Научная статья на тему 'ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ В УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ ПЕРЕЧНЯ ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОСТИ, В ОТНОШЕНИИ КОТОРЫХ НАЛОГОВАЯ БАЗА ПО НАЛОГУ НА ИМУЩЕСТВО ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ КАК КАДАСТРОВАЯ СТОИМОСТЬ'

ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ В УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ ПЕРЕЧНЯ ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОСТИ, В ОТНОШЕНИИ КОТОРЫХ НАЛОГОВАЯ БАЗА ПО НАЛОГУ НА ИМУЩЕСТВО ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ КАК КАДАСТРОВАЯ СТОИМОСТЬ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
54
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАЛОГОВОЙ БАЗЫ ИСХОДЯ ИЗ КАДАСТРОВОЙ СТОИМОСТИ ОБЪЕКТОВ В УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ / ОБЪЕКТЫ НЕДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА ИНОСТРАННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ / ЕДИНАЯ МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВИДА ФАКТИЧЕСКОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОСТИ / БАЛАНС ИНТЕРЕСОВ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Боталова А.А., Возмищева Наталья Аркадьевна

В статье рассматривается системный подход к решению вопросов налогообложения отдельных объектов недвижимого имущества на уровне субъекта Российской Федерации в рамках возможностей пополнения консолидированного бюджета при соблюдении баланса интересов органов государственной власти и налогоплательщиков. Для решения выявленных проблем авторы предлагают принять на федеральном уровне единую для всех субъектов Российской Федерации методику определения вида фактического использования объектов недвижимости и внести соответствующие изменения в статью 378.2 НК РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Боталова А.А., Возмищева Наталья Аркадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE IN THE FORMATION IN THE UDMURT REPUBLIC OF A LIST OF REAL ESTATE OBJECTS IN RESPECT OF WHICH THE TAX BASE FOR PROPERTY TAX IS DETERMINED AS THE CADASTRAL VALUE

The article discusses a systematic approach to solving the issues of taxation of individual real estate objects at the level of the subject of the Russian Federation within the framework of the possibilities of replenishing the consolidated budget while maintaining a balance of interests of state authorities and taxpayers. To solve the identified problems, the authors propose to adopt at the federal level a methodology for determining the type of actual use of real estate objects that is uniform for all constituent entities of the Russian Federation and to make appropriate changes to Article 378.2 of the Tax Code of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ В УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ ПЕРЕЧНЯ ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОСТИ, В ОТНОШЕНИИ КОТОРЫХ НАЛОГОВАЯ БАЗА ПО НАЛОГУ НА ИМУЩЕСТВО ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ КАК КАДАСТРОВАЯ СТОИМОСТЬ»

 Опыт формирования в Удмуртской Республике перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость

А.А. Боталова Министр имущественных отношений Удмуртской Республики (г. Ижевск) Н.А. Возмищева директор бюджетного учреждения Удмуртской Республики «Центр кадастровой оценки и технической инвентаризации недвижимого имущества» (г. Ижевск)

Наталья Аркадьевна Возмищева, mail@bti.udmr.ru

В соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) «административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;

3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные

представительства;

4) жилые помещения, гаражи, машино-места, объекты незавершенного строительства, а также жилые строения, садовые дома, хозяйственные строения или сооружения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства».

НК РФ предоставляет право субъектам Российской Федерации установить на региональном уровне особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества. Такие особенности определены на территории Удмуртской Республики Законом Удмуртской Республики от 27 ноября 2003 года № 55-РЗ «О налоге на имущество организаций в Удмуртской Республике» (далее также - Закон № 55-РЗ). Согласно этому региональному нормативному акту налоговая ставка по налогу на имущество организаций установлена в размере 2,2 процента, но дифференцируется ставка в отношении объектов, расположенных в сельских населенных пунктах численностью менее 3 тысяч жителей, при этом имеет значение площадная характеристика объекта, кроме того, учитывается размещение объекта в многоквартирном доме или во встроен-

ных и (или) пристроенных к многоквартирному дому помещениях.

