УДК 796-053.2.796.2
А. А. ГЕРАСЬКИН Л. М. ИВАНОВА Е. Г. БАБУШКИН
Омский государственный институт сервиса Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского
ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
У НАПАДАЮЩИХ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ
Разрабатываемая методика создает предпосылки к формированию индивидуального стиля деятельности в нападении на начальном этапе освоения технико-тактической подготовленности не только путем приспособления игрока к общему рисунку игры команды, но и путем создания условий для творческой активности, направленной на улучшение физической подготовленности, расширение арсенала технических приемов и тактических умений. Ключевые слова: индивидуальный стиль, методика, нападающий удар, волейболисты.
Эффективность деятельности в современном волейболе во многом зависит от развития специальных для деятельности психических качеств и жизненных проявлений индивидуальных различий спортсменов. Проявления нейродинамических и психодинамических свойств человека оказывают влияние на формирование индивидуального стиля деятельности. Согласно концепции В. С. Мерлина
[1], индивидуальный стиль обусловлен иерархическими уровнями индивидуальности: типом нервной системы, навыками и умениями, свойствами личности. Он представляет приспособительную систему приемов работы для выполнения познавательной, трудовой, спортивной и других видов деятельности и содержит выбор ситуаций и заданий, организацию рабочего места, подготовку к работе и т.д. Под индивидуальным стилем понимается также система целенаправленных действий, способствующих достижению определённого результата деятельности
[2]. Важнейшим условием для формирования индивидуального стиля является сознательное отношение занимающихся к выполняемой работе. Это облегчает поиск лучших приемов и способов, помогающих добиваться успеха в труде и спорте.
Анализ литературы в этом направлении обнаружил ограниченное число источников с описанием характера типичных для волейболистов индивидуальных стилей деятельности. О. П. Топышевым [3] при анализе индивидуально-тактической деятельности выделено два типа — «осторожный» и «рискованный», сами названия которых хорошо отражают особенности тактической деятельности волейболисток. М. Я. Ким [4] установлено, что стили игры формируются на базе психодинамических свойств нервной системы и проявляются в зависимости от личностных особенностей, уровня развития психических и интеллектуальных качеств. В исследовании И. Ш. Тучашвили [5] выделено три группы
волейболистов, обладающих определенными особенностями игровой деятельности. Он различает «когнитивный стиль» (наличие у спортсменов высокого развития интеллектуальных качеств), «реактивный стиль» (преобладание развития сенсомотор-ных качеств), «прогнозирующий стиль» (сочетание развития интеллектуальных и сенсомоторных качеств). Такие особенности позволяют строить игровую деятельность либо на основе глубокого изучения действий противника и прогнозирования развития игровых ситуаций, либо сосредоточения внимания на быстроте и тактической целесообразности предстоящих действий.
На наш взгляд, формирование индивидуального стиля деятельности в волейболе должно осуществляться не только путём приспособления игрока к общему рисунку игры команды, но и путём создания условий для творческой активности, направленной на улучшение физической подготовленности, расширение арсенала технических приемов и тактических умений. Изучая игру волейболистов, на примере нападающих второго темпа и учитывая проявления индивидуальных различий спортсменов, нами выделены два стиля ведения игры, которые мы определили как атлетический и комбинационный.
По нашим данным, атлетический стиль нападения характерен для игроков, обладающих мощным прыжком, высоким ростом, имеющих хорошо развитую мускулатуру плечевого пояса. Такие игроки достаточно редко используют в своих атаках обманные или нацеленные удары в незащищенные места площадки. Их стихия — мощное нападение поверх блока, силовые удары блок-аут или резкие удары, с использованием ошибок блокирующих противника. К таким ошибкам относятся: несвоевременное соединение рук на блоке, неправильный разворот кистей, неодновременная или разновысокая
о
от
Е
Т
постановка блока и др. Положительной стороной атлетического стиля является бескомпромиссный характер ведения соревновательной борьбы, агрессивность при выполнении атакующих действий. В решающие моменты матча такие игроки, как правило, смело берут на себя инициативу в отыгрыше важных для команды мячей. Однако слабостью игры нападающих с атлетической манерой является то, что они своими действиями предоставляют возможность блокирующим и защитникам соперника приспособиться к прямолинейному нападению, а желание нападающего отыграть мяч силовым нападением иногда идет в ущерб интересам команды. Ещё один недостаток — такие спортсмены нерационально расходуют свои физические возможности в игре.
