного развития издательской деятельности в музее. С 2000 по 2005 г. музеем реализовано около 40 издательских проектов, что в количественном отношении больше, чем за всю предшествующую историю учреждения с 1922 по 1999 г О качестве издательской политики ТОКМ говорят такие издания, как полноцветный художественный альбом «Томский областной краеведческий музей: из прошлого в будущее» (2004 г.) и энциклопедия «Мифология селькупов» (2004 г.), созданная с участием ведущих этнологов Московского государственного университета и изданная при поддержке администрации Ямало-Ненецкого автономного округа, монография сотрудника музея, кандидата архитектуры Л.С. Романовой «Архитектор Лыгин» (2005 г.). Издательская деятельность в музее развивается в русле обработки коллекций в целях формирования предметного ряда будущей экспозиции.

• 2003-2004 гг. - завершение полного проекта экспозиции (в мае 2003 г. ученый совет ТОКМ одобряет художественный проект постоянной экспозиции ТОКМ). В октябре того же года ТОКМ возвращает себе бывшее здание центра АНТИСПИД - элемент исторического комплекса музейной усадьбы.

Все это закладывает внутренние предпосылки для строительства постоянной экспозиции с вводом ее в эксплуатацию в формах, актуальных и востребованных внешними аудиториями музея.

Таким образом, к 2004 г. ТОКМ подошел внутренне готовым к решающему рывку - созданию инновационной постоянной экспозиции, которая должна была стать базой для возрождения музейного дела в Томске на новом уровне. Работа предшествующих пяти лет создала предпосылки для утверждения нового имиджа музея и сформировала потенциал новых возможностей музея - систему производственных факторов, важнейшими из которых являются:

• наличие профессионального и стабильного коллектива, обладающего серьезным опытом комплексного музейного проектирования и владеющего необходимыми знаниями и технологиями;

• система партнерских связей в разных сферах, наличие хорошей деловой репутации - факторы, способные обеспечить рост музейной аудитории и объема услуг, оказываемых музеем на базе новой экспозиции;

• информационно-технологическая инфраструктура, достаточная для быстрого налаживания производства электронных форм доступа к музейным фондам, как мобильных, так и в структуре постоянной экспозиции;

• наличие проработанного пакета проектной документации, позволяющего отстроить экспозицию в сравнительно короткие сроки;

• решение проблемы дополнительных площадей как предпосылка решения инфраструктурной проблемы фондохранения.

Комплексное использование этих факторов позволило бы осуществить инновационную реэкспозицию музея, которая стала бы завершающим аккордом локальной модернизации ТОКМ.

Приходится констатировать, что этого не произошло. Более того, налицо явные признаки потери темпа процесса модернизации. Уход в 2006 г. ведущих специалистов из музея, планируемое изменение экспозиционного проекта, вызывающее вопросы, незавершенность процесса передачи музею бывшего имущества Центра АНТИСПИД, ставящая под сомнение перспективу решения проблемы фондохранения, отсутствие законченной концепции развития музея (и, как следствие - ясного механизма управления музеем)... Приходится признать, что ТОКМ как учреждение зависит в перспективах своего развития от социального контекста своей деятельности и, в частности, от позиции учредителя, его способности выполнять функции по управлению государственной собственностью в музейной отрасли. Следует заметить, что компетентный орган региональной власти - департамент по культуре (и его организационные предшественники) - с начала 1990-х гг. и вплоть до середины 2000-х работает не столько в режиме штаба управления развитием отрасли, сколько в режиме пожарной команды, более или менее эффективно реагируя только на самые неотложные проблемы с быстрым эффектом разрешения.. Реализация проекта постоянной экспозиции ТОКМ и выход на новый горизонт развития музея требовали разрешения комплекса инфраструктурных проблем, связанных с долгосрочными капитальными вложениями в развитие системы фондохранения и экспозиционное оборудование. На столь значительные инвестиции с отложенным во времени эффектом региональная власть, привыкшая к управлению краткосрочными процессами и реагированию на острые недостатки, не решилась. Оказать коллективу ТОКМ полноценную поддержку в реализации комплексного долгосрочного проекта, тре-

бующего регулярных инвестиций и плановых работ, областной департамент по культуре не смог.

Возможно, проект комплексного развития на базе создания и эксплуатации постоянной экспозиции нового типа, предложенный коллективом ТОКМ в 2000-2004 гг., оказался не ко времени. Он появился в условиях системного кризиса отечественного музейного дела и как ответ на вызов этого кризиса. Собственник музейного ресурса - государственная власть не сумела оказать этому проекту необходимое содействие просто потому, что сама не владела технологиями реализации масштабных социальных проектов и вплоть до 2005 г. не ощущала необходимости в таких технологиях.

Как бы то ни было - вопрос о том, быть ли в Томске музею инновационного типа, остается открытым. Следует отдавать себе отчет в том, что время работает не на музей, и позитивные наработки предшествующего пятилетия могут быть утрачены при их сколько-нибудь длительной невостребованно-сти. Опыт развития регионального музея и результаты этого развития могут оказаться нужными при условии реализации некоего комплексного плана развития отрасли культуры на уровне региона. Само наличие такого плана является фактором, благоприятствующим реализации проектов по развитию отдельных учреждений.

В этом смысле существенные перемены в работе департамента по культуре Томской области, наблюдаемые в последний год, вселяют определенный оптимизм. Областная власть в лице департамента в подходах к управлению областной отраслью культуры явно отходит от вышеупомянутого формата «пожарной команды», которая в условиях распада и деградации отрасли в целом пытается спасти хотя бы ее часть. Департамент достаточно успешно пытается формировать и осуществлять региональную политику в сфере культуры и, в частности, музейного дела Томской области. В числе приоритетов его работы - комплексные общерегиональные проекты: разработка стратегии развития музейного дела Томской области, разработка областного закона о музейном деле, формирование постоянно действующих каналов деловой коммуникации в музейном сообществе региона (что проявило себя в организации и проведении первого областного музейного форума), имиджевые проекты всероссийского значения, стремление наладить постоянное научно-аналитическое обеспечение развития музейного дела.

В связи с этим ведущий государственный музей региона приобретает особую важность - он становится опорным элементом региональной музейной политики, ключевым инструментом реализации государственных задач на уровне области. Отсутствие внятной концепции развития на уровне отдельного учреждения, адекватной и логичной системы управления учреждением, слабость кадровой базы - все это факторы, объективно препятствующие освоению учреждением этой новой роли. Успех развития музейного дела в регионе лежит на пересечении двух «силовых линий» - сильной управленческой политики учредителя и готовности базовых музейных учреждений эффективно подключаться к этой политике. От того, насколько удастся добиться такой сочетаемости, и зависит ответ на вопрос: быть ли в Томской области современному высокотехнологичному музейному делу ?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.