Согласно Закону № 55-РЗ (в редакции от 15 июля 2022 года) на территории Удмуртии в отношении имущества юридических лиц применяются следующие налоговые ставки:

«1) в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью, не превышающей 1 000 кв. метров, и помещений в них, в отношении нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, расположенных вне административно-деловых центров и торговых центров (комплексов):

• 0,6 процента в 2020-2022 годах;

2) в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью, не превышающей 1000 кв. метров, и помещений в них, в отношении нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, расположенных в сельских населенных пунктах с численностью населения менее 3 тысяч человек:

• 0,1 процента в 2020-2022 годах;

3) в отношении нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, расположенных (находящихся) в многоквартирных домах, общежитиях, в том числе во встроенных и (или) пристроенных к многоквартирному дому, общежитию помещениях:

• 0,6 процента в 2020-2022 годах;

4) в отношении иных объектов недвижимого имущества 2 процента».

Также региональный закон установил, что в случае соответствия объекта недвижимого имущества нескольким критериям при исчислении налога применяется минимальный размер установленной налоговой ставки.

В отношении физических лиц, являющихся собственниками коммерческого недвижимого имущества, включенного в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее - основной перечень объектов), предусматривается налогообложение, ставки которого устанавливают органы представительной власти муниципальных районов или сельских поселений. Это также дифференцированные ставки, не превышающие 2 процентов от кадастровой стоимости объектов недвижимости.

Указанные дифференцированные ставки по налогу на имущество свидетельствуют о значимости, достоверность и корректности основного перечня объектов.

В соответствии с требованиями статьи 378.2 НК РФ уполномоченный орган испол-

нительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода относительно основного перечня объектов должен выполнить следующие действия:

1) утвердить его в установленном порядке на очередной налоговый период;

2) направить в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации;

3) разместить на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Для осуществления подготовительной работы по формированию основного перечня объектов Правительством Удмуртской Республики принято постановление от 14 июля 2014 года № 270 «О порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения» (далее -Постановление № 270), которым утверждены Положение о порядке проведения этой работы и Методика определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения. Этим же постановлением Министерство имущественных отношений Удмуртской Республики (далее - Миниму-щество Удмуртии) назначено уполномоченным органом по определению вида этих объектов и формированию проекта основного перечня объектов.

В отношении объектов, включенных в основной перечень, должны быть указаны следующие характеристики:

• кадастровый номер здания (строения, сооружения);

• кадастровый номер помещения;

• адрес объекта, который формируется по территориальной принадлежности объекта к муниципальному району республики.

Так, в 2017 году в основной перечень объектов были включены 2 524 объекта недвижимого имущества, в 2018 году -3 207, 2019 - 10 571, в 2020 - 16 177, в 2021

году -17 182 (9 900 помещений и 7 282 здания), в 2022 году - уже 1 8 538 объектов. Перечни как правовые документы, утвержденные Правительством Удмуртской Республики в предыдущие годы и в текущем году, размещены на официальном сайте Минимущества Удмуртии (http://www.miour. 01/1^0^/^0/15013.^1).

Однако по данным, указанным в основном Перечне, достаточно сложно корректно определить для конкретного объекта недвижимости величину налоговой ставки, которая имеет дифференцированный характер. Для этого Минимуществом Удмуртии подготавливается еще и структурированный перечень, в котором объекты недвижимости систематизируются по четырем группам, указанным в статье 378.2 НК РФ. Структурированный перечень также размещается на официальном сайте Минимущества Удмуртии.

Следует отметить, что формирование структурированного перечня не предусмотрено действующими нормами федерального законодательства, и его статус - информационный ресурс.

Для формирования обоих перечней (основного и структурированного) Минимуществом Удмуртии в соответствие с Постановлением № 270 выполняются следующие мероприятия:

1) проводится анализ сведений из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН), ежегодно представляемых Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике, на предмет выявления объектов недвижимости, соответствующих критериям, установленным статьей 378.2 НК РФ, статьей 1.1 Закона Удмуртской Республики от 27 ноября 2003 года № 55-РЗ «О налоге на имущество организаций в Удмуртской Республике» (далее - критерии);

2) проводится анализ информации, содержащейся в торговом реестре Удмуртской Республики, ведение которого осуществляется Министерством промыш-

ленности и торговли Удмуртской Республики в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»;

3) проводится анализ информации об объектах недвижимости из открытых источников, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

4) запрашиваются у бюджетного учреждения Удмуртской Республики «Центр кадастровой оценки и технической инвентаризации недвижимого имущества» (далее - ЦКО БТИ) сведения о виде фактического использования объектов недвижимости, в отношении которых ЦКО БТИ проведена государственная кадастровая оценка;

5) у муниципальных образований Удмуртской Республики ежегодно запрашивается информация о наличии на их территориях объектов недвижимости, соответствующих определенным выше критериям, и проводится анализ представленных сведений;

6) ежегодно направляются запросы посредством межведомственного информационного взаимодействия:

• в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике в целях получения сведений из ЕГРН;

• в Управление Федеральной налоговой службы по Удмуртской Республике в целях получения сведений из единых государственных реестров юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

7) обследуются объекты недвижимости для определения вида их фактического использования по заявлениям, поступившим в Минимущество Удмуртии от собственников (владельцев) объектов недвижимости (юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан).