Игра спортсменов, тяготеющих к комбинационному стилю, отличается сочетанием мощного нападения с применением обманных ударов. Они широко используют переводы мяча в обход блока, хитроумную игру от блока в аут. Против таких нападающих значительно сложнее играть в защите. Противнику трудно предугадывать — какое направление, какой из способов нападения для завершения атаки выберет нападающий комбинационного стиля. Однако наблюдения показывают, что порой нападающие такого стиля злоупотребляют обманными действиями в ущерб силовому решению игровых задач, особенно в решающих моментах матча. Это зачастую приводит к негативным последствиям, так как защитники в такие моменты бывают особенно мобилизованы и способны поднимать самые безнадежные мячи.
Безусловно, нельзя говорить, что тот или иной стиль игры лучше или хуже, так как оба стиля имеют и сильные, и слабые стороны. Правильный путь при формировании индивидуального стиля, очевидно, лежит в поиске такого стиля деятельности, который бы наилучшим образом подходил тому или иному спортсмену.
Для успешной подготовки к деятельности представителей атлетического стиля игры приоритетным, на наш взгляд, должно быть воспитание «спортивной агрессии», «спортивной злости», повышение физической подготовленности. Однако не следует забывать при этом и о работе над такими техническими элементами, как обманный удар, удары с переводами и т.д. У игроков комбинированного стиля одной из ведущих сторон тактической подготовки — формирование способности к решению тактических задач различной сложности, требующие гибких решений, подключая к ним в решающие моменты игры и силовое нападение.
Формирование основ индивидуального стиля игры в нападении проходило в виде дополнительных учебных занятий со студентами Омского государственного технического университета, занимающихся на специализации «Волейбол». Путём наблюдений проведено разделение студентов на группы, предпочтительно склонных к атлетическому стилю и более склонных к комбинационному стилю ведения игры. Учитывались физические данные студентов, данные педагогических наблюдений, результаты тестов Я. Стреляу и Г. Айзенка.
Установлено, что испытуемые, более склонные к атлетическому стилю ведения игры, имели в равной степени проявления сильного и слабого типов нервной системы, в большинстве обладали высокой эмоциональной устойчивостью и уравновешенностью нервных процессов. У волейболистов
с преобладанием стремления к комбинационному стилю преимущественно наблюдалась склонность к проявлениям сильного типа нервной системы. Они имели в основном высокий и средний уровень эмоциональной устойчивости, обладали проявлениями неуравновешенности нервных процессов как в сторону возбуждения, так и в сторону торможения.
На следующем этапе была разработана методика [6, 7], направленная на формирование определенного стиля деятельности в нападении на фоне формирования достаточного уровня мотивации, по Е. Г. Бабушкину [8]. Волейболистам предлагались тренировочные упражнения, близкие по технике, но акценты тактической направленности упражнений были различны, объем и интенсивность заданий регулировались в зависимости от задачи по формированию конкретного стиля. Мы рекомендовали игрокам атлетического стиля максимально использовать свои физические возможности и применять силовое нападение, удары поверх блока и удары от блока в аут. Причем интенсивность выполнения упражнений у студентов, с проявлениями преимущественно «сильного» типа нервной системы, была выше, чем для игроков с преобладанием слабого типа, которым выполнение упражнений предлагалось в более низком темпе. Это согласуется с данными Е. П. Ильина [9], свидетельствующими, что аэробная выносливость, характеризующая максимальную производительность деятельности, свойственна лицам с сильной нервной системой. Спортсмены со слабой нервной системой обладают средним и низким уровнем максимальной производительности.
Студенты, более склонные к комбинационному стилю ведения игры, обладали средними физическими данными. Наши рекомендации для этой группы содержали расширение индивидуального тактического арсенала, необходимого при выполнении атакующих действий. Испытуемым предлагались упражнения с использованием нападающих ударов с переводом в разные зоны площадки, применением обманных ударов. Темп выполнения упражнений предлагался высокий.
