DOI: 10.24411/2309-4788-2020-10085
Э.С. Емельянова - исполнительный директор ПАО «Сбербанк», к.э.н., [email protected],
E. S. Emelyanova - executive director of PJSC «Sberbank», Ph. D.
ОПЫТ ГОНКОНГА, МАЛАЙЗИИ И ВЕЛИКОБРИТАНИИ В ЧАСТИ НАДЗОРА ЗА РИСКОМ КОНЦЕНТРАЦИИ И ЕГО ПРИМЕНИМОСТЬ В РОССИЙСКОЙ ЮРИСДИКЦИИ EXPERIENCE OF HONG KONG, MALAYSIA, AND THE UNITED KINGDOM IN OVERSEEING CONCENTRATION RISK AND ITS APPLICABILITY IN RUSSIAN JURISDICTIONS
Аннотация. В данной статье рассмотрены требования пруденциальных норм в Гонконге, Малайзии и Великобритании к расчету и оценке риска концентрации, закрепленные в национальном законодательстве на уровне некредитных финансовых организаций. Международные подходы к надзору за риском концентрации были проанализированы с целью выявления преимуществ и недостатков, которые могут быть учтены в будущем российским регулятором не только при совершенствовании текущих показателей риска концентрации у поднадзорных организаций, но и при разработке нового инструментария, который позволит превентивно выявлять риск концентрации у организаций с разной спецификой деятельности. Кроме того, в статье приводятся инструментарий для оценки и методы измерения риска концентрации, используемые в банковской практике; а также рассматривается влияние реализации риска концентрации на устойчивость экономики стран.
Annotation. This article examines the requirements of prudential standards in Hong Kong, Malaysia and the UK for the calculation and assessment of concentration risk, enshrined in national legislation at the level of non-credit financial organizations. International approaches to monitoring concentration risk were analyzed in order to identify advantages and disadvantages that can be taken into account in the future by the Russian regulator not only when improving the current indicators of concentration risk in supervised organizations, but also when developing new tools that will allow for preventive detection of concentration risk in organizations with different specific activities. In addition, the article provides tools for assessing and measuring concentration risk used in banking practice; the article examines the impact of concentration risk implementation on the stability of the country's economy.
Ключевые слова: риск концентрации, регулятор, надзорные органы, некредитные финансовые организации.
Keywords: concentration risk, regulator, Supervisory authorities, non-credit financial organizations.
Введение
В соответствии с определением Базельского комитета по банковскому надзору (далее - БКБН) риск концентрации определяется как требование или группа требований, которые могут привести к достаточно большим убыткам и создать угрозу надежности банка или его способности осуществлять основную деятельность [1]. Риск концентрации, по мнению российского регулятора финансового рынка, признается одним из самых сложно измеримых рисков [2]. БКБН также отмечает важность контроля риска концентрации для российской финансовой сферы, при этом особое внимание обращая на недооценку российскими банками величины риска концентрации [3]. Зачастую значение данного вида риска в общей структуре рисков в банке недооценивается, что может привести не только к ухудшению финансовой устойчивости самого банка, но и крайне негативно повлиять на состояние банковской отрасли в целом.
Исследования БКБН [4] демонстрируют значимость оценки риска концентрации, реализация которых имеет прямое отношение к большинству крупнейших банковских кризисов XX века. В 1979 году десятки банков в США были объявлены банкротами из-за высокой концентрации бизнеса в энергетике [5]. Крах энергетического гиганта Enron из-за крайне низкой диверсификации кредитного портфеля заемщиков повлек за собой гигантские убытки крупнейших американских банков [6]. Глобальный экономический кризис 2008-2009 гг. только подтвердил влияние реализации риска концентрации на устойчивость экономики развивающихся стран [7]. Предпосылкой данного кризиса стал неконтролируемый рост кредитного портфеля ипотечных банков в жилищном секторе экономики и одновременное ухудшение качества портфеля кредитов, при этом не последнюю роль в развитии кризиса сыграл неэффективный риск-менеджмент и недооценка в том числе риска концентрации [8]. Благодаря тому, что глобальный экономический кризис 2008-2009 гг. выявил недостатки надзорных нормативов риска концентрации, банковский надзор постарался пересмотреть действующие на тот момент регуляторные нормы и включить необходимость снижения концентрации активов в процесс управления рисками банка.