Для выполнения указанных мероприятий в структуре Минимущества Удмуртии соз-

дан отдел проверки недвижимости со штатной численностью 4 человека.

Для проведения обследований по заявлениям собственников (владельцев) объектов недвижимости приказом Минимущества Удмуртии формируется комиссия, как правило, из сотрудников отдела проверки недвижимости, к работе которой могут быть по необходимости привлечены представители:

• Министерства промышленности и торговли Удмуртской Республики;

• Министерства экономики Удмуртской Республики;

• Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике (по согласованию);

• Управления Федеральной налоговой службы по Удмуртской Республике (по согласованию);

• администрации муниципального района (городского округа) Удмуртской Республики, на территории которого проводится обследование.

Приказ о формировании комиссии готовится на каждое обследование отдельно, в нем, помимо персонального состава членов комиссии, обязательно отражаются основания проведения обследования (реквизиты заявления), перечень обследуемых объектов, даты начала и окончания проведения обследования.

Помимо Минимущества Удмуртии, обследованием ряда объектов недвижимого имущества занимается подведомственное министерству ЦКО БТИ, которое самостоятельно проводит изучение объектов недвижимости, включенных в специальный план обследований, подготовленный Минимуще-ством для ЦКО БТИ.

Таким образом, проверка актуальности сведений, достоверности информации и констатация факта реального вида использования объекта недвижимости осуществляется двумя способами - обследование со стороны Минимущества Удмуртии по заявительному принципу и плановое обследо-

вание объектов недвижимости со стороны ЦКО БТИ.

План обследований формируется Мини-муществом Удмуртии ежегодно не позднее 31 декабря текущего календарного года на основании сведений из ЕГРН, ежегодно представляемых Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике, и данных от органов местного самоуправления муниципальных образований Удмуртской Республики об объектах недвижимости, соответствующих критериям. План размещается на официальном сайте Минимущества Удмуртии в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в срок не позднее 3 рабочих дней со дня его утверждения.

В 2020 и 2021 годах в план обследования были включены помещения, расположенные на первых этажах многоквартирных домов, поскольку именно в этой категории помещений их фактическое использование подвержено частому изменению, их сложно однозначно отнести к категории торговых, бытовых или офисных помещений. В 2022 году в план обследований дополнительно были включены нежилые помещения, в отношении которых необходимо уточнять отдельные сведения, адресный ориентир или положение относительно родительского объекта (здания).

В 2020 году план обследований, выполнение которого осуществлялось ЦКО БТИ, включал 2 500 объектов, а в 2021 и 2022 годах планировалось ежегодно обследовать по 3 500 объектов. Увеличение количества объектов произошло в связи с тем, что в Постановление № 270 было внесено изменение в части минимального количества членов комиссии с 3 до 2 человек, и в расчетное значение нормативных затрат на выполнение указанной работы включались 12 месяцев полноценной работы, против предыдущего календарного года, когда такая работа впервые появилась в составе функций ЦКО БТИ только в марте 2020 года. В начале 2021 года в соответствии

с этим же изменением в учреждении был создан отдел нормализации баз данных, численность которого составляет шесть штатных единиц. В профессиональный состав сотрудников отдела входят юристы, строители и техники по инвентаризации зданий, строений, обладающие специальными знаниями в области инвентаризации недвижимого имущества.

Плановое обследование проводится комиссией из сотрудников ЦКО БТИ, состав которой формируется приказом по учреждению, в который, помимо сведений о членах комиссии, вносится информация о датах начала и окончания обследования и перечень объектов, по которым будет выполняться работа.

Процедуру проведения обследования условно можно разделить на несколько этапов.