Результаты исследования: анализ записей игр турнира, проведенного в начале эксперимента, показал, что как игроки, более склонные к атлетическому стилю, так и игроки, склонные к комбинационному стилю, атакующие приемы использовали практически равное количество раз. Причем даже на этом этапе эксперимента игроки, склонные к атлетическому стилю, использовали силовое нападение чаще (29 %), чем игроки комбинационного стиля (16 %). Обманные удары и удары с переводом игроки, склонные к комбинационному стилю, применяли чаще (7 % и 8 % соответственно) чем игроки атлетического стиля (4 % и 5 %) (табл. 1). При анализе записей игр во время контрольного турнира выяснилось, что игроки комбинационного стиля применяли обманные удары в 30 % случаев от общего числа выполненных атакующих действий, перевод мяча вправо от блока в 25 % случаев; остальные регистрируемые действия, такие как силовое нападение, — в 12 % случаев, удары от блока в аут — в 18 %, удары поверх блока — в 15 %. У игроков, более склонных агрессивному стилю, приоритетным было силовое нападение (34 %), нападение поверх блока (26 %), удары от блока в аут (18 %). Обманные удары и удары с переводом мяча вправо занимали в примененных ими атакующих действиях 14 %
Таблица 1
Характер атакующих действий игроков различного стиля нападения в условиях соревнований в начале эксперимента
Атакующие действия Общее количество выполненных ударов
Игроки атлетического стиля Игроки комбинационного стиля
Тактика выполненных ударов 35 38
Правильность принятия решения (кол-во) % Успешность реализации решения (кол-во) Правильность принятия решения (кол-во) % Успешность реализации решения (кол-во)
Силовое нападение 10 29 6 7 16 5
Нападающие удары от блока в аут 3 9 1 4 11 2
Обманные удары 4 11 2 7 16 4
Нападающие удары с переводом 5 14 2 8 18 5
Нападающие удары поверх блока 13 37 6 12 32 5
Таблица 2
Характер атакующих действий игроков различного стиля нападения в условиях соревнований в конце эксперимента
Атакующие действия Общее количество выполненных ударов
Игроки атлетического стиля Игроки комбинационного стиля
Тактика выполненных ударов 58 64
Правильность принятия решения (кол-во) % Успешность реализации решения (кол-во) Правильность принятия решения (кол-во) % Успешность реализации решения (кол-во)
Силовое нападение 19 34 14 8 12 6
Нападающие удары от блока в аут 11 18 7 12 18 6
Обманные удары 8 14 7 19 30 16
Нападающие удары с переводом 5 8 2 16 25 10
Нападающие удары поверх блока 15 26 9 9 15 8
и 8 % соответственно (табл. 2). Необходимо отметить, что успешность реализации тактически правильных решений в конце эксперимента возросла у обеих групп испытуемых.
Таким образом, отмечена положительная тенденция при формировании основ индивидуального стиля в нападении. Во время соревнований студенты экспериментальной группы, склонные к тому или иному стилю игры, чаще использовали атакующие действия, совершенствованию которых уделялось большее внимание на дополнительных занятиях. Методика, направленная на формирование определенного стиля деятельности в нападении, может быть положена в основу практики обучения в ДЮСШ, в вузах, ссузах и других учебных заведениях на занятиях по физическому воспитанию или отделениях спортивного совершенствования.
Выводы
1. Атакующие действия, на совершенствование которых отводилось больше учебного времени при
формировании основ индивидуального стиля, в соревновательной обстановке использовались волейболистами значительно чаще.
2. В ходе эксперимента удалось заложить основы индивидуального стиля деятельности в нападении. Результаты работы позволяют утверждать, что с ростом спортивного мастерства индивидуальный стиль каждого из спортсменов будет проявляться более ярко и эффективно.
Библиографический список
1. Мерлин, В. С. Личность как предмет психологического исследования / В. С. Мерлин. — Пермь : ПГПИ, 1977. — 80 с.