В настоящий момент существует множество методов измерения риска концентрации, используемые в банковской практике. Например, расчет коэффициента концентрации, показывающего долю наиболее крупных кредитов в общей величине кредитного портфеля. Также величину концентрации в кредитном портфеле можно определить с помощью кривой Лоренца, после чего рассчитать коэффициент Джини, который позволяет количественно измерить и сравнить степень концентрации нескольких портфелей [8]. Наиболее распространенным в качестве меры измерения степени концентрации кредитного портфеля является индекс Херфиндаля - Хиршма-на, который рассчитывается как сумма квадратов доли каждого кредита в общем кредитном портфеле. Также для расчета риска концентрации может быть использован алгоритм Granularity Adjustment [9] или модификация
данного алгоритма - Revised Granularity Adjustment, предложенная М. Горди и Е. Люткебомером в 2007 г. [10]. Секторальная концентрация может быть измерена в рамках многофакторных моделей: CreditRisk, KMV, CreditMetrics. Либо с помощью модели Capital Diversification Factor, являющейся альтернативной сложным многофакторным моделям для измерения секторной концентрации [11].
Для некредитных финансовых организаций ситуация складывается менее однозначно: регулирование в области контроля риска концентрации развивается не столь стремительными темпами. Однако риск концентрации в некредитных финансовых организациях также существенен и требует повышенного внимания. Кроме того, не все модели, используемые для оценки риска в кредитных организациях, подходят для некредитных. Тем не менее недостаточная диверсификация собственных и клиентских портфелей, несовершенство моделей оценки риска концентрации и непонимание источников его возникновения могут иметь губительные последствия для некредитных финансовых организаций и привести к новым локальным и глобальным кризисам. Для того чтобы исключить возможность повторения шоковых ситуаций из-за недооценки риска концентрации необходимо принимать регулирующие и надзорные меры со стороны регулятора. Именно для формирования новых идей и подходов была поставлена цель проанализировать международный опыт в части надзора за риском концентрации и оценить его применимость в российской юрисдикции.
Цель исследования заключается в изучении нормативно-правовых актов, устанавливающих требования в отношении регулирования риска концентрации некредитных финансовых организаций, требований со стороны регулирующих и надзорных органов в отношении риска концентрации, а также в анализе уполномоченных органов регулирования и надзора в области риска концентрации Гонконга, Малайзии и Великобритании. Результаты исследования могут быть учтены в будущем российским регулятором не только при совершенствовании текущих показателей риска концентрации у поднадзорных организаций, но и при разработке нового инструментария, который позволит превентивно выявлять риск концентрации у организаций с разной спецификой деятельности.
Материал исследования составили следующие источники.
В первую очередь, были проанализированы требования в отношении риска концентрации некредитных финансовых организаций Европейского союза, закрепленные в нескольких нормативных документах: Директива 2013/36/EC Европейского Парламента и Совета ЕС от 26.06.2013 о доступе к деятельности кредитных институтов и пруденциальном надзоре за деятельностью кредитных институтов и инвестиционных фирм (далее -Capital Requirements Directive IV) [12], которая устанавливает базовые регуляторные требования, является нормативно-правовым актом прямого действия; Директива 2006/49/ЕС о достаточности капитала для инвестиционных фирм и кредитных организаций [13].
Кроме того, были изучены Руководство для банков, строительных обществ и инвестиционных фирм (BIPRU Prudential sourcebook for Banks, Building Societies and Investment Firms) [14], Руководство по управлению, надзору и внутреннему контролю для лиц, получивших лицензию или зарегистрированных Комиссией по ценным бумагам и фьючерсам Гонконга (далее - Securities and Futures Commission, SFC) [15], Кодекс поведения для лиц, получивших лицензию или зарегистрированных SFC [16], Предлагаемые руководящие принципы деятельности по предоставлению услуг маржинального кредитования и Руководство по торговым и консультационным онлайн-платформам, разработанные Комиссией по ценным бумагам и фьючерсам Гонконга [17, 18], Закон о рынке ценных бумаг Малайзии 1983 года [19], Закон о фондовом рынке и финансовых услугах 2007 года (the Capital Markets and Services Act 2007) [20].
Результаты исследования и их обсуждение
Опыт Великобритании
До принятия нового регулирования (Capital Requirements Directive IV) [12] на территории Европейского союза действовала Директива 2006/49/ЕС о достаточности капитала для инвестиционных фирм и кредитных организаций [13]. В рамках имплементации ее положений в Великобритании лимиты в отношении крупных потенциальных убытков, порядок расчета норматива капитала, требуемого для покрытия риска концентрации, а также пример его вычисления были приведены в части 10.5 Руководства для банков, строительных обществ и инвестиционных фирм [14], впоследствии данная часть указанного руководства утратила силу.
