Научная статья на тему 'Опыт Ханты-Мансийского автономного округа по развитию речных пассажирских перевозок'

Опыт Ханты-Мансийского автономного округа по развитию речных пассажирских перевозок Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
43
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зефиров В. К.

В статье представлены проблемы ХМАО, касающиеся развитии речных пассажирских перевозок. Проанализирован опыт работы Департамента транспорта ХМАО по решению таких ключевых задач как: совершенствование контрольно-ревизионной работы, обновление пассажирского флота, мотивация персонала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE HANTY-MANSIYSK REGION’S EXPERIENCE IN THE SPHERE OF THE DEVELOPMENT OF INLAND PASSENGER CARRIAGES

The article concerns the issue of the development of inland passenger carriages, it features the analysis of the department of transportation's work experience in dealing with such key purposes as the improvement of the inspection works, the renovation of the inland transportation means, the motivation means, the motivation of the staff.

Текст научной работы на тему «Опыт Ханты-Мансийского автономного округа по развитию речных пассажирских перевозок»

ров железнодорожным транспортом общего пользования (за счет увеличения перевозок пассажиров в пригородном сообщении). Также положительная тенденция складывается на перевозках строительных и прочих сухих грузов внутренним водным транспортом. На автомобильном транспорте развивается междугородное направление перевозки грузов и перевозка пассажиров в пригородном сообщении. Для более полного представления о рынке транспортных услуг Нижегородской области необходимо учитывать общее состояние рынка транспортных услуг России и взаимосвязь регионов, их географическое месторасположение и территориальные особенности.

Список литературы

[1] Транспорт и связь: Статистический сборник - Н. Новгород: Территориальный орган Росстата по Нижегородской области, 2005.

THE ANALYSIS OF FUNCTIONING OF THE TRANSPORT COMPLEX OF THE REGION

I. A. Tcherkashin

In the given article the author carries out the analysis of the activity of separate types of transport in the Nizhnij Novgorod region, distinguishes the basic regularities in the development of the market of transport services of the region.

УДК 656

В. К. Зефиров, аспирант, ВГАВТ.

603600, Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5.

ОПЫТ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧНЫХ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК

В статье представлены проблемы ХМАО, касающиеся развитии речных пассажирских перевозок. Проанализирован опыт работы Департамента транспорта ХМАО по решению таких ключевых задач как: совершенствование контрольно-ревизионной работы. обновление пассажирского флота, мотивация персонала.

В девяностые годы прошлого столетия скоростной пассажирский флот, ввиду нестабильной экономической ситуации, старения флота, а также активного развития других видов транспорта начал сдавать свои позиции. В настоящее время пассажирские перевозки этим видом транспорта осуществляются в 40 регионах Российской Федерации. В 15 регионах речной пассажирский транспорт социально необходим и играет особую роль в транспортном обслуживании населения, зачастую являясь единственным видом сообщения.

Одним из таких регионов является Ханты-Мансийский автономный округ (ХМАО). Расположение этого территориального образования-в достаточной степени способствует развитию водного транспорта. Ханты-Мансийский автономный округ имеет хорошо развитую сеть водных путей, которая включает в себя две крупнейшие реки Сибири Обь и Иртыш со множеством достаточно крупных и мелких притоков. К числу наиболее крупных притоков относятся реки Северная Сосьва, Конда, Вах, Аган и некоторые другие. В настоящее время в ХМАО действует порядка 500 судоходных компаний (СК) и акционерных обществ (АО), из них 20 крупных СК.

Перспективы развития пассажирского транспорта на внутренних водных путях Ханты-Мансийского автономного округа определяются его ролью в социально-экономическом развитии региона в целом, с последующим установлением конкретных задач и функций этого вида обслуживания.

В этих условиях важную роль играет совершенствование системы контроля, за поступлением доходов от работы пассажирского транспорта. Основной проблемой в данной области является несоответствие фактически поступивших предприятию доходов с отчётными данными операционных документов. Из-за недостатков в системе учёта и контроля возникают такие злоупотребления как:

- реализация через кассы неучтенных билетов, наличие которых возникает в результате недобросовестного списания, актирования и уничтожения;

- реализация незаактироваыых билетов, отобранных у пассажиров, или повторная продажа билетов;

- реализация напечатанных билетно-кассовыми машинами билетов до ввода машины в эксплуатацию;

- реализация ранее похищенных со склада проездных билетов;

Объём реальных потерь доходов от хищений и злоупотреблений, с высокой степенью точности определить не возможно. Доля потерь от всех выше перечисленных видов злоупотреблений составляет порядка 20 % общего размера доходов за навигацию, а это не много не мало порядка 10 млн. руб.

Исходя из этого, необходимо совершенствовать существующую систему контрольно-ревизионной работы под руководством Департамента транспорта.

