психология
Р. П. Ткачев
опыт христианской психологии в трудах свт. Феофана Затворника
«Кто хочет знать душу, - обратись к святым Отцам, особенно подвижникам, и черпай из сего источника обильно психологическую мудрость»1,- пишет свт. Феофан.
По его мысли, задача психологии - определить значение человека и значение его способностей. Отыскать это значение - значит понять замысел Божий об этих предметах и дать им правильное место в жизни. Таким образом, христианская психология имеет своей целью познание души, определение значения человека и его способностей2. Для православного сознания вопросы исследования христианской психологии представляют живой интерес, а способ их решения имеет вневременное значение; этим и определяется их актуальность. В современном мире намечаются устойчивые тенденции развития психологии на христианских, богооткровенных истинах, подтверждением чему является существование институтов христианской психологии, объединений православных психологов, проведение конференций, семинаров, написание научных работ и статей по данной тематике3. В сложившейся ситуации становится актуальным и необходимым развитие христианской психологии, которое, в свою очередь, невозможно без положительного осмысления достижений в этой области.
Главная цель статьи - раскрыть учение свт. Феофана о христианской психологии. В нашу задачу входит изучение и анализ основных писаний Вышенского Затворника, раскрывающих интересующую нас тему, а также анализ трудов исследователей, подвизавшихся на поприще изучения письменного наследия Преосвященного Феофана. Известно, что особый интерес к психологии и философии у Георгия Говорова проявился еще во время обучения в семинарии4.
Будучи иеромонахом, свт. Феофан исполнял обязанности инспектора и преподавателя психологии и логики в Новгородской семинарии5.
- 1. Феофан Затворник, свт. Воплощенное домостроительство. Опыт христианской психологии. М.: Правило веры, 2008. С. 352.
- 2. Там же.
- 3. Православие и психология, научно-религиозный семинар Свято-Данилова монастыря// статьи по проблемам семинара. [Электронный ресурс] URL: http:// seminar.msdm.ru/ Home/002.htm.
- 4. Алексей Бурцев, свящ. Эпистолярное наследие святителя Феофана Затворника. Диссертация на соискание ученой степени кандидата богословия. Сергиев Посад, 2005. С. 42.
- 5. Лизунов С.В. Жизнеописание святителя Феофана // Православное книжное обозрение.
ПСИХОЛОГИЯ. Р. П. Ткачев. Опыт христианской психологии в трудах свт. Феофана Затворника
Безусловно, его воспитательская и преподавательская деятельность способствовала увеличению интереса и осмыслению вопросов психологии. Исследователи жизни Святителя также отмечают, что преподавательская деятельность иеромонаха Феофана в Петербургской духовной академии строилась на аскетическом и психологическом опыте.
Источниками его лекций на кафедре пастырского и нравственного богословия служили Священное Писание, труды святых отцов, жития святых и пособия по психологии6. В одном из писем к Н.В. Елагину Вышенский подвижник рассказывает о сочинении своего товарища по академии прот. Стефана Кашменского, которое было посвящено психологии святых отцов. Св. Феофан считал эту тему важной, но недостаточно изученной в богословии и плохо разработанной7. Таким образом, свт. Феофан является своеобразным первопроходцем в этой области. Необходимо отметить тот факт, что среди исследователей наследия свт. Феофана существует не безосновательное утверждение о влиянии на его творчество таких известных личностей, как проф. Федор Александрович Голубинский, Василий Николаевич Карпов, профессор Казанской духовной академии архимандрит Феофан (Авсенев) и др.8
Анализируя труды свт. Феофана, можно с уверенностью утверждать, что его опыт христианской психологии основывается на учении о человеке в православной антропологии, аскетической практике, самонаблюдении святых подвижников, личном самонаблюдении и опыте светской психологии. Программа христианской психологии у свт. Феофана сводится к описанию состава человеческого естества с систематическим представлением способностей и назначения каждой из частей. Рассмотрим его программу в три этапа.
Первый этап. Вышенский Затворник описывает состояние первозданного человека до грехопадения. Он рассматривает человека как малый мир, микрокосмос, совмещающий в себе все виды жизни, проявившиеся в его предшественниках по лествице творения9. Этот малый мир, по учению свт. Феофана, состоит из духа, души и тела. «Общее устройство природы человеческой, - пишет свт. Феофан, - определяется сочетанием разных сил его и способностей, и разных частей его состава»10. В первозданном человеке присутствует гармония и между составными частями естества и между силами этих частей. По мысли Спецвып. 2011.март. С. 11.