В настоящее время содержание Capital Requirements Directive IV [12] в отношении риска концентрации и крупных потенциальных убытков частично получило свое отражение в пунктах 2.2.22 и 2.2.23 Руководства для инвестиционных фирм [21]. Помимо этого, в соответствии с Программным заявлением «Методология Управления по пруденциальному регулированию в отношении требований к капиталу 2-го уровня» [22] в качестве величины концентрации кредитного риска (под которым понимается риск возникновения убытков как результат концентрации потенциальных убытков вследствие несовершенной диверсификации [22]), которую должны рассчитывать фирмы, выступает значение индекса Херфиндаля-Хиршмана (Herfindahl Hirschman Index, далее - HHI). Данный показатель высчитывается для каждого портфеля (данный расчет может производиться в контексте одного лица, отдельного сектора или региона). Формула HHI для расчета концентрации кредитного риска включает в себя портфельные доли всех заемщиков, которые рассчитываются с использованием взвешенных по риску активов (risk-weighted assets, далее - RWAs) [23], и выглядит следующим образом:
нш= XwÇï>2, где
Œw(i))2'
w(¿) - в отношении одного лица - общий уровень кредитного риска RWAs по каждому отдельному контрагенту, агрегированный на уровне конечной материнской компании группы;
w(¿) - в отношении секторов - общие уровень кредитного риска RWAs по выбранному сектору; w(¿) - в региональном разрезе - общий уровень кредитного риска RWAs по выбранному экономическому региону.
Для хорошо диверсифицированных портфелей данный показатель будет ближе к 0, в то время как значения, близкие к 1, будут свидетельствовать о высокой концентрированности. Полученные значения НН1 впоследствии ранжируются по распределениям, представленным на рис. 1.
Класс риска концентрации
В отношении одного лица:
HHIewa
Показатель дополнительного капитала
(%, портфель RWA)1
В отношении секторов:
HHIrwa
Показатель дополнительного капитала
(%:. портфель RWA) В отношении
географического положения
HHIewa
Показатель дополнительного капитала
(%, портфель RWA)
1 1
0% 0,29 Ж 0,29% 0,59И
ОК 0,5% 0.5К 1%
11,1% 10,3% 20,3% 15, SM
0% 0,25% 0,15% 0,5%
11,1% 24,9% 24-,9% 34,5%
0Й 0,2% 0,1% 0,5 %
3 4
0,59% 1,15% 1,15% 1,65%
1% 2% 1% ЗК
25,6% 41,7% 41,7% 07,4%
0,5% 1К 1,5%
34,5% 47,3% 47,8% 77,9%
0.5Й 0,8% 0,8% 1,25К
Ъ% 4%
> 67,4%
1,5% 2,Ё%:,|)
1,15% 1,1%
Capital add-oti (Ч portfolio RWA) При определенных условиях 2%
Рисунок 1 - Распределение портфелей по итогам расчета НН1
Опыт Гонконга
На данный момент законодательство Гонконга не содержит специализированных элементов, устанавливающих требования для некредитных финансовых организаций в отношении риска концентрации. Необходимо также отметить, что само понятие некредитной финансовой организации не закреплено в нормативных актах Гонконга. Однако некоторые рекомендации и требования в отношении управления рисками концентрации прописаны в следующих нормативно-правовых актах: Руководство по управлению, надзору и внутреннему контролю для лиц, получивших лицензию или зарегистрированных SFC [15]; Кодекс поведения для лиц, получивших лицензию или зарегистрированных SFC [16].
В соответствии с пунктами (В)32 и (В)33 Части УШ Руководства по управлению, надзору и внутреннему контролю для лиц, получивших лицензию или зарегистрированных SFC [15], установлены рекомендации по управлению рисками концентрации в отношении лиц, получивших лицензию или зарегистрированных SFC. Данные рекомендации не являются обязательными для исполнения, но предусматривают установление и применение лимитов концентрации в отношении конкретных продуктов, рынков и контрагентов с учетом их соответствующего профиля ликвидности и утвержденной компанией политикой в отношении рисков ликвидности; а также установление и регулярный контроль показателей несоответствия сроков погашения между источниками и требованиями к финансированию и концентрацией отдельных продуктов, рынков и контрагентов.