- ужесточена ответственность за нарушения правил оформления проезда.

- определены реальные пассажиропотоки на конкретных направлениях и эти данные сопоставлены с полученными доходами.

- произведена дополнительная мотивация сотрудников контрольно-ревизионной службы, путём введения прямой зависимости их премирования от выявленных нарушений.

- чёткое соблюдение плана контрольно ревизионной работы.

- осуществлён постоянный анализ и совершенствование структуры работы контрольно-ревизионной службы со стороны Департамента транспорта.

Несмотря на сезонность данного вида транспорта и достаточно короткий срок навигации по сравнению с центральной частью России (он составляет порядка 130-160 суток) скоростной пассажирский флот и система его управления развиваются. Как следствие, число перевезённых пассажиров по сравнению с 2002 год выросло на 18 %, пассажирооборот на 16 %, а доходы от перевозок возросли на 43 %. Одной из причин таких результатов стало совершенствование системы учёта пассажиров, осуществление контрольных проверок. На долю ранее не учтённых пассажиров приходилось, как минимум, 15 % доходов.

В Ханты-Мансийском автономном округе зарегистрировано 79 единиц пассажирского флота, из которых 45 единиц принадлежат транспортным предприятиям общего пользования и 34 единицы другим предприятиям, осуществляющим ведомственные перевозки. Из судов, принадлежащих транспортным предприятиям, более 11 % эксплуатируются двадцать и более лет, а 46 % более 15 лет. Что доказывает необходимость модернизации и обновления существующего флота.

Говоря о пассажирском флоте ХМАО следует отметить то обстоятельство, что основной его состав, построенный в соответствии с утверждённой МРФ РСФСР сеткой типов судов, по своим эксплуатационным характеристикам и требованиям к качеству обслуживания пассажиров, во многом не соответствует специфическим условиям перевозок на реках Обь-Иртышского бассейна, следовательно, необходима программа замены устаревшего и технически изношенного транспортного пассажирского флота на перспективные суда нового поколения.

Одним из важнейших направлений развития ХМАО является освоение прибрежных населённых пунктов, тяготеющих, преимущественно к водному транспорту. Таких населённых пунктов, пока не обслуживаемых водным транспортом, в настоящее время порядка 17 и в них проживает около 3500 человек. Участие этих населённых пунктов в транспортной цепочке региона являются социально значимыми. Однако, включение этих пунктов в систему действующих линий позволит увеличить пассажиропоток всего на 1,5-2 %. Несмотря на это, нельзя отказываться от использования на данных участках водного транспорта, во многом из-за его социальной значимости. Вместе с тем особенности экономического положения ХМАО и специфика развития смежных видов транспорта создают предпосылки, определяющие возможность перераспределения пассажиропотока в параллельных направлениях и в конкурентных сферах.

Однако, согласно действующему расписанию движения пассажирских судов, общественным речным транспортом обслуживается более 90 приречных населённых пунктов и из них как минимум, 40 не имеют никакого оборудования для обслуживания пассажиров.

Одним из видов транспорта, который играет существенную роль в перевозке пассажиров в трудно доступные районы, является воздушный вид транспорта. Данный вид транспорта является достаточно дорогим, по сравнению с водным. Такие новые типы судов, а именно, пассажирские катера с малой осадкой типа «Иртыш» способны доказать свою эффективность и взять на себя пассажиропотоки в трудно доступных районах, тяготеющих к водному транспорту, не смотря на это использующих авиацию. Необходимо проанализировать возможность замены данного вида сообщения между рядом населённых пунктов, тяготеющих к водному транспорту. Также необходимо провести оценку всех типов судов, для эксплуатации, строительства и модернизации. В настоящее время, департаментом транспорта ХМАО предлагается следующая сетка типов судов для эксплуатации, строительства, модернизации и проектирования в период 2003-2010 гг. в условиях Ханты-Мансийского автономного округа.

Таблица 1

Суда находящиеся в эксплуатации

К» п/п Тип судна Пасс, вместимость чел. Скорость хода, км/ч Мощность, л.с.

1 СПК «Метеор» 342 Э «О» 123 65 1800

2 СПК «Ракета» 340 «Р» 60 65 900

3 Судно на воздушной каверне типа «Линда2 «О» 70 55 900

4 Полуглиссирующие суда типа «Заря» «Р» 60 43 900

5 Пассажирские катера типа «Иртыш-2» «О» 27-33 40 350

6 Амфибийные суда на воздушной подушке типа «Марс-700» «О» 7 70-90 250

При совершенствовании управления водным транспортом ХМАО, необходимо задуматься и о мотивации плавсостава, роль которого в повышении доходности пассажирского водного транспорта очевидна. Для эффективной и добросовестной работы персонала водного транспорта, необходимо использовать следующие мероприятия:

- увеличение размеров премий за совпадение данных о пассажиропотоке, предоставляемых плавсоставом и конгрольно-ревизионной службой;

- увеличение заработной платы, за счёт увеличения доходов от перевозок, вследствие грамотного действия контрольно-ревизионной службы.