- 6. Георгий (Тертышников), архим. Жизнь для Бога и для людей. Жизнь и деятельность святителя Феофана (Говорова) Затворника. - Киев. Общество любителей православной литературы. Издательство имени святого Льва папы Римского. 2002. С. 40.
- 7. Там же. С.155.
- 8. Феофан Затворник, свт. Православие и наука. Руководственная книга изречений и поучений. Составитель Феофан (Крюков). М.: Даниловский благовестник, 2009. 678 С.
- 9. Феофан Затворник, свт. Воплощенное домостроительство. Опыт христианской психологии. М.: Правило веры, 2008. С. 197.
- 10. Там же. С.196.
исследуемого автора, «я» в человеке есть единство духа, души и тела. Все силы человеческой природы сосредоточены и собраны в его личности, в его «я». «Я <...> есть слияние и нераздельное единство всех сил...»11.
Разбирая подробно составные части человеческой природы, он пытается описать каждую, дать отличительные признаки, определить ее задачи, показать ее место, раскрыть первоначальный замысел о ней. Так, например, пытаясь объяснить, что есть дух, святой затворник определяет его как силу12, орган, страх или чувство13. Цель и назначение духа есть общение с Богом и миром духовным, управление душою и телом, а также посредничество в «обожении» всего состава человеческой природы14. Такой же разбор он совершает не только с составными частями человеческой природы, но и с каждой силой, присущей этой природе.
Второй этап. Свт. Феофан в свое рассуждение о человеке вводит факт греха прародителей. Люди до грехопадения имели чистое сердце и доброе расположение воли, но через падение в них произошло «превращение». Способности и силы, которые были даны людям для познания Бога, после грехопадения были перенаправлены человеком на самого себя. «Вместо Бога человек сам себя возлюбил бесконечною любовию...»15. Произошло серьезнейшее изменение в законе существования духа, души и тела, нарушилась иерархия управления и, как следствие, произошло изменение сознания человека16. Грех внес разлад между духом, душою, телом и силами, присущими им. Эти силы вышли из под контроля человеческого лица, они приобрели некую независимость и самоуправление относительно человеческого «я». Вышенский затворник говорит, что человеческое «я» стало не действующее, а «действуемое», то есть не человек стал управлять своими силами, а человеческие силы стали управлять им17. Потеряв, таким образом, взаимную точку соединения, составные силы человеческой природы стали как бы конфликтовать друг с другом18. Результатом этого стало преобладание одной силы над другой с искажением деятельности последней.
- 11. Там же.
- 12. Феофан Затворник, свт. Последование за Господом. Письма к разным лицам. М.: Благовест, 2010. С. 239.
- 13. Феофан Затворник, свт. Православие и наука. Руководственная книга изречений и поучений. Составитель Феофан (Крюков). М.: Даниловский благовестник, 2009. С. 320.
- 14. Феофан Затворник, свт. Воплощенное домостроительство. Опыт христианской психологии.- М.: Правило веры, 2008. С. 198.
- 15. Там же. С.386.
- 16. Православие и психология, научно-религиозный семинар Свято-Данилова монастыря // статьи по проблемам семинара. [Электронный ресурс] URL: http:// seminar.msdm.ru/ Home/002.htm.
- 17. Феофан Затворник, свт, Толкования ап. Павла послание к римлянам. [Электронный ресурс] URL: http:// www.paraklit.org/ sv.otcy/Feofan_Zatvornik/ Feofan_Zatvornik. Tolkovanie_ na_ap.Pavla_K_Rimlyanam-1.htm.
- 18. Феофан Затворник, свт. Православие и наука. Руководственная книга изречений и поучений. Составитель Феофан (Крюков). М.: Даниловский благовестник, 2009. C. 443.
ПСИХОЛОГИЯ. Р. П. Ткачев. Опыт христианской психологии в трудах свт. Феофана Затворника
Например, свт. Феофан говорит, что когда преобладает сердце, то это положение сопровождается слабостью ума и непостоянством воли, то есть, человек с этим соотношением сил определяется как личность бесхарактерная и т.д.19. В результате падения в человеческую природу была занесена тяга ко греху20 , через грех установилась власть духа злобы над человеком21 . В мир вошла смерть22. Люди потеряли Бога, и внутри человека образовалась пустота, а вместе с ней неутолимая жажда и желание заполнить эту пустоту, отсюда, по мысли свт. Феофана,
- происхождение стремлений и желаний. Человек ощущает неполноту своего существа, и именно это заставляет его искать предмет для восполнения себя. Более того, человек начинает считать благом все, что дает ощущение восполнения, даже грех... 23.