Помимо этого, в соответствии с Приложением 5 Кодекса поведения для лиц, получивших лицензию или зарегистрированных SFC [16], а также Частью УШ Руководства по управлению, надзору и внутреннему контролю для лиц, получивших лицензию или зарегистрированных SFC [15], установлены требования к управлению рисками концентрации для маржинального кредитования. Поставщики услуг маржинального кредитования обязаны разработать четкое практическое руководство в отношении установления ограничений на риск концентрации и принятия последующих мер в случае нарушения данных ограничений с должным учетом качества, ликвидности и волатильности обеспечения ценных бумаг, а также кредитоспособности клиентов и финансовых ресурсов поставщика услуг маржинального кредитования. Кроме того, им необходимо создать надежную систему контроля, позволяющую поставщику услуг маржинального кредитования оперативно выявлять и снижать риски концентрации, например, путем прекращения предоставления дальнейших авансов клиенту или прекращения принятия ценных бумаг в качестве обеспечения.
SFC неоднократно выявлял существенные недостатки в практиках маржинального кредитования, в частности подверженность финансовым рискам и рискам концентрации. Подобная уязвимость практик брокеров, предоставляющих услуги маржинального кредитования, во многом связана с рекомендательным характером норм управления рисками в данной сфере.
SFC также приводит рекомендации по управлению рисками концентрации для онлайн-платформ, осуществляющих деятельность по размещению и торговле инвестиционными продуктами [18]:
• онлайн-платформа должна иметь соответствующие инструменты для оценки риска концентрации на основе информации о клиентах, полученной посредством сбора информации в соответствии с принципом KYC (know-your-customer), а также данных об инвестиционных портфелях клиентов, хранящихся на платформе;
• при проведении оценки риска концентрации операторы онлайн-платформ могут устанавливать пороговые значения концентрации в отношении максимальной доли собственного капитала и/или инвестиционного портфеля клиента, которые могут быть инвестированы в продукты с высоким риском, с учетом вида услуги, характера товаров и профиля риска клиента;
• операторы онлайн-платформ должны проявлять соответствующий уровень компетентности, осторожности и усердия при установлении любых пороговых значений и должны быть готовы обосновать свое решение.
Опыт Малайзии
Анализ законодательных и нормативных актов Малайзии, включая их обновления, распорядительных документов Комиссии по ценным бумагам Малайзии (Securities Commission Malaysia, далее - SC) и иных регу-ляторных документов не выявил наличия специализированных элементов, устанавливающих требования для некредитных финансовых организаций в отношении риска концентрации. Однако некоторые требования для НФО в отношении управления различными видами рисков содержатся в следующих нормативно-правовых актах: статья 2, 8 и 11J Закона о рынке ценных бумаг Малайзии 1983 года [19], статья 8 Закона о фондовом рынке и финансовых услугах 2007 года [20]
Требования в отношении рисков для инфраструктурных организаций финансового рынка (Financial market infrastructures, далее - FMIs), а именно центрального контрагента, организации, занимающейся системой расчета по ценным бумагам, центрального депозитария ценных бумаг и репозитария содержатся в Руководстве по инфраструктурным организациям финансовых рынков [24].
Касательно уполномоченных органов регулирования и надзора в области риска концентрации министр финансов по согласованию с SC осуществляет признание юридических лиц в качестве биржи ценных бумаг, биржевой холдинговой компании, биржи производных финансовых инструментов только после письменного заявления и при соблюдении ряда условий и положений. Одним из основных условий признания является наличие одобренной министром финансов рациональной системы риск-менеджмента, учитывающей все особенности осуществляемой деятельности и выполняемых операций. Также биржевая холдинговая компания обязана учредить комитет по риск-менеджменту для формирования политики по вопросам управления рисками, связанными с деятельностью биржевой холдинговой компании и ее дочерних компаний.
