Научная статья на тему 'ОПЫТ ГОСУДАРСТВ - УЧАСТНИКОВ СНГ ПО НЕЙТРАЛИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННО- ПРОПАГАНДИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ И ЭКСТРЕМИСТСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ'

ОПЫТ ГОСУДАРСТВ - УЧАСТНИКОВ СНГ ПО НЕЙТРАЛИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННО- ПРОПАГАНДИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ И ЭКСТРЕМИСТСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
56
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТЕРРОРИСТИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / РЕЛИГИОЗНЫЕ ЭКСТРЕМИСТСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ВЕРБОВКА / МУСУЛЬМАНСКОЕ ДУХОВЕНСТВО / РЕКРУТИРОВАНИЕ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мансуров Ахмед Якубджанович

На основе конкретных данных компетентных органов Республики Узбекистан рассмо-трены национальный опыт ограждения населения от негативного влияния религиозно- экстремистских и террористических идей, а также международное сотрудничество Узбекистана в борьбе с экстремизмом и терроризмом, в том числе в рамках Совместного плана по реализации Глобальной контртеррористической стратегии ООН в Центральной Азии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE OF THE CIS PARTICIPANT STATES IN NEUTRALIZING THE INFORMATION AND PROPAGANDIS ACTIVITIES OF TERRORIST AND EXTREMIST ORGANIZATIONS

Based on specific data from the competent authorities of the Republic of Uzbekistan, the article examines the national experience of protecting the population from the negative influence of religious extremist and terrorist ideas, as well as Uzbekistan’s international cooperation in combating extremism and terrorism, including within the framework of the Joint Plan for the Implementation of the UN Global Counter- Terrorism Strategy in Central Asia.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ ГОСУДАРСТВ - УЧАСТНИКОВ СНГ ПО НЕЙТРАЛИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННО- ПРОПАГАНДИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ И ЭКСТРЕМИСТСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ»

Опыт государств — участников СНГ по нейтрализации информационно-пропагандистской деятельности террористических и экстремистских организаций

МАНСУРОВ АХМЕД ЯКУБДЖ АНОВИЧ,

представитель СГБ Республики Узбекистан в Антитеррористическом центре государств - участников СНГ

АННОТАЦИЯ

На основе конкретных данных компетентных органов Республики Узбекистан рассмотрены национальный опыт ограждения населения от негативного влияния религиозно-экстремистских и террористических идей, а также международное сотрудничество Узбе -кистана в борьбе с экстремизмом и терроризмом, в том числе в рамках Совместного плана по реализации Глобальной контртеррористической стратегии ООН в Центральной Азии. КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: международные террористические организации; религиозные экстремистские организации; вербовка; мусульманское духовенство; рекрутирование; информационные технологии.

Experience of the CIS participant states in neutralizing the information and propagandis activities of terrorist and extremist organizations

MANSUROV AHMED YAKUBDZHANOVICH,

representative of the State Security Service of the Republic of Uzbekistan in the Anti-Terrorism Center of the CIS Member States

ANNOTATION

Based on specific data from the competent authorities of the Republic of Uzbekistan, the article examines the national experience of protecting the population from the negative influence of religious extremist and terrorist ideas, as well as Uzbekistan's international cooperation in combating extremism and terrorism, including within the framework of the Joint Plan for the Implementation of the UN Global Counter-Terrorism Strategy in Central Asia.

KEYWORDS: international terrorist organizations; religious extremist organizations; recruitment; Muslim clergy; recruitment; information technology.

Стремительное развитие современных информационных технологий позволило главарям, эмиссарам и рядовым членам террористических и религиозно-экстремистских организаций превратить Интернет-пространство в серьезное оружие, используемое в пропаганде своих идей, обучении изготовлению

самодельных взрывных устройств (СВУ) и мерам конспирации, а также совершению насильственных акций.