На первом этапе сотрудники занимаются поиском технической и иной документации, идентифицирующей объекты, обследование которых предусмотрено планом, сопоставлением полученных из разных источников сведений с актуальными данными сайта Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии. С рядом проблем сотрудники сталкиваются уже на этом этапе. Это поиск актуальной информации о собственнике объекта недвижимости, определение фактического местоположения объекта. Часто в архивных базах БТИ нет такой информации, как кадастровый номер объекта, имеется только собственная унифицированная форма присвоения условных номеров, да и эти сведения могут быть неактуальными, поскольку сегодня институт технической инвентаризации практически не работает. По имеющимся поэтажным планам и экспликациям специалисты должны обеспечить поиск помещения, подлежащего обследованию, зачастую имея только адрес и размер его площади.

На втором этапе сотрудники обеспечивают подготовку предстоящего обследования. Именно на этом этапе происходит

оформление приказа о проведении планового обследования первой группы объектов, определяется их точный перечень и дата выхода на обследование. Специалисты изготавливают копии поэтажных планов, если такие имеются в архиве учреждения, чтобы оперативно провести замеры и (или) сопоставление помещений при выходе на объект. Как правило, работа на этом этапе проходит достаточно оперативно и не требует значительного времени, поскольку весь набор локальных нормативных актов в учреждении уже имеется.

Третий этап - уведомление собственников (владельцев) объектов недвижимости о предстоящем обследовании. Об этом собственник (владелец) объекта недвижимости (юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, гражданин) уведомляется не менее чем за 72 часа до начала его проведения любым доступным способом, в том числе с использованием средств телефонной, факсимильной, электронной связи, почтовым отправлением. В случае отсутствия сведений о контактных данных собственника (владельца) объекта недвижимости уведомление о проведении обследования направляется в те же сроки почтовым отправлением по почтовому адресу, присвоенному объекту недвижимости. Способ, дата и время отправления уведомления о проведении планового обследования указываются в Журнале фиксации отправления уведомлений о проведении плановых обследований.

На четвертом этапе организуется непосредственное обследование объекта, во время которого сотрудники ЦКО БТИ также сталкиваются с рядом проблем и основная из них - точность определения вида фактического использования объектов недвижимости, поскольку пока нет правовой регламентации для подробной классификации объектов, которыми можно было бы руководствоваться с целью однозначного установления вида использования объекта.

И завершающий этап работы - составление акта обследования фактического

использования недвижимости, в котором должно содержаться заключение о соответствии (несоответствии) объекта недвижимости установленным критериям.

Результаты обследования учитываются при принятии решения об исключении объектов недвижимости из основного перечня объектов, утвержденного на соответствующий налоговый период. Минимущество Удмуртии готовит на рассмотрение Правительства Удмуртской Республики проект постановления Правительства Удмуртской Республики об исключении объекта недвижимости из перечня. За текущий период 2022 года таким образом были исключены 116 объектов недвижимости. Однако говорить о том, что объект, исключенный из основного перечня, выпадает из базы для налогообложения не приходится, поскольку для юридических лиц налог на такой объект будет рассчитываться исходя из среднегодовой стоимости их имущества, а для физического лица или индивидуального предпринимателя налогообложение такого объекта будет зависеть от выбранного этим субъектом налогового режима.

Кроме описанного порядка исключения из основного перечня объектов на территории Удмуртской Республики, предпринимателями и гражданами активно реализуется судебный порядок. В рамках административного судопроизводства оспаривается нормативный правовой акт в части исключения объекта из основного перечня объектов.

За 2020 год Верховным Судом Удмуртской Республики рассмотрены и разрешены по существу 33 административных дела по исключению 178 объектов недвижимости из основного перечня. По результатам судебных слушаний в отношении 23 объектов недвижимости административные иски удовлетворены не были как по причине того, что земельные участки под этими объектами имеют вид разрешенного использования «размещение зданий административного, коммерческого назначения», так и по причине того, что согласно представ-

ленной технической документации более 20 процентов помещений в здании использовались для размещения объектов торговли.

За 2021 год Верховным Судом Удмуртской Республики рассмотрены и разрешены по существу 28 административных дел по исключению из основного перечня 79 объектов недвижимости. Из них отказано в удовлетворении по 4 исковым требованиям в отношении 6 объектов недвижимости по тем же основаниям, что и в 2020 году. По остальным 24 делам вынесены положительные решения в пользу истцов.