Согласно Руководству по инфраструктурным организациям финансовых рынков [24] все FMIs обязаны иметь систему риск-менеджмента для всестороннего управления кредитным, операционным рисками, риском ликвидности, а также другими видами рисков. Принцип 4 Руководства по инфраструктурным организациям финансовых рынков [24] определяет ключевые рекомендации, которые должны быть учтены в деятельности FMIs:
• наличие политик, процедур и систем управления рисками, которые позволяют определять, измерять, контролировать и управлять всеми видами рисков, которые возникают при осуществлении FMIs своей деятельности, а также осуществление периодической переоценки учрежденных документов;
• постоянный анализ существенных рисков FMIs, которые они несут непосредственно и/ или которым подвергают других участников рынка (другие FMIs или банки) в результате осуществления совместной деятельности, а также разработка соответствующих инструментов управления такими рисками;
• разработка различных сценариев возникновения рисков, которые потенциально могут препятствовать непрерывному осуществлению основной деятельности FMIs, а также разработка мероприятий по восстановлению такой деятельности.
В Руководстве по инфраструктурным организациям финансовых рынков [24] прописаны общие требования по контролю за кредитным риском (Principle 4), риском, связанным с залоговым обеспечением (Principle 5), риском, возникающим при маржинальной торговле (Principle 6) и риском ликвидности (Principle 7).
Выводы (заключение). С целью ограничения рисков для финансовой стабильности страны, возникающих вследствие высокой концентрации активов, уполномоченные ведомства различных юрисдикций устанавливают требования, нормативы и лимиты в отношении кредитных и некредитных финансовых организаций. На текущий момент международными организациями не разработаны соответствующие наднациональные стандарты. В этой связи и был изучен национальный опыт Великобритании, Гонконга, и Малайзии в частности по вопросам установления ограничений на риск концентрации, требований по расчету показателя (норматива)
концентрации, а также по вопросам установления требований по ограничению вложений в связанные с поднадзорными лица.
Для последующей имплементации в российское регулирование по аналогии с Великобританий возможно использование количественных инструментов для оценки риска концентрации. Однако, рекомендуется предварительно провести оценку применимости предполагаемых для использования моделей.
Кроме того, необходимо осуществлять сближение банковских надзорных практик с практиками регулирования некредитных финансовых организаций, поскольку регуляторный арбитраж из-за большей проработанности оценки риска концентрации в банковской сфере может негативно отразиться на развитии всей финансовой отрасли в целом.
Источники:
1. Guidelines on the management of concentration risk under the supervisory review process. CEBS, 2010.
2. Письмо Банка России от 29.06.2011 № 96-Т «О Методических рекомендациях по организации кредитными организациями внутренних процедур оценки достаточности капитала».
3. Assessment of Basel III risk-based capital regulations - Russia 2016.
4. BCBS, Bank Failures in Mature Economies, 2004
5. Kennedy J.M. (1987). «Texas banks get delayed reaction to oil-patch ills». Los Angeles Times, June 8. — http://articles.latimes.eom/1987-06-08/business/fi-456_1 state-banking.
6. «Enron bankruptcy has global consequences» (2001). Insurance Journal, December 3. — http://www.insurancejoumal.com/news/ international/2001 /12/03/13297.htm.
7. Ю. Соколов Управление риском концентрации кредитного портфеля: опыт Швеции и его применимость в России // Риск-менеджмент в кредитной организации. — 2017. — N1. — 43-50.
8. Ю.А. Слесарь. Риски концентрации: методы измерения, управления и контроля // Управление финансовыми рисками. — 2009. — N4. — 280-295.
9. Второй поясняющей статье к «Базелю II» (Second Consultative Paper) в 2001 г.
10. Gordy M.B., Luetkebohmert E. (2007). Granularity Adjustment for Basel II. Deutsche Bundesbank. Discussion Paper. Series 2: Banking and Financial Studies, No. 1. — http://www.bundesbank.de/download/bankenaufsicht/dkp/200701 dkp_b.pdf.
11. Lutkebohmert E. (2009). Concentration Risk in Credit Portfolio. Springer-Verlag Berlin Heidelberg.
12. Directive 2013/36/EU of the European Parliament and the Council of 26 June 2013 on access to the activity of credit institutions and the prudential supervision of credit institutions and investment firms.
13. Директивы 2006/49/ЕС о достаточности капитала для инвестиционных фирм и кредитных организаций (Directive 2006/49/EC of the European Parliament and of the Council of 14 June 2006 on the capital adequacy of investment firms and credit institutions): https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/ALL/?uri=celex:32006L0049
14. Руководство для банков, строительных обществ и инвестиционных фирм (BIPRU Prudential sourcebook for Banks, Building Societies and Investment Firms): <https://www.handbook.fca.org.uk/handbook/BIPRU/10/5.html?date=2010-04-23#D534>.