В условиях глобальной пандемии главарями религиозных экстремистских и международных террористических организаций (РЭО/МТО) активизированы вербовочная

и агитационно-пропагандистская работа, сбор пожертвований, виртуальное обучение навыкам ведения диверсионно-террористической деятельности и координации действий между группировками.

В настоящее время для Узбекистана и стран Центральной Азии наибольшую угрозу представляют «узбекоязычные» идеологи РЭО/ МТО, осуществляющие рекрутирование граждан Узбекистана, радикализацию населения, дистанционное обучение навыкам изготовления СВУ и методам совершения диверсионных акций.

В последние годы для вербовки и создания привлекательного образа РЭО/МТО используются практически все популярные социальные сети и ресурсы: ВКонтакте, YouTube, Facebook, Instagram и Twitter. Применяются такие возможности социальных сетей, как массовые рассылки, «перепосты», размещение аудио-, видеоматериалов и фотографий.

Указанные ресурсы дают экстремистским и террористическим группировкам возможность конспиративно получать персональные данные пользователей, воздействовать на большую массу людей, одновременно управляя группами и не вступая с ними в личный контакт.

Кроме того, религиозно-экстремистскими и террористическими организациями активно

Национальный опыт

В целях ограждения населения от негативного влияния религиозно-экстремистских и террористических идей в Узбекистане проводятся широкомасштабные пропагандистские мероприятия.

1. В частности, представителями мусульманского духовенства на персональных страницах соцсетях и на сайтах Комитета по делам религии, Управления мусульман Узбекистана, Международной исламской академии Узбеки-

используется теневой сегмент Интернета -даркнет, позволяющий скрытно привлекать новых членов и получать материальную выгоду от продажи запрещенных товаров (оружие, наркотические вещества, поддельные документы и др.). Данный сегмент также обеспечивает подробными материалами по изготовлению СВУ и оружия массового поражения, руководствами по вербовке, тренировке, психологической обработке, формированию мотивации у террористов.

В целом, предоставляя многочисленные преимущества в виде высокой анонимности, децентрализации хранимой информации, шифрования коммуникаций, теневой интернет является фактически уникальным средством для использования лидерами и членами МТО/РЭО. Вышеуказанные факторы затрудняют работу правоохранительных органов в расследовании преступлений, розыске преступников и поиске значимой информации.

Анализ опыта борьбы с идеологией экстремизма и терроризма в сети интернет показывает, что одним из способов эффективного противодействия данной угрозе является создание популярных и доступных интернет-ресурсов, посредством которых возможен постоянный и откровенный диалог с населением, особенно с молодежью, в привычной для этих людей форме.

стана, Ташкентского исламского университета, учебных заведений размещаются аудио-, видео- и печатные материалы, направленные на раскрытие деструктивной сущности экстремистской идеологии. В целях усиления духовно-просветительской работы в сети интернет и СМИ распространяются и демонстрируются материалы/телепередачи по фактам искажения сур из Корана и хадисов идеологами РЭО/МТО.

Так, в 2020/2021 гг. подготовлены и транслированы на местных и зарубежных популярных интернет-ресурсах 259/270 статей, компрометирующих лидеров РЭО/МТО и дискредитирующих их деятельность.

2. В рамках усиления пропагандистских мероприятий в сети интернет и своевременного реагирования на идеологически ущербную информацию Управлением мусульман Узбекистана организованы научно обоснованные выступления против радикальных идеологий, том числе на интернет-сайтах - 776, в периодических изданиях - 86, на радио - 56, телевидении - 59.

Для целенаправленной дискредитации и подготовки обоснованных опровержений на выступления известных идеологов РЭО/МТО -«Содик Самаркандий», «Абдуллох Зуфара» и «Махмуд Абдулмумина» - представителями мусдуховенства подготовлены 102 материала в виде статей, аудио- и видеороликов. На видеохостинге «УоиТиЬе» размещено 280 опровержений на выступления вышеуказанных идеологов РЭО/МТО.