2. Егорова, М. С. Психология индивидуальных различий / М. С. Егорова. — М. : Планета детей, 1997. — 328 с.
3. Топышев, О. П. Педагогические аспекты совершенствования деятельности спортсменов в игровых видах спорта : ав-тореф. дис. ... д-ра пед. наук / О. П. Топышев. — М., 1989. — 48 с.
о
от
Е
Т
4. Ким, М. Я. Индивидуализация игровой подготовки волейболисток с учетом особенностей решения оперативных задач (на примере групп спортивного совершенствования) : ав-тореф. дис. ... канд. пед. наук / М. Я. Ким. — М., 1994. —24 с.
5. Тучашвили, И. Ш. Некоторые психологические аспекты индивидуального стиля спортивной деятельности / И. Ш. Тучашвили // Рудиковские чтения : материалы Междунар. науч. конф. психологов спорта и физ. культуры. — М. : [б. и.], 2004. — С. 105-107.
6. Козин, В. В. Теория и практика применения деятель-ностного подхода к подготовке спортсменов в игровых видах /
B. В. Козин, А. А. Гераськин / Омский научный вестник. Сер. Общество. История. Современность. — 2014. — № 1 (125). —
C. 167 — 172.
7. Формирование тактических умений волейболистов при игре в нападении с учётом амплуа / Л. М. Иванова, А. А. Гераськин, И. А. Рогов, А. В. Родионов. — Омск : СибГУФК, 2011. — 144 с.
8. Бабушкин, Е. Г. Формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортом : учеб. пособие / Е. Г. Бабушкин. — Омск : ОГИС, 2012. — 82 с.
9. Ильин, Е. П. Эффективность игровых действий волейболисток в связи с типологическими особенностями проявле-
ния свойств нервной системы / Е. П. Ильин, Н. А. Рыбакова // Психофизиология : сб. науч. тр. / Ленингр. гос. пед. ин-т им. А. И. Герцена. — Л. : ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1979. — С. 31 — 35.
ГЕРАСЬКИН Анатолий Александрович, кандидат педагогических наук, доцент (Россия), доцент кафедры физического воспитания Омского государственного института сервиса.
ИВАНОВА Лариса Михайловна, кандидат педагогических наук, доцент (Россия), доцент кафедры физического воспитания Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского. БАБУШКИН Евгений Геннадьевич, кандидат педагогических наук, доцент (Россия), заведующий кафедрой физического воспитания Омского государственного института сервиса. Адрес для переписки: anatoly_geraskin@mail.ru
Статья поступила в редакцию 29.05.2015 г. © А. А. Гераськин, Л. М. Иванова, Е. Г. Бабушкин
УДК 7966 И. А. ЗДАНОВИЧ
И. Ю. ГОРСКАЯ Т. А. КРАВЧУК А. Г. САРАМУД
Сибирский государственный университет физической культуры и спорта,
г. Омск
КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПОРТСМЕНОВ В СПОРТИВНОМ ТУРИЗМЕ
В статье представлены теоретические и экспериментальные результаты собственных исследований, посвященных обоснованию эффективных и доступных способов контроля технико-тактической подготовленности в спортивном туризме. Разработаны тесты и нормативные критерии оценки для спортсменов разного уровня квалификации. Выявлены наиболее значимые показатели технико-тактической подготовленности, обусловливающие успешность достижения соревновательного результата в спортивном туризме (пешеходные дистанции). Обоснован прогноз временных диапазонов роста уровня квалификации в спортивном туризме.
Ключевые слова: спортивный туризм, пешеходные дистанции, технико-тактическая подготовленность, соревновательная деятельность, тренировочный процесс.
Актуальность. В конце прошлого века появил- освоенного пространства, так и в регионах, не охва-
ся новый вид спорта, который получил название ченных ранее спортивным туризмом. Спортивный
туристское многоборье, который сейчас имеет на- туризм развивается в настоящее время быстрыми
звание спортивный туризм. Несмотря на свою мо- темпами, а методических материалов для оценки
лодость, он стремительно набирает обороты и заво- и контроля уровня технической подготовленности
ёвывает всё большие территории как внутри уже в этом виде спорта явно недостаточно^, 2].