15. Руководство по управлению, надзору и внутреннему контролю для лиц, получивших лицензию или зарегистрированных Комиссией по ценным бумагам и фьючерсам Гонконга (Management, Supervision and Internal Control Guidelines for Persons Licensed by or Registered with the Securities and Futures Commission), Часть VIII, пункты (B)32 и (B)33, Комиссия по ценным бумагам и фьючерсам Гонконга: <https://www.sfc.hk/web/EN/assets/components/codes/files-current/web/guidelines/management,-supervision-and-internal-control-guidelines-for-persons-licensed/management,-supervision-and-internal-control-guidelines-for-persons-licensed.pdf>.
16. Кодекс поведения для лиц, получивших лицензию или зарегистрированных Комиссией по ценным бумагам и фьючерсам Гонконга (Code of Conduct for Persons Licensed by or Registered with the Securities and Futures Commission), Приложение 5, Комиссия по ценным бумагам и фьючерсам Гонконга, 20 издание: https://www.sfc.hk/web/EN/assets/components/codes/files-current/web/codes/code-of-conduct-for-persons-licensed-by-or-registered-with-the-securities-and-futures-commission/code-of-conduct-for-persons-licensed-by-or-registered-with-the-securities-and-futures-commission.pdf
17. Консультационный документ: Предлагаемые руководящие принципы деятельности по предоставлению услуг маржинального кредитования (Consultation Paper on the Proposed Guidelines for Securities Margin Financing Activities), Комиссия по ценным бумагам и фьючерсам Гонконга: https://www. sfc.hk/edistributionWeb/gateway/EN/consultation/openF ile?refNo= 18CP7 .
18. Руководство по торговым и консультационным онлайн-платформам (Guidelines on Online Distribution and Advisory Platforms (the Guidelines)) // Комиссия по ценным бумагам и фьючерсам Гонконга: https://www.sfc.hk/web/EN/faqs/intermediaries/supervision/guidelines-on-online-distribution-and-advisory-platforms/guidelines-on-online-distribution-and-advisory-platforms.html#21 .
19. Закон о рынке ценных бумаг Малайзии 1983 года https://www.sc.com.my/wp-content/uploads/eng/html/resources/acts/SIA_20040105 .pdf .
20. Закон о фондовом рынке и финансовых услугах 2007 года https://www.sc.com.my/wp-content/uploads/eng/html/cmsa/cmsa2018/cmsa_180411 .pdf .
21. Руководство для инвестиционных фирм (IFPRU Prudential sourcebook for Investment Firms): <https://www.handbook.fca.org.uk/handbook/IFPRU.pdf>
22. Программное заявление «Методология PRA в отношении требований к капиталу 2-го уровня» (Statement of Policy The PRA's methodologies for setting Pillar 2 capital): https://www.bankofengland.co.uk/-/media/boe/files/prudential-regulation/policy-statement/2016/ps2016app6.pdf?la=en&hash=4980B222EE992CC4620A054606941EEEDCCBFD46 .
23. Требования в отношении риска концентрации, Управление по пруденциальному регулированию (Pillar 2 Concentration risk minimum data requirements): <https://www.bankofengland.co.uk-/media/boe/files/prudential-regulation/policy-statement/2016/ps2016app5.pdf?la=en&hash=14E70DA1C210FC469832CB37021A1FE447DC42DC>
24. Руководство по инфраструктурным организациям. https://www.sc.com.my/wp-
content/uploads/eng/html/resources/guidelines/FMI_Guidelines_170323 .pdf .
Sources:
1. Guidelines on the management of concentration risk under the supervisory review process. CEBS, 2010.
2. Letter of the Bank of Russia No. 96-T dated 29.06.2011 "on Methodological recommendations for the organization of internal capital adequacy assessment procedures by credit institutions".
3. Assessment of Basel III risk-based capital regulations - Russia 2016.
4. BCBS, Bank Failures in Mature Economies, 2004
5. Kennedy J. M. (1987). "Texas banks get delayed reaction to oil-patch ills". Los Angeles Times, June 8. — http://articles.latimes.eom/1987-06-08/business/fi-456_1 state-banking.
6. "Enron bankruptcy has global consequences" (2001). Insurance Journal, December 3. — http://www.insurancejoumal.com/news/ international/2001 /12/03/13297.htm.
7. Yu. Sokolov risk management of credit portfolio concentration: the experience of Sweden and its applicability in Russia / / Risk management in a credit organization. - 2017. - N1. - 43-50.