Третий этап. Свт. Феофан говорит о необходимости врачевания человеческой природы через личный подвиг и действие Божие. Божественная благодать врачует «низвращение», в котором человек оказался по причине греха. Благодать, по мысли свт. Феофана, восстанавливает в совести Божественные законы, изменяет и преобразует расположение воли, умиротворяет низшие пожелания. Все под ее воздействием должно стать на свое место, то есть прийти в состояние первоначального замысла Бога о человеке. Этот длительный процесс врачевания проходит в Церкви, в которой есть все необходимое для этого24.
Таким образом, опыт христианской психологии свт. Феофана есть анализ описания человеческой природы в состоянии первозданного Адама, в состоянии после греха и во грехе, а также под благодатью. Преосвященный Феофан, во-первых, говорит об идеале и норме, к которой призван человек, а затем рассматривает состояние падшего человеческого естества с описанием последствий и, в завершении, излагает способ и возможности возвращения нормы бытия микрокосмоса, т.е. человека. Свт. Феофан в своих трудах раскрывается как прекрасный психолог и знаток религиозно-нравственной жизни. Он проникает вглубь души, созерцая и открывая нам законы бытия внутреннего потаенного человека.
Психологические взгляды свт. Феофана не абстрактные размышления и не философский концепт. Это живое богословие о душе, построенное на основе святоотеческого аскетического опыта, и цель этого богословия
- спасение человека и приготовление его для вечности.
- 19. Там же. С.443.
- 20. Феофан Затворник, свт. Воплощенное домостроительство. Опыт христианской психологии. М.: Правило веры, 2008. С. 268.
- 21. Там же. С. 269.
- 22. Там же. С. 231.
- 23. Там же. С.385.
- 24. Там же. С. 424.
Литература
Феофан Затворник, свт. Путь ко спасению. Краткий очерк по аскетике. Минск: Свято-Елисаветинский монастырь, 2009. 318 с.
Феофан Затворник, свт. Воплощенное домостроительство. Опыт христианской психологии. М.: Правило веры, 2008. 462 с.
Феофан Затворник, свт. Последование за Господом. Письма к разным лицам. М.: Благовест, 2010. 622 с.
Феофан Затворник, свт, Толкования ап. Павла послание к римлянам. [Электронный ресурс] URL: http:// www.paraklit.org/ sv.otcy/ Feofan_Zatvornik/Feofan_Zatvomik.Tolkovanie_na_ap.Pavla_K_Rimlyanam-1. htm (дата обращения 18.01.2012г.).
Феофан Затворник, свт. Письма о духовной жизни. СПб., 1872. Репр.: М., Правило веры, 1998. 356 с.
Феофан Затворник, свт. Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться ?. Ленинград, 1991. 234 с.
Феофан Затворник, свт. Начертание христианского нравоучения. [Электронный ресурс] URL: http:// azbyka.ru/ nravstvennost_i_duhovnost/ feofan_zatvornik_nachertanie_hristianskogo_nravoucheniya-all.shtml (дата обращения 18.01.2012г.).
Феофан Затворник, свт. Православие и наука. Руководственная книга изречений и поучений. Составитель Феофан (Крюков). М.: Даниловский благовестник, 2009. 678 с.
Бурцев Алексей, свящ. Эпистолярное наследие святителя Феофана Затворника. Диссертация на соискание ученой степени кандидата богословия. Сергиев Посад, МДА, Кафедра Богословия, 2005. 122 с.
Георгий (Тертышников), архим. Жизнь для Бога и для людей. Жизнь и деятельность святителя Феофана (Говорова) Затворника. Киев: Общество любителей православной литературы. Издательство имени святого Льва папы Римского, 2002. 196 c.
Симфония по творениям святителя Феофана, Затворника Вышенского. В 2-х книгах. Сост. Георгий (Тертышников), архим. Книга 1. Буквы «А-К». Рязань: «Зерна», 2003. 546 с.
Смирнов И.А. Жизнь и учение преосвященного Феофана, Вышенского Затворника. Шацк: Типография Н. И. Купленского и Е. И. Рогачева, 1905. 350 c.
Православие и психология, научно-религиозный семинар Свято-Данилова монастыря, статьи по проблемам семинара. [Электронный ресурс] URL: http://seminar.msdm.ru/Home/002.htm