3. Более того, для удовлетворения религиозных потребностей населения, Управление мусульман Узбекистана (УМУ) осуществляется прием граждан через кол-центр, где даются ответы на вопросы населения, через сайты и телеграм-боты предоставляются ответы на интересующие вопросы по религиозным темам, размещаются текстовые ответы, а в социальных сетях - материалы по указанной выше проблематике.

Так, в текущем году УМУ осуществлен прием 2945 граждан, через соцсети предоставлено более 116 350 тыс. ответов на религиозные темы, размещено 159 видосюжетов и более 580 материалов.

4. Совершенствуются формы и методы ведения данной работы. В частности, в рамках принятого в 2020 г. межведомственного Постановления «Об организации взаимодействия в направлении противодействия

подрывной деятельности сторонников террористических и экстремистских организаций в Интернет пространстве» налажено взаимодействие между Службой государственной безопасности (СГБ), МВД, Генпрокуратурой, Верховным Судом, специальной Комиссией, Агентством информации и массовых коммуникаций и Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций.

По выработанному механизму СГБ и МВД на постоянной основе осуществляют мониторинг сети интернет на предмет выявления ресурсов, где распространяется экстремистская и террористическая идеология, направляя выявленный перечень в АИМК. Последний осуществляет мониторинг выявленных ресурсов, копирует размещенные на них аудио-, видеоматериалы и фотографии (в том числе в электронном формате) и выносит по ним заключение, а по результатам - информирует инициатора. Полученные заключения, а также копии изъятых материалов религиозного характера, направляются в КПДР.

КПДР проводит экспертное исследование полученных материалов, заключения по которым направляет в адрес инициатора. СГБ и МВД представляют в Генпрокуратуру ходатайство о признании запрещенными в Узбекистане выявляемых ресурсов экстремистского и террористического характера с приложением к ним вынесенных заключений АИМК и КПДР. Генпрокуратура подает заявление в Верховный Суд о рассмотрении вопроса признания экстремистскими (террористическими) и запрещенными в Узбекистане выявленных ресурсов.

Суд с участием представителей Генеральной прокуратуры и КПДР (экспертов) в рамках гражданского судопроизводства рассматривает заявление, по результатам чего выносит соответствующее судебное решение. Копии решения суда через возможности Министерства информации и коммуникаций направляются в адрес администраций сайтов, либо социальных

сетей для инициирования блокировки ресурсов, по результатам чего информируются инициаторы и Генеральная прокуратура.

В рамках указанной работы в 2020 г. вынесены судебные решения о признании экстремистскими и террористическими 51 площадки в соцсетях и мобильных мессенджерах, а также выступлений известных идеологов РЭО/ МТО З. Гаффарова, С. Мухаммадиева и М. Хал-дарова, которые направлены в диппредста-вительства стран их пребывания, АТЦ СНГ; Региональную антитеррористическую структуру Шанхайской Организации Сотрудничества, а также в адрес инопартнеров.

В качестве одного из альтернативных вариантов технической дестабилизации негодного контента реализуется внесудебный механизм блокировки, который заключается в направлении жалоб в адрес администрации социальных сетей (Одноклассники, Facebook, Instagram), мобильных мессенджеров и ви-деохостингов с указанием факта распространения на определенном ресурсе (группа, канал, профиль и т.д.) материалов экстремистского и террористического характера. Администрацией интернет- платформ после рассмотрения поступивших обращений, исходя из обоснованности указанных фактов, принимается решение о блокировке соответствующего канала/группы/профиля.

Путем исследования требований юридической политики каждого отдельного мессен-джера и социальной сети на удаление деструктивных ресурсов выработаны пути направления жалоб и обращений.

В мессенджере Telegram необходимо направлять письма на английском или русском языках на электронную почту «abuse@ telegram.org». В обращении в обязательном порядке следует указывать, что распространяемая в определенном сообществе информация носит террористический либо экстремистский характер. Администрация Telegram

после рассмотрения жалобы при достаточных основаниях принимает решение о блокировке ресурса.