Таблица 2

Суда для проектирования

№ п/п Тип судна Пасс, вместимость чел. Скорость хода, км/ч Мощность, л.с.

1 Пассажирское судно катамаран повышенной комфортабельности «О» 60 40 2700

2 Пассажирский катер КС-14-1 (водоизмещающий) (серийно выпускаемый) «Р» 30 25 250

3 Багажно-пассажирский катер типа «Иртыш-1» «О» (водоизмещающий) (серийно выпускаемый) 23-25 25 350

4 Колесное судно повышенной комфортабельности ПКС-52 «Дмитрий Пожарский» «Р» (проектируемое) 52 20 780

5 Колесное судно повышенной комфортабельности ПКС-110 «Козьма Минин» «Р» (проектируемое) ПО 19 780

6 Пассажирское колесное судно ПКС-100 «Р» (проектируемое) 100 15 360

Таблица 3

Модернизируемые суда

Ха п/п Тип судна Пасс, вместимость чел. Скорость хода, км/ч Мощность, л.с.

1 СПК «Метеор» «О» 123 65 1800

2 СПК «Линда» «О» 70 60 900

Нельзя представить себе развития работы скоростного флота без оптимизации работы судов на линиях. Загрузка судов на некоторых участках как например Ханты-Мансийск - Бобровский и Ханты-Мансийск - Берёзово составляет 30 % и 55 % соответственно, а на участках Берёзово-Салехандр и Бобровский-Тобольск всего 13 % и 10 % соответственно. Такая ситуация говорит о том, что при существующей организации работы флота, создаётся излишняя провозная способность флота. Для того, чтобы загрузка флота была максимально эффективной необходимо сосредоточится на следующих направлениях:

- использование судов разных типов на разных линиях, в зависимости от расстояния между населёнными пунктами;

- регулирования частоты отправления;

- модернизация некоторых типов судов;

Все выше перечисленные направления развития пассажирского водного транспорта играют не маловажную роль в создании эффективного транспортного комплекса в регионе и должны быть широко изучены.

Список литературы

[1] Бубякин B.C., Туркулайнен А.И. Совершенствование системы контроля за поступлением доходов от работы пассажирского транспорта.

[2] Журавлёв В.В., Панько А.П., Ануфриев H.A., Малышкин А.Г. Региональная программа развития водного транспорта.

[3] Концепция развития водного транспорта ХМАО.

THE HANTY-MANSIYSK REGION’S EXPERIENCE IN THE SPHERE OF THE DEVELOPMENT OF INLAND PASSENGER CARRIAGES

V. K. Zefirov

The article concerns the issue of the development of inland passenger carriages, it features the analysis of the department of transportation’s work experience in dealing with such key purposes as the improvement of the inspection works, the renovation of the inland transportation means, the motivation means, the motivation of the staff

УДК 656.62.078.13

Т. Ю. Вешуткина, соискатель, ВГАВТ.

603600, Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ТРАНСПОРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ЗА СЧЕТ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья содержит методические положения по определению направлений повышения эффективности работы автотранспортных предприятий за счет использования новых подходов к управлению их экономической деятельностью, в том числе финансового анализа, бюджетирования и реструктуризации основной деятельности.

Осуществление государством макроэкономических реформ создало условия для повышения активности всех субъектов рыночной экономики путем изменения политики цен, стимулирования банковской деятельности, развития рынка ценных бумаг и т. п. На первый план выдвигаются проблемы разработки новых концепций управления, регулирования, планирования, решение которых невозможно без гибкого развития предприятия.

Тенденция концентрации производства была связана с «экономией на масштабах». Основой методологии социалистического управления предприятием являлась централизация со схемой планирования сверху вниз. В условиях формирования рыночной экономики на смену принципу «центр все аккумулирует и распределяет» пришло другое: рынок - антипод планированию, никаких регуляторов не надо.

Однако за последние годы в связи с неуклонным ростом номенклатуры продукции и темпов ее обновления характер промышленного предприятия изменился. Управление предприятием стало невозможно без эффективного планирования его деятельности и контроля реализации планов. Ускорение организации выпуска новой продукции в современных экономических условиях выступает в качестве важнейшего инструмента удовлетворения запросов потребителей. Ограниченность финансовых ресурсов усиливает роль правильного выбора приоритетов экономической политики. В связи с этим для предприятий становится важным производство различных видов изделий при постоянном освоении новых сфер деятельности и, естественно, что планирование в условиях рынка приобретает новое значение. Оно призвано обеспечить

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.