По состоянию на 1 июля 2022 года Верховным Судом Удмуртской Республики рассмотрены и разрешены по существу 21 административное дело по исключению из основного перечня 81 объекта недвижимости Из них отказано в удовлетворении по 1 исковому требованию в отношении 2 объектов недвижимости 1.

В ряде случаев в суды подавали иски об исключении объектов из перечня сами собственники. Как правило, основанием для удовлетворения таких исковых требований является то, что объекты включались в основной перечень на основании сведений, полученных в рамках межведомственного взаимодействия с филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата» и с Управлением Росреестра по Удмуртской Республике, которые не всегда имеют актуальный характер. Во-первых, это связано с тем, что собственниками своевременно не обновляются данные о фактическом использовании объектов, во-вторых, с тем, что на момент судебного слушания не все объекты основного перечня прошли через процедуру плановых обследований со стороны ЦКО БТИ ввиду большого их количества.

Необходимо отметить, что в ходе проведения мероприятий по уточнению основного перечня объектов недвижимости на тер-

ритории Удмуртской Республики выявлен ряд объективных проблем, а именно:

• в ЕГРН не содержится в обязательном порядке точная информация о назначении объектов недвижимости (помещений), как правило, просто указывается - «нежилые помещения»;

• в случаях использования бывших производственных зданий в качестве торговых центров или офисных центров отмечается несоответствие предназначения объекта, указанному в правоподтверждающих документах, документах технического учета, его фактическому использованию (бывшие производственные площадки заводов в ЕГРН учитываются как производственные объекты, а новые собственники этих зданий и помещений не заинтересованы в изменении назначений объектов в соответствие с фактическим использованием -офисное либо торговое), кроме того, вид разрешенного использования земельных участков под такими промышленными площадками, как правило, предусматривает размещение цеха, производственной базы, склада товарной продукции;

• некоторые помещения не имеют привязки к зданию - родительскому объекту, иногда отсутствует информация о земельных участках, на которых находятся здания, техническая документация в архивах бюро технической инвентаризации имеется не по всем объектам недвижимости, включенным в основной перечень объектов, и она не всегда актуальная;

• многофункциональный вид разрешенного использования земельного участка не позволяет однозначно утверждать, что на таком участке расположены административно-деловые центры или торговые центры (комплексы);

1 С решениями Верховного Суда Удмуртской Республики можно ознакомится на официальном сайте суда http://vs.udm.sudrf.ru

• проблематичность определения вида фактического использования объектов недвижимости ввиду отсутствия надлежащей правовой составляющей, позволяющей унифицировать критерии отнесения объектов к тому или иному фактическому использованию (например, в настоящее время отсутствуют разъяснения, относятся ли к объектам, налогообложение которых осуществляется по их кадастровой стоимости, объекты оптовой торговли или офисы организаций, осуществляющих деятельность в сфере 1Т-технологий и т. п.).

Таким образом, даже проведенное обследование объекта недвижимости с целью формирования основного перечня объектов не всегда обеспечивает (в том числе в судебном порядке) защиту интересов республики. Указанные проблемы возможно было бы разрешить следующим образом:

• принятие на федеральном уровне единой для всех субъектов Российской Федерации методики определения вида фактического использования объектов недвижимости;

• внесение изменений в статью 378.2 НК РФ в части актуализации определений торгового, офисного и бытового назначения объекта.

Однако такое «точечное» изменение законодательства не потребовалось бы в случае внесения изменений статью 378.2 НК РФ в части установлении порядка исчисления налога на имущество юридиче-

ских и физических лиц от кадастровой стоимости в отношении всех видов объектов налогообложения независимо от вида их фактического использования.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) : Федеральный закон от 5 августа 2000 года № 117-ФЗ. Доступ из справочной правовой системы «Консуль-тантПлюс».

2. О налоге на имущество организаций в Удмуртской Республике : Закон Удмуртской Республики от 27 ноября 2003 года № 55-РЗ : в редакции от 15 июля 2022 года. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

3. О порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения : постановление Правительства Удмуртской Республики от 14 июля 2014 года № 270. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

4. Министерство имущественных отношений Удмуртской Республики : [официальный сайт]. URL: http://www.miour.ru/ miour/info/15013.html

5. Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации : Федеральный закон от 28 декабря 2009 года № 381-Ф3. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

6. Верховный Суд Удмуртской Республики : [официальный сайт]. URL: http://vs.udm. sudrf.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.