На канале «ISIS Watch» (t.me/ISISwatch) мес-сенджера ежедневно публикуется статданные заблокированных каналов террористического контента.

Апробация нового механизма показывает, что указанный способ блокировки террористических и экстремистских каналов является наиболее удобным в плане отсутствия бюрократических преград (судебный способ блокировки предусматривает многостороннее взаимодействие ряда вышеперечисленных компетентных ведомств, что влечет проблемы с движением документов, временем их исполнения, эффективной двусторонней связью, перевода вынесенных решений на иностранные языки и доведения их до администрации) и временных затрат (жалоба направляется мгновенно в режиме онлайн).

В результате, в рамках работы указанных механизмов в 2020/2021 гг. правоохранительными органами выявлено 988/1759 сайтов, групп, каналов, сообществ и более 2704/3135 профилей в социальных сетях и мобильных мессенджерах экстремистской и террористической направленности.

Возбуждено 97/206 уголовных дел в отношении лиц, занимающихся пропагандой и вербовкой, 20/73 лица привлечены к уголовной ответственности, 87/262 - к административной, в отношении 48/172 применены меры профилактического характера.

Путем информирования администраторов соцсетей и мобильных мессенджеров были удалены более 636/496 экстремистских ресурсов.

5. Также активно используются возможности волонтерских групп интернет-влияния по внесудебной дестабилизации деструктивного контента (организация соразмерных информационных атак на каналы и профили объектов в сети интернет), правильного доведения до

населения страны информации о происходящих в стране широкомасштабных реформах, а также о реализации проектов по адресному

Международное сотрудничество

Наряду с этим активизируется международное сотрудничество Узбекистана в борьбе с экстремизмом и терроризмом. Так, в рамках Совместного плана по реализации Глобальной контртеррористической стратегии ООН в Центральной Азии представители Службы на регулярной основе взаимодействуют со специализированными подразделениями ООН в разработке и реализации программ организации и принимают участие в экспертных встречах и семинарах, организуемых региональными представительствами. Наряду с ООН компетентные органы Узбекистана тесно взаимодействуют с РАТС ШОС, АТЦ СНГ; ЕС по выявлению и пресечению незаконной деятельности экстремистских и террористических группировок в сети Интернет.

В частности, совместно с ФСБ РФ выявлены и взяты в разработку 36 интернет-ресурсов, ГКНБ КР - 4, КНБ РК - 5, ГКНБ РТ - 1. В результате организованных мероприятий по их блокировке удалось добиться удаления 18 интернет-ресурсов, на которых распространяется экстремистская, террористическая и иная радикальная идеология.

В целях реализации инициатив Республики Узбекистан, выдвинутых на Саммите СНГ 18 декабря 2020 г. компетентными органами Узбекистана, разрабатываются проекты

воздействию на умонастроения молодежи в образованиях с повышенной деструктивной активностью.

Программы сотрудничества в области деради-кализации.

В условиях активизации вербовочной работы в киберпространстве сотрудничество компетентных структур наших стран мы рассматриваем в качестве действенного шага на пути создания надежного заслона перед подрывной деятельностью международных террористических формирований в сети интернет и в качестве наиболее перспективных направлений дальнейшего взаимодействия предлагаем:

• наладить системный взаимообмен информацией о выявляемом контенте, используемом сторонниками РЭО/МТО для организации совместных мероприятий по их разработке и технической дестабилизации;

• совместную разработку членов РЭО/МТО, осуществляющих вербовочную и пропагандистскую деятельность в сети интернет;

• обмен информацией в отношении членов РЭО/МТО из числа граждан третьих стран, занимающихся деструктивной деятельностью в киберпространстве для блокировки доступа к их ресурсам;

• мониторинг террористических сайтов и форумов в интернете, организация в их отношении совместных мероприятий по блокированию. Обмен материалами оперативно-технических мероприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.