8. Yu. A. Locksmith. Concentration risks: methods of measurement, management and control / / financial risk Management. - 2009. - N4. — 280-295.
9. The second explanatory article to the "Basel II" (Second Consultative Paper) in 2001.
10. Gordy M. B., Luetkebohmert E. (2007). Granularity Adjustment for Basel II. Deutsche Bundesbank. Discussion Paper. Series 2: Banking and Financial Studies, No. 1. — http://www.bundesbank.de/download/bankenaufsicht/dkp/200701 dkp_b. pdf.
11. Lutkebohmert E. (2009). Concentration Risk in Credit Portfolio. Springer-Verlag Berlin Heidelberg.
12. Directive 2013/36/EU of the European Parliament and the Council of 26 June 2013 on access to the activity of credit institutions and the prudential supervision of credit institutions and investment firms.
13. Directive 2006/49/EC on capital adequacy for investment firms and credit institutions (Directive 2006/49/EC of the European Parliament and of the Council of 14 June 2006 on the capital adequacy of investment firms and credit institutions): https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/ALL/?uri=celex:32006L0049
14. Guide for banks, building societies and investment firms
(BIPRU Prudential sourcebook for Banks, Building Societies and Investment Firms): <https://www.handbook.fca.org.uk/handbook/BIPRU/10/5.html?date=2010-04-23#D534>.
15. Management, supervision and Internal Control Guidelines for Persons Licensed by or registered with the securities and Futures Commission of Hong Kong (Management, Supervision and Internal Control Guidelines for Persons Licensed by or Registered with the Securities and Futures Commission), Part VIII, paragraphs (B)32 and (B)33, securities and futures Commission of Hong Kong: <https://www.sfc.hk/web/EN/assets/components/codes/files-current/web/guidelines/management,-supervision-and-internal-control-guidelines-for-persons-licensed/management,-supervision-and-internal-control-guidelines-for-persons-licensed.pdf>.
16. Code of Conduct for persons Licensed by or registered with the securities and Futures Commission of Hong Kong (code of Conduct for Persons Licensed by or Registered with the Securities and Futures Commission), Annex 5, securities and futures Commission of Hong Kong, 20th edition: https://www.sfc.hk/web/EN/assets/components/codes/files-current/web/codes/code-of-conduct-for-persons-licensed-by-or-registered-with-the-securities-and-futures-commission/code-of-conduct-for-persons-licensed-by-or-registered-with-the-securities-and-futures-commission.pdf
17. Consultation document: Proposed guidelines for providing margin lending services (Consultation Paper on the Proposed Guidelines for Securities Margin Financing Activities), Hong Kong securities and futures Commission: https://www. sfc.hk/edistributionWeb/gateway/EN/consultation/openF ile?refNo= 18CP7 .
18. Guidelines on Online Distribution and Advisory Platforms (the Guidelines) / / Hong Kong securities and futures Commission: https://www.sfc.hk/web/EN/faqs/intermediaries/supervision/guidelines-on-online-distribution-and-advisory-platforms/guidelines-on-online-distribution-and-advisory-platforms.html#21 .
19. Malaysia securities market act 1983 https://www.sc.com.my/wp-content/uploads/eng/html/resources/acts/SIA_20040105.pdf .
20. Stock market and financial services act of 2007 https://www.sc.com.my/wp-content/uploads/eng/html/cmsa/cmsa2018/cmsa_180411 .pdf .
21. Guide for investment firms (IFPRU Prudential sourcebook for Investment Firms): <https://www.handbook.fca.org.uk/handbook/IFPRU.pdf>
22. Statement of Policy The PRA's methods for setting Pillar 2 capital: https://www.bankofengland.co.uk/-/media/boe/files/prudential-regulation/policy-
statement/2016/ps2016app6.pdf?la=en&hash=4980B222EE992CC4620A054606941EEEDCCBFD46 .
23. Requirements for concentration risk, prudential regulation Authority (Pillar 2 Concentration risk minimum data requirements): <https://www.bankofengland.co.uky-/media/boe/files/pmdential-regulation/policy-statement/2016/ps2016app5.pdf?la=en&hash=14E70DA1C210FC469832CB37021A1FE447DC42DC>
24. Guide to infrastructure organizations. https://www.sc.com.my/wp-content/uploads/eng/html/resources/guidelines/FMI_Guidelines_170